Освященный собор 1917 года

Земские соборы • большая российская энциклопедия - электронная версия

Земский собор 1613 года

Земский собор 1613 года ознаменовал завершения Смутного времени и должен был внести внести в правление Россией порядок. Напомню, что после сметри Ивана 4 (Грозного) место на престоле было свободным, поскольку царь не оставил после себя наследников.

Именно поэтому и произошла Смута, когда и внутренние силы и внешние представители осуществляли бесконечные попытки захвата власти.

Причины созыва Земского собора

После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России, Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь.

Земский собор 1613 года открылся в январе месяце, и в нем принимали участие:

  • Духовенство
  • Бояре
  • Дворяне
  • Городские старейшины
  • Представители крестьян
  • Казаки

Всего в земском соборе приняло участие 700 человек.

Ход Собора и его решения

Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским.

Он не должен никоим образом относиться к ностранцам.

Марина Мнишек намеревалась венчать на царствование своего сына Ивана (которого историки часто называют «воренок»), по после решения Собора о том, что царь не должен быть иноземцем – бежала в Рязань.

Историческая справка

События тех дней нужно рассматирвать с точки хзрения того, что желающих занять место на престоле было огромное количество.

Поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько:

Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода.

Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову.

Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну.

  • Дворяне. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» — Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе.
  • Казаки.

По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали – стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину.

Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением.

Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство.

Карамзин

Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником.

То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.

Земский собор 1613 года завершился 21 февраля – царем был избран Михаил Романов.

Прекращение созывов Земских соборов после 1653 г.

Тема 8. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.

План. Социально-экономическое развитие.

1. Сельское хозяйство (остаётся основной отраслью всего хозяйства).

А) освоение новых земель: Поволжье, Ю. Урал, Зап. Сибирь;

Б) втягивание вотчин и монастырей в рыночные отношения, крестьянские же хозяйства тормозятся феодальной зависимостью;

В) барщина – большее развитие;

Г) главными орудиями труда остаются соха, борона, серп, коса, медленно продолжает вводиться плуг;

2. Ремесло и промышленность.

А) вырос удельный вес ремесла в хозяйстве;

Б) превращение ремесла в мелкотоварное производство (производство не просто назаказ, а на продажу мелкооптовыми партиями).

В) товарная специализация районов: производство хлеба, соли, кожи, извести, оружия, ткани (лён), металлических изделий и т.п.;

Г) появление первых мануфактур, к концу XVII века около 30 мануфактур, в основном казённые: монетный, печатный, хамовный (полотняный), пушкарский дворы; Тула – железоделательный; первый частный завод – Ницинский медеплавильный завод на Урале;

Признаки мануфактуры:

А) разделение труда;

Б) ручной труд;

В) производство на рынок (на продажу)

Г) использование свободного наёмного труда.

3. Торговля.

А) начало складывания Всероссийского рынка — слияние отдельных земель в единую экономическую систему (экономическая зависимость, связанность отдельных районов);

Б) политика ограждения отечественного купечества от иностранных купцов:

— отмена некоторых внутренних пошлин

Торговый устав 1653 г. – единая торговая пошлина 5% вместо множества других (мостовой, езжей, полозовой, явочной); иностранцам – 6%, если же везут товар внутрь страны, то ещё 2%

Новоторговый устав 1667 гг.: в Архангельске (при границе) — 5% с иноземцев, если продвигают товар внутрь страны, то пошлина удваивается (т.е. 10%), и то только оптом. Значение: ограждение русских купцов от конкуренции и увеличение пополнений в казну.

В) Центры торговли с иностранцами:

— Архангельск — морская с англичанами, Западной Европой (3/4 всего оборота)

— Астрахань – персидский, индийский торговый дворы ( плюс транзитом в Западную Европу шёлк-сырец);

— Псков, Новгород, Смоленск – сухопутная с Западной Европой; Г) ярмарки

— Макарьевская близ Нижнего Новгорода (для бассейна Волги)

Свенская под Брянском (для центральной части России и с Украиной)

Ирбитская на Урале (пушнина Сибири, промышленные товары для Сибири.

Россия постепенно вступает в Новое время, в период Новой истории (в России наступает с XVIII в.)

Как проходит освящение собора

Ритуал освящения собора строго регламентирован и включает в себя несколько этапов. В начале церемонии освящающий провозглашает основные принципы и намерения, заложенные в создание собора, а также молится о благословении Бога на проведение процесса освящения. Следующим шагом освящающий произносит особую молитву, с помощью которой храм просит охраняться от злых сил и помогать верующим.

После этого освящающий проходит по всему пространству собора, нанося особые символы благословения на стены и другие части храма с помощью святой воды и мира. Он также молится, чтобы Бог обитал в каждом уголке данного святого места. Этот процесс имеет символическое значение — в результате освящения храм, как исходящий от Бога, становится местом общения Божественного и человеческого.

Во время освящения собора важную роль играют хоровые гимны и песнопения, которые поднимаются во время процессии и утверждают сакральность и величие момента

Освящение собора — это не только сакральный момент для церковного сообщества, но и значимое событие для всей общины, которое отмечается особым вниманием и чтением

После завершения ритуала освящения собора проводятся различные обряды духовного характера, такие как богослужение, исповедь, крещение или святая молитва. Они помогают укрепить духовность собора и участников церковной общины.

Таким образом, освящение собора — это важное событие для церковной общины, в ходе которого храм приобретает свою сакральную сущность и становится особым местом общения с Богом

Первый период

Пер­вый пе­ри­од (кон. 1540-х – кон. 1590-х гг.) при­хо­дит­ся на цар­ст­во­ва­ния Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го и его сы­на Фё­до­ра Ива­но­ви­ча. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей счи­та­ют пер­вым З. с. т. н. Со­бор при­ми­ре­ния (27–28.2.1549), на ко­то­ром при уча­стии мо­нар­ха, ми­тро­по­ли­та и др. ду­хов­ных лиц со­стоя­лось сим­во­лич. при­ми­ре­ние бо­яр и др. пред­ста­ви­те­лей вла­сти, осу­ще­ст­в­ляв­ших не­пра­вый суд и на­си­лие в го­ды бо­яр­ско­го прав­ле­ния 1530–40-х гг., с ря­до­вы­ми деть­ми бо­яр­ски­ми. Бы­ли при­ня­ты ре­ше­ния о не­под­суд­но­сти де­тей бо­яр­ских на­ме­ст­ни­кам по боль­шин­ст­ву дел, о пре­об­ра­зо­ва­нии ор­га­нов су­да и ме­ст­но­го управ­ле­ния и о под­го­тов­ке но­во­го Су­деб­ни­ка (см. Су­деб­ни­ки 15–16 вв.). В З. с., со­зван­ном 28.6.1566 в Крем­ле по ре­ше­нию ца­ря и при­го­во­ру Бо­яр­ской ду­мы, уча­ст­во­ва­ли, не счи­тая пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва (бо­лее 30 чел.), толь­ко пред­ста­ви­те­ли зем­щи­ны, при­том ли­ца, на­хо­див­шие­ся в Мо­ск­ве (в ря­де слу­ча­ев де­пу­та­ты, ско­рее все­го, из­би­ра­лись из чис­ла вы­бор­ных дво­рян оп­ре­де­лён­но­го уез­да, быв­ших то­гда в сто­ли­це): ок. 270 чле­нов Го­су­да­ре­ва дво­ра (с учё­том дум­ных лиц и при­каз­ных), св. 70 пред­ста­ви­те­лей круп­но­го ку­пе­че­ст­ва и тор­го­вых лю­дей, 9 ря­до­вых де­тей бо­яр­ских зап. уез­дов; все­го св. 370 чел. Об­су­ж­дал­ся во­прос о про­дол­же­нии вой­ны с Вел. кн-вом Ли­тов­ским (ВКЛ) или о при­ня­тии ус­ло­вий при­ми­ре­ния с ним. Ру­ко­вод­ству­ясь разл. мо­ти­ва­ми, уча­ст­ни­ки со­бо­ра ре­ко­мен­до­ва­ли от­верг­нуть ус­ло­вия ми­ра, пред­ло­жен­ные ли­тов. сто­ро­ной, и при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях про­дол­жить во­ен. дей­ст­вия. Ак­ти­ви­за­ция об­ществ.-по­ли­тич. жиз­ни, свя­зан­ная с З. с. 1566, при­ве­ла к по­да­че кол­лек­тив­ной че­ло­бит­ной груп­пы дво­рян об от­мене оп­рич­ни­ны (позд­нее ини­циа­то­ры ак­ции бы­ли каз­не­ны). Уча­ст­ни­ки про­хо­див­ше­го в ус­ло­ви­ях на­рас­тав­ше­го хо­зяйств. и со­ци­аль­но­го кри­зи­са З. с. кон. 1580, на ко­то­ром пре­об­ла­да­ли пред­ста­ви­те­ли во­ен­но-слу­жи­лых со­слов­ных групп, вы­ска­за­лись за за­клю­че­ние ми­ра с Ре­чью По­спо­ли­той (за­клю­чён не был).

Не­ко­то­рые учё­ные к З. с. от­но­сят со­сто­яв­шие­ся в Мо­ск­ве два со­слов­ных со­б­ра­ния на­ча­ла янв. 1565 (на од­ном при­сут­ст­во­ва­ли чле­ны Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра, Бо­яр­ской ду­мы, Го­су­да­ре­ва дво­ра и при­каз­ные, на вто­ром – круп­ные куп­цы и пред­ста­ви­те­ли моск. по­сад­ско­го на­се­ле­ния), к уча­ст­ни­кам ко­то­рых с разл. по­сла­ния­ми об­ра­тил­ся из Алек­сан­д­ров­ской сло­бо­ды Иван IV по по­во­ду вве­де­ния оп­рич­ни­ны. К осо­бым фор­мам З. с. от­но­сят вой­ско­вые со­б­ра­ния (со­бо­ры) в хо­де ка­зан­ских по­хо­дов (1545–52) в янв. 1550 во Вла­ди­ми­ре (по во­про­су о ме­ст­ни­че­ст­ве) и в нач. ию­ля 1552 в Ко­лом­не (по по­во­ду обес­пе­че­ния уча­ст­ни­ков по­хо­да на Ка­зань); со­б­ра­ния пред­ста­ви­те­лей де­тей бо­яр­ских юж. уез­дов (гл. обр. по­гра­нич­ной служ­бы), про­ис­хо­див­шие зи­мой 1571 и в сент. 1575 под рук. ав­то­ри­тет­ных вое­вод и чле­нов Бо­яр­ской ду­мы, на ко­то­рых бы­ли раз­ра­бо­та­ны ме­ры по ор­га­ни­за­ции сто­ро­же­вой служ­бы, а так­же фак­ти­че­ски фаль­си­фи­ци­ро­ван­ные со­бор­ные раз­би­ра­тель­ст­ва дел А. Ф. Ада­ше­ва (1560) и митр. Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Фи­лип­па (Ко­лы­че­ва) (1568).

Собор как место проведения богослужений и таинств

Церковь или собор – это особое место, где проводятся богослужения и таинства. В православии собор является центром местного общества и основным местом проведения богослужений.

Особенностью собора является то, что он служит местом сходства и объединения. В соборе собираются верующие из разных районов и городов, чтобы вместе принимать участие в богослужении. Таким образом, собор становится не только духовным, но и социальным центром православия.

Собор служит местом проведения различных богослужений, включая священные обряды – таинства. Таинства являются основой православия и символизируют связь между Богом и верующим. Среди таинств, проводимых в соборах, наиболее значимыми являются крещение, споведь и причастие.

Также в соборах проводятся молебны, молитвы и другие богослужения. В соборах можно поклоняться святым и иконам, приносить пожертвования и помощь нуждающимся.

Таким образом, собор – это не только место проведения богослужений, но и центр православной культуры и традиций. Важным аспектом собора является объединительная роль и возможность верующим принимать участие в богослужении вместе.

Как происходит церемония освящения собора в Православии

Освящение собора в Православии — это одно из самых важных событий в жизни христианской общины. Для проведения церемонии освящения необходимо пригласить священника, а также составить специальный канон, который будет произнесен в ходе церемонии.

В начале церемонии священник прочитает молитву, после чего начнется освящение собора. Сначала священник окропит водой вход в собор, а затем начнет обхаживать все помещения внутри собора. Во время обхода священник проведет ряд молитв и помажет все иконы и свечи.

После обхода собора священник вернется к главному престолу и прочтет прощальную молитву. Затем начнется освящение каждого нового престола, который был установлен в соборе. Священник помажет престол и сверху на него положит освященную мироносицу.

В завершение церемонии проводят прощание со всей общиной, которое происходит с помощью специальных обрядов. Самым важным обрядом является вызов иконы Божией Матери и проведение торжественной прочтения церковного канона.

Обычно после освящения собора церковная община проводит торжественный богослужебный обряд по случаю открытия обновленного храма. В этот день весь народ участвует в празднике и празднует новое начало для своей общины.

Обряды и ритуалы в освященном соборе

Один из главных обрядов, который проводится в освященном соборе, – это богослужение. Во время богослужения священнослужители читают молитвы и пения, проводят таинство Евхаристии, дают обетование верующим. Богослужение в соборе является центральным событием, которое собирает множество прихожан и создает особую атмосферу поклонения и общения с Богом.

Важным ритуалом в освященном соборе является освящение церковных объектов. При освящении священнослужители молятся о благословении и святости объекта, например, свечи, икон, воды. Это действие придает предметам особую силу и символическое значение, они становятся носителями благословения Божьего.

Также в освященном соборе проводятся обряды, связанные с особыми событиями в жизни верующих. Например, крещение – обряд вступления в Церковь и обретение духовной жизни через воду и Святого Духа. В ходе обряда священнослужители окропляют крещаемого святой водой, читают молитву и совершают ряд символических действий.

Кроме того, в освященном соборе могут проводиться обряды бракосочетания, похороны, исповеди и другие религиозные обряды. Все эти ритуалы выполняются под строгим руководством духовенства и имеют глубокое духовное значение для верующих.

Таким образом, обряды и ритуалы в освященном соборе являются важной составляющей религиозной практики верующих. Они помогают обрести духовное благополучие, общение с Богом и совершенствование души

Соблюдение и понимание этих ритуалов является неотъемлемой частью веры и поддержкой духовной жизни верующих.

Собор как символ единства православной церкви

Собор, как это понимается в православной традиции, является символом единства и согласия церковного тела. Собор (от греческого слова «σύνοδος», означающего встречу, собрание, совет) представляет собой собрание епископов, духовенства и верующих наиболее важных церковных общин, объединенных церковной традицией, общностью учения и богослужения.

В соборе поднимаются вопросы, связанные с жизнью церкви и богословием, принимаются решения, исходящие из общей православной веры и учения, совершаются церковные обряды, такие как освящение храмов и мест, освящение священных предметов.

Собор как символ единства церкви, напоминает нам о необходимости взаимопонимания, согласия и содружества в церковных делах. Он иллюстрирует, что церковное единство не может быть достигнуто только одним лицом или общиной, но лишь путем объединения всех верующих и священнослужителей в одно единственное тело.

Также следует отметить, что наиболее известные и значимые соборы в истории православной церкви были созываны для урегулирования споров и конфликтов внутри церковных общин, для поддержания и укрепления единства веры и учения.

Духовное и религиозное образование, богословие

19. Удовлетворение вызывают глубокие изменения в сфере духовного образования, открывшие возможность для перехода духовных академий и семинарий на качественно новый уровень.

Освященный Собор поддерживает предложенный Святейшим Патриархом Кириллом перечень приоритетных задач в сфере духовного образования. К таковым относятся: завершение перехода семинарий на единый учебный план бакалавриата и развитие магистерских программ; создание системы дистанционного образования; продолжение работы по написанию современных учебников для семинарий; внедрение нового стандарта обучения регентов. Поэтапный переход к формированию преподавательских корпораций всех академий и семинарий по штатно-окладной системе, предполагающей многообразие форм деятельности каждого преподавателя, призван обеспечить качественно иной уровень работы со студентами. Этому также будет способствовать развитие профессиональных сообществ преподавателей академий и семинарий. Наконец, Учебному комитету надлежит продолжить труды по поддержанию единства образовательного пространства Русской Православной Церкви.

Следует стремиться к постепенному получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации в тех странах, где законодательство предусматривает такую возможность. Собор одобряет преобразование духовных училищ в центры, готовящие церковных специалистов в сфере катехизации, социальной работы, миссии, молодежной работы, с сокращенной богословской программой, открывающей выпускникам возможность рукоположения в диаконский сан, при отсутствии к тому канонических препятствий, или поступления в семинарию, окончание которой является условием для иерейской хиротонии.

Неукоснительного выполнения требуют утвержденные Священным Синодом документы, направленные на обеспечение соблюдения ранее установленных Соборами норм, касающихся образовательного ценза и повышения квалификации духовенства.

20. Заслушав информацию о работе над Современным катехизисом Русской Православной Церкви, начатой по решению Архиерейского Собора 2008 года (Определение от 27 июня 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»), члены Собора выражают благодарность Синодальной библейско-богословской комиссии за многолетний труд, в который были вовлечены ведущие богословы Русской Православной Церкви. Ввиду значительного объема подготовленного материала Собор одобрил предложение издать его в виде трех самостоятельных документов: 1) Основы православного вероучения; 2) Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви; 3) Основы православного нравственного учения. Издание следует осуществить от имени Синодальной библейско-богословской комиссии после внесения всех необходимых поправок.

21. Архиерейский Собор высоко оценивает положения российского и украинского законодательства, предоставляющие возможность присуждения в области теологии ученых степеней, признаваемых государством.

В создавшихся благоприятных условиях надлежит консолидировать усилия по развитию богословской науки, организуя и координируя исследовательскую деятельность в учебных заведениях и научных центрах Русской Православной Церкви. Следует также интенсифицировать взаимодействие с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений.

22

Собор обращает внимание на то, что взаимодействие митрополий, а где это возможно — и епархий, со светскими высшими образовательными заведениями предполагает активный диалог с профессорско-преподавательскими корпорациями вузов

23. Обсудив особенности деятельности воскресных школ, научения детей основам веры и приобщения их к жизни в Боге, члены Собора поддерживают суждение Высшего Церковного Совета о необходимости поиска таких форм этого научения, которые будут соответствовать современному детскому восприятию. Это суждение должно быть учтено при составлении современных учебных материалов для воскресных школ. Отдельный подход требуется в работе с подростками.

Полезным является создание епархиями или приходами учреждений дошкольного образования (детских садов) там, где это в полной мере возможно по местным условиям с учетом требуемого кадрового и материального обеспечения.

24. Освященный Собор выражает озабоченность тем, что базовые богословские курсы для монашествующих Русской Православной Церкви еще не организованы на систематической основе (см. пункт 26 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года). Синодальному отделу по монастырям и монашеству надлежит в кратчайшие сроки предпринять шаги по исправлению ситуации.

Для чего нужен освященный собор?

Освященный собор в православной церкви является одним из самых важных институтов. Он играет решающую роль в решении актуальных на данный момент церковных вопросов и направлениях деятельности церкви.

Наши предки считали, что при принятии важных церковных решений необходимо собираться весь священнический совет. Такой совет, который осуществляет церковный престол, и называется освященным собором.

Каждый освященный собор проходит с определенной периодичностью и его участники обязательным требованием обладают определенным уровнем духовного и знательного развития. Особое место в работе собора занимают миссионерская работа и оперативная реакция на изменения в общественной жизни страны.

Освященный собор рассматривает вопросы касающиеся принципов и православных вероучений, назначения и смены священников и архиереев,совершенствования работы церковной управы , создания новых приходов, законодательство в церковных вопросах и т.д.

Освященный собор является духовной властью в Крестовоздвиженской церкви, ее законодательным органом, который формулирует основы веры, предписания и обряды. Собор — это угловой камень всей системы управления церковной жизнью и определяет также, как участники общества должны вести себя в соответствии с верой и учениями православия.

Предпосылки

С середины XV века отношения между кириархальной Константинопольской и на деле обособившейся Русской Церквями были нарушены. Общение между Церквями на частном уровне не прервалось и Греческие Церкви продолжали принимать милостыню из Московского государства, но обособление Русской Церкви не пользовалось соборным вселенским признанием.

Переговоры с греческим посольством от лица русского правительства вел в основном шурин царя боярин Борис Годунов и вопрос об учреждении в России патриаршества был поставлен решительно. Среди членов греческого посольства существовали острые противоречия по этому вопросу — за учреждение Русского Патриархата тогда высказался святитель Арсений Элассонский. Выдвигались разные возможности — в частности, русская сторона предложила, чтобы сам Царьградский патриарх Иеремия сделался Всероссийским патриархом, но с проживанием во Владимире, что оказалось неприемлемым. Наконец было получено согласие Иеремии на поставление патриарха Всероссийского из русских. На это служение уже был намечен митрополит Московский святитель Иов. Лишь после этой подготовки был созван Собор.

Как освященный собор отличается от обычной церкви

1. Размеры и архитектура: Освященный собор – это большое здание с высокими потолками и многочисленными арками, колоннами и куполами. Такое здание выделяется на фоне обычной церкви своими внушительными размерами и величественной архитектурой, которые создают особую атмосферу покоя и спокойствия.

2. Церемония: Основной отличительной чертой освященного собора является то, что здесь совершаются большие и торжественные церемонии, которых нет в обычных церквях. Например, именно в освященных соборах проводятся крещения, свадьбы, панихиды и другие крупные религиозные мероприятия.

3. Внутреннее убранство: Внутри освященного собора всегда присутствует не только богатейшее убранство, но и множество церковных икон, образов и религиозных символов. В центре собора находится алтарь, окруженный иконами и канделами. В целом, внутри освященного собора царит особая атмосфера святости и благоговения.

4. Религиозная подоплека: Не следует забывать, что освященный собор является не только культурным объектом, но и одновременно является главным религиозным местом. В нем совершаются богослужения, связанные с конкретным событием: например, великие праздники или память о святых. В отличие от обычной церкви, освященный собор — это особое место с особым значением для верующих.

5

Историческая и культурная ценность: Наконец, важно отметить, что освященный собор имеет историческую и культурную ценность. Храм пережил множество событий и эпох, являясь своего рода свидетелем исторических походов и переломных моментов

Более того, многие освященные соборы считаются памятниками архитектуры и искусства, внесенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поместные Соборы

Это следующие по величине Соборы, после Вселенских. Они созываются в рамках не всей Православной Церкви, а ее отдельных составных частей — автокефалий, патриархатов. В конкретной поместной церкви основные вопросы управления, устройства, богослужения и прочие решаются на Поместных Соборах.

В поле зрения Поместных Соборов входят все проблемы организации жизни Церкви на местах, но они должны решаться строго в рамках общепринятых канонов православия.


Поместный Собор Русской православной церкви, 2009 год

В нашей Церкви до провозглашения ее автокефалии в 1448 году вся ответственность за принятие церковных решений лежала на архиереях. Когда был провозглашен отдельный Московский патриархат, стали созываться так называемые Освященные соборы, которые по своей сути были поместными и касались деятельности Церкви в новосозданном патриархате. Наиболее известными из этих соборов были:

  • собор 1504 года, где была предана порицанию так называемая ересь жидовствующих;
  • макарьевские соборы, которые созывались в 1547-49 годах;
  • Стоглавый собор, вошедший в историю в 1551 году и некоторые другие.

XVII век для нашей церкви стал переломным, и ознаменовался большим количеством Поместных Соборов. На них рассматривали дело партиарха Никона, раскол со страрообрядцами. Именно на этих Соборах был окончательно принят новый обряд богослужения, который стал обязательным для всех храмов Московского патриархата.

Синодальный период, когда отсутствовал институт патриархии в Церкви, длился до начала ХХ века. В это время Поместные Соборы не созывались, а Церковь управлялась специальным органом — Святейшим Правительствующим Синодом.

Одним из наиболее исторически значимых Поместных Соборов начал свою деятельность в 1917 году, сразу после революции. Важнейшим результатом его созыва было восстановление патриаршества в Русской православной церкви.

Важно! Первым предстоятелем Церкви после нескольких веков отсутствия патриархии, как таковой, стал митрополит Московский и Коломенский Тихон. Он не только стал одним из выдающихся патриархов за всю историю Русской Церкви, но и сподобился канонизации в лике святых

Следующие Поместные Соборы созывались в РПЦ уже в военное и послевоенное время. На этих соборах решался вопрос назначения новых патриархов, деятельности церкви в тяжелый период разрухи и гонений.

Протоиерей Николай Озолин о церковных соборах

Михаил Кроткий (1613 – 1645 гг.).

Избран на царствование Земским собором 1613 г. Молод, неопытен, влияние сначала родственников со стороны матери, затем после возвращения из польского плена в 1619 г. отца Филарета (стал митрополитом) фактически двоевластие. Первые годы правит в условиях борьбы с польско-шведской интервенцией, закончившейся Деулинским миром 1618 г. с Польшей и Столбовским миром 1617 г. со Швецией.

Значительные территориальные потери. В ходе Смоленской войны 1632-1634 гг. хотел возвратить Смоленск России; война окончилась неудачей, но польский король Владислав отказался от претензий на московский престол. Опирается на Земские соборы, которые собираются часто, особенно до 1619 г., и имеют более широкое представительство. Главной задачей стояло восстановить государственность и поднять пополнение казны, преодолеть последствия Смуты, восстановить хозяйство и торговлю.

Восстановил старые и создал 11 новых приказов, составлена опись поместных земель для упорядочивания взимания налогов. Укрепление централизованной власти – назначение воевод и старост на местах. Опирался на служилое дворянство, но осознал необходимость реорганизации войска (во время военных действий обнаружилась слабость и отсталость русского войска): 1631 – 1634 гг.

– организация полков «нового строя». При нём появились первые чугуноплавильные, железоделательные, оружейный завод в Туле. Проникновение западного влияния в Россию — основание немецкой слободы в Москве, инженерные и военные специалисты, составление с 1621 г. «Вестовых писем» дьяками посольского приказа – прообраз будущей газеты. С1637 по 1642 г. донские казаки захватили у турок и удерживали Азов, царь принял решение вернуть Азов (Россия не была готова к войне с Турцией).

Присоединение Нижнего Урала, Прибайкалья, Якутии, Чукотки, выход к Тихому океану.

Алексей Михайлович Тишайший (1645 – 1676 гг.). «Утишил» Россию, установил в ней тишину и порядок, укрепил государство. Имел добрый нрав, спокойный характер.

В середине – второй половине XVII века усиливается абсолютистская тенденция в развитии русского государства.

При Алексее Михайловиче было принято в 1649 г. Соборное Уложение и законы.

Процесс освящения собора

Освящение собора — это церемония, во время которой храм приобретает свой новый статус и становится местом для проведения богослужений и совершения священных таинств. Процесс освящения собора проводится высокопреосвященным священником или епископом.

Церемония освящения собора начинается с молебна, во время которого благословляются все символические предметы, которые будут использоваться в завершении освящения. Затем, священник или епископ совершает освящение креста на куполе собора и проходит внутрь храма, благословляя каждый угол и участок здания отдельно.

После благословения всего здания собора, священник произносит молитву, в которой просятся благословления для всех, кто будет участвовать в богослужении и посещении собора. Затем, производится окончательное освящение алтаря, после чего церемония считается завершенной.

В завершении церемонии освящения, прихожане и присутствующие на церемонии могут прикоснуться к священным предметам и просить о благословении. Таким образом, храм становится местом для проведения богослужений и местом, где верующие могут общаться с Богом и получать духовную накуренность.

Освященный собор в разных странах

В России освящение соборов является одним из самых торжественных и важных событий. Обычно это происходит в день празднования храма или в день его основания. Освящение проводится высокопоставленными духовными лицами и включает в себя различные ритуалы, такие как молитвы, обливание святой водой и возжигание светильников.

В Греции освящение соборов также является праздничным событием. Оно проводится местным епископом с участием верующих. Ритуалы включают в себя молитвы, освящение храма святой водой и возжигание свечей. В конце освящения производится оглашение собора и молитва о благословении и защите от зла и беды.

В Италии освящение соборов проводится католическими жрецами. Это торжественное событие, которое привлекает большое количество верующих. Освящение включает в себя специальную церемонию, во время которой исполняются ритуальные молитвы, посвященные храму и его защите от зла и беды.

Страна Особенности освящения соборов
Россия Торжественные молитвы, обливание водой, возжигание светильников
Греция Молитвы, освящение святой водой, возжигание свечей, оглашение собора
Италия Ритуальные молитвы, освящение собора, защита от зла и беды

Освященные соборы служат не только местами богослужений, но и символами веры и культуры разных народов. В них хранятся многовековые традиции и история. Освящение собора является особым событием, которое собирает верующих и передает духовные ценности следующим поколениям.

Освященный собор

Освящение собора – это религиозный ритуал, проходящий под руководством высшего духовного лица, такого как патриарх, митрополит или архиепископ. Освящение проводится после окончания строительства собора и состоит из церемонии, включающей в себя молитвы, благословения и обряды освящения.

Освященный собор становится местом проведения религиозных служб, таких как богослужения, молитвы, проповеди и праздничные обряды. В нем собираются верующие для совершения общественной молитвы, поклонения и поминания святых. Соборные богослужения имеют особый характер и нередко сопровождаются церемониями с участием духовенства и прихожан.

Освященные соборы имеют свои традиции и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение. Это могут быть особые праздники, таинства, церковные обряды и прочие священные действия, которые сопровождаются особыми символами, символикой и атрибутами.

Основное значение освященного собора заключается в том, что он служит источником духовного вдохновения, общения с Богом и укрепления веры. Верующие приходят в собор, чтобы просить Божьей милости, получить руководство для своей жизни и исповедовать свою веру вместе с другими братьями и сестрами по вере.

Роль освященного собора в Православной Церкви

Освященный собор – это главное собрание представителей Православной Церкви, которое проводится для решения важных церковных вопросов. Он играет ключевую роль в жизни Церкви, осуществляя руководство ее делами.

Одна из главных задач освященного собора – изучение и соблюдение канонических правил Церкви. В рамках собора обсуждаются и принимаются решения по важным вопросам, касающимся приходов, монастырей, епископов и их назначений. Этот процесс осуществляется на основе духовного наставления и мудрости членов Церкви.

Освященный собор осуществляет также функцию поддержки духовного единства Церкви. В процессе работы собора поднимаются важные вопросы, связанные с традициями и догматами Церкви, принимаются решения, направленные на укрепление единства верующих и сохранение традиций. В результате, освященный собор играет критическую роль в формировании духовной культуры и общественного мнения.

Кроме того, освященный собор является важным инструментом для координации международной деятельности Церкви. Благодаря международным соборам, проблемы, стоящие перед Церковью на мировой арене, могут быть проанализированы и решены совместно.

Итак, освященный собор не только является важным инструментом управления Православной Церковью, но и представляет собой ценный символ единства и духовности Церкви в России и за ее пределами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: