Уровень насилия и политическое развитие
Как насилие влияет на уровень дезорганизации? Тут есть обратная зависимость. Чем больше дезорганизация, тем больше будет насилия в обществе, потому что не будет контроля. Уровень политического насилия также зависит от характера существующего режима. Характер режима можно оценить по степени преобладания в процессе контроля общественных отношений или принудительных методов или способов разрешительного характера (разрешающий режим и принуждающий режим). В качестве групп, который позволяют судить о данного вида характеристиках политического режима в конкретной стране, выступают данные о наличии законной конкуренции, соревнования в политической системе (многопартийность и так далее), об уровне ограничения полицией свобод граждан. Согласно общему правилу, самым меньшим насилием характеризуются страны с наиболее разрешительным режимом. Политическое насилие увеличивается с ростом принудительности режима, однако несколько уменьшается в условиях крайней, максимальной принудительности данного режима.
Уровень политического развития связан также с уровнем насилия. Индикаторами политического развития служат показатели участия населения в решении политических вопросов, решениях правительства и в политических группировках и существования влиятельной законодательной власти и уровня свободы прессы. В условиях, когда политическая партия или военные играют в политике лишь собственную, специализированную роль, — налицо условия для плюрализма и демократии. В условиях, когда данные структуры монополизируют область политики, создают условия для господства авторитарной элиты.
Политическое развитие, которое связано с ростом демократических структур, оказывается связанным тесно с социальным и экономическим развитием. Чем больше уровень политического развития общества, тем больше уровень грамотности и доходов населения. Тенденции политического насилия по- иному выглядят. С ростом социального и экономического секторов общества меняется политическая система. Такие изменения, развитие экономики, социальной области ведут к росту политического насилия и социальных конфликтов, уменьшению уровня политической стабильности. Но когда страна достигает полной модернизации (поголовная грамотность населения — важный показатель), а экономика — уровня массового потребления (душевой доход намного превосходит уровень, достаточный только для поддержания существования), усиливается политическая стабильность и уровень насилия уменьшается.
Таким образом, легитимность власти, темпы и особенности социальных перемен, характер режима, степень модернизации общества, уровень политического развития — таковы социологические характеристики, которые определяют условия появления, тенденции и состояние политической преступности, вскрывают ее производный характер, ее зависимость от состояния политических институтов этого общества и протекают в нем социальных процессов. Модернизированные страны при этом характеризуются меньшим уровнем насилия и политических беспорядков, а менее развитые страны — большим.
Условия для дезорганизации
Без достижения реального доминирования на рынке влиятельного, легального, частного капитала не является возможным серьезный рост производительной экономики. Достигнуть такого доминирования ведет к двум последствиям, которые имеют социокриминологическое значение. Маргинальное (окраинное, вторичное, подчиненное) положение частного капитала ведет к тому, что отношения, устанавливаемые в ходе экономических взаимодействий, меж хозяйствующими субъектами носят несистематический, часто случайный, в большинстве хаотический характер. В такой ситуации появляют тенденция к одномоментному применению актуальной ситуации, не сдерживаемому необходимостью учитывать последствия в дальнейшем наличного взаимодействия, появляется стремление получить максимум выигрыша любыми, включая противоправные, преступными путями (скрыться и получить кредит, исчезнуть и учредить фиктивную фирму, присвоить прибыль, разорив акционеров, обворовав партнеров и так далее).
Лишь в условиях доминирования в экономике частного капитала вступает в действие закономерность, в согласии с которой максимальная прибыль достигается не экономическим разбоем, а ориентированной, стабильной на перспективу торговой и производственной деятельностью. Только в данных условиях становится очевидным, что реальный экономический успех связан с ориентации на предсказуемые, стабильные действия партнеров, что честность выгодна экономически, надежная деловая репутация — условие получения реальной прибыли, превосходящей намного преступную «добычу». В данных условиях реализуют алгоритм рыночного предпринимательства: заем (кредит) + вложение (инвестиция) = прибыль.
Слово «кредит» в переводе означает «доверие». Данная моральная категория оказывается встроенной в структуру рыночных стабильных отношений
Элементарная, первоначальная ячейка рыночных отношений (обмен товара на деньги или денег на товар) имеет важной особенностью. Данный обмен не может никогда быть одномоментным, синхронным (один контрагент посылает деньги и потом получает товар или посылает, передает товар и потом получает деньги), временной разрыв тут неизбежен, кто-то кому-то должен довериться, быть уверенным в гарантированном продолжении этого взаимодействия, в ненарушимости соответствующих договорных отношений
Перспективы успешной борьбы с экономической преступностью, следовательно, связаны прямо со становлением и развитием в экономике частного легального капитала и стабильного рынка.
Мы коротко рассмотрели дезорганизация. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
История развития дезорганизации
Ничто так не постоянно, как непостоянство. И одним из видов непостоянства является дезорганизация. В реальности частная собственность в советской России не была полностью ликвидирована, наравне с рыночными отношениями она продолжала существовать фактически, нелегально, являясь реальной и нераздельной чертой экономики, составляя костяк экономической преступности в рамках законодательства того периода. Нелегальное положение частного предпринимателя в экономике привело к возникновению особого рода симбиоза носителей политической власти (ресурс — власть, насилие) и нелегального частного собственника (ресурс — деньги), в котором экономический субъект покупает преступным путем саму возможность существования. Со своей стороны, в подобной ситуации носители власти попадают в зависимость от нелегальных «данников», возникает жизненный интерес в сохранении их нелегального статуса — залога поступления обильной «дани». Легализация частной собственности лишает носителей власти подобного способа обогащения.
Легализация частной собственности, развитие рыночных отношений в российском обществе 1990-х гг. вводят новые элементы во взаимодействие государства и экономики. Нормальным, рыночным легальным отношениям угрожают две опасности. Первая — в форме преступных посягательств должностных лиц государства, которое злоупотребляет властью, торгуют собственным правом принимать решения в области экономики. Сберегается сращивание деятелей преступного, нелегального бизнеса (контрабанда, торговля оружием, наркотики и так далее) с покровителями из количества коррумпированных должностных лиц, взаимно защищающих и питающих друг друга. Вторая опасность — со стороны самих участников рыночных отношений, тех из них, кто желает получить прибыль не в итоге добросовестной конкуренции, а при помощи получения при помощью подкупа должностных лиц необоснованных льгот и привилегий.
В этих условиях незаконный выигрыш одних обозначает соответствующий проигрыш других, так как купленная привилегия перемещает блага, объем которых всегда ограничен, в пользу взяткодателя за счет тех, кто взяток не дает, или ставит совершающего подкуп в более выгодную по сравнению с прочими, но позицию, не заслуженную им. Подрывает рыночную экономику обман потребителя, получение прибыли при помощи укрытия от оплаты налогов, в итоге сговора о фиксации цен на рынке и так далее. Наконец, может быть полный отказ от конкуренции в ситуациях преступного посягательства на имущество конкурента или на его жизнь (заказные убийства).
Насилие и характер политического режима
Уровень политического насилия связано с положениями этой страны на шкале «разрешительный режим — запретительный режим». В странах разрешительного режима — самый меньший уровень политического насилия. Последнее увеличивается с ростом принудительности режима, но уменьшается на определенную степень в условиях крайнего принуждения. Ту же тенденцию проявляет и показатель политической нестабильности. В отличие от этого, уровень модернизации уменьшается по мере перехода от весьма разрешительного режима (самый высший уровень модернизации) к условиям принудительного крайне режима (самый низкий уровень модернизации).
Демократические страны характеризуются низким уровнем политических возмущений, хотя правительства стран с тоталитарным, репрессивным режимом способны эффективно подавлять открытые выражения народного недовольства. Именно правительства в странах средней разрешительности режима и среднего уровня политического развития сталкиваются с самыми большими политическими возмущениями.
Особенности дезорганизации
Дезорганизация это явление которое может проявляется в любой сфере деятельности с целью разрушить или разладить установленный порядок. Важнейшая субъективной причиной социальных конфликтов, то есть проявления дезорганизации, есть уровень интеллекта, ментальность личности. Недостаток интеллекта зачастую является субъективной причиной социальных конфликтов, когда организующая и агрессивная сторона не может «просчитать» соотношение своих и чужих сил, цену своей победы и поражения и ввязывается в конфликт в расчете на легкую победу, когда есть соответствующие потребности, интересы, убеждения.
Явления дезорганизации имеет силу отражения как на внешней ( формальной) структуре общностей, так и на внутренней, функциональной их характеристике. К числу социальных причин, дезорганизовывающих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, или же в таких, для которых является характерной неопределенность социальных ролей, то есть. требований, предъявляемых к индивиду, а так же отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, данное явление связано с ослаблением социально-психологического эффекта общности, которое в свою очередь служит средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания. Дезорганизация общества как правило имеет связь с с дезинтеграцией государственных и общественных устоев, которые не способны удерживать экологические, производственные, экономические, политические, идеологические процессы в нормальных для данного общества рамках. Так же можно отнести природные (землетрясения, наводнения, цунами), техногенные (Чернобыль), экономические, политические, военные катастрофы и события.
Рассмотрим, более детально, что значит дезорганизация.
Экономическая преступность
Экономическая преступность являет собой явление, которое возникает в связи и в ходе взаимодействия экономики и государства. В итоге этого взаимодействия государственные структуры, которые располагают правовым и политическим ресурсом власти, пересекаются с субъектами хозяйственных отношений, экономическими институтами, которые располагают материальными (денежными, имущественными) ресурсами. Принципиальным в этом отношении является объем полномочий государства в области экономических отношений, где экономика, отношения собственности являются объектом, а государство — субъектом контроля экономики.
Ликвидация в советской России института частной собственности, его делегализация создали ситуацию, когда государство одновременно являлось собственником и единственным регулятором отношений собственности. Функция обладания (распоряжения, владения) слилась с функцией регулирования и контроля; насильственные способы командной экономики обеспечили абсолютную монополию государственной собственность, неподконтрольную, полную свободу распоряжения ею агентами политической власти. Там, где нет разделения объекта и субъекта контроля, где они слиты воедино, оканчивается регулирование и начинается произвол, так как реальный контроль предусматривает ориентированное целесообразно ограничение деятельности объекта контроля со стороны регулирующего субъекта на основании принципов, норм и правил, которые обязательны для них обоих.