Корпускулярная философия ломоносова кратко

Ломоносов философия кратко: как называется философская позиция ломоносова? что собой являет? / справочник :: бингоскул

Введение

Материализм — это философское мировоззрение, согласно которому материя онтологически является первичным принципом в сфере бытия, а идеал вторичен. Вместе с противоположным идеализмом это фундаментальное философское направление. Первые представления о материальном мире появились в Древней Греции примерно в 6 веке до нашей эры, и с тех пор материализм и идеализм ведут борьбу за сознание людей, которая продолжается в современном мире.   

Важность мировоззрения человека сложно переоценить. От этого зависят его мысли и действия. Мировоззрение склоняет человека к выбору в ситуации, когда логическое мышление не может предложить ответ. Это фундамент, на котором строятся цели и задачи отдельных людей, различных социальных групп, народов и целых стран.   

Кроме того, господствующее мировоззрение напрямую влияет на развитие науки. В частности, материализм закладывает основу для изучения таких наук, как физика, химия, биология и другие естественные и технические науки. Неудивительно, например, что с началом Возрождения и усилением позиций философов-материалистов, которые во многих случаях были людьми широчайших талантов (Леонардо да Винчи, Рене Декарт, Галилео Галилей и др.), мир совершил колоссальный научно-технический прорыв.  

М. В. Ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич ($1711-1765$) — русский писатель, поэт ученый-материалист и философ. После получения всестороннего образования, Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук.

Замечание 1

Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедического склада, который сумел оставить след во всех сферах знаний своего времени. От его учения простираются две ветви русской научной философской мысли: материалистичное естествознание и прогрессивная общественно-политическая мысль, которая впоследствии была шире развернута Радищевым и декабристами.

Ломоносова прежде всего считают естествоиспытателем, химиком и физиком. Он никогда не занимался философией специально, касаясь общефилософских проблем только в том случае, если они имели отношение к науке. Область философии, которой он интересовался – натурфилософия.

Философские взгляды Ломоносова

Научно-философский реализм в его классическом проявлении впервые трактует Михаил Васильевич. В нем большое значение имеет природа, по принципам которой изменяется материя. Состав материи – элементарные малейшие частицы, по мнению ученого. Философия Ломоносова включает много материалистических теорий:

  • Идея нерелигиозной, светской философии, имеющей уникальную предметную область, особенную методологию, представлена в нескольких работах ученого. Образовательные проекты Ломоносова часто содержали ключевые параметры светского философского взгляда;
  • История является органическим процессом, все этапы которого являются взаимосвязанными;
  • Метод деизма и естественнонаучный материализм объединяются в мировоззрении ученого. Он считает, что религиозная вера не является помехой для рациональных взглядов на объяснение различных явлений;
  • Просвещение – единственный путь к улучшению жизни всего человечества. Необходимо развивать, совершенствовать нравы, устанавливать правила и принципы общественных формаций;
  • Чтобы улучшить жизнь в России, страна должна прийти к самодержавию. Это позволит ей укрепиться как государству, прославиться и завоевать лидирующие позиции в мире.

Общие сведения

Ломоносов, идеи философии которого играли существенную роль в становлении нового мировосприятия, был ученым, мыслителем, поэтом, общественным деятелем. Несомненно, этот человек занимает особое место в российской и зарубежной истории. Именно на его концепциях строилась вся философия русского просвещения. Ломоносов, Радищев и ряд других деятелей формулировали передовые теории, системы воззрения, порождающие надежду на совершенствование картины мира. Оно, в свою очередь, достигается человеческой энергией и разумом. Философия Ломоносова и Радищева базировалась на материальности и реальности мира.

Личность М.В. Ломоносова

Ломоносов родился в Архангельской области. Его мать умерла, когда мальчику было всего девять лет. Отец Михаила был рыбаком, по словам самого ученого, он был добрым человеком по природе, но воспитывался в крайнем невежестве. Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они рыбачили в Белом море и до Соловецких островов. Частые опасности плавания закалили физическую силу юноши и обогатили его ум различными наблюдениями. Суровые условия детства ученого сильно повлияли на его личность.         

Ломоносов с раннего возраста отличался необычайной тягой к образованию. В четырнадцать лет он уже писал грамотно и четко. Михаил был смелым, решительным и бескомпромиссным человеком, о чем свидетельствуют многочисленные неординарные события в его жизни, в частности, самостоятельный переезд в Москву в 19 лет с рыбным караваном без гроша в кармане.  

В Москве Ломоносов поступил в Спасские училища, затем учился в Санкт-Петербурге и Германии. В возрасте 31 года он стал адъюнктом в классе физики Академии наук в Санкт-Петербурге. В 34 года он получил звание профессора химии и вместе с ним дворянский статус. В 1755 году по проекту ученого был основан Московский университет (ныне — МГУ им. М.В. Ломоносова). В 46 лет получил звание коллежского советника. В 50 лет он становится почетным членом Шведской королевской академии наук.     

Изучение общественных проблем

Как выше уже говорилось, Ломоносову была свойственна глубокая любовь к своей стране и народу. Он неустанно отстаивал интересы простых людей. В течение всей своей жизни он стремился принести пользу своему государству. Ломоносов не занимался оторванными от реальности, надуманными проблемами. Он старался связать науку и нужды развивающейся промышленности, всего народно-хозяйственного комплекса. В понимании общественных проблем Ломоносов являлся идеалистом. В некоторых своих работах он повествует только о второстепенных причинах бедственного положения населения. При этом ученый не касается главного и основного аспекта – характера экономических связей в стране. Ломоносов не стремился восстать против строя, он отстаивал необходимость гуманного отношения к крепостным, улучшения их жизни. Негативную оценку дает мыслитель духовенству. Он говорит о нем как о рассаднике нелепых суеверий. Духовные лица способствовали увеличению детской смертности, проводя крещение зимой в холодной воде, полагая, что теплая вода нечиста. Священники устанавливают посты, от которых вследствие изменения рациона погибает множество людей. В своих работах говорит Ломоносов и о вреде браков людей с большой разницей в возрасте, которые заключаются по прямым приказам помещиков. Высказывает ученый мысли и о «живых покойниках». Так он называет крепостных, которые сбегают от солдатских наборов и помещичьего гнета. Однако, говоря об этом, Ломоносов ограничивается советом облегчить отягощения людей.

Философия Ломоносова – кратко о корпускулярной теории

Философию М. В. Ломоносова называют корпускулярной теорией. Согласно этой теории, все природные явления можно объяснить изменениями материи, в составе которой находятся мельчайшие частицы – атомы. Между собой они объединяются, образуются молекулы. Ученый называет их корпускулами. 

Корпускулярная философия – это учение о физических частицах, также состоящих их некоторого объема материи, что причисляет их к классу тел.

Их характерные черты:

  • Разнородность;
  • Различная масса;
  • Различная форма;
  • Постоянная подвижность;
  • Протяженность;
  • Инерционная сила;
  • Следование механическим законам.

Ученый проводил разнообразные исследования и эксперименты, создавал различные суждения. Это дало ему возможность сделать вывод о зависимости всех физических, химических явлений от подвижности корпускул. Все молекулы можно разделить на два типа:

  1. Простейшие. Это элементарные структуры, называемые элементами;
  2. Первичные. В их состав входят элементы. Меньшие по размеру корпускулы объединяются, формируя первичную структуру.

Согласно теории о делении корпускул, природа является полностью закономерной, стройной системой. Движущаяся материя детерминирует единый, взаимосвязанный процесс. 

«Ученая дружина»

Философия Ломоносова формировалась под влиянием прогрессивной мысли его предшественников. Они вошли в историю как «ученая дружина». К ним относились Феофан Прокопович (новгородский епископ), Антиох Кантемир (поэт-публицист) и В. Н. Татищев (историк, известный государственный деятель). Эти люди были широко образованы, являлись ярыми противниками застоя и мракобесия. Прокопович преподавал философию в Киевской академии, затем занимался естествознанием. Кантемир перевел книгу Фонтеля, опровергающую библейский подход к процессу образования Вселенной

Все они поддерживали петровские реформы, выступали за развитие флота и промышленности, отстаивали важность распространения научных знаний. «Ученая дружина» всегда находилась в центре политической жизни

Философия Радищева

Воззрения этого деятеля несут следы влияния разных европейских концепций. Радищев утверждал, что существование вещей не зависит от степени их изученности. По его гносеологическим воззрениям, в качестве основания естествознания выступает опыт. В мире, в котором ничего не существует, кроме «телесного», отдельное место занимает человек. Он является также существом материальным, как и вся природа. Человек выполняет особые задачи, он представляет собой высшую форму телесности. Вместе с этим, между ним и природой установлена тесная связь. Одним из явных отличий человека от других существ, по мнению Радищева, является наличие разума. Однако наиболее важным признаком индивида выступает его способность к осуществлению моральных действий и их оценке. Человек – единственное на планете существо, которое знает, что такое добро и зло. Особым свойством индивида Радищев называет возможность совершенствоваться или развращаться. Являясь моралистом, мыслитель не принимал концепцию о «разумном эгоизме». Он считал, что не себялюбие выступает в качестве источника нравственного чувства. Радищев всегда отстаивал представления о естественной человеческой природе. При этом он не разделял противопоставление социума и окружающей среды, предложенное Руссо. Радищев воспринимал общественное бытие так же, как и природное. Мыслитель защищал концепцию о нормальном жизнеустройстве, считая несправедливость, царящую в обществе, болезнью. В своем знаменитом «Трактате» Радищев исследовал метафизические проблемы. При этом он оставался верен натуралистическому гуманизму, указывая на неразрывность связи духовного и природного начал в человеке. Его позицию нельзя назвать атеистической. Скорее, он выступает как агностик, что отвечает общим идеям его мировосприятия.

Список литературы

  1. Марков Б.В. Философия. — СПб: Питер, 2011. 
  2. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах / Институт философии РАН; Nat. общественно-научный фонд; pre. научное изд. Совет В.С. Степина. 2-е изд., Перераб. И доп. — М.: Мысль, 2016.          
  3. Спиркин А.Г. Философия. — М.: Юрайт, 20145. 
  4. Анисимов Е.В. Время петровских реформ 18 века, 1-я четверть — Л.: Лениздат, 1985. 
  5. Глазунов И. Д. М. В. Ломоносов — основоположник русской материалистической философии. — М.: Знание, 1986.   
  6. Гриненко Т.В. История философии. — Москва: Юрайт, 2002.  
  7. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс), 2002. 
  8. Мыслители России. Кувакин В. — Русское гуманистическое общество — М. — 2001. 
  • Реферат на тему: Философский взгляд Толстого
  • Реферат на тему: История органической химии. Основные этапы
  • Реферат на тему: Смысл истории в философии античности
  • Реферат на тему: Отец русского красноречия М.В. Ломоносов
  • Реферат на тему: Основные формы бытия
  • Реферат на тему: Будущее: методы и средства философского осмысления
  • Реферат на тему: Развитие мировосприятия человека в восточных обществах
  • Реферат на тему: Сознание и проблема идеального
  • Реферат на тему: Космизм как философское учение
  • Реферат на тему: Творчество и объективация
  • Реферат на тему: Иерархия типов реальности
  • Реферат на тему: Проблема ценностей в философии

ВЕЛИКИЙ М.В. ЛОМОНОСОВ: ТАК НАЧИНАЛАСЬ РУССКАЯ НАУКА

проф. В.И. Бояринцев

АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОЕ УЧЕНИЕ

Атомно-молекулярной теорией, или, как её называли в то время, корпускулярной теорией, М.В.Ломоносов заинтересовался ещё в студенческие годы, когда слушал лекции Вольфа и знакомился с трудами Декарта, Ньютона, Лейбница, Бойля. Уже в первых своих работах, написанных в Германии: “Работа по физике о превращении твёрдого тела в жидкость в зависимости от движения предсуществующей  жидкости” (1738) и “Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул” (1739), он задался целью объяснить на основе корпускулярных представлений наблюдаемые физические и химические явления.

Вернувшись в Россию, М.В.Ломоносов написал ещё несколько работ, в которых чётко, последовательно и логично изложил свои представления об атомах и молекулах и применил корпускулярную теорию для объяснения природы и многообразия веществ, свойств газов, жидкостей и твёрдых тел, а также тепловых явлений.

Главные труды Ломоносова, в которых изложена его корпускулярная теория, это: “Элементы математической химии (1741), “276 заметок по физике и корпускулярной философии”  (1741 -1743),  “Опыт теории о нечувствительных частицах  тел и  вообще о причинах  частных  качеств” (1743-1744), “Физические размышления о причинах теплоты и холода” (1744), “Опыт теории упругости воздуха” (1748).

Теория Ломоносова значительно отличалась от концепций его предшественников, в которых тоже использовалось представление об атомах.

М. В. Ломоносов одним из первых отказался от наивных представлений о замысловатой форме атомов. Наделив атомы массой, шарообразной формой, шероховатой поверхностью и способностью к движению, учёный объяснил процессы растворения, испарения, теплопередачи, а также высказал ряд важных положений, которые спустя 130 лет легли в основу кинетической теории газов.

Полагая, что химические процессы тесно связаны с тепловыми, электрическими, световыми и капиллярными явлениями, М.В.Ломоносов считал знание физики залогом успешной деятельности в области химии. “Химик без знания физики, – писал   он, – подобен   человеку,   который   всего искать должен ощупом. И сии две науки так соединены между собою, что одна без другой в совершенстве быть не могут”. Путем умозрительных рассуждений М. В. Ломоносов пришёл к выводу, что все тела в природе состоят из мельчайших материальных протяженных частиц – элементов (атомов) и корпускул (молекул). Поскольку органы чувств не способны непосредственно воспринимать эти частицы, он называл их “нечувствительными”.

Д.И.Менделеев в “Основах химии”, оценивая ломоносовскую атомистику, писал: “Ломоносов в 1742-1747 гг., т.е. на 20 лет ранее Босковича, высказал убеждение в атомном строении веществ, и его представления сходны с тем, что ныне признается большинством химиков и физиков”.

Хостинг от uCoz

Кто такой Ломоносов, философия – кратко

Крупнейший Московский университет разработан по проекту Михаила Васильевича. Позже его переименовали в университет Ломоносова. Он написал множество работ, посвященных теории цветов, открыл закон о сохранении энергии, построил ряд уникальных приборов оптики. 

Философские идеи Ломоносова цитировали известные мыслители. Они были особенными, точными. Ученый имел большой научный опыт и воспринимал мир через его призму. 

Ломоносов, философия которого считается естественнонаучным материализмом, обладал высокой квалификацией в сфере истории. Это помогало ему выдвигать теории на основании опыта прошлых лет и собственных познаний. Проблема философии интересовала ученого только в том случае, если она имела значение для его научных исследований. Специалисты сходятся во мнении, что основные философские взгляды мыслителя относились к натурфилософии. 

Кто такой Ломоносов, философия – кратко

Крупнейший Московский университет разработан по проекту Михаила Васильевича. Позже его переименовали в университет Ломоносова. Он написал множество работ, посвященных теории цветов, открыл закон о сохранении энергии, построил ряд уникальных приборов оптики.

Философские идеи Ломоносова цитировали известные мыслители. Они были особенными, точными. Ученый имел большой научный опыт и воспринимал мир через его призму.

Ломоносов, философия которого считается естественнонаучным материализмом, обладал высокой квалификацией в сфере истории. Это помогало ему выдвигать теории на основании опыта прошлых лет и собственных познаний. Проблема философии интересовала ученого только в том случае, если она имела значение для его научных исследований. Специалисты сходятся во мнении, что основные философские взгляды мыслителя относились к натурфилософии.

Детство

Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).

Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.

Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.

Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.

В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

Философия Ломоносова

«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

Личные симпатии Ломоносова видимо склонялись к физике и химии; но его ученый гений одинаково блистательно сказывался и в таких его трактатах, как «Слово о происхождении света» (1756), «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753), и в «Русской Грамматике» (1755) или в трактатах чисто публицистического характера.

При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание.  Ломоносовым разработаны два основных вопроса физики: о сущности тепла,  и о газообразном состоянии тел

 Он интересовался грозами, метеорологией, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы… В последние годы жизни он отдается исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство ученого мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах; снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой.

Все научные труды Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение. Свою «науку» Ломоносов старался обратить прежде всего и больше всего на служение живым потребностям и нуждам «российского света» и российского народа.

Патриотизм

Какой была русская философия 18 века? Ломоносов обладал действенным, высоким патриотизмом

На эту черту обращали внимание абсолютно все, кто в той или иной степени взаимодействовал с ученым. Любовь и уважение к родным местам свойственна любому русскому человеку

Но у мыслителя это проявлялось особенно ярко. Каждый человек в той или иной степени взаимодействует с культурой своей эпохи. Индивид усваивает ее, действует в ней, обогащает ее. Философия Ломоносова, кратко говоря, продвигает концепцию о неисчерпаемых возможностях страны. Мыслитель видел и ощущал огромную силу народа. Все это рождало в нем безграничную любовь к стране, страстное стремление способствовать ее процветанию. Все эти чувства ярко отражает русская философия. Ломоносова отличала глубочайшая вера в народ и страну.

74.3начениетворчества м. в. ломоносова для русской философии

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности в филологию, к тому же незаурядный поэт.

Это дало основание А. С. Пушкину назвать его «первым нашим университетом», «величайшим умом новейших времен».

Мировоззрение М. Ломоносова формировалось в первую очередь под влиянием научных трудов представителей механистического мироосмысления — Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница.

Вместе с тем оно теснейшим образом связано с его собственными естественно-научными исследованиями. Существенно и то, что он прослушал курс философии у X. Вольфа. М. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц — атомов, образующих более сложные формы — корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Занимаясь естественными науками, М. Ломоносов придавал первостепенное значение опыту.

Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой основе разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания ученый должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного логического объяснении опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории.

Итак, метод познания М. Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории.

В своих философских воззрениях М. Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось убеждение, что метод философствования, опирающийся на атомы, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, поскольку может, отвергает Бога-творца. И в том и в другом они, конечно, глубоко ошибаются, ибо нет никаких природных начал, которые могли бы яснее и полнее объяснить сущность материи и всеобщего движения, и никаких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя», М. Ломоносов, как и И. Ньютон, провел четкую методологическую грань в подходе к объяснению конкретно-научных проблем. С точки зрения М. Ломоносова нельзя решать конкретные научные проблемы, скажем, в математике, механике, химии и ином, постоянно ссылаясь на религиозные принципы. Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно которому Бог — главный «архитектор» мироздания. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии или химии».

Социальный идеал

В гражданской позиции мыслителя доминировал пафос утверждения. Его социальный идеал являлся в высшей степени демократичным. В нем учитывались интересы не только привилегированных классов, но и низов – простого народа. Например, Сумароков придерживался позиции, что просвещать необходимо, в первую очередь, «сынов отечества» – дворян. А потом они, поставив общегосударственную пользу на передний план, сами будут заботиться об остальных слоях. Философия Ломоносова принципиально отвергала такой подход. Мыслитель был против признания культурной и общественной неполноценности простого народа

Просвещение всего населения, о необходимости и важности которого все время говорил Ломоносов, являлось для него самой актуальной и масштабной задачей. Нужно было как можно быстрее претворять его мысли в жизнь

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич

до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии…

Направление славянофильства, его возникновение и развитие

VI. Творчество и философские взгляды русских славянофилов

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Родился в дворянской семье; в 1822г. поступил на математическое отделение Московского университета, получил степень кандидата математических наук. В 1839г. вышла его программная статья «О старом и новом»…

Развитие философской мысли на Беларуси

4. Философские взгляды С. Полоцкого

Семен Полоцкий (1629-1680) родился в Полоцке. Учился в Полоцкой братской школе, окончил знаменитую Киево-Могилянскую академию. Наряду с семью традиционными свободными искусствами в академии изучались славянский, греческий…

Религиозно-философские искания Льва Николаевича Толстого

Религиозно-философские взгляды Льва Толстого

Когда мы говорим о Толстом, то, прежде всего, имеем в виду писателя, автора романов, повестей, но забываем о том, что он также и мыслитель. Можно ли назвать его крупным мыслителем? Он был крупный человек, он был великий человек…

Средневековая европейская философия

3. Философские взгляды Аврелия Августина

Аврелий Августин (Sanctus Aurelius Augustinus Августин Блаженный) (354-430 гг), известный как епископ из Гиппона (город на Севере Африки, который не сохранился). Он родился в г. Тагасте (на территории современного Алжира)…

Теоцентризм в философии средних веков. Учение Аврелия Августина

2. Философские взгляды Августина Аврелия Блаженного

Итак, Августин Аврелий Блаженный был ярким представителем средневекового периода переходной теоцентрической философии: от патристики к схоластике. Если у античных философов общими идеями были добро, милосердие, забота о ближнем и т.д…

Трансляция научных знаний

2.2 Философские взгляды на трансляции знаний

трансляция знание научный философия Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Особенностью нашего социального кодирования является постоянное присутствие универсальных навыков…

Философия Хосе Ортега-и-Гассета

3. Основные философские взгляды

Заявляя проблему философии, мы находим, что она оказывается наиболее радикальной из всех воображаемых, архипроблематичной. С другой стороны, мы видели, что чем проблематичней проблема, тем чище то отношение — познавательное, теоретическое…

Философские взгляды А.Н. Радищева

Философские взгляды А.Н. Радищева на развитие общества

А.Н. Радищев (1749 — 1802) — крупнейший русский писатель и мыслитель XVIII века, одна из самых трагических и спорных фигур русского Просвещения…

Философские взгляды С.Н. Булгакова

2. Философские взгляды С.Н. Булгакова

Богатая, напряженная, всегда творчески насыщенная жизнь Булгакова сама по себе замечательна, как исключительный памятник тех духовных исканий, того возврата русской интеллигенции к церкви, который наметился в России еще до революции 1917 г…

Философский аспект общественно-политического учения Н. Макиавелли

1.3 Философские взгляды Н. Макиавелли в сфере религии

Достаточно своеобразными были философские взгляды Макиавелли в сфере религии, которые оказали влияние на философский аспект в общественно-политическом учении Н. Макиавелли. Известно, что Макиавелли считал…

Философский аспект общественно-политического учения Н. Макиавелли

Основные принципы Философии Ломоносова

Монизм

Основной принцип Философии Ломоносова – монизм. Он считал, что все явления в природе объясняются единой материей, которая пронизывает всю Вселенную. Это отличает его философию от дуализма и идеалистических учений того времени.

Космология

Ломоносов также занимался исследованием космологии. Он предполагал, что Вселенная является бесконечной и вечной, и что она развивается в соответствии с законами природы. Его работы в этой области оказали значительное влияние на развитие астрономии и физики.

Этика

Ломоносов придавал большое значение этике и морали. Он считал, что человек должен стремиться к добродетели, развивать свои нравственные качества и жить в согласии с законами природы

Он также подчеркивал важность образования и самосовершенствования

«Слова»

Вклад Ломоносова в философию огромен. Особое значение при его оценке имеют многочисленные труды ученого. Так, в «Слове о пользе химии» ученый с увлечением рассказывает о явлениях природы, для исследования которых необходимы знания этой дисциплины. Именно с этой работы начала свое развитие корпускулярная философия Ломоносова . Ученый указывал на тесную связь химии, математики и физики. Ломоносов описывает процесс познания свойств первоначальных частиц, составляющих тела

Простым и доступным языком он говорит о важности и необходимости знаний по химии при изучении запахов, вкусов, цветов, в медицине, фармакопее, при анализе физических характеристик веществ и пр. Ломоносов разъясняет особенности применения науки в изобразительном искусстве, технике, ремеслах

Также наглядно и просто он знакомит людей с достижениями современной ему эпохи и в других «Словах». Все эти работы были прочитаны в Академии наук на публичных заседаниях.

Ломоносов и его вклад в развитие философии

История познания, таким образом, в определенном смысле и есть история образования понятий. Они сложились первоначально в мифологии, затем в религии, в философии и науке. Так, древняя религия зороастризма приписывает понятиям «некоторую потаенную силу, от звезд происходящую и действующую в земных существах». Средневековый спор между номиналистами («именниками») и реалистами («вещественниками») учит, утверждал Ломоносов, что формировать понятия нужно не просто путем познания отдельных имен, названия вещей и их качеств, но путем «собирания» имен, происходящих как от «подлинных вещей и действий», так и от «идей, их изображающих». Сложность здесь «не состоит в разности языка, но в разности времен», т. е. успешность и точность употребления понятий определяется общим уровнем культуры, науки и философии.

В «Российской грамматике» (1755) Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы отражать «тончайшие философские воображения и рассуждения».

Философия языка Ломоносова тесно связана с его теорией познания. Понятия или идеи, считал он, суть простые и сложные. Так, понятие «ночь» – простое. Но, например, представление о том, что люди ночью «после трудов покоятся», – сложное, так как включает идеи ночи, людей, труда и покоя. Идеи, далее, подразделяются на «первичные, вторичные и третичные». Искусство оперировать понятиями состоит в том, что можно миновать отдельные ступени (например, «вторичную») и перейти прямо к «третичной». Таким образом, можно миновать «материальные свойства» и перейти на более высокий уровень абстрагирования. Суть познания и состоит в том, чтобы учитывать разнокачественность идей, не перескакивая «без разбору» от одного понятия к другому. В этом также заключается механизм соотнесения опыта и гипотез.

Научное познание, по Ломоносову, есть некоторый идеал деятельности, полезной и возвышающей человека. Рационалистический оптимизм русского мыслителя с особой силой выражен в работе «О пользе химии» (1751). Своеобразный гимн науке и «художеству» (тоже разновидность познания) перерастает у него в гимн торговле, мореплаванию, металлургии и т.

п.

Заключение

Ломоносов, несомненно, люди, сумел вписать свое имена в историю. Однако, несмотря на материалистическую философию, которая двигала им, следует отметить, что деятельность философа совершенно оригинальна. 

Ломоносов своей деятельностью показывает нам иное применение материалистической философии. Его опыты, рассуждения, теории, доказательства и даже конкретные действия в жизни — все это было бы невозможно, если бы Ломоносов придерживался идеалистических взглядов на мир. 

Материализм, направленный в правильном направлении, может дать мощный толчок развитию общества, как это было в эпоху Возрождения. Однако когда подобные взгляды полностью поглощают государственные умы и становятся государственной идеологией, это может привести к очень печальным последствиям, однако, как и в обратном случае, когда идеал становится шатким фундаментом для науки. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: