Машиностроение

Что относится к трудоёмкому машиностроению

Содержание статьи

  • Какие существуют отрасли машиностроения
  • Какие существуют отрасли промышленности
  • Что такое тяжелая промышленность

В развитых государствах доля машиностроения в валовом национальном продукте достаточно высока, – до 30-35%. Особенность современного машиностроения заключается в высоком качестве, конкурентоспособности, многообразии. Поэтому доля продукции, произведенной на предприятиях машиностроения, а затем отправляемой на экспорт, в США, Швеции, Германии, доходит до 48%, А Японии – до 65%. Машиностроение имеет общепринятую структуру, в которую входит несколько основных отраслей.

Трудоемкое машиностроение: преимущества и недостатки

Преимущества трудоемкого машиностроения:

  1. Производство высокотехнологичных и инновационных продуктов.
  2. Возможность создания сложных и уникальных конструкций, отвечающих специфическим требованиям заказчика.
  3. Развитие научно-технического прогресса и передовых технологий.
  4. Создание рабочих мест и развитие экономики.
  5. Улучшение качества жизни через разработку новых технологий и инновационных продуктов.

Но есть и некоторые недостатки:

  • Высокая стоимость производства и обслуживания сложных машин и систем.
  • Необходимость высококвалифицированных специалистов и постоянное профессиональное обучение.
  • Сложность взаимодействия с другими отраслями и ограничение в области межотраслевого сотрудничества.
  • Зависимость от политической и экономической ситуации в стране и на международном уровне.
  • Высокий уровень конкуренции и необходимость постоянного совершенствования.

Трудоемкое машиностроение является сложной и ответственной отраслью, требующей особого внимания к качеству, инновациям и управлению процессами. Тем не менее, оно имеет значительные преимущества, способствующие развитию производства, технологий и экономики в целом.

Особенности среднего машиностроения

Предприятия данной отрасли узкоспециализированы и имеют малую металлоёмкость, но при этом имеют высокую энергоемкость и трудоемкость. Основным технологическим процессом в общем машиностроении является механическая обработка деталей.

Среднее машиностроение отличается массовым и серийным производством. Предприятия оснащены сложным оборудованием. Данная отрасль тесно связанна с научными и конструкторскими центрами.

Так как выпускаемая продукция довольно сложная и точная, то естественно она требует наличия квалифицированных кадров и оснащение новейшим оборудованием.

Отрасли машиностроения

Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.

Старые отрасли

К ним относят:

  • судостроение;

  • тракторостроение;

  • железнодорожное;

  • станкостроение.

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств. 

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

  • автомобильное;

  • авиастроение;

  • ·энергетическое;

  • оборонная деятельность.

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

  • ракетостроение;

  • электроника и электротехника;

  • роботостроение.

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие.

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Особенности тяжелого машиностроения

Тяжелое машиностроение можно охарактеризовать очень широкой номенклатурой и довольно тяжелой, порой уникальной по размерам продукцией, данные особенности определяют положение производства и технологического процесса.

Производство продукции тяжелого машиностроения зачастую носит единичный и мелкосерийный характер. Время на изготовление деталей уходит очень много, так как производство одной массивной детали составляет несколько сотен часов.

Большое количество деталей в одновременном производстве приводят к долгому залеживанию тех или иных составляющих, в ожидании конечного процесса.

Еще одной особенностью можно считать. Что технологический процесс строится на принципе концентраций операций. Этого требует особая специфика тяжелого машиностроения.

К тому же тяжелое машиностроение требует широкую универсальность оборудования.

На ряду с общими особенностями тяжелое машиностроение имеет ряд специфических особенностей:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  1. Стремление к уменьшению занятости уникального оборудования в производстве продукции.
  2. Совместная обработка деталей после их сборки в узел. Данное действие направленно на сокращение затрачиваемого времени
  3. Одновременная обработка деталей на станках, при этом все детали получаются с одинаковым отклонением.
  4. Довольно широкое использование переносных станков, которые устанавливаются непосредственно на саму деталь, что позволяет производить обработку двумя или несколькими станками
  5. Для достижения точности используют компенсаторы.
  6. Оптические способы замеров с использованием вспомогательных баз.
  7. Стремление к серийному производству.

История развития машиностроения

Машиностроение имеет долгую и богатую историю, начиная с древних времен и до современности. Вот некоторые ключевые моменты в истории развития машиностроения:

Древний мир

Уже в древних цивилизациях, таких как Древний Египет и Древний Китай, люди использовали простые механизмы, такие как рычаги и колеса, для облегчения тяжелого труда. Однако истинное развитие машиностроения началось с появлением паровых машин в 18 веке.

Промышленная революция

Промышленная революция, начавшаяся в Великобритании в конце 18 века, стала ключевым моментом в истории машиностроения. В этот период были изобретены и внедрены паровые машины, которые стали основой для развития фабричного производства и массового производства. Это привело к росту производительности и экономическому развитию.

век

В 20 веке машиностроение продолжило свое развитие, приводя к созданию новых технологий и инноваций. В этот период были изобретены автомобили, самолеты, электроника и компьютеры, что привело к революции в транспорте, коммуникациях и промышленности.

Современность

В современном машиностроении активно используются передовые технологии, такие как компьютерное моделирование, автоматизация производства, робототехника и искусственный интеллект. Это позволяет создавать более сложные и эффективные машины и оборудование, улучшать производительность и снижать затраты.

История развития машиностроения является непрерывным процессом, который продолжается и сегодня. Новые технологии и инновации продолжают изменять и улучшать машины и оборудование, открывая новые возможности для промышленности и общества в целом.

Отрасли машиностроения по группам[]

  Традиционно машиностроение делят на следующие группы отраслей — тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроение

машиностроение  К тяжелому машиностроению относятся отрасли, производящие оборудование для горной и металлургической промышленности, энергетические блоки (энергетическое машиностроение), подъемно-транспортное оборудование.

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Общее машиностроение

  Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (исключая легкую и пищевую).

  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Производство технологического оборудования по отраслям
    • Строительное и коммунальное машиностроение
    • Сельскохозяйственное машиностроение
    • Химическое машиностроение
    • Лесопромышленное машиностроение

Среднее машиностроение

  В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

  • Автомобильная промышленность
  • Тракторостроение
  • Станкостроение
  • Робототехника
  • Инструментальная промышленность
  • Оборудование легкой промышленности
  • Оборудование пищевой промышленности
  • Промышленность бытовых приборов и машин

Точное машиностроение

  Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность.
Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, радиоэлектронная аппаратура, лазеры и комплектующие элементы, часы.

  • Приборостроение
  • Радиотехническая и электронная промышленность
  • Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Определение машиностроения

Машиностроение – это отрасль промышленности, которая занимается проектированием, изготовлением и эксплуатацией машин и оборудования. Оно включает в себя различные технологии, методы и процессы, которые используются для создания функциональных и эффективных механических устройств.

Машиностроение является одной из ключевых отраслей промышленности, так как оно обеспечивает производство различных видов машин и оборудования, которые необходимы во многих сферах деятельности, включая производство, транспорт, энергетику, сельское хозяйство и многие другие.

Основная цель машиностроения – создание машин и оборудования, которые обладают высокой производительностью, надежностью, эффективностью и безопасностью. Для этого необходимо учитывать различные факторы, такие как технические требования, экономическая эффективность, экологические аспекты и потребности конечных пользователей.

Машиностроение включает в себя различные дисциплины, такие как механика, термодинамика, электротехника, автоматика, материаловедение и другие. Оно также тесно связано с другими отраслями промышленности, такими как металлургия, электроника, информационные технологии и автомобилестроение.

Принципы и применение машиностроения

Машиностроение – это отрасль техники, которая занимается проектированием, изготовлением и эксплуатацией машин и оборудования. Оно основано на ряде принципов, которые определяют его особенности и специфику.

Принцип точности и надежности

Одним из основных принципов машиностроения является достижение высокой точности и надежности в проектировании и изготовлении машин и оборудования

Это важно для обеспечения безопасности и эффективности работы машин, а также для удовлетворения требований заказчиков

Принцип оптимизации и экономии ресурсов

Машиностроение стремится к оптимизации использования ресурсов, таких как материалы, энергия и время. Это достигается путем разработки эффективных технологий и процессов производства, а также использования новых материалов и конструкций.

Принцип инноваций и развития

Машиностроение является динамичной отраслью, которая постоянно развивается и внедряет новые технологии и инновации. Это позволяет создавать более совершенные и эффективные машины и оборудование, а также открывает новые возможности для применения в различных отраслях промышленности.

Принцип адаптации и гибкости

Машиностроение должно быть гибким и адаптивным к изменяющимся требованиям и условиям. Это означает, что машины и оборудование должны быть способными к быстрой настройке и переконфигурации, чтобы соответствовать различным производственным задачам и условиям эксплуатации.

Применение машиностроения

Машиностроение находит широкое применение в различных отраслях промышленности и науки. Некоторые из основных областей применения машиностроения включают:

Производство и промышленность

Машиностроение играет ключевую роль в производственных процессах и промышленности. Оно обеспечивает создание и эксплуатацию машин и оборудования, необходимых для производства различных товаров и услуг.

Транспорт и авиация

Машиностроение также применяется в области транспорта и авиации. Оно включает в себя разработку и производство автомобилей, поездов, самолетов и других транспортных средств.

Энергетика и электроника

Машиностроение играет важную роль в области энергетики и электроники. Оно включает в себя разработку и производство энергетического оборудования, такого как генераторы, турбины и солнечные панели, а также электроники и компьютеров.

Медицина и биотехнологии

Машиностроение применяется в медицине и биотехнологиях для разработки и производства медицинского оборудования, инструментов и устройств, используемых в диагностике и лечении различных заболеваний.

Это лишь некоторые из областей применения машиностроения. Оно охватывает множество других отраслей и сфер деятельности, и его значение и влияние на современное общество трудно переоценить.

Судостроение

Судостроение — это отрасль машиностроения, которая занимается проектированием, изготовлением и ремонтом судов различного типа и назначения. Судостроение является очень трудоемкой отраслью, требующей высокой квалификации и специализированных знаний.

В процессе судостроения применяются сложные технологии и материалы, такие как сварка, литье, обработка металлов и композитных материалов. Судостроительные предприятия оснащены современным оборудованием, включающим в себя станки с числовым программным управлением, роботизированные системы и другие инновационные технологии.

Судостроение включает такие этапы производства, как проектирование судов, строительство корпуса, установка систем и оборудования, проведение испытаний и сдача судна заказчику. Весь процесс судостроения тщательно контролируется и подвергается проверке со стороны различных регулирующих органов и классификационных обществ.

Судостроение является важной отраслью для экономики многих стран, особенно тех, которые имеют выход к морю или внутренним водным путям. Судостроительные предприятия создают рабочие места и способствуют развитию связанных отраслей, таких как морская перевозка, рыболовство и туризм

Строительство больших морских судов

Строительство больших морских судов является одной из наиболее трудоемких отраслей машиностроения. Это комплексный процесс, который включает в себя несколько этапов и требует высокой квалификации и опыта работников.

Сначала происходит проектирование судна, в ходе которого определяются его параметры, форма корпуса, системы и оборудование. Далее начинается изготовление металлических деталей, которые будут использоваться при сборке корпуса судна.

После этого происходит сборка корпуса. Этот этап включает монтаж главного киля, продольных и поперечных балок, палубы и бортов судна

Очень важно, чтобы каждая деталь была правильно установлена и закреплена, чтобы исключить возможность проникновения воды в корпус и обеспечить прочность судна при эксплуатации

Затем происходит установка систем и оборудования. Это включает в себя установку двигателей, систем холодильного и вентиляционного оборудования, электрооборудования, систем пожаротушения, автоматики и других систем, необходимых для работы судна.

После установки систем и оборудования происходит оснащение судна. К этому этапу готовы мостик, каюты, рубка, а также различные помещения и общегосударственные приборы. Завершается строительство судна его окраской и установкой названия и флага.

В целом, строительство больших морских судов – это сложный и трудоемкий процесс, который требует согласованной работы множества специалистов со знаниями в области машиностроения, судостроения, электротехники и других смежных областей.

Что мы узнали?

Мы узнали, что название «трудоемкое машиностроение» неприменимо к современному машиностроительному комплексу, что многие его производства являются наукоемкими. Мы выяснили, что к трудоемкому машиностроению относятся отрасли тяжелого, среднего и точного машиностроения. Мы познакомились с разработками ВУЗов, узнали производителей современной техники.

http://www.kakprosto.ru/kak-836123-kakie-suschestvuyut-otrasli-mashinostroeniyahttp://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-geografii-klass-mashinostroenie-3536599.htmlhttp://obrazovaka.ru/geografiya/trudoemkoe-mashinostroenie.html

голоса

Рейтинг статьи

Трудоемкое машиностроение: технологии и инструменты

Ключевым инструментом трудоемкого машиностроения является компьютерное моделирование. С помощью специальных программных средств, инженеры могут создавать 3D-модели изделий и проводить их визуальное и функциональное тестирование. Такой подход позволяет сократить время на проектирование и увеличить точность расчетов, что снижает вероятность ошибок и улучшает качество продукции.

Другим техническим решением, широко применяемым в трудоемком машиностроении, является использование автоматизированных систем управления производством (АСУП). Они позволяют контролировать и оптимизировать рабочие процессы, а также повышают производительность и эффективность производства. АСУП включает в себя различные технологии, включая системы планирования ресурсов предприятия (ERP), системы управления производственными заданиями (MES) и системы управления производством (SCADA).

Важным аспектом технологий трудоемкого машиностроения является использование специализированных оборудования и инструментов. Эти средства обеспечивают высокую точность и надежность выполнения операций, позволяют обрабатывать сложные материалы и создавать изделия со сложной геометрией. Примерами таких инструментов могут быть: фрезерные и токарные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), лазерные и плазменные резаки, роботы-манипуляторы и др.

И наконец, важным аспектом в технологиях трудоемкого машиностроения является применение специализированных материалов. Они имеют особые свойства, которые позволяют создавать изделия с высокими прочностными и техническими характеристиками. Например, для создания компонентов авиационной техники используются сплавы на основе титана или никеля, а для изготовления инструментов – высокопрочные и твердые сплавы.

Технологии и инструменты трудоемкого машиностроения играют важную роль в повышении эффективности и качества процессов, а также в разработке инновационных решений. Их применение позволяет создавать сложные и надежные устройства, которые находят применение во многих сферах – от автомобилестроения до космической промышленности. Кроме того, развитие и совершенствование технологий трудоемкого машиностроения является важным фактором для поддержки экономики и национальной безопасности страны.

Общее машиностроение

Машиностроительная промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства, которое определяет дальнейшее ускорение и развитие научно-технического процесса в других отраслях. Основными задачами машиностроения является непрерывное повышение качества машин и оборудования, совершенствование роста производительности труда на предприятиях. Выполнению этих задач способствуют организация работы на основе современных средств производства, внедрение передовой технологии и прогрессивной технологической оснастки.

Общее машиностроение представлено:

  • транспортным машиностроением, состоящим в свою очередь из следующих отраслей:
    • авиастроение (авиационная промышленность);
    • автомобилестроение (автомобильная промышленность);
    • железнодорожное машиностроение и вагоностроение;
    • судостроение.
  • сельскохозяйственным машиностроением;
  • производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности;
  • оборонным производством, в том числе ракетно-космической отраслью.

Объекты производства

Объектом машиностроительного производства является изделие, которым называют продукт конечной стадии производства. Им может быть любой предмет, или множество предметов производства, которые производят на предприятии. Для автомобильного завода изделием является автомобиль, для моторного — мотор, для завода по производству заготовок — отливка, Кованка подобное. Стандарты предусматривают следующие виды изделий: заготовки, детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Заготовка — изделие, из которого вследствие изменения формы, размеров, жесткости поверхностей и свойств материала получают деталь или сплошную сборочную единицу.Деталь это изделие, которое изготавливают без сборочных операций, например, вал, шестерня, хромированная гайка, трубка, сварная из одного куска металла и др..

Сборочная единица — изделие, составные части которого соединяются между собой вследствие выполнения сборочных операций ( свинчивания, склеивания, сварки,например, автомобиль, станок, редуктор, сварная ферма или корпус.

Комплекс — два и более сборочные единицы, соединенные между собой на заводе, изготовленные сборочными операциями и предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Комплект — два и более изделий, не соединенных между собой и предназначенных для выполнения однотипных функций вспомогательного характера (запчасти, инструмент, приспособления, комплект измерительной аппаратуры).

Центры машиностроения в России

Изначально выпуск оборудования для оснащения заводов черной металлургии и горной добычи осуществлялся промышленными предприятиями, сосредоточенными на Урале и в меньшей степени — в Сибири. Самым крупным заводом до 90-х годов ХХ века являлся «Уралмаш», построенный на территории города Екатеринбург. Предприятие специализировалось на производстве прокатных станов, шагающих экскаваторов, гидравлических прессов, бурового и другого оборудования. В настоящее время промышленный комплекс был поделен на несколько самостоятельных производственных объектов, которые выпускают продукцию в меньших объемах и менее разнообразную.

Большое влияние на развитие отрасли оказало энергетическое производство в Санкт-Петербурге. Электроэнергия в России вырабатывается по большей части с применением турбин и генераторов, которые были изготовлены на этих предприятиях.

К примеру, Ижорский завод производит технологическое оснащение для атомных электростанций. Судостроение еще со времен правления Петра I сосредоточено в Санкт-Петербурге. В данном регионе существует несколько судостроительных предприятий, которые выпускают, как правило, суда военного назначения. В городе Северодвинск Архангельской области изготавливают атомные подводные лодки. Нижний Новгород считается центром речного судостроения.

Свободным размещением по географии характеризуются менее металлоемкие отрасли машиностроения. К примеру, предприятия, специализирующиеся на производстве локомотивов, построены вблизи путей железнодорожного сообщения. Выпуск тепловозов характерен для Центрального района, а электровозы изготавливают в Новочеркасске. Тракторостроение, как отрасль машиностроения, получило развитие в начале 30-х годов ХХ столетия. Предприятия размещались в районах, где производилось зерно.

В связи с этим, первые тракторные заводы сосредоточены в степной зоне нашей страны, поблизости от металлургических баз, то есть в Челябинске и Вологде. В дальнейшем были основаны предприятия в Липецке, Владимире, Петрозаводске, выпускающие тракторы для лесного хозяйства, а также на территории Чебоксар, где производили тракторную технику для горной промышленности и строительства. Выпуск тракторов является специализацией Кировского завода в Санкт-Петербурге.

Предприятия сельскохозяйственного машиностроения, как правило, размещают в регионах потребления продукции.

Примечание

Статус крупнейшего в мире завода, специализирующегося на выпуске зерноуборочных комбайнов, длительное время сохранял за собой «Ростсельмаш», расположенный в Ростове-на-Дону. Годовые объемы производства предприятия достигали 90 тысяч единиц техники. В настоящее время данный показатель составляет несколько тысяч комбайнов в год.

Отрасль автомобилестроения претерпела существенные изменения. К примеру, был сокращен выпуск грузовых и легковых транспортных средств отечественных брендов в Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде. Одновременно с этим, основано множество заводов, направлением деятельности которых является сборка автотранспорта из импортных комплектующих.

К таким предприятиям относят объекты в Таганроге (Ростовской области), Всеволожске (Ленинградской области), Санкт-Петербурге, Калуге и Калининграде. На территории Москвы неподалеку от заброшенных корпусов строго автозавода были возведены новые объекты предприятия «Автофрамос». Компания собирает автомобили «Рено». В перспективе такие производства должны перейти к использованию продукции отечественного изготовления взамен импортных комплектующих.

Общая картина производства легкового автомобильного транспорта в настоящее время складывается лучшим образом по сравнению с состоянием отрасли во времена СССР. Например, завод в Тольятти характеризуется относительно благоприятным положением, что обуславливает низкий процент сокращения производства.

С другой стороны, предприятие испытывает трудности в условиях конкуренции с зарубежными марками автомобилей российской сборки. Авиастроение в основном размещено вблизи крупных городов. В Центральной России это Москва, Воронеж, Нижний Новгород; в Поволжье — Казань, Ульяновск, Самара; в Сибири — Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ; на Дальнем Востоке — Комсомольск-на-Амуре (ведущее предприятие компании «Сухой») и Арсеньев.

Примечание

Развитие машиностроения представляет собой перспективное направление экономики и не предусматривает изоляцию от мирового рынка. Повышение качества продукции является оперативной реакцией на изменения в требованиях потребителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: