Гноссеологические и психологические корни религии.
Религиозные убеждения возникают в человеке из-за его бессилия и беспомощности перед лицом природы. Почему они не возникают у животных? Животные не имеют эпистемологической основы для возникновения религии. Религиозные убеждения возникают только тогда, когда присутствуют определенные черты нашего мышления.
Гносеологические корни подразумевают возможность возникновения того или иного идеологического феномена.
Понятие гносеологических корней и связанные с ними вопросы впервые были освещены в «Философских тетрадях» В. И. Ленина.
Особенности гносеологического механизма:
Отвлечение мысли.
Абстракция — это абстракция мысли от тех объектов, свойств, связей, которые в данный момент не являются существенными. Абстракция приводит к признанию сущности вещей. Чувственные и рациональные стадии отделены друг от друга.
Этапы сенсорного познания — ощущение, восприятие, репрезентация.
Этапы абстрактного мышления: зачатие, суждение, заключение.
Воображение не существует в ощущениях, воображение играет небольшую роль в восприятии, а воображение играет важную роль в зачатии.
Просто невозможно представить ничего без воображения. Именно воображение дает возможность отстраниться от конкретно-чувственной концепции и сформировать общую концепцию. Сознание достигло той точки, когда оно смогло сформировать понятия, в каждом из которых индивидуальное и общее качества объединялись. Обобщающая способность мыслить помогает формировать концепции.
Понятие неотделимо от слова.
Извлечение качеств объекта из самого объекта может привести к превращению этого качества в самостоятельную сущность (ипостась). Смерть можно воспринимать как старую женщину с косами, она овеществляется в фантастическом изображении сна, мимолетного, человеческой болезни — чумы, потребления.
Стремление к персонификации.
Человек, по природе своего сознания, имеет врожденное стремление к олицетворению того, с чем он сталкивается. Психологические корни склонности к безличности заключаются в том, что человек может интерпретировать все явления только в свете своего опыта. Он сравнивает все новое с тем, что уже знает.
Аналогия присутствует в мужском мышлении постоянно. Когда явление не может быть объяснено само по себе, человек объясняет его по аналогии с другим явлением. На основании соответствия некоторых признаков 2-х различных явлений делается вывод об их идентичности. Каждая аналогия условна.
Воплощение объектов и явлений природы заключается в том, что человек предписывает им свое сознание, свою волю, свои мысли.
Антропоморфизм означает придание явлениям человеческого облика.
Суть и основные проблемы теории познания
Теория познания, называемая также эпистемологией и гносеологией, – это раздел философской науки, изучающий особенности природы познания и его возможности, вопросы отношения знания к действительности; исследующий общие предпосылки познания и выявляющий условия его истинности и достоверности. Стоит заметить, что, например, в отличие от психологии и физиологии, анализирующих индивидуальные психические механизмы, приводящие человека к познавательному результату, теория познания делает упор на общие основания, предлагающие рассматривать данный результат в качестве знания, которое выражает истинную картину мира.
Гносеология стала сферой философского знания задолго до того как сформировалась современная наука, а в состав философии вошла еще в античные времена. Произошло это благодаря появлению подхода, изменившего взгляд на процесс познания вообще. Он стал рассматриваться не как нечто естественное, что заложено в человеческой природе, а как то, что поддается контролю. Чтобы упростить понимание, приведем главные этапы развития эпистемологии, обусловленные расширением исследуемых факторов познания:
Изначально познание воспринималось в качестве деятельности разума. Изучалась техника мышления, а центральное место во всем направлении занимала логика.
Позже главной дисциплиной в гносеологии стала методология
Стал изучаться чувственный и практический опыт, люди начали исследовать взаимосвязь разума и чувств, технологии опытного и экспериментального исследования.
Наконец, во внимание были приняты все основания и способы познания, вследствие чего появились новые гносеологические школы, такие как сциентизм, семиотика, феноменология, герменевтика и теория неявного знания.
В результате основной идеей теории научного познания стало то, что познание имеет две формы, которые рассматриваются как стороны познавательной деятельности, – это чувственное и рациональное познание.
Чувственное познание зависит от получения информации из внешнего мира через нервную систему и органы чувств. Здесь все знания обрабатываются и сохраняются в виде наглядных образов. Главные формы чувственного познания – это ощущение, восприятие и представление. А основу рационального познания составляет абстрактно-логическое мышление. Реальность осмысляется через обобщенные символические знаковые средства. Главные формы рационального познания – это понятие, суждение и умозаключение.
Познавательный потенциал человека опирается главным образом на способность познавать рационально. Чувственное же познание чаще сравнивается (относительно, конечно) с познанием, свойственным высшим животным. А операции наподобие сопоставления, различения и объединения информации одинаковы для обоих видов познания.
Таким образом, в гносеологии есть два основных направления – это идеализм и материализм. И обобщая научные приемы и методы, о которых мы еще скажем, теория научного познания служит философско-методологической основой науки. Ее задачи состоят в проведении исследований, анализе существующих направлений и критике.
Будучи учением о познании, эпистемология рассматривает субъект, имеющий сознание и волю, и противостоящей этому субъекту объект, который не зависит от сознания и воли субъекта и связан с ним только познавательными отношениями.
Окончив предыдущий блок на том, что гносеология рассматривает взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, будет логичным продолжить беседу рассмотрением методов и проблем теории познания. Для начала скажем о проблемах.
Основные категории учения
Познание
Познание — процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, в результате чего появляется новое знание о мире.
Философия обобщает и изучает способы и методы познания, используемые различными науками. Анализ и синтез, индукция и дедукция, гипотеза и теория, наблюдение и эксперимент, аналогия и моделирование, историческое и логическое, верификация и парадигма.
Есть несколько подходов к проблеме познаваемости окружающего мира:
- Скептицизм отражает сомнение в существовании надежного критерия истины.
- Агностицизм отрицает возможность познания объективного мира и достижимость истины, ограничивает роль науки познанием явлений.
- Конвенционализм утверждает, что научные теории и понятия — продукт соглашения между учеными, а научные законы — условности.
- Гносеологический оптимизм предполагает, что мир материальных систем познаваем и не ограничивается познанием чувственно воспринимаемыми свойствами и отношениями.
Действительность
Действительность — это окружающий человека мир: социальный мир и общество, как часть действительности, духовный мир человека с его мыслями и чувствами.
В отличие от реальности, действительность включает в себе также всё идеальное, которое приняло вещественный, материальный характер в виде различных продуктов человеческой деятельности — мира техники, общепринятого знания, морали, государства, права.
Мышление
Мышление — это целенаправленное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.
Процесс мышления развивается и происходит в таких формах, как:
- Понятия. Отражение свойств, связи и отношений явлений. Выделение общего у предметов одного класса.
- Суждения. Формулирование мысли в виде повествовательного утвердительного или отрицательного предложения. Могут служить либо истиной, либо ложью.
- Умозаключения. Познание внешнего мира в позиции абстрактного мышления. Некое умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, которые совпадают с законами логики.
Сознание
Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события.
Споры о сущности сознания и возможности его познания философы ведут с древности.
Идеализм считает первичным сознание. Материализм утверждает, что и исторически, и гносеологически первична материя, а сознание лишь производное от материи.
Дуализм однозначно за то, что сознание и материя независимы друг от друга.
Резюмируя, сознание — это высшая, связанная с речью функция мозга, которая свойственна лишь человеку. Оно заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание дает человеку способность конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира, разрабатывать прогнозы развития природных и социальных процессов, вести преобразовательную целеполагающую деятельность.
Истина
Цель любого познания — найти истину о предмете, явлении или процессе.
Истина — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной, если она соответствует предмету.
Соответствие знаний действительности и есть истина, заблуждение, соответственно, знание, которое не соответствует действительному объекту. Принято рассматривать несколько разновидностей истины.
Взаимодействие религиозного познания с рациональной наукой
Вопрос взаимодействия религиозного познания с рациональной наукой является одним из наиболее актуальных и дискуссионных в современном обществе. Обе эти сферы познания представляют собой особые способы понимания мира и сущности явлений, но в то же время они часто вступают в противоречия друг с другом.
Религиозное познание основано на вере и открывает человеку путь к сверхъестественному и духовному миру. В религиозных учениях сосредоточена мудрость предков, духовная просветленность и понимание божественного. Оно ставит целью преодоление человеческой скоротечности и смертности, нахождение ответов на глубинные вопросы о смысле жизни и сущности бытия.
С другой стороны, рациональная наука стремится объяснить природу, явления и законы мира с помощью объективных методов и эмпирических данных. Она основана на логическом мышлении, наблюдении, экспериментах и математических расчетах. Наука ищет объективную истину и создает знания, которые могут быть верифицированы и использованы для удовлетворения потребностей и развития человечества.
Взаимодействие религиозного познания с рациональной наукой происходит на разных уровнях:
- Конфликт. Некоторые учения и доктрины религий противоречат научным фактам и теориям. В таких случаях возникают конфликты между религиозными и научными сообществами.
- Гармония. Некоторые аспекты религиозного познания и науки могут сосуществовать и взаимодополнять друг друга. Например, религия может вдохновлять ученых на открытие новых фактов и идей, а наука может помочь в интерпретации религиозных символов и мифов.
- Диалог. В некоторых случаях религиозное и научное познание вступают в диалог, исследуя общие вопросы и проблемы, такие как смысл жизни, этика и мораль. Этот диалог способствует осмыслению и обогащению обеих сфер познания.
Важно понимать, что религиозное познание и рациональная наука имеют разные цели и методы исследования. Религия и наука отвечают на различные виды вопросов и предлагают различные подходы к пониманию мира
Однако, осознание и признание разнообразия путей познания позволяет развивать толерантное и уважительное отношение, способствующее взаимопониманию и сотрудничеству между различными сферами познания.
Религия и ее детерминанты
Главной особенностью религии является вера в реальное существование сверхъестественного. Однако, например, немецкий богослов Рудольф Отто (1869-1973) предложил заменить понятие «сверхъестественное» понятием «священное», «нуминовое» в определении религиозной веры. Религия, по мнению Р. Отто, — это опыт священного, который реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, потому что человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, это вызывает в нем страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как к чему-то близкому и родственному. Это может заслужить его восхищение.
Известные социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Макс Вебер, также признали священное в качестве отличительной черты религии. Хотя такое толкование религии не преодолевает дихотомию естественного и сверхъестественного как ее универсальную определяющую характеристику, оно присутствует в интерпретации религиозных верований многими современными учеными.
Религия отражает сущность общества, в котором она существует; различные аспекты жизнедеятельности людей, в том числе процессы отчуждения и самоосмысления окружающего мира в целом. Религия как важнейшая подсистема общества представляется существенной составляющей культуры.
В причинах возникновения и существования религии, как правило, выделяются три группы: социальные, гносеологические и психологические, из которых социальные во многом определяют. Они представляют собой систему общественных отношений, определяющих возникновение и воспроизводство религии. Ряд ученых-религиозных деятелей отличают исторические предрассудки религии от социальных, то есть историческое обусловливание современной религии ее предшествующим развитием.
Гносеологические предположения религии (гнозис — из греческого знания). Гносеология — это учение о познании мира, т.е. знание того, как, какими методами и средствами человек познает мир и самого себя. Познание мира условно понимается следующим образом:
Внутренние ощущения: зрение, запах, осязание, слух;
врожденные первобытные инстинкты: инстинкт самосохранения, сексуальный инстинкт и др;
Рефлексивно-сенсорные основы понимания мира: чувство страха, тревоги, безразличия (безразличное чувство), голода, боли и т.д;
Их ощущения, инстинкты и рефлексивно-сенсорные характеристики в совокупности влияют на эмоциональные состояния, настроения и переживания, которые, в свою очередь, влияют на стереотипную форму выражения лица и жестов;
Рациональное овладение миром достигается с помощью сознания, человеческого интеллекта. Это достигается различными методами усвоения внешнего и внутреннего мира: внимательным наблюдением, замкнутым наблюдением, исследованием, изучением, анализом и так далее.
Типы гносеологии
Исторически в дисциплине сложилось множество направлений.
- Эмпиризм признает в качестве единственного источника достоверных знаний чувственный опыт человека. Основатель методологического эмпиризма — Ф. Бэкон, гносеологического эмпиризма — Д. Локк. Концепции придерживались Т. Гоббс, Д. Беркли, Д. Юм, Д. Милль. Элементы эмпиризма встречаются в позитивизме и неопозитивизме, как часто называют логический эмпиризм. Именно на последнее направление опирается современная физика.
- Рационализм в качестве основы познания и поведения людей ставит разум. Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц исходили из идеи естественного порядка, пронизывающей мир причинной цепи. Рационализм служил философским источником идеологии Просвещения. Кант пытался преодолеть противоположность эмпиризма и рационализма, а Шеллинг и Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Согласно рационализму, научное, объективное знание достижимо только посредством разума. Такие направления, как исторический материализм, прагматизм, марксизм, неореализм строятся на позициях рационализма.
- Сенсуализм, как и эмпиризм, главным в познании считает чувственное. Но именно чувственные восприятия, ощущения и представления. В античной философии представителями этого направления были киренаики и эпикурейцы. Д.Локк утверждал: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». И его принцип разделяли французские просветители П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро, немецкий материалист Л.Фейербах.
- Сходную позицию с сенсуализмом занимали последователи эмпириокритицизма.
Современная гносеология
В современном мире наука о познании отстаивает изучение возможных адекватных воспроизведений реальности в сознании человека. Для этого гносеология обращается к опыту и практике.
Практическая деятельность напрямую связана с сознательной, потому что знания – это не пассивное созерцание мира, а постоянно функционирующий и совершенствующийся процесс. Раньше гносеология была исключительно отдельным философским разделом, однако современная наука о познании связана со многими другими дисциплинами: психология, логика, методология, социальный фактор и т.д. Целостности всех наук и учений сейчас отведена самая главная роль.
Гносеология
Гносеология или эпистемология — это отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью и раскрывающая условия достоверности и правдивости знания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «гнозис» — знание и «логос» — понятие, учение и означает «понятие знания», «учение о знании». Эта доктрина исследует природу человеческих знаний, формы и закономерности перехода от поверхностного взгляда на вещи (мнения) к постижению их сущности (истинного знания), и поэтому рассматривает вопрос о путях истины, ее критериях. Наиболее животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, в чем практический смысл достоверных знаний о мире, о самом человеке и о человеческом обществе. И хотя термин «эпистемология» был введен в философию относительно недавно (1854 г.) шотландским философом Й. Феррером, доктрина знания была разработана еще со времен Гераклита, Платона и Аристотеля.
Эпистемология рассматривает универсальную в познавательной деятельности человека, независимо от того, что это за деятельность: мирская или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому эпистемологию (теорию научного знания) можно назвать подразделением гносеологии, хотя в литературе эти две науки часто отождествляются, что не соответствует действительности.
Определим предмет и объект знания, без которого процесс познания невозможен.
Предмет знания — это тот, кто его осознает, то есть творческий человек, который формирует новое знание. Предметы знаний в своей совокупности формируют научное сообщество. Она, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различных социальных и профессиональных формах (академии, университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.).
С эпистемологической точки зрения можно утверждать, что субъект знаний — это социально-историческая сущность, реализующая социальные цели и осуществляющая познавательную деятельность на основе исторически сложившихся методов научного исследования.
Объектом познания является фрагмент реальности, находящийся в фокусе внимания исследователя. Проще говоря, объектом познания является то, что изучает ученый: электрон, клетка, семья. Это могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: Мысли, душевное состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «побочные продукты» самой психической деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и др. Объект объективен в отличие от собственных представлений исследователя о нем.
Иногда в эпистемологии вводится дополнительный термин «субъект познания», чтобы подчеркнуть нетривиальность формирования объекта науки. Предметом познания является определенный раздел или аспект объекта, который входит в сферу научного анализа. Объект знаний входит в науку через предмет знаний. Можно сказать, что объект познания — это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Подсистемы общества – сферы общественной жизни
- Культура в условиях глобализации
- Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
- Философская сущность государства
- Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
- Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
- Объективность знания и творческая деятельность
- Л. Фейербах и его философия
- Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
- Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
История учения
Происхождение учения идет с античности. Греческие философы первыми начали развивать теории о конкретности истины и заблуждении, диалектике процесса познания и структуре человеческого мышления.
Вклад в развитие учения сделали философы Нового времени (XVII-XVIII веков). Фрэнсис Бэкон полагал, что науки, изучающие мышление содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания или предостерегают его от заблуждений («идолов»). Рене Декарт был убежден в беспредельности человеческого разума, который может достигнуть полной достоверности во всех областях, при условии строгого соблюдения правил — истинного метода.
Классики немецкой философии также внесли свой вклад в теорию познания.
Автор термина Иммануил Кант связал вопросы теории познания (объект и субъект) с исследованием исторических форм деятельности людей: объект существует в формах деятельности субъекта. Основной вопрос гносеологии об источниках и границах познания Кант решает исследованием трех его основных способностей: разума, рассудка, чувственности.
Гегель в рассмотрение гносеологических вопросов включил практику, как ключевую категорию диалектической логики.
Людвиг Фейербах в качестве первоисточника знания считал опыт.
Влияние религиозного познания на мировоззрение человека
Религиозное познание является одним из наиболее значимых факторов формирования мировоззрения человека. Оно влияет на его взгляды, ценности, нравственность и поступки. Религия предлагает человеку ответы на вопросы о смысле жизни, происхождении вселенной, нравственных принципах и последствиях действий.
Религиозное познание формирует основные аспекты человеческого мировоззрения:
- Космологический аспект. Религия предлагает свою версию происхождения мира и человека. В зависимости от религиозных убеждений, человек может видеть мир как создание высшей силы или результат случайных процессов.
- Этический аспект. Религия устанавливает нормы и принципы нравственности, которые формируются на основе веры. Религиозное познание определяет, что хорошо, а что плохо, устанавливает правила поведения и моральные ценности.
- Социальный аспект. Религиозное познание объединяет людей в общности, формирует культурные традиции, ритуалы и обряды, которые способствуют укреплению сообщества и поддержанию социальной структуры.
Религиозное познание может оказывать сильное влияние на мировоззрение человека и его повседневные поступки. Оно может служить источником мотивации и силы, помогая преодолевать трудности и находить смысл в жизни. Религиозные учения и идеалы могут стать основой для формирования человеческой личности и определения ее целей и ценностей.
Однако религиозное познание также может иметь и отрицательные аспекты. Некоторые люди могут использовать религиозные убеждения для оправдания насилия, дискриминации или других негативных поступков. В таких случаях религиозное познание может способствовать разделению общества и конфликтам.
Положительные аспекты | Отрицательные аспекты |
---|---|
|
|
Таким образом, религиозное познание является существенным компонентом мировоззрения человека, определяющим его отношение к жизни, себе, окружающим и устанавливающим нормы поведения. Оно может быть источником нравственности, сплоченности и смысла, но также может привести к конфликтам и негативным последствиям
Важно помнить, что каждый человек имеет право на свободу вероисповедания и выбор своего религиозного пути