Ингуши
Ингуши
— Гiалгiай (самоназвание), вместе с чеченцами общее самоназвание — Вайнахи.
Верующие мусульмане — сунниты. Численность 320 тыс. человек.
Ранние
письменные известия об общих предках ингушей и чеченцев относятся к первому
тыс. до н.э. В «Географии» Страбона упоминается этноним
«гаргареи», что является производным от нахского «гаргара»
(герга) — близкий, родственный. Средневековый этноним «глигвы»
связывается часто с ближайшими предками ингушей, «кисты» — ингушей и
чеченцев.
В
1944 г. Ингуши вместе с Чеченцами были депортированы в Среднюю Азию и
Казахстан, республика упразднена Т. о., Ингуши как народ в условиях господства
тоталитарного режима были поставлены на грань исчезновения.
В
1957 Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою территорию.
Принятие
в апреле 1991 закона «О реабилитации репрессированных народов» и
самопровозглашение независимости Чечни в ноябре 1991 вызвали движение за
создание самостоятельной Ингушской республики (обр. в 1992 в составе Рос.
Федерации). В результате вооруженного конфликта в Северной Осетии и войны в
Чечне в Ингушетию въехало около 100 тыс. ингушей.
В
хозяйстве населения горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское
скотоводство, сочетавшееся с земледелием. Возводились замковые комплексы и
заградительные стены. На равнине Ингуши жили крестьянскими селениями,
вытянутыми вдоль рек и дорог.
Традиционная
одежда Ингушей общекавказскоготипа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально
разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем , прилегающий к
талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение обще
кавказская черкеска с газырями. Теплая одежда — овчинная шуба и бурка. Основной
головной убор — папаха конусовидной формы, войлочный шляпы. В 20-е годы 20 в.
появились фуражки.
Повседневная
женская одежда удлиненное платье — рубаха с разрезанным воротом на пуговице,
широкие штаны, бешмет. Свадебное платье (чокхи) — длинное до земли из шелка,
бархата и парчи, шилось по фигуре, рукава узкие до локтя имели продолжение в
виде свисающих лопастей, украшалось металлическими застежками в два ряда. На
голове — шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебренным шитьем.
В
средних веках знатные женщины носили головной убор «кур-харс» в виде
изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен
серебряной округлой бляхой, орнаментирован. У современных ингушей гор. Одежда
стала преобладающей, множество мужчин носят шляпы, женщины продолжают платья
широкого покроя.
Традиционная
пища ингушей — в основном мясо — молочная и растительная. Наиболее
распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной
муки, пироги с сыром, мясо с галушками, молочные продукты и др. В пищевой
рацион входили продукты охоты и рыболовства.
Сохранялись
фамильно-патронимическая организация, кровная месть, куначество, обычаи
гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей были нередки и
большие семьи, особен в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался
брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны
и для современных Ингушей.
Традиц.
верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и
покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон
(верховное божество — Диела). Большое значение имели народная медицина,
календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., распространяется в
предгорно-плоскостной зоне — с 16-18 вв., в горной — с 19 в.
В
фольклоре Ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное
народное творчество: героические исторические и лирические песни, сказки,
сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец — парная
лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и изготовление
войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи
рога, горные растения, астральные фигуры).