Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»
В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал.
На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.
Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.
Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.
Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.
Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.
Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.
Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.
Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.
В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.
Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.
Идея для написания
Действие рассказа происходит в конце сороковых годов. Впервые произведение было опубликовано в 1973 году в газете «Советская молодежь» в городе Иркутске. Свое творение автор посвятил маме своего близкого товарища — учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой.
В основу рассказа легли детские впечатления и воспоминания. По словам самого автора, это автобиографическое творение. После того как Распутин окончил четвертый класс, ему пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать обучение. Это был сложный период в жизни будущего писателя. Он жил у чужих людей, постоянно недоедал, не имел возможности хорошо одеваться, многие одноклассники не принимали простого деревенского мальчишку. Все действия и события, описанные в рассказе, можно считать реальными, так как именно такой путь Распутину пришлось пройти.
В тяжелый период жизни маленького мальчика поддерживала только учительница Лидия Михайловна. Она помогала Распутину, присылала посылки и писала письма.
Ключевые элементы главной мысли
Уроки: главная мысль рассказа заключается в том, что уроки французского языка помогают человеку расширить свои знания и навыки в области иностранных языков.
Рассказ: автор рассказывает о своем опыте изучения французского языка и демонстрирует, как он смог преодолеть сложности и достичь успеха в этом процессе.
Французский: иностранный язык, выбранный автором для изучения, имеет свои особенности, однако с помощью уроков и регулярной практики можно достичь своих целей.
Мысль: основная мысль рассказа заключается в том, что изучение французского языка через уроки позволяет людям развивать свои коммуникативные навыки, открывать новые горизонты и обогащать свою личность.
Основные идеи
Французского языка — уроки, которые помогут освоить новый язык и погрузиться во всю прелесть французской культуры. Рассказ о главных принципах изучения, запоминания и использования французского языка.
Уроки французского преподаются на различных уровнях сложности, начиная от базовых знаний и заканчивая продвинутыми навыками. В ходе занятий студенты узнают правила грамматики, словарный запас, особенности произношения и совершенствуют навыки письма и разговорной речи.
Рассказ об уроках французского языка делает акцент на овладении языком не только в теории, но и на практике. Студенты имеют возможность применить свои знания в реальных ситуациях, общаясь с носителями языка или используя французский в повседневной жизни.
Главная мысль рассказа заключается в том, что изучение французского языка — это не только восполнение пробелов в знаниях, но и открытие новых горизонтов, расширение своего кругозора, возможность познакомиться с удивительной культурой Франции и других франкоязычных стран.
Доказательства и примеры
В рассказе «Уроки французского» главная мысль связана с тем, что изучение иностранного языка имеет множество преимуществ. Это подтверждается реальными доказательствами и примерами.
Во-первых, изучение французского языка открывает двери к новым возможностям. Знание иностранного языка позволяет расширить круг общения и найти новых друзей. Кроме того, эта навык поможет в путешествиях по Франции и другим франкоязычным странам, где вы сможете легче общаться и лучше понимать местную культуру.
Во-вторых, изучение французского языка может улучшить карьеру. Французский является одним из официальных языков Организации Объединенных Наций, Европейского союза и других международных организаций. Знание этого языка может стать преимуществом при поиске работы и повысить вашу конкурентоспособность на рынке труда.
Наконец, изучение французского языка способствует развитию интеллектуальных способностей
Исследования показывают, что изучение иностранного языка может повысить когнитивные функции мозга, такие как память, внимание и аналитическое мышление. Кроме того, оно расширяет кругозор и помогает лучше понимать культуру и традиции других народов
Аргументация автора
Главная мысль рассказа «Уроки французского» заключается в том, что изучение иностранного языка — это важный и полезный процесс, который приносит много пользы.
Автор приводит несколько примеров того, как знание французского может быть полезным в повседневной жизни. Он упоминает о возможности путешествовать по Франции и общаться с местными жителями на их родном языке. Это открывает больше возможностей для познания культуры и традиций страны.
Другим аргументом автора является то, что знание французского может улучшить карьерные перспективы. В мире, где международные связи играют все большую роль, знание нескольких языков может стать преимуществом при поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.
Важным аспектом, который автор подчеркивает, является то, что изучение французского языка помогает развить когнитивные и лингвистические навыки. Обучение новому языку требует активного мышления, памяти и аналитических способностей, что способствует развитию мозга.
В заключение, рассказ «Уроки французского» призывает читателей понять важность изучения иностранного языка, особенно французского. Знание этого языка может открыть новые возможности и принести множество пользы в личной и профессиональной жизни
Тема и идея
В произведении автор больше всего говорит о двух чувствах: голоде (физическом) и гордости (моральном). Главный герой постоянно недоедает, но мужественно сносит все испытания ради образования, пытаясь худо-бедно поддерживать свое здоровье. Но принимать помощь от других он тоже не готов, так как ему мешает гордость. К тому же, он понимает: когда учительница отдает продукты ему, она отнимает их от себя.
Учительница же, в свою очередь, делает все, чтобы помочь своему худому подопечному. Она не настаивает на том, чтобы он принимал от нее продукты, так как уважает мальчика и его чувства. Вместо этого она использует различные хитрости, чтобы все-таки помочь, но при этом не задеть гордости своего ученика. В результате она жертвует даже работой и ни капли не смущается, так как знает – она выполнила свой учительский долг, что бы кто там о ней не думал. Ведь в помощи ученикам этот долг и состоит.
Темы
В анализируемом произведении автор поднимает очень актуальную тематику для тех, кому пришлось в школьные годы пережить трудности.
Одна из основных тем произведения – это тема отзывчивости. Автор уверен, что данное качество необходимо сохранить в себе. Человек должен уметь сопереживать другим людям, чтобы не стать эгоистичным животным, которое может пойти абсолютно на все ради собственной выгоды. У человека должна быть душа, которая умеет чувствовать.
Еще одна тема произведения – это тема доброты. Всю доброту в произведении автор показывает в образе Лидии Михайловны. Когда на горизонте она увидела проблему, то не отвернулась от неё, а с упорством и терпением принялась её решать.
Любовь к профессии – данную тему тоже следует отдельно отметить. На примере учительницы Лидии Михайловны автор показывает то, каким должен быть учитель на самом деле – до безумия любить свою профессию. Ведь настоящий учитель должен не только идеально знать свой предмет и учить детей, но и воспитывать, и помогать своим подопечным.
Распутин поднимает такую важную тему, как сила духа. Её он демонстрирует на примере своего героя. Даже в самой сложной ситуации мальчику удается сохранить свое лицо и человеческое достоинство. Он не пытался получить что-то от жизни или других людей бесплатно, он всего старался добиться своим собственным трудом.
Тема скромности так же была затронута в рассказе. Мальчик, который родился в деревне, намного скромнее своих городских ровесников
Он ко всему относится с осторожностью, а дорогие подарки, которые он не заслужил, и вовсе обходит стороной
Проблемы
Что же касается проблематики произведения, то автор поднимает извечные проблемы, которые всегда волновали, и будут волновать читателей.
Проблема одиночества – одна из важных проблем произведения. Автор демонстрирует читателю то, насколько люди стали озлобленными и угнетенными после продолжительных военных действий. Мы хорошо видим отчетливую разницу между деревней и городом, когда деревенский мальчишка не в состоянии понять безнравственность и пресыщенность ребят, проживающих в городе.
Проблема бедности – серьезная проблема во все времена. В анализируемом произведении мы отчетливо видим, какая разруха и нищета царит в стране после войны. Люди не живут, а скорее выживают, стараясь хоть как-то свести концы с концами. Это не могло не отразиться на их моральном облике.
Проблема равнодушия – это так же актуальная тема и по сей день по той причине, что это одно из самых ужасных качеств человека. Когда человек безразлично относится к жизни и судьбе других людей, его душа черствеет. Подобное хорошо заметно в тот момент, когда мальчишки жестоко избивают героя, или когда директор школы не хочет разобраться в происходящем, а просто увольняет Лидию Михайловну. Данные поступки показывают то, что люди равнодушны к чужой беде. Им легче отмахнуться от соседа, чем постараться ему помочь.
Детское насилие – еще одна проблема произведения. Главного героя неоднократно избивают его сверстники, но никто даже не пытается как-то решить этот вопрос. На его защиту становится только учительница. А настоящие виновники – любители азартных игр – так и остались безнаказанными.
Что же касается жизни в деревне, то её мы видим как постоянный выматывающий рабский труд и голод. Денег нет абсолютно ни на что, поэтому чтобы обуть своего ребенка, необходимо продать что-то из вещей.
Человечность
21 предложение/ 357 слов
Что такое человечность? Это, прежде всего, доброжелательное и гуманное отношение к людям, то есть способность понять другого человека, почувствовать его переживания и в нужный момент прийти на помощь ближнему. Именно этому моральному качеству посвящен рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973).
Сам автор был глубоко убежден, что главной задачей литературы является воспитание чувств человека: «…прежде всего доброты, чистоты, благородства». Носителем этих нравственных идеалов в его произведении является учительница французского языка Лидия Михайловна. Эта молодая женщина, ради того, чтобы помочь своему бедному голодающему ученику, нарушила много школьных запретов и правил, за что в итоге поплатилась своей работой. Но даже после этого она продолжила заботиться о мальчике и присылала ему продукты. Способность учительницы несмотря ни на что оставаться верной своим идеалам и идти к поставленной цели поистине восхищает. Своим поведением эта женщина демонстрирует пример истинной человечности.
Лидия Михайловна много раз оказывалась перед выбором: помочь своему воспитаннику или отступиться от него. Когда она только узнала, что мальчик играет в азартные игры, она могла бы доложить об этом директору, поскольку, с точки зрения школьной идеологии, именно такое поведение педагога считалось корректным. Но учительница не сделала этого. Расспросив мальчика о его поступке и узнав, что деньги герою нужны лишь для покупки «баночки молока», Лидия Михайловна смогла войти в положение ребенка и понять его. Поэтому она стала заниматься с ним французским дополнительно у себя дома, чтобы потом иметь возможность накормить ученика ужином. Но мальчик каждый раз сопротивлялся этому желанию, поскольку от такого, как ему казалось, слишком щедрого предложения, из него «пулей выскакивал всякий аппетит».
В этот момент Лидия Михайловна также могла бы отказаться от своей идеи помочь ребенку, но она настойчиво шла вперед, сначала подкидывая герою посылку с продуктами, а затем и предлагая сыграть на деньги в «пристенок». Женщину не пугало даже то, что в соседней квартире живет директор школы, который может услышать их. И когда в итоге это произошло, Лидия Михайловна честно призналась директору в содеянном и взяла всю вину на себя. Тем самым она дала своему воспитаннику шанс продолжить учебу в школе.
Мне кажется, человек, способный демонстрировать такие высокие моральные качества непременно заслуживает уважения. Именно поэтому автор посвящает свой рассказ простой школьной учительнице, которая оказалась способной совершить поистине достойный и благородный поступок.
см. также:Другие сочинения по произведению Уроки французского, Распутин
Главные герои и их характеристика
Автор — Валентин Распутин
Год написания — 1987
Жанр — рассказ
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, не исчезает:
Распутин затрагивает проблемы нравственности, взросления, милосердия
Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеколюбия.
Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и революций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная преодолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — характерная особенность произведений Распутина.
Герой рассказа приезжает из деревни учиться в райцентр, где находится восьмилетка. Живется ему трудно, голодно — время послевоенное. В районе у мальчика нет ни родных, ни знакомых, он живет на квартире у чужой тети Нади.
Отзывчивость– по мнению Распутина, для человека жизненно важно сохранить в себе отзывчивость, способность к сопереживанию, а не превращаться в эгоистичное животное, готовое ради своего выживания на любую подлость, или бездушный механизм, слепо выполняющий свою работу.
Доброта– Лидия Михайловна является образцом доброты в произведении. Ибо, увидев перед собой проблему, она не только не отмахнулась от неё, но и проявила недюжинное терпение и упорство, чтобы решить её.
Любовь к профессии– на примере Лидии Михайловны Распутин показал, каким должен быть учитель, по-настоящему любящий свою профессию
Настоящий преподаватель должен не только следовать школьным правилам и учить детей, но и воспитывать их и помогать им в трудной ситуации.
Сила духа– на примере своего героя писатель продемонстрировал читателю настоящую силу духа, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы в даже самой трудной ситуации сохранять человеческое достоинство, пытаться не просто урвать от жизни самое лучшее, но честно заслужить своё счастье настоящим трудом.
Скромность. Деревенский мальчик более робкий и интеллигентный, чем его городские сверстники. Он боится своего несоответствия городскому образу жизни и не может принять дорогих подарков, которые не заслужил.
История создания
История создания
Род, жанр, творческий метод
Тематика
Основные герои
Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.
Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:
Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.
Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.
Художественное своеобразие
С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.
Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:
Квартировать
— снимать квартиру.Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.Пошвыркать — похлебать.Гольный кипяточек — чистый, без примесей.Вякать — болтать, говорить.Тюкать — несильно ударять.Хлюзда — плут, обманщик, шулер.Притайка — то, что спрятано.
Значение произведения
Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.
История создания рассказа «Уроки французского»
В основу рассказа легла автобиографическая история автора. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница В
Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место
По мнению Распутина, именно такая женщина в силе изменить то, что не подвластно обычному человеку. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять что является добром, а что злом.
В рассказе «Уроки французского» мы видим обыкновенного сельского мальчика и его учительницу. Ребенок обладает чистотой и доброй душой, однако тяжелые жизненные условия вечная нищета голод, толкает его на неправильный путь. Чтобы заслужить авторитет среди мальчишеской компании, ребенок начинает играть с ними в «чику», чтобы они быстрее его приняли.
Но все равно это не помогает, и мальчик вынужден терпеть постоянные унижения и даже рукоприкладство со стороны старших ребят. Эту ситуацию вовремя заметила учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она пытается узнать у ребенка, что же побудило его играть на деньги.
Мальчик, который не привык к доброму отношению и обыкновенному человеческому участию, начинает рассказывать учительнице, что играет для того, чтобы иметь друзей и заработать денег себе на еду, так как из-за бедности родителей постоянно голодает.
Композиция и конфликт
Главной композиционной особенностью произведения является то, что рассказ делится на шесть логических частей. Данные части разделены очень небольшим временным промежутком. Структура рассказа классическая.
Первая часть – это экспозиция, в которой мы знакомимся с главным героем и его историей.
Во второй части произведения мы видим завязку. Мы узнаем о тех лишениях и трудностях, которые пришлось преодолевать мальчику, оказавшись в чужом городе.
Четвертая часть произведения – это кульминация. Автор описывает тот момент, когда голодающий мальчик отказывался принять от учительницы посылку с продуктами. Данное событие становится поворотным в произведении и выводит отношения учительницы и мальчика на новый уровень.
Трагедия произведения заключается в том, что директор школы не разбирается в возникшем недоразумении, а увольняет учительницу.
Финальная часть показывает, что сюжетные линии приходят к логическому завершению. Так же мы узнаем, что стало с героями в дальнейшем.
Основой конфликта произведения становится борьба человека с несовершенствами нашего мира. Автору удается показать читателю, как тяжесть времени способна губительно влиять на людей. Так же мы видим, как человек может пережить все трудности, выпавшие на его судьбу.
Краткий анализ «Уроков французского»
-
Год написания: 1973
-
Основная тема: бедность, неравнодушие посторонних людей, значение учителя в жизни ребенка, несправедливость.
-
Направление: реализм.
-
Жанр: рассказ.
-
Композиция: традиционный рассказ с прямым развитием событий от завязки до эпилога.
-
Главные герои: мальчик, чье имя не упоминается (страдает от недоедания и очень хочет овладеть французским языком), мама мальчика (воспитывает в нищете троих детей и делает все возможное, чтобы они могли получить образование), Лидия Михайловна (преподает в городе французский язык и начинает заботиться о мальчике), Василий Андреевич (глава городской школы, неправильно истолковывает действия учительницы).
Суть: о чём произведение?
Основные события повествуют о том, как 1948 году одиннадцатилетний деревенский мальчик приезжает из деревни в город, к своей тётке, чтобы учиться в школе. Жизнь в городе оказывается для героя гораздо труднее жизни в деревне. Он голодает, худеет, страдает малокровием и тоскует по дому.
Несмотря на все трудности, к учёбе мальчик подходил ответственно и учился на одни пятёрки. Трудности возникали лишь с французским языком. Учительница французского, Лидия Михайловна очень страдала, слушая неправильное произношение героя.
Лидия Михайловна, увидев следы избиений и узнав о ситуации, отнеслась к мальчику предвзято, предположив, что он играет на деньги из корыстных побуждений. Однако во время разговора, узнав об истинном положении дел, учительница прониклась жалостью к герою и решила помочь ему.
Лидия Михайловна начала дополнительно заниматься с героем французским языком у себя дома, желая накормить его ужином, однако мальчик отказывался от еды. Учительница даже прислала ему домой посылку с макаронами, однако герой вернул её обратно, поразив учительницу до глубины души.
Уехав на родную Кубань, Лидия Михайловна не забыла о мальчике, присылая ему яблоки и макароны.
Главная идея рассказа
О чем же рассказ «Уроки французского»? О городости, об отваге, об упорстве маленького мальчика, сумевшего наперекор жизненным обстоятельствам получить образование? О тяжелых послевоенных временах, когда ребенок, оставшийся в одиночестве и почти без средств к существованию, – это было нормой? О том, какими злыми и жестокими могут быть дети к тем, кто немного выделяется из толпы?
Да, все эти аспекты затронуты автором. Но по большей части эта книга – о доброте. Лидия Михайловна сумела почувствовать, как сложно ребенку существовать в этом мире. Причем ребенку не простому, а обладавшему сильным характером, не допускавшим по отношению к себе жалости. И в этой ситуации она, рискнув работой и собственной репутацией, сумела найти к мальчику подход, сумела дать ему самый главный урок в жизни – урок доброты. Не жалости и снисхождения, которые лишь унизили бы паренька, а именно доброты, идущей из самого сердца.
Не случайно автор пишет, что и потом, спустя долгие годы после случившегося, острое чувство благодарности, к которому примешивалось ощущение вины и стыда, всегда возникало у него при воспоминании об этой истории. Благодарности к молодой, еще не имевшей своих детей женщине, сумевшей понять ранимую детскую душу, и стыда за то, что не отстоял он тогда ее перед директором школы, не взял ответственность за ее «преступление» на себя
Вместе со знанием французского пришло к нему и другое, гораздо более важное знание, которое он пронес через всю жизнь, – знание тайных глубин человеческих душ и сердец
Жанр произведения “Уроки французского”
Произведение Валентина Распутина “Уроки французского” можно отнести к русской классической прозе, это реалистическое произведение, написанное автобиографическим рассказом. В прозу входят такие жанры как: поэма, новелла, роман, повесть и рассказ. А Если точнее тогда это произведение считается больше рассказом, потому что здесь идёт одна сюжетная линия, и в этом рассказе малое количество героев.
Сюжет идет об учительнице французского языка и мальчике, Лидия преподавала мальчику уроки дополнительно отдельно к общим занятиям, учительнице мальчишку было жалко и женщина решила помочь парню морально и материально. Герои этого рассказа, действия, слова, дышат натурализмом. Автор написал настолько реалистично, рассказал, что читатель легко поверит что эти события произошли на самом деле.
Характеристика главных героев
Учительница французского языка Лидия Михайловна – вначале Лидия не интересовалась личными жизнями детей, женщина к ученикам, с ними говорит отстраненно, но при этом проникает интерес к главному герою пытаясь мальчику помочь узнав о личной беде. Лидия Михайловна сострадательная и добросовестная женщина. Учительница жертвует личным временем, чтобы позаниматься и помочь ученику.
Мальчик – целеустремленный, талантливый честно учиться на одни пятерки, любит собственную семью, не приемлет жалости к себе, мальчику свойственны стеснительность и гордость. В мальчике присутствуют человеческие достоинства и моральные принципы.
Директор школы Василий Андреевич – не вникает в жизненные ситуации детей, мужчина холодный, строгий и прямой человек, допрашивает детей о “грязных делах”.
Чему учит рассказ Распутина
Учительница французского показала, что к окружающим людям относиться ласково и дружелюбно. Учит доброте и милосердию, добро делать надо независимо какому человеку, если этот человек в беде. Добро рождается в каждом человеке.
Рассказ Распутина учит быть неравнодушным и внимательным отношению к людям. Чтобы обрести в нужный момент поддержку другим людям. Автор показывает в этом рассказе, что учителям не надо неравнодушным к детям, быть искренним, относиться к ним с пониманием, помогать детям, с любовью обучать и воспитывать учеников.
Композиция
Рассказ имеет традиционную для своего жанра композицию. Повествование ведётся от первого лица, что делает восприятие очень реалистичным и позволяет вводить много эмоциональных личных деталей.
Кульминацией является сцена, где директор школы, не достучавшись в комнату учительницы, заходит к ней и видит играющих на деньги педагога и ученика. Примечательно, что идея рассказа подана автором в философской фразе первого предложения. Из неё же вытекает и проблематика рассказа: чувство вины перед родителями и педагогами – откуда оно?
Вывод напрашивается сам собой: они вложили в нас всё самое лучшее, они верили в нас, а смогли ли мы оправдать их ожидания? Рассказ заканчивается резко, последнее, о чём мы узнаём, – это посылка с Кубани, которая пришла мальчишке-рассказчику от бывшей учительницы. Он впервые видит настоящие яблоки в голодный 1948 год. Даже на расстоянии учительница умудряется приносить радость и праздник в жизнь маленького человека.
История создания
Автор рассказа, В. Г. Распутин, считает, что ранний подростковый возраст – это самый важный период формирования личности. Именно в периоде с 10 до 13 лет человек начинает четко осознавать, что в мире нет только «черного» и «белого», и что все вокруг состоит из полутонов. Именно тогда закладываются основы нравственности человека, и во много они зависят от того, какое отношение ребенок встречал от окружающих.
Сам В. Г. Распутин родился в 1937 году. Его ранний подростковый возраст как раз пришелся на послевоенные годы, в которые Советский Союз пытался восстановиться от потрясений. Маленький Распутин переехал из деревни Аталанка в районный центр, который находился за 50 км от его родного дома. Ему пришлось тяжело в новой школе, и он был вынужден терпеть плохое отношение одноклассников, вести полуголодное существование и жить в чужом доме. Именно об этих переживаниях написал Распутин в своем рассказе. Но, делая анализ произведения «Уроки французского», необходимо упомянуть, что и в жизни самого автора была добрая учительница Лидия Михайловна. Она помогала ему справиться в жизненными трудностями, а в последствии Распутин успешно закончил университет в Иркутске и стал знаменитым писателем.
Композиция и конфликт
- Первая часть служит экспозицией, представляя нам главного героя и его предысторию.
- Вторая часть служит завязкой, описывая лишения и трудности, которые приходится преодолевать главному герою в чужом городе.
- Кульминация происходит в четвёртой части, когда голодающий герой отказывается принимать еду от своей учительницы – это становится поворотным моментом повести, выводящим отношения персонажей на новый уровень.
- Трагическая развязка наступает в тот момент, когда директор школы из-за недоразумения увольняет учительницу.
- Финал приводит сюжетную линию к логичному завершению, рассказывая о дальнейшей судьбе героев.
Направление, жанр
Рассказ «Уроки французского» относится к реализму. Автор достоверно изображает окружающую действительность, не стараясь её приукрасить. В каждом его герое, их словах и действиях отчетливо виден натурализм. Автор очень часто упоминает реальные места и события. Благодаря этому. У нас складывается впечатление, что все написанное происходило на самом деле.
Что же касается жанровой принадлежности, то произведение «Уроки французского» является рассказом. В произведении описывается небольшой промежуток времени. А количество действующих лиц очень мало.
Так же Валентин Распутин детально описывает все места, употребляя реальные названия. Совокупность всего этого помогают читателю окунуться в атмосферу того времени и самого произведения.
Главная мысль
Валентин Распутин показывает очень тяжелую жизнь, которая наступила у граждан советского союза после окончания войны. Люди перестали жить, а начали лишь выживать в столь тяжелое для всех время. Самое страшное, что это не обошло стороной и детей, которые так же превратились в жестоких зверей, которые до последнего будут бороться за выживание. Но автор поставил перед собой задачу, которую с блеском выполнил. На примере данного рассказа он показал то, что в любой, даже в самой тяжелой ситуации, необходимо оставаться добрым, отзывчивым и честным человеком.
Так же Распутин показал, каким должен быть настоящий учитель. Так же мы видим несправедливость, с которой пришлось столкнуться учительнице за свою добродетель.
Главной мыслью произведения является то, что в одиночку человек не может изменить внутренние устои и проблемы страны. Но он в состоянии совершить что-то хорошее, благодаря чему всем станет жить немного легче. Придя на помощь своему ученику, Лидия Михайловна сделала большой вклад в будущее своей страны. Ведь она дала ему шанс добиться большего в этой жизни, а так же помогать другим людям и своей стране.