Кратко основные этапы исторического развития этических учений

80. этапы исторического развития этических представлений » шпоры для студентов

Введение

Введение в этику – это важный шаг для понимания основных принципов и ценностей, которые лежат в основе нашего поведения и принятия решений. Этика изучает моральные нормы и правила, которые регулируют наше общение с другими людьми и наше отношение к миру в целом. В этом плане мы рассмотрим различные исторические периоды и школы мысли, которые влияли на развитие этики, а также основные понятия и принципы, которые помогут нам разобраться в этой сложной и интересной области знания.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Современная этика

В современности есть место как нигилизму, так и расширению этических понятий. Понятие добра переходит на отношения с природой и научную сферу (биоцентрическая этика и биоэтика).

По мере развития феминизма этика стала толковаться с гендерной точки зрения. Теперь абстрактная гуманность и человечность как добродетели группируются по признакам мужественности и женственности.

Основанная Толстым и Ганди этика ненасилия получает продолжение в идеях Альберта Швейцера, который описал в своей книге историю этой науки и ее состояние в 20 веке, а также предположил пути ее дальнейшего развития.

А вот Тейяр де Шарден пошел по иному пути. Он проводит явные параллели между традиционной этикой и теорией эволюции.

Другие науки тоже внесли свои изменения в этику. Развивающиеся медицина и биотехнологии стали причиной быстрого развития биоэтики, в которой производится анализ сложных этических трудностей, возникающих при принятии судебно-юридических, медицинских и прочих решений.

Редкий человек сегодня не слышал про «дилемму заключенного». Она – яркий пример логико-математических аспектов морального выбора, которые изучаются в теории игр.

Примечания

  1. Гусейнов А. А. . БРЭ. Дата обращения: 6 июля 2023.
  2.  (рус.) ?. БРЭ. Дата обращения: 13 апреля 2023.
  3. . Библия онлайн. Дата обращения: 7 июля 2023.
  4. ↑ . Библия онлайн. Дата обращения: 2 мая 2023.
  5. . Азбука веры. Дата обращения: 5 мая 2023.
  6. ↑ . БРЭ. Дата обращения: 2 мая 2023.
  7. Борисова И. В. . БРЭ. Дата обращения: 7 июля 2023.
  8. . Дата обращения: 6 июля 2023.
  9. Одоевский В. Ф. . odoevskiy.lit-info. Дата обращения: 7 июля 2023.
  10. Одоевский В. Ф. . odoevskiy.lit-info. Дата обращения: 7 июля 2023.
  11. . Библия онлайн. Дата обращения: 7 июля 2023.
  12. . Библия онлайн. Дата обращения: 7 июля 2023.
  13. . Этика. Образовательный ресурсный центр. Дата обращения: 9 июля 2023.
  14.  (рус.) ?. Библия онлайн. Дата обращения: 7 июля 2023.
  15. . Библия онлайн. Дата обращения: 7 июля 2023.
  16.  (рус.) ?. Библия онлайн. Дата обращения: 8 июля 2023.
  17.  (рус.) ?. Библия онлайн. Дата обращения: 24 апреля 2023.
  18.  (рус.) ?. Библия онлайн. Дата обращения: 8 июля 2023.
  19. Алексина Т. А. . Портал Гуманитарное образование. Дата обращения: 9 июля 2023.
  20. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. — М.: Политиздат, 1989. — С. 427—427. — 447 с. — ISBN 5-250-01027-X.

Предмет и основные проблемы современной этики

В XXI веке этика рассматривается как наука, дающая анализ нравственных представлений, непосредственно вписанных в опыт реальной жизни. Этика, предметом которой является мораль, рассматривается как нечто вторичное по отношению к морали, но оказывающее на неё воздействие по типу обратной связи. Этика стремится переструктурировать всю жизнедеятельность человека под углом его сознательного, индивидуально-ответственного выбора. Социальная функция этики состоит в том, чтобы объяснить и обосновать, как возможно индивидуально-ответственное существование человека в мире. Этика тесно взаимосвязана с психологией, социологией, педагогикой, экологией, и в целом с наукой.

Основными проблемами этики считаются проблема соотношения блага и должного, проблема соотношения мотивации нравственного поступка (намерений) и его последствий (действий), проблема целесообразности морали, проблема соотношения счастья и добродетели, проблема соотношения индивидуальной и общественной этикы, проблема соотношения разума и чувств в моральной мотивации, а также проблема свободы и необходимости человеческого поведения, довольно часто называемая проблемой свободы воли. При всём многообразии проблем, все дилеммы сводятся к трём тематическим комплексам:

  • Что я должен делать (каким нормам следовать, к чему стремиться, что предпочесть)?
  • Как я могу соединить моральный мотив с разнообразными интересами и собственным желанием счастья?
  • Как моё благо может быть соединено с благом других людей или каким образом моральная автономия личности может приобрести форму общезначимых норм?

В современной этике выделяют три основные предметные области: теоретическую этику, нормативную этику и прикладную этику.

Теоретическая этика

Общетеоретическая этика (или философская этика, общая этика) рассматривает вопросы о возможности этики как науки, её специфики, методах и месте в системе знания, проблему свободы воли, сущность и структуру морали, её источник, специфику, особенности функционирования и её соотношение с другими формами общественного сознания, своеобразие морального поступка.

Нормативная этика

Нормативная этика изучает категории нравственного сознания (добро, зло, совесть, достоинство), моральные чувства (стыд, вина, сострадание, раскаяние), типы нравственных отношений между людьми (любовь, справедливость, дружба) и нравственно ориентированные цели и основные законы деятельности (счастье, смысл жизни, золотое правило).

Прикладная этика

Прикладная этика изучает вопросы морального выбора в различных областях практической деятельности человека (этика бизнеса, экологическая этика, биомедицинская этика, этика управления, инженерная этика), в рамках прикладной этики обсуждаются, например, проблемы благотворительности, аборта, смертной казни, эвтаназии, суррогатного материнства, насилия во благо, прав животных, генной инженерии.

Этика Возрождения

Этика Возрождения – это этическая философия, которая развивалась в период Возрождения в Европе (XIV-XVI века). В это время происходило возрождение интереса к античной культуре и философии, что сильно повлияло на этические взгляды и ценности общества.

Одной из основных идей этики Возрождения было гуманистическое отношение к человеку. Человек стал центром вселенной, и его индивидуальность, свобода и достоинство стали основой этических принципов.

Возрождение также привнесло новые представления о морали и этике. Вместо того, чтобы полагаться на религиозные нормы и заповеди, этика Возрождения стала основываться на разуме, наблюдении и опыте. Человеку было предоставлено право и возможность самостоятельно определять, что является морально правильным или неправильным.

Одним из важных аспектов этики Возрождения было стремление к гармонии и красоте. Человек должен был развивать свои способности и таланты, стремиться к совершенству и создавать прекрасное в искусстве, литературе и архитектуре.

Этика Возрождения также подчеркивала важность образования и знаний. Человек должен был стремиться к образованию, развивать свой ум и познавать мир

Образование считалось не только средством для достижения успеха, но и средством для развития моральных и этических качеств.

В целом, этика Возрождения отразила новые ценности и идеалы, которые стали основой для развития современной этики

Она подчеркивала важность человеческого достоинства, разума, свободы и творчества, а также стремление к гармонии и красоте

Глобальная истерия

В политических кругах нередки высказывания о том, что сегодня наблюдается сильнейший упадок ценностей. Все чаще можно услышать о том, что люди нуждаются в создании новой морали во избежание насилия и актов вандализма.

Посмотрим на пригород Парижа, где в порядке вещей стало выказывать свой протест путем выплеска ярости, адреналина, уничтожая все вокруг.

Люди у власти сетуют о потере нравственности, при этом сами нередко являются причинами разрушения структур социальной солидарности. Что к этому привело?

  • Демократизация образования,
  • обесценивание условий занятости, охраны труда,
  • порицание «антисоциального» поведения молодежи без каких-либо дальнейших действий,
  • отсутствие поддержки патриотических чувств и многое другое.

Все это ведет к лихорадочному ритму жизни, ведь люди представлены сами себе, самостоятельно отвечают за свою судьбу. Вот они и пытаются за короткий промежуток времени, который отведен им судьбой, добиться всего и побольше.

Итог: в мире все больше истерически настроенных субъектов, страдающий от собственной ограниченности. Их отличительная черта – краткосрочное планирование, хаотические действия без какой-либо привязки к будущему.

И этика – именно та наука, которая пытается привить людям стремление к неторопливости: к медленному образу жизни, искусству, мыслительному процессу. Ведь именно в медленном мышлении рождаются планы на будущее, прогнозирование, моделирование ситуаций.

В современном мире царит рыночная конкуренция как модель поведения и социального взаимодействия. Люди начинают бояться стать заменимыми, отчего и ускоряется темп жизни. И в результате все это приводит к вышеперечисленным упадкам ценностей.

Задача этики – усилить сопротивление этому процессу, помочь человеку выпутаться из сетей такого страха и научиться жить в мире с самим собой и окружающей средой.

А теперь обо всем по порядку.

Литература

  • Апресян Р. Г. Этика. — Москва: КноРус, 2017. — 356 с. — ISBN 978-5-406-05973-9
  • Аристотель Никомахова этика. — Москва: Азбука, 2022. — ISBN 978-5-389-19016-0
  • Гусейнов А. А. Этика. — Москва: Гардарики, 2005. — 470 с. — ISBN 5-8297-0012-3
  • Дробницкий О. Г. Моральная философия. — Москва: Гардарики, 2002. — 520 с. — ISBN 5-8297-0099-9
  • Коновалова Л. В. Прикладная этика. — Москва: РАН. Ин-т философии, 1998 — ISBN 5-201-01977-3
  • Кропоткин П. А. Этика. — Москва: Политиздат, 1991. — 493 с. — ISBN 5-250-01295-7
  • Психология и этика: опыт построения дискуссии / Отв. ред. Б. С. Братусь. — Самара: БАХРАХ, 1999. — 127 с. — ISBN 5-89570-009-8
  • Спиноза Б. Этика. — Санкт-Петербург: Аста-пресс, 1993. — 246 с. — ISBN 5-85962-044-6
  • Швейцер А. Культура и этика. — Вильнюс: Минтис, 1989. — 366 с. — ISBN 5-417-00445-6

Этапы исторического развития этических представлений

Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла в Античности. Аристотель определил место этики в системе знания.

Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков обращается к истолкованию основополагающих категорий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может существовать без другого. Добро есть нечто объективно существующее, постижение которого доступно только высшему (Божественному) разуму, тогда как зло — это результат субъективной оценки человека.

Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но трактует их обратным образом. Достижение человеком блага рассматривается как путь, прохождение которого основано на четком различии факторов, способствующих достижению цели, и факторов, препятствующих этому. Первые — источник наслаждения, вторые — источник страдания.

Следующий важный этап в истории формирования этики связан с христианством. Знаменательно, что раннехристианские моральные представления формировались в условиях социальной неоднородности, общественного (классового) и имущественного (сословного) расслоения.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием.

Последнее предполагало сопротивление без на несения вреда другому, противостояние нравственности.

Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего добра и зла. У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее абсолютного добра.

Этика позднего Средневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и проявлением Божественной благодати.

Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом.

Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высокие духовные требования.

Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этические концепции. Просветителей в равной мере не удовлетворяли и христианская этика, и атеизм. Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства.

В основу Этики И. Канта положены категорический императив, внутренний нравственный закон личности. Моральное чувство, понимаемое И. Кантом как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы «нравственно мертвым», ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство — врожденное качество. К этой же категории И. Кант относит и совесть.

Античная этика

В античной этики можно выделить воззрения софистов, Платона, Сократа, эпикурейцев и стоиков.

Главным отличием античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока можно назвать значительное и более динамичное разложение общества, становление классов, появление частной собственности, формирование политических и демократических институтов управления. Инновационные формы общественной жизни вытеснили родоплеменные отношения, устаревшие традиции и обычаи. При этом возникла необходимость формирования новых ориентиров и идеалов, а также механизмов регулирования отношений между людьми.

В античном мировоззрении можно выделить:

  • преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей;
  • идея гармонии духовного и телесного начала. Важную роль в этом играют нравственные ценности;
  • высокую рациональность. Для соединения с высшим Благом античному человеку не нужно преодолевать материю или формировать совершенное общество;
  • преобладание научного знания. Эмпирические знания затрагивали природу, общество, человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Первые попытки философского обобщения моральных процессов можно обнаружить в ранних литературных памятниках культуры Европы за авторством Гомера, Гесиода.

Следующим этапом в развитии этики можно назвать нравственную рефлексию первых греческих философов, а именно Анаксимандра, Эмпедокла, Парменида. Данные мыслители в своих учениях поднимались на инновационный уровень этической абстракции.

Абстракция – это процесс умственной деятельности человека, который дает возможность выделить и превратить в автономно существующий объект, который обладает оригинальными свойствами и состояниями.

Новый этап в развитии нравственного сознания Древней Греции представляется мудростью софистов. Учение софистов отражает сомнения в самом предмете этики, а именно нравственности. Они применили весьма богатый эмпирический материал и отметили существенное различие законов, обычаев и нравов внутри Греции и в других странах.

Средневековая этика: религиозные принципы и моральные учения

Средневековая этика была неразрывно связана с религиозными убеждениями и принципами христианской церкви. Верующие считали, что моральные нормы и правила должны быть основаны на богопримиряющих целях и усилиях человека для достижения духовного совершенства. В этот период этики великое значение придавалось богословию и вере.

Этика в Средневековье основывалась на концепции «зла» и «добра», где «зло» представляло собой все, что противоречило моральным учениям церкви, а «добро» — всё, что соответствовало этим учениям. Важным элементом средневековой морали была верность церкви и служение Богу, которые считались высшими ценностями и принципами этики.

Этика Средневековья включала множество моральных учений и правил поведения, которые определяли, как человек должен вести себя в обществе и в отношениях с другими людьми. К ним относились такие принципы, как милосердие, смирение, благоговение, целомудрие и послушание. Людям средневековья старались внушить идею, что должны подчиняться религиозным и моральным принципам, обращаться к Богу за помощью и направлением во всех аспектах жизни.

Краткая история этики

Особенно четко прослеживается эволюция этой науки в юриспруденции

Мы уже выяснили, что изучает этика как наука и учебная дисциплина, каков ее объект, предметы, задачи и цели. Но когда и зачем возникла эта наука? Зачем нужно было выделять ее? В какой момент возникла необходимость в этике как учебной дисциплине?

В далеком 5 в. до н.э. софисты обнаружили, что законы природы не совпадают с проявлениями культуры. Природная необходимость всюду одинакова, а вот нравы, обычаи и законы людские везде отличаются.

В связи с этим остро встала проблема сравнения разных нравов и законов, чтобы выяснить, какие из них лучшие.

Интересен тот факт, что как только люди взялись за процесс сопоставления, сразу обнаружилось: многочисленные нравы и законы, меняющиеся не только от народа к народу, но и из поколения в поколение, по-разному трактуются еще и в зависимости от обоснования. Разум – единственный источник их оправдания.

Эту мысль быстренько подхватили Сократ и Платон и стали развивать далее.

Еще на этапе возникновения сразу стало ясно, что этику невозможно рассматривать в разрыве от философии.

Аристотель обозначил этику как особую отрасль практической философии, так как она пытается дать ответ на вопрос: что нам делать? Сам мыслитель считал главной целью нравственного поведения счастье. Тогда под этим словом понимали деятельность души в полноте добродетели или самореализацию – разумные деяния, далекие от крайностей и придерживающиеся золотой середины. И основными добродетелями учения Аристотеля были благоразумие и умеренность.

Ученик Платона был уверен и в том, что предмет и основные задачи этики заключались не в самих знаниях, а в поступках людей. И здесь прозрачной нитью наблюдалась неразрывная связь между тем, в чем заключалось благо, и тем, как его достичь.

Начальным пунктом этой науки являются не принципы, а опыт общественной жизни. Вот почему здесь не может быть та же точность, которая присуща математике, к примеру. Истину здесь можно установить лишь в общих чертах, приблизительно.

Аристотель учил, что цели бывают разные, образуя иерархию. Должна быть высшая, конечная цель, которую следует желать саму по себе, а не рассматривать как средство для достижения какой-либо иной цели. Именно она является высшим благом и может определять меру совершенства личности и социальных институтов. Высшее благо – есть счастье, для которого необходимы внешние блага, а также мадам удача. Но в основной степени оно будет зависеть от работы духовной – от деятельности, соотносимой с добродетелью. И предмет изучения и назначение этики как науки по Аристотелю – свойство души действовать по образу добродетелей.

В широком же смысле этика является наукой, которая задает основу для экономики и политики.

Именно из этики пришло к нам золотое правило: не делай другим того, чего сам себе не желаешь! Многие думают, что оно библейское, но существует на самом деле в разных культурах с древнейших времен, встречается в Мишне и у Конфуция.

Этические теории все развивались, и философы начали испытывать некоторые сложности в использовании унифицированных терминов. Дело в том, что в разных учениях базовыми объявлялись совершенно разные понятия.

Предметом религиозной этики в культурах с персонифицированным Богом сам Бог – это предмет морали. Тогда в основе лежат нормы, которые религия в приказном порядке объявила божественными. И этика общественных отношений как система моральных обязательств перед обществом подменяется божественной этикой – системой моральных обязательств перед Богом. И иногда этот факт может быть причиной конфликта (социального или даже массового) с моралью общества.

Понятие и предмет этики

Этика — учение о добре и зле

Понятие этики пришло к нам из древнегреческого (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай»).

Создавалось это учение с несколько иными целями. Смысл слова «этос» толковался как правила совместного общежития, нормы для сплочения общества, борьба с агрессивностью и индивидуализмом. Но с развитием общества сюда добавили изучение:

  • добра и зла,
  • дружбы,
  • сочувствия,
  • самопрожертвования,
  • смысла жизни.

Сегодня синонимами понятия этики являются милосердие, дружба, справедливость, солидарность – любые понятия, которые направляют моральное развитие отношений и социальных институтов.

Интересен тот факт, что этика свойственна только для человеческого социума и в животном мире ее аналоги совершенно отсутствуют

Что касается этики как дисциплины, то здесь есть следующее определение:

Иногда под этикой понимают систему нравственных и моральных ценностей внутри определенного социума.

В рабочей программе дисциплины «этика» можно найти также основные проблемы:

  1. Проблема понятий добра и зла, пороков и добродетели;
  2. Проблема назначения людей на земле и смысла жизни;
  3. Проблема свободы воли;
  4. Проблема понятия «должен» и совмещения этого понятия с естественным стремлением к счастью.

Как вы уже понимаете, умные и хитрые люди умело используют погрешности меду этими понятиями, чтобы столкнуть людей с правильного пути. Впрочем, правильный путь у каждого свой. Этика относится к дисциплинам, которые лишь помогают человеку найти его, ни в коем случае не указывая единственно верный вариант.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Средневековая этика

Средневековая этика – это период в истории этики, который охватывает примерно с V до XV века. В этот период этика была тесно связана с религией и философией христианства, особенно с учением Церкви.

Христианская этика

Христианская этика в Средние века основывалась на учении Церкви и Библии. Основные принципы христианской этики включали любовь к Богу и ближнему, справедливость, милосердие и смирение.

Церковь играла важную роль в формировании и распространении этических норм и ценностей. Она учила, что человек должен следовать заповедям Бога и исполнять свои обязанности перед Богом и обществом.

Философская этика

Философская этика в Средние века была в значительной степени связана с христианской этикой, но также включала идеи и концепции, разработанные философами того времени.

Одним из важных философов Средних веков был Томас Аквинский, который разработал концепцию естественного закона и утверждал, что человек должен действовать в соответствии с природным порядком и целями, установленными Богом.

Рыцарская этика

В Средние века существовала также рыцарская этика, которая определяла нормы и правила поведения для рыцарей. Рыцарская этика включала такие ценности, как честь, мужество, верность и защита слабых.

Рыцари должны были следовать кодексу чести и выполнять свои обязанности перед своим господином, Церковью и обществом. Они также должны были защищать невинных и бороться с несправедливостью.

Средневековая этика оказала значительное влияние на развитие этики в последующие периоды и стала основой для формирования многих этических принципов и ценностей, которые мы используем и сегодня.

— место научно-рационалистическогого подхода начинают занимать нерационалистические, в частности, религиозно-ортодоксальные этические концепции (например, этика русской религиозной философии);

— этические искания
приобретают плюралистический характер,
отражая «разброс» интересов: от социальной
озабоченности (этика марксизма) до индивидуалистических
поисков, свойственных западному типу
культуры (этика «философии жизни»);

— принципиальный
отказ от создания законченных этических
систем (как было, например, в немецкой
классической этике), на смену которым
приходят эскизно выраженные мысли;

— место традиционной
проблематики классической этики занимают
новые парадоксальные проблемы и решения,
вплоть до отказа от самой этики;

Постклассическая
этика XIX в. включает следующие направления:
этика русской религиозной философии
(Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский);

этика марксизма
(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов); этика
«философии жизни».

Этические воззрения русской религиозной
философии. Опираются на два положения.

  1. Критика западного общества с его
    свободной конкуренцией и всеобщим отчуждением. Н.Ф.Федоров говорит о появлении небратских,
    «сиротских» отношений между людьми, забывшими
    своих «отцов», утратившими связь в прошлым. В.С. Соловьев осуждает рационализм
    и «отвлеченный морализм» Канта. Ф.М. Достоевский обвиняет католическую
    церковь в том, что она соблазнилась светской
    властью, получила «царства земные», но
    отринула Бога.
  2. Поиск «всеединства» и «соборности» – своеобразного русского варианта
    гражданственности. Н.Ф. Федоров создает систему «супраморализма, или всеобщего синтеза», где
    технический прогресс подчинен высшей
    цели – достижению человечеством бессмертия. В.С. Соловьев утверждает, что социум
    должен перейти от «природных» религий
    (античность, буддизм) и эпохи «богочеловека», начавшейся с возникновением
    христианства, к эпохе «богочеловечества», объединяющей
    все религии и народы. Л.Н. Толстой предлагает руководствоваться
    в жизни принципом непротивления злу насилием. Н.А. Бердяев провозглашает «новую этику творчества», где люди объединяются благодаря
    личностной самореализации.

Таким образом, русская религиозно-философская
этика конца XIX – начала ХХ в. вдохновлена
идеей морально суверенной личности, но
без отказа от идеи изначальной коллективности человеческого
существования. Обе идеи приобретают
в ней религиозно-мистические формы: основания
морали усматриваются в божественном
абсолюте, коллективность интерпретируется
как религиозно-духовная всечеловеческая
соборность.

Средневековая этика

Этика средневековья носит название религиозной. Переход от античной эпохи к данному времени был ознаменован переворотом, суть которого заключалась в усилении роли религии в ходе формирования этического мировоззрения.

Средневековая этика имела следующие отличительные особенности:

  • нравственность связывалась не только с разумом, но и с верой, поэтому она длительное время приобретала иррациональный характер. Любой вариант отношений веры и разума отводил последнему второстепенную роль;
  • средневековые люди принудительно отказывались от нравственной автономии, они стали полагаться на божественную благодать;
  • стал господствовать средневековый аскетизм и риторическое отношение к жизни;
  • к светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви.

Древние воззрения

Данная наука возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этические системы были разработаны на Древнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае.

Главным отличием древнеиндийского мировоззрения можно назвать его религиозно-мифологическую направленность. В Древней Индии VI в до н.э. было сформировано этическое учение — брахманизм, основополагающей идеей которого стало учение о Брахме как божественной первооснове сущего и человеческого бытия. При этом Брахма рассматривается как активное творческое начало, духовная ситуация, из которой возникает все и все в нее превращается.

Брахманизм наряду с религиозной добродетелью культивировал целый ряд нравственным норм, а именно:

  • доброжелательность и гостеприимство;
  • правдивость и благочестие;
  • щедрость и справедливость.

Современная этика

Современная этика – это область философии, которая изучает моральные принципы и нормы, которые регулируют поведение и принятие решений в современном обществе. Она исследует вопросы о том, что является правильным или неправильным, добрым или плохим, справедливым или несправедливым.

Современная этика включает в себя различные подходы и теории, которые помогают нам понять и анализировать моральные проблемы и дилеммы. Некоторые из основных направлений в современной этике включают:

Деонтология

Деонтология – это этический подход, который сосредоточен на обязанностях и правилах. Он утверждает, что некоторые действия являются неправильными независимо от их последствий, если они нарушают определенные моральные принципы или нормы. Например, деонтология может утверждать, что убийство никогда не может быть оправдано, даже если это спасет большее количество жизней.

Телология

Телология – это этический подход, который сосредоточен на целях и последствиях действий. Он утверждает, что правильность или неправильность действия определяется его результатами. Например, телология может утверждать, что убийство может быть оправдано, если это спасет большее количество жизней.

Этика добродетели

Этика добродетели – это этический подход, который сосредоточен на развитии характера и моральных качеств. Он утверждает, что правильное поведение проистекает из развития добродетелей, таких как справедливость, милосердие, смелость и т. д

Этика добродетели подчеркивает важность развития характера и постоянного стремления к совершенству

Конsequentialism

Консеквенциализм – это этический подход, который сосредоточен на последствиях действий. Он утверждает, что правильность или неправильность действия определяется его положительными или отрицательными последствиями. Например, консеквенциализм может утверждать, что убийство может быть оправдано, если это приведет к наилучшим последствиям для общества в целом.

Современная этика также исследует другие важные темы, такие как права человека, справедливость, свобода, ответственность и т. д. Она помогает нам размышлять о сложных моральных проблемах, с которыми мы сталкиваемся в современном обществе, и принимать осознанные и морально обоснованные решения.

Классификация этических ценностей

По Гартману все нравственные ценности можно разделить на:

  • основные – находятся в основе всех других ценностей, включают в себя благо и соседствующие с ним ценности благородства, чистоты и полноты;
  • частные – ценности-добродетели.

Частные ценности делятся в свою очередь на три крупные группы:

  1. Ценности античной морали: мудрость справедливость, самообладание, храбрость. Здесь же находятся аристотелевы ценности, базирующиеся на принципе середины.
  2. Ценности «культурного круга христианства»: искренность и правдивость, любовь к ближнему, верность, надежда вера и доверие, смирение, скромность, дистанция, ценность внешнего обхождения.
  3. Другие ценности: дарящая добродетель, любовь к дальнему, личная любовь.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: