Аграрная реформа столыпина

Спасать, вешать, переселять. как столыпин пытался изменить россию — и почему у него не получилось

Столыпинская реформа.

Цели:

  1. Политические — сформировать новую социальную опору режима в лице крестьянина — собственника.
  2. Экономические — увеличить производство сельскохозяйственной продукции, чему препятствовало общинное землевладение (из-за постоянных переделов земли крестьянам было невыгодно её улучшать).
  3. Социальные — решить проблему малоземелья крестьян в перенаселённых центральных районах, не затрагивая помещичьего землевладения.

Направления реформы:

  • разрушение общины « сверху», создание слоя собственников. Две формы выхода из общины: хутора- то есть выделение земли на новом месте, и отруба — выход крестьян из общины, когда усадьба оставалась на прежнем месте . Если раньше крестьянин полностью зависел от общины( какую землю получит, кукую культуру сажает), то теперь он становился полным собственником земли.
  • реорганизация Крестьянского земельного банка. Банк скупал помещичьи и удельные (то есть принадлежащие императорской семье ) земли, продавал их    по выгодным условиям. С этой целью в 1906г. были отменены выкупные платежи по реформе 1861 года. Это помогало решать проблему малоземелья крестьян.
  • Проведение агрокультурных мероприятий: создание курсов по скотоводству и молочному производству, внедрение прогрессивных форм ведения сельского хозяйства.
  • политика переселения малоземельных и безземельных крестьян на окраины — в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток. Были предоставлены многие льготы: дешёвые железнодорожные билеты, выпускались специальные вагоны для переселения на новые места вместе с домашним скотом (« столыпинские вагоны»), крестьянам прощались все недоимки, выдавалась беспоцентная ссуда. А ещё в течение пяти лет крестьяне не должны были платить налоги. Условия были привлекательные, что привело к тому, что за 10 лет переселилось более 3 миллионов человек.

Однако реформа не была завершена ,а со смертью Столыпина постепенно сошла на нет.

Отрицательные последствия столыпинской реформы:

  • серьёзных изменений в сельском хозяйстве нельзя было добиться, если сохранено помещичье землевладение
  • реформа запоздала, за короткое время не была создана опора в деревне в лице собственников крестьян.
  • усилились социальные противоречия, появление на селе зажиточных кулаков вызывало недовольство остальной части крестьян.
  • не достигла цели и переселенческая политика. Крестьяне тяжело привыкали к сложным климатическим условиям, часто были столкновения с местными жителями. Около 16 % крестьян вернулось на родину, пополнив ряды безработных, а те, что остались, часто жили практически в нищете.
  • в обществе было много недовольных данной реформой: одни считали меры слишком мягкими, другие же не хотели вообще никаких изменений в обществе.

После смерти Столыпина реформа была свёрнута. Но она дала плоды, и уже в 1912 -1913 годах значительно увеличился выпуск сельхозпродукции. Зажиточные крестьяне давали стране более 40 % зерна. Они же были основными потребителями многой промышленной продукции.

Причины обострения аграрного вопроса

Проблема обнищания крестьян возникла практически сразу после реформы 1861 года, а в последующие десятилетия она лишь усугублялась из-за роста населения Российской империи. При этом темпы роста городского населения уступали темпам роста сельского. 

За 50 лет численность населения увеличилась
почти в 2,5 раза

С 1861 по 1913 год численность населения увеличилась почти в 2,5 раза. На этом фоне резко падала обеспеченность крестьян землей: средний размер надела на «мужскую душу» составлял 2,6 десятины в европейской части империи и 1,7 десятины на юге. 

После отмены крепостного права жизнь крестьян стала еще хуже

Мельчали и крестьянские дворы, количество которых увеличилось с 8,5 млн в 1877 году до 12 млн в 1905 году. Внутри крестьянской общины наблюдалось неравномерное обеспечение крестьян землей. Мелкие крестьянские хозяйства, выбравшие в 1861 году минимальный бесплатный надел, не могли конкурировать с крупными. 

Попытки решить проблему измельчания крестьянских наделов переселениями в Сибирь, наделением крестьян государственной землей, разрешением покупать помещичьи земли, выставленные на продажу, были безуспешными. 

Между крестьянами и помещиками
постоянно вспыхивали конфликты

Борьба с так называемыми семейными разделами также не давала результатов, а система пределов внутри крестьянской общины была изначально несправедлива к семьям, оставшимся без взрослых мужчин-работников, и часто усугубляла путаницу чересполосицы. 

Историк Геннадий КочешковСтолыпинская аграрная реформа стала серьезным шагом в деле разрушения общины и создания хуторских и отрубных хозяйств.

Проблема сохранения помещичьего землевладения также была неразрывно связана с реформой 1861 года. Крестьяне не принимали сложившейся правовой структуры земельной собственности, ведь они лишились не только так называемых отрезков, но и лесов, покосных лугов, пастбищ. 

Между крестьянами и помещиками постоянно вспыхивали конфликты из-за завышенной арендной платы и права собственности на тот или иной участок земли. 

Помещики были против введения
системного переселения крестьян в Сибирь

Помещики были против введения системного переселения крестьян в Сибирь, боясь оттока дешевой рабочей силы, создания конкурентных хозяйств за Уралом и возникновения «мужской республики», которая в будущем могла проявить тенденции к сепаратизму. 

Молебен в честь переселения 1400 крестьян-ходоков Полтавской губернии в Сибирь

Важно отметить, что ситуация не везде была одинакова. В Центральной России крестьяне жили намного хуже, чем в Царстве Польском, в Западном крае или на юге, где даже мелкие хозяйства были более эффективными и устойчивыми. . По оценкам аналитиков, сельское хозяйство во второй половине XIX века развивалось вполне успешно, наблюдался устойчивый рост не только урожайности, но и доходов крестьянских хозяйств

По оценкам аналитиков, сельское хозяйство во второй половине XIX века развивалось вполне успешно, наблюдался устойчивый рост не только урожайности, но и доходов крестьянских хозяйств.

Но разрыв в уровне жизни города и села был очень велик, и это бросалось в глаза либерально настроенной общественности, которая воспринимала крестьянина как человека, вечно терпящего нужду. Именно поэтому и лоббировалась идея национализации помещичьей земли и ее раздела между крестьянскими хозяйствами. 

“Столыпинская реформа”. Художник А. Каневский

Выход из общины и создание хуторов и отрубов

Земельные участки, которые получали во владение крестьяне, должны были отвечать требованиям рационального хозяйствования. На деле реализовать эту идею оказалось не так просто. Поэтому предполагалось разделение селений на хутора и отруба.

Это позволило сформировать слой крестьян, хозяйство которых максимально возможно отвечало требованиям. Рациональное хозяйствование было необходимо для устранения отсталости деревень.

Наиболее активно из общины выходили зажиточные крестьяне. Бедным это было невыгодно, община защищала их. При выходе они лишались поддержки, и им приходилось справляться самим, что не всегда получалось.

Исторической портрет Столыпина: направления деятельности.

1. Внутренняя политика Столыпина Петра Аркадьевича.

Взят курс на социально- политические и экономические реформы, усиление мощи страны, её модернизацию , но при сохранении монархии, государственной целостности и неприкосновенности частной собственности.

  • Дальнейшее укрепление монархии: роспуск 2 Государственной думы, принятие нового избирательного закона, по которому в 3 Государственной думе усилились позиции правых сил.
  • Повышение эффективности сельского хозяйства: аграрная реформа

формирование крестьянина — собственника, выделение из общины хуторов и отрубов, переселенческая политика, льготы при получении ссуды на землю, поддержка кооперативов и товариществ крестьян, указ о гражданском равноправии крестьян и др.)

  • Наведение порядка в стране (« сначала успокоение, потом реформы»): борьба с терроризмом, создание военно-полевых судов.
  • Национальная политика: сближение наций и народов, Столыпин стремился принять указ о веротерпимости, решить еврейский вопрос, прекратить ущемление прав по национальной принадлежности. Однако многое не смог сделать, не получая поддержки в высших кругах, даже ограничил автономию Финляндии
  • Проведение реформы местного самоуправления: в западных губерниях были учреждены Земства.
  • Проведение социальных преобразований: улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности, были признаны права на участия рабочих в стачках, отменены все сословные ограничения для крестьян.
  • Проведение военной реформы с целью повышения обороноспособности страны, восстановления военного могущества России : увеличение численности состава армии путём изменения системы комплектования армии, улучшение технического вооружения, повышение качества подготовки офицерского состава, усиление централизации управления армией и флотом

Укрепление международного положения России:

  • Сближение с Великобританией, соглашение 1907 года о разделе сфер влияния в Азии
  • 1907-окончательное оформление Антанты (« сердечного согласия»), то есть военно-политического союза между Россией, Францией и Англией. Он противостоял другому союзу — Тройственному, между Германией, Австро-Венгрией, Турцией (позже присоединилась Болгария и др.)
  • Стремление урегулировать конфликтов на Балканах: Россия воздержалась от решительных действий во время балканского кризиса в 1908-1909гг.

Результаты переселенческой политики Столыпина

Период правления Петра Столыпина (1906-1911 гг.) оказался переломным для России. Его переселенческая политика исходила из известной пропагандистской фразы: «Вымерзнет русский народ — погинет и Россия». Целью этой политики было решение долгосрочных проблем, вызванных неравномерным распределением населения и непродуктивным использованием земельных ресурсов.

Переселенческая политика Столыпина включала два основных направления. Первым было увеличение количества крестьян, заселяющих новые земли. Для этого проводилась активная пропаганда переселения, предоставление льготных условий и земельных участков новым переселенцам. Вторым направлением был стимулирование промышленной деятельности и развитие сельского хозяйства. Были предоставлены льготы и субсидии для крупных помещиков и фермеров, что привело к увеличению производства продовольствия и сырья.

Результаты переселенческой политики Столыпина оказались весьма значительными. Количественный прирост крестьянского населения на новых землях превысил 1 миллион человек. Их трудовая активность и больший доступ к земле стимулировали сельское хозяйство и увеличили урожайность. Развитие промышленности привело к росту производства, а также улучшению условий жизни и работы фермеров и рабочих.

Появление молодой интеллигенции, независимых фермеров и мелкоземельных хозяев, самостоятельных общественных организаций и союзов — все это можно считать результатами переселенческой политики Столыпина. Однако нельзя утверждать, что все цели были достигнуты полностью. Проблемы неравномерной и нерациональной использования земельных ресурсов в России остались актуальными и после периода правления Столыпина.

Успехи в осуществлении переселения крестьян на свободные земли

Переселенческая политика Столыпина была направлена на решение ряда проблем, с которыми столкнулась Российская империя в конце XIX — начале XX века. Целью этой политики было укрепление государства, стимулирование экономического развития и улучшение жизненных условий крестьян. Для достижения этих целей была создана специальная программа по переселению крестьян на свободные земли.

Результаты переселенческой политики оказались весьма значимыми. Благодаря активным мерам правительства, в период с 1906 по 1914 годы было выделено около 3,5 миллиона гектаров свободных земель. Это позволило переселить около 1,5 миллиона крестьян, что приблизительно равнялось 10% от общего числа крестьянского населения. Кроме того, переселение группы крестьян на одну землю велось по принципу общины, что способствовало развитию коллективного хозяйства и повышению эффективности земледелия.

Однако, следует отметить, что не все аспекты переселенческой политики оказались успешными. Некоторые крестьяне столкнулись с трудностями в приспособлении к новым условиям жизни и работы, из-за чего не все земли оказались использованы эффективно. Также, были случаи коррупции и злоупотреблений со стороны тех, кто реализовывал программу. Тем не менее, в целом переселенческая политика Столыпина сыграла значительную роль в улучшении положения крестьянского населения и развитии сельского хозяйства в Российской империи.

Формирование сильной и самодостаточной крестьянской общины

Переселенческая политика Столыпина была направлена на трансформацию крестьянского хозяйства и формирование сильной и самодостаточной крестьянской общины. Ее целью было улучшение экономического положения крестьянства, повышение его производительности и укрепление позиций крестьянских землевладельцев.

Результаты переселенческой политики Столыпина были значительными. Основной результат состоял в увеличении числа крестьян, имеющих собственные земельные участки. Благодаря переселению более 2 миллионов крестьян начали заниматься более интенсивным земледелием, повышая урожайность и производительность. В результате этого увеличился объем производства сельскохозяйственной продукции и улучшился уровень жизни крестьян.

Кроме того, переселение позволило объединить крестьянские хозяйства в крупные общины, что способствовало более эффективному использованию ресурсов и совместным производственным мероприятиям. Крестьянские общины стали самодостаточными, обладали собственной инфраструктурой и были способными обеспечивать себя продовольствием и другими необходимыми товарами.

Таким образом, переселенческая политика Столыпина значительно повлияла на экономическое развитие и укрепление крестьянского класса. Благодаря этой политике сформировалась сильная и самодостаточная крестьянская община, способная к самостоятельному развитию и процветанию.

Столыпинская аграрная реформа (1906 г.)

В 1906 г. председателем Совета Министров России П. А. Столыпиным было принято решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России. Реформа крестьянского землевладения с выходом из общины и переселением на восток империи получила название Столыпинской аграрной политики. Основной целью реформы было активизация  переселенческого движения. Наделение крестьян землей производилось из колонизационного переселенческого  фонда,
сформированного за счет изъятия земель коренного населения.
В 1907 г. было распространено 6,5 млн агитационных листовок, призывающих переселяться и с рекомендациями по обустройству на территории Казахстана.
В начале XX в. в Казахстане достигла своего апогея, активно проводимая царизмом политика массового переселения крестьян.

В результате колониальной аграрной политики царизма у казахов было отобрано земель:

  1. В 1853-1905 гг. 4 млн десятин.
  2. В 1906-1907 гг. 17 млн десятин.
  3. В канун Октябрьских событий 1917 г. 45 млн дес.

Батрак — крестьянин, имевший в своей собственности 1 десятину земли.      
Переселяли крестьян из районов активных социальных потрясений.
Решения столыпинского правительства в 1906 и 1910 гг. имели цели:

  1. сгладить революционные движения, переселив беднейшие слои крестьян в Казахстан.
  2. формирование в лице зажиточных семей политической опоры в национальных окраинах.

Основная причина резкого падения удельного веса коренных жителей в Казахстане в нач. XX в. — Столыпинская аграрная политика.
Численность казахов в Акмолинской области на 1910 г. — 36,6% (в 1897 г.    — 61,1 %); Семипалатинской — 73 % (87,9 %); Сырдарьинской — 62,3 % (84,4 %); Семиреченской — 60,5 % (80,4 %); Тургайской — 58,7% (90,6%); Уральской — 56,9% (71,3%). 
Одной из главных предпосылок участия казахов в революции 1905-1907 гг. является колониальная аграрная политика царизма.
Основная причина восстания 1916 г. в Казахстане — земельная политика царизма.
К концу I мировой войны процесс изъятия у казахского населения земель продолжался.

Попытки решения аграрного вопроса до П. А. Столыпина

Николай II, понимая, что Россия была и остается аграрной страной, считал, что решить аграрный вопрос в любом случае необходимо. 

Деятельность С. Ю. Витте и В. К. Плеве

В 1902 году по приказу царя С. Ю. Витте создал «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», а также Редакционную комиссию по пересмотру законодательства о крестьянах, а В. К. Плеве занялся разработкой законопроекта о крестьянском правовом статусе и системе землевладения.

Министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915)

В течение нескольких лет шла работа по накоплению и систематизации статистических данных. Полученные сведения позволили по-новому взглянуть на систему землевладения и землепользования. И  хотя дальше обсуждений дело не пошло, наработки министра финансов и министра внутренних дел были использованы П. А. Столыпиным. 

Растущее социальное напряжение и первая русская революция заставили государственных мужей быть более активными. 5 апреля 1905 года Витте издал указ о прощении долгов по ссудам из продовольственного капитала, которые были взяты общинами и отдельными крестьянскими домохозяйствами в период голода 1891-1892 годов. 

Министр внутренних дел Российской империи в 1902–1904 годах Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 – 1904)

3 ноября 1905 года был издан еще один указ, который реально изменил экономическую ситуацию в деревне: была инициирована отмена выкупных платежей с 1 января 1907 года. Государство пошло на это, понимая, что образуется дыра в государственном бюджете, которую будет трудно заполнить. 

Наконец, 4 марта 1906 года были образованы Комитет и Комиссии по землеустроительной деятельности, работа которых, сначала бессистемная и запутанная, была налажена уже при П. А. Столыпине. 

В 1905 году Совещание С. Ю. Витте было реорганизовано, появилась новая совещательная организация, руководителем которой стал И. Л. Горемыкин. Она просуществовала меньше года, так как в 1906 году все вопросы сельскохозяйственной промышленности были отданы на рассмотрение Государственной думе. 

Мало того, что Витте, Плеве и Горемыкин расходились во мнениях по способам решения аграрного вопроса, в своей работе они не шли дальше рассмотрения его гражданско-правовых аспектов. Вопросы землеустройства ими не рассматривались, хотя именно они и были важнее всего.

Деятельность Государственной думы

I Государственная дума, или «Дума народного гнева», рассматривала сразу три аграрных законопроекта: от партии «Народная свобода» (кадетов), от трудовиков (легальных эсеров) и от фракции социал-демократов. 

Кадеты предлагали перераспределить часть государственных, удельных, кабинетных и монастырских земельных владений в пользу крестьян, сохранив при этом помещичье землевладение и крестьянскую общину. Трудовики и социал-демократы выступали за национализацию всей земли и передачу ее всем желающим на безвозмездной основе. 

Заседание аграрной комиссии I Государственной думы (май 1906)

II Государственная дума рассматривала уже проект П. А. Столыпина, который начал реализовываться, но все предложения правительства были отвергнуты депутатами, что неофициально стало причиной роспуска думы и Третьеиюньского переворота. 

Этапы преобразований

Аграрная реформа Столыпина началась 9 ноября 1906 года с издания указа, предусматривающего наделение русских крестьян землей и регулирующего их выход из общины. Землевладение обеспечивалось созданием двух видов землепользования:

  • отруба — крестьянин, выходя из общины, получал участок земли, с сохранением его двора в деревне;
  • хутора — полного переселения семьи крестьянина на новое место, без сохранения старого.

Для приобретения земли Крестьянский банк выделял специальные ссуды под залог участка сроком на 55,5 года. Кроме того, землевладельцам разрешалось выдавать ссуды под залог их земли. Особые льготы предоставлялись владельцам хуторов — ссуды размером в 100% стоимости приобретенной земли при довольно низкой ставке — 5%.

Чтобы стимулировать крестьян к переселению в малоосвоенные восточные губернии, им было даны некоторые привилегии:

  • крестьяне на 5 лет освобождались от любых видов налогов;
  • мужчины освобождались от воинской повинности;
  • предоставлялись льготные денежные ссуды, а в некоторых уездах безвозмездно выделялись 200−400 рублей.

На первых этапах передача наделов в частные руки, часто сопровождавшаяся правительственным контролем и давлением, порождала народные протесты. Но впоследствии, при переносе акцентов на землеустройство, отказе от насильственного введения новшеств, народные недовольства начали стихать. Если в 1910 году их случилось около 1000, то в 1913 — уже 128. Кроме того, наблюдая экономические успехи владельцев хуторов и отрубов, крестьяне начали понимать преимущества нововведений и относиться к ним более лояльно.

Правило, особенности

1.«Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье» были разработаны под руководством военного губернатора Семиреченской области генерала Г. А. Колпаковского в 1868 г.  —  переселенцам предоставлялись земли в размере по ЗО десятин на душу. Переселенцев освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15 лет.
2.Правила 1883 года (утверждены в 1885 году)  на душу полагалось 10 десятин, льготы на 5 лет.
3.«Правила» 1891 года  до 15 десятин на душу: переселенцам-старожилам.
Во 2-ой половине XIX в. особенно большой поток переселенцев направился в Семиреченскую область.
В Сырдарьинской области переселенческая политика охватила Шымкентский, Ташкентский и Аулие-Атинский уезды. В 1884-1892 гг. в области образовано 37 поселков.
Площадь земли отобранной у казахов Акмолинской области в 1855-1893 гг. более 250 тыс. десятин.

Начало переселения

Переселение крестьян из центральных районов России в Казахстан начинается в середине 60-х гг. XIX в.
Во 2-ой половине XIX века, условия для изъятия казахских земель и начала переселенческой политики подготовило объявление казахских земель государственной собственностью по реформам 1867 -1868 гг.
Главное управление Западной Сибири приняло постановление, разрешающее переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России в 1866 г.
Крестьяне, пожелавшие переселиться в Казахстан, как правило, вначале высылали ходоков.
Первые переселенцы в Казахстане появились на территории Кокчетавского округа в местности Саумалколь.
 

Повод к началу реформ

После мероприятий 1905 года ситуация в сельскохозяйственном производстве несколько выровнялась, наблюдался устойчивый рост основных показателей, но из-за общей отсталости системы землепользования его темпы были очень низкими. Система землевладения изменена не была, а ситуация с малоземельем и чересполосицей не разрешалась. 

Крестьянин не мог самовольно оставить общину
даже ради обучения

Кроме того, не изменялась и система крестьянского самоуправления, при которой крестьянин не мог самовольно оставить общину даже ради обучения, а сельское общество часто решало все вопросы землепользования не в пользу малых хозяйств. Такая система не только консервировала изолированность крестьянского сословия, но и способствовала неравномерному земельному обеспечению крестьян. 

Своей земельной реформой П. А. Столыпин разжег в деревне пламя гражданской войны.

Немецкий эксперт по аграрному вопросу Ульрих Ауфхаген.

Ситуация достигла критической точки после окончания русско-японской войны. Можно сказать, что аграрные волнения 1905-1906 годов стали как одним из проявлений революции 1905-1907 годов, так и итогом вялой деятельности государства в отношении решения аграрного вопроса. 

Так как положение крестьян продолжало оставаться неопределенным, вопросы землевладения и землепользования решались ими самостоятельно: 

  • рубился помещичий лес (самовольные порубки);
  • проводилась самовольная запашка помещичьей земли;
  • проходила разборка помещичьих имений;
  • прекращалось выполнение невыгодных крестьянам арендных договоров с помещиками.

Насилие, грабежи, уничтожение помещичьего имущества в это время были редкостью. Крестьяне признавали право собственности помещиков на все, что не относилось к сельскому хозяйству.

Предпосылки аграрной реформы

К 1906 году в стране начались массовые народные выступления против власти. Они продолжались уже в течение нескольких лет, но впервые перешли в разряд кровавых. Правительство понимало, что оставить эти митинги без внимания нельзя, но земельный вопрос по-прежнему решен не был. Ситуация становилась все более сложной:

  • крестьяне обнищали;
  • многие не имели собственного надела;
  • сельскохозяйственный сектор как отрасль находился в упадке;
  • на деревне укоренялись эсеровские идеи.

Крестьянство постепенно склонялось к радикальным мерам — насильственному изъятию земель у помещиков. И выражало свое намерение митингами и поджогами усадеб помещиков. Тянуть с преобразованиями было нельзя

Но никто из правительства не был готов взять на себя ответственность по такому важному и приоритетному для государства направлению

Свой вариант реформы предложил председатель Совета министров — Петр Аркадьевич Столыпин. Он запросил доклады о текущем состоянии дел на деревне и разработал комплекс мер, который должен был обеспечить России:

  • экономический рост;
  • стабильность;
  • мирное развитие.

Срок, отведенный на преобразования, измерялся 20 годами.

Деятельность Столыпина

Петр Аркадьевич Столыпин в 1906—1911 годах был министром внутренних дел и председателем Совета министров Российской империи. Современники характеризовали его как весьма харизматичного и целеустремленного человека. Выходец из дворянского рода, он радел за всех граждан России, невзирая на их положение в обществе. На заседаниях и собраниях он был непреклонен и бесстрашен. Приняв государство в неспокойное, послереволюционное время, Столыпин верил, что стране необходимы перемены.

Главной своей задачей он видел процветание и счастье как помещиков, так и крестьян. Решение Петр Аркадьевич видел в ликвидации общинного строя крестьян и решении земельного вопроса.

Положение Столыпина в обществе было незыблемым, император относился к нему с большим уважением. Хотя многие и говорят, что Столыпин не был автором законов аграрной реформы, а его роль заключалась лишь в том, что он был составной частью огромного аппарата министерства, все же именно его упорство и авторитет позволили реализовать нововведения, направленные на плавный переход Российской империи к индустриальной системе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: