Образ сони мармеладовой в романе достоевского «преступление и наказание»

Образ сони мармеладовой - характеристика и роль, описание комнаты

Отношение Раскольникова к своей комнате

Родион терпеть не мог то место, где жил. Он чувствовал, как оно уничтожает его душу и тело. Описание жилища Раскольникова показывает, насколько оно не соответствует обитающему в нем человеку:

  1. Здесь отсутствует жизненная атмосфера.
  2. Нет простых вещей для гигиены и быта.

Засаленный крошечный диван так же не подходил герою, как и его удручающее, унылое существование. Утонченная внешность студента никак не вписывалась в безобразную обстановку. Он потухает, ему хочется больше пространства, свободы, границы действуют на психику.

Окна квартиры смотрят на двор, откуда постоянно доносятся пьяные крики. Пейзаж, который приходилось ежедневно наблюдать, герою уже изрядно надоел: он такой же неприветливый, как и то место, где жил Раскольников. Внешнюю обстановку, окружающую героя, автор обрисовывает в грязно-жёлтых оттенках, что придает образу ещё более мрачный вид, подчеркивает ситуацию, выхода из которой нет. В тексте у квартиры достаточно большое количество синонимов:

  • каморка;
  • шкаф;
  • сундук;
  • каюта;
  • гроб;
  • угол.

Интерьеры в романе «Преступление и наказание»

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик.

Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки. Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц».

Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

Мать Родиона Раскольникова с облегчением выходит из его коморки. Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам. Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично. Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

В доме Мармеладова глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду. Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов. Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа. По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

— Часть 1, глава II

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

— Часть 1, глава II

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

— Часть 1, глава II

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

— Часть 1, Глава II

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

— Часть 1, Глава II

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

— Часть 1, Глава II

По донесению Соня была вынуждена получить «желтый билет» — документ заменяющий паспорт, который давал право легально заниматься проституцией:

— Часть 1, глава II— Часть 1, глава II— Катерина Ивановна о Соне. Часть 1, глава III

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

— Часть 1, глава II

Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

— Часть 1, глава II

Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:

— Часть 1, глава II

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

— Часть 1, глава II

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

— Часть 4, глава IV

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

— Часть 4, глава IV

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

— Часть 4, глава IV

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Жизнь, размером в шесть шагов

“Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной” – так характеризует автор квартиру Раскольникова. Эта комната – своего рода пристанище, где нет тепла, уюта, нет жизни и движения. Раскольников перестаёт посещать университет, проводит дни, лёжа на оборванном, грязном диване. Запустение, отсутствие ярких красок и живых эмоций – делает квартиру похожей на гроб. Родион проводит в ней много времени без движения, ему душно и тесно, тошно от невозможности жить по-настоящему. Автор именно так и описывает жизненное пространство героя: “дурная квартира…точно гроб…”.

Сломанная мебель и покрытые пылью рукописи на столе студента-бедняка подчёркивают его “неживое” существование. Это описание не просто говорит о жизни героя, оно кричит о том, что предопределено человеку, вынужденному жить “в клетке”, низком чердаке, непригодном для полноценной жизни. Даже мать Родиона замечает, что дом оказывает влияние на сына – делает его “меланхоликом”, давит и угнетает.

В нашей статье изложено подробное описание комнаты Раскольникова с цитатами и анализом символики. Этот материал может быть полезен для написания творческих работ и характеристики образа главного героя романа.

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

У нас появилась новая характеристика Сони Мармеладовой.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Описание комнат преступление и наказание

Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

Пейзажи: ч.1 г.1.

Великодушие Сони Мармеладовой – сочинение

Великодушие – это готовность человека пожертвовать своими интересами ради спасения другого. Это очень редкая черта, нечасто ее можно наблюдать в жизни. Однако есть такие люди, и всегда интересно, как узнать их из толпы? Что говорит нам о их исключительной добродетели?

Я думаю, это способность отречься от себя ради благой цели. Именно она выделяет тех, кто способен на великодушные поступки. Чтобы это проверить, достаточно обратиться к литературе.

Примером может послужить образ Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Пойти по “желтому билету” и терпеть подобные унижения ради семьи смогла бы не каждая девушка.

Автор описывает её, как бедную, но честную и трудолюбивую героиню, которую «не испортил» постыдный и безнравственный род занятий. Конечно же, читателя поражают её самоотверженность и благородство женщины по отношению к Раскольникову. Несмотря на его тяжкий грех, Соня находит в себе силу полюбить его и разделить с ним тяжкую ношу.

Она смогла пойти за ним на каторгу и не сломаться, продолжала молиться за будущую счастливую жизнь, несмотря на холодность и отчуждённость Родиона. Все это можно объединить одним словом – великодушие, оно наиболее ценно в образе Сони.

Девушку отличает способность отречься от себя, когда других людям нужна ее помощь. Ради спасения семьи и любимого человека она всегда жертвовала своими интересами, что является признаком великой души.

Таким образом, великодушный человек – это скромный альтруист, готовый на самопожертвование ради спасения других людей. Его отличают кротость, смирение, любовь ко всему живому и умение прощать зло, не отвечая ударом на удар. Только таких людей можно считать счастливыми обладателями по-настоящему великой души.

Сенная площадь

Сенная площадь. Санкт-Петербург. Фотография: Дмитрий Нейман / фотобанк «Лори»

Начнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя Родиона Раскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Он подслушал разговор ее сестры — Лизаветы Ивановны — и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна»
.

Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца»
— он вновь пришел на Сенную. Он встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием»

Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве

2 вариант

В романе «Преступление и наказание» особое место отводится на символическое значение интерьера, в качестве олицетворения жизни, а также душевного состояния каждого из героев.

К примеру, комната, главного героя произведения Родиона Раскольникова, показана автором, как небольшая коморка с невысоким потолком. Стены, с обоями желтого цвета, должны были означать радостное настроение, но не в данной ситуации. Эти обои имеют выцветший и блеклый цвет, они уже еле держатся, поэтому стали ободранные в нескольких местах.  В комнате Родиона стены были деревянными, сколоченными, все это больше походило на обыкновенную коробку, чем на человеческое жилье. Нельзя забывать  и про слой пыли, лежащий на книгах и тетрадях. У Раскольникова было совсем мало мебели: стулья, очень старая софа и малюсенький столик.

Совершенно иначе выглядела комната старухи-процентщицы: вещи лежащие на своих местах, красивая и добротная мебель и чистота. Достоевский активно выделяет именно ее комнату, так как эта женщина была очень старой, злой, а также вредной

Писатель акцентирует на ней свое внимание, потому что жилье других героев было грязным и невероятно бедным

Мрачность и облезлость помещения ярко отражает бедность и даже нищету главных героев. Интерьер комнат очень давит на своих хозяев собственными стенами и потолками, он как будто пытается выселить их из своего дома.  Люди чувствуют себя неуютно и неудобно в родном жилье из-за мрачного и невероятно бедного интерьера.

Интерьер комнаты Сонечки Мармеладовой, как и комната Родиона, выполнен в желтом оттенке, этот цвет тоже очень давно выцвел, а обои стали облезать. Ее комната достаточно большая, однако домашний уют и тепло в ней отсутствуют. У Мармеладовой очень подавлено душевное состояние, она вынуждена торговать собственным телом, для того чтобы материально помочь своей семье. В углах в ее комнате много плесени, а обои отстают от стены.

Мы видим нищету абсолютно во всем интерьере дома Мармеладовых. Так, мебель у них очень старая и сильно ободранная, везде валяются вещи и разорванное постельное белье. Краска на столе отсутствует уже много лет. В их доме очень много огарков от свечей, кажется, что они еще чуть-чуть и полностью сгорят и в помещении будет полный мрак.

Нельзя не упомянуть про лестницы в домах и их огромное значение для романа. Достоевский говорит нам, что они там очень грязные и темные. Большое количество действий происходит именно на них.

В интерьере романа особая роль отводится желтому цвету, который должен нести благополучие и радость в семьи, но Федор Михайлович показывает нам именно его выцветшим и блеклым, что означает увядание жизни хозяев комнат.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

История Сони Мармеладовой в романе

Соня Мармеладова рано потеряла мать, ее воспитывал отец — чиновник Семен Захарович Мармеладов, и мачеха Катерина Ивановна. Мачеха была очень строга с маленькой Сонькой, но девушка к ней проявляет милосердие, не держит зла на нее. Долгое время Соня работала швеей, однако, это не приносило доход. Семен Захарович из-за пьянства теряет работу, и дочь вынуждена идти работать “по желтому билету”. Из-за своей непристойной работы она живет отдельно от родных. Работа приносит ей деньги, на которые она содержит отца, мачеху и троих детей Катерины Ивановны. Софья никогда не упрекает своих родных, что они не работают, а даже дает деньги отцу, чтобы тот сходил в трактир.
Рис. 3. «Преступление и наказание». Николай Каразин. 1893 годВсе усилия Сони стали напрасны, когда Семен Захарович попадает под лошадь и погибает, Катерина Ивановна умирает от чахотки, а детей забирают в детский дом. Героине стало не для кого жить, и в это время ее возлюбленного Родиона Раскольникова отправляют на каторгу. Мармеладова едет за ним, и ее жизнь вновь становится значимой. На каторге она вспоминает профессию швеи и зарабатывает не только деньги, но и покровительство некоторых значимых людей в городе. Благодаря знакомствам Сонечки, Родиону Раскольникову дают легкие работы.Софья Мармеладова становится популярной в городе.
Софья старается угодить всем:

  • Каторжникам она помогала отвечать на письма родственников, угощала их пирогами и калачами, проявляла сострадание.
  • Молодым девушкам она шила наряды для вечеров, а пожилым дамам давала советы по хозяйству.

Отношение Раскольникова к своей комнате

Главный герой ненавидит своё жилище. Оно разрушает его и морально и физически. Отсутствие атмосферы жизни, элементарных вещей для быта и гигиены подчёркивает её несоответствие персонажу. “Грязный…мизерный диван” так же не подходит Раскольникову, как и его тягостное, безрадостное существование. Аристократичная внешность студента не вяжется с уродливой обстановкой. Он гаснет, ему тесно, хочется свободы, границы давят на сознание.

Окна квартиры выходят во двор, где слышны пьяные крики, ругань. “Пейзаж”, открывающийся из окна промозолил глаза квартиранту, он такой же безрадостный, как и его жильё изнутри. Грязно-жёлтые оттенки, которые использует автор для описания пространства героя придают его образу ещё более печальный плачевный вид, подчёркивают безвыходность ситуации. Квартира в произведении имеет, на удивление много синонимов: каморка, угол, шкаф, каюта, гроб, сундук. Не одно из этих названий не подходит для настоящей жизни. Домом жильё не называет никто – ни автор, ни герой.

Сочинение: Социальные мотивы преступления Раскольникова в романе Достоевского Преступление и наказание

Роман Ф.М. Достоевского, по существу, является социально-психологическим и философским произведением. Достоевский показал дно капиталистического города, мир униженных и оскорбленных. Автор разоблачает общество, где властвуют деньги, общество, которое беспощадно к тем, кто не имеет денег. Жертвой капиталистического мира становится и главный герой романа — Родион Раскольников. Этот образ воссоздан психологически тонко, со свойственной Достоевскому способностью проникать во внутренний мир своих героев.

Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа «Преступление и наказание» и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila SharukhiaДостоевский подробно описывает комнату героини, подчеркиваякрайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,»Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Ответ от Василиса Прокопченкова
нет наверно, сама ищу

Ответ от Айдар Мухамадеев
Комната Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказаниеВ начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в «доме на канаве» в квартире портного Капернаумова (квартира № 9). Комната расположена на третьем этаже. Сонина комната было очень мало Мебелина стенах — «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комнатанеправильной формы, отчего один угол получился «ужасноострым» , другой — «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова,потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давитна человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.»Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Ответ от 3 ответа

Описание комнаты Раскольникова: интерьер, вид из окна, синонимы жилища

Для описания внутреннего состояния главного героя в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский использует психологические приёмы. Именно поэтому автор немало повествует об окружающей обстановке. Описание комнаты Раскольникова подчеркивает общий удручающий характер произведения и помогает понять причины поступков и некоторые черты личности самого обитателя помещения.

Вынужденное прозябание

Как в литературе, так и в быту о хозяине может рассказать его жилище. У Достоевского же большинство персонажей поневоле должны существовать в обстановке, губящей людей, притесняющей, уничтожающей. Это обстоятельства загнали героев в такие дома, а не они выбрали их себе самостоятельно. Такая концепция характерна фактически для каждого персонажа.

Обладая другими возможностями, герой мог бы позволить себе более благоприятное жилье, нежели то, в котором он сейчас прозябает. Описание каморки Раскольникова было таковым: «походила более на шкаф, чем на квартиру».

Эта цитата из произведения показывает, насколько крохотным было его место обитания. Автор поместил молодого юношу красивой наружности в жалкую, унылую, напоминающую морскую каюту комнатку или, что больше подходит под описание, клетушку.

Автор для сравнения показывает дом отвратительной старухи-процентщицы: комфортный, приятный и благоустроенный, все в нем сверкает чистотой. Антитеза между душой героя и местом, в котором он живет — яркое изобразительное средство, применяемое М. Ф. Достоевским в своем творчестве.

Гражданская, 19. Дом Раскольникова

Дом Раскольникова. Санкт-Петербург. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

От Кокушкина моста к дому Раскольникова — желтому четырехэтажному зданию — ведет Столярный переулок. Прямо писатель этого адреса в романе не указывал.

Однако Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского. Один из них, Даниил Гранин, писал о любви автора к мелким деталям: «В этом было своеобразие его метода. С какого-то момента он переставал сочинять и начинал жить, воплощаясь в своих героев»
.

В 1999 году на фасаде разместили горельеф с изображением странника и надписью, которую составили Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества»
.

Описание комнат и интерьеров в романе Преступление и наказание

Эстетический анализ жилища главной женской героини знаменитого романа Когда я училась на 1 курсе, наш саркастичный декан вёл у нас загадочную и непонятно кому нужную эстетику. Правда, на лекциях под монотонную речь декана почти все засыпали. Чтобы получить зачёт по эстетике, нам требовалось выбрать фрагмент произведения из русской классики XIX века, в котором описывалась бы обстановка помещения. Ни одна деталь не должна была ускользнуть от нашего внимания!

Мы должны были проанализировать буквально все, включая цвет гардин и пыль в углу. Помню, на семинарских занятиях, мы могли по сорок минут обсуждать абзац из пяти строчек.

Но зато сколько нового мы для себя открыли! Для анализа текста я, не мудрствуя лукаво, выбрала описание комнаты Ильи Ильича Обломова из знаменитого романа Гончарова. К сожалению, большинство моих ленивых одногруппников тоже выбрали это произведение.

Стоит ли говорить, что ничего нового в своём анализе я сказать не смогла? Декан отказался его принимать и дал мне на выбор другого произведения полтора дня. Мучаясь несколько часов перед компьютером, мой воспалённый мозг остановился на описании комнаты Сонечки Мармеладовой из гениального романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».

Анализ текста, который я опубликую ниже, был сделан мной в пять часов утра. Поэтому, если вы обнаружите в нем признаки СПГС, знайте, что в пять утра от недосыпа будешь искать тайный смысл даже в «Колобке». Защита моей зачётной работы прошла более чем успешно. Декан был крайне удивлён некоторыми моими объяснениями, но зачёт поставил.

А моя трактовка комода в комнате ему так понравилась, что он мне его вспоминает даже спустя 4 года. Что только не придумает студент ради зачёта! Итак, эстетический анализ фрагмента романа Ф. Форма комнаты Сони — само воплощение дисгармонии, в ней нет симметрии, устойчивости. Она как бы олицетворяет жизнь своей хозяйки — неправильно начавшуюся, со множеством жизненных преград.

Вот поэтому она и показалась Раскольникову уродливой. На мой взгляд, окна являются воплощением Святой Троицы, которая «смотрит» на канаву, олицетворяющую безнравственный поступок Сони. Девушка была глубоко верующей, и цитата «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось» подчёркивает то, что она пошла против своего религиозного чувства, занявшись проституцией.

Тупой же угол символизирует тупик в жизни Сони Мармеладовой. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул». В этом фрагменте тоже читается явная дисгармония: большая комната и мало мебели. Здесь подчёркивается не только бедность, но и одиночество Сони. У неё в жизни нет того, кто поддержал бы её. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте».

Не просто так стол накрыт именно синей скатертью. Синий цвет — символ Девы Марии. Она почти всегда изображается на иконах и на картинах в синих одеждах. Также синий цвет, согласно трактовкам психологов, обозначает самоотверженность, преданность и серьёзность.

Всеми этими качествами и обладает Соня. Затерявшийся в пустоте комод у острого угла также является олицетворением одиночества Сони и её шаткого душевного состояния. В её жизни нет человека, который смог бы помочь ей и поддержать в трудную минуту. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой.

Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». Чернота обоев, по моему мнению, означает не только плохую проветриваемость в комнате, но и то, что репутация Сони из-за проституции испорчена, очернена. Занавески над кроватью всегда служили для людей защитой от шума и посторонних глаз. У Сони нет даже этого — она беззащитна перед миром.

18505

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: