Культура древнего рима

Поэзия

Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия — появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., – Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95–55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.

В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 – ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.

Искусство

удалось сохранить

Скульптуры у римлян приобрели эмоции. На их лицах отражалось состояние души, благодаря чему скульптура оживала. Именно в Древнем Риме появляется такое литературное направление, как роман.

Единая греко-римская культура античного периода породила множество писателей, драматургов и поэтов. Зародилось новое направление в литературе – роман. Среди известных сатириков того времени стоит отметить Плавта и Теренция.

Их комедии удалось сохранить до наших дней. Ливий Андроник стал первым трагиком в Риме и перевел «Одиссею» Гомера на латинский язык. Из числа поэтов стоит отметить Луцилия, писавшего стихотворения на житейские темы. Чаще всего в своих произведениях он высмеивал одержимость богатством.

Во времена Цицерона в Древнем Риме приобретает популярность философия. Появляются такие направления, как римский стоицизм, основной идеей которого было достижение человеком нравственного и духовного идеала, и римский неоплатонизм, который проповедовал восхождение души человека к единству с неким экстазом.

В области астрономии известен античный ученый Птолемей, который создал геоцентрическую систему мира. Он же написал ряд трудов по оптике, математике и географии.

Архитектура Древнего Рима

Древнеримская эпоха оставила величественные памятники античной архитектуры, которые можно увидеть и сегодня.

Колизей. Огромный амфитеатр, строительство которого началось в 72 г. н.э. и закончилось только спустя 8 лет. Его второе название, амфитеатр Флавиев, связано с правящей династией, представители которой были инициаторами строительства. Общая вместимость римского Колизея составляла более 50 тысяч человек.

Обратите внимание! Чаще всего в гладиаторских боях участвовали военнопленные. Их жизнь зависела от того, насколько красочно они смогли продемонстрировать свои возможности и в какой степени они завоевали публику

Если гладиатор производил сильное впечатление, зрители Рима позволяли ему жить и поднимали большой палец вверх. Если же публика желала смерти, то большой палец хладнокровно опускался вниз.

Триумфальная арка Тита. Инициатором строительства монумента выступил римский император Домициан, вскоре после кончины своего предшественника Тита. Этот античный памятник построен в 81 г. н.э. в честь завоевания Иерусалима в 70 г.н.э. Арка известна своим выпуклым рельефом внутри пролета. На нем изображена процессия римских солдат с трофеями, захваченными в Иерусалиме.

Пантеон. Величественное сооружение, построенное императором Адрианом в 126 г. н.э. Пантеон – это храм, посвященный всем богам. Прекрасно сохранившись до наших дней в первозданном виде, этот памятник культуры античного периода уникален своей пропорциональностью и визуальной легкостью. Сверху римский храм украшает купол с отверстием в центре для подачи солнечного света.

Искусство Древнего Рима

Скульптурный портрет и мозаика

Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.

Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.

Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.

Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.


Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)

Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.

Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.

Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом

Сюжеты мозаик:

  • натюрморты;

  • бытовые сцены;

  • другие страны;

  • мифология.

Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.


Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)

Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.

Древнеримская архитектура

В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.

Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.

Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.

Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.


Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)

Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.

Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.

↑ Архитектурные особенности Древнего Рима

Особенное внимание римляне отдавали архитектуре, которая, как и все области культуры, представляла композицию греческой и этрусской архитектуры. Первые здания римлян были созданы по подобию этрусского зодчества:
циркуляционные арочные покрытия, позволяющие зодчим древнего Рима воздвигать здания значительных размеров, разнообразных форм, с различным количеством этажей

архитектура Древнего Рима фото

В процессе развития архитектуры римляне заменили колонны, поддерживающие массивные и тяжелые арки, своды и купола, прочными стенами и пилястрами. Колонны перешли в разряд декоративных элементов;
проектирование и строительство городских и общественных зданий строились с использованием четырех орденов:

  • дорический,
  • ионический,
  • коринфский,
  • композит.

С использованием этих орденов римляне строили базилики, вытянутые, прямоугольные по форме здания. Внутри пространство разделено рядами столбов или колонн, разделяющих здание на несколько частей. Каждый элемент снабжался отдельным перекрытием;
возможность возведения многоэтажных домов, появилась в древнеримской архитектуре благодаря изобретению бетона.

В основу этого нового в древнем Риме материала был заложен кирпич, мраморная крошка, туф вулканического происхождения.
Традиции Эллады прослеживаются в появлении украшений общественных мест статуями монументальных размеров.

2.1. Градостроительство и архитектура

Интенсивно развивается градостроительство. Распространяется особый римский тип городской планировки: город состоит из жилых кварталов, общественных зданий, площадей (форумов) и производственных зон (на окраинах); он организуется вокруг двух пересекающихся под прямым углом центральных проспектов, делящих его на четыре части, обычно ориентированные по сторонам света; параллельно проспектам тянутся узкие улицы, разбивающие город на кварталы; вдоль мощеных с тротуарами улиц проложены водосточные каналы, закрытые сверху плитами; развитая система водоснабжения включает водопроводы, фонтаны и цистерны для сбора дождевой воды.

Архитектура остается ведущей сферой римского искусства. Большинство зданий строится из римского бетона и обожженного кирпича. В храмовой архитектуре I в. безусловно доминирует псевдопериптер (Квадратный дом в Ниме)

В эпоху Адриана возникает новый тип храма – увенчанная куполом ротонда (Пантеон); в нем главное внимание обращено не на внешний облик (большая часть – глухая стена), а на внутреннее пространство, целостное и богато декорированное, которое освещается через отверстие в центре купола. При Северах появляется новая форма центрированно-купольного храма – десятигранник с куполом на высоком барабане (храм Минервы в Риме)

Гражданская архитектура представлена в первую очередь триумфальными колоннами (38-метровая колонна Траяна) и арками (однопролетная арка Тита, трехпролетные арки Септимия Севера и Константина Великого), театрами (театр Марцелла и Колизей, в которых используется многоярусная аркада), грандиозными акведуками и мостами, вписанными в окружающий ландшафт (акведук в Сеговии, Гардский мост у Нима, мост через Тахо), мавзолеями (усыпальница Адриана), общественными банями (термы Каракаллы, термы Диоклетиана), базиликами (базилика Максенция). Дворцовая архитектура эволюционирует в направлении замковой, беря за образец планировку военного лагеря (дворец-крепость Диоклетиана в Сплите). При строительстве жилых зданий широко используется перистильная конструкция; новыми элементами являются застекленный перистиль и мозаичные полы. Для малоимущих возводятся «высотные» дома (инсулы), достигающие четырех-пяти этажей. Римские архитекторы I–III вв. продолжают творчески осваивать достижения разных архитектурных традиций – классической, эллинистической, этрусской: создатели Колизея соединяют многоярусную аркаду с элементами ордера (полуколоннами), ведущий зодчий эпохи Адриана Аполлодор Дамасский при строительстве Форума Траяна применяет вместо сводов и арок колоннады и балочные перекрытия; мавзолей Адриана воспроизводит модель этрусского погребального сооружения; в конструкции сплитского дворца Диоклетиана используется аркада на колоннах. В ряде случаев попытка синтезировать разные стили приводит к эклектике (храм Венеры и Ромы, вилла Адриана в Тиволи). С IV в. распространяется христианский тип храма, который многое заимствует у римской традиции (базилика, круглый храм).

Почему символом Рима является волчица

Как же римляне объясняли возникновение своего города?

В древности подлинные знания часто подменялись мифами и легендами. Одной из таких легенд и объясняется возникновение Рима.

… Дочь, одного из убитых правителей родила сыновей — близнецов Рема и Ромула. Но из-за страха мести новый правитель приказал погубить новорождённых. Однако их спасла и выкормила волчица. Братья выросли в семье пастуха и превратились в сильных, закаленных воинов. А в том месте, где их нашла волчица, они решили заложить город. Город был основан, но братья поссорились: Ромул убивает Рема, и называет город своим именем Римом (Roma)…

Волчица, спасшая братьев, стала символом Рима. Благодарные потомки установили ей памятник в национальном музее Италии — Капитолии.

Культура Рима в царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 г. до н.э. — времени основания города. Первый, царский период истории охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа. По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян — тога, архитектура дома с атрием —

внутренним двориком и т.д.

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема — основателей города. Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме — был построен этрусскими мастерами.

Чем занимались древние римляне

Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:

  • патрициев — коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
  • плебеев — более поздних поселенцев;
  • чужеземных рабов — они попадали в плен в результате многочисленных войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.

Новый день для всех сословий начинался с рассветом. Рабы занимались работами по дому, выполняли самые тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.

Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.

Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не допускались к управлению государством и командованию войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. И в своем большинстве они занимались торговлей, разнообразными ремеслами — обработкой камня, кожи, металла и т. д.

Все работы выполнялись в утренние часы. Послеобеденное время использовалось для отдыха и посещения бань с термальными водами. Знатные римляне в это время могли посещать библиотеки, театральные представления и другие зрелища.

2. Культура Древнего Рима в императорский период

Новым явлением в культурной сфере, начиная с Августа, становится государственное меценатство. Римская культура утрачивает полисный (узкоэтнический) и приобретает космополитический характер. Распространяется новая система ценностей, прежде всего среди городского населения, основанная на сервилизме, презрении к труду, потребительстве, стремлении к удовольствиям и увлечении чужеземными культами. Сельский тип сознания отличается большим консерватизмом: ему свойственны уважение к труду, верность патриархальной системе отношений и почитание традиционных римских богов.

Политический строй древнего Рима

Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, как в мирное, так и военное время, исполнял обязанности верховного жреца. Наряду с царским единоначалием, существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.

После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность — назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.

Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника — Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам — Европе, Азии и Африке.

Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший в борьбе за власть правитель стал императором, а подвластное ему государство стало именоваться империей.

Скульптура

Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).

Культура Древнего Рима

Историю культуры Рима можно разделить на царский период, когда она была под влиянием этрусской культуры, культуру эпохи республики и культуру эпохи империи. Частью римской культуры были несколько видов игр, имевших характер празднеств.

Культура Древнего Рима развивалась под греческим влиянием, но затем формировались её уникальные черты. Благодаря грекам у римлян появились историческая мысль, театр и литература. В 3-м веке до н. э. римские авторы-анналисты писали первые сочинения, посвящённые как ранней истории своего города, так и недавним событиям.

Первоначально авторы использовали греческий язык. Но позже всё чаще прибегали к латыни. Особенно активно за использование латыни выступал римлянин Марк Порций Катон. В утраченном ныне сочинении «Начала» он рассказал о прошлом не только Рима, но и других италийских городов.

В 3-м веке до н. э. начинают появляться поэмы и пьесы на латыни. Их авторами становятся греки-вольноотпущенники, а затем и римляне. Последние брали за основу греческие трагедии и комедии и делали вольные переводы. Особенно активно они работали с новой аттической комедией, перерабатывая её сюжеты.

Да нашего времени сохранились комедии двух римских авторов 2-го века до н. э. Это Теренций и Плавт. Созданные ими тексты принадлежат не только римской литературе. По ним делают выводы и об утраченных греческих комедиях, которые послужили первоисточниками.

Драматург Гней Невий создал первую в истории римской литературы собственную эпическую поэму. Её темой стали Пунические войны. Затем Квинт Энний написал поэму, основой которой стала римская история. Оба произведения имели своих читателей, но позже их затмила «Энеида» Вергилия.

Золотым периодом литературы Рима считаются 1 век до н. э. и 1 век н. э. Именно тогда творили лучшие поэты-лирики, а также создатели великих поэм Вергилий и Овидий.

Поэма Вергилия «Энеида» содержала рассказ о легендарном троянском герое Энее. Римляне считали троянцев своими предками, а Энея — предком рода Юлиев. Поэма содержала рассказ о странствиях троянцев (подражание «Одиссее» Гомера) и войнах с италийскими народами после прибытия (подражание «Илиаде»). Поэма включала и ссылки на последующую историю и деяния Цезаря и Октавиана.

С эпохи республики существовала практика покровительства влиятельных римлян поэтам. Во времена императора Августа на этом поле особенно прославился его соратник Меценат, по имени которого покровительство богатого человека людям искусства стало называться меценатством. Меценат и Август ценили пропагандистский потенциал искусства.

Любимым зрелищем римлян были гладиаторские бои, которые проводили по всей империи. Стремясь разнообразить бои на арене, организаторы придумывали что-то новое. Например, делали бойцами женщин.

Прославившиеся гладиаторы становились настоящими звёздами. В надгробных надписях этих бойцов говорилось, что они прославились среди людей своими победами. Их портреты украшали светильники, кубки, вазы, надгробья. Например, Тримальхион, персонаж романа Петрония «Сатирикон», рассказывает о своих кубках, на которых высечен поединок двух гладиаторов. Сцены с боями одного из них, Петраита, он хотел видеть изображёнными у ног своей надгробной статуи.

О жизни и смерти бойцов арены известно много занимательных фактов. Кровь гладиаторов ценилась как магическое зелье. Допустим, волос невесты разрезали ножом, вынутым из тела убитого гладиатора. Их кровь использовалась в приворотном зелье. Ели по частям печень гладиатора, чтобы стать храбрее.

Особым проявлением римской культуры можно назвать кулинарию. Во времена Ранней Республики римляне славились простотой своей пищи. В её основе были каши из крупы.

После завоевания Средиземноморья, а особенно во времена империи, богачи разнообразят свой стол. Их повара смешивали ингредиенты, использовали сложные соусы и специи.

В 1-м веке до н. э. полководец Лукулл прославился своими пирами, вошедшими в историю как символ кулинарной роскоши. В 1-м веке н. э. жил знаменитый гурман Апиций. Под его именем сохранилась единственная оставшаяся от римской эпохи кулинарная книга. В действительности, она была создана в 4-м веке н. э.

Самым известным римским соусом был гарум, основой которого были рыбные отходы, ферментированные на солнце. Существовали десятки сортов гарума, и отдельные регионы специализировались на его производстве.

Культурные традиции

брачной церемонии

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Чему и как учили детей в древнем Риме

На римскую образовательную систему оказал серьёзное влияние опыт древних греков. Её основной целью было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.

Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разнообразным ремёслам.

Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома — обучали основам кулинарии, умению шить и другим чисто женским занятиям.

В Риме существовали школы трёх уровней:

  • Элементарные школы, дававшие ученикам лишь начальные навыки в чтении, письме и математике.
  • Грамматические школы, в которых обучались мальчики от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
  • Аристократы стремились дать своим чадам классическое образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии. Им давались знания по истории и философии, обучали медицине, ораторскому искусству и фехтованию. Словом всему, что необходимо было римлянину для карьеры.

Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была под силу лишь самым богатым и знатным римлянам.

Заключение

Древний Рим стал заключительным этапом истории древнего мира в целом, и потому в эволюции его общества и государства нашли яркое проявление как конкретные особенности римской государственности и культуры, так и общие черты многих древних обществ.

Социально расчлененное общество и государственность стали формироваться на италийской почве позже, чем в странах Востока и в греческом мире. Самые ранние ростки цивилизации в Италии появились во второй половине VIII в. до н. э. в этрусских городах и первых греческих колониях, в то время как в среде италийских племен еще сохранялись родовые отношения. В VI в. до н. э. оформляется первичная государственность в Риме, видимо, самом развитом центре италийских племен. Формирование собственно римской государственности и социальной структуры с ранних времен проходило в обстановке мощного влияния на Рим со стороны этрусских городов и колоний Великой Греции, что определяло сложную полиэтничную и культурную основу рождающейся римской цивилизации. К середине III в. до н. э. произошло известное сглаживание разнородности разных областей Апеннинского полуострова, преодоление полицентризма культурного процесса и некоторая социально-политическая унификация, которая усиливалась в ходе постепенного завоевания Римом Италии и создания Римско-италийского союза как нового типа политического объединения. Начавшийся процесс романизации Италии означал создание новой экономической системы, существенных изменений социально-классовой структуры, нового типа государственного устройства, основ новой культуры

Наиболее важной особенностью процесса романизации стало, с одной стороны, завершение формирования и расцвет полисно-общинных институтов, с другой — был намечен путь к их преодолению

Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни. Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: