Анализ стихотворения «к морю» пушкина

"к морю" - анализ стихотворения а.с. пушкина

Краткий анализ стихотворения А. С. Пушкин «К морю»

Вариант 1

Стих «К морю» был написан в 1824 году. В нем отображены страдания поэта. В то время А. С. Пушкин находился под бдительным контролем царя. Его даже хотели отправить в Сибирь, но приговор был смягчен. Стихотворение «К морю» — это монолог поэта о том, как ему тяжело без моря. Поэт по-особенному относится к морю. Он видит в нем свободу, жизнь, силу.

Это великая стихия, которая не может быть подвластна человеку. Лирический герой постоянно находится в тихом и туманном состоянии, но вот море его вдохновляет. Образ моря в стихе «К морю» описан очень красиво. Это прекрасное зрелище. Читатель будто сам ощущает дуновение ветра, шум волн, их мощный плеск.

Море так часто меняет свое настроение. Иногда оно ласковое, а иногда смертельно опасное. Размер стиха «К морю» — 4‑стопный ямб. Ударение делается на четные слоги. Это стихотворение завершает романтический период творчества Пушкина. Дело в том, что раньше поэт часто говорил о том, что сильная личность может многое изменить.

Теперь же он показывает своего героя, который тихо остается на берегу. Это значит, что он признает сильное влияние общества, времени, правительства.

Вариант 2

Стихотворение «К морю» явилось отличным образцом лирики А.С. Пушкина. В нем собрано все своеобразие пушкинского слова – богатый сюжет, красивый слог и певучесть, уникальная стилистика, чувственность и патетика.

Центральный образ моря предстает символом безусловной воли, независимой от человека. Неуправляемая и огромная стихия неукротима ни одним самым влиятельным правителем, непобедима наукой и техникой.  Море схоже с душевной свободой, которую никто не может заточить в темницу.

В противовес свободе в стихотворении проявляется мотив побега. Лирический герой мечтает покорить бескрайнее пространство моря, оставив «скучный, неподвижный брег». Но остается на месте, очарованный стихией.

В море он видит лишь одно место, куда бы мог отправиться – это остров, который стал тюрьмой для Наполеона. Образы почивших гениев, сильных людей, оставивших «миру свой венец», проходят через стихотворение. Пушкин высказывает скорбь о гибели Байрона – лучшего певца моря, борца за свободу.

Куда бы ни устремился поэт, его ждет одна и та же участь – «просвещенье иль тиран». Под тиранией Пушкин подразумевал власть, а просвещение грозило духовной неволей, попыткой загнать разум и индивидуальность в определенные рамки. Оттого финал стихотворения кажется пессимистичным, а настроение грустным.

Вариант 3

В произведении “К морю”, отражены внутренние сомнения и мечтания Пушкина. Он не может быть удовлетворённым минутным созерцанием стихии морской воды, размышляя о сущности всего живого в этом мире.

Пушкин описывает море, как одухотворённое существо, которое живёт, одному ему известной жизнью и меняется с течением времени. В его понимании, море тесно связано с человеческими судьбами. Недаром здесь упоминаются Наполеон и Байрон. По мнению писателя, Байрон был плотно связан со свободой и величием, что делает его похожим на морскую стихию.

В стихотворении проявляется и новое отношение к Наполеону. Пушкин видит его, как романтического героя, как человека, оставившего большой след в истории человечества и судьбах народов. Стоящая посреди моря одинокая скала, является последним приютом Наполеона, как символ разрушенных надежд честолюбивого императора.

В последних строфах, поэт снова, и теперь уже на долгое время, прощается с морем. В последний раз любуется его величием просторов и торжественной красотой. Свободный и великий рокот волн, ещё долго будет слышать поэт в Михайловской ссылке.

Описание персонажей в стихотворении

В стихотворении «К морю» Александр Пушкин создает образы нескольких персонажей. Главным героем является молодой человек, который отправляется к морю, чтобы найти покой и забыть о своих проблемах. Он описывается как усталый и измученный, но в то же время решительный и готовый на перемену.

Другим персонажем стихотворения является море. Пушкин описывает его как могучее и необузданное, но в то же время прекрасное и загадочное. Море символизирует не только природную красоту, но и неизвестность, которая привлекает героя.

Также в стихотворении упоминается старик, который живет у моря и знает его тайны. Он представляет собой мудрого наставника, который может помочь герою разобраться в своих чувствах и мыслях.

Все персонажи стихотворения взаимодействуют друг с другом, создавая особую атмосферу и напряженность. Описание каждого из них помогает читателю лучше понять смысл произведения и пережить его эмоции.

Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю»

Когда Александр Пушкин, молодой выпускник Царскосельского лицея, получил должность секретаря в Коллегии иностранных дел, он не слишком утруждал себя службой, зато активно принимал участие в работе литературного кружка «Арзамас», членом которого стал заочно уже в Лицее. Позднее, в 1819 году, он стал участником более серьезной организации — литературно-театрального сообщества «Зеленая лампа», работой которого руководила организация декабристов «Союз благоденствия».

Мысли о судьбе народа, споры о необходимости ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное право послужили созданию вольнолюбивых стихотворений «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Под именем Пушкина по Петербургу гуляли также эпиграммы и вольные стихи. Когда юного поэта вызывали в канцелярию графа Милорадовича и спросили об авторстве, Пушкин заявил, что сжег стихи, но готов их написать прямо сейчас снова. Подобная дерзость не могла остаться без внимания царя, и Александр I был готов отправить Пушкина в Сибирь, но вмешательство друзей помогло смягчить приговор: Пушкина отправили служить в Кишинев в канцелярию И. Н. Инзова. Однако, встретившись с семьей генерала Раевского, он оказывается сначала в Крыму, а последний год ссылки проводит в Одессе, возле моря.

8 октября 1824 года Александр Сергеевич писал из Михайловского: «Все, что напоминает мне море, наводит на меня грусть — журчанье ручья причиняет боль в буквальном смысле слова…» Так тяжело переживал поэт разлуку с морем, возле которого провел четыре года в Южной ссылке. Но уже в ноябре 1824 года появилось стихотворение «К морю», где чувства поэта выражены не так мучительно. Что изменилось в настроении поэта? Ведь «свободная стихия» ему по-прежнему близка, да и с морем уже пришлось распрощаться.

Море привлекает героя своей одушевленностью, жизненностью. Море — символ свободы, безбрежной вольной стихии, которая родственна духу самого поэта. Как оно блещет «гордою красою», как «катит волны», а его шум в час прощания напоминает «друга ропот заунывный». Величие моря, его «гордая краса», мощь и сила противостоят внутреннему состоянию лирического героя. Если герой «тихий и туманный», он «окован», то море — своенравное и неодолимое.

Образ моря, созданный русским поэтом, прекрасен и величественен. Море подчиняется своим законам, оно полно какой-то скрытой силы, поэтому и катит «волны голубые», и блещет «гордою красой». Оно может быть разным: и ласковым, и губительным («и стая тонет кораблей»), неодолимым и покорным. Морская стихия не терпит какого-либо внешнего принуждения, что сродни состоянию героя. «Свободная стихия» как нельзя лучше соотносится с качествами романтического героя. Неслучайно в стихотворении возникают образы великих исторических личностей: императора Наполеона и английского романтика — поэта Байрона.

В элегии «К морю» Пушкин подвел своеобразный итог южному периоду творчества, названному впоследствии критиками романтическим. Тогда он искренне верил в силу исключительной личности (именно таковы герои его поэм цыган Алеко и русский пленник), верил, что такие избранные личности смогут изменить мир, чтобы уничтожить деспотизм и обрести желанную свободу.

В соответствии с поэтикой романтизма описана и личность самого героя: ему скучен «неподвижный брег», так как в этой пустыне уже не осталось ничего родственного для самого поэта. Почему же герой стихотворения, гордый и одинокий, «у брегов остался»? «Мир опустел», и той стихийной вольности, свойственной морю, уже нет. Личная же свобода каждого зависит от внешних условий, а убежать от себя невозможно. Так в сознании героя столкнулись романтическое желание свободы, присущее такой стихии, как море, и сознание того, что человек живет по совершенно другим законам.

Моря у Пушкина не отняли, как невозможно отнять красоту, царящую в душе человека. И его герой смотрит с берега, к которому и не пристал тогда, и не сошел теперь. Речь идет о романтизме, к которому Пушкин так окончательно и не примкнул, ведь для романтиков свобода была высшей ценностью, ради нее герои даже погибали. Для Пушкина высшей ценностью становится стихия чувства, которому он отдавался со всей страстью африканского потомка и которое воплотил в каждом своем лирическом шедевре.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.

В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.

Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер. В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна. И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», – пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой. Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.

Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести – «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».

Анализ №5

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году, когда Пушкин находился в михайловской ссылке.

В стихотворении «К морю» звучит типичная для романтика тема бегства героя. Она является метафорическим прощанием Пушкина не только с морем (он вынужден был покинуть Одессу), но и с романтизмом, с периодом жизни в южной ссылке, с прежними идеалами и кумирами.

Лирический герой чувствует себя накануне нового этапа жизни. Он понимает, что не будет возврата к прежнему, грустит об утраченных и дорогих его сердцу образах. Он осознаёт, что находится в преддверии нового мира и новых отношений с миром, нового творчества.

Жанр стихотворения – элегия, один из излюбленных жанров романтической поэзии.

Лирика – философская с элементами пейзажной. Стихотворение написано четырёх- и пятистопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Это типичная форма для стихотворений Пушкина романтического периода, стройная и торжественная.

В середине стихотворения ритм меняется, в строфе появляется пятая строка, это придаёт взволнованность течению поэтической речи:

…Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

В этих строчках речь идёт не только о неисполненных поэтических замыслах, но и о несостоявшихся намерениях Пушкина уехать в путешествие, о котором он мечтал.

Лексика возвышенная, романтическая. Поэт употребляет много романтических эпитетов: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, предел желаний, (я) тихий и туманный, своенравные порывы, смиренный парус.

Помимо эпитетов Пушкин использует в стихотворении сравнения:

…Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз…

Он олицетворяет море, сравнивает его с другом, с близким понимающим человеком. Упоминая (но не называя) Байрона, Пушкин сопоставляет его гений с морем:

…Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим…

Это также придаёт метафоричность образу моря в стихотворении.

В одной из строф меняется род стихии, к которой обращается поэт: море становится океаном. Образ становится более величественным и грозным, приобретает силу и вселенский размах:

…Мир опустел…Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран…

Также в этой строфе слышны отголоски размышлений Пушкина о свободе, благе, судьбах народов, об общественных идеалах.

Приподнятость тона стихотворения также подчёркивается риторическими вопросами и восклицаниями, которыми насыщено произведение:

…Прощай, свободная стихия!

…Моей души предел желанный!

Как часть по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

…О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

…Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Можно сказать, что несмотря на типичный романтический строй стихотворения, образы, эпитеты, лирический герой Пушкина в этой элегии приобретает новые черты – его взгляд на мир становится иным, более реалистичным.

Анализ языковых средств в стихотворении

Анализ языковых средств в стихотворении «К морю» А.С. Пушкина позволяет выявить множество интересных особенностей, которые делают это произведение поэтическим шедевром. Одной из главных особенностей является использование автором различных стилистических приемов, таких как метафоры, эпитеты, антитезы и др.

Например, в первой строфе стихотворения Пушкин использует метафору «море голубое» для описания морской глади. Эта метафора не только передает красоту морского пейзажа, но и создает атмосферу таинственности и загадочности.

Кроме того, автор использует эпитеты, чтобы усилить эмоциональную окраску стихотворения. Например, «безбрежный» и «безмолвный» — это эпитеты, которые передают ощущение бесконечности и тишины морской глади.

Антитезы также играют важную роль в стихотворении. Например, «волны пенятся, бурлят реки» — это антитеза, которая передает контраст между спокойствием морской глади и бурным движением волн и рек.

Таким образом, анализ языковых средств в стихотворении «К морю» позволяет понять, каким образом автор создает красивый и эмоциональный образ морской глади и передает свои мысли и чувства через поэтические приемы.

Средства выразительности

Передать внутреннее состояние и красоту морских просторов поэту помогли эпитеты. Ассонансы с использованием «о», «а» и «э» распахивают горизонты. Аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, могущество стихии. Использованы такие тропы:

  1. Эпитеты. «Торжественная краса», «грустный шум», «смиренный парус».
  2. Метафоры. «Глас бездны» (гул волн); «властитель дум» (поэт); «пустыня» (море).
  3. Сравнения. «Как друга ропот».
  4. Инверсия. «Ты катишь волны голубые».
  5. Архаизмы. «Вотще», «глас».
  6. Олицетворение (яркое, образное определение). «Стая тонет кораблей».

Романтичность стихотворения поэт подчеркнул приподнятостью тона, риторическими вопросами, насыщенностью восклицаний.

Художественные средства выразительности

Средства выразительности, используемые автором, привлекают слушателя буквально с первых строк. Большое количество эпитетов, метафор, анафор и сравнений в тексте произведения делает его смысл более глубоким, а риторические вопросы и обращения создают эффект реального разговора. Игра слов и сочетание шипящих звуков создают ощущение присутствия на берегу океана.

В произведении использованы женская, мужская и перекрёстная рифмы.

Чтобы более красочно описать душевное состояние героя и детальнее передать великолепие, Пушкин использовал средства художественной выразительности. В тексте произведения автор применил:

Композиция поэтических строк

  • Начало представлено обращением лирического героя к водной стихии с прощальной речью.
  • Во второй отрывке автор создаёт пейзажные зарисовки, сравнивает свободолюбивую личность с непокорённой морской стихией. Также он упоминает Наполеона и Байрона как личностей с мятежным духом.
  • Третья часть включает в себя философские размышления о предназначении личности и завершается обращением к морским глубинам.

Размер и рифма

Стихотворение написано при помощи четырёхстопного ямба и включает в себя два вида рифмовки, а именно — перекрёстную и кольцевую.

Лирический образ героя, чувственное описание его переживаний делает произведение весьма популярным среди абитуриентов театральных вузов. Несмотря на то, что стих не включён в школьный план обучения, его часто рекомендуют к прочтению литературоведы в старших классах общеобразовательных учреждений.

  • Культурный шок и способы его преодоления кратко

      

  • Pr и пропаганда кратко

      

  • Ситуация в ираке кратко

      

  • Структура семантического поля кратко

      

  • Сказка про инерцию по физике за 7 класс кратко

Стихотворение «К морю» в контексте творчества Пушкина

Стихотворение «К морю» является одним из наиболее известных произведений Александра Пушкина. Оно было написано в 1824 году, когда поэт находился в Крыму. В этом стихотворении Пушкин описывает свои впечатления от морского пейзажа, который он видел во время своих прогулок по берегу.

«К морю» относится к раннему периоду творчества Пушкина, когда он еще не был полностью сформированным поэтом. Однако, уже в этом стихотворении можно увидеть некоторые черты, которые станут характерными для его последующих произведений. Например, в «К морю» Пушкин использует множество метафор и символов, которые помогают создать образ морского пейзажа и передать свои эмоции.

Кроме того, в «К морю» можно увидеть тему природы, которая станет одной из главных в творчестве Пушкина. В этом стихотворении он описывает море как живое существо, которое имеет свою волю и свои настроения. Это тема, которая будет развиваться в его последующих произведениях, таких как «Руслан и Людмила» и «Евгений Онегин».

Таким образом, стихотворение «К морю» является важным произведением в контексте творчества Пушкина. Оно показывает, как поэт начинал свой путь и какие темы и мотивы были ему близки.

Детальный разбор произведения

Прежде чем провести анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К морю», необходимо отметить, что анализируемое произведение не что иное, как монолог в форме обращения лирического героя.

История создания

С самого раннего детства поселилась в душе будущего поэта Пушкина любовь к природе. Это чувство крепло с годами и нашло своё художественное выражение в творчестве автора. Но к реалистическому изображению природы в своих произведениях Пушкин пришёл не сразу. Стихотворение «К морю» является одним из его последних творений в духе романтизма. Поэтому можно смело сказать о том, что эта работа стала завершающей в эпохе романтических идеалов автора.

История создания стихотворения «К морю» началась ещё в 1820 году, когда Александр Сергеевич пребывал в Южной ссылке. По настоянию поэта из Кишинёва его перевели в Одессу, где и произошло его знакомство с морем. «Необузданная стихия» сразу же пленила молодого мужчину своей свободой и величием, оставив самые яркие впечатления. С того момента набережная стала излюбленным местом Пушкина. Уже в 1824 году поэт получил разрешение на возвращение в родные края. Накануне отъезда он начал работу над стихотворением «К морю». Закончил же свою работу над ним он уже будучи в Михайловском.

Поэтический жанр

Жанр стихотворения «К морю» являет собой философическую элегию. В произведении весьма ярко выражены элегические черты. Причём они объединяют три жизненные сферы — философскую, историческую и биографическую.

Основная тема

Главная тема стихотворения «К морю» являет собой великолепие и мощь морской стихии. В контексте этого автор поднимает проблемы мятежного свободолюбия, нежной любви и пылкой страсти. Художественное изображение моря сочетается в кратких рифмованных строках с размышлениями поэта обо всех сложностях судьбы ссыльного. Мятежная стихия пленила Александра Сергеевича Пушкина потому, что очень уж была близка ему по духу.

Смысл стиха можно условно разделить на следующие части:

  • Восхищённое обращение к морю.
  • Повествование о том, какие чувства были пережиты у моря.
  • Воспоминания об известных исторических событиях и людях, ассоциирующихся с морем.

Оставшись один на один с морем, лирический герой проявляет предельную честность с самим собой, без пафоса и лицемерия. Он не скрывает того, что пытался покинуть берег, но не решился, в силу того, что был очарован страстью. Эти строки в какой-то степени указывают на трепет чувств к Лизе Воронцовой.

Далее в монологе кратко фигурируют образы известных в истории людей. Сначала в сознании героя всплывает мысль о Наполеоне. Есть в стихотворении и строки, посвящённые Байрону, которого поэт называет не иначе как гением.

Пушкин как бы связывает с морем людей, которые отличались любовью к свободе. Свободная стихия и свободный человек сильно отличаются друг от друга. При всём своём желании человек не может быть таким же свободным, как море.

В начале стихотворения доминирует личностный, в какой-то степени даже биографический смысл. Элегический мотив печали возникает у поэта при расставании с морем. Далее в тексте преобладают философские размышления Пушкина. В них море выступает в роли «свободной стихии», сравнимой с душой человека. Автор проводит параллель между своенравием человека и океана. Это отчасти верно, ведь оно может быть и тихим, и бушующим, как и человек со своими душевными порывами.

Свободная стихия не зависит от внешних обстоятельств, никогда и никому не подчиняется, в отличие от человека, который зависит от многих факторов. Пушкин в написании стихотворения противопоставил себя, зависимого и несвободного человека, «свободной стихии». Он печалился, потому что в дальнейшем ему не предвиделось увидеть красоту моря.

Жанр, направление, размер

Произведение «К морю» обладает все чертами, характерными для жанра элегии. В нем гармонично переплетены философская, историческая и биографическая составляющие, которые придают стихотворению особый глубокий смысл.

Стихотворение «К морю» — классический пример литературного направления романтизма, поскольку в нем присутствует самая тесная связь личной тематики и пейзажной. Для подобного направления характерно особое отношение к природе, что и демонстрирует Александр Сергеевич в своем произведении. Обращаясь к морю, он тем самым раскрывает свой внутренний мир, демонстрирует личные переживания, эмоции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – излюбленным стихотворным размером Пушкина. С его помощью поэту удается донести до читателя приятный шум моря, плеск его волн.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю»

«К морю» было создано в 1824 году. Это стихотворение завершает романтический период пуш­кинского творчества. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма.

Традиционно жанр стихотворения «К морю» определяют как элегию. Однако скорее следует говорить о сочетании таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, но содержание остается чисто элегическим.

В первой же строке стихотворения лирический герой прощается с морем («Прощай, свободная стихия!»). Это прощание — и с реальным Черным морем (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом.

Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и На­полеона.

В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть роман­тическим символом, а становится просто пейзажем.

В элегии «К морю» поднимается традиционная для романтизма тема романтического бегства героя. В этом смысле его интересно сопоставить с одним из первых стихотворений романтическо­го периода в творчестве Пушкина «Погасло дневное светило. » (1820), где также возникает тема бегства. Здесь лирический герой стремится уйти в какие-то неведомые «волшебные края» (роман­тическое неприятие окружающей действительности), а в стихотворении «К морю» говорится уже о неудаче этого романтического путешествия:

Не удалось навек оставить

Мне скучный неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по волнам твоим направить

Мой поэтический побег!

В стихотворении «Погасло дневное светило. » герой стремится к «отдаленному берегу», ко­торый представляется ему идеальным краем (романтическое «там»), а в элегии «К морю» герой сомневается в его существовании:

Мир опустел. Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Художественные средства выразительности

Средства выразительности, используемые автором, привлекают слушателя буквально с первых строк. Большое количество эпитетов, метафор, анафор и сравнений в тексте произведения делает его смысл более глубоким, а риторические вопросы и обращения создают эффект реального разговора. Игра слов и сочетание шипящих звуков создают ощущение присутствия на берегу океана.

В произведении использованы женская, мужская и перекрёстная рифмы.

Чтобы более красочно описать душевное состояние героя и детальнее передать великолепие, Пушкин использовал средства художественной выразительности. В тексте произведения автор применил:

  • Метафоры — «свободная стихия», «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован».
  • Эпитеты — «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег».
  • Сравнения — «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

Композиция поэтических строк

  • Начало представлено обращением лирического героя к водной стихии с прощальной речью.
  • Во второй отрывке автор создаёт пейзажные зарисовки, сравнивает свободолюбивую личность с непокорённой морской стихией. Также он упоминает Наполеона и Байрона как личностей с мятежным духом.
  • Третья часть включает в себя философские размышления о предназначении личности и завершается обращением к морским глубинам.

Размер и рифма

Стихотворение написано при помощи четырёхстопного ямба и включает в себя два вида рифмовки, а именно — перекрёстную и кольцевую.

Идея стихотворения «К морю» носит личный характер. Это обращение к морю, в котором Александр Сергеевич восхищается непокорной стихией и проводит параллель с самим собой. Волновавшие его настроения Пушкин передал в художественных образах, которые способны сближать читателя с духом русского человека. А романтичность стихотворения он подчеркнул приподнятостью тона, насыщенностью восклицаний и риторическими вопросами.

Лирический образ героя, чувственное описание его переживаний делает произведение весьма популярным среди абитуриентов театральных вузов. Несмотря на то, что стих не включён в школьный план обучения, его часто рекомендуют к прочтению литературоведы в старших классах общеобразовательных учреждений.

https://youtube.com/watch?v=J1PRo8VFrNQ

Идея

Текст стихотворения « К морю» отличается простотой и ясностью, однако на самом деле в нем скрыт глубокий потаенный смысл. Поэт не просто описывает море, он в иносказательной форме делится своими сокровенными мечтами о побеге, и сокрушается от того, что не в состоянии покинуть место ненавистной ссылки.

Углубившись в философские размышления, поэт пытается разгадать тайну судеб великих людей, которыми он всегда искренне восхищался: Наполеоном и Байроном. В итоге Александр Сергеевич приходит к  неутешительному выводу, что в любом обществе, независимо от географического расположения, свободолюбивые люди всячески преследуются тиранической властью. А потому море не способно помочь поэту: везде царит деспотизм. Лишь морские волны не ведают над собой никакого давления. Таким образом, основная мысль произведения заключается в том, что истинная свобода заключается внутри каждого человека, и против нее бессильны любые заперты, любые ограничения.

История создания

Название стихотворение весьма красноречиво, и свидетельствует о том, насколько автор стремился к морю, к бушующей водной стихии, издревле олицетворявшей свободу. Это совсем неудивительно, поскольку произведение «К морю» было написано в 1924 году, когда опальный поэт пребывал в южной ссылке.

То время было очень неспокойным в Российской империи: среди интеллигенции назревали мятежные настроения, которые год спустя вылились в знаменитое восстание декабристов. Безусловно, Пушкин с его природной тягой к справедливости и независимости, не мог остаться в стороне от всего происходившего в  столице. В результате он был отправлен в ссылку, которая, безусловно, спасла его от участия в восстании на Сенатской площади и последующего ареста.

Когда Александр Сергеевич получил перевод в Одессу, он впервые увидел море, которое настолько впечатлило писателя, что он посвятил ему стихотворение, ставшее завершающим в цикле романтических элегий. Лирический герой, любуясь могучей стихией, безмерно тосковал о свободе: политический режим российского самодержавия не давал возможности народу дышать полной грудью. Вскоре южная ссылка сменилась на заточение в Михайловском, и Пушкину пришлось попрощаться с морем, как ему казалось, навсегда.

Литературные критики до сих пор ведут дискуссии относительно того, кому могло быть посвящено данное произведение. Кто-то считает, что стихотворение было написано под воздействием от новости о трагической гибели английского поэта Байрона, которым Пушкин искренне восхищался. По другой версии, Александр Сергеевич посвятил стихотворение Наполеону, вскользь упомянув гробницу среди морей – остров Святой Елены, где был заточен великий полководец. Также допускается версия, что стихотворение «К морю» — своеобразное признание в любви к Елизавете Воронцовой, чьей красотой в то время был пленен поэт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: