Смысл книги
Смысл книги нельзя описать парой строк, ведь автору удалось внести в произведение массу смыслов под личиной фэнтези с нотками иронии. Например, сложность и ответственность работы Смерти, которая вынуждена странствовать по миру без выходных. От нее зависит равновесие, и это тяжелый груз для нее. Не зря ведь она мечтает просто ничего не делать хотя бы один день.
Фото: Яндекс Дзен
И вот появляется Мор, которому выпало заменить Смерть на ее посту. Однако он ведь простой человек со своими проблемами, желаниями, страхами и страстями. Сложность в том, что он еще юн и неопытен, поэтому не всегда может быть таким ответственным и пунктуальным, как его мастер.
Пратчетт хорошо показывает проблему жизни и смерти, а также предназначения, судьбы. Как бы человек не старался, рано или поздно за ним придет Мор или сама Смерть, чтобы проводить его на другие планы бытия. И перед Смертью всегда открываются любые двери, для не равны все – от простолюдина до короля.
Так что до скорых встреч на страницах новых статей и мирного вам неба над головой.
Местности[]
- Плоский мир и ассоциированные измерения
- Ад (упоминание)
- Владения Смерти
- Подземельные измерения (упоминание)
- Рай (упоминание)
- Диск
- Заворотный океан
-
Краевой океан
- (упоминание)
- Круглое море
- Крулл
- Противовесный континент
- Агатовая империя
- Клатчский континент
- Великий Неф
- Клатчский континент (в узком смысле)
- Клатчский серифат (упоминание)
- Клатчистан (упоминание)
- Цорт
- Безымянный континент
- Овцепикский регион
- Карракские горы (упоминание)
- Овцепикские горы
- Кори Челести (упоминание)
- Страна Просветления
- Анк-Морпоркский регион
- Анк-Морпорк
- Река Анк
- Анк
- Морпорк
- Дворец Патриция
- Филигранная улица
- Тени
- Улица Богов и Кровавая аллея
- Псевдополис (упоминание)
- Равнины Сто
- Сто Лат
- Страна Октариновых Лугов
- Анк-Морпорк
- Овцепикский регион
Персонажи[]
Главные герои
- Мор — юноша шестнадцати лет, рыжий, худой, нескладный. Немного не от мира сего, но далеко не дурак.
- Смерть — антропоморфическая сущность. Выглядит как скелет в чёрной мантии, с голубыми искрами в глазницах вместо глаз. Смерть очень пунктуален, но иногда ему приходит в череп мысль отдохнуть от своей вечной работы.
- Изабель — приёмная дочь Смерти, выглядит как девушка шестнадцати лет, излишне полненькая, с серебристыми волосами. На самом деле, «вот уже тридцать два года», как ей шестнадцать — она живёт во Владениях Смерти, а там время не совсем настоящее. Изабель увлекается чтением книг чужих жизней и шоколадом. Иногда катается на пони.
- Принцесса Кели, позже королева Келирехенна Первая — наследная принцесса Сто Лата, девушка лет шестнадцати, рыжеволосая, несколько худощавая, но привлекательная. Принцесса обладает решительным характером.
- Огниус Кувыркс — молодой волшебник двадцати лет, закончивший Незримый Университет и практикующий в Сто Лате. Полноват, бороды не носит. Неряшлив в быту, иногда бывает суетлив, но очень умён и изобретателен.
- Альберт — слуга Смерти, в прошлом был величайшим магом.
- Бинки
Второстепенные персонажи
- Аббат Лобсанг
- Амелина Хэмстринг
- Библиотекарь
- Герцог Сто Гелитский
- Горгулья-молоток
- Калека Ва
- Лезек
- Лиона Хвиляга
- Олирв Ублюдок
- Ринсвинд
- Родли Щеботанский
- Терпсик Мимс
- Торос М’Гук
- Хамеш
- Чесночная Сардина
Упоминание
- Арторолло
- Великий А’Туин
- Лай Тинь Видль
- Матушка Ветровоск
- Мировые слоны
- Оффлер
- Рок
- Ронрон Шувадхи
- Семирукий Сек
- Слепой Ио
- Создатель
- Участь
- Хоки
Цитаты[]
- — Но ты — Смерть! — воскликнул Мор. — Ты занимаешься тем, что ходишь и убиваешь людей!— Я? УБИВАЮ? — отозвался Смерть, явно оскорбленный до глубины души. — ДА КАК ТЕБЕ ТАКОЕ МОГЛО ВЗБРЕСТИ В ГОЛОВУ? ЛЮДЕЙ УБИВАЮТ, НО ЭТО ИХ ЛИЧНОЕ ДЕЛО, ЗДЕСЬ Я НИ ПРИЧЁМ. Я ВСТУПАЮ В ИГРУ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЭТО СОБЫТИЕ СВЕРШИТСЯ. МОЯ ОБЯЗАННОСТЬ — ЗАНИМАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ С МОМЕНТА УБИЙСТВА И ДАЛЬШЕ. В КОНЦЕ КОНЦОВ, ТЫ НЕ НАХОДИШЬ, ЧТО МИР, В КОТОРОМ ЛЮДЕЙ УБИВАЮТ И ПОСЛЕ ЭТОГО НЕ УМИРАЮТ, ЗАСЛУЖИВАЕТ НАЗВАНИЕ ЧЕРТОВСКИ ГЛУПОГО МИРА?
- «СПРАВЕДЛИВОСТИ НЕТ. ЕСТЬ ТОЛЬКО Я». — Смерть
- Собирая мир, Создатель выдал на-гора массу выдающихся и в высшей степени оригинальных идей. Однако сделать мир понимаемым в его задачу не входило.
- Учёные подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равны одному на миллион.
- Однако волшебники подсчитали, что шанс «Один на миллион» выпадает в девяти случаев из десяти.
- «Забавная штука эти ресницы, — размышлял он после окончания эксперимента. — Ты их не замечаешь — пока не лишишься».
Ссылки
Предшественник:«Творцы заклинаний» | 4-я книга серии | Преемник:«Посох и шляпа» |
Предшественник:— | 1-я книга цикла Смерть | Преемник:«Мрачный Жнец» |
Произведения Терри Пратчетта
Плоский мир | |
Книги: |
«Цвет волшебства» —«Безумная звезда» —«Творцы заклинаний» —«Мор, ученик Смерти» —«Посох и шляпа» —«Вещие сестрички» —«Пирамиды» —«Стража! Стража!» —«Эрик» —«Движущиеся картинки» —«Мрачный Жнец» —«Ведьмы за границей» —«Мелкие боги» —«Дамы и Господа» —«К оружию! К оружию!» —«Роковая музыка» —«Интересные времена» —«Маскарад» —«Ноги из глины» —«Санта-Хрякус» —«Патриот» —«Последний континент» —«Carpe Jugulum. Хватай за горло» —«Пятый элефант» —«Правда» —«Вор времени» —«Последний герой» —«Удивительный Морис и его учёные грызуны» —«Ночная стража» —«Маленький свободный народ» —«Чудовищная рота» —«Шляпа, полная небес» —«Опочтарение» —«Бац!» —«Зимних дел мастер» —«Делай деньги» —«Unseen Academicals» —«I Shall Wear Midnight» —«Повышая налоги» |
---|---|
Рассказы: |
«Театр жестокости» —«Мост троллей» —«Море и рыбки» —«Смерть и Что Случается После» —«Академический экзорцизм в отдельно взятом Университете» |
Прочее: |
The Discworld Companion —The Science of Discworld —The Science of Discworld II: The Globe —The Science of Discworld III: Darwin’s Watch —The Pratchett Portfolio —The Art of Discworld —The Unseen University Challenge —The Wyrdest Link —The Streets of Ankh-Morpork —The Discworld Mapp —A Tourist Guide to Lancre —Death’s Domain —Nanny Ogg’s Cookbook —The Discworld Almanak —The Unseen University Cut Out Book —The Discworld Diaries —Где моя корова? —Once More* With Footnotes —Wit and Wisdom of Discworld |
Отдельные произведения | |
Циклы: |
Мир номов:«Угонщики» —«Землекопы» —«Крылья» Джонни Максвелл:«Только ты можешь спасти человечество» —«Джонни и мертвецы» —«Джонни и бомба» |
Книги вне циклов |
«Обратная сторона солнца» —«Страта» —«Люди ковра» —«Кот без дураков» —«Добрые предзнаменования» (совместно с Нейлом Гэйманом) —«Nation» |
О чем книга Терри Пратчетта «Мор, ученик Смерти»
Именно с написания этой книги, Терри Пратчетт твердо для себя решил стать профессиональным писателем. Он ушел с работы, полностью посвятив себя своим вымышленным мирам и персонажам. Его цикл о плоском мире из более чем 40 книг считается одним из самых проработанных и подробных. А сама книга является началом подцикла (такое деление придумано фанатами) про Смерть.
Высокий, костлявый, неуклюжий и нескладный, но крайне любознательный юноша Мортимер, которого чаще зовут Мором был совершенно бесполезен в хозяйстве. На ферме, где выращивали обратнолетний виноград, уже давно уяснили, что, несмотря на все старания и искреннее желание помочь, вреда от парнишки было куда больше. По совету своего брата, отец Мора везет сына на ярмарку подмастерий, где юношей разбирали представители тех или иных профессий. За несколько секунд до полуночи – момента закрытия ярмарки, когда на всей площади остался только Мортимер с отцом, появляется Смерть и берет Мора себе в ученики.
На парня у Смерти были свои виды. Во-первых, его приёмной дочери требуется сверстник для общения. А во вторых, в кои-то веки, Смерть решила взять отпуск, переложив работу в руки ученика.
Смерть вводит Мора в курс дел и берет с собой на “работу”. Забрать душу правителя королевства Сто Лат, убитого наёмником, которого подослал родственник – герцог. Единственной преградой между троном и герцогом остается юная принцесса Кели. Возвращаясь в своё поместье, смерть объясняет ученику, что жизнями распоряжается судьба, а их задача – это освободить душу. И ни при каких обстоятельствах нельзя вмешиваться в события, какими бы несправедливыми они не казались Мору.
Мрачный жнец, не желая тянуть и будучи полностью уверенным, что Мор справится, отправляет его одного, выдав ему песочные часы для троих людей, чьё время уже на исходе. Среди этих часов есть и часы принцессы Кели. Если что и получалось у него лучше всего, то это задавать вопросы и всё портить. Едва прибыв вовремя, он освобождает душу её убийцы, тем самым нарушив самый строгий запрет – не вмешиваться.
Убедив себя, что ничего страшного не произошло, Мор не решается рассказать о произошедшем Смерти. В итоге, Смерть отправляется в отпуск, оставив все дела на ученике.
А тем временем, мир оказался не готов к такому повороту событий. Принцесса, которой предназначалось умереть, осталась жива. Мир жил по прежнему сценарию судьбы без Кели, в связи с чем, придворные стали её забывать и иногда, глядя на неё в упор, не видели её. Даже наем мага на должность королевского узнавателя лишь усугубило ситуацию – по плоскому миру пошла стена, что стала переписывать историю.
Пытаясь спасти наследницу Сто Лат, Мор забирает её в поместье Смерти, где вступает в схватку с вернувшимся из отпуска разъяренным Хозяином поместья, выиграть которую невозможно.
Источник
Сюжет
Юношу по имени Мор нужно куда-то пристроить, потому что ему явно нечем заняться на ферме отца, да и вообще он какой-то не от мира сего. В итоге его нанимают подмастерьем, а наниматель его оказывается самим Смертью. Зачем ему понадобился ученик, Мор не понимает. Скоро он знакомится с приемной дочерью Смерти, Изабель, которая поначалу относится к нему высокомерно.
Отправившись на очередное выполнение обязанностей, Смерть решает взять с собой Мора. В этот раз суждено было умереть королю Сто Лата. Его дочь, принцесса Кели, очень понравилась Мору.
Переложив на ученика часть своих обязанностей, Смерть, тем временем, в первый раз за все свое существование решает взять выходной. По мере того, как Мор, работает смертью, он все больше и больше приобретает черты Смерти и становится слишком реальным, ибо нет ничего более реального, чем смерть. Получив очередное задание от хозяина, Мор спешит к людям, в чьих песочных часах вот-вот упадут последние песчинки. И среди них пятнадцатилетняя принцесса Сто Лата Келирехенна, которой предопределено погибнуть от ножа наемного убийцы. Юноша с ужасом понимает, что ему предстоит перевести в иной мир именно понравившуюся ему девушку. Мор решает убить ее убийцу вместо нее, и Кели остается в живых, но мир об этом не знает и знать не желает.
Удар косы Мора разделил историю на две реальности — и обе настоящие — та, в которой Кели осталась жива и та, где она мертва. Но вторая реальность, предопределенная судьбой, начинает потихоньку вытеснять первую, чтобы расставить все по своим местам. История сама знает, как ей развиваться. Кели должна быть мертва — и мир всячески противится тому, что она еще жива
Людям становится сложно видеть ее, они тут же забывают о ней, стоит Кели перестать привлекать к себе внимание всеми способами… Юная принцесса, стараясь справиться с ситуацией, находит молодого волшебника, Огниуса Кувыркса, и назначает его на должность королевского узнавателя. Но Мор не желает смириться с происходящим
Он бросает вызов Смерти.
Люди не более способны изменить ход истории, чем птицы — небо. Все, что они могут, — это воспользоваться моментом и вставить свой небольшой узор… |