9 вопросов о том, как генетика влияет на развитие и обучение детей

Что такое развитие личности в педагогике? - ваша онлайн энциклопедия

2.Роль наследственности в развитии личности………………….стр. 5-8

3.Развитие личности 
и его факторы……………………………..
.стр.9-11

4.Движущие силы 
и механизм самовоспитания личности…… 
..стр.12-15

5.Личность как 
объект и субъект воспитательного
процесса…. стр.16-18

6.Взаимодействие 
коллектива и личности……………………….стр.19-21

7.Заключение………………………………………………………
стр.22

8.Список литературы……………………………………………..
.стр.23
     
      
  

Введение

    Каждая 
наука в одном и том же объекте 
изучения выделяет свой предмет исследования
– ту или иную форму бытия объективного
мира, ту или иную сторону процесса развития
природы и общества. Воспитание как сложное,
объективно существующее явление изучается
многими науками. Исторический материализм,
например, рассматривает воспитание как
частный момент развития общества, его
производительных сил и производственных
отношений; история – как частный момент
истории классовой борьбы и классовой
политики; психология – в связи с изучением
становления личности развивающегося
человека. Самостоятельность любой науки
определяется, прежде всего, наличием
особого, собственного предмета исследования,
наличием такого предмета, который специально
не исследуется никакой другой научной
дисциплиной.

    В
общей системе наук, в общей 
системе «вещей и знаний» педагогика выступает
как единственная наука, имеющая своим
предметом воспитание человека.

     
Изучение всякой науки начинается 
с уяснения таких вопросов: как 
возникла и развивалась эта 
наука и какие специфические 
проблемы она исследует?

    В
самом деле, каждая наука имеет свою историю
и достаточно определённый аспект природных
или общественных явлений, изучением которых
она занимается, и знание которых имеет
большое значение для осмысления её теоретических
основ.

    Без
этого оно не могло развиваться.
Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных
учреждений, расширяется сеть народных
школ, дающих необходимую подготовку детям,
открываются специальные учебные заведения
по подготовке учителей и начинает преподаваться
педагогика как особая научная дисциплина.
Всё это давало большой толчок развитию
педагогической теории.

    Возникнув
как наука о воспитании детей 
и молодёжи, педагогика по мере расширения
границ воспитания и сферы действия
субъективных факторов в жизни общества
всё более становятся наукой об общих
закономерностях воспитательного воздействия
на людей всех возрастов.

    Развиваясь,
всякая наука обогащает свою теорию,
наполняется новым содержанием 
и осуществляет дифференциацию своих 
исследований. Этот процесс коснулся
и педагогики. В настоящее время
понятием «педагогика» обозначается целая
система педагогических наук.

    Педагогика 
как наука подразделяется на ряд 
самостоятельных педагогических дисциплин:

        
Общая педагогика
, исследует основные
закономерности воспитания человека;
раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности
воспитания, его роль в жизни общества
и развитии личности, процесс образования
и обучения.

    Возрастная 
педагогика
, изучающая особенности
воспитания людей на различных этапах
возрастного развития; она подразделяется
на пределы (профессионально-технического,
высшего образования и др.);

    Специальная
педагогика
– дефектология, изучающая
особенности развития, обучения и воспитания
аномальных детей. Которая в свою очередь
распадается на ряд отраслей: вопросами
воспитания и обучения глухонемых и глухих
детей занимается сурдопедагогика, слепых
и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно
отсталых – олигофренопедагогика, детей
с расстройствами речи при нормальном
слухе – логопедия;

    Частная
методика
, исследующая специфику применения
общих закономерностей обучения к преподаванию
определённого предмета (иностранного
языка, математики, биологии, физики, химии
и др.);

    История
педагогики
, изучающая развитие педагогических
идей и практики воспитания в различные
исторические эпохи.

    Интенсивно
развиваются, как самостоятельные, такие
отрасли педагогической науки, как педагогика
профтехобразования, педагогика высшей
школы, военная педагогика, исправительно-трудовая
педагогика. Складываются такие части
педагогики, как школоведение, педагогика
семейного воспитания, педагогика детских
и юношеских организаций, педагогика культурно-просветительной
работы.
    
  

Наследственность как исходный фактор развития личности

Берзина Лада Валерьевна

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как вид в биологическом мире, обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

К наследственным свойствам организма относятся прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.

Большой интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.). В воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Эта направленность жизненных сил, заложенных в природе человека и проявляющихся в форме задатков и способностей, предполагает прежде всего возможность успешной деятельности в отдельных областях. Реализация же их во многом зависит от условий жизни и воспитания. Наследование способностей в отдельных семьях, т. е. появление в ряде поколений людей, одаренных в определенной области, объясняется во многом не только передачей по наследству определенных задатков, но и тем, что в этих семьях дети воспитывались в атмосфере интереса к определенному виду деятельности. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества. Эти задатки заложены в структуре мозга, органах чувств, речедвигательных органах и служат одним из условий успешности выполнения затем какой-либо конкретной деятельности, выбранной самим человеком под влиянием условий и обстоятельств жизни. Признавая возможное биологическое неравенство задатков и способностей, отечественная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлений к ним обучения, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого задатков и способностей.

Генотип определяет свойства нервной системы. Нервная система новорожденного несет в себе огромные возможности образования новых форм поведения и их нервных механизмов. В частности, человек наследует такие особенности строения и функционирования нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность тормозного и возбудительного процессов. Их сочетания определяют тот или иной тип высшей нервной системы, или темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют ввиду индивидуально-психологические свойства человека, которые характеризуют динамические особенности протекания психических процессов и состояний, то есть темп, ритм, быстроту и силу.

Табл.1 .Особенности нервных процессов и типы темпераментов.

  • Русско французская конвенция 1893 кратко

      

  • Легенда о мерлине кратко

      

  • Заливы атлантического океана кратко

      

  • Аменсализм это кратко и понятно

      

  • Каково было положение станционных смотрителей в россии кратко

Понятие и виды факторов, оказывающих влияние на развитие личности

Фактор – причина, движущая сила процесса или явления.

Факторы, оказывающие влияние на развитие личности человека принято подразделять на:

  1. Биологические — наследственность
  2. Социальные – среда и воспитание
  3. Внутренние – личная активность человека, которая порождается интересами, противоречиями и иными мотивами, направленным на самовоспитание и деятельность в обществе.
  4. Внешние – к ним относятся социальная и природная среда, то есть понимается как воспитание в широком смысле.

Таким образом, на развитие личности оказывает влияние совокупность разнообразных факторов, каждый из которых индивидуален по своему содержанию.

Близнецовый метод

Интересной  возможностью получить ответ на вопрос о приоритете может стать изучение детей с одинаковой наследственностью – близнецов.
 
История отношения к близнецам в древних культурах и в современном фольклоре ясно показывает, что отношение к ним в обществе всегда было особым. Близнецам часто приписывали какие-то особые способности, их почитали, однако, с другой стороны, в самом факте рождения «одинаковых людей» иногда видели чуть ли не проклятие высших сил. Так, например:

  • Племена индейцев Британской Колумбии верили, что близнецы приносят удачу. Считалось, что после рождения близнецов природа щедро одаривает людей рыбой и дичью.  
  • Североамериканские индейцы моявы думали, что близнецам подвластны природные стихии. Простые люди приобщались к этим способностям, обрызгивая могилы близнецов водой. 
  • В Индии представители народности Хунду верили, что близнецы оберегают их от непогоды. Чтобы обеспечить лучшую защиту, ягодицы близнецов окрашивали в черный и белый цвета.  
  • Балинезийцы совершали с близнецами сложные очистительные ритуалы в честь равновесия, существующего в природе.

Близнецы  обычно оказываются как бы замкнутыми друг на друге, поэтому иногда у них почти совсем не возникает потребности в общении ни со взрослыми, ни с другими детьми. Они, например, начинают говорить позже, чем обычные дети, но не потому, что они отстают в умственном развитии: у них вырабатываются собственные полувербальные, полутактильные системы коммуникации, которые на определенном этапе развития оказываются для них достаточными. Но при дальнейшем развитии личности ребенка как члена коллектива все это оказывается лишним, и даже опасным. Поэтому близнецы требуют особого внимания со стороны взрослых членов общества.

Признаки таланта

По данным различных исследователей феномена одаренности были выделены черты, характерные  для большинства одаренных детей:
 
1. Рано овладели знаниями в избранной сфере. 
2. Проявляли высокий интеллект, хорошую память. 
3. Были увлечены своим делом, энергичны. 
4. Демонстрировали ярко выраженную независимость, стремление работать в одиночку, индивидуализм. 
5. Умели контролировать себя. 
6. Имели стремление контактировать с другими одаренными, юными и взрослыми. 
7. Умели извлекать практический опыт и быстро приобретать художественный и интеллектуальный опыт.
 
Эти черты потенциальных творцов  сложно интерпретировать однозначно как  вложенные природой либо взращенные воспитанием. Высокий интеллект и хорошая память – качества врожденные, а что касается умения контролировать себя – можно ли здесь сказать однозначно?

Разброс мнений

Отдавая приоритет природе, мы признаем наследственность основным условием развития. Предпочитая  воспитание считать основным условием развития,  ученые активно изучают факторы внешней среды (поведение матери, количество детей в семье, теснота жилья и пр.), их влияние на процесс становления личности ребенка. Однако следует отметить, что ученые, имеющие различные взгляды на основное условие развития, наблюдая одну и ту же форму поведения, могут совершенно различно описывать процессы, которые привели к ее развитию.
 

 
Таким образом, нет единства по этому вопросу  среди ученых. Родители также различным  образом отвечают на этот вопрос, демонстрируя диаметральную противоположность мнений.  Говорят мамы детей от двух до пятнадцати лет:

Когда я задумываюсь над этим вопросом, у меня сразу встает перед глазами граф Монте-Кристо..

Ведь воспитал же из простого моряка аббат Фариа аристократа…Поэтому я считаю, что больше 70-80% личности можно заложить воспитанием.
Мне кажется, воспитание очень важно!!! Более того, воспитанием занимаются все: начиная с семьи, продолжая детсадом-школой-вузом, заканчивая корпоративной культурой, т.е. рабочим коллективом и начальством

Таким образом, лично я верю в возможности САМОвоспитания Личности. По моему мнению, именно самовоспитывающаяся Личность имеет все шансы преодолеть «накопления прошлых жизней», чтобы стать тем, кем захочет (точнее, такая Личность прочувствует свое предназначение — и все станет возможным!) Одним словом, хочу сказать, что задача родителей сводится, на самом деле, к воспитанию Личности ребенка.
Что ставить целью воспитания, в смысле, как на него смотреть. Поскольку я верю в Бога, то я верю, что в отношении каждой созданной Господом души у Него есть прекрасный божественный замысел. В задачу родителей не входит разгадать загадку этого замысла, но— создать обстановку любви, «наибольшего благоприятствования» для расцветания каждого уникального цветка, человеческой души. В этом смысле наилучших результатов добьётся, с моей точки зрения, тот родитель, который не пытается ломать и строить ребёнка, лишать его радости и вести его за руку к неким общественным стандартам. Первое правило воспитания — с РАДОСТЬЮ и трепетом принять свою вторичность, то есть признать потрясающую красоту и правомерность того, что уже до нас создано Богом. Второе правило —постараться воспитывать ребёнка в русле этого божественного замысла: слушать свою совесть, например. И вот на этом пути воспитание может принести прекрасные плоды… вплоть до 100%. 
Поскольку я сторонник реинкарнации (в смысле череды человеческих воплощений), то воспитание — это не более чем огранка доверенного нам драгоценного камня. Но это всё равно очень важная и ответственная задача: мы не можем создать в ребёнке жизненную энергию, но мы можем помочь выбрать вектор её применения. Иначе говоря, если накопления прошлых жизней не позволяют ребёнку быть яркой личностью, то мы не сможем сделать из него гения. А вот если в ребёнке заложено много, то во многом от нас зависит — будет ли это гений или злодей. 
А я вот смотрю на детей. Они совершенны от природы. Воспитанием как бы не испортить… 

 
Как можно отметить, разброс мнений велик и разнообразен: от 70-80%, и даже 100%, при некоторых оговорках, значимости воспитания до того, что воспитанием можно испортить заложенное природой.

5.3. Факторы развития личности.

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека – его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Среда. В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.

Научные наблюдения свидетельствуют о другом. Дети, которых после длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям и поместить в специально созданные условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

Среди зверей

Еще одним фактом в пользу приоритета воспитания могут стать дети, выращенные животными. Вспомним пример Маугли, который был ребенком нормальных родителей, но попал в аномальную для себя среду и каким-то образом сумел к ней приспособиться, но человеком сам по себе стать не смог. Значит, воспитание важнее наследственности? Наверное, да

Ситуации, когда детей оставляли в лесу и они там выживали, действительно наблюдались в истории, хотя и редко, причем важно отметить при анализе таких случаев, что абсолютно нормального ребенка нормальные родители обычно не оставляют в лесу. Противопоставлен «Маугли» может быть «Тарзан»: благодаря наследственности английского лорда, не слыша человеческой речи, он научился читать и говорить, когда увидел текст. 

Соотношение воспитания и природных задатков вплотную примыкает к теме детской одаренности. Можно ли воспитать одаренного ребенка в определенной области?

Биологический фактор: наследственность

Наследственность – биологическое свойство организма передавать от родителей к детям определенные особенности и качества.

Основными носителями наследственности являются гены. Именно наследственность обуславливает то общее, что делает человека человеком, и в тоже время отличает людей между собой.

По наследству могут передаваться:

  1. Видовые признаки человека, как представителя своего рода
  2. Физические особенности свойственные человеку в зависимости от расы, пола, национальности и т.д.
  3. Физиологические особенности (обмен веществ, артериальное давление, резус-фактор и т.д.)
  4. Строение нервной системы и ее особенности
  5. Аномалии организма
  6. Предрасположенность к ряду заболеваний, имеющих наследственный характер

Наследственность необходимо отличать от врожденных особенностей человека, которые связаны с изменениями генотипа, произошедшего в результате неблагоприятных жизненных условий.

Готовые работы на аналогичную тему

Одним из важнейших вопросов, касающихся развития личности является вопрос наследственности готовых способностей к определенному виду деятельности или же наследуются только задатки. То есть, что наследуется способности или задатки? В настоящее время установлено, что наследуются только задатки.

Задатки – анатомо-физиологические особенности организма человека, которые являются предпосылками развития у него способностей.

По своей сути, задатки обеспечивают предрасположенность к занятию той или иной деятельностью.

Принято различать два вида задатков:

  1. Общечеловеческие – присущи конкретно человеческому виду (строение мозга, нервной системы и т.д.).
  2. Индивидуальные – присущи определенному человеку (умственная работоспособность, строение анализаторов, коры головного мозга, отдельных органов и т.д.)

Способности – это индивидуальные особенности личности человека, которые являются субъективными условиями успешности осуществления различных видов деятельности

Способности отражаются быстротой, глубиной и прочностью овладения определенными приемами и способами деятельности.

Высший уровень развития способностей – это гениальность и талант

Способности являются прижизненными образованиями, которые формируются на протяжении всей жизнедеятельности человека. Необходимо понимать, что наследуются только задатки, которые человек уже в процессе воспитания и обучения развивает или нет.

Таким образом, задатки являются индивидуально-природной основной способностей. Однако они недостаточны для полноценного развития способностей. Необходимо присутствие соответствующих внешних условий и адекватной самостоятельной деятельности.

Неразвитость определенных способностей, не говорит о том, что у личности нет для этого задатков, это может говорить о том, что не достаточно было направлено сил и стараний на их развитие.

В настоящее время основное внимание со стороны современной педагогики, направлено на выявление у человека, в первую очередь, специальных задатков. Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности

Специальные задатки – задатки к конкретному виду деятельности.

В качестве специальных задатков можно назвать музыкальные, художественные, лингвистические, спортивные и т.д.

В процессе исследования специальных задатков, было установлено, что люди, которые ими обладают, достигают высоких результатов и продвигаются быстрыми темпами в определенных видах деятельности.

Специальные задатки могут проявляться у человека, как в детстве, так и во взрослом возрасте, важным фактором их проявления является создание необходимых условий.

Таким образом, специальные задатки наследуются из поколения в поколение. Примером тому могут быть семьи музыкантов, актеров, художников и т.п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: