Основные требования санитарных правил сп 2.4.3648-20 для детских садов и школ

Допускается ли использование мониторов на основе электронно лучевых трубок в детском саду

Нормы по времени

Новые правила вводят и конкретные рекомендации с точки зрения частоты использования гаджетов. Напомним, что в конце 2020 г. государство взяло курс на создание цифровых обучающих материалов для школ. В декабре 2020 г. CNews писал, что Правительство выделит миллиард рублей на обеспечение школ современным образовательным контентом, в который войдут цифровые конспекты, игры, тесты, виртуальные лаборатории, архивные документы и мультимедийные карты.

Согласно новым правилам, теперь при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 мин., для учащихся 1-4 классов —10 мин., для 5-9 классов —15 мин. Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски: для детей до 10 лет — 20 мин., старше 10 лет — 30 мин.; для компьютера: для детей 1-2 классов — 20 мин., 3-4 классов — 25 мин., 5- 9 классов — 30 мин., 10-11 классов — 35 мин. Кроме того, предусматривается введение в режим дня физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз. Должен быть обеспечен контроль за осанкой, в том числе, во время письма, рисования и использования ЭСО.

Время непрерывного использования наушников для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны быть предназначены только для индивидуального использования.

При реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 мин.

Требования к интерактивному оборудованию

             Ещё в 2020 году были приняты новые санитарные правила для школ. Но, за счет пандемии и переменного дистанта, мало кто их заметил. В этой статье хотелось поднять важные перемены в части использования интерактивного оборудования и других ЭСО (электронных средств обучения), Постановление регламентирует использование следующего оборудования в ДОУ и школах:

Интерактивные доски:

Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 65” дюймов (165,1 см). Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.
 

Проекторы.

«Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта.»
Отметим, что для интерактивных досок обычно используют один из двух видов проекторов:

· Короткофокусные: располагаются на расстоянии 70-120 см от стены (доски)
Ультракороткофокусные: монтируются непосредственно на стену, над доской
 

Время и проведение занятий

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:

· Для детей 5–7 лет – 5 – 7 минут,

· Для учащихся 1-4 классов – 10 минут,

· Для 5-9 классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски

— для детей до 10 лет – 20 минут,

— для детей старше 10 лет — 30 минут.

 Общая продолжительность использования компьютера:

· Для детей 1-2 классов – 20 минут,

· Для детей 3-4 классов – 25 минут,

· Для детей 5-9 классов – 30 минут,

· Для детей 10-11 классов – 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

          Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Для справки:

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 15,6” (39,6 см), планшета – 10,5” (26,6 см). Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.

Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее — ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.

ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Материалы подготовлены в соответствии с:

 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания

Предложения по организацииработы с ПЭВМ

1. Гигиенические критерииоценки тяжести и напряженности трудового процесса пользователей ПЭВМ

Суммарное времярегламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида икатегории трудовой деятельности с ПЭВМ

Категория работы с ПЭВМ

Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ

Суммарное время регламентированных перерывов, мин

группа А, количество знаков

группа Б, количество знаков

при 12-часовой смене

2. Организация занятий сПЭВМ студентов в учреждениях высшего профессионального образования

3. Организация режима работыс ПЭВМ обучающихся в учреждениях начального профессионального образования

4. Организация занятий сПЭВМ детей школьного возраста и занятий с игровыми комплексами на базе ПЭВМдетей дошкольного возраста

Требования к расположению, качеству изображения экрана компьютера

Мы видим, что работа за компьютером может наносить вред здоровью. Можно ли как-нибудь его минимизировать?

В РФ существуют санитарные нормы на работу с экраном компьютера и обустройство рабочего места оператора ПЭВМ:

Надо отметить, что законы не всегда успевают за техническим прогрессом, но зато подкреплены научными и медицинскими исследованиями и поэтому следует их придерживаться. В санитарных нормах описаны требования к оборудованию рабочего места у монитора компьютера, уровням электромагнитного излучения от монитора, требования к параметрам изображения и искусственного освещения, микроклимата, шумового окружения и т.д. Не будем приводить все эти документы полностью, а приведем из них краткую выжимку:

Комплексы упражненийфизкультурных минуток

ФМ

ФМ общего воздействия

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка дляулучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головыоказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов,повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызываютрасширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения,особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливаетмозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственнуюдеятельность.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка для снятияутомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения счередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого поясаи рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Физкультминутка для снятияутомления с туловища и ног

Физические упражнения длямышц ног, живота и спины усиливают венозное кровообращение в этих частях тела испособствуют предотвращению застойных явлений крово- и лимфообращения,отечности в нижних конечностях.

1 комплекс

2 комплекс

3 комплекс

4 комплекс

Гигиенические требования к работе с компьютерами в школе

В силу простоты пользования, возможности индивидуального взаимодействия, высоких возможностей по переработке информации, наличия программного обеспечения, охватывающего практически все сферы человеческой деятельности, в настоящее время наибольшее значение из всех технических средств обучения приобретают персональные компьютеры.

Однако детальное изучение характера и степени влияния на здоровье школьников работы на дисплеях показало, что дли­тельное пребывание у экрана (монитора) компьютера без соб­людения санитарно-гигиенических норм и правил может пов­лечь за собой развитие некоторых заболеваний под влиянием следующих факторов:

• длительное статическое напряжение, являющееся причиной утомления мышц рук, спины, позвоночника;

• напряжение зрения, ведущее к нарушениям функций зри­тельного анализатора;

• воздействие электростатических и электромагнитных по­лей, вызывающих неблагоприятные изменения в иммунной системе, нервной и сердечно-сосудистой системах, в появлении риска заболевания экземой в случаях работы с дисплеем в течение 2—6 ч и более в день.

В связи с этим все виды компьютерной техники, применяе­мой в работе с детьми, должны иметь гигиенический сертифи­кат, включающий оценку визуальных параметров, и размещать­ся в специальных кабинетах информатики и вычислительной техники, которые нельзя оборудовать в цокольных и подваль­ных помещениях. Площадь этих кабинетов рассчитывают ис­ходя из 6 м 2 на одно рабочее место, а высота должна быть не менее 4 м. Нормы параметров микроклимата в кабинетах информатики: температура воздуха 18—21̊С, относительная влажность — 55—62 %, подвижность воздуха — 1 м/с. Уровни шума не должны превышать 50 дБ, освещенность на поверхности стола должна составлять 300—500 лк. Допускается установка светильников местного освещения для подсветки учебных материалов, которые не должны создавать бликов на поверхности экрана и увеличивать освещенность экрана свыше 300 лк.

Размеры рабочего стола и стула должны соответствовать ги­гиеническим требованиям.

Для снижения отрицательных влияний компьютера на здо­ровье школьников необходимо соблюдать выполнение опреде­ленных гигиенических рекомендаций.

Требования к монитору:

• размер экрана дисплея по диагонали должен быть не менее 31 см;

• использование мониторов с позитивным изображением (черные символы на белом фоне), так как они устраняют зрительный дискомфорт и снижают время переадаптации зрения при переводе взгляда от светлого учебника к темному фону;

• применение антибликовых покрытий экрана и экранных фильтров, снижающих величину излучения;

Требования к клавиатуре:

• соответствие формы клавиш анатомическому строению пальцев руки школьника;

• размер клавиш не должен быть менее 13 мм;

• при работе с клавиатурой локтевой сустав должен обра­зовывать угол, равный 90°.

Требования к рабочему месту:

• расположение компьютеров с учетом взаимного влияния их излучения;

• расстояние между столами с компьютерами должно быть не менее 2 м, а между боковыми поверхностями мониторов — не менее 1,2 м.

Подготовлено врачом по общей гигиене санитарно-эпидемиологического отдела в городе Гурьевске ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области» Кириченко Л.В.

Запрет использовать телефоны для обучения

В частности, теперь школам не рекомендовано использовать мобильные телефоны в образовательных целях. А администрация школ должна будет закупать компьютеры и планшеты с прописанным в правилах размером диагонали. Новые нормы будут действовать до 1 января 2027 г.

«Для образовательных целей мобильные средства связи не используются», — говорится в документе. В Роспотребнадзоре эту норму «Российской газете» объяснили тем, что мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, что влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому их нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета.

Кроме того, как указано в новых правилах, на территории образовательных организаций не допускается размещение базовых станций подвижной сотовой связи.

Напомним, что ранее в санитарных правилах и нормах было рекомендовано ограничение возможности использования мобильных телефонов лицами, не достигшими 18 лет (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190–03, пункт 6.9), из-за того что стандарты безопасности для мобильных телефонов были разработаны для взрослых и не учитывали особенности детского организма. Однако на протяжение последних лет смартфоны прочно вошли в обиход школьников, а массовая «дистанционка», введенная в 2020 г., вообще «подсадила» на разнообразные гаджеты тех, кто раньше так плотно ими не пользовался особенно в удаленных регионах России с плохим интернетом.

Постановление главного государственного санитарного врача об утверждении новых санитарных правил было подписано 28.09.2020 г., а опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 21.12.2020 г. Все месяцы, с момента подписания документа до его вступления в силу, новые правила бурно обсуждали в Сети родители и учителя, причем необходимость разработки новых правил признавали и сторонники, и противники «дистанционки». Старые санитарные правила, некоторые из которых были приняты еще в 2002-2003 гг., когда никакую массовую гаджетизацию нельзя себе было даже представить, регулировать дистанционное обучение не могли.

Уроки и расписание

Так, в документе прописаны многие аспекты и правила школьной жизни. Занятия должны начинаться не ранее 8 часов утра, проведение «нулевых» уроков и обучение в три смены не допускается. Уроки второй смены должны заканчиваться не позднее 19:00. Продолжительность каникул — не менее недели.

Продолжительность урока не должна превышать 45 минут (кроме первых классов, там могут быть занятия и по 40 минут). В СП прописаны максимальные нагрузки для учеников разных классов:

— для первоклашек в день не может быть более 4 уроков, допускается 5 уроков (за счет физкультуры) раз в неделю. При этом первые классы могут учиться только в пятидневку и первую смену. Нагрузка прибавляется постепенно: в сентябре, октябре по 3 урока по 35 минут, в ноябре-декабре — по 4 урока, а в январе-мае — уже 4 урока по 40 минут. В середине третьей четверти — дополнительные каникулы.

— в остальных классах начальной школы должно быть не более 5 уроков в день, и один раз в неделю — 6 уроков (за счет физкультуры). В 5-6 классах — не более 6 уроков, в 7-11 классах — не более 7 уроков.

Продолжительность перемен между уроками — от 10 минут, также в течение дня должна быть предусмотрена большая перемена — 20-30 минут для приёма пищи.

Условия обучения

В документе прописано, что площадь учебных кабинетов (без учета площади, необходимой для расстановки шкафов тумб и т.п) должна рассчитываться исходя из 2,5 квадратных метра на одного ученика.

В школах и детских образовательных учреждениях должно быть тепло, должно быть холодное и горячее водоснабжение (если нет горячей воды, то необходимо установить водонагреватель). В образовательных организациях запрещается применение обогревателей с инфракрасным излучением.

Если дети находятся в образовательных организациях более четырех часов, то их должны обеспечить горячим питанием. То же самое касается экзаменов.

Отдельно прописаны требования и к работникам образовательных учреждений, которые должны регулярно проходить осмотры, иметь медицинскую книжку и проходить вакцинацию, согласно национальному календарю прививок.

  • Кем может работать учитель биологии и химии кроме школы

      

  • Значение фразеологизма как сыр в масле катается кратко

      

  • Субъекты правоотношений анализ обучения в школе

      

  • Что изучает ономастика кратко запишите свой ответ 5 10 предложений

      

  • Как различается изрезанность береговой линии атлантики в северном и южном полушариях кратко

Методика инструментального контроля и гигиеническойоценки уровней электромагнитных полей на рабочих местах

1. Общие положения

  • при вводе ПЭВМ в эксплуатацию и организацииновых и реорганизации рабочих мест;
  • после проведения организационно-техническихмероприятий, направленных на нормализацию электромагнитной обстановки;
  • при аттестации рабочих мест по условиямтруда;
  • по заявкам предприятий и организаций.

2. Требования к средствамизмерений

2.1. Инструментальныйконтроль уровней ЭМП должен осуществляться приборами с допустимой основнойотносительной погрешностью измерений ± 20 %, включенными вГосударственный реестр средств измерения РФ и имеющими действующиесвидетельства о прохождении Государственной поверки. 2.2. Следует отдаватьпредпочтение измерителям с изотропными антеннами-преобразователями.

3. Подготовка к проведениюинструментального контроля

4. Проведение измерений

4.1. Измерение уровнейпеременных электрических и магнитных полей, статических электрических полей нарабочем месте, оборудованном ПЭВМ, производится на расстоянии 50 см от экранана трех уровнях на высоте 0,5, 1,0 и 1,5 м.

5. Гигиеническая оценкауровней ЭМП на рабочих местах

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России

  • Государственная дума Федерального Собрания РФ

  • Портал государственных услуг

  • Национальный антитеррористический комитет

  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации

  • Председатель Правительства Российской Федерации

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Министерство промышленности и науки Свердловской области

  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области

  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ

  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области

  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

  • Счетная палата Свердловской области

  • Избирательная комиссия Свердловской области

  • Серов

  • Кушва

  • Арамиль

  • Артемовский

  • Асбест

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: