Кинематограф
Забавные немые фильмы — это тоже культура и искусство первой половины 20 века, сообщение о них читайте далее.
Нет другого вида искусства, развивающегося так стремительно, как кинематограф. Технология создания фильмов появилась в конце 19 века: буквально за 50 лет она смогла сильно измениться и завоевать сердца миллионов людей.
Первые фильмы создавались в передовых странах, в том числе и в России.
Изначально кино было черно-белым и без звука. Смысл немого кино заключался в передаче информации через движение и мимику актеров.
Впервые кино с говорящими актерами появляется в 1927 году. Американская фирма «Уорнер Бразерс» решается выпустить фильм «Певец джаза», а это уже полноценный фильм со звуком.
В России кинематограф тоже не стоял на месте. Первым успешным проектом стал фильм «Донские казаки». Правда, цензура в российских фильмах также имела место быть: под запретом были съемки церковных обрядов и членов царской семьи.
Особый этап развития отечественного кино начался после прихода к власти большевиков. Эти товарищи быстро поняли, что кино может быть не просто развлечением, но и серьезным оружием пропаганды.
Самым известным советским режиссером 30-х годов стал Такие работы, как «Броненосец Потемкин» и «Александр Невский», давно стали классикой. Киевский режиссер Александр Довженко также достиг высот в кинематографе. Самая яркая работа — фильм «Земля».
Интереснейшая тема для разговора среди взрослых людей — это культура и искусство первой половины 20 века. 9 класс дает усеченную информацию, которая быстро выветривается из головы. Восполнить такой пробел можно постоянным самообразованием.
Состояние просвещения, его классовый характер
В связи с развитием техники капиталистическое производство требовало от рабочих определенных технических знаний. Поэтому вместе с техническим прогрессом буржуазия вынуждена была пойти на известное расширение народного образования. К этому же ее побуждали требования профессиональных и политических организаций рабочего класса. В начальной школе капиталистических стран занятия ведутся по очень ограниченному учебному плану и программам, которые не позволяют продолжать образование в средней, а затем и в высшей школе. В то же время создаются привилегированные учебные заведения для детей имущих классов, открывающие дорогу к высшему образованию. Поэтому в капиталистических государствах отсутствует единая система просвещения.
Школа в буржуазном государстве является орудием воспитания подрастающего поколения в духе вражды к идеям социализма и коммунизма. В качестве воспитателей на помощь буржуазии приходят служители церкви. Кроме того, наряду с государственными школами существуют частные, среди которых немалое место занимают церковные школы, в особенности в католических странах.
Школы обычно воспитывали молодежь в шовинистическом духе. Особенно рьяно это осуществлялось в немецкой школе. Посредством искажения истории доказывалось превосходство «германской расы», величие «германского гения». Уже с первыми буквами алфавита ученикам внушалось, что война неизбежна и необходима.
Для девочек, как правило, были отдельные школы с пониженными требованиями, с более ограниченной программой.
В США созданы особые школы для детей негров, которые по объему даваемых знаний стоят гораздо ниже школ для белых.
Между тем дальнейшее развитие промышленности, торговли, банковской системы требовало хорошо подготовленных служащих и специалистов. Поэтому в ряде стран появились школы, дающие необходимое профессиональное образование.
Футуризм в начале 20 века
Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).
Реализм в начале 20 века
Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн… В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.
Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.
Модерн: природа — источник неиссякаемого вдохновения
Название направления произошло от французского слова «moderne», что означает «современный». Это течение в американском, европейском и русском искусстве на рубеже 19-20 веков. Часто модерн путают с модернизмом, хотя это принципиально разные вещи, имеющие мало общего между собой. Перечислим отличительные черты данного направления в искусстве:
- поиск вдохновения в природе и в окружающем мире;
- отказ от резких линий;
- блеклые, приглушенные тона;
- декоративность, воздушность;
- наличие на картинах элементов природы: деревьев, трав, кустарников.
Понять, что такое модерн, проще всего, созерцая архитектуру европейских городов в этом стиле. А именно — зданий и соборов Гауди в Барселоне. Столица Каталонии привлекает такое количество туристов именно за счет своей уникальной архитектуры. Декор зданий отличается возвышенностью, асимметрией и воздушностью. Святого Семейства) — это наиболее яркий проект великого Антонио Гауди.
Презентация на тему: » Культура и искусство первой половины XX века. План 1.Неклассическая картина мира 2.Особенности художественной культуры 3.Основные направления культуры.» — Транскрипт:
1
Культура и искусство первой половины XX века
2
План 1.Неклассическая картина мира 2.Особенности художественной культуры 3.Основные направления культуры 4.Литература
3
Революция в естествознании Главная тенденция – исследование микромира открыто строение атома освоение атомной энергии открытие теории А. Эйнштейна развитие генетики, микробиологии, фармацевтики неклассическая научная картина мира
4
Особенности неклассической картины мира Индетерминизм От позиции исследователя зависит описание мира В этом мире не может быть окончательной истины Особый интерес к изучению человеческого сознания Этот подход проявляется во всех сферах Ф. Ницше З. Фрейд А. Бергсон
5
Развитие модернизма – это направление в художественной культуре, связанное с уходом от реальности Особенности художественной культуры импрессионизм театр абсурда авангард постмодернизм сюрреализм футуризм дадаизм Огромное влияние событий XX века
6
Символизм Стремление к синтезу и осмыслению прошлого европейской и мировой культуры Символ – сочетание реального и таинственного, поиск мистического откровения, иносказательность Культ вечной женственности С. Малармме Опирается на стиль модерн Ш. Бодлер П. Верлен
7
Символизм в изобразительном искусстве А. Беклин О. Бердслей Пюви де Шаванн Г. Климт
8
Стиль модерн игра с мечтой и утонченной красотой характерны стилизованные природные формы «удар бича» используется форма и окраска насекомых обращение к японским гравюрам и кельтским орнаментам Синтез искусств Театр Кинематограф Архитектура
9
Синтез искусств: театр парижские сезоны Дягилева Бенуа Бакст Сомов
10
Синтез искусств: архитектура Ф.О. Шехтель А. Гауди Ч. Р. Макентош В. Орта Й. М. Ольбрих
11
Синтез искусств: кинематограф Мэри Пикфорд Андре Дид Макс Линдер Чарльз Чаплин
12
Новейшее время: импрессионизм К. Моне Э. Мане Э. Дега О. Ренуар К. Писсарро
13
Новейшее время: постимпрессионизм П. Гоген Ван Гог П. Сезанн
14
Новейшее время: кубизм Ж. Брак Дом в Эстаке П. Пикассо Плачущая женщина П. Пикассо Девочка на шаре
15
Новейшее время: фовизм (дикий) А. Матисс Вид из окна А. Матисс Окно А. Матисс Натюрморт со спящей
16
Новейшее время: экспрессионизм Э. Нольде Красные маки Э. Нольде Океан Э. Нольде Танцовщица со свечой
17
Новейшее время: неопримитивизм А. Руссо
18
Новейшее время: абстрактный экспрессионизм В. В. Кандинский Москва Казаки Желто – красно — голубое
19
Новейшее время: супрематизм К. С. Малевич Атлеты К. С. Малевич Черный квадрат К. С. Малевич Англичанин в Москве
20
Новейшее время: дадаизм М. Дюшан Этюд для шахматистов М. Дюшан Большое стекло М. Дюшан Велосипедное колесо
21
Новейшее время: сюрреализм С. Дали «Сон вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения» С. Дали Искушение Святого Антония
22
Литература Домашнее задание :Выделите основные литературные произведения, определите под влиянием чего они были написаны и какое влияние оказали на общество
Кратко о мощном влиянии европейской культуры
На развитие русской культуры огромное влияние оказала европейская культура, развитие которой значительно опережало Россию. Это влияние было исторически неизбежным.
Начало этому положила Отечественная война 1812 года. Она сблизила Россию с Западом и ускорила формирование русской культуры.
Передовые умы России начали изучать западные политические учения и философские течения применительно к российской действительности. Они поставили вопрос о крепостном праве в России, об историческом пути ее развития, о взаимоотношениях с Европой и западно-европейской культурой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Шел большой общественный спор, по какому пути идти России: по самобытному или по европейскому. Начиная с 40-х гг. под влиянием западного утопического социализма в России начинает развиваться революционный демократизм.
Эти явления в общественной мысли страны предопределили развитие художественной культуры России XIX века, а именно: ее пристальное внимание к политическим и социальным проблемам страны
Важнейшие достижения науки
Конец XIX в. и начало нашего века ознаменовались многими важными открытиями в науке. Эти отвечали потребностям капиталистической промышленности. Дальнейший рост техники был возможен в основном лишь в результате прогресса научных знаний. Вместе с тем успехи в области естественных наук приводили к ломке старых представлений о мире.
Важные открытия были сделаны в области физики. В 1865 г. английский ученый Д. Максвелл проник в природу электромагнитных явлений и создал теорию электромагнитного поля. Позже она нашла подтверждение в экспериментах немецкого физика Г. Герца, а затем русского физика П. Н. Лебедева. Над вопросами практического применения электромагнитных волн долгое время работал русский исследователь А. С. Попов.
7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он демонстрировал созданный им прибор, явившийся первой в мире радиостанцией. Это был день рождения радио, которое в дальнейшем внедрилось в практику: стало средством связи, вошло в быт людей и в военное дело. А. С. Попов открыл новую страницу в научно-техническом развитии, стал основателем радиотехники.
Развивая теорию электромагнитного поля, созданную Максвеллом, голландский физик Г. Лоренц и английский физик Дж. Дж. Томсон заложили основы электронной теории.
В 1895 г. немецкий ученый В. Рентген открыл особого рода излучение — икс-лучи, получившие большое практическое применение, в особенности в медицине и металлургии, и вошедшие в науку под названием рентгеновских.
В момент открытия ни Рентген, ни кто другой не знали, что эти невидимые лучи подобны световым, но только обладают гораздо меньшей длиной волны. Тогда никто также не догадывался, что они возникают при торможении быстро летящих электронов.
В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что уран и его соединения испускают какие-то особые невидимые лучи. Однако урановые лучи по своим свойствам отличались от икс-лучей.
И на этот раз ученые сначала не отдавали себе полного отчета в происхождении обнаруженных излучений. Было лишь ясно, что микромир подает о себе весть. Начинался новый этап в развитии физики.
Исследованием урановых лучей занялась наряду с другими учеными Мария Склодовская-Кюри. Вместе со своим мужем Пьером Кюри — крупнейшим французским физиком — она открыла естественную радиоактивность, оказалось, что атомы наиболее тяжелых химических элементов, имеющих в периодической системе порядковые номера свыше 83, беспрерывно разрушаются. Последующие исследования английского физика Э. Резер-форда, датчанина Н. Бора и других дали возможность углубить наши представления о строении атома.
Многие явления, с которыми столкнулась научная мысль, не получали объяснения с помощью классической физики. Первым шагом на пути создания новой физики явилась квантовая теория, разработанная Планком и Бором. Огромную роль в дальнейшем развитии физики сыграла теория относительности А. Эйнштейна. Это дало основание В.И.Ленину назвать его «великим преобразователем». Теория относительности произвела переворот в науке и наряду с квантовой и электронной теорией легла в основу всей современной физики.
В области химии огромным событием было открытие русским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Последующее развитие современного учения о веществе блестяще его подтвердило.
Конец XIX в. был периодом раскрытия органического мира. Ряд русских ученых — В. О. Ковалевский, И. М. Сеченов, К. А, Тимирязев и другие творчески развивали и углубляли учения.
И. П. Павлов разработал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. Он доказал, что в основе их поведения лежат материальные, физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.
Важные открытия произошли в астрономии. Достижения физики и химии привели к новым методам изучения космоса. Благодаря этому астрономия накопила множество новых сведений о движении небесных светил, о их физической природе и химическом составе, о галактиках и туманностях.
Дальнейшие исследования в области физики, астрономии, химии и биологии подтвердили представление марксизма о природе, доказали глубокую научность марксистского мировоззрения.
Ленинизм — высшее достижение мировой культуры
К началу XX в. в Россию переместился центр международного революционного движения. Россия становится источником передовых общественных идей.
Вполне закономерно, что после смерти Маркса и Энгельса именно в России марксизм получил дальнейшее творческое развитие в гениальных трудах В. И. Ленина.
Опираясь на всемирно-исторический опыт революционного движения эпохи империализма, В. И. Ленин развил применительно к изменившимся условиям великое учение Маркса. Труды В. И. Ленина представляют величайший вклад в науку. В них разработаны и подняты на небывалую высоту важнейшие проблемы
- научного коммунизма,
- философии,
- политической экономии.
Они являют пример творческого марксизма. Учение Маркса и Ленина составляет высшее достижение человеческой мысли.
Первая мировая война углубила кризис буржуазной культуры. У миллионов людей порожденная капитализмом кровавая бойня и хозяйственная разруха подрывали веру в разумность капиталистических порядков. Под влиянием измены руководителей II Интернационала и его краха сознательные рабочие стали отходить от реформизма.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции усилила проникновение идей марксизма-ленинизма в широчайшие народные массы и в передовую культуру.
- < ПОРАЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ И ЕЕ СОЮЗНИКОВ — КОНЕЦ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
- -> ИТОГИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА В ТЕЧЕНИЕ ВТОРОГО ПЕРИОДА НОВОЙ ИСТОРИИ >
Культура и искусство первой половины 20 века: таблица
Название течения | Характеристика |
Сюрреализм |
Апофеоз человеческой фантазии. Отличается парадоксальным сочетанием форм. |
Импрессионизм |
Зародился во Франции, а потом распространился по всему миру. Импрессионисты передавали окружающий мир в его изменчивости. |
Экспрессионизм | Художники стремились выразить в картинах свое эмоциональное состояние, от страха до эйфории. |
Футуризм | Первые идеи возникли в России и в Италии. Футуристы на своих картинах мастерски передавали движение, энергию и скорость. |
Кубизм | Картины состоят из причудливых геометрических фигур, находящихся в определенной композиции. |
Культура и искусство первой половины 20 века (таблица, 9 класс) отражает базовые знания по теме.
Более подробно рассмотрим импрессионизм и сюрреализм как течения, привнесшие в искусство принципиально новые идеи.
Литература: от классицизма к экзистенциализму
Культура и искусство первой половины 20 века — это новые направления в литературе, изменившие сознание людей. Ситуация схожа с живописью: классицизм уходит в прошлое, уступая новым веяниям модернизма.
Он способствовал таким интересным «открытиям» в литературе, как:
- внутренний монолог;
- поток сознания;
- далекие ассоциации;
- способность автора смотреть на себя со стороны (способность говорить о себе в третьем лице);
- ирреализм.
Ирланский писатель Джеймс Джойс первый стал использовать такие литературные приемы, как внутренний монолог и пародии.
Франц Кафка — это выдающийся австрийский писатель, основатель течения экзистенциализма в литературе. Несмотря на то что при жизни его произведения не вызвали бурного восторга читателей, признан одним из лучших прозаиков 20 века.
На его творчество повлияли трагические события Первой Мировой войны. Он писал очень глубокие и тяжелые произведения, показывающие бессилие человека при столкновении с абсурдом окружающей действительности. При этом автор не обделен чувством юмора, правда, он у него весьма специфический и черный.
Мы предупреждаем, что осмысленнное чтение Кафки может способствовать снижению настроения. Читать автора лучше всего в хорошем настроении и немного абстрагируясь от его мрачных размышлений. В конце концов, он описывает всего лишь свое видение действительности. Наиболее известное произведение Кафки — «Процесс».
Зачатки пролетарской литературы
В период 1871-1918 гг. появляются представители прогрессивного искусства, тесно связанные с рабочим движением. Парижская коммуна выдвинула Эжена Потье, автора «Интернационала». Для лирики Потье и близких ему поэтов характерны ненависть к врагам рабочего класса, вера в силу пролетариата и его победу, неиссякаемый оптимизм.
Одним из зачинателей социалистической литературы на Западе был датский писатель Мартин Андерсен-Нексе. В своих произведениях, как например «Пелле-Завоеватель», писатель ставил большие социальные проблемы, пытаясь понять историческую миссию пролетариата.
Постепенное нарастание сил пролетариата и распространение социалистических идей способствовали созданию и развитию литературы нового типа.
Акмеизм в начале 20 века
Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.
Особенности культуры в первые годы Советской власти
В первое послеоктябрьское
десятилетие закладывались основы
новой советской культуры. Начало
этого периода (1918-1921 годы) характеризуется
разрушением и отрицанием традиционных
ценностей (культура, мораль, религия,
быт, право) и провозглашением новых
ориентиров социокультурного развития:
мировая революция, коммунистическое
общество, всеобщее равенство и братство.
К особенностям культуры того
времени, отражающим идеологический и
практический опыт социалистического
строительства, а также своеобразные
культурные нормы, образцы и формы
творческой деятельности, можно отнести
следующие:
утверждение в качестве первоосновы
формирования новых социокультурных
ценностей учения марксизма-ленинизма
и научной концепции дарвинизма.
Марксизм стал духовным стержнем советской
цивилизационной системы и служил
теоретическим инструментом для
формулирования доктрины, которая отражала
проблемы российской действительности;
активное использование
культуры в уничтожении социального
неравенства. Программное положение
большевиков, утвержденное на VIII съезде
РКП(б) — «открыть и сделать доступными
для трудящихся все сокровища
искусства, созданные на основе эксплуатации
их труда», начало реализовываться
сразу после Октября 1917 года. Огромный
размах приобрела национализация культуры.
Уже в 1917 году перешли в собственность
и распоряжение народа Эрмитаж, Русский
музей, Третьяковская галерея, Оружейная
палата и многие другие музеи. Были
национализированы частные коллекции
С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых,
В.И. Даля, И.В. Цветаева.
Ряд художников (К. Юон, М. Греков,
И. Грабарь) уже в 1919 году создали
картины, посвященные Красной Армии
Представители творческой интеллигенции,
перешедшие на сторону Советской
власти, получали повышенный паек и
социальные льготы, что было немаловажно
в условиях гражданской войны, когда
право на паек имели только представители
пролетариата. С 1920 года вводится звание
«Народный артист республики»
Одними
из первых его получили М.Н. Ермолова,
К.С. Станиславский, Л.В. Собинов.
Революция, поставившая перед
собой задачу построения нового общества
и «переделку» человека, не могла
не затронуть семью как хранительницу
традиционных культурных ценностей. Происходило
активное вовлечение института семьи
и быта в процесс формирования
новых социокультурных ценностей.
Церковный брак был отменен, его
место занял гражданский — с упрощенной
системой развода. Большой популярностью
пользуются призывы «свободной любви».
Главное в этих взглядах — освобождение
женщины и мужчины от буржуазной
семьи и классовый выбор в
области половых отношений. Разрушение
семьи и быта, которые символизировали
старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной
моралью, шло под знаком утверждения
новой нравственности: нравственно
все то, что служит мировой революции,
а безнравственно то, что дезорганизует
пролетариат. Религиозная обрядность
начинает активно вытесняться коммунистической:
«красные» свадьбы, крестины (в
ЗАГСах вывешиваются списки новых имен
для новорожденных — Революция, Нинель,
Энергия и т.д.).
Распространение социалистической идеологии.
Борьба Маркса, Энгельса, Ленина против всех видов оппортунизма за чистоту марксистской теории имела всемирно-историческое значение. В конце XIX — начале XX в. происходит широчайшее проникновение марксизма в массы рабочего класса. О распространении социалистических идей свидетельствуют созданные во многих странах в конце XIX в. массовые социалистические партии.
Несмотря на ожесточенное сопротивление носителей буржуазной идеологии, социалистические идеи завоевывали все новых и новых сторонников. Они привлекали к себе своей научной основой, дающей возможность не только ориентироваться в сложной, полной противоречий обстановке капиталистического общества, но и предвидеть, как будут развиваться события, увидеть контуры предстоящих поворотов истории, будущего коммунистического общества. Социалисты создали свою ежедневную прессу, культурно-просветительные организации.
В связи с усилившимся влиянием социалистического мировоззрения заметных успехов достиг научный атеизм. Все шире внедрялись научные взгляды на природу и общество.
Успехи науки во второй половине XIX и начале XX в. привели к завершению в основных чертах научной картины строения и развития мира — без бога, без вмешательства сверхъестественных сил. Развитие естествознания вело к торжеству материалистического мировоззрения.
Кинематограф
«Понизовая вольница», первый российский художественный фильм, снятый в 1908 году
Появившийся на рубеже столетий, кинематограф быстро обрёл огромную популярность, так как был по меркам тех лет изумительной диковиной. Правда, в России поначалу снимались в основном документальные фильмы, и первая художественная кинолента была создана лишь в 1908 году, а первый полнометражный фильм – спустя ещё три года. Для многих фильмов источниками вдохновения служили произведения Пушкина, Достоевского и других классиков, но это их, правда, не спасало. Снимались тогда в основном довольно низкопробные комедии и мелодрамы, и их художественная ценность невелика. Что, разумеется, не умаляет их исторической ценности.