Введение
Термин «иудаизм» (на иврите «яадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуда, которое, согласно библейскому повествованию, является самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен. Царь Давид (конец XI века до н.э. — ок. 977 г. до н.э.) был потомком рода Иуды, под властью которого в конце XI века находились Израильское царство и Иудейское царство. BC e. достиг высшей мощности. Это обстоятельство определило привилегированное положение еврейской семьи в еврейском государстве, а также тот факт, что термин «еврей» часто использовался как эквивалент слова «еврей».
В узком смысле иудаизм означает религию, возникшую на рубеже II — I тысячелетий до нашей эры. среди еврейских племен. В более широком смысле иудаизм — это совокупность правовых, моральных и этических, философских, в том числе религиозных, идей, которые определяли образ жизни евреев на протяжении примерно четырех тысячелетий. Являясь продуктом религиозных традиций древних цивилизаций Ближнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм, веками отстаивая свою идентичность и самобытность, в то же время никогда не был изолирован от внешних влияний.
Постоянная потребность в адаптации в процессе исторического развития, сопровождаемая упразднением или модернизацией некоторых доктрин иудаизма, вызвала множество противоречивых толкований в оценке его основных принципов. Так, теософская школа раввина Симлая (III век н.э.) считала, что иудаизм насчитывает 613 догм. В средние века чрезвычайно популярным было учение раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 — 1204), который разработал 13 принципов веры в иудейской религии. Наряду с этим существовали философские движения, которые утверждали, что в иудаизме вообще нет догмы.
Перспективы Иудаизма в современной России
Несмотря на то, что число иудеев в России невелико по сравнению с другими религиями, Иудаизм имеет большое значение в культуре и истории страны. Сегодня сообщество иудеев в России состоит из около 150 тысяч человек, расположенных в группах и общинах по всей стране.
Однако, как и остальные религии, Иудаизм сталкивается с определенными вызовами в современном мире
Один из основных вызовов — современный мирской образ жизни и отношение к религии как к нечему важному. Это приводит к уменьшению числа людей, идентифицирующих себя как иудеи
Однако существуют и положительные моменты, которые позволяют думать о перспективах религии в России. В последнее десятилетие наблюдается увеличение числа иудейских общин в России, в том числе в некоторых регионах, где иудаизм ранее был представлен ограниченно. И общины продолжают расти в численности и активности.
Также, многие представители иудейского сообщества принимают активное участие в общественной жизни России, занимаясь благотворительностью, помощью малообеспеченным, образованием и другими видами деятельности.
В целом, перспективы Иудаизма в России зависят от многих факторов, таких как социальные и экономические изменения в обществе и в мире, изменения в понимании религии, общественного мировоззрения и т.д.
Несмотря на все вызовы, иудаизм продолжает сохранять свое значение и представленность в России. И, если иудеи продолжат активно работать и сохранять свою культуру и традиции, то перспективы религии в России могут быть весьма благоприятными.
Учение и традиции
Главное верование иудаизма заключается в том, что существует единый Бог, который создал мир и все, что в нем находится. Бог избрал народ Израиля и заключил с ним особый союз, который основан на заповедях и моральных принципах, изложенных в Торе. Иудаизм учит своих последователей жить в согласии с этими заповедями и стремиться к духовному совершенству.
Иудаизм также акцентирует важность соблюдения традиций и ритуалов. Среди них особое значение имеет шаббат, священный день отдыха, который начинается в пятницу вечером и продолжается до субботнего вечера
В этот день евреи не работают, а проводят время вместе с семьей и отдыхают. Также важным аспектом иудаизма является ежедневная молитва, которая произносится на иврите.
- Соблюдение пищевых запретов — кашрута. Строгие правила говорят о том, какую пищу можно есть, а какую нет.
- Святые праздники. В иудаизме много праздников, включая Пасху, Пурим и Рош Ха-Шана.
- Обряды окружения. Восьмой день после рождения ребенка является днем обрезания.
- Учение и знание. В иудаизме ставится акцент на образование и изучение священных текстов.
У иудаизма есть различные течения и направления, каждое из которых придает свои особенности традициям и верованиям. Однако все они основаны на уважении к Торе и соблюдении ее заповедей. Иудаизм является одной из основных религий Израиля и до сих пор остается значимым аспектом жизни многих евреев по всему миру.
Список литературы
- Иллюстрированная история религий в 2-х томах. / Под ред. Проф. DL . Шантепи де ла Соссе . Эд. 2-й. Москва: Ред. Департамент по в Спасо-Преображенского Валаамского монастыря , 1993
- Лившиц G.M . Кумранские рукописи и их историческое значение. Издательство БГУ ИН И. Ленина, Минск, 1958.
- Миртл Лэнгли. Религия. — Дорлинг Киндерсли, 199. Серия «Свидетель . О все в в мире».
- Радугин A.A . Введение в религиоведение. — М., 2005. — 376 с.
- Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1975.
- Элиаде М. «Трактат по истории религий» (серия «Миф, религия, культура»). Перевод с французского А.А. Васильева . — Санкт-Петербург, «Алетейя », 1998. Вып. 1.
- Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, ритуалов и верований (серия «Миф, религия, культура»). — М. : ВГБИЛ , « Рудомино », СПб: «Университетская книга», 1996.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
- Реферат на тему: История баскетбола
- Реферат на тему: Онкологические заболевания
- Реферат на тему: Архитектура древнего Египта
- Реферат на тему: Известные спортсмены России
- Реферат на тему: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
- Реферат на тему: Тыква
- Реферат на тему: Предки Пушкина и его семья
- Реферат на тему: История компьютера
- Реферат на тему: Физическое воспитание
- Реферат на тему: Астрономия древнейшая из наук
Иудаизм Религия | Иудаизм кратко | Бог в Иудаизме
Название: Иудаизм (от колена Иуды, давшее название Иудейскому царству)Время возникновения: 853 г д.н.эОснователь: МоисейСвященные книги: Танах, Талмуд
Иудаизм — религия еврейского народа. В развитии иудаизма выделяют три исторических периода: храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический.
Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево, так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай.
Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида.
Танах называют Еврейской Библией, описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.
Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух, абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.
Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен «по образу и подобию Божию», и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими.
Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.
Иудеи верят,что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире», требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:
- отказаться от идолопоклонства;
- воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
- не проливать кровь;
- не произносить имя Бога всуе;
- не творить несправедливости и беззакония;
- не красть;
- не отрезать частей от живого животного.
Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когда не раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.
Любовь к Богу —неотъемлемая составляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.
Основная заповедь — «Люби ближнего твоего, как самого себя», поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.
Основные черты иудаизма[править | править код]
Cборник молитв (cидур) для русскоязычных евреев
- Иудаизм — универсальная религия. Иудаизм предлагает всем людям и народам принять монотеизм и учение Торы (она же Пятикнижие Моисея). В то же время, Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму (на иврите «гиюр»), и является национальной религией еврейского народа.
- Иудаизм провозгласил единобожие (БСЭ), углублённое учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию — следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога продвинуть и помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
- Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости.
- Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека, — ведущемся как на уровне индивидуума, так и на уровне народа (проявление Провидения в национальной истории) и на уровне «всего человечества как единого целого».
- Учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) — как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании.
- Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная помощь.
- При этом у еврейского народа есть особая Миссия, или Избранность, заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности.
- Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение;
- Учение о приходе Мессии (Машиаха , слово происходит от מָשִׁיחַ, «помазанник», то есть царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа» (Ис. 2). Мессия является царём, прямым потомком царя Давида, и, согласно иудейской традиции, должен быть помазан на царство пророком Илией(Элияhу), который был взят на небо живым.
- Учение о воскресении из мертвых в конце дней (эсхатология), то есть вера в то, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. О воскресении из мертвых говорили многие еврейские пророки, такие как Иезекииль (Йехезкель), Даниил (Даниель) и др. Так, пророк Даниил об этом говорит так: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12).
Священные книги иудаизма
Иудаизм в современной форме строится, основываясь на Танахе (письменной Торе или Ветхом Завете) и Талмуде.
Танах также известен как “еврейская Библия”, его первые части были написаны в Х веке до н.э. Канонизированный вариант на иврите был дописан в III-II веке до н.э. В нем описаны процессы сотворения мира и человека. Талмуд является, по сути, собранием законов. Тора же является сводом правил, включающим учение о вере, соблюдении обычаев, моральных нормах и социальных взаимодействиях. Она сложна для понимания, и это породило множество интерпретаций на протяжении веков.
Рис. 3. Менора — древнейший символ иудаизма
Проблема определения ↑
Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», подразумевая, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «еврейской религии», из которой позже возникло христианство, и что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят, что иудаизм — одна из древнейших сохранившихся религий и, безусловно, самая древняя из монотеистических религий. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире существовал «языческий консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все остальные: Они проповедовали веру в единого Бога, Творца всего сущего.
Обрезание на 8-й день — важная заповедь в иудаизме
Термин «иудаизм» используется в русском языке в основном для определения «еврейской религии». Наблюдательные русскоязычные евреи также используют это слово, но они имеют в виду весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» уходит своими корнями в древнегреческий язык: Во второй книге Маккавеев, написанной на греческом языке, встречается слово иудаизм («иудейство»). После исчезновения десяти колен Израиля имя представителя колена Иуды — «иегуди» — стало синонимом слова «еврей» (иврит), т.е. «иудаизм» — «гебраизм», понимаемый как идейное течение, школа мысли, совокупность верований и идей, е
На протяжении всей истории еврейской традиции предпринимались попытки сформулировать основы, которые были бы действительно основополагающими и окончательными для иудаизма — набор четких и кратких принципов, совокупность которых выражала бы сущность иудаизма и позволяла бы отличить его от других религий, мировоззренческих систем, философских школ и так далее. 13 принципов веры, кодифицированных Рамбамом на основе письменной и устной Торы и сформулированных в предисловии к его комментарию к разделу «Хелек» Мишны (трактат «Санхедрин»), были самыми распространенными. Эти принципы признаются всеми течениями ортодоксального иудаизма. Далее следует краткое изложение:
1. 1.
2. Бог уникален, и такой уникальности, как Он, нет нигде; и только Он — наш Бог, который был, есть и будет.
3. материальные качества и атрибуты не применимы к Богу, у него нет физического образа, он бесплотен.
4. Бог есть первый и последний.
5. поклоняться и обожать можно только Творца, а молиться и поклоняться чему-либо, кроме Него, строго запрещено.
6. все, что говорили пророки, истинно.
7. исполнилось пророчество Моше Рабейну, а он — «отец» всех пророков: и тех, кто пришел после него, и тех, кто пришел до него.
8. Тора, которой мы обладаем, — это та же самая Тора, которую Бог дал Моше Раббейну.
9. Тора никогда не изменится, Бог никогда не даст другую Тору.
10. Бог знает все поступки человека и все его мысли.
11. Бог возвращает добро тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто нарушает их, в конечном итоге будут наказаны за это.
(12) Мы обязаны верить в приход Машиаха, и даже если он задерживается, мы должны ждать его.
13. Возрождение мертвых неизбежно. Это произойдет, если такова будет воля Творца.
Первоначально евреи были жителями Иудейского царства (или Иудеи). Но после падения Иудеи термин «еврей» перестал быть национальным и стал религиозным термином.
На самом деле, между этими терминами нет никакой разницы (а в английском языке вообще есть одно слово для обоих — Jew). Однако в русском языке слово «еврей» обычно используется в контексте этнической принадлежности (по матери), а когда употребляется слово «иудей», оно относится к последователю иудаизма в религиозном смысле (евреем можно стать, приняв эту веру).
Укрепление и распространение иудаизма в России
В России иудаизм начал активно распространяться в XVI веке с приходом рабочих и ремесленников из Западной Европы и внутренним миграционным движением евреев. Основные центры иудаизма в России находились в городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Вильна, Одесса и другие.
В начале XVIII века Петр I издал указы, которые ограничивали жизнь иудеев в России. Ограничения были связаны с экономической и социальной дискриминацией. Однако, несмотря на это, иудаизм продолжал распространяться.
В конце XVIII и начале XIX века иудаизм в России начал переживать период реформ, вызванных влиянием Западной Европы. Появились первые ашкеназские ребе и экономические возможности для евреев были расширены. Российские евреи стали активно участвовать в торговле и банковской деятельности.
В конце XIX — начале XX века иудаизм в России пережил новый расцвет. Было создано большое количество синагог, и община евреев стала оказывать влияние на экономику и политику страны. Однако, этот период был омрачен государственной политикой, направленной на ограничение прав евреев.
В советский период иудаизм в России оказался под государственным гнетом. Синагоги были закрыты, евреев преследовали, а во время холокоста множество евреев погибло. После Второй мировой войны была проведена кампания по идеологическому противостоянию религии, включая и иудаизм.
Начиная с 1990-х годов иудаизм в России снова начал расцветать. Были открыты новые синагоги, община евреев стала активно развиваться и играть важную роль в российском обществе. В настоящее время иудаизм в России продолжает укрепляться и оказывать влияние на различные сферы жизни страны.
Происхождение религии
Слово «иудей» означало израильтянина из колена Иуды. После Вавилонского пленения евреев, которое относится к VI веку до н. э., Иудейское царство осталось единственным у этого народа.
Рис. 1. Иудаизм.
Сам термин «иудаизм» появился в I веке до н. э. в еврейско-эллинистической литературе. Так называли религию иудеев в период античного язычества. Язык последователей данной религии называется «еврейским», а не иудейским.
Появление религии относятся ко временам Моисея и исхода из Египта. Источником сведений об иудаизме на рубеже II–I тыс. до н. э. является Ветхий Завет. В развитии иудаизма выделяют следующие периоды:
- Библейский X–VI веков до н. э.
- Иудаизм Второго храма. Он длился до II века до н. э., а с 323 года выделают эпоху эллинистического иудаизма.
- Талмудический иудаизм. II век до н. э. — XVIII века н. э.
- Современный иудаизм, который ведёт историю с 1750 года.
В XI–XX веках произошло оформление различных течений и направлений в иудаизме. Например, ортодоксальный включает себя хасидов, литваков, современную ортодоксию, прогрессивный иудаизм. Течения литваков и хасидов появились на территории бывшей Российской империи, в Литве и Беларуси.
Символами иудаизма являются шестиконечная Звезда Давида, а также семисвечник, называемый Менорой. Согласно Библии, он стоял на Иерусалимском холме. Также к символам иудаизма относятся две скрижали с Десятью заповедями и лев как символ одного из древних еврейских племён (колен).
Рис. 2. Иудаизм. Израиль.
Организации иудеев в России
Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР, ОРОСИР и пр. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью организаций является ФЕОР, спонсорами которой являются широко известные в России люди, среди которых Роман Абрамович. В правление организации входит также депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом, как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах.
Что касается ФЕОР, то её организованные общины существуют в более чем 100 городах России. Помимо Москвы, в одном городе находится лишь одна община. В Москве же 13 религиозных общин ФЕОР: 1 община грузинских евреев, 1 община сефардских евреев, 1 община горских евреев, 1 община бухарских евреев и 9 общин ашкеназских евреев.
Возрождение иудаизма после СССР
В период после распада СССР иудаизм в России пережил период возрождения и роста. В то время как во времена Советского Союза практика иудаизма была подавлена и многие иудеи были преследованы, в 1990-е и 2000-е годы иудаизм стал одной из наиболее активных религиозных групп в стране. Многие синагоги и общины были открыты, иудейская культура и традиции стали более видимыми в обществе.
Развитие иудаизма в России после СССР было поддержано как государством, так и религиозными организациями. Государство начало предоставлять финансовую помощь для восстановления синагог, организации культурных и образовательных программ для еврейского населения. В 1990-е годы в России был введен еврейский университет, который стал центром академического изучения иудаизма.
Однако, возрождение иудаизма в России также столкнулось с некоторыми проблемами. Несмотря на восстановление синагог и расширение еврейской инфраструктуры, общество до сих пор имело стереотипы и предубеждения по отношению к евреям. Антисемитизм продолжал существовать, и некоторые евреи испытывали дискриминацию и неверие в свои права.
Тем не менее, иудаизм продолжает расти и развиваться в России. Сегодня множество синагог и общин находятся в разных городах страны, иудейские культурные и образовательные программы проводятся по всей стране
Иудаизм стал важной частью многонационального и религиозного многообразия России
Заключение
Хотя иудаизм ставил своей целью признание Бога всем человечеством, он всегда осуждал и выступал против ассимиляции евреев, оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Еще в 444 году до нашей эры. Еврейское духовенство настаивало на принятии обязательного закона, запрещающего евреям вступать в брак с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел к отделению евреев от самаритян — так называли адептов иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского плена (586 — 538 гг. до н.э.). Ортодоксальные раввины до сих пор не признают законность брака евреев с неевреями. С одной стороны, обозначив круг своих потенциальных сторонников как представителей одной нации и установив крайне жесткие требования к прозелитам, иудаизм не мог рассчитывать на широкое признание.
За долгую историю существования еврейской религии, только хымьяритское королевство в Южной Аравии в 517 — 525. и в Хазарском каганате в 8 — м века, население которого не был евреем, провозглашено иудаизм в качестве государственной религии. С другой стороны, этническая изоляция иудаизма, несомненно, была важным фактором его жизнеспособности, поскольку он не только призывал евреев к монотеизму, но и отличал их от всех других народов, определяя евреев как избранный Богом народ, как народ мессии. , призванный выполнить цивилизационную миссию на Земле с целью установления царства мира и справедливости.