Краткое содержание
Поэму предваряет эпиграф – «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», выбранный Лермонтовым из Библии. Эти строки символически подчеркивают нарушенный Мцыри запрет и желание получить от жизни больше.
Глава 1
В месте слияния двух рек, Арагвы и Куры, с давних пор стоял монастырь. Сейчас он разрушен. Остался один старик-сторож, который обметает пыль с плит. На них хранится память о том, как грузинский царь отдал свою власть России, и теперь Грузия живет под покровительством России, «за гранью дружеских штыков».
Глава 2
Однажды мимо монастыря проезжает русский генерал. С собой у него ребенок-горец лет шести, он болеет, и его приходится оставить. Ребенок растет нелюдимым, тоскует. Однако один из святых отцов заботится о нем, воспитывает и готовит к постригу. Незадолго до принесения обета Мцыри исчезает, его находят через три дня и приносят в монастырь. Юноша умирает, и монах приходит к нему с тем, чтобы исповедовать.
Главы 6-7
Юноша рассказывает о том, что видел на воле: поля, просторы и вдалеке – Кавказ. Вид Кавказа напоминает ему о родном доме, отце, сестрах, певших над его колыбелью, реке, у которой на золотом песке он играл ребенком, обо всей мирной жизни. Сперва ему вспоминается родной аул, сидящие на пороге старики, затем – длинные кинжалы и другое оружие. Вот перед внутренним взором героя появляется его родной отец. Он одет в кольчугу и сжимает ружье. Видение это пробуждает в герое тоску по тому, чего он лишен.
Глава 8
Давным-давно задумал Мцыри этот побег, дав себе обещание хотя бы раз взглянуть на вольный мир. И желание это исполнилось: за три дня побега, по его словам, он видел больше, чем за свою жизнь в монастыре. Первым его впечатлением становится гроза, в которой он чувствует родственную, мятежную душу. Он «как брат, / Обняться с бурей был бы рад». Он следит за игрой стихий, пытается поймать молнию рукой. На этом месте Мцыри прерывает свою исповедь и с грустью спрашивает у монаха: разве монастырь мог бы дать ему что-либо подобное?
Главы 9-13
Гроза стихает, и Мцыри бежит дальше. Он и сам не знает, куда идет, ведь среди людей ощущает себя чужим. Природа – вот что ему близко и понятно, юноша понимает голос потока и долго сидит у него, любуясь окрестностями. Небесный свод вокруг него так чист и глубок, что, по словам юноши, на нем можно бы было различить полет ангела. Природа, деревья, кусты, камни – все это переговаривается между собой о «тайнах неба и земли», и речи эти понятны Мцыри, ребенку природы. Все, передуманное у ручья, уже исчезло без следа, да в человеческой речи и нет слов, чтобы рассказать о его мыслях в то время. Но все же Мцыри хотел бы снова о них рассказать: тогда он бы снова ощутил себя живым, хотя бы мысленно.
Он мог бы так сидеть бесконечно, но наступает полдень и его начинает мучить жажда. Юноша спускается вниз, к потоку. Это опасно, но «юность вольная сильна, / И смерть казалась не страшна!».
Затем у ручья раздается волшебный голос: это поет девушка-грузинка, спустившаяся за водой. Она идет легко, откинув чадру, порой оскальзываясь на камнях и смеясь своей же неловкости. Юноше видны ее лицо и грудь, золотящиеся на солнце, а главное – глаза. Ее глаза черны и их мрак «полон тайнами любви». Мцыри заворожен. Он обрывает свое повествование: монаху все равно этого не понять.
Главы 14-15
Пробудившись посреди ночи, Мцыри продолжает путь, желая добраться до родного края. Он идет вперед, ориентируясь на виднеющиеся вдали горы, но вскоре сбивается с пути. Вокруг бесконечный лес. Воспитанный в неволе, Мцыри давно потерял природное чувство направления, свойственное каждому горцу.
Главы 16-19
В лесу появляется «могучий барс», и Мцыри нападает на него. Сердце юноши разгорелось жаждой битвы, он уверен, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Долго длится жестокая схватка – на груди Мцыри еще и сейчас видны раны. Однако он выходит победителем.
Главы 24-26
Исповедь окончена, и близится смерть. Мцыри говорит своему исповеднику о том, что с ранних лет он охвачен пламенем – желанием воли, и этот огонь его и сжег. Перед смертью его печалит лишь одно: тело его останется не в родной земле. Да и повесть о его муках останется неведомой людям. Возможно, думает Мцыри, его ожидает рай, но мысль об этом нерадостна.
Следующая цитата
Поэму «Мцыри» Лермонтов написал в 1839 году. Уже в 1840 году она была опубликована в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». Замысел произведения «Мцыри» появляется у поэта еще в 17 лет, когда он собирается написать записки молодого монаха. Во время своей первой ссылки на Кавказ в 1837. г. Лермонтов слышит историю, которая и ложится в основу поэмы. На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, он встречается с одиноким монахом, рассказавшим ему о своей жизни. Он горец, который в детстве был пленен генералом Ермоловым и оставлен в монастыре. Впоследствии монах много раз пытался сбежать, а одна из попыток привела его к длительной болезни. Эта романтическая история, по всей видимости, и легла в основу поэмы.
Чтобы составить более полное впечатление о произведении Лермонтова Михаила Юрьевича, предлагаем вам прочитать краткое содержание «Мцыри» по главам.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 30.04.2023 11:30 3647 Колосова Юля
Таблица сравнения по произведению \»Горе от ума\»Век нынешний и век минувший. 1.Представители Век н
Ответов: 2
Литература 30.06.2023 08:53 923 Пономарев Никита
Вступление связь поэмы Лермонтова с устным народным творчеством кратко
Ответов: 2
Литература 16.06.2023 14:04 1494 Коюда Вася
помогите сделать таблицу сходство и различия песня о вещем олеге и повесть временных лет о вещем оле
Ответов: 2
Литература 30.04.2023 09:48 2970 Бруг Алексей
1)Происхождение и социальное положение(Кирибеевич и Калашников) 2)Прошлое Кирибеевича и Калашникова
Ответов: 2
Литература 19.06.2023 23:54 1482 Глонюк Марина
10 интересных фактов о А С Пушкине для 5 класса
Ответов: 1
Литература 04.05.2023 01:35 510 Александрова Александра
Отношение к книгам и просвещению у Софьи в комедии горе от ума
Ответов: 2
Литература 17.05.2023 16:24 2499 Никулина Юлия
высказывания (цитаты) Базарова и Павла Петровича об искусстве, принципах, народе, образовании, науке
Ответов: 2
Литература 01.05.2023 00:48 1110 Городецкая Катя
Написать отзыв о сказке Юрьевича Лермонтова ашик-кериб
Ответов: 3
Литература 29.04.2023 12:50 1084 Ибатуллин Марсель
Помогите пожалуйста. Составьте план по произведению Ивины Л.Н. Толстой!!!
Ответов: 2
Литература 03.06.2023 17:27 160 Ilyunov Sergey
СРОЧНО!Как называлась комната в доме няни? стихотворение (Няне)
Ответов: 1
Низкий штиль
Наглядная инфографика теории трёх штилей Ломоносова
Низкий стиль в лексическом плане содержал общеупотребительные слова и просторечия. В данном стиле запрещалось использовать даже «презренные слова», так как, по М. В. Ломоносову, их нельзя было употреблять ни в каком стиле. Под «презренными словами» Ломоносов имел в виду грубые и нецензурные – он полагал, что они недопустимы к употреблению в литературе в целом, так как они только засоряют речь, огрубляют её и не привносят в неё ничего хорошего. Низким стилем должны быть написаны комедии, письма, басни и песни.
8 главных героев «Собачьего сердца» с характеристиками
Главные герои поэмы «Медный всадник» Пушкина с характеристиками. Бунт маленького человека.
Низкий стиль
Лексика
Церковнославянизмы в этом стиле практически отсутствовали
Использовались слова третьей и четвертой групп (последние — с осторожностью, чтобы текст не получился слишком вульгарным)
В низком стиле часто встречались просторечные и диалектные слова, а также исконно русские фразеологизмы. Широкоупотребительной была лексика для обозначения повседневных бытовых предметов и явлений.
Фонетика
- Наличие результатов третьей лабиализации: переход звука в под ударением после мягкого согласного перед твердым: ззды.
- Произношение взрывного согласного , а не фрикативного .
- Акающее произношение.
Морфология
- Окончание -у в родительном падеже единственного числа имен существительных мужского рода: духу, мёду.
- Деепричастия с суффиксами -учи, -ючи: глядючи, идучи.
- Страдательные причастия прошедшего времени в именительном падеже мужского рода имели окончание —ой, в родительном – —ого, и имели одну -н- в суффиксе: качаной — качаного.
- В целом причастия и деепричастия в низком стиле употреблялись редко.
- Употребление междометных форм глагола: хвать, шасть, скок.
- Широкое распространение особых глагольных форм для обозначения многократного действия: хаживал, говаривал, приезживал.
- Формы сравнительной степени прилагательных с суффиксом -яе: темняе, светляе.
Словообразование
Использование эмоционально-экспрессивных суффиксов -к-, -оньк-, -очк-, -еньк-, -ок- и др.: тетка, ночка, подруженька.
Синтаксис
В низком стиле, как правило, отсутствовали объемные синтаксические конструкции. Наблюдалось преобладание простых и сложносочиненных предложений над сложными и сложноподчиненными. Часто употреблялись неполные и односоставные предложения.
Жанры
Произведения в низком стиле содержали описания «обыкновенных дел», повседневной жизни. Жанры: комедии, эпиграммы, личные (дружеские) письма в прозе, басни.
Cookie файлы бывают различных типов:
Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.
Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.
Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.
Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.
Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.
Ответы 2
я скопировал из интернета в произведениях бунина, чехова, ярко раскрыта тема любви. в рассказе бунина «кавказ» раасказывается о любви женщины, скрывавшейся от мужа-офицера и о молодом человеке. они любят друг друга, им трудно скрывать тайну любви, и они решают уехать длеко на юг, чтобы муж галвной героини не убил их, ведь так они любят друг друга. в первом произведении показана опасная любовь, тайная, посторонняя для чужих глаз.в рассказе чехова «о любви» рассказывается о человеке, который повстречал в своей жизни прекрасную женщину, но он не хочет разрушать её семью, да и она любит его, но тоже не может уйти из семьи. здесь показана трагическая любовь.в рассказе «куст сирени» повествуется о молодой паре
главный герой-молодой офицер алмазов долго трудился над работой, но по неосторожности ему пришлось доказывать профессору то ,что на данной территории растут кусты. алмазов был расстроен, хотел уже идти сдаваться, но жена его-варенька любила его, была его главным , «справочником», и чтобы мужа не отчислили из университета, она продала последние украшения и решилась на обман-посадить за ночь кусты сирени
здесь показана преданная любовь, безграничная.
Другие вопросы по Литературе
Эссе на тему «каким образом и с какой целью в. шукшин использует в рассказе и приемы комического (на примере одного рассказа по выбору)? » используйте 2-3 цитаты. объем — 120-150 с.
Из какого произведения н.некрасова эти слова? «взял бы я вас — да потопите лодку! » жаль их, однако, да жаль и находку — я зацепился багром за сучок и за собою бревно.
Что такое храбрость кратко
В чем смысл названия рассказа ночь исцеления кратко
Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в доу
Как угломером ун измерить угол меньше 90 градусов кратко
Почему важно работать с темой гражданственности в школе
Что такое файл cookie и другие похожие технологии
Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.
Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.
Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).
Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).
В чем заключается суть теории трех штилей
В 1758 году теория трех штилей Ломоносова была опубликована впервые. Если подходить к ее рассмотрению кратко, то суть заключается в том, что основой русского языка становится речь, характерная для широких масс. И ее не следует перегружать иностранными нелепыми словами и старославянизмами.
Теория трех штилей Ломоносова предписывала установку 3 стилей, отличающихся друг от друга так называемой «пристойностью материи». При этом тема напрямую зависит от стиля, непосредственно жанра, а также того, о чем идет речь. Если поднимается высокая тема, то и стиль используется высокий. Для низкой же применяется соответствующий стиль. Всем жанрам при этом был обозначен строго определенный стиль. Отклонения при этом в теории трех штилей, созданной Ломоносовым, являлись недопустимыми.
Высокий стиль
Конспект теории трех штилей стоит подразделить на три части в зависимости от стиля. Первым из них является высокий. Он патетический, явно торжественный, величественный. Применяется при написании таких произведений, как оды, трагедии, поэмы, а также рассуждения о чем-то высоком. В этом стиле применяются как церковно-славянские слова, так и общеупотребляемые, но исключительно славянские. Этот стиль был доступен исключительно образованным людям.
Средний стиль
Михаил Васильевич Ломоносов в теории трех штилей выделил средний стиль. В нем используются как славянизмы, так и просторечия, народные слова. Как раз этот стиль можно назвать самым разнообразным. Ведь в нем сочетаются слова, характерные для низкого и высокого. Подразумевалось использование также разговорных и литературных выражений
При этом старославянизмы применялись с максимальной осторожностью. В противном случае они бы уже не были столь торжественными и значимыми
Низкий стиль
В этом штиле уже не используются старославянские изречения. Речь максимально проста, понятна для народа. В таком стиле пишут комедии и сценарии, письма друзьям и песни. Он уместен и во множестве других жанров.
Благодаря использованию бытовой, разговорной речи, удалось существенно расширить рамки литературного русского языка. Его стилистика стала существенно обогащена. За счет этого Ломоносов сделал акцент на том, что в низком стиле должны употребляться посредственные изречения. Ученый хотел показать, что просторечия должны интегрироваться в общепринятый слог.
Ответы на вопрос
Отвечает Бербат Виталий.
Ответ:
архаизмы:изваян, град, супостаты, коль
историзмы: чин, скипетр
церковнославянизмы: се образ, монарша власть, и словом се есть Петр, пред зраком сим
Отвечает Невская Александра.
Архаизмы:
- Се (это)
- изваян (высечен)
- премудрого (мудрого)
- ради (для)
- лишив (лишивший)
- принял (принявший)
- чин (должность)
- царствуя (правя)
- служил (служащий)
- законы (законы)
- примером (примерно)
- утвердил (утвердивший)
- Рожденны (рожденные)
- скипетру (жезлу)
- простер (протянул)
- работу (дело)
- монаршу (монарши)
- власть (властью)
- скрывал (скрывая)
- чтоб (чтобы)
- нам (нам)
- открыть (открыть)
- науки (знания)
- строил (строя)
- сносил (разрушал)
- труды (труды)
- войнах (войнах)
- землях (землях)
- странствовал (странствовал)
- морях (морях)
- сбирал (собирал)
- обучал (обучал)
- солдатов (солдат)
- домашних (собственных)
- побеждал (побеждая)
- внешних (внешних)
- сопостатов (противников)
- словом (в общем)
- есть (есть)
- отечества (отечества)
- Отец (отец)
- земное (мирское)
- божество (божество)
- Россия (Россия)
- почитает (почитает)
- столько (много)
- олтарей (жертвенников)
- пред (перед)
- зраком (образом)
- пылает (горит)
Историзмы:
- художников (художников)
- олтарей (жертвенников)
Церковнославянизмы:
- се (это)
- премудрого (мудрого)
- чин (должность)
- олтарей (жертвенников)
- пред (перед)
- зраком (образом)
Монастырь
В начале произведения описывается монастырь, в котором проживал Мцыри. Теперь он отличается своими развалинами и опустением: «Столбы обрушенных ворот», «Не слышно пенье в поздний час».
2 глава повествует о том, как появился Мцыри в монастыре: «Из жалости один монах // Больного призрел».
3, 4 и 5 главы представлены в виде исповеди мальчика: «Я мало жил, и жил в плену», «Она мечты мои звала // От келий душных и молитв // В тот чудный мир тревог и битв, // Где в тучах прячутся скалы, // Где люди вольны, как орлы». Мцыри приходит к следующему выводу: «И я как жил, в земле чужой // Умру рабом и сиротой».
Последние заданные вопросы в категории Литература
Литература 22.10.2023 08:06 6 Васьковская Вика
1) за що покарали Одіссея і хто, що він не міг повернутися додому? 2) Як циклоп їх покарав? На яки
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 08:05 16 Атаманов Ярослав
Легенда как жанр Составьте вопросы по трём последним абзацам
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 08:05 17 Обабко Дима
Эссе на тему достойны ли древне греческие боги поклонений
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 08:05 20 Кузовенко Дима
Просвiтництво пргологуе цiннiсть людини незалежно вiд походження. Так чи Нi?
Ответов: 2
Литература 22.10.2023 08:03 17 Седякин Матвей
Як постійні суперечки в сім’ї Кайдашів впливали на характери членів цієї родини?
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:59 8 Мальцев Никита
Промова на тему схвальне слово просвітництво
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:59 25 Леонов Даниил
Короткнько, на українській мові, допоможіть будь ласка
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:57 22 Гопаков Виталик
Что дало Добролюбову основание причислить Обломова к лишним людям и что общего между ними?
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:57 19 Маркина Олеся
ПОМОГИТЕ ДАМ 60б люди добрые Діагностична робота 9 клас Літературний диктант1. Хто вірний друг Дон
Ответов: 1
Литература 22.10.2023 07:57 13 Мин Виктория
10 цікавих фактів про літературну добу просвітництва
Ответов: 1
Средний стиль
Лексика
В среднем стиле в основном использовались слова из второй и третьей групп, т. е. понятные грамотным людям старославянизмы и лексемы, общие для русского и церковнославянского языков. Допускалось также ограниченное использование «речений» из первой и четвертой групп, но в этом случае требовалось строго соблюдать меру, чтобы не впасть в напыщенность или вульгарность.
Фонетика и грамматика
Фонетические и грамматические особенности среднего стиля в работах Ломоносова практически не прописаны. Изучение текстов XVIII в. показывает, что данный «штиль» был свободен от крайностей высокого и низкого, в меру использовал средства того и другого. Устаревшие грамматические формы в нем встречались редко. Синтаксис близок низкому стилю, с той основной разницей, что в среднем чаще встречались сложноподчиненные предложения (впрочем, обычно небольшие по объему).
В целом средний стиль объединял в себе наиболее типичные русские национальные языковые особенности. В дальнейшем именно он стал базой для создания современного русского литературного языка.
Жанры
В среднем стиле создавались произведения в жанрах, за которыми, как показало время, было будущее: романы, повести, лирические стихотворения, драмы, сатиры, научные труды и публицистика.
Михаил Ломоносов (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 86-88)
Проверьте себя
1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.
Ломоносов с детства тянулся к обучению. Оно получилось достаточно интенсивным. Он, скрыв свое происхождение и не получив разрешения отца, ушел в Москву учиться. Образование он получил экстерном. Ломоносов посвятил свою жизнь науке. Он стал профессором и совершил множество научных открытий. Его поэтическая деятельность проникнута подлинным новаторством.
Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту.
Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве.
Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.
В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество.
Размышляем о прочитанном
Оба произведения относятся к высокому штилю.
2. Какова главная мысль каждого из них?
“К статуе Петра Великого” прославляет Петра, возносит его достижения.
3. Какие труды Ломоносова вам известны?
Я читал такие его произведения:
Обогащаем свою речь
Ода, поэма, трагедия — высокий “штиль”.
Драма, сатира — средний.
Особую торжественность приведенным отрывкам придают церковнославянизмы. Их использование характерно для высокого “штиля”. (Например: зрак, гласит, дерзайте, раченье, градской).
2. Приведите примеры, в каких случаях можно использовать в современной речи слова слыл, дерзать, утеха. Как вы понимаете строки: . может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать, Науки юношей питают, /Отраду старым подают?
Он слыл известным музыкантом.
Дерзай, у тебя все еще впереди!
Я придумал для нас хорошую утеху.
В этих строчках Ломоносов хочет сказать о том, какие есть молодые таланты в России, для которых ум — необходимость, а для стариков — радость.
Творческое задание
Великий ум России, профессор и академик. Гордость нашей страны. Память о тебе жива до сих пор. “. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. ”.
Невозможно выразить благодарность за такой бесценный вклад во многие сферы: литература, химия, физика, политика и т.д.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
В одах и поэмах Михаила Васильевича Ломоносова в высшей степени проявились талант стихотворца, глубина мысли учёного, безграничная любовь к Родине гражданина и патриота.
1. Послушайте внимательно чтение актёра. Подумайте, какой образ автора оды создаёт своим чтением актёр.
Актер своим чтением создал образ человека рассудительного, вдохновленного своим произведением и любящим Россию.
2. Во всём ли вы согласны с актёром? Может быть, вы считаете, что некоторые строки можно прочитать по-другому? Обоснуйте свою позицию.
Я считаю, что последние четыре строчки можно было прочитать более торжественно, повысив голос, тем самым показать гордость за свою страну.
2) проблему разграничения литературных стилей;
3) проблему классификации литературных жанров.
В этой работе он предполагает учение о трёх стилях (Штилях) и о трёх типах речений (слова):
1. слова, которые одинаково употребляются и у древних славян (в церковных книгах, произведениях древнерусской литературы);
словенороссийские (слава, ныне, рука, бог, почитание);
общеславянские слова и церковнославянизмы;
словенские (церковнославянизмы стилистического характера: отверзаю (открываю), взываю, господень и т.д.);
обветшалые славянизмы, малопонятные следует исключать из употребления, за пределы русского литературного языка. (рясны — украшения, обогда — иногда)
3. слова, которых нет в церковных книгах, употребляются только в живом разговорном языке;
российские (говорю, ручей, который и т.д.)
М. Ю. Ломоносов излагает теорию трёх стилей, исходя из этих трёх речений и выделяет:
2. посредственный (средний);
3. низкий и закрепляет определённые жанры законы, использующие лексические средства языка.
1 Высокий стиль: (оды, героические поэмы). Словенороссийские и словенские речения, которые понятны.
3 Низкий стиль (эпиграммы, дружеские послания, описание обыкновенных дел, комедии). Росссийские слова, которые могут быть совсем неизвестны в старославянском языке, т.е. собственно русские, простонародные (по усмотрению, с чувством меры).
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Заключение
Как видим, в поэме «Мцыри» поднимается ряд характерных для творчества Лермонтова мотивов: мотив одиночества, любви к родине и бунта против привычных устоев. Поэт стремится создать классического романтического героя, страстную и бунтарскую душу. Сам стих в «Мцыри», по словам критиков, звучит отрывисто, будто падающий меч. Усиливает романтические мотивы и место, где развиваются события – Кавказ, страна вольности. Благодаря художественному своеобразию произведения и актуальности изображенных в нем проблем поэму «Мцыри» читать интересно и сегодня. Поэтому после прочтения краткого пересказа «Мцыри» Лермонтова советуем вам познакомиться и с полным текстом поэмы.