Что такое обмен веществ простыми словами

Виды метаболизма — какое у него биологическое значение

Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь

Метаболизм процессуально слагается из двух частей, происходящих в клетке в одно и то же время: пластического и энергетического обмена.

Пластический метаболизм (анаболизм, ассимиляция) является совокупностью реакций синтеза, сопровождающихся расходом энергии аденозинтрифосфата. Пластический обмен особенно важен тем, что в результате него синтезируются органические вещества, играющие важную роль в жизнедеятельности клетки. Реакциями данного обмена являются, например, процесс фотосинтеза, биологический синтез белковых молекул и репликация молекул ДНК (самодублирование).

Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) являет собой сочетание реакций разложения сложных веществ на более простые. Результатом данного обмена является накапливание энергии в форме АТФ. Важнейшими процессами энергетического обмена являются дыхание и брожение.

Пластический и энергетический обмены прочно коррелируют между собой, в связи с тем, что синтез органических веществ происходит в процессе пластического обмена, а для этого нужна именно энергия АТФ; в процессе обмена энергии органические вещества разлагаются, и высвобождается АТФ, а затем используется для синтеза.

Получение энергии организмами осуществляется в процессе питания, затем высвобождают ее и переводят в форму, доступную главным образом в процессе дыхания. По способу питания все организмы подразделяются на автотрофные и гетеротрофные. Автотрофы способны к самостоятельному синтезу органических веществ из неорганических, а гетеротрофные организмы поглощают уже готовые органические вещества.

Ассимиляция — биосинтез макромолекул, свойственных клеткам организма. Растения и многие бактерии могут создавать молекулы глюкозы из углекислого газа и воды. На этот процесс расходуется и запасается энергия. Животным необходимы готовые молекулы белков, жиров и углеводов (БЖУ). Это важнейший строительный и энергетический материал для клеток.

Ассимиляция — это совокупность процессов создания структур организма с накоплением энергии.

  • Поступление из внешней среды веществ, необходимых для организма;
  • Превращение питательных веществ в соединения, которые могут использоваться клетками и тканями;
  • Синтез структурных элементов клеток, ферментов и т.д., замена устаревшим новыми;
  • Синтез более сложных соединений из более простых;
  • Отложение запасов.

Диссимиляция — распад веществ, противоположный ассимиляции (биосинтезу). Белки гидролизуются до аминокислот. При распаде жиров выделяются жирные кислоты и глицерин. Сложные углеводы разлагаются на простые сахара.

Ассимиляция и диссимиляция происходят согласованно. Распад и окисление веществ с выделением энергии возможны лишь тогда, когда есть субстрат — макромолекулы. Они разлагаются на мономеры, которые участвуют в биосинтезе. Выделяющаяся при диссимиляции энергия затрачивается на образование свойственных организму веществ.

Урок биологии «Обмен веществ» 5 класс

Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»

Цели урока:

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», «Рабочая тетрадь. Биология: 6 класс».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Презентация.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос «В чем отличие живых организмов от неживой среды?»

Признаки живого организма

  • Питание

  • Дыхание

  • Рост

  • Развитие

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать какое свойство мы будем изучать следующим, давайте посмотрим на слайд. Как вы понимаете фразу «Организм – открытая, саморегулирующаяся система»?

Для каких веществ организм открыт? Как вещества поступают в организм? Как называются эти процессы?

Что происходит с избытком веществ? Каким образом вещества выводятся из организма?

Этот процесс называется обменом веществ. Сообщение темы урока

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

IV. Изучение нового материала

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

Известно, что обмен веществ можно рассматривать с разных сторон: обмен веществ различается у растений и у животных, а также обмен веществ — это химический процесс.

Для того, чтобы узнать как можно больше о процессе обмена веществ мы разделимся на группы:

  1. Химики

  2. Ботаники

  3. Зоологи

Работа в группах:

1 группа: «Химики»

Задача: Изучить химическую природу обмена веществ.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Как по-другому называется обмен веществ?

  • На какие стадии делится обмен веществ?

  • Что происходит на стадии катаболизма?

  • Что происходит на стадии анаболизма?

  • Что такое ферменты? Зачем они нужны в химических реакциях?

  1. Заполните схему:

2 группа «Ботаники»

Задача: Выявить особенности обмена веществ у растений.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • О каком процессе рассказывается в вашем тексте?

  • Как выглядит уравнение фотосинтеза?

  • Какие вещества поступают в растение?

  • Какие вещества образуются на свету?

  • Как используются эти вещества?

  • Что дальше происходит с этими веществами?

  • Как называется этот процесс?

  • Благодаря чему происходит этот процесс?

  • Как используется полученная энергия?

  1. Заполните таблицу

3 группа « Зоологи»

Задача: Выявить особенности обмена веществ у животных.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Какие вещества поступают в организм животных?

  • Как называются процессы, при которых поступают вещества?

  • Что с ними происходит с веществами внутри организма?

  • Какие вещества выделяются в результате?

  1. Заполните таблицу

Индивидуальные задания:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Перечислите факторы, влияющие на скорость обмена веществ? Составьте схему.

  • Какая зависимость обмена веществ от температуры?

  • Какие бывают группы животных относительно температуры тела? Чем отличается их обмен веществ?

Обмен информацией:

Выступление 1 представителя от каждой группы, заполнение таблицы, схем.

IV. Обобщение:

Значение обмена веществ:

  1. Обеспечение организма энергией и питательными веществами

  2. Рост и развитие

  3. Круговорот веществ в природе

V. Закрепление нового материала:

Тест 

1. Обмен веществ происходит у всех живых организмов.

2.Обмен веществ складывается из двух противоположных процессов.

3.В обмене веществ у растений принимают участие только листья.

4.В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ и вода.

5.В обмене веществ у животных принимают участие только органы дыхания и кровеносной системы.

6.В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.

7.Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.

8.Змеи и лягушки – это теплокровные животные.

9.Медведь – холоднокровное животное, так как впадает в зимнюю спячку.

10. Зимой у птиц обмен веществ протекает медленно, потому что температура окружающей среды низкая.

11. Активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствовал их широкому распространению на Земле.

12. Обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12 — да

V. Подведение итогов урока

Рефлексия:

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?– Какие знания вы  применили на уроке для понимания новой темы?– Что произвело на вас наибольшее впечатление?– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

Нарисуйте смайл.

VI. Домашнее задание

П. 44 – прочитать, выучить определения

Задание по выбору:

Кроссворд «Обмен веществ», 10 вопросов.

Сообщение «Питание и обмен веществ».

Взаимосвязь процессов обмена

Все процессы в клетке тесно связаны между собой, а также с процессами в других клетках и органах. Превращения органических веществ зависят от наличия неорганических кислот, макро- и микроэлементов.

Процессы катаболизма и анаболизма идут в клетке одновременно и являются двумя противоположными составляющими метаболизма.

Обменные процессы связаны с определёнными структурами клетки:

  • дыхание – с митохондриями;
  • синтез белков – с рибосомами;
  • фотосинтез – с хлоропластами.

Для клетки характерны не отдельные химические процессы, а закономерный порядок, в котором они осуществляются. Регуляторами обмена являются белки-ферменты, которые направляют реакции и изменяют их интенсивность.

Особую роль в метаболизме играет аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Она является компактным химическим аккумулятором энергии, используемым для реакций синтеза.

Рис. 3. Схема строения АТФ и превращения её в АДФ.

За счёт своей неустойчивости АТФ образует молекулы АДФ и АМФ (ди- и монофосфат) с выделением большого количества энергии для процессов ассимиляции.

Ответ §7. Процессы жизнедеятельности клетки

1) Сформулируйте определение следующих понятий.

Ответ:

1. Обмен веществ – это процесс образования веществ и их распад.

2. Давление клетки – это процесс размножения.

2) Вставьте пропущенные слова.

Ответ: Клетка – это живая система, все части которой работают согласовано. Каждая часть клетки выполняет свои особые функции.

3) Перечислите главные процессы жизнедеятельности клетки.

Ответ: Деление, размножение, дыхание, обмен веществ и др.

4) Рассмотрите рисунок, на котором изображены различные этапы деления растительной клетки. Определите, верно ли они сейчас расположены. Ниже запишите правильный порядок этапов деления клетки.

Ответ:

5) Составьте схему «Клетка – живая система»

Ответ:

6)*  Используя дополнительную литературу , Интернет, подготовьте сообщение на тему «Методы изучения жизнедеятельности клетки». Запишите план сообщения.

7) Соедините линиями имена ученых и заслуги, которые этим ученым принадлежат. Ниже запишите свой ответ в краткой форме.

Ответ:

Подведём итоги: что вы узнали о биологии как науке

1) Заполните таблицу

  • Ответ:

    Ткани животных

    Ткани

    Сходства

    Различия

    Растительные:

    Клеточное строение, питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ

    Питание автотрофное (образование органических веществ из неорганических), раздражительность меньше

    Животные:

    Питание гетеротрофное (готовые органические вещества), раздражительность больше

    2) Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.

    3) Выберите правильный ответ и отметьте его.

    Ответ:

    1 – А

    2 – В

    3 – В

    4) Составьте слово, которое содержит предположенные гласные буквы в указанном порядке.

    • Ответ:

      1. е, е, и, е Дыхание
    • и, о, а, а Цитоплазма
  • я, о Ядро

5) Найдите лишнее понятие вреди предложенных и подчеркните его.

  • Ответ: 1. Ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана.

    1. Клеточная мембрана, ткань, вакуоль, хлоропласт.

6)* Закрасьте карандашом или фломастером все участки рисунка, на которых написаны названия домашних животных. Ниже напишите слово, которое обозначает то, что у вас получилось.

Ответ: Собака

Оцените самостоятельно

Прочтите перечень основных понятий главы 1, подчеркните те, которые пока еще недостаточно хорошо вами усвоены.

Какие факторы влияют на обмен веществ?

Обмен веществ в организме человека и других живых существ зависит от различных факторов, которые влияют на его скорость и эффективность.

1. Возраст: Обмен веществ имеет тенденцию замедляться с возрастом. У детей обмен веществ происходит быстрее, поэтому им требуется больше питательных веществ.

2. Физическая активность: Повышенная физическая активность увеличивает скорость обмена веществ. Физические упражнения способствуют ускорению обмена веществ и увеличению сжигания калорий.

3. Размер тела: Обмен веществ зависит от размера тела. Чем больше у вас масса тела, тем выше будет обмен веществ.

4. Половые различия: Обмен веществ может отличаться у мужчин и женщин. У мужчин в общей сложности обмен веществ может быть выше из-за большего количества мышечной массы.

5. Внешняя температура: Обмен веществ может изменяться в зависимости от внешней температуры. В холодных условиях он может увеличиться для поддержания тепла организма.

6. Гормональный баланс: Гормоны играют важную роль в регулировании обмена веществ. Неравновесие гормонов может влиять на обмен веществ и приводить к проблемам с весом и общим здоровьем.

7. Здоровье: Различные заболевания и состояния здоровья могут влиять на обмен веществ. Например, у людей с повышенным уровнем сахара в крови (диабет) обмен веществ может быть нарушен.

8. Питание: Качество и количество питательных веществ, которые вы потребляете, оказывают влияние на обмен веществ. Неправильное питание может приводить к нарушениям обмена веществ.

Все эти факторы взаимодействуют и влияют на обмен веществ в организме

Для поддержания здорового обмена веществ важно придерживаться правильного режима питания, поддерживать физическую активность и контролировать свою общую физическую и эмоциональную устойчивость

Организм

Все действия, производимые живым организмом, являются необходимыми для его существования.
Функции организма связаны друг с другом и вместе образуют живую систему.
Все явления объясняются структурой и формой жизни клетки, поэтому базовой единицей
живого организма
выбрана клетка. Свойства клетки регулируются частями,
ответственными за развитие и работу живых существ, среди которых нуклеиновая кислота,
аминокислоты, ферменты, гормоны и мембранные компоненты
макромолекулы, которые не представлены в неживой природе.

Некоторые существа состоят из одного типа клеток, например, бактерии и называются одноклеточными
организмами. Другие состоят из множества различных клеток, в таких организмах все процессы зависят
от успешной координации входящих в его состав клеток. Такие организмы называются многоклеточными.

Что такое обмен веществ?

Обмен веществ осуществляется благодаря различным химическим реакциям, которые происходят внутри клеток организма. Он включает в себя два основных процесса: катаболизм и анаболизм.

Катаболизм — это процесс разложения сложных органических веществ на более простые, сопровождающийся выделением энергии. В результате катаболизма организм получает энергию, необходимую для выполнения различных функций.

Анаболизм — это процесс синтеза новых сложных органических веществ из более простых, с потреблением энергии. Анаболизм позволяет организму расти, развиваться и восстанавливать поврежденные клетки и ткани.

Обмен веществ управляется гормонами и нервной системой организма. Скорость обмена веществ зависит от различных факторов, таких как возраст, пол, физическая активность и состояние здоровья. Нерегулярность обмена веществ может привести к различным заболеваниям, таким как ожирение или нарушение обмена веществ.

Важно поддерживать здоровый обмен веществ, правильно питаться и заниматься физической активностью, чтобы обеспечить организму необходимую энергию и поддерживать его работоспособность

С

Сапротрофы — живые организмы, питающиеся органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Световой микроскоп (устройство) — тубус (зрительная трубка с линзами), окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало.

Симбиоз — тесная связь между живыми организмами, полезная для каждого из них.

Спорангий — орган, производящий споры у грибов, водорослей, растений.

Среды обитания живого — наземно-воздушная, водная, почвенная, другие организмы (4).

Строение клетки — оболочка с порами, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли с клеточным соком и пигментами, пластиды.

Строение лишайника — тело лишайника образовано нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или цианобактерии.

Характеристика энергетического обмена в клетке

В живом организме происходят химические реакции. Они обеспечивают процессы, необходимые для поддержания нормального существования организмов. Таким образом обеспечивается постоянство внутренней среды биологических систем или гомеостаз.

Совокупность таких химических реакций называют метаболизмом.

Расщепление по-другому называют диссимиляцией, а синтез — ассимиляцией.

Процессы ассимиляции и диссимиляции происходят в клетке постоянно. Это взаимозависимые процессы, которые протекают синхронно.

Для выполнения трудоемких биохимических реакций и для продолжения жизни клетке необходима энергия. Посредством метаболизма создаются нужные организму вещества, и они обеспечиваются энергией. При этом количество энергии, поступающей в организм, должно быть больше или равняться количеству расходуемой энергии.

Таким образом, процессы ассимиляции и диссимиляции поддерживают баланс друг с другом.

В процессе питания любой организм получает вещества и микроэлементы, которые он использует в процессе ассимиляции.

Реакции синтеза проходят с расходом энергии.

Источником энергии являются соединения клетки, которые в ней были образованы. Эти соединения распадаются из-за процессов диссимиляции. В результате освобожденная энергия частично применяется при синтезе, а часть рассеивается или запасается. Такие процессы называют катаболизмом или энергетическим обменом.

В результате пластического обмена энергия поглощается.

  1. Катаболизма или энергетического обмена.

Процессы энергетического и пластического обменов связаны между собой. Для синтетических или анаболических процессов нужна энергия. Энергия становится доступна в ходе реакций диссимиляции.

А реакции диссимиляции или расщепления — катаболизма — осуществляются при участии ферментов. Ферменты синтезируются в процессе ассимиляции.

Остановимся на энергетическом обмене.

Энергия, которая нужна большинству организмов для жизнедеятельности, получается в результате процессов окисления органических веществ.

Энергетический обмен подразумевает реакции расщепления жиров, белков, углеводов, а также нуклеиновых кислот до простых веществ. В результате этого процесса выделяется энергия. 

Выделяют три этапа диссимиляции:

  • подготовительный;
  • анаэробный;
  • аэробный.

В зависимости от среды обитания количество этапов энергетического обмена варьируется. 

Метаболизм протекает при средней температуре, нормальном давлении и нейтральной среде. Повышение показателей приводит к ускорению реакций.

Помощники метаболизма — ферменты, которые ускоряют реакции без изменения общего результата.

Энергетический обмен

Диссимиляция или энергетический обмен проходит в несколько этапов. Познакомимся с ними на схеме.

Подготовительный этап энергетического обмена проходит в цитоплазме растительных клеток, простейших, в пищеварительной системе животных, а кроме того и человека. При этом питательные соединения под воздействием пищеварительных ферментов разлагаются до мономеров. Вследствие этого образуется незначимый объем энергии, рассеивающейся как тепло. На представленном этапе энергетического обмена синтеза АТФ не происходит.

Вторым этапом диссимиляции веществ считается бескислородный или анаэробный. Проходит данная стадия в цитоплазме клеток, заключается в разложении мономеров, образовавшихся на предварительной стадии.

Примером подобного процесса считается гликолиз – многоступенчатое расщепление глюкозы.  Мономеры углеводов подвергаются распаду в отсутствии кислорода с освобождением энергии, определенное количество которой расходуется для формирования АТФ.

При протекании ряда последовательных этапов гликолиза совершается разложение молекулы глюкозы на две молекулы пировиноградной кислоты. Чаще всего, пировиноградная кислота затем преобразуется в молочную кислоту. Вследствие этих реакций в ходе гликолиза из АДФ, а также фосфорной кислоты синтезируются 2 молекулы АТФ.

Следует учесть, что по такому принципу гликолиз протекает в клетках животных и человека.

В растительных клетках, в отдельных дрожжевых грибах, у бактерий бескислородный этап осуществляется как спиртовое брожение.

В реакции спиртового брожения могут вступать всевозможные соединения. Например, углеводы, органические кислоты, спирты, аминокислоты и многие другие. Широкое распространение получили реакции расщепления глюкозы при молочнокислом, а также спиртовом брожении.

У молочнокислых бактерий спиртовое брожение сопровождается ферментативным расщеплением глюкозы и продуктом является молочная кислота.

Суммарные уравнения молочнокислого и спиртового брожения рассмотрим на рисунке.

Вследствие  бескислородной стадии энергетического обмена вещества распадаются не до конечных продуктов, а до соединений с запасом энергии. Поэтому они переходят в следующий этап – кислородный.

3.  Третья стадия энергетического обмена получила название аэробного или кислородного.В течение данных реакций осуществляется последующее разложение органических соединений до конечных продуктов. Характерен он только аэробным организмам, использующим для метаболизма кислород.

Происходит кислородный распад в митохондриях, поэтому именуется еще клеточным дыханием. Протекает оно в несколько поочередных стадий. Основным признаком клеточного дыхания является участие кислорода в распаде соединений.

В процессе клеточного дыхания осуществляется дальнейшее окисление пировиноградной кислоты с формированием двуокиси углерода и воды.

Данный этап считается заключительным, поэтому при клеточном дыхании выделяется внушительное число энергии в виде 36 молекул АТФ.

Вследствие процесса энергетического обмена веществ при окислении одной молекулы глюкозы формируется 38 молекул АТФ. Эта энергия используется на другие химические реакции. К примеру, у человека каждая молекула АТФ расщепляется и вновь создается 2400 раз в сутки, то есть средняя продолжительность жизни АТФ менее минуты.

Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме: Тема урока: Организм и его свойства.5 класс.Биология.

Урок 2.Тема урока: Организм и его свойства.

Цель урока: Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).

углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.

Оборудование:  таблицы с изображением животных и растений; цветные карандаши, учебное электронное издание Биология, презентация, проэктор, мультимедийный экран, компьютер.

Ход урока:

Фронтальный опрос: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).

Что такое биология?

А что нас окружает?

Какие бывают тела?

Приведите примеры тел неживой природы?

Приведите примеры тел живой природы?

А сейчас я вам задам вопрос. На который вы мне ответите после изучения новой темы.

Чем отличаются живая  и неживая природа?

Тема урока «Организм и его свойства» записывается на доске и в тетрадь.

На доске вывешивается слово- организмы.

(организмы – это тела живой природы)

А какие вы знаете тела живой природы? (учащиеся рисуют в тетрадях любые организмы, кто-то выходит и показывает всем у доски).

Слайды

(бактерии, грибы, водоросли, покрытосеменные,  голосеменные, человек)

Учитель: Мир природы очень разнообразен.

Чем же отличаются населяющие его организмы?

Что объединяет между собой живые организмы?

Слайд

(схема свойств живых организмов; 6 стрелочек и только у одной написано свойство)

По мере объяснения в слайдах появляются новые свойства.

1) Дыхание организмов.

Учитель: Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.

Слайд ( видео- сюжет работа жаберного аппарата рака, и легкие лягушки).

2) Питание организмов.

Учитель: Сложные вещества входят в состав пищи. В организме под действием кислорода они распадаются (окисляются) и дают энергию для жизни.

Слайд ( видео- сюжет питание речного рака)

Учитель: Животные используют в пищу готовые органические вещества, находящиеся в теле растения или других животных.

Растения питаются по иному.

На свету в листьях растений из неорганических веществ образуются органические вещества – углеводы.

3) Обмен веществ.

Учитель: Живые организмы получают из окружающей среды кислород и органические вещества, входящие в состав пищи. В свою очередь в окружающую среду они выделяют продукты жизнедеятельности или обмена – углекислый газ, воду и другие вещества.

4)Рост организмов.

Рост – это увеличение массы и размеров организма.

Слайд  (схема роста тараканов в интерактивном режиме).

5) Размножение.

Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.

Слайд ( видео – сюжет деление инфузории туфельки).

6) Старение и смерть.

И последнее свойство, которое характерно только для живых организмов – это старение, а затем наступает смерть. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.

Схема у учащихся в тетради заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Чем отличается живая и неживая природа?

Вывод:

Живая природа отличается от неживой природы свойствами присущими только живым организмам: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение, старение и смерть.

Домашнее задание: стр.8-11;&2вопросы биология 5 класс И.Н.Пономарева

Свойства живых организмов

   Дыхание

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Размноже- ние

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Размноже- ние

Старение и смерть

Газообмен

Между организмом и окружающей средой постоянно происходит газообмен. Большинство животных и растений способны жить и развиваться только при наличии кислорода. Энергию, необходимую для жизни, организмы получают в процессе окисления органических соединений кислородом воздуха. В результате появляется энергия, которая запасается организмом, и выделяется углекислый газ, который должен выводиться из организма. Совокупность этих процессов называется дыханием.

Органы дыхания человека: 1 — носовая полость; 2 — ротовая полость; 3 — глотка; 4 — гортань; 5 — трахея; 6 — бронхи; 7 — легкие

В процессе дыхания происходит газообмен у человека и животных, у растений он идет в процессе дыхания и фотосинтеза. Сравнительно просто устроенные организмы дышат всей поверхностью тела, у высших растений газообмен происходит через устьица, расположенные на листьях; у животных развиваются специальные органы дыхания — жабры, трахеи, легкие, стенки которых пронизаны сетью кровеносных сосудов. Кровь доставляет кислород к другим тканям и органам и забирает у них углекислый газ.

Климент Аркадьевич Тимирязев (1843—1920) — российский естествоиспытатель, физиолог растений. Он стал широко известен как основоположник учения о фотосинтезе. Фотосинтез — это процесс образования органических соединений из неорганических веществ под действием солнечного света. Он происходит при помощи зеленого фермента — хлорофилла, содержащегося в растительных клетках. В результате химической реакции разложения (фотолиза) молекул воды в атмосферу выделяется кислород. Это так называемая световая фаза фотосинтеза. Второй этап называется темновой фазой и может протекать в темноте. Во время него из углекислого газа и воды образуются органические вещества — глюкоза и фруктоза.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: