История заселения волго-вятского района

Презентация на тему волго–вятский экономический район

Волго-Вятский крупный экономический районМатериалы студентам и ученикам / Экономическая география и регионалистика / Волго-Вятский крупный экономический районСтраница 1

Волго-Вятский экономический район (ВВР) находится в восточной половине Русской равнины в бассейнах рек Вятки, Ветлуги и Волги, в среднем её течении. Занимает площадь 263.3 тыс. кв. км, а по протяжённости с северо-востока на юго-запад — до 800 км. Волга делит территорию района на две ландшафтные, а следовательно и экономические зоны и является основным судоходным путём, связывающим важные экономические центры, как внутри региона, так и с соседними экономическими районами.

Волго-Вятский экономический район включает 3 республики: Марий Эл, Мордовию и Чувашию, а также Нижегородскую и Кировскую области.

На севере Волго-Вятский экономический район граничит с Северным , на западе — с Центральным, на востоке — с Уральским и на юге — с Поволжским экономическими районами обладающими не только крупными запасами сырья и топлива, но и являющимися важнейшими индустриальными регионами страны.

Таким образом, географическое положение района благоприятствует развитию его связей с основными сырьевыми и топливными базами страны, а также районами потребления производимой в районе продукции.

Природные условия и ресурсы.

Правобережье Волго-Вятского района по рельефу в основном возвышенная часть, по характеру растительности — главным образом лесостепь. В силу благоприятности природно-географических и исторических условий Правобережье издавна густо заселено. Левобережная же часть района, или Заволжье, — главным образом, лесная низменность, менее освоенная и менее заселённая территория. В целом рельеф района спокойный. Восточно-Европейская равнина не имеет здесь резких переходов и колебаний. Долины рек Волги, Ветлуги и Оки в центральной части по абсолютной высоте колеблются от 50 до 100 метров, постепенно повышаясь к северу и югу. Более приподнято Правобережье, которое большей частью расположено в пределах приволжской равнины имеет максимальную высоту 370 метров. В Заволжье наиболее высокие части — это Северный и Вятский увалы с высотами 284 и 293 метра и Верхнекамская возвышенность с максимальной высотой 338 метров. Остальное же пространство Заволжья занято в основном равниной с высотами, не превышающими 150 метров.

Территория Волго-Вятского района расположена в континентальной зоне умеренных широт. Климат здесь антициклонного типа. Среднегодовая температура воздуха наблюдается от +0.6° на севере до +4° на юге. Лето в южной части жаркое: среднемесячная температура июля +17 .+20°, зима довольно холодная, — средняя температура января от -11° до -16°. Почвы промерзают от 50 до 70 см в лесном Заволжье, до 1 м в Правобережной части, где снеговой покров меньше чем в Заволжье.

Суммарное количество осадков превышает испарение. поэтому основная территория района достаточно увлажнена.

Климат лесостепной зоны Правобережья со сравнительно короткой зимой и более тёплым и продолжительным летом обеспечивает произростание здесь многих сельскохозяйственных культур, в том числе хмеля, подсолнечника, сахарной свёклы и конопли, отсутствующих в Заволжье. В тоже время частая повторяемость засушливых периодов (особенно в южных районах) заставляет прибегать к мероприятиям, направленным на борьбу с иссушением почв.

Климатические условия (грунтовые воды на глубине 2—3 м, многоснежная зима) Заволжья способствуют высокопроизводительному росту лесов, поэтому большая часть территории сильно залесена. Самые плодородные почвы Заволжья — тёмно-серые и лесные. Высоким плодородием также отличаются аллювиальные и перегнойно-глеевые, содержащие соответственно 5 и 7% гумуса.

Минерально-сырьевая база Волго-Вятского района не соответствует мощной структуре хозяйственного комплекса. В основном в недрах района залегают нерудные ископаемые, среди них — гипс, известняки, кварцевые пески, глины, доломиты. Район выделяется запасами фосфоритов Вятского и Камско-Кобринского месторождений — крупнейших в Европейской части России. Основные ресурсы фосфоритов сосредоточены в Кировской области на одном из крупнейших — Вятско-Камском месторождении.

Топливные ресурсы Волго-Вятского района имеют местное значение. Распространён торф, есть незначительные залежи горючих сланцев, которые, впрочем, не разработаны, обнаружены нефть и газ.

Волго-Вятский район является частью старо-промышленного центра страны, одной из основных баз обрабатывающей промышленности, в особенности машиностроения и металлообработки.

Нижний Новгород ещё до строительства железной дороги занимал выгодное экономико-географическое положение. Со строительством в 1861 — 1862 гг. железной дороги из Москвы, а потом, в 1901 — 1903 и 1912 гг., продлении до Арзамаса и Казани экономика города и области сильно возросла.

Страницы: 1 

Вятский край: родина гениев, героев и место политических ссылок

Вятский край, область с богатой историей и насыщенной культурой, с давних времен служил местом политических ссылок и творческой вдохновенности. Еще с эпохи Бориса Годунова здесь нашли свое убежище неугодные «опальные люди». Один из таких случаев был связан с боярином Василием Никитичем Романовым, дядей будущего царя Михаила Федоровича Романова.

Начиная с начала XIX века, Вятка стала известна как край политических ссылок. Герцен описывал место своей ссылки как «маленькие лачуги, где царит бедность, и большой каменный острог, который печально смотрится в реку, звенит цепями и дышит вздохами». Однако, несмотря на тяготы ссылки, он также находил в Вятке друзей и моменты, наполняющие его душу радостью.

Салтыков-Щедрин восхищался мирной атмосферой Вятки и живописными видами города. Политические ссыльные находили здесь себе единомышленников и встречали патриотичные души среди местных жителей. Вятка была свидетелем важных исторических событий, таких как прибытие декабристов в 1827 году, когда Слободской был устроен парадный обед и бал для узников.

Вятка также привлекала талантливых людей. Сюда были сосланы архитектор Александр Витберг, издатель Флорентий Павленков, писатель Владимир Короленко. Здесь проживали участники польских восстаний, народники и революционеры. Особенно важна роль Вятки в творческой биографии Александра Грина (настоящее имя — Александр Гриневский), автора знаменитой «Алых парусов» и других произведений.

Талантливый архитектор Иван Чарушин оставил свой след в архитектуре Вятки, спроектировав множество зданий, которые до сих пор определяют облик центральных улиц города. Вятка также гордится своими литературными деятелями: поэтом Ермилом Костровым, Николаем Заболоцким, Яном Райнисом и другими.

Словно вдохновленная самой историей, Вятка продолжает жить и творить. Она принимала на своей земле Евгения Шварца, который вдохновился блокадой Ленинграда, а также других драматургов и писателей. История Вятки также связана с биографией маршалов, политиков и ученых.

Сквозь века Вятка оставалась местом, привлекающим духовных поисков и творческого вдохновения. В этой местности сочетались непростые условия жизни с глубокими духовными ценностями, делая ее не только свидетельницей истории, но и источником вдохновения для многих поколений.

Экономика и промышленность

Экономика и промышленность – это важные аспекты географии, которые изучаются для понимания развития и процветания регионов и стран. Экономика относится к производству, распределению и потреблению товаров и услуг, а промышленность – к сектору экономики, связанному с производством товаров.

Основные понятия

В экономике и промышленности существуют несколько ключевых понятий, которые важно понимать:

  • ВВП (валовой внутренний продукт) – это общая стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени. Он является одним из основных показателей экономического развития.
  • Инфраструктура – это система дорог, железных дорог, аэропортов, портов и других объектов, которые обеспечивают передвижение товаров и людей.
  • Индустриализация – это процесс развития промышленности в стране или регионе. Он включает в себя создание и развитие фабрик, заводов и других предприятий.
  • Трудовые ресурсы – это рабочая сила, которая используется в производстве товаров и услуг. Она включает в себя квалификацию, опыт и навыки работников.

Типы экономик

Существуют различные типы экономик, которые могут быть применены в разных регионах и странах:

  • Традиционная экономика – основана на традициях, обычаях и привычках. Производство и потребление товаров определяются историческими и культурными факторами.
  • Рыночная экономика – основана на свободной конкуренции и спросе и предложении. Решения о производстве и потреблении принимаются индивидуальными предпринимателями и потребителями.
  • Плановая экономика – основана на государственном планировании и контроле. Государство определяет производственные планы и распределяет ресурсы.
  • Смешанная экономика – сочетает элементы рыночной и плановой экономики. Государство регулирует экономику, но также допускает свободную конкуренцию.

Промышленность

Промышленность – это сектор экономики, связанный с производством товаров. Он включает в себя различные отрасли, такие как машиностроение, химическая промышленность, пищевая промышленность и другие.

Промышленность играет важную роль в экономическом развитии, создавая рабочие места, генерируя доходы и способствуя инновациям. Однако она также может иметь негативные последствия, такие как загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов.

Региональные различия

Экономика и промышленность могут различаться в разных регионах и странах в зависимости от их природных ресурсов, географического положения и культурных особенностей. Некоторые регионы могут быть специализированы в определенных отраслях, таких как добыча нефти или производство автомобилей, в то время как другие могут быть более разнообразными.

Изучение экономики и промышленности помогает нам понять, как различные факторы влияют на развитие регионов и стран, и как можно содействовать устойчивому и сбалансированному экономическому росту.

Археологические находки IX-X веков

Археологические раскопки на территории Волго-Вятского района позволили обнаружить множество артефактов, свидетельствующих о жизни и культуре людей IX-X веков. Такие находки играют важную роль в изучении истории и позволяют реконструировать образ жизни древних обществ.

В районе были обнаружены керамические горшки, посуда из глины, металлические изделия и оружие. Особенно интересны археологические находки в курганных могильниках – здесь можно найти много предметов, связанных с погребальными обрядами древних славян, например, украшения, ритуальные предметы, оружие и другие артефакты, которые позволяют узнать о мировоззрении и культуре тех времен.

Также археологические раскопки сделали возможным изучение исторических культурных слоев, выявление экономических и социальных аспектов древнего общества, таких как способы земледелия, торговля, ремесла и т.д. Артефакты также позволяют отследить связи и контакты с другими регионами и культурами.

Среди наиболее интересных археологических находок можно отметить древние украшения: кольца, подвески, серьги, браслеты и другие предметы

Они свидетельствуют о том, что культура древних славян имела развитую ювелирную промышленность и уделяла большое внимание украшениям

Археологические находки IX-X веков являются важным источником информации о прошлом Волго-Вятского района и древних славянских народах. Благодаря этим находкам у исследователей есть возможность познакомиться с историей и культурой древнего населения этих земель.

Развитие Волго-Вятского экономического района Материалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Развитие Волго-Вятского экономического района

Состав: Кировская и Нижегородская области, Республики Марий Эл, Мордовская и Чувашская. Площадь — 265,4 тыс. км2. Население — 8 млн. 300 тыс. чел.

Среди четырех экономических районов Центральной России Волго-Вятский район занимает второе место по площади и численности населения. Он расположен в бассейнах рек Волги и Вятки, на пересечении транспортных магистралей, связывающих Центр с Поволжьем. Уралом.

Природные условия и ресурсы

Район расположен в центре Восточно-Европейской равнины.

Равнинность его рельефа нарушают возвышенности: Приволжская, Камская, Северные Увалы. Климат умеренно континентальный. Район находится на стыке таежных лесов (в основном еловых и сосновых) на севере и смешанно-широколиственных на юге. Почвы — дерново-подзолистые на севере сменяются к югу серыми лесными, а затем — черноземами лесостепей. Особенно большие массивы лесов сохранились в Заволжье. Водные ресурсы района также велики.

Минеральные ресурсы района не очень большие. Здесь имеются запасы торфа, строительных материалов, фосфоритов.

Население

Средняя плотность населения —31 чел. на 1 км2, но территория заселена очень неравномерно.

Национальный состав района очень пестрый. Большинство населения составляют русские; кроме того, здесь проживают марийцы, мордва, чуваши, татары, удмурты. Наиболее древнее население бассейнов Вятки и Средней Волги — марийцы и мордва, появившиеся на этой территории еще в первом тысячелетии до нашей эры. Народы тюркской языковой группы (чуваши, татары) присоединились к ним в начале нашей эры. Колонизация же района славянскими народами (в основном русским) началась только в XIII в. с основанием Нижнего Новгорода.

Уровень урбанизации достаточно высокий — 70%, причем из восьмимиллионного населения два миллиона проживает в Нижнем Новгороде.

Хозяйство

К ведущим отраслям хозяйства, определяющим его специализацию, относятся науко- и трудоемкое машиностроение, отрасли лесохимического комплекса. Такая специализация сформировалась благодаря исторически сложившейся индустриальной базе Нижнего Новгорода, значительным трудовым ресурсам, большим запасам древесины и воды. Немалую роль сыграл и недостаток сырья и топливно-энергетических ресурсов, привозимых с Урала, Поволжья, из Сибири.

Машиностроение и металлообработка дают почти 1/2 всего объема промышленной продукции района. Представлены автомобиле- и судостроение, производство двигателей, радиотехнических изделий, приборов, инструментов, оборудования для химической и деревообрабатывающей промышленности. Крупнейшие центры — Нижний Новгород, Кировск. Чебоксары, Саранск. Большая часть металла поступает с Урала.

Химическая промышленность представлена предприятиями, вырабатывающими синтетические смолы, пластмассы, азотные удобрения, серную кислоту, а также крупным нефтеперерабатывающим заводом в г. Кстово. Основной центр химической промышленности — г. Дзержинск.

Лесная промышленность использует собственные богатые ресурсы. В районе заготавливается древесина (3/5 ее сосредоточено на севере Кировской области), выпускаются пиломатериалы, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, построены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты (ЦБК) на Волге. ЦБК в г. Балахна — крупнейший в России по производству газетной бумаги.

Сохранились и местные кустарные промыслы (хохломская и Городецкая роспись, дымковская игрушка).

Агропромышленный комплекс. Сельскохозяйственные угодья района занимают почти 2/5 территории района; здесь выращивают зерно, картофель, на юге — также и технические культуры (лен, коноплю, хмель, сахарную свеклу, табак). Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Несмотря на значительный аграрный потенциал, район не обеспечивает себя полностью продовольствием.

Транспортная сеть. Самая главная транспортная магистраль — Волга. Через территорию района проходят железнодорожные и автомобильные дороги, соединяющие Центральную Россию и Сибирь.

Население и трудовые ресурсы

Численность населения региона составляет 8,4 млн чел., или 5,7% численности населения Российской Федерации. За период экономических реформ численность населения региона сокра­тилась на 36 тыс. чел., что объясняется отрицательными показа­телями естественного прироста и миграционными потоками в другие регионы страны. Средняя плотность населения 31,7 чел. на 1 км2, что почти в 4 раза превышает среднюю заселенность России. Однако территория заселена неравномерно. Так, плот­ность населения Чувашской Республики составляет 74,4 чел. на 1 км2, а в Кировской области — 13,5 чел. на 1 км2. Индустриа­лизация региона и высокий отток населения из сельской мест­ности способствовали урбанизации населения. 70,1% населения региона проживает в городах. Наиболее высокий уровень город­ского населения в Нижегородской (77,9%) и Кировской (70,4%) областях. Менее урбанизированы республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская; в них на долю городского населения приходится 58,3; 62,6 и 60,6% соответственно.- Основная часть городского населения проживает в 8 городах региона. Крупнейшую город­скую агломерацию страны представляет Нижегородская, вклю­чающая Нижний Новгород и города-спутники, прилегающие к нему: Дзержинск, Бор, Кстово и другие, а также тяготеющие к нему поселки городского типа. Тенденция концентрации насе­ления в немногочисленных точках региона при обезлюдении основной территории получила здесь широкое распространение. Воспроизводство населения в регионе в последние годы осуще­ствлялось замедленными темпами. Многие показатели демогра­фической ситуации (половозрастной состав, брачность, рождае­мость, смертность, естественный прирост) свидетельствуют об отрицательных тенденциях в развитии демографических процес­сов. Отток населения из сельской местности, особенно молоде­жи, крайне осложнил демографическую ситуацию на селе. По­казатели естественной убыли на 1,1% пункта превышают сред­ние по стране и составляют —6,4%о в районе против —5,1% в стране. Отрицательный прирост населения характерен для всех административно-территориальных единиц, однако показатели выше среднерайонного отмечаются в Нижегородской и Киров­ской областях.

Население региона многонационально. Большую часть его представляют русские, из других национальностей преобладают чуваши, мордва, марийцы и татары.

К числу важнейших предпосылок развития и размещения производительных сил относится обеспеченность региона трудо­выми ресурсами. В течение длительного времени регион отно­сился к районам, имеющим избыток трудовых ресурсов, и слу­жил источником для пополнения трудовыми ресурсами других регионов страны. Однако отнесение Волго-Вятского региона к трудоизбыточным в настоящее время следует пересмотреть. Численность экономически активного населения в районе за 1992— 1996 гг. снизилась на 203,1 тыс. чел., или на 4,6% и составила 4 063,6 тыс. чел., а занятых в экономике уменьшилась на 8,6%, что связано с дальнейшим сокращением работающих в сфере материального производства. Уровень безработных возрос за этот же период с 5,3 до 9,3%. Трудоспособное население состав­ляет 4,0 млн чел., из них в общественном производстве занято 90,7%, в том числе в материальном производстве занято 69,6%, в непроизводственной сфере — 30,4%.|/В связи с развитием ры­ночных отношений, банкротством нерентабельных предприятий, сокращением рабочих мест возрастает удельный вес безработ­ных, особенно в малых и средних городах с моноотраслевой структурой хозяйства. Поэтому в этих городах необходимо ши­рокое развитие малого бизнеса, непроизводственной сферы, что способствовало бы дополнительному привлечению рабочей силы и смягчению уровня безработицы и социальной напряженности в регионе.

Удобное географическое положение, устойчивые транспорт­ные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифи­цированных кадров, создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона.

↑ Промышленность Волго-Вятского района

Волго – вятскими машиностроителями рынок России снабжается автомобилями и судами. Кроме этого поставляются станки и приборы, двигатели, электронное и электротехническое оборудование. Металл для предприятий ввозится из соседних регионов.

На химических и нефтехимических комбинатах используется ввозимое сырьё и добываемое на месте. Налажен выпуск каустика, пластмассы, аммиака, резинотехнических изделий и минеральных удобрений, используя местные фосфориты.

Лесоперерабатывающие комбинаты выпускают бумагу, спички, пиломатериалы, лыжный инвентарь, фанеру и мебель. Лесохимические предприятия заняты выпуском скипидара и кормовых добавок.

Нижегородской и Чебоксарской ГЭС район обеспечивается электроэнергией, так же и несколькими маленькими ТЭЦ. Тепло поставляет Нижегородский нефтеперерабатывающий завод.

Для пищевиков сырьё поставляют сельхозпроизводители региона, специализирующиеся на выращивании зерна, овощей и технических культур, производстве мясо – молочной продукции. Связь в регионе и с соседями обеспечивается 4 железнодорожными магистралями, дублирующими их автомагистралями и речным судоходством.

Природные условия и ресурсы.

Природные условия.

Район расположен в центре Восточно-Европейской равнины.

Равнинность его рельефа нарушают возвышенности: Приволжская, Камская, Северные Увалы. Климат умеренно континентальный. Район находится на стыке таежных лесов (в основном еловых и сосновых) на севере и смешанно-широколиственных на юге. Почвы — дерново-подзолистые на севере сменяются к югу серыми лесными, а затем — черноземами лесостепей. Особенно большие массивы лесов сохранились в Заволжье. Водные ресурсы района также велики.

Климат умеренно континентальный с довольно теплым летом и умеренно суровой зимой. Почвы подзолистые, требующие обогащения, к югу от Волги преобладают плодородные почвы — серые лесные, деградированные и выщелоченные черноземы. Почвенно-климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства.

Природные ресурсы.

Волго-Вятский экономический район имеет значительные запасы лесных ресурсов. Лесопокрытая площадь составляет 50% территории района. Основные лесные массивы расположены в Нижегородской и Кировской областях. В составе лесов преобладают хвойные — ель, сосна, пихта. В процессе длительной эксплуатации лесосырьевые ресурсы района, особенно хвойные породы, значительно истощены и вывозка древесины из района сокращается.

Среди других европейских районов России Волго-Вятский имеет высокую обеспеченность водными ресурсами. Главным водным источником являются Волга и ее притоки. Значительны запасы подземных вод.

На территории района имеются запасы фосфоритов — Волго- Камское месторождение в Кировской области с запасами 2 млрд т (20% общероссийских). Залежи торфа находятся в Кировской области, а также в Нижегородской области и республике Марий Эл.

Экономический район имеет достаточно крупные ресурсы сырья для производства строительных материалов: гипс, глины, доломиты, цементное сырье, стекольные пески, строительный камень.

Исторический путь Вятской губернии: от крестьянской реформы до революции

Слобода Кукарка (ныне – г. Советск)

В 1858 году Вятская губерния входила в число крупнейших территорий России, занимая около 170 000 квадратных километров. Население составляло 2 миллиона 123 тысячи 904 человека, среди которых 80% приходились на русских, 10% на удмуртов, около 5% на марийцев, а почти 4% на татар и другие национальности. По всероссийской переписи 1897 года численность населения выросла до 3 миллионов 30 тысяч 831 человека. В Вятке, главном городе губернии, жило 25 тысяч жителей.

Промышленное развитие начало оставлять отпечаток в 1861 году, когда первый пароход начал регулярные рейсы по реке Вятке, связывая города Поволжья. Прошло всего 38 лет, и в 1899 году железная дорога соединила Вятку с Пермью и Котласом, а с 1906 года поезда начали пересекать Волгу, связывая город с Петербургом. Свет появился на улицах города благодаря электростанции, а в 1905 году Вятка увидела свой первый автомобиль. Эпоху технологических открытий дополнил полет аэроплана в 1911 году.

В конце XIX века Вятка играла важную роль как торговый и ремесленный центр. Здесь пересекались железнодорожные пути, ведущие в Москву и Санкт-Петербург, а также располагались значительные запасы хлеба. Особое значение имели Ижевский оружейный завод и металлургические предприятия.

Рабочие Вятки активно включились в Всероссийскую политическую стачку 1905 года, выражая свои социальные интересы.

Вятка тесно переплеталась с событиями революции. 25 февраля 1917 года первые известия о революционных событиях в Петрограде достигли губернии. Уже 2 марта губернатор Н. А. Руднев признал власть Временного правительства. А 6 марта Руднев был отстранен от должности, а полномочия губернаторской власти переданы губернскому комиссару, который стал председателем губернской земской управы — П. И. Паньков. По всей губернии проводились выборы — в городские думы, волостные, уездные, губернские земства и Учредительное собрание.

Таков был исторический путь Вятской губернии — от крестьянской реформы до революции, на фоне которого формировались и менялись социальные и экономические аспекты этого региона.

2.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион рас­полагает всеми видами транспорта — железнодорожным, реч­ным, автомобильным, трубопроводным, воздушным. Наиболь­шее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю ко­торого приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского региона минерально-сырьевыми и то­пливными ресурсами определяет особенности транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значитель­ный удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы ре­гиона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная про­дукция машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных пере­возках преобладают древесина и строительные материалы. Сис­тема широтных железнодорожных магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Поволжским, Уральским районами России.

Географическое положение Волго-Вятского района на Волж­ской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодо­рожным. Нижегородский водно-транспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на желез­ную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных гру­зов, цемента, строительных материалов, поступающих из По­волжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регио­нов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных хими­ческих грузов, металлического лома, различных видов машин и оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубо­проводный транспорт. По территории района проходят три неф­тепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Ниж­него Новгорода, по которым поступает не только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промыш­ленности определило превышение ввоза продукции над вывозом.

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внеш­неэкономическую деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область, на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невы­сокий уровень научно-технического развития производства, не­совершенство форм и методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти половина экспортных по­ставок региона приходится на машиностроение, что соответству­ет структуре его промышленного производства. Вместе с тем выпускаемая продукция машиностроительных предприятий рай­она в большинстве случаев имеет невысокое качество и не отве­чает высоким требованиям мировых стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик, краев и об­ластей в международном разделении труда, более полно учиты­вающий местные особенности и интересы в увеличении экспор­та и рассчитанный на широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: