Краткое содержание балета «Спартак»
Действие I
Картина 1
НашествиеГибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им
в плен люди обречены на рабство. Среди них — Спартак.
Монолог СпартакаУ Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не
мыслит свою жизнь в рабстве.
Картина 2
Рынок рабовПленных гонят на рынок рабов. Силой разлучают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией. Спартак
протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.
Монолог ФригииФригия тоскует об утраченном счастье, с ужасом думая о предстоящих ей испытаниях.
Картина 3
Оргия у КрасаМимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину
настораживает его интерес к молодой девушке. И она вовлекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они
должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.
Монолог СпартакаСпартак в отчаянии — он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и
желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.
Картина 4
Казарма гладиаторовСпартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы,
Спартак и гладиаторы бегут из Рима.
Действие II
Картина 5
Аппиева дорогаНа Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть
к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.
Монолог СпартакаВсе помыслы Спартака устремлены к Фригии.
Картина 6
Вилла КрассаПоиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится
скрыться — к вилле направляется процессия патрициев во главе с Эгиной.
Монолог ЭгиныОна давно жаждет обольстить и подчинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской
знати.
Картина 7
Пир у КрассаКрасс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются.
Бегут в страхе и Красс с Эгиной. Спартак врывается на виллу.
Монолог СпартакаОн переполнен радостью победы.
Картина 8
Победа СпартакаКрасс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом
честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь — пусть все узнают о его позоре. Ликующие
повстанцы славят победу Спартака.
Действие III
Картина 9
Месть КрассаЭгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров.
Эгина напутствует его.
Монолог ЭгиныДля нее Спартак — тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план —
опсеять раздор в стане восставших.
Картина 10
Лагерь СпартакаСпартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак
предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.
Монолог СпартакаСпартак предчувствует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою
жизнь.
Картина 11
РазложениеПробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с
куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.
Монолог КрассаКрасс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его
Спартака.
Картина 12
Последний бойЛегионеры окружают войска Спартака. В неравном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до
последнего вздоха.
РеквиемФригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, полная веры в бессмертие его подвига.
Постановки
Театр им. Кирова
27 декабря 1956 года — хореограф Леонид Якобсон, художник Валентина Ходасевич, дирижёр Павел Фельдт. Исполнители: Спартак — Аскольд Макаров, Фригия — Инна Зубковская, Эгина — Алла Шелест, Красс — Роберт Гербек. Согласно Ф. В. Лопухову, при работе над постановкой Л. В. Якобсон использовал ключ балета «Египетские ночи» в постановке М. М. Фокина.
Большой театр
11 марта 1958 года — хореограф Игорь Моисеев, художник Александр Константиновский, дирижёр Юрий Файер. Исполнители: Спартак — Дмитрий Бегак, Фригия — Наталья Рыженко, Эгина — Майя Плисецкая, Гармодий — Николай Фадеечев.
4 апреля 1962 года — хореограф Леонид Якобсон, художник Вадим Рындин, дирижёр Юрий Файер. Исполнители: Спартак — Дмитрий Бегак, Фригия — Майя Плисецкая, Эгина — Наталья Рыженко, Красс — Александр Радунский, Раб — Владимир Васильев.
9 апреля 1968 года — хореограф и главный балетмейстер Юрий Григорович, художник Симон Вирсаладзе, дирижёр Геннадий Рождественский. Исполнители: Спартак — Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Фригия — Екатерина Максимова, Эгина — Нина Тимофеева, Красс — Марис Лиепа. За этот балетный спектакль Григоровичу, Вирсаладзе, Рождественскому, Васильеву, Лавровскому и Лиепе была присуждена Ленинская премия 1970 года в области театрального искусства.
История любви и борьбы
Основная линия сюжета балета «Спартак» – история любви спартанца Спартака и жены-красавицы Фрактии. Их любовь противостоит жестокому режиму римского императора Красса, который сделал Фрактию своей наложницей. Спартак взбунтовался против рабских оков и начал Спартакиаду – борьбу за свободу своего народа. Он стал символом свободы и справедливости, к которому присоединились тысячи возмущенных рабов.
Во время борьбы Спартака за достоинство, Фрактия является его поддержкой и укрепляет его боевой дух в трудное время. Но римский император нашел компромиссное решение и согласился на спортивную битву – Спартак должен был сразиться в один на один с римским гладиатором. На арене спартанец победил гладиатора, но умер в последней битве.
Спартак погиб, но свобода и правосудие, которые он стал символом, встали на путь своего осуществления.
В балете «Спартак» Хачатуряна ярко выражено противостояние двух систем ценностей: свободы и рабского тирании. Из этой борьбы рождается история любви, которая с темпом направленности двигает действие к финальной точке.
Сюжет балета «Спартак Григоровича»
Балет «Спартак» Григоровича является одним из самых известных и популярных произведений в мире классического балета. Этот великолепный спектакль был поставлен в 1968 году, а его автором является легендарный советский хореограф Юрий Григорович.
Сюжет балета основан на истории древнеспартанского героя Спартака, который вел восстание против римского рабства. Балет состоит из трех актов и сорок пяти сцен, каждая из которых воссоздает жизнь в древнем Риме, сцены битв, страсти и героизма.
В первом акте Спартак является пленным воином, который проходит через различные испытания и становится героем всех рабов. Во втором акте Спартак и его воины сражаются за свободу, противостоят римской армии и пытаются освободить рабов. Однако Спартак погибает, чтобы его товарищи могли продолжить борьбу за свободу вечно.
В финальном акте балета показывается триумфальное парадное шествие побежденных римских войск и рабов. Оно символизирует победу и свободу, а также восхваление духа Спартака и его борьбы.
В балете «Спартак» Григоровича выразительное движение танца, красивая музыка и глубокое эмоциональное содержание объединяются, чтобы передать зрителям историю о свободе, любви, героизме и вечной борьбе за правду.
Основной сюжет и драматическая линия
Балет «Спартак» — это одно из самых известных произведений в репертуаре балета XX века, созданное русским хореографом Юрием Григоровичем.
Либретто балета основано на исторических событиях, происходивших в Древнем Риме. Основной сюжет повествует о жизни и борьбе Спартака, раба-гладиатора, который возглавляет восстание против римского рабовладельческого режима. Драматическая линия балета строится вокруг темы свободы, справедливости и любви.
Балет «Спартак» состоит из трех актов и использует элементы классического и современного стиля танца. В хореографии Юрия Григоровича прослеживается сильная выразительность, энергетика и символика.
В первом акте зрителям представляется образ Спартака, который выделяется среди других рабов своими силой, умением и харизмой. Здесь также встречается любовная история между Спартаком и Фригией, женой своего лучшего друга и товарища по судьбе Кастора. К этому времени уже начинается их подготовка к восстанию.
Второй акт — это битва гладиаторов. Спартак и его товарищи, объединившись, вступают в схватку со своими противниками. В результате боя Спартак побеждает, но страдает от гибели Кастора. Это становится поворотным моментом в его жизни и восставшую против Рима.
Третий акт — это трагический финал. Спартак и Фригия, организовывая восстание рабов, предложили свою жизнь в жертву для осуществления своей мечты о свободе. В этой части балета зритель видит смерть Спартака и его последнюю фантазию о светлом будущем свободы для всех.
Основной сюжет и драматическая линия балета «Спартак» Григоровича поражают своей патриотичностью, эмоциональностью и силой передачи идеалов свободы и справедливости.
Финал и итоги произведения
После долгой и тяжелой борьбы Спартак и его противники встречаются в решающем поединке. Главный герой, посвятивший свою жизнь свободе и борьбе против порабощения, сражается с огромной силой и мастерством. В этом битве все его навыки и страсть к свободе достигают своего пика.
Великий римский воин Красс упорно сражается, но способности Спартака и его способность глубоко вдохновить приемницу Варяга Таразгину дает спартаковским воинам преимущество в этой схватке. В конечном итоге Спартак побеждает и устанавливает устойчивый мир.
Финал балета становится символом победы свободы и справедливости над тиранией. Спартак и его союзники показывают не только мужество и силу, но и надежду на лучшее будущее, где все люди могут жить в свободе и равенстве.
Таким образом, «Спартак» Григоровича — это эпическая и вдохновляющая история о силе духа и желании хорошего. Этот балет не только рассказывает историю Спартака, но и вдохновляет зрителей на действия и борьбу за свободу и справедливость.
Композитор и балетмейстер
Первым «Спартака» Хачатуряна поставил Леонид Якобсон. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года в Ленинградском театре оперы и балета (ныне Мариинский театр). Весной 1958 года спектакль, уже в постановке Игоря Моисеева, показали в Большом театре. Спустя четыре года там поставили и балет Якобсона. Партию Спартака тогда исполнял Дмитрий Бегак, а Фригии — Майя Плисецкая.
«Спартак» Якобсона пользовался немалой популярностью. Однако что-то дирекцию театра всё же не устраивало: через несколько лет после первого спектакля в Большом театре пришли к выводу, что он «выполнил свою историческую миссию». Изменить положение вещей должен был Юрий Григорович.
По словам Григоровича, уже тогда он понимал, что этот балет очень сложно воплотить на сцене. И дело было не в музыке: она как раз «вливалась в танец». Трудности заключались в перегруженном событиями сценарии.
«Поэтому в моей постановке «Спартака» возникла необходимость поиска новой композиции, единого драматургического хода, организующего действие вокруг темы восстания — решающей и главной в партитуре», — пояснил хореограф.
-
Юрий Григорович репетирует сцену из балета Арама Хачатуряна «Спартак» с исполнительницей партии Фригии заслуженной артисткой РСФСР Екатериной Максимовой
Репетиции нового «Спартака» начались в конце 1967 года.
Григорович отметил, что в начале их совместной работы Хачатурян был несколько насторожен: он хорошо помнил неудачи при подготовке предыдущих версий балета. Порой между балетмейстером и композитором возникало то, что они в шутку называли «битвой за ноту».
В то же время Григорович подчеркнул, что их работу с Хачатуряном определяли не споры и конфликты: шёл обоюдный поиск новой драматургической формы. И однажды, во время одной из бесед, они стали союзниками.
«Я изобразил новый драматургический принцип балета в виде схемы: действенная сцена — монолог, действенная сцена — новый монолог и так далее. Мне нужно было показать графически, как наглядная сюжетика балета переходит в иной, внутренний план; как совершившиеся только что у нас на глазах события — многофигурные, активные, напряжённо-конфликтные — отыгрываются, осмысляются в форме монолога. Простая схема мгновенно воспринялась композитором, он уловил в ней музыкальную логику и представил будущий спектакль особым, внутренним зрением. И сразу работа потекла в абсолютном единстве, при редкой доброжелательности, внимании и помощи с его стороны», — поделился воспоминаниями Григорович.
Владимир Васильев в интервью RT также отметил, что, хотя каждая репетиция для труппы была праздником и открытием, процесс работы над балетом нельзя назвать лёгким: от каких-то отрезков Юрий Николаевич отказывался, в иных случаях полагал, что фрагменты необходимо собрать воедино. Причём все его просьбы были логичны, а балет — идеально срежиссирован.
В результате, по словам артиста, Хачатурян плакал в конце каждого спектакля, на который приходил: таким убедительным и гармоничным получился «Спартак».
- Марис Лиепа (Красс) и Нина Тимофеева (Эгина) в сцене из балета Арама Хачатуряна «Спартак»
Особенности композиции и музыкального языка
Балет «Спартак» Хачатуряна является одним из самых значимых произведений не только в истории русского балета, но и в мировой культуре в целом. Это произведение создано на основе романтической истории, и в нем смело используются все элементы балетной техники, артистического мастерства и выражения.
Композиция балета имеет ярко выраженную драматургию, которая была написана в трех действиях. В музыкальном языке Хачатуряна использованы разнообразные формы, такие как мотив, тема, вариация, фуга и другие
Большое внимание уделяется кантабиле, которая позволяет выразить глубокие чувства героев
Характерной чертой музыки балета является использование национальной культуры Армении, которые привнесли в произведение особенный национальный колорит. Присутствуют яркие цвета в оркестровом звучании, темы из народной музыки, яркие ритмы и мелодии. Сочетание всех этих элементов создает уникальный музыкальный образ.
- Главная особенность композиции балета «Спартак» Хачатуряна – это отсутствие явного деления на арии, дуэты или ансамбли. Весь балет построен на передаче атмосферы идеологического пафоса и тяжелых схваток.
- Затрагивая в своем балете эмоционально-психологические состояния героев, Хачатурян достигает уникального эффекта на аудиторию, которая теряется в красоте и неповторимости произведения.
- В музыкальном языке Хачатуряна присутствуют уникальный гармонический язык, высокое мастерство оркестрации и ощутимое влияние на национальную музыкальную культуру.
«Герой особого рода»
Возникали в процессе создания постановки и другие сложности. Одним из таких непростых моментов стала замена на роль Красса. Партию должен был исполнять Владимир Левашов, однако во время прогона первого действия Григорович понял, что решение назначить Левашова на эту роль было ошибочным: несмотря на безусловный профессионализм и талант артиста, его сценическое соперничество со Спартаком-Васильевым выглядело недостоверно.
Владимир Васильев в то время был первым танцовщиком труппы. Однако он удивился своему назначению. По словам Григоровича, Васильев видел Спартака «монументальным гигантом» и не знал, что он может быть «героем особого рода». Сам Васильев вспоминает, что после спектаклей проходил незамеченным через толпу зрителей, скандирующих: «Спартак!» И всё — из-за невысокого роста, который, впрочем, не мешал ему быть убедительным на сцене.
«Парящий сокол», «олицетворение могучей силы», «неукротимый» — вот как говорили о Спартаке-Васильеве театральные критики в дни после премьеры.
Однако наравне с традиционно приписываемыми главному герою качествами в нём можно было увидеть другую, более человечную сторону. И этим Спартак Григоровича сильно отличался от своих предшественников.
По словам Васильева, в предыдущих постановках партитуры Спартак был будто бы «вырисован одной краской», у Григоровича же герой получился более живым: иногда страдающим, любящим, трепетным и нежным (с любимой женщиной); иногда — будто бы железным (в части управления войском). Именно это разнообразие сделало роль такой настоящей.
Васильев рассказал о значении спектакля «Спартак» в своей жизни
«Эта музыка ещё долго будет с нами»
За полвека существования постановки Григоровича сменились 21 Спартак, 15 Крассов, 17 Фригий и 19 Эгин. Но сам балет не менялся ни разу. Сегодня он идёт в точности так, как был поставлен 50 лет назад.
По словам Григоровича, для всей труппы работа над «Спартаком» была настоящим счастьем, «любовь и поддержка царили за кулисами и переливались в зал».
«Страстность, эмоциональная сила, никаких получувств и полустрастей — всё значительно, ярко. В этом формула Хачатуряна. Этим он близок нам всем. Две его балетные партитуры — «Гаянэ» и «Спартак» — по-прежнему вдохновляют и изумляют своими танцевальными возможностями и своей красотой. Я думаю, эта музыка ещё долго будет с нами», — заключил Юрий Григорович.
Визитная карточка советского балета: исполняется 50 лет со дня премьеры «Спартака» в постановке Григоровича
Полную версию интервью с Владимиром Васильевым смотрите на сайте RTД.