Великая Отечественная война и ее роль в воспитании патриотизма Педагогическая гостиная
- Bogatov
- 25.09.2015
- 6076
- Комментарии к записи Великая Отечественная война и ее роль в воспитании патриотизма отключены
Ксионстик В.А.
ГБОУ СПО “Самарский машиностоительный колледж”, г. Самара
Великая Отечественная война и ее роль в воспитании патриотизма
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — это период когда формируется любовь к своей Отчизне
Большими возможностями обладает курс истории в решении этой важной задачи
Конец XX — начало XXI веков — это трудный период, который характеризуется сложными социокультурными преобразованиями. Происходит переориентация не только общественных устоев, но и ценностных установок. Наиболее уязвимой частью населения является молодежь, у которой только складывается гражданская позиция.
Распад СССР повлек за собой крушение коммунистической идеологии. Сейчас Россия ищет новые пути для создания общей системы воспитания молодежи и патриотического воспитания, как одной из важнейших составляющих воспитательной системы. Изменение политического строя, переход от плановой к рыночной экономики, резкое расслоение и деклассация общества повлекли за собой возникновение и развитие конфликтов на национальной почве, изменение сознания, разрыв связи между поколениями.
В молодежной среде усилился негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку выживания и общения. В этих условиях тема патриотизма приобретает особое значение и оказывается созвучной современности.
Патриотическое воспитание всегда было основой государственной идеологии России в условиях многочисленных войн. Оно формировало возвышенное отношение к Родине, самоотречение во имя Победы. Отношение к прошлому своей страны показатель нравственного здоровья нации. Трудно переоценить ту роль, которую играет в воспитании патриотизма тема Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Эта война стала не только тяжелейшим испытанием для нашего народа, но и укрепила самосознание народа — победителя.
Примеры мужества и самопожертвования, проявленные нашими людьми в ходе войны, помогают вступающим в жизнь новому поколению почувствовать гордость за свой народ, уверенность в своих силах, осознать значение борьбы с фашизмом на современном этапе. С каждым годом редеют ряды фронтовиков, а человеческая память о войне активно замещается в сознании людей пропагандистскими стереотипами.
При изучении истории Великой Отечественной войны преподаватель располагает большим спектром методических и педагогических средств. Работа может вестись по следующим направлениям: учебная деятельность студентов; информационно-пропагандистская деятельность (стенды, тематические стенгазеты, выставки фотографий, презентации и т.д.); внеклассная работа (кружки, факультативные занятия и т.д.).
Опора на краеведческий материал и семейные архивы студентов (письма и фотографии) делают занятия интереснее, позволяют проявить студентам своё творчество. Целесообразно использовать подготовленные студентами презентации, где будут фотодокументы, фрагменты видеофильмов, исторические карты, воспоминания военачальников.
В нашем колледже проводится много мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, которые охватывают студентов всех курсов: конкурс-фестиваль «Я помню! Я горжусь!» (конкурсы сочинений-эссе, стихов, рисунков, фотографий, плакатов), классные часы «Этих дней не смолкнет слава», экскурсии на тему «Куйбышев в годы Великой Отечественной войны». Весь этот комплекс мероприятий в соединении с учебными занятиями сделает изучение данной темы более ярким и интересным.
Идеология в годы войны
Война привела к определённым изменениям в государственной идеологии. Основой патриотического воспитания стало обращение к героическим страницам и личностям из исторического прошлого Российского государства. Были учреждены новые ордена для высшего офицерского состава (Суворова, Александра Невского, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Ушакова, Нахимова). Солдат награждали орденом Славы трёх степеней — аналог дореволюционного Георгиевского креста. Изменилось и отношение советской власти к православной церкви. Сталин дал разрешение на выборы патриарха — 3 сентября 1943 г. патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Сергий. Открывались духовные семинарии, академии, монастыри. Произошла частичная реабилитация репрессированных священнослужителей.
В годы войны большинство вузов и школ оказалось на оккупированной территории. Часть учебных заведений успели эвакуировать. Резко сократилось число студентов и общее количество вузов. Оставшиеся университеты были переведены на сокращённый срок обучения
В связи с тем, что на предприятия пришло много подростков, государство уделяло особое внимание расширению вечерних семилетних и средних школ для обучения молодёжи без отрыва от производства
Михаил Кошкин (1898-1940) — советский инженер-конструктор, возглавлял конструкторское бюро танкостроения на Харьковском паровозостроительном заводе. Вошёл в историю отечественной и мировой инженерной мысли как создатель и главный конструктор танка Т-34.
Тыл в годы войны
В Директиве Совнаркома Союза СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 г. партийным, советским организациям прифронтовых областей были намечены основные направления перестройки экономики: эвакуация из прифронтовой полосы на Восток промышленных предприятий, материальных ценностей и людей; переход заводов и фабрик на выпуск боевой техники; ускоренное строительство новых промышленных объектов.
В выступлении по радио 3 июля 1941 года И. В. Сталиным был сформулирован лозунг: «Все для фронта, все для победы!», который стал девизом жизни советских людей.
Эвакуация осуществлялась в два этапа: летом — осенью 1941 г. и летом — осенью 1942 г. Заводы, вывезенные из западных и центральных районов страны, направлялись в Поволжье, Западную Сибирь, в Казахстан и Среднюю Азию, но более всего — на Урал, где имелись крупные промышленные центры, сложившаяся индустриальная инфраструктура, квалифицированные кадры рабочих и специалистов.
Перестройка народного хозяйства на военный лад:
— 22 июня 1941 г. — конец 1942 г. — перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой Европейской части территории Советского Союза;
— 1943-1945 гг. — возрастающее военно‑промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях.
Чрезвычайные меры: введение обязательных сверхурочных работ, 11‑часового рабочего дня, отмена отпусков; трудовая мобилизация, приравненная к военной; прикрепление работников к предприятиям; ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины; движение скоростников за выполнение 2-3 норм и за овладение смежными профессиями.
Важная роль в обеспечении военной индустрии принадлежала Магнитогорскому комбинату (выплавка броневой стали, производство броневого листа на блюминге — Н. А. Рыженко); Челябинскому тракторному заводу (мощный танкостроительный завод — «Танкоград»); Уральскому заводу тяжелого машиностроения им. Орджоникидзе в Свердловске и др.
В 1941 г. удалось наладить массовое производство самолетов‑истребителей Як‑1 и Як‑7б, пикирующих бомбардировщиков Пе‑2, штурмовиков Ил‑2. 12 июля 1941 г. ГКО принял постановление о производстве противотанковых и танковых пушек 45- и 76‑миллиметрового калибра. Расширялось производство и минометного вооружения
Большое внимание уделялось производству реактивных минометов «Катюша»
К 1942 г. удалось превзойти утраченные военные мощности и бесперебойно снабжать армию. С середины 1942 г. была завершена перестройка экономики на военный лад. Развернулось производство самоходных артиллерийских установок САУ‑76 и САУ‑122, с 1943 г. — нового советского истребителя Ла‑5ФН, орудий и минометов, танков, боевых самолетов, боевых кораблей основных классов.
Трудовой героизм стал повседневным явлением на колхозных и совхозных полях. Из‑за оккупации противником важных продовольственных районов СССР существенно сократились посевные площади и валовой сбор зерновых. Была поставлена задача освоения новых земель на востоке (посевные площади увеличены на 2,8 млн гектаров).
На оборону работал и ГУЛАГ, для оставшихся в заключении ужесточался режим, повышались нормы выработки.
С 1944 г. начинается восстановление освобожденных от врага территорий. 25 марта 1945 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили Государственный план восстановления и развития народного хозяйства на 1945 г. Он предусматривал полное обеспечение потребностей Красной Армии.
Патриотическое воспитание в России
Сегодня мы живем в прекрасной стране, с ее традициями, истоками. Мы двигаемся вперед и смотрим в будущее. Bсе новое — это хорошо забытое старое, так говорят наши папы и деды. Многие, а особенно молодые люди, сейчас скажут, что эпоху СССР надо забыть, все это в прошлом. Но с этим можно поспорить, т.е. не имея прошлого нет будущего. Россия была и будет сильным государством, но только на традициях сегодняшнего дня и прошлых лет.
Ведь не зря сегодня происходят попытки сторонних сил переписать историю России, ее прошлое, тем самым, ослабив патриотизм и веру в государство.
Говоря о патриотическом воспитании, и о том, как воспитывать граждан, безусловно, из прошлого нельзя брать все подряд. Но в этой статье мы вспомним положительные моменты.
На этапе становления СССР партия руководствовалась указаниями В. Ленина, который говорил: победа в войне обусловлена состоянием духа тех масс, кои на поле брани проливают свою кровь. Для коммунистической партии слова В. Ленина послужили ориентиром, для воспитания патриотизма как граждан своей станы, так и бойцов красной армии в духе пожертвовать за Родину, смелость и бесстрашия.
B современной России понятие патриот – человек, который любит свое Oтечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя своей Родины.