Российский капитализм: как совершалось экономическое развитие россии в начале 20 века

Социально-экономическое развитие россии в начале 20 века

Содержание

  • Слайд 1

    Тема урока: Экономическое развитие в конце XIX — начале XX в.

  • Слайд 2

    Сформировать представление об особенностях экономического развития в конце XIX — начале XX в.

  • Слайд 3

    По таблице определите, в каких странах были сделаны важнейшие изобретения. В какой из названных стран их было сделано больше всего? Объясните, почему именно названные страны стали первыми в области технических изобретений.

    Какая отрасль промышленности на начальном этапе промышленной революции играла ведущую роль? Найдите в учебнике объяснение причин этого.

    Какая новая отрасль промышленности появилась в первой половине XIX в.?

    Найдите в учебнике факты, подтверждающие вывод о том, что в 30—70-е гг. XIX в. произошла «транспортная революция».

  • Слайд 4

    1. О каком «чуде технического прогресса» пишет автор? Почему у Ф. Кембл родилась ассоциация между этой машиной и лошадкой?
    2. Какие особенности первых железных дорог отразились в тексте?
    3. Каково отношение автора текста к описываемой машине?

  • Слайд 5

    Объясните смысл девиза первой Всемирной выставки в Лондоне в1851 г.: «Пусть все народы работают совместно над великим делом —совершенствованием человечества». Какая идея в нём заложена?
    На лондонской выставке 1851 г. достойным образом была представлена Россия. Изделия из серебра, бронзы, уральских и алтайских самоцветов и минералов, листовое железо и листовая медь тагильских заводов, Златоустовская сталь и оружие, оренбургские пуховые платки, железо и рельсы Боткинского завода, изящная салонная мебель, сукно, парча, шёлковые ткани и др. Какие выводы о развитии российской промышленности можно сделать на основе приведённой информации?

  • Слайд 6

    2. Особенности капитализма XIX — начала XX в.

    необходимо сформулировать 2—3 подпункта, раскрывающие изученную особенность капитализма. В процессе представления результатов работы проиллюстрируйте каждый из подпунктов историческим фактом, подобранным в учебнике.

  • Слайд 7

    Что было выставлено в Хрустальном дворце? Какие выводы об экономическом развитии вы можете сделать на основе описания экспонатов?
    Сколько человек в день посещали промышленную выставку в Лондоне?
    Каково отношение автора текста к промышленной выставке?

  • Слайд 8

    На основе пункта учебника «Сельское хозяйство» заполните таблицу и сделайте вывод о результатах развития сельского хозяйства к началу XX в.

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    1. Что такое «транспортная революция»? Приведите подтверждающие её факты.
    2. Какую роль сыграла «транспортная революция» в развитии торговли? Свой ответ аргументируйте.
    3. Как изменилась мировая торговля во второй половине XIX в.?
    4. Какие два направления в торговой политике государств сложились во второй половине XIX в.? Объясните суть каждого направления и приведите аргументы в защиту и против проведения такой политики.

  • Слайд 11

    Транспортная революция (transportrevolution)-изменения в способах перевозки грузов и людей. В нач. 19 в. трансп. ср-ва ориентировались на энергию ветра, воды и тягловую силу лошадей.

  • Слайд 12

  • Слайд 13

    Неравномерный, кризисный
    Развивать, обогащаться, монополизировать
    Новые возможности для развития
    Индустриализация

Посмотреть все слайды

Население

Урбанизация. С конца XVIII в. население Западной Европы быстро увеличивалось и за столетие выросло более чем в два раза. В начале XX в. первое место по численности жителей занимала Германия (67 млн человек), а самой густонаселенной страной оставалась Бельгия. Благодаря повышению уровня жизни и успехам медицины уменьшилась смертность, а средняя продолжительность жизни увеличилась с 35 до 55 лет.

В конце XIX в. большая часть населения Европы жила еще в сельской местности, но оно постоянно уменьшалось, в то время как под воздействием бурного развития промышленности и торговли численность горожан быстро увеличивалась. Роль городов сильно возросла во всех сферах жизни. Этот процесс называется урбанизацией (от лат. urbanus — городской).

Члены благотворительного общества с продуктами и одеждой навещают бедную семью

Вокзал Росиу в Лиссабоне

Наиболее важную роль играли крупные города с населением свыше 100 тыс. человек (в конце XIX в. их было около 100). Они были средоточением экономической, политической, культурной жизни страны. Здесь находились крупные предприятия и банки, принимались важнейшие решения, работали крупнейшие музеи и театры.

Все под одной крышей. Один из первых универмагов, построенных в Париже в конце XIX в.

Жизнь в городах становилась более удобной, комфортной. На улицах стало чище и светлее, чем прежде, благодаря благоустройству, появлению освещения, уборочных машин, системы канализации. Дома подключались к центральному отоплению и водоснабжению, в них устанавливались лифты. Были построены большие вокзалы, рынки, магазины.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

Использованная литература:В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX — нач. XX в., 1998.

Американский империализм

С конца XIX в. капитализм США вступил в стадию империализма. В стране продолжался усиленный процесс концентрации производства и капитала. Из различных форм монополистических объединений наиболее широкое распространение в США получили тресты, которые образовались почти во всех отраслях промышленности. Ожесточенная конкурентная борьба, разорение одних компаний и фирм и поглощение других привели к созданию могущественных династий «королей» стали, нефти, электричества, железнодорожного транспорта (см. документ 1). США превратились в классическую страну трестов, в страну монополистического капитализма, «Отец трестов» — нефтяная компания «Стандард ойл», созданная в 1870 г. Рокфеллером, подчинила себе почти все другие нефтяные компании США. Ей принадлежали, помимо нефтеносных участков, десятки тысяч километров нефтепроводов, сотни океанских пароходов, складов, доков и т. п. не только в Америке, но и в других странах. Овладев нефтью, трест принялся подчинять себе газовую и электрическую промышленность, медные, свинцовые и другие предприятия.

В начале XX в. банкир Морган основал «Стальной трест». Помимо многих крупных металлургических предприятий, трест владел значительной частью железорудных богатств области Великих озер, железными дорогами, пароходными обществами, угольными шахтами и т. д. Только в своих шахтах, рудниках и на заводах трест эксплуатировал 170 тыс. рабочих.

Развитие трестов тесно переплеталось с ростом могущества банков. Концентрация капиталов в промышленности сопровождалась и концентрацией банкового капитала.

В США, так же как в Германии, Англии и Франции, банки начинают теснее связываться с промышленностью, предоставляют промышленникам долгосрочные ссуды, вкладывают все большую долю своих средств в производство.

Во всех капиталистических странах широкое распространение со второй половины XIX в. получила акционерная форма предприятий. Выпуск акций, доступных для среднего и мелкого собственника, приводил к тому, что их сбережения попадали в распоряжение крупных банковских воротил, т. е. крупного капитала. Покупатель акций формально становился совладельцем предприятия, и обладание акцией давало ему право на получение прибыли. Формально хозяином акционерного предприятия считается общее собрание акционеров, но фактически все дела вершит небольшая группа крупнейших акционеров, так как число голосов, которым каждый акционер располагает в собрании, определяется количеством имеющихся у него акций.

 Многие банки принимали участие в организации акционерных обществ. Через свои отделения и своих агентов они распространяли акции. Часть акций банки нередко удерживали при этом в своих сейфах: это давало им право на активное участие в руководстве предприятием, а часто позволяло установить над ним полный контроль. Распространение акционерной формы предприятий способствовало проникновению банков в промышленность. Накануне первой мировой войны два крупнейших банка — Моргана и Рокфеллера — контролировали 112 банков железнодорожных, страховых и других компаний, капиталы которых превышали 22 млрд. долларов.

Банки становятся руководителями многочисленных промышленных и транспортных предприятий, проводя своих людей в их правления. Таким образом банковый капитал тесно сращивается с промышленностью. Такой капитал Ленин назвал финансовым. Образование финансового капитала происходило не только в США. Оно имело место и в других странах — в Германии, в Англии, в России, во Франции и т. д. Характеризуя американский империализм, Ленин писал: «…нигде власть капитала, власть кучки миллиардеров… не проявляется так грубо, с таким открытым подкупом, как в Америке» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 29, стр. 449).

Развитие капитализма в Соединенных Штатах, как и повсюду, сопровождалось периодическими промышленными кризисами, которые в США протекали чрезвычайно остро.

Наиболее глубокими были кризисы 1893 г. и 1900-1903 гг. Они принесли рабочим и фермерам множество страданий, безработица охватывала миллионы рабочих, обрекая их на нищету.

Рост промышленности и прогресс техники сопровождались усилением эксплуатации рабочих, массовой безработицей, чудовищной нищетой трудящихся. Особенно тяжелым было положение эмигрантов, недавно прибывших в США. Варварским гонениям подвергались «цветные» рабочие — негры, японцы, китайцы. США стали «одной из первых стран по глубине пропасти между горсткой обнаглевших, захлебывающихся в грязи и в роскоши миллиардеров, с одной стороны, и миллионами трудящихся, вечно живущих на границе нищеты, с — другой» (В. И. Ленин, Сочинения, т. 28, стр. 45.)

Особенности мировой экономики в 19 веке

Развитие международных экономических отношений в 19 веке имеет некоторые особенности:

  • Международное разделение труда становится все более зависимым от развития технического уровня производства и производительных сил;
  • Резко возрастает зависимость экономики отдельных стран от международной экономической ситуации;
  • Желание капитала снизить затраты, увеличить прибыль, поиск его выгодного применения, что определяет пересечение государственных границ;
  • Активное развитие промышленности, транспорта, связи, взаимопонимания, культуры и дальнейшее развитие международного разделения труда, специализации и интернационализации производства.

Этот период характеризуется формированием колониальных империй. Колонии стали неисчерпаемым источником дешевых ресурсов и пищи. Экономическое развитие в Западной Европе и Соединенных Штатах Америки происходило за счет порабощения, грабежа и эксплуатации африканских и азиатских народов. Неуклонно углублялось международное разделение труда, развивалось свободное движение товаров и капитала в экономическом пространстве, стабилизировался обмен товарами между странами-производителями промышленной продукции и странами-поставщиками ресурсов.

Рассмотрим экономическое развитие таких стран, как Англия, Германия, Франция и США в 19 веке.

В 19 веке Англия превратилась в ведущую индустриальную страну. С 1770 по 1840 год производительность труда выросла почти в 30 раз. Все общество было разделено на пролетариат и буржуазию. Англия производит около 1/3 мирового промышленного производства. К 1870 году в Англии была построена большая железнодорожная сеть, общей протяженностью более 25 тысяч километров. Также в 19 веке Англия стала крупнейшим мировым финансовым центром.

В 19 веке во Франции сохранилась монополия дворянства на землю, что и послужило причиной того, что столица помещичьей буржуазии перешла в сферу торговли. Именно торговля стала основной областью первоначального накопления капитала во Франции. Революционные события ускорили промышленную революцию в стране и создали условия для развития производств. Под давлением английской конкуренции ускорилась механизация производства и развилась военная промышленность. Вторая половина 19 века во Франции характеризовалась созданием развитой капиталистической кредитной системы.

Развитие немецкой экономики ускорилось в связи с буржуазной революцией 1948-1949 гг., когда правительство пошло на уступки в ликвидации феодальных отношений. В 1850 году в Пруссии был принят закон, отменяющий мелкие налоги крестьян. Промышленная революция завершилась основанием Германской империи в 1871 году. По важным показателям развития Германия опережает Францию. Также в 19 веке Германия стала крупным международным поставщиком машин и промышленного оборудования.

В первые 50 лет 19 века территория США увеличилась в 3,5 раза. В 1823 году была введена «Доктрина Монро», чтобы противостоять конкурентам из Европы в завоевании рынков. Демографические изменения были значительными: численность населения увеличилась с 3,9 миллиона человек в 1790 году до 31,4 миллиона человек в 1860 году, и Соединенные Штаты стали одной из ведущих стран в промышленном производстве.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Кризис социально-экономических систем — концепция, виды и выход
  • Виды коэффициента эластичности спроса — факторы, сущность, назначения и пример
  • Теория фирмы Коуза, ее основные достоинства и недостатки — формулировка, концепция, преимущества и недостатки
  • Стоимость проведения экспертизы проектной документации — содержание, объем, структура и экспертиза
  • Социально-экономический развитие современной России — концепция, типы, этапы и виды
  • Фиаско рынка и пути его предотвращения — типы провалов, развитие монополий и факторы
  • Налогообложение векселей — использование займов, особенности и учет
  • Буддистская экономика — взаимосвязь, сравнение и концепция

Транспортные революции

Промышленное развитие также вызвало значительные изменения в области транспорта, что в свою очередь повлияло на экономические тенденции. В XIX веке произошел взрывной рост железнодорожных магистралей, строительство которых продвигалось благодаря возможности транспортировки большого количества грузов и людей на большие расстояния. Железные дороги стали протяженной сетью, соединяющей города и регионы, и стали опорным каркасом экономики многих стран.

Помимо железных дорог, в XIX веке также происходило развитие пароходов и первых автомобилей. Появление пароходов позволило значительно расширить морскую торговлю и стимулировало развитие международной экономики. Первые автомобили, такие как автомобили с внутренним сгоранием, открыли новые пути для развития транспорта. Транспортные революции перевернули традиционные способы перемещения грузов и людей, что сделало экономику более глобальной и связанной.

Влияние на демографию и социальную сферу

Развитие промышленности и транспорта серьезно повлияло на демографический состав населения и социальную сферу. Бурный рост отраслей промышленности, таких как текстильная и металлургическая, означал появление новых рабочих мест и переход большого количества людей из сельской местности в города. Произошло массовое населенние городских районов, вызывая изменения в социальной структуре и образе жизни людей.

Экономическое развитие также значительно повлияло на уровень жизни и условия труда. Рост производства создал новые возможности для получения дохода, улучшение условий жизни и доступ к широкому ассортименту товаров. С другой стороны, рабочие классы столкнулись с низкими заработными платами, длительными рабочими днями и плохими условиями труда. Эти напряжения привели к возникновению рабочих движений и социальным реформам во многих странах.

Государственный бюджет России

Бюджет, представляющий собой сбалансированный финансовый план доходов и расходов государства на следующий год, начал формироваться в России только в начале XIX века. В это время, под давлением внешних обстоятельств, финансовая и эмиссионная политика правительства стала в значительной степени авантюрной. Дело в том, что бумажные деньги одновременно обслуживают две относительно отдельные, но все равно связанные между собой сферы: рынок и бюджет. На рынке она используется, прежде всего, как средство обращения, мера стоимости и платежное средство. В сфере государственных финансов она используется не только как платежное средство, но и как инструмент вынужденного заимствования или налогообложения, в зависимости от того, намерено ли правительство изъять излишки денег из обращения или дебетовать их.

Конкретные данные подтверждают, что линия ограничения государственных расходов, особенно в первом десятилетии деятельности Э. Канкрина, принесла замечательные результаты. Их общий объем в 1833 году увеличился всего на 3,3% по сравнению с 1823 годом. Военные расходы даже сократились. Удалось стабилизировать бюджеты Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Императорского двора и других.

В то же время увеличились расходы на государственное образование, дорожное строительство и выплаты по национальному долгу.

Развитие экономики — это постоянное увеличение реального производства, при этом экономика переживает периоды как роста, так и спада.

Промышленная революция

Промышленная революция в Англии началась еще в конце XVIII в., а затем охватила другие западные страны. Она была важным фактором социального развития европейских стран. Революцию в промышленности совершили главным образом паровой двигатель и фабрика, а преобладание машинного производства над ручным и производство машин машинами означало ее победу. В Англии она завершилась в середине XIX в., во Франции, в Германии, Австрии — на 20—30 лет позже.

Промышленность в Европе 1850 г.

Крупные изменения произошли на транспорте. Быстроходные поезда пришли на смену медленным повозкам, парусные суда заменялись пароходами, строились каналы, улучшались дороги.

В первой половине XIX в. главной отраслью промышленности оставалось текстильное производство, но быстрыми темпами возрастала добыча каменного угля и железной руды, выплавка металла. Экономическая мощь государства измерялась тогда количеством машин, тысячами и миллионами тонн переработанного хлопка, добытого угля, выплавленного металла, тысячами километров железнодорожных линий. Западная Европа вступила в «век пара и железа».

В Англии, например, выплавка чугуна в первой половине XIX в. увеличилась более чем в 12 раз.

Если техническая сторона промышленной революции заключалась в переходе от ручного мануфактурного производства к фабричному, то ее социальную сущность составляло формирование двух новых общественных классов — промышленной буржуазии и наемных рабочих, или пролетариата. При феодализме они составляли вместе с крестьянством низшее третье сословие, теперь же превратились в два основных класса капиталистического общества, которые занимали различное общественное положение и имели различные интересы.

Рост промышленности и сельского хозяйства после гражданской войны

За первые три десятилетия после гражданской войны США превратились из сельскохозяйственной страны в высокоразвитую промышленно-аграрную державу. Центром развития промышленности были восточные и северо-восточные штаты.

  1. если в 1840 г. по объему промышленной продукции США стояли на пятом месте в мире,
  2. а к 1865 г.- на четвертом,
  3. то к началу 90-х годов они уже занимали первое место.

Продукция промышленности США в 1894 г. была равна половине продукции всех западноевропейских стран и более чем вдвое превышала продукцию Великобритании. Железнодорожная сеть достигла в 1900 г. 190 тыс. миль, что превышало протяженность железных дорог всех стран Западной Европы.

Аграрные штаты бассейна Миссисипи стали житницей страны. Обрабатываемая площадь значительно увеличилась.

США стали одним из основных производителей и экспортеров сырья, хлеба и других продуктов питания для Европы. Наплыв дешевого хлеба из-за океана разорял сельское хозяйство европейских стран. В США быстро развивавшиеся аграрные районы предъявляли огромный спрос на изделия промышленности, что еще более стимулировало ее расцвет.

Индустриализация США сопровождалась ростом крупных городов. В некоторых из них численность жителей в течение трех десятилетий после гражданской возросла в 10 раз.

Век модернизации

В начале XX века большинство стран мира охватила модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике. Условно историки разделяют все государства на 3 эшелона модернизации, в зависимости от времени начала преобразований и скорости проводимых изменений:

  1. Модернизация в США, Германии, Великобритании, Бельгии, Австро-Венгрии и Франции началась значительно раньше, чем в других государствах Западной Европы, странах Востока и Азии. Новая индустриальная эпоха здесь началась еще в конце XIX века, благодаря резкому скачку в развитии техники и экономики.Эти страны относят к первому эшелону модернизации.
  2. Государства, в которых процесс модернизации начался позднее начала XX века и был сопряжен с трудностями – Португалия, Япония, Турция, Россия, Бразилия, Мексика, Пруссия, Испания, Греция, Аргентина. Эти страны относят ко второму эшелону модернизации, также их называют государствами с догоняющим типом развития.
  3. Государства, в которых процесс модернизации долго откладывался, сопровождался с социальными конфликтами, иностранным вмешательством – большинство колониальных стран Африки и Азии. Их относят к последнему — третьему эшелону модернизации.

С началом модернизации закончилась эпоха «угля и стали» и началась эра электричества, машиностроения, нефтехимической промышленности.

Отличительные особенности модернизации:

  • Внедрение массового производства и потребления промышленных товаров. В начале XX века появляется конвейерное производство, благодаря которому в сотни и тысячи раз увеличиваются объемы выпускаемой продукции и скорость ее изготовления. Основными потребителями этих товаров стали городские жители, численность которых значительно увеличилась к началу века.
  • Монополизация промышленности. В процессе борьбы за потребителей и рынки сбыта товаров образуются крупные промышленные объединения, полностью вытеснившие мелких и средних производителей. Монополии поставили под контроль внутренние и внешние рынки, устанавливали собственные цены на продукцию.
  • Рост городов и городского населения – связан с сокращением доли сельскохозяйственного производства и увеличением доли промышленности в экономике.
  • Усиление роли государства в экономике для установления контроля над монополиями.
  • Проведение социальных реформ — преобразований, направленных на улучшение уровня жизни населения.

Запоминаем новые слова!

Конвейерное производство – массовый выпуск товаров с помощью конвейера, на котором перемещение деталей и готовой продукции осуществляется автоматически.

Финансовая система

В российской финансовой системе начала 20 века доминировали государственные и частные капиталы:

Государственный капитал Деятельность Государственного банка, выполнявшего эмиссионную и кредитную функции, деятельность Дворянского и Крестьянского поземельных банков, инвестирующих в сельское хозяйство.
Частный капитал Самыми крупными финансовыми АО были: Русско-Азиатский банк, Петербургский банк, Азовско-Донской банк.

Российская финансовая система начала 20 века находилась не в лучшем состоянии. Во-первых, серьёзное влияние на неё оказал международный кризис 1900-1903 гг. Во-вторых, русско-японская война и революция 1905-1907 гг. фактически опустошили русскую казну. В-третьих, постоянное обращение к иностранному капиталу привело к росту государственного долга.

Реформы С. Ю. Витте

Реформы министра внутренних дел С. Ю. Витте стали попыткой стабилизовать финансовую систему. Он провел целый комплекс мероприятий, направленный на оздоровление экономики:

  • регулирование системы тарифов;
  • реорганизация системы налогообложения;
  • государственное регулирование внешней и внутренней торговли (протекционизм);
  • активизация деятельности Госбанка и денежная реформа 1897 года, направленная на укрепление национальной валюты;
  • борьба с бюджетным дефицитом.

В целом реформы носили позитивный характер, но С. Ю. Витте не дали их завершить, блокируя его аграрную программу.

Изменения в социальной сфере

С развитием науки и техники, с революцией в промышленности менялось и общество. Для обществ начала XX века характерны следующие социальные изменения:

  1. Окончательное исчезновение сословий и оформление классов: буржуазии, пролетариата, интеллигенции.
  2. Высокая урбанизация – рост городов и численности городского населения. В начале XX века существенно сократилась доля сельскохозяйственного производства, вместе с этим активно развивалась промышленность. Поэтому жители сел переселялись в города, чтобы устроиться рабочими на различные промышленные предприятия. Приток населения приводил к росту городов, однако непрерывный поток рабочей силы позволял собственникам предприятий устанавливать низкую оплату труда для рабочих.
  3. Трудовая миграция – переселение людей с целью поиска работы. В начале XX века экономическое развитие различных стран сильно различалось. Некоторые отстающие государства не могли предложить достаточного количества рабочих мест собственным граждан. Поэтому масса людей уезжала за границу (больше всего людей мигрировало в США) устраивалась там на работу на промышленных предприятиях.

Запоминаем новые слова!

Пролетариат – рабочий класс, живущий за счет продажи собственной рабочей силы, которая является его единственным источником средств к существованию.

Социальный реформизм

С сокращением сельского населения и увеличением численности рабочего класса, пролетариат составил около 65-90% от всего общества.В начале XX века во многих государствах пролетариат добился проведения государством социально-экономических реформ:

  • Введения ограничений на женский и полного запрета на детский труд.
  • Сокращения рабочего дня до 9 часов.
  • Учреждения пенсий по возрасту для рабочих (с 65-70 лет).
  • Введения социального страхования (рабочий получал страховку в случае производственной травмы, болезни, временной потери трудоспособности).

Кроме того, правительства многих стран реформировали систему образования:

  • Школы, колледжи и университеты вышли из-под контроля церкви.
  • Было введено всеобщее бесплатное образование – учащиеся обычно оканчивали 7-8 классов.
  • Мальчиков и девочек стали обучать совместно (до этого образовательные учреждения делились на женские и мужские).

В результате в большинстве стран Европы увеличилась численность грамотного населения, читать и писать умели уже 90% жителей.

Милитаризация

В начале века одни страны встали на путь социальных реформ и изыскивали средства для преодоления последствий безработицы и улучшения жизни населения внутри государства. Другие страны выбрали путь милитаризации – военизированного расширения территорий и сфер влияния, захвата чужих ресурсов.

Избрали путь милитаризации государства: Германия, Япония, Австро-Венгрия, Великобритания. Эти страны активно наращивали свой военный флот и численность армии, выделяли большую долю средств на развитие военной промышленности.

Перед Первой мировой войной в большинстве развитых индустриальных держав развернулось широкомасштабное военное производство. Страны осуществляли милитаризацию производства — переведение промышленности на военный лад – в стремлении к захвату новых территорий и с целью защитить собственные границы от воинственных соседей.

Экономическое развитие России в 19 веке

В 19 веке территория и население России увеличились до 130,5 млн. человек. В то же время большая часть территории была малозаселена и непригодна для сельскохозяйственной и промышленной деятельности.

Большинство русских жили в сельской местности. Только к концу 19 века наметилась тенденция роста крупных городов, но их удельный вес оставался небольшим.

Внедрение научно-технического прогресса в жизнь населения России происходило медленно, что являлось следствием низкого уровня образования. Однако после реформ 1860-1870 годов было расширено начальное образование, усовершенствована система среднего образования, открыты университеты и институты.

На протяжении всего XIX века сельское хозяйство было ведущей отраслью России и обеспечивало занятость значительной части населения империи. Таким образом, развитие сельского хозяйства определило процветание почти всех россиян.

Первая четверть 19 века характеризуется низкими темпами промышленного развития. Доминирует мелкая промышленность, представленная ремеслами и кустарным промыслом. Коттеджная промышленность включала в себя переработку сырья, производимого в собственном хозяйстве. В городах больше преобладали ремесла.

Крупномасштабная промышленность была представлена мануфактурами в начале 19 века. Фабрики работали в основном на высшие классы и казначейство, удовлетворяя государственные потребности в железе, цветных металлах, оружии, ткани, холсте и т.д.

Ведущими центрами крупномасштабной промышленности были Урал и Московская область. Роль Санкт-Петербурга как индустриального центра была невелика, но постепенно возрастала.

Несмотря на промышленную революцию, начавшуюся в 1830-1840 годах, в России преобладал ручной труд. Развитие многих отраслей промышленности тормозилось системой крепостного права и широко распространенным принудительным трудом.

После реформы 1861 года темпы промышленного развития страны значительно возросли. Железнодорожное строительство началось и активизировалось в 1870-х годах, что, в свою очередь, стимулировало быстрый рост всех отраслей промышленности. Легкая промышленность также развивалась быстрыми темпами в конце 19 века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: