Значение политической власти
Политическая власть необходима для эффективного функционирования общества и государства. Она выполняет следующие функции:
1. Установление порядка
Политическая власть создает правила, нормы и законы, которые определяют социальные и экономические отношения, позволяют предусматривать ответственность и защищать права граждан. Без политической власти общество стало бы свободным от ограничений и контроля, что может привести к хаосу и анархии.
2. Управление и контроль
Политическая власть управляет функционированием государства, разрабатывает политику и принимает решения, необходимые для общественного благосостояния. Она контролирует выполнение законов, обеспечивает безопасность граждан и защищает их интересы.
3. Представительство граждан
Политическая власть предоставляет гражданам возможность влиять на принимаемые решения, выражать свою волю и представлять интересы власти. Через выборы и демократические институты граждане могут избирать своих представителей, занимающих ключевые посты в государстве.
4. Обеспечение справедливости
Политическая власть обязана обеспечивать справедливое распределение ресурсов, прав и возможностей в обществе. Она должна бороться с коррупцией, дискриминацией и иными недостатками, которые могут угрожать справедливости и равенству.
Особенности политической власти
Определение
Политическая власть – это право, возможность защищать и реализовывать политические взгляды, идеи, цели с помощью функционала государства.
Для того чтобы политическая власть появилась, необходимо наличие всех тех основных признаков, которые характерны для власти как общественного феномена. Политическая власть должна осуществляться через государство, а также в государственной структуре.
При наличии политической власти на территории государства существуют политические партии, организации, группы и объединения. Как правило, политическая система имеет тесную связь с государством, но это не означает, что она является государственной.
Политическая власть осуществляется через аппарат – государственный и государственный органы.
Субъектами власти являются государство, политические партии и другие организации.
При этом политическая власть и государственная власть в целом имеют много общего, но не являются тождественными. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.
Политическая власть включает в себя различные виды. Она может быть властью одной группы в обществе, может быть властью целого государства, а может и не входить в состав власти.
При этом демократия и не демократия – это один из признаков общего и относится не только к политической власти.
Также, власть может быть легальной (государственная власть) и иметь скрытый характер (власть криминальных группировок, политических партий, мафиозных организаций).
Понятие «легитимной» и «легальной» власти не должно смешиваться.
Легальная власть – это право на существование в юридическом смысле, легитимная – власть, одобренная народом, а также признанная им справедливостью и политически оправданной.
Политическая власть
Когда мы говорим о власти вообще, то понимаем её так: кто-то осуществляет власть, т. е. руководит, управляет, отдаёт приказы, а кто-то подчиняется, эти приказы выполняет. Такие отношения мы встречаем в жизни постоянно, например между офицером и солдатом, инспектором ГИБДД и водителем автомашины, учителем и учеником. Власть в этих случаях небеспредельна, она ограничена строго определёнными функциями офицера, инспектора, учителя. Но в рамках этих функций каждый из названных служащих имеет право отдавать приказы, распоряжения, выдвигать требования, а солдат, или водитель, или ученик обязан этим требованиям подчиняться. Когда это необходимо, те, кто имеет власть, могут применить санкции (наказать того, кто не выполняет распоряжения, или поощрить за их добросовестное выполнение).
Политическая власть распространяется на всё общество, её приказы, директивы (руководящие указания), требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного государства. В свою очередь, все те, к кому относятся требования власти, обязаны их выполнять; те лица (монархи, президенты, главы правительств, наместники и т. д.) или группы, которые властвуют (какие-либо классы, сословия, «знать», организации и т. д.), имеют возможность опираться на силу государства и, если необходимо, принуждать к подчинению своей воле, используя суд, полицию, армию. Конечно, лучше, если властители имеют авторитет, население с готовностью подчиняется их требованиям.
ДОКУМЕНТ Вот что писал о силе власти русский философ И. А. Ильин (1883—1954): «Сила власти есть прежде всего её духовногосударственный авторитет, её уважаемость, её признаваемое достоинство, её способность импонировать гражданам. Поставить себе неосуществимую задачу не значит проявить силу; растрачивать свой авторитет не значит быть сильным. Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в её способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе…» |
Какова главная мысль И. А. Ильина? |
Политическая власть играет большую роль в любом современном обществе. Задачи, которые она выполняет, влияют на различные сферы общественных отношений. Именно политическая власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направления развития страны, разрабатывает и принимает решения, нацеленные на устранение назревших проблем.
Власть осуществляет повседневное управление важнейшими процессами, происходящими в обществе. К числу задач, выполняемых властью, относится и поддержание стабильности, предотвращение социальных потрясений, создающих угрозу жизни и благосостоянию граждан.
В своём Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин говорил о том, что для России характерна традиция сильного государства. Он отмечал: «Моральный авторитет государства — это базовое условие развития России. И поэтому политика очищения и обновления власти будет проводиться твёрдо и последовательно».
Итак, власть — важнейший элемент общественной организации. Она позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач и решений. Поэтому в обществе возникает борьба за власть и её использование для проведения той или иной политики.
Примеры связи политики и власти
Чтобы лучше понять связь политики и власти, рассмотрим несколько примеров их взаимодействия:
-
Государственная политика и глава государства:
- Глава государства обладает высшей исполнительной властью и представляет государство на международной арене.
- Он или она формулирует политические цели и задает направление государственной политики.
-
Парламент и законодательная власть:
- Парламент принимает законы и определяет регуляторные правила для функционирования общества.
- Политические партии влияют на решения, принимаемые в парламенте, и формируют политическое направление страны.
-
Общественное движение и политическая активность:
- Общественные организации и движения могут влиять на политические решения и создавать изменения в обществе.
- Политическая активность граждан поддерживает или противодействует политической власти, влияя на нее.
Сущность политической власти
Суть политической власти заключается в установлении и поддержании порядка в обществе. Это осуществляется путем создания и применения законов, регулирующих поведение людей, обеспечения безопасности, защиты прав и свобод граждан, а также управления социально-экономическим развитием страны.
Политическая власть предоставляет право выражения исключительных решений и исполнения этих решений силой, если необходимо. Она объединяет в себе такие компоненты, как законодательная, исполнительная и судебная власть, которые взаимодействуют для обеспечения правопорядка и общественной стабильности.
Средства массовой информации
В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.
Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.
Значение средств массовой информации состоит в том, что они:
дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.
Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.
Что мы узнали?
Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Борьба за власть между социальными группами вызвана:
- желанием оказаться на первых позициях
- получить деньги
- добиться реализации своих интересов, потребностей
- изменить существующий строй
Структура политической власти
Структура политической власти включает в себя несколько уровней и органов, которые совместно управляют государством и принимают решения относительно общественных дел. Вот основные элементы структуры политической власти:
Исполнительная власть
Исполнительная власть отвечает за реализацию законов и управление государственными делами. Она включает в себя главу государства (президента, монарха или премьер-министра) и исполнительные органы, такие как правительство и министерства. Исполнительная власть принимает решения, осуществляет контроль и реализует политику, утвержденную законодательной властью.
Законодательная власть
Законодательная власть отвечает за создание и принятие законов. Она представлена парламентом или законодательным органом, который состоит из выбранных представителей народа. Законодательная власть обсуждает и принимает законы, регулирующие различные аспекты жизни общества, включая экономику, социальные вопросы, безопасность и другие области.
Судебная власть
Судебная власть отвечает за применение законов и разрешение споров. Она представлена судами и судьями, которые независимы от исполнительной и законодательной власти. Судебная власть рассматривает дела, принимает решения и обеспечивает справедливость в обществе. Она также контролирует соблюдение конституции и защищает права и свободы граждан.
Местная власть
Местная власть отвечает за управление на местном уровне. Она представлена муниципальными органами и выбранными представителями, которые занимаются решением вопросов, касающихся конкретных территорий или сообществ. Местная власть занимается муниципальными услугами, планированием городского развития, охраной окружающей среды и другими вопросами, важными для местного населения.
Эти четыре элемента структуры политической власти взаимодействуют и совместно управляют государством, обеспечивая его функционирование и развитие. Каждый уровень власти имеет свои особенности и задачи, но вместе они образуют систему, которая обеспечивает управление и принятие решений в интересах общества.
Ресурсы, процедуры и виды власти
Основной социальной причиной
подчинения одних людей другим является неравное распределение ресурсов власти.
Ресурсы власти можно
трактовать как совокупность средств, использование которых позволяет оказывать
влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы — это либо
важные для объекта ценности (деньги, потребительские товары), либо средства,
способные влиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса),
либо инструменты (орудия труда), с помощью которых можно лишить человека
определенных ценностей, конечной целью которых является жизнь (оружие,
правоохранительные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и
объектом, являются одной из важнейших основ власти. Они могут быть использованы
в качестве позитивных (оказание услуг) и негативных (отказ от услуг) санкций. В
процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, т.е. в
способность трансформировать определенные ресурсы во влияние в системе властных
отношений.
Ресурсы власти столь же разнообразны, как и средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей.
Как правило, ресурсы власти делятся на:
- экономическая (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородная земля, минералы, продукты питания и т.д.)
- социальный (способность повышать или понижать социальный статус или звание. Социальные ресурсы также служат индикаторами (положение, престиж, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).
- культура и информация (знания и информация, а также средства их приобретения и распространения: научные и образовательные учреждения, средства массовой информации и т.д.)
- Правоохранительные органы (оружие, аппарат физического принуждения, в государстве: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);
- Демография (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, создающий другие ресурсы).
Использование ресурсов власти
движет ее компонентами и делает ее процесс, характеризующийся способом и
механизмами господства, реальностью.
Формы правления могут быть
различными: демократические, авторитарные, тоталитарные, конституционные,
деспотические, либеральные и другие.
Процесс собственности
организуется и регулируется специальным силовым механизмом — системой
организаций и норм их организации и деятельности. В таком сложном субъекте, как
общество (народ), государственные органы, закон и политическая система в целом
действуют как механизм власти.
Характеристики различных
элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут быть положены в основу
их типологии. Одной из важнейших классификаций власти является ее разделение по
ресурсам, на которые она опирается, на экономическую, социальную,
информационную и политическую власть (часто называемую принудительной властью).
Экономическая власть — это
контроль над экономическими ресурсами, владение различными видами материальных
ценностей. Как правило, на нормальных, относительно спокойных фазах социального
развития экономическая власть доминирует над другими формами власти.
Социальная власть тесно
связана с экономической. В то время как экономическая власть предполагает
распределение материальных благ, социальная власть — это распределение
должностей в социальной структуре, статуса, должностей, льгот и привилегий.
Современные государства (государства всеобщего благосостояния) могут
использовать социальную политику для того, чтобы влиять на статус широких слоев
населения и тем самым обеспечивать их лояльность и поддержку.
Информационная власть — это власть над людьми, которая осуществляется через научные знания и информацию. В современных условиях, не опираясь на знания, власть не может быть эффективной в обществе. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного влияния на сознание людей с целью обеспечения их лояльности и поддержки власти. Это влияние осуществляется через школы и учебные заведения, образовательные общества и средства массовой информации.
Вывод: информационная власть
способна служить различным целям: не только распространению объективной
информации о власти, но и манипулированию с помощью специальных методов обмана,
контролю сознания и поведения людей вопреки их интересам, а зачастую и против
их воли.
Природа власти, ее структура. Характер подчинения
Основными составляющими
власти являются ее субъект, ее объект, ее средства (ресурсы) и процесс,
приводящий в движение все ее элементы. Тема власти воплощает в себе ее
активное, направляющее начало. Это может быть отдельный человек, организация,
сообщество людей, например, нация или даже мировое сообщество, объединенное в
ООН.
Для возникновения властных
отношений субъект должен обладать рядом характеристик. Прежде всего, это
желание доминировать, воля к власти. Помимо стремления к лидерству, субъект
власти должен быть компетентным, знать природу вопроса, состояние и настроение
подчиненных, уметь использовать ресурсы и обладать авторитетом. Конечно, в
реальной жизни власть имущие наделены этими качествами по-разному.
Субъект определяет содержание
властных отношений с помощью команды (приказа, команды). Приказ предписывает
поведение субъекта власти и определяет (или подразумевает) санкции, которые
приводят к исполнению или неисполнению приказа. Отношение объекта, т.е.
исполнителя — второго по значимости элемента власти, к порядку и характеру
содержащихся в нем требований во многом зависит отношение объекта к нему,
Питание возможно только в том
случае, если объект подчинен субъекту. Если нет такой подчиненности, то нет и
власти, даже если стремящийся к ней субъект имеет мощные средства принуждения.
В конце концов, у субъекта власти есть выбор, пусть и в крайних случаях —
умереть, но не подчиниться, что нашло свое выражение особенно в свободолюбивом
лозунге «Лучше умереть в бою, чем жить на коленях».
Но степень отношения объекта
к субъекту власти варьируется от ожесточенного сопротивления, борьбы за
добровольное уничтожение, с радостью воспринимаемого послушания. В принципе,
послушание так же присуще человеческому обществу, как и лидерство. Готовность
подчиниться зависит от ряда факторов: собственных качеств субъекта, характера
предъявляемых к нему требований, ситуации и способности субъекта оказывать на
него влияние и т.д.
Однако мотивация подачи
заявки достаточно сложна.
Она может быть основана на
страхе перед санкциями, давней привычке подчинения, заинтересованности в
исполнении приказов, вере в необходимость подчинения, а также на авторитете, на
который претендует властный подчиненный. Все эти мотивы существенно влияют на
власть, то есть на способность субъекта воздействовать на объект.
Сила власти, основанная на
страхе перед угрозой наказания, как правило, ослабляется естественным
стремлением людей освободиться от этого неприятного эмоционального состояния.
Сравнительно безболезненно
люди воспринимают власть, основанную на привычке подчиняться. Привычки являются
надежным фактором стабильности власти до тех пор, пока они не противоречат
требованиям реальной жизни.
Самая стабильная — это
власть, построенная на интересах. Личный интерес мотивирует подчиненных к
добровольному исполнению приказов, делает контроль излишним и т.д.
Вывод: одной из самых
благоприятных мотиваций для послушания власти является авторитет. Авторитет —
это высоко ценимые качества, которые подчиненные наделяют лидера и обеспечивают
его послушание без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от качеств,
лежащих в его основе, авторитет может быть научным (научное качество), деловым
(компетентность, опыт), моральным (высокие моральные качества), религиозным
(святость), статусом (уважение к должности) и т.д. Без власти власть не может
быть сильной и эффективной.
Понятие политической власти
Политическая власть – это способность и возможность определенных лиц или групп контролировать и влиять на принятие решений и управление обществом. Она является одной из основных составляющих политической системы и играет важную роль в организации и функционировании общества.
Политическая власть может быть осуществлена различными способами, такими как законодательная, исполнительная и судебная власть. Законодательная власть отвечает за принятие законов и нормативных актов, исполнительная власть отвечает за их выполнение, а судебная власть – за разрешение споров и применение права.
Политическая власть может быть также централизованной или децентрализованной. В централизованной системе власть сосредоточена в руках небольшого числа лиц или групп, таких как монарх или диктатор. В децентрализованной системе власть распределена между различными уровнями и институтами, такими как федеральные, региональные и местные органы власти.
Политическая власть также может быть легитимной или нелегитимной. Легитимная власть основана на согласии и поддержке населения, а нелегитимная власть основана на насилии или подавлении. Легитимность политической власти может быть обеспечена различными факторами, такими как выборы, конституционные ограничения и соблюдение прав человека.
Сравнительная таблица политической власти
Аспект | Определение | Свойства |
---|---|---|
Понятие политической власти | Политическая власть – это способность государства или правительства контролировать и влиять на поведение граждан и общества. |
|
Структура политической власти | Структура политической власти включает разделение властных полномочий между различными институтами и органами государства. |
|
Функции политической власти | Функции политической власти включают управление обществом, защиту прав и свобод граждан, обеспечение безопасности и регулирование социальных отношений. |
|
Политическая власть как особый вид власти
Особым и наиболее известным
типом власти является политическая власть. Она часто отождествляется с
принудительной властью, поскольку выражается в фактической способности
социальной группы или индивида осуществлять свою волю посредством особой
системы государственных и правовых средств воздействия или принуждения, главным
образом, независимо от того, нравится это массам или нет.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных черт:
- суть политической власти заключается в том, что она опирается на государство, которое разрешает ей законно применять силу на территории данного государства В то же время политическая власть не ограничивается применением силы или угрозой ее применения. Неполитические структуры (семья, преступные группы и т.д.) также могут прибегать к насилию и физическому принуждению. Что касается политической власти, то она включает в себя почти все известные силовые ресурсы: как материальное принуждение или стимуляция, так и идеологическая манипуляция, традиционное оправдание и освящение.
- правило, обязательные решения для любого другого органа. Политическая власть может ограничить влияние могущественных корпораций, средств массовой информации и других институтов или полностью устранить их.
- Реклама, то есть общность и безликость. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной власти, которая существует в небольших группах, обращается ко всем гражданам через права от имени всего общества.
- моноцентризм, существование единого центра принятия решений В отличие от политической власти, экономическая, социальная и информационная власть полицентрична. В рыночном демократическом обществе, как мы знаем, есть много независимых владельцев, средств массовой информации, социальных фондов и т.п.
Политическая власть находится
в сложных отношениях с другими формами государственной власти. Политическая
власть находится под сильным влиянием экономической мощи. В рыночном обществе,
где почти все имеет свою цену, деньги оказывают сильное влияние на предвыборные
кампании и результаты выборов и часто используются для подкупа политиков.
Концентрация экономической власти среди крупных землевладельцев несет в себе
опасность создания плутократии — прямого политического управления небольшой
группой крупных денежных сумм. В современных западных демократиях вездесущность
крупного бизнеса ограничивается конкуренцией между собственниками, политическим
влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.
При определенных условиях
информационная власть может оказывать доминирующее влияние на общество. Его
монополизация определенной политической группой может обеспечить победу на
выборах и долгосрочное сохранение общественного доминирования.
Во взаимодействии различных
органов власти в обществе возникает так называемый кумулятивный эффект —
нарастающее накопление власти. Это проявляется в том, что богатство увеличивает
шансы на вступление в политическую элиту и доступ к средствам массовой информации;
высокая политическая позиция способствует накоплению богатства, доступу к
информационному влиянию; последнее улучшает возможность занять политические
лидерские позиции и т.д.
Вывод: в тоталитарных
государствах слияние политических, экономических, социальных и информационных
полномочий можно наблюдать под руководством политики. Демократическая система
предполагает разделение этих властей и каждой из них в отдельности: в экономике
— наличие множества конкурирующих центров; в политике — разделение власти между
государством, партиями и самим государством на три ветви; в интеллектуальной
сфере — доступ к образованию, культурный и информационный плюрализм.
Заключение
Политическая власть является необходимым элементом функционирования общества и государства. Она обеспечивает порядок, управляет и контролирует процессы, представляет интересы граждан, а также обеспечивает справедливость и равенство. Без политической власти общество не смогло бы достичь стабильности и процветания.
- Никто собачку не терял? (см)
- Кто там дверцу на ночь глядя открывает?
- Что думаете насчёт бритья ног мужчине
- Подскажите программу Java для работы с учетной записью Mail.ru
- Что за аниме там, где мальчик с желтыми и непослушными волосами?
- Вы очень сильно радуетесь, когда кого-то дурачком выставили?
- Челси влетит Болтону?
- Как дождаться весь альбом Ланы и не умереть
Заключение
В заключение можно сказать, что политическая власть – это способность группы или индивида контролировать и влиять на принятие решений и деятельность в политической сфере. Она имеет свою структуру, которая включает различные институты и органы, такие как правительство, парламент, судебная система и т.д. Кроме того, политическая власть выполняет ряд функций, включая установление правил и законов, защиту общественного порядка и обеспечение благосостояния граждан. Понимание сути политической власти и ее основных характеристик является важным для понимания политических процессов и участия в них.