Теория личности ананьева кратко

Теория личности б.г. ананьева, общая психология - эссе

Строение характера по Б.Г. Ананьеву

Характер – это вершина личностных свойств.

По мнению Б.Г. Ананьева, черты характера формируются не только на основе отношения личности к окружающей действительности и к жизненным условиям его развития, но и в отношении к собственным действиям.

Для полноценного изучения характера человека необходим обширный и всесторонний анализ всех условий его жизнедеятельности и его отношение к условиям и обстоятельствам жизни

Важно то, как человек относится к обществу, труду, к другим людям, к самому себе


Giphy

Разберем некоторые черты характера, а также под воздействием чего они формируются:

  • Так, например нравственную составляющую в человеке формирует отношение к обществу и окружающим. А такие привязанности как товарищество, дружба, любовь, формирование вкуса у человека обусловлено в большей степени общественными отношениями и соответствует классовой особенностью той или иной исторической эпохи.
  • Посредством коллектива способны раскрываться внутренние личностные черты характера. Там зарождается способность оценки человеком другого человека, что способно быть нужным в формировании качеств.
  • Познание себя, самосознание, рефлексия, отношение к себе формируется также на основе отношения к другим людям. Таким образом, получается, что адекватная самооценка возможна лишь в том случае, если человек адекватно  относится к окружающим. Здесь речь в большей степени о самооценке своих качеств в деятельном плане.
  • Что же касается оценивания своего внешнего облика и психических функций, оно формируется постепенно, проходя ряд этапов. Например, под воздействием жизненных ситуаций, оценок близких и знакомых, а также благодаря глубине самопознания.
  • Сильные волевые качества формируются посредством воспитательных мероприятий, а также благодаря трудовой деятельности.
  • Рефлексивные черты характера образуются в условиях повторения некоторых ситуаций, которые закрепляются в сознании и проявляются в поступках, поведении, талантах и способностях.
  • Нравственные, эстетические черты характера зависят от деятельности человека, а также благодаря коммуникативным аспектам жизнедеятельности.

Б.Г. Ананьев утверждал, что характер проходит свое формирование на протяжении жизни, претерпевая изменения  и опираясь на ряд воздействующих факторов, таких как общественная деятельность, личностное самосознание и биологические особенности.

Самой важной мыслью выдающегося психолога было то, что человек – наиболее сложный объект для изучения в мире. Структурированность и организация его носит многоуровневый характер

 Поэтому во время изучения человека стоит прибегать к комплексному подходу и множеству методов, с включенностью разнообразных наук. Только при таком подходе появляется возможность полноценно изучить, структурировать и понять природу всех личностных, индивидуальных особенностей.

Интерпретационные методы

Методика определяет основные направления интерпретации полученных в ходе психологических исследований данных. Они характеризуют подходы, применяемые в анализе этих данных. Ананьевым было выделено 2 основных подхода: генетический и структурный. Они могут применяться независимо друг от друга либо в комплексе.

Генетический метод состоит в способе исследования психологических явлений, основанном на онтогенетическом развитии особи (т.е. постепенном проявлении заложенной генетической программы в зависимости от конкретных условий внешней среды) и филогенетическом развитии (связанным с общими историческими корнями у разных представителей человеческого рода). Генетический метод позволяет обрабатывать результаты исследования через определенные фазы, стадии и критические моменты в формировании психики индивида. Метод позволяет выстроить генетические связи по вертикали между различными уровнями становления личности.

Структурный метод помогает определить горизонтальные (структурные) связи между разными уровнями организации, присущими определенному человеку, между различными его характеристиками. Этот метод выявляет и описывает структуру психических явлений

Характеризуется вниманием к текущему состоянию исследуемого объекта, к присущим ему постоянным (не меняющимся) внутренним свойствам, к соотношению между выявленными фактами.

Организационные методы

Организационные методы Ананьев также разделил на 3 типа:

  1. Сравнительный. Группа состоит из людей, объединенных по признаку (возраст, пол, образование, семейное положение, состояние здоровья, род деятельности, уровень психического развития и т.д.). Полученные в результате эксперимента данные сравниваются в разрезе этих признаков. Например, группу молодежи сравнивают с группой пожилых людей или людей среднего возраста; имеющих высшее образование с теми, кто его не получал.
  2. Лонгитюдный. Одна и та же группа испытуемых является объектом изучения на протяжении многих лет. Метод заключается в выявлении изменений в течение длительного отрезка времени в исследуемых психических процессах у одних и тех же субъектов, что позволяет выявить индивидуальные особенности их развития. Из-за продолжительности метод является достаточно сложным в осуществлении. При работе с ним используют методики наблюдения, экспериментов и тестирования. 
  3. Комплексный. Включает обширную область исследования одной и той же группы по разным направлениям — психологическим, медицинским, педагогическим, социологическим, научным. 

Все указанные методики могут применяться как отдельно, так и в комплексе.

Индивид, субъект личности, индивидуальность

Термин «частное лицо» имеет несколько интерпретаций. Прежде всего, индивидуум — это человек как единое естественное существо, представитель вида Homo sapiens. Но иногда это понятие используется для обозначения человека как отдельного представителя человеческого сообщества, как социального существа, использующего инструменты. Однако и в этом случае биологическая сущность человека не отрицается. Человек как индивид обладает определенными свойствами (рис. 1.1). Ананьев различал первичные и вторичные свойства индивида. В качестве первичных он классифицировал свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определённому возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определённому полу), а также индивидуально-типичные характеристики, в том числе конституциональные (особенности состава тела) и нейродинамические.

Свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств определяет особенности темперамента и характеристики человека.

Другим понятием, характеризующим индивида как объект реального мира, является «личность», то есть индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы понимают личность как системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В этом понятии рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Следующим понятием, которое Ананьев выделил в исследовании человека, является «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «личность» и «личность». Субъект деятельности объединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Объект и субъект всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это объект или явление реального мира, существующее независимо от нашего сознания, выступающее в качестве цели, на которую направлена деятельность человека — субъекта воздействия. Человек всегда окружен определенными объектами или сталкивается с явлениями реального мира. В зависимости от того, на что или на кого направлена его деятельность, тот или иной объект может действовать как объект. Объектом может быть и сама человеческая деятельность.

Главной особенностью человека как субъекта, отличающей его от других живых существ, является сознание. Сознание является высшей формой психического развития, присущей только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, трансформации окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности преобразовывать окружающий мир — это еще одна особенность человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью действовать. Таким образом, человека можно рассматривать, во-первых, как представителя живой природы, биологического объекта, во-вторых, как субъекта сознательной деятельности, и, в-третьих, как социальное существо. То есть, человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в единое целое образует целостную характеристику человека — его индивидуальность. индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. предпосылкой формирования человеческой индивидуальности являются анатомические и физиологические предпосылки, которые трансформируют I в процесс образования, имеющий социально обусловленную природу. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявления индивидуальности.

Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека[14]. Б. Г. Ананьев.

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

В каждой из этих психологических дисциплин проблема личности включена в определенный контекст и соответствующую систему пограничных для нее проблем, понятий и операций исследования. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, иерархии ее тенденций и мотивов, специальное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофизиологических функций). В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источниками более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями. ‹…›

В каждом из психических процессов, как можно думать, представлены проекции всех основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию по рассмотренному нами типу. В этом смысле структура личности – продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, наконец, как жизненного пути человека – истории личности. Вместе с тем структура личности, сложившаяся в процессе индивидуального развития человека, сама детерминирует направление, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития. С. Л. Рубинштейн именно в этой структуре личности, в комплексе личностных свойств усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы.

Промежуточные переменные между ситуацией и поведенческой реакцией на нее образуются из взаимодействия основных характеристик человека, характером которых является структура личности. ‹…›

Видео: Структура личности. Урок 24

Структура личности. Личность – это стойкая система совершенно индивидуальных, психологических, социальных характеристик. Психология, как наука рассматривает только психологические особенности, которые формируют структуру личности. Понятие и структура личности является спорным вопросом между многими психологами, одни считают, что ее совсем нельзя как-либо структурировать и рационализировать, другие же, наоборот, выдвигают новые теории личностной структуры. Но все-таки есть определенные характеристики, которые так или иначе, но они имеются, и их стоит описать.

Характер является важнейшей составляющей личности, он демонстрирует все отношения человека в мире. Отношение к другим личностям, к какому-то предмету, ситуации и вообще ко всей действительности, что его окружает.

Темперамент – это проявление динамических свойств психических процессов человека.

Способности – это набор индивидуально-типологических особенностей, способствующих проявлению успехов в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонности и интересы к какому-то предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность в какой-то момент себе поставить запрет, а что-то позволить.

Эмоциональность является важной составляющей личностной структуры, с ее помощью человек выражает свое отношение к чему-либо, определенной реакцией. Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека

Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами

Мотивация человека есть совокупностью мотивов, которые определяют поведение человека. Большую роль в личности имеют ее социальные установки и ценности. Именно их воспринимает социум в первую очередь и определяет свое отношение к индивиду. Этот список характеристик не есть исчерпывающим, в разных теориях личности можно найти дополнительные свойства, выделены разными авторами.

Классификация

По Ананьеву методы можно разделить на 4 основные группы:

  1. Организационные, являющиеся стратегическими в создании модели исследования. На их основе выстраивается схема проведения эксперимента и регулируется взаимодействие между остальными методами.
  2. Эмпирические, с помощью которых добываются научно-экспериментальные данные. Сюда относятся способы наблюдения и проведения экспериментов, тестирование, анализ процессов и результатов, научное моделирование.
  3. Методы обработки данных включают количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
  4. Интерпретационные методы включают генетический (позволяющий выстроить вертикальные уровневые связи) и структурный (горизонтальные связи между частным и общим в структуре психики).

Второй класс личностных свойств: мотивация поведения, общественное поведение, структура личности

Личность всегда сочетает в себе свойства объекта и субъекта социально-исторических процессов. Активность и самостоятельность личности Б.Г.Ананьев понимал как относительное качество. В континууме активности на объектном полюсе личность выступает в качестве социального индивида — функционера, на субъектном полюсе — как творческая самобытная личность – индивидуальность. Из объекта воздействия личность в процессе жизни постепенно превращается в субъекта, однако она никогда не теряет свойств объекта. Человек осуществляет социальные функции по-разному, в зависимости от их осознания и отношения к ним. Личность может воспротивиться предписаниям, направляя деятельность на преобразования своего статуса и системы ролей. Она не только функционер, но и деятель.

Статус, роли и ценностные ориентации интегрируются интраиндивидуальной структурой.Внутренние психические образования самой личности включают пять иерархически связанных подструктур: психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками.

Рисунок Структура личности

Структура личности строится одновременно по принципу субординации (соподчинения более общих и частных свойств) и принципу координации, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией. Основной блок в структуре собственно личностных свойств — мотивация. В мотивах социального поведения актуализируется направленность личности. Структура общественного поведения также входит в структуру личностных свойств, ведь в социальном поведении осуществляются функции — роли и в нем реально функционируют мотивы. Его содержание определяется общественными отношениями, преломленными в сознании личности.

Общественное поведение – это личностный план деятельности, реакция на социальные стимулы – предписания, нормы, ожидания. Поведение направлено не на создание какого-либо продукта, а на защиту, отстаивание, утверждение жизненных целей, преодоление препятствий на пути к ним. Общественное поведение может становиться борьбой, исходом которой будет успех, победа, триумф или неудача, поражение, крушение личности. Эти исходы отражаются в психических состояниях личности и влияют на формирование и развитие ее характера. Поведение имеет личностные и мотивационные эффекты, связанные с тенденциями личности.

Индивидуальный жизненный путь.

В исследованиях Б. Г. Ананьева имеются наметки психологической концепции личности как субъекта жизни. Прилагая собственную активность, личность наделяет жизненный путь свойством уникальности и, в известной степени, неповторимости. Это происходит потому, что индивидуальные свойства личности объективируются в «изгибах» жизненного пути, равно тому, как индивидуальность творца материализуется в его творениях. Индивидуальный жизненный путь всегда несет на себе печать индивидуально-личностных особенностей субъекта жизни

Иногда «ананьевскую» концепцию жизненного пути личности справедливо упрекают в избыточном «социологизме». Например, К. А. Абульханова-Славская полагает, что в ней до предела заострена проблема социальных детерминант и характеристик жизненного пути личности, а вопрос о субъектной детерминации обходится стороной . Действительно, Б. Г. Ананьев рассуждает о личности больше как о субъекте основных видов человеческой деятельности – игры, учения, труда, нежели как о субъекте жизни; жизненный путь раскрывается скорее как форма социального развития, и в меньшей степени – саморазвития личности

Вопросы для самопроверки:

1. С позиций Б.Г.Ананьева, структура личности строится по принципам:

а) субординационному

б) координационному

в) субординационному и координационному

г) комбинаторному

Ответ: в) субординационному и координационному

2. Особенностями личностного развития не являются согласно Б.Г.Ананьеву:

а) интегративность,

б) неравномерность (гетерохронность),

в) противоречивость,

г) периодичность (фазность, стадиальность)

д) конструктивность

Ответ: д) конструктивность

Дополнительная литература:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, — СПб., 2001.

Глоссарий:

Личность— это социальная подсистема человека. Человек как личность принадлежит к определенному социальному классу, является сверстником своего поколения, входит в семейную структуру, принадлежит этнической группе.

Внутренние психические образования личности включает пять иерархически связанных подструктур: психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками. Структура личности строится по принципу субординации и принципу координации.

Характер— система свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, другим людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личностных свойств.

Жизненный путь – «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения».

Особенности личностного развития:интегративность, неравномерность (гетерохронность), противоречивость, периодичность (фазность, стадиальность).

Интегративность —означает, что мере развития личности ее психические структуры, функции, качества комплектуются в интегральные новообразования – талант, смысл жизни, характер, самосознание.

Неравномерность жизненного пути проявляется в том, что различные психические структуры личности формируются в разное время и прогрессируют с разными темпами. Существуют сенситивные периоды развития, а также периоды стабилизации, сенсибилизации и деградации личностных свойств.

Гетерохронность личностного развития обусловливает противоречивость как свойство жизненного пути. С точки зрения Б. Г. Ананьева, противоречия личностного развития движут индивидуальным жизненным путем, лежат в основе его критических периодов и событий.

Периодичность– в структуре жизненного пути вычленяются качественно своеобразные фазы, периоды, этапы и генетические переходы между ними. Рубежными «вехами» жизненного пути личности являются следующие события и фазы: фаза подготовки к самостоятельной жизни, ее старт, кульминация (пик или «акме»), финиш.

Структура личности по Леонтьеву

Понятие и структура личности в А. Н. Леонтьева выходит за грани плоскости отношений к миру. За его определением личность – это другая индивидуальная реальность. Это не смесь биологических особенностей, это высокоорганизованное, общественное единство особенностей. Человек становится личностью в процессе жизнедеятельности, определенных поступков, благодаря которым приобретает опыт и социализируется. Личность и есть сам опыт.

Личность – это не человек полностью, как он есть со всеми его биологическими и социальными факторами. Есть особенности, которые в личность не включаются, но пока оно не проявилось об этом заранее трудно сказать. Личность появляется в процессе отношений с обществом. Когда личность возникает, то можно говорить о ее структуре. Вся личность – это связанное, целостное единство, независимое от биологического индивида. Индивид – это единство биологических, биохимических процессов, систем органов, их функций, они не играют роли в социализации и достижениях индивида.

Личность, как небиологическое единство возникает в ходе жизни и определенной деятельности. Поэтому получается структура индивида и независимая от него личностная структура.

Личность имеет иерархическую структуру факторов, сформированных историческим ходом событий. Она проявляется через дифференциацию разных видов деятельности и их перестроение, в процессе возникают вторичные, более высокие связи.

Личность за А. Н. Леонтьевым характеризуется, как большое разнообразие действительных отношений субъекта, которые определяют его жизнь. Эта деятельность составляет фундамент. Но не вся деятельность человека определяет его жизнь и строит из него личность. Люди делают множество разных поступков и дел, которые не имеют отношений посредственно к развитию личностной структуры и могут быть просто внешними, не затрагивать поистине человека и не способствовать ее строению.

Второе, через что характеризуется личность – это уровень развития связей вторичных действий между собой, то есть образование мотивов и их иерархия.

Третья обозначающая личность характеристика являет собой тип строения, он может быть моновершинным, поливершинным. Не каждый мотив для человека есть целью его жизни, не есть его вершиной и не может выдержать всю нагрузку вершины личности. Эта структура являет собой перевернутую пирамиду, где вершина вместе с ведущей жизненной целью находиться внизу и держит на себе всю нагрузку, которая связанная с достижением этой цели. В зависимости от поставленной главной жизненной цели будет зависеть сможет ли она выдержать всю конструкцию и связанные с ней действия и получаемый опыт.

Основной мотив личности должен быть определен так, чтобы держать всю конструкцию на себе. Мотив задает деятельность, исходя из этого, структуру личности можно определить, как иерархию мотивов, стойкую конструкцию основных мотивационных действий.

А.Н. Леонтьев выделяет в личностной структуре еще три базовых параметра: широту отношений человека с миром, уровень их иерархизированности и совместную их структуру. Также психолог выделил один интересный аспект теории, как второе рождение личности, и анализ того, что с ней в это время происходит. Человек овладевает своим поведением, формируются новые способы решения мотивационных конфликтов, которые связаны с сознанием и волевыми свойствами. Разрешить конфликт и выступить опосредующим механизмом при овладении поведением может такой идеальный мотив, который независящий и лежащий вне векторов внешнего поля, который способен подчинить себе действия с антагонистично направленными внешними мотивами. Только в воображении человек может создать то, что поможет ему овладеть собственным поведением.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Вклад Б.Г. Ананьева в развитие отечественной психологии

Ананьев выделил иерархически подчиненные уровни человеческой организации: индивидуальность, личность и индивидуальность. Он считал, что индивидуальность формируется на основе взаимосвязи черт человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как личности.

В его модели гуманитарные науки разделены на четыре секции:

1) человек как биологический вид;2) онтогенез и течение жизни человека как личности;3) изучение человека как личности;4) проблема человечества.

Он выделил иерархически подчиненные уровни организации человека: индивидуум, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность формируется на основе взаимосвязи черт человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как личности. Б.Г. Ананьев известен также своими работами в области сенсорного восприятия и возрастной и дифференциальной психологии, исследованиями в области психологии общения, проблем восстановления раненых в годы Великой Отечественной войны. Он одним из первых в СССР организовал психологическую службу на базе средней школы в Выборгском районе Ленинграда.

В условиях бурного развития перинатальной психологии, где впервые плодотворно осуществляется комплексный подход к изучению и развитию личности и постепенная психологизация всего общества, его идеи получают новый импульс. Идеи Г. Ананьева получают новый импульс развития. В понятийной системе Ананьева идея целостности человека приобретает особый антропологический характер. Он устанавливает антропологию как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, которую он наиболее последовательно реализовывал в своем структурно-генетическом анализе человека.

Предметом психологии в свете антропологического принципа является многоуровневая система психических феноменов, взятых в связи с различными аспектами организации и бытия человека — структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее изучение человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносится с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психики и путей развития человека, взгляды ученых близки.

Читайте дополнительные лекции:

Образовательный сайт для студентов и школьников

ВЕБИНАР: Социальный интеллект и коммуникативная успешность: диагностика и развитие у детей, подростков и взрослых

ВЕБИНАР: Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе

Методическая подготовка бизнес–тренеров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: