Краткое содержание
Действующие лица:
Эсмеральда
, цыганка.
Гренгуар
, поэт.
Клод Фролло
, архидьякон Собора Парижской Богоматери.
Квазимодо
, звонарь Собора Парижской Богоматери.
Феб де Шатопер
, капитан королевских стрелков.
Альбер
, Флоран — офицеры, друзья Феба.
Алоизия де Горделорье
.Флер де Лис
, ее дочь, невеста Феба
.Диана, Беранже
— подруги Флер де Лис
.Клопен Трульфу
, король бродяг.
Судья.
Палач.
Бродяги, нищие, цыгане и цыганки, дамы и кавалеры, подруги Флер де Лис, шуты и шутихи, народ.
Действие происходит в средневековом Париже в конце XV века.
Действие первое.
Картина первая.
Двор чудес.
Поэт Пьер Гренгуар попадает в руки обитателей парижского дна. Бродяги обыскивают его и, не найдя ничего ценного, решают повесить. Гренгуар молит о пощаде. Король нищих Клопен Трульфу обещает сохранить ему жизнь в том случае, если кто-нибудь из находящихся в его подданстве женщин согласится выйти за него замуж. Все присутствующие осматривают Гренгуара, но никто не решает взять его в мужья. В это время появляется Эсмеральда. Узнав о том, что Гренугару грозит смерть, она решает спасти его. Их объявляют мужем и женой на четыре года.
Цыганка и ее новообретенный супруг идут домой по ночным улицам Парижа. Клод Фролло, давно и безответно влюбленный в Эсмераильду, с помощью Квазимодо, Клопена и трех бродяг пытается похитить ее, но подоспевший ночной патруль во главе с капитаном Фебом де Шатопером вырывает ее из рук похитителей. По приказу Феба, солдаты заковывают Квазимодо в цепи.
Эсмеральда очарована спасшим ее офицером. Феб спрашивает, в порядке ли она и узнает, кто она такая. На память он дарит ей свой шарф. По просьбе Эсмеральды стража освобождает Квазимодо.Картина вторая.
Комната Эсмеральды.
Цыганка любуется подаренным шарфом и мечтает о прекрасном офицере, выкладывает его имя из букв и гравирует его ножем на стене.
Вошедший Гренгуар предъявляет свои права супруга. Эсмеральда отвергает его домогательства, объясняет, что они вышла за него замуж чтобы спасти его от смерти, и что они будут только друзьями. Она учит Гренгуара танцевать. Она велит ему спать в соседней комнате, а сама ложится в этой.
Как только она засыпает — в каморку входят Клод Фролло, Квазимодо и Клопен. Они вновь пытаются похитить цыганку, но ей удается скрыться. Клод Фролло поднимает оброненный Эсмеральдой кинжал: в его голове рождается план мести.Действие второе.
Картина третья.
Сад в замке Алоизии де Гонделорье.
Флер де Лис танцует со своими подругами.
Входит ее мать со свитой, затем — ее жених Феб. Флер замечает, что на нем нет шарфа, который она для него вышила.
Эсмеральда, Гренгуар и четыре цыганки приглашены в замок — погадать невесте и развлечь гостей своими танцами. Эсмеральда предсказывает Флер де Лис счастливое замужество. Цыганки начинают танец. Эсмеральда замечает, что жених Флер — это спасший ее офицер, в которого она влюбилась с первого взгляда. Ею овладевает отчаяние, но, побуждаемая Гренгуаром, она продолжает танцевать для гостей.
Флер де Лис замечает на цыганке шарф Феба. От волнения она лишается чувств. Гости взволнованно реагируют на происходящее. Гренгуар уводит Эсмеральду; Феб уходит за ними.Действие третье.
Картина четвертая.
Комната в таверне.
Клопен Трульфу приводит в таверну, где должно состояться свидание Эсмеральды и Феба, Клода Фролло. Он показывает ему, где спрятаться и удаляется.
Появляются счастливые любовники. Феб клянется Эсмеральде в силе своих чувств, но цыганка, сорвав с его плюмажа перо и подбросив его, говорит: твоя любовь улетучится также легко.
Клод Фролло выходит из своего укрытия и поражает Феба кинжалом — тем самым, который он подобрал в каморке Эсмеральды. Когда на крики собирается народ, он обвиняет ее в убийстве. Прибежавший Гренгуар умоляет его спасти ни в чем неповинную девушку. Клод лицемерно обращается к небу и говорит, что ее может спасти только Бог.Картина пятая.
Праздник шутов.
Берег Сены; справа — тюрьма; в отдалении — башни собора Парижской Богоматери.
Вечерние улицы Парижа полны ряженными — шутами и шутихами и горожанами, участвующими в празднике. Квазимодо, избранный шутовским Папой, танцует в тиаре и с посохом. Появившийся на площади Клод Фролло останавливает кощунственное действо.
Стража выводит из тюрьмы подвергшуюся пыткам Эсмеральду. Она готовится к смерти и молится. Клод предлагает ей спасение, если она согласится принадлежать ему. Девушка отвергает его предложение. Архидьякон приказывает начать казнь.
В это время на площадь вбегает Феб де Шатопер — он был не убит, а только ранен. Он указывает судье, что цыганка не виновата в нападении на него. В ответ на вопрос судьи: кто же виновен, он указывает на Клода Фролло.
Фролло хочет наброситься на Феба, но его останавливает и убивает Квазимодо.
Феб и Эсмеральда соединяются.
Происхождение и история исполнения
Первая версия Perrot / Pugni 1844
La Esmeralda была первой совместной работой Перро и Пуни. В первоначальной редакции 1844 года это была одноактная пьеса с 5 сценами. Идея балета принадлежит Бенджамину Ламли , директору Театра Ее Величества . Либретто на основе Гюго собственной адаптации его 1830 года опубликован роман для оперы La Esmeralda по Луизе Бертен , в 1836 году в Париже была впервые исполнена. Хьюго уже сам сделал счастливый конец и несколько других отклонений от романа. В балете раскрывается тайна рождения Эсмеральды, поэтому здесь она настоящая цыганская девочка, а не ребенок, украденный цыганами. Большая часть известной сюжетной линии об Эсмеральде и Квазимодо (включая спасение Эсмеральды Квазимодо и пребывание на башне собора) также была удалена. В балете Фролло не сбросил с башни Квазимодо, а зарезал, и характер Феба изменился: в романе он бессовестный соблазнитель женщин, в балете он очень любит Эсмеральду.
Премьера 9 марта 1844 года с участием бывшей возлюбленной Перро Карлотты Гризи в роли Эсмеральды, Артура Сен-Леона в роли Феба, Перро в роли Гренгуара, Аделаиды Фрасси в роли Флер-де-Лис и Антуана Луи Кулона в роли Квазимодо имела большой успех. Фанни Эльслер позже взяла на себя главную роль и танцевала ее несколько месяцев спустя в постановке Перро балета в Ла Скала в Милане . Последний раз » Эсмеральду» давали в Лондоне в 1857 году.
Петипа и Эсмеральда
Риккардо Дриго: Вариация Эсмеральды («Вальс») из Па-де-шесть в Эсмеральде (историческая запись, до 1917 г.)
В 1899 году состоялась последняя и окончательная редакция балета, за которым последовал Петипа, премьера которого состоялась 21 ноября . / 3 декабря 1899 г. гр. в Императорском Мариинском театре с Матильдой Кшесинской в роли Эсмеральды, Иосифом Кчесинским в роли Феба, Павлом Гердтом в роли Гренгуара, Ольгой Преображенской в роли Флер-де-Лис, Альфредом Бекефи в роли Квазимодо и Николаем Айстовым в роли Фролло.
Примерно или вскоре после 1900 года хореография Петипа была написана степановскими нотациями. В 1923 году в Париже, после ухода со сцены, Кшесинская, как бывшая ведущая актриса, помогала в подготовке этих документов, которые сейчас находятся в коллекции Сергеева Гарвардского университета .
20 и 21 века
Одной из самых значительных эсмеральд ХХ века была Ольга Спессивцева , дебютировавшая в роли 24 ноября 1918 года.
В 1935 году Агриппина Ваганова представила новую версию Эсмеральды в Мариинском театре с Татьяной Вечесловой в женской роли. Хореография Вагановой во многих деталях стала эталоном для последующих постановок. Среди прочего, она добавила знаменитые Дайан ЕТ Актеона-Па — де — де во втором акте на праздник для Флер-де-Лис , который основан на Петипа Па — де — Diane от Le Roi Candaule (1868 г.), но она изменилась ( среди прочего, она использовала одну из вариаций Grand Pas des fleurs, сочиненную Дриго, как вариацию для Дианы). Она дополнила знаменитое па-де-шесть Дриго для танцора Вахтанга Чабукиани мужской вариацией фигуры Пьера Гренгуара; музыка для него исходит от Le Talisman .
Николай Бериосов (отец прима-балерины Светланы Бериосовой) поставил спектакль Эсмеральды с Лондонским фестивальным балетом (сегодня: Английский национальный балет ) в 1954 году . Натали Krassowska в роли Эсмеральды, Джон Гилпин , как Gringoire Олег Брянский , как Феб и сэр Антон Долин , как Клод Фролло танцевали . Эта версия не имела особого успеха и вскоре исчезла с лондонской эстрады.
Музыка[править | править код]
Для первой постановки музыкальную партитуру создал итальянский композитор Цезарь Пуни.
В период сценической жизни в России балет дополнялся вставными номерами на музыку различных композиторов.
Р. Дриго. Вальс из балета «Эсмеральда».
Р. Дриго. Пиццикато из балета «Эсмеральда».
В 1886 и 1899 годах, возобновляя спектакль в Мариинском театре М. И. Петипа поручил Р. Дриго написать новые номера для второго акта — вариации для Флер де Лис и двух её подруг в «Танце с корзиночками» и Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганок, заменивший существовавшее ранее на этом месте Pas de deux с муз. Пуни. Позднее вариации в «Танце с корзиночками» заменялись в отдельных спектаклях на вставные (по желанию исполнительниц)
Музыкальная структура последнего возобновления Петипа стала канонической. Именно от неё отталкивались при создании всех последующих версий спектакля.
В 1926 году для постановки балета в Большом театре Р. М. Глиэр заново оркестровал партитуру Пуни — Дриго и сделал в ней несколько вставок. В 1950 году аналогичную работу ещё раз проделал Сергей Василенко. С тех пор театрами обычно используются их редакции.
В 2006 году в спектакле театра «Кремлёвский балет» прозвучала музыкальная редакция В. Качесова.
В 2009 году при постановке балета в Большом театре новая концепция музыкальной драматургии балета была разработана Ю. Бурлакой, на основании оригинальной партитуры Пуни, восстановленной Александром Троицким по архивным материалам Библиотеки Консерватории Сан-Пьетро а Майелла в Неаполе и Музыкальной библиотеки Большого театра России.
Известные фрагменты[править | править код]
Pas de sixправить | править код
Pas de six Эсмеральды, Гренгуара и четырёх цыганочек из второго акта балета часто исполняется в качестве концертного номера.
Эта композиция на музыку Дриго была поставлена Петипа в 1886 году, для В. Цукки и заменила ранее существовавшее в спектакле Pas de deux на муз. Пуни, с хореографией Перро (исполнялось Эсмеральдой с Гренгуаром или безымянным солистом).
Pas de six — единственный фрагмент постановки Петипа, считающийся «каноническим» и воспроизводимый в большинстве редакций без изменений. Особенностью хореографии Pas de six’а является то, что, в отличие от многих других танцевальных ансамблей в классических балетах, он требует от балерины актёрской игры, параллельной танцу: изображая танцующую перед знатными гостями цыганку, она в то же время, должна мимикой передать отчаяние, охватывающее Эсмеральду при виде Феба и его невесты.
Наиболее знаменитый момент Pas de six’а — заключительная часть вариации Эсмеральды: балерина спиной вперед движется на пуантах на мелком pas de bourre suivi змейкой, отступая в глубь сцены, затем через центр сцены выходит вперед и, лишаясь чувств, падает на колено.
Pas de Dian (Pas de deux Дианы и Актеона)править | править код
Самостоятельную жизнь обрело Pas de deux Дианы и Актеона, поставленное в 1935 году Вагановой на музыку Пуни из балета «Царь Кандавл», по мотивам постановки Петипа и с использованием женской вариации из «Танца с корзиночками» (муз. Дриго, хореогр. Петипа).
В оригинальном спектакле Вагановой солистам аккомпанировал ансамбль кордебалетных танцовщиц — нимф, отсутствующий в концертной версии номера.
Pas de deuxправить | править код
В концертах исполняется также Pas de deux Гренгуара и Эсмеральды на муз. Пуни (или отдельно — вариация с бубном из этого Pas de deux).
Многие ошибочно принимают этот номер за часть спектакля Петипа, хотя на самом деле он был создан в 1954 году Николаем Березовым, поставившим в Лондоне собственную версию «Эсмеральды».
ДЕЙСТВИЕ II
Сцена 10. Колокольня
Всегда настороже, Квазимодо обходит дозором свои владения, чтобы убедиться, что ничто не угрожает спасенной им красавице. Его радость вырывается наружу, когда он хватается за веревки колоколов и заставляет их звучать в полную силу.
Сцена 11. Эсмеральда и Квазимодо
Появляется Эсмеральда. С бесконечной нежностью и деликатностью она выражает калеке свою признательность. Он, стыдясь своего уродства, тем не менее, набирается смелости, чтобы взять девушку за руку и, счастливый, гостеприимно показывает ей свои владения.
Вскоре, побежденная усталостью, Эсмеральда тихо засыпает, и успокоенный звонарь, несколько мгновений полюбовавшись спящей, уходит, думая, что она в безопасности.
Но Собор – еще и владения архидьякона.
Воспользовавшись отсутствием Квазимодо, Фролло появляется перед Эсмеральдой. Он пытается подчинить ее своей воле, заключить ее в объятия.
Но его губы жгут цыганку, как горящий факел. Она с отвращением отталкивает Фролло.
Совершенно вне себя, он бьет ее, будто хочет сломать.
Сцена 12. Кошмар – штурм Собора
Правосудие не может долго мириться с тем, что ему бросили вызов!
Решением парламента Собор лишен права предоставлять убежище осужденным, и солдаты бросаются на штурм храма.
За ними следует народ, и Квазимодо в бессилии видит, словно в кошмарном сне, как накатывается толпа солдат и женщин, черных и неистовых, будто античные фурии.
Он тщетно пытается остановить их, поливая толпу расплавленным свинцом, заставляющим ее окаменеть, но нападающих слишком много…
Сцена 13. Смерть
Длинный погребальный кортеж сопровождает Эсмеральду к виселице.
На этот раз ничто не может помешать палачам сделать свое дело.
Ее руки медленно опускаются, и вместе с Эсмеральдой умирают звуки бубна, преследовавшие архидьякона по ночам.
Обезумев от отчаяния, Квазимодо бросается на Фролло, осознав наконец всю пагубность власти этого человека, и своими могучими руками душит его.
Тело проклятого священника скатывается к ступеням виселицы, в то время как Квазимодо медленно уносит бездыханное тело той, которую он любил.
Возрождения
Фанни Черрито в главной роли Пуни / Перро Ла Эсмеральда, Лондон, около 1844 года.
- Жюля Перро для Императорский балет. Императорский Большой Каменный театр, Санкт-Петербург, 2 января 1849 г. Возрожден специально для балерины. Фанни Элсслер. Чезаре Пуни пересмотрел свою оригинальную партитуру для постановки.
- Мариус Петипа для Императорского балета в четырех действиях и пяти картинах. Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург, 17 декабря 1886 г. Возрожден специально для балерины. Вирджиния Цукки. Музыкальная редакция и доп. к Риккардо Дриго (включая Pas de six для Вирджинии Цукки). Петипа добавил дополнительные числа в 1866 г. Па-де-де для балерины Клаудина Кукки который стал известен как Pas Cucchi на музыку Пуни), 1871 г. (а Па-де-Дикс для балерины Евгения Соколова под музыку Юлий Гербер ) и 1872 г. Pas de cinq для балерины Адель Грантцов на музыку неизвестного композитора).
- Мариус Петипа для Императорского балета в четырех действиях и пяти картинах. Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург, 21 ноября 1899 г. Возрожден специально для Прима Балерина Ассолута Матильда Кшесинская.
- Агриппина Ваганова для Кировский балет в трех действиях. Кировский театр оперы и балета, Ленинград, 3 апреля 1935 года. Возрожден специально для балерины. Татьяна Вечеслова. Ваганова добавила «новый» Pas d’action как экспонат для танцоров Галина Уланова и Вахтанг Чабукиани, который она устроила из Pas de Diane из балета Петипа 1868 г. Царь Кандавл или Le Roi Candaule на музыку Пуни и Дриго, известную сегодня как Дайан и Актеон па де де.
- Петр Гусев для Кировского балета в трех действиях. Кировский театр оперы и балета, Ленинград, 1949 год.
- Для Большой балет в 2009 году Юрий Бурлака и Василий Медведев поставили возрождение, основанное на последнем возрождении Петипа 1899 года. Ла Эсмеральда. Полный список номеров предоставлен Naughton.
Последующие постановки[править | править код]
В марте года Перро перенёс свою «Эсмеральду» в «Ла Скала» в расчёте на Фанни Эльслер, гастролировавшую в Милане. Посетив в апреле Вену, а затем Брешию, Виченцу и Больнью, Эльслер до зимы задержалась в Риме — здесь префект полиции запретил исполнять «Эсмеральду» вследствие «аморальности» сюжета, и балерина выступала в «Гентской красавице», «Жизели» и «Безумии художника».
Санкт-Петербургправить | править код
Большой театрправить | править код
21.12.1848 — балетмейстер — Перро; Эсмеральда — Ф. Эльслер (позже Гризи, Н. К. Богданова, К. Кукки, Е. П. Соколова и др.), Гренгуар — Перро, Феб — Фредерик, Клод Фролло — П. И. Дидье.
Мариинский театр — ГАТОБ им. Кироваправить | править код
- 17.12.1886 — балетмейстер М. И. Петипа (по Перро с добавлением новых танцев на музыку Р. Е. Дриго); Эсмеральда — В. Цукки (позже — К. Брианца);
- 21.11.1899 — балетмейстер Петипа (по Перро); Эсмеральда — М. Ф. Кшесинская (позднее А. Павлова), Клод Фролло — Н. С. Аистов, Феб — И. Ф. Кшесинский, Квазимодо — А. Ф. Бекефи;
- 1918 — возобн.; Эсмеральда — Е. А. Смирнова;
- 1923 — возобн.; Эсмеральда — О. А. Спесивцева (позднее — Е. Люком, Т. Вечеслова);
- 23.4.1935 — балетмейстер А. Я. Ваганова, реж. С. Э. Радлов, А. А. Берёзова, И. Н. Иванов; Эсмеральда — Т. М. Вечеслова, Гренгуар — Л. С. Леонтьев, Феб — Б. В. Шавров, Клод Фролло — М. А. Дудко, Квазимодо — К. А. Журавлёв, Диана — Г. С. Уланова, Актеон — В. М. Чабукиани;
- 15.11.1948 — балетмейстер А. Я. Ваганова; Эсмеральда — Вечеслова, Гренгуар — В. В. Фидлер, Феб — Шавров, Клод Фролло — Р. И. Гербек, Квазимодо — М. М. Михайлов, Диана — А. Я. Шелест, Актеон — С. С. Каплан.
МАЛЕГОТправить | править код
28 декабря года — премьера
Художественный руководитель постановки Николай Боярчиков (по мотивам постановки Перро и Петипа), консультанты Татьяна Вечеслова и Пётр Гусев, художник-постановщик Татьяна Бруни, музыкальный руководитель и дирижёр Михаил Орехов
- Действующие лица
- Эсмеральда — Татьяна Фесенко, (затем Елена Алканова)
- Флер де Лис — Валентина Муханова
- Феб де Шатопер — Никита Долгушин
- Клод Фролло — Д. Я. Церус, (затем Г. Н. Колобков)
- Пьер Гренгуар — Александр Евдокимов, (затем Валерий Печерский)
- Квазимодо — Евгений Мясищев
- Клопен — Игорь Соловьёв
Москваправить | править код
Большой театрправить | править код
- 22.11.1850 — балетмейстер Перро; Эсмеральда — Эльслер (позже Е. А. Санковская, П. П. Лебедева, Л. Н. Гейтен и др.), Гренгуар — Перро;
- 29.4.1866 — балетмейстеры К. Блазис и Эльслер;
21.11.1890 — Ж. Мендес; Эсмеральда — Гейтен, Гренгуар — Н. Ф. Манохин, Феб — И. Н. Хлюстин, Клод Фролло — В. Ф. Гельцер, Квазимодо — В. А. Шашкин;
- 7.2.1926 — балетмейстер В. Д. Тихомиров (по Перро-Петипа); Эсмеральда — Е. В. Гельцер (позднее — М. Т. Семенова), Гренгуар — И. В. Смольцов, Феб — Тихомиров, Клод Фролло — А. Д. Булгаков, Квазимодо — В. А. Рябцев;
- 25.12.2009 — балетмейстеры Ю. Бурлака и В. Медведев (по Петипа); Эсмеральда — М. Александрова, Феб — Р. Скворцов, Гренгуар — Д. Савин, Клод Фролло — А. Лопаревич, Квазимодо — Г. Янин.
Московский музыкальный театрправить | править код
- 14.10.1950 — балетмейстер Бурмейстер; Эсмеральда — В. Т. Бовт, Феб — А. В. Чичинадзе, Клод Фролло — А. А. Клейн, Квазимодо — Терентьев;
- 8.6.1999 — возобн., балетм. Д. А. Брянцев, худ. В. А. Арефьев, Эсмеральда — Н. В. Ледовская, Феб — В. Е. Дик, Флёр де Лис — К. Амирова;
- 27.11.2009 — возобновление, руководитель возобновления — С. Ю. Филин; Эсмеральда — Ледовская, Феб — С. Чудин, Флёр де Лис — Н. Сомова, Клод Фролло — В. Е. Дик, Квазимодо — А. А. Домашёв.
Жанна Богородицкая в балете «Эсмеральда», постановка А. Б. Петрова 2006 год
Кремлёвский балетправить | править код
08.11.2006 — балетмейстер А. Петров (с использованием фрагментов хореографии Перро, Петипа и Вагановой); Эсмеральда — заслуженная артистка России Жанна Богородицкая, Феб —заслуженный артист России Айдар Шайдуллин, Гренгуар —Сергей Смирнов, Клод Фролло — А. Лопаев, Квазимодо — Д. Альтамаре, Диана — А. Тимофеева, Актеон — М. Мартынюк.
Куйбышев (1951, Ю. П. Ковалёв), Воронеж (1962, Т. Е. Рамонова), Волгоград (1960, К. Ставский), Горький (1938, М. Д. Цейтлин, 1952, Т. Н. Кудашева, 1968, Н. Г. Конюс), Красноярск (1944, В. И. Вронский, 1970, В. А. Хараев, Т. Н. Куржиямская), Новосибирск (1953, М. Л. Сатуновский), Омск (1983, Бовт), Пермь (1936, А. Э. Монковский), Свердловск (1951, Сатуновский, 1973, М. Н. Лазарева), Челябинск (1958, О. М. Дадишкилиани, 1972, Л. В. Воскресенская — под назв. «Собор Парижской богоматери», 2012, Ю. Бурлака), Самара (2017, Ю. П. Бурлака).