Русская лапта: история и правила игры

Правила игры в лапту

Введение

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности. Мячи и биты обнаружены в слоях XIV века при раскопках Новгорода. Игра проводится на естественной площадке. Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. К родственным лаптe видам спорта относятся бейсбол, крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и другие.

Яркую характеристику лапте дал известный русский писатель А. И. Куприн: «Эта народная игра — одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено. 11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, так же в спортивных залах и манежах. Создана достаточно хорошая научно-методическая база, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактичес-кой, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.

Учащиеся 5-6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном российском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.

Во многих городах и районах сельской местности субъектов РФ открылись отделения по русской лапте в ДЮСШ: в республике Башкортостан, Воронежской, Новгородской, Томской, Челябинской, Тульской, Амурской, Свердловской областях и других регионах.

Достоинства игры и ее правила

Русская лапта способствует формированию ряда физических качеств, жизненно важных для каждого человека. Например, она помогает тренировать скорость и силу, координацию движений, совершенствует мышечные движения и развивает смекалку. Чувство коллективизма, способность работать в команде – это также значимые характеристики, на которые оказывает влияние регулярная игра в лапту. Если говорить о технических характеристиках, то лапта является одним из самых естественных и доступных видов спорта, Дети могут научиться играть в лапту с первого занятия, помимо того, для игры в лапту не требуется дорогостоящий инвентарь, специальная одежда и особое оборудование. Правда, следует все же заниматься в удобном спортивном костюме, который не сковывает движения, и кроссовках, в которых будет удобно бегать по площадке.

Что касается правил игры, то проводится она на прямоугольной свободной площадке. С одной ее стороны располагается «город», с другой стороны – кон. Для игры требуются резиновые мячики небольшого размера (вполне подойдет и теннисный мяч) и лапта. Лаптой называют длинную плоскую палку длиной около 60 сантиметров. Ее ручка должна быть около 3 сантиметров толщиной, чтобы ее было удобно держат, а ширина ее основания — около 10 сантиметров шириной, чтобы этим основанием было комфортно наносить точные удары по мячу. Участники делятся на две равные по количеству команды, по жребию игроки одной из команд отправляются в импровизированный «город», а другая команда становится водящей. Команда из «города» начинает игру, бьющий отбивает лаптой подброшенный товарищем по команде мяч как можно дальше, и бежит через все площадку за линию кона. Затем он должен так же быстро вернуться обратно в «город», а водящие ловят мяч и стараются «засалить» бегущего. Ведущие могут перебрасываться мячом, чтобы попасть в бегущего с более близкого расстояния.

Если бегущий «засален», то он переходит в «город», если же бегущий остался не запятнанным, то мяч быстро перекидывается тоже в сторону «города». Как только мяч вернулся в «город», игрок, не успевший сам вернуться назад, остается за линией кона. Там он ожидает следующей возможности вернуться в «город». Игроки команды могут быть бьющими по очереди, бьющим может быть и тот, кто успел вернуться в «город». Игра проиграна, если все игроки пробили мяч, но никто не успел вернуться в «город» и не перебежал за линию кона. Когда игра заканчивается, команды должны поменяться местами. Есть еще одно правило, которое определяет победителей и проигравших. Если один из игроков из «города» во время удара сломал лапту, то команда «города» автоматически признается проигравшей.

На поле во время игры могут возникать некоторые сложные ситуации, например, все представители подающей команды, кроме одного человека, остаются за чертой кона, то есть они в отведенное время не успели попасть в «город». Если эта ситуация возникла, то есть правило: игроку, которые еще не подавал удар, разрешается сделать три удара по мячу. Если он промахивается, то команда уступает позицию и признается проигравшей. Это правило разработано в качестве некоторого исключения, чтобы сделать игру более интересной и непредсказуемой. Таким образом, в лапте особо важны ловкость, умение прицелиться и нанести сильный удар, а также способность быстро и ловко преодолеть расстояние, чтобы успеть вернуться на свою позицию. Соответственно, выигрывает команда, в которой игроки обладают данными способностями, и которая смогла слаженнее команды соперников сработаться и пройти все этапы игры.

Предварительный просмотр:

Правила игры в лапту.

В лапту играют две команды по 6 человек.

Цель одной команды, находящейся в «городе», совершить как можно больше перебежек за линию «кона» и обратно.

Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.

Каждая такая перебежка приносит команде 2 очка , выполнение ударов производится игроками «города» поочередно из зоны удара.

Один игрок выполняет удар, другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.

На удар дается две попытки .

Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.

Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.

Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.

Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

• Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.

Смена команд без борьбы

Она производится в тех случаях, когда:

1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.

2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.

3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.

4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:

а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;

б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;

5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.

6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.

7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.

8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.

9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).

10. Команда бьющих получила штрафное очко.

11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.

Смена команд должна производиться быстро (бегом).

При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.

• Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.

Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.

Линия города, штрафная линия, линия кона.

Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.

Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками

Ширина «города»- 5м.

Бита для удара должна быть цельной и деревянной.

Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.

Конфигурации бит могут быть различными.

Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.

В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.

1 – зона очередности

2 – зона бьющего

3 – зона бегущих (пригород)

Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) — 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.

Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) — 30-40 х 15-20 м, штрафная — 6–9 м.

Для игроков 9 лет (3–4 классы) — 18 x 11 м (спортзал), штрафная — дуга радиусом 6 м.

Глубина зон города и кона — 3–5 м. Ширина линий — 4–5 см.

4. Инвентарь и оборудование

Лапта (палка-бита) — выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) — бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) — бита № 2.

Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет — бита № 3.

Для игроков 14 лет и старше — бита № 4.

Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) — бита № 1.

Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и  2,5–3 см.

В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.

Активная игра

От 7 лет

От 8 игроков

От 60 мин

Ценность игры в лапту для школьников

Как уже указывалось, лапта хороша своей демократичностью. Весь необходимый инвентарь для игры инвентарь – деревянная бита и теннисный мяч. При этом игра развивает все лучшие качества, необходимые спортсмену, как физические, так и морально-волевые: реакцию, скорость, точность, концентрацию внимания, игровое мышление и навыки командного взаимодействия.

Нужно суметь точно пробить по мячу, быстро пробежать площадку, ловко уворачиваясь от бросков соперника. С другой стороны – не менее ловко ловить «свечу», мгновенно передавать мяч партнёру по команде и метко бросать его, осаливая соперника-бегуна. Причём ситуация на игровой площадке меняется за считанные секунды, и в это время требуется быстро принять единственно правильное решение.

Компоненты физической культуры

Спорт

Спорт является частью физической культуры. Для него ха­рактерны наиболее эффективные средства и методы воздей­ствия на физическую и духовную сферы человека. Под спор­том в первую очередь подразумевается исторически сложив­шаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования.

С понятием «спорт» тесно связано понятие «спортивная подготовка». Это комплекс мероприятий, обеспечивающий высокий уровень готовности к соревнованиям и максималь­ное проявление возможностей спортсмена в момент главных соревнований.

Огромная популярность спорта и его роль в обществе объ­ясняются многообразием функций, которые ему присущи: кроме соревновательной (основной) это и воспитательная, оздо­ровительная, познавательная, интегративная (объединяю­щая), зрелищная, экономическая функции.

Спорт многообразен. В нем выделяют спорт высших дости­жений (элитный спорт); массовый спорт (спорт для всех); про­фессиональный спорт; детско-юношеский спорт, связанный со спортом высших достижений (спортивные резервы) и с мас­совым спортом (при решении задач физического воспитания детей и молодёжи).

Мас­совый спорт имеет те же цели, что и физическая культура. Спорт высших достижений и профессиональный спорт предъ­являют более высокие требования к занимающимся, так как они связаны с предельными физическими и психическими на­грузками.

Описание хода занятия о лапте и правилах игры

Мотивируя деятельность учащихся на подготовительном этапе урока, учитель сообщает классу о начале изучения новой темы «Лапта». Данный вид спорта наверняка знаком некоторым из учащихся, а кто-то может умеет и играть в нее.

Школьники познакомятся с историей появления и развития этой увлекательной и интересной игры. Разместившись на гимнастических скамейках, ребята слушают обязательный инструктаж по технике безопасности, которым необходимо руководствоваться на уроках физической культуры при изучении лапты.

Основная часть урока позволяет углубить знания учащихся об истории возникновения лапты, после чего ребята делятся на группы и составляют друг для друга творческие задания по теме урока. К оценке творческих заданий можно привлечь учащихся, освобожденных от занятий физической культуры, а также отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ). Для этого данная группа учащихся заранее получает задание. Из истории лапты и становления правил игры

Лапта является одной из самых древних русских игр, известной, по некоторым источникам, еще в 10 веке. Найдены при раскопках древнерусского Новгорода лапта и множество мячей. Это свидетельствует о том, что лапта живет в народе уже более тысячи лет.

При Петре I эта игра была самой любимой в среде молодежи. Различные народы мира имеют схожие с лаптой игры, иначе именуемые, и имеющие собственные правила. К примеру: английский крикет, кубинский пелот, финский песа пало, американский бейсбол, немецкий шлагбал и другие.

Однако первое официальное состязание по лапте состоялось лишь в 1957 году. Но уже в 1958 году прошел в СССР первый чемпионат, способствовавший дальнейшей популяризации этой игры по всей стране. После небольшого затишья в 60-70 годах, постановление Государственного комитета по спорту от 1987 года, дало новый импульс развитию этой игры.

С 1995 года начинают действовать новые правила соревнований по лапте. А в 1997 году начинает свою работу Федерация русской лапты, объединившая любителей и профессионалов данной увлекательной игры со всей страны. Несмотря на то, что лапта не становится международной игрой, в России организуются ежегодные кубки, чемпионаты и первенства по русской лапте среди различных возрастных категорий.

Практическая часть урока по теме Лапта

Для содействия постепенному разогреву организма и введения его в продуктивную работу, на этапе практической части, класс выполняет ходьбу в обход спортивного зала

Следует обращать внимание на сохранение учащимися заданной дистанции, которая должна быть оговорена учителем заранее

После пробежки выполняются упражнения на месте. Автором предложены к выполнению упражнения, которые способствуют увеличению эластичности мышц, улучшению координации движения, а также гибкости позвоночника.

На следующем этапе урока физической культуры учитель обучает ребят технике удара битой, правильной перебежке и технике ловли мяча, именуемая «свечой». После знакомства с правилами и техникой безопасности, предлагается применить полученные знания на практике в процессе игры. В ходе двусторонней игры учитель всячески подсказывает ребятам, разъясняя спорные моменты.

Скачать подробную методическую разработку по физкультуре на тему «Лапта, правила игры» вместе с качественной мультимедийной презентацией можно в начале статьи.

Скачать презентацию «Лапта, правила игры»

Поделиться с друзьями

Азбука безопасности (Точка роста)

Программаориентирована на создание у школьников правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации, а также основ оказания первой помощи пострадавшим. В содержание курса «Школа безопасности и основы оказания первой помощи» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них развитию цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.

Что понадобится для игры в лапту?

Интересная особенность игры в лапту — это то, что вам не потребуется специализированный и зачастую дорогостоящий инвентарь. Вполне можно хорошо справиться с помощью стандартного набора:

  • лапта — это своеобразная палка, специальная длинная бита;
  • обычный резиновый мяч, размер примерно теннисного.

Размеры лапты необходимы следующие:

  • длина — 60 сантиметров;
  • ширина основания -10 сантиметров;
  • ширина, толщина ручки — 3 сантиметра.

Критерии для мяча:

  • небольшой размером;
  • удобный для захвата;
  • умещаться должен в полную ладонь;
  • не должен травмировать пальцы;
  • не может причинить сильных ушибов.

История игры

Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать, когда же зародилась лапта. Одним словом — древняя она точно. Некоторые историки даже утверждают, что известна она человечеству была еще в 10 веке до нашей эры. А армянский ученый Тарьян высказывает совсем фантастическую версию — еще Иисус играл в лапту в детстве. Так или иначе, религиозные деятели известны своей любовью к этому занятию. Архиепископы предавались игре в мяч в свободное от служений время. Ученый Дюран говорит о том, что во время Пасхи и Рождества епископы вместе с клириками закрывались в монастырях, домах, играя в лапту и распевая музыкальные партии. А вот в Великом Новгороде найдены вполне реальные войлочные мячи и деревянные биты, которые уже практически стопроцентно доказывают, что лапта здесь существовала еще в 14 веке. По самым скромным расчетам ей не меньше 700 лет! Наподобие лапты игры были и у других народностей. Например, у финнов пользовалась популярностью игра под названием «песа палло», у англичан подобие лапты до сих пор носит название «крикет», а у американцев — известный на весь мир «бейсбол».

Сравнительная таблица: Русская лапта vs. Футбол

Характеристика Русская лапта Футбол
История Игра с давних времен, связанная с русской культурой Игра, имеющая свои корни в различных древних цивилизациях
Количество игроков Обычно 10-12 игроков в каждой команде 11 игроков в каждой команде
Площадка Открытое пространство, без ограничений Прямоугольное поле с определенными размерами
Игровое время Нет фиксированного времени, игра продолжается до достижения определенного количества очков 2 половины по 45 минут
Игровой инвентарь Мяч и лапта Футбольный мяч
Цель игры Забить мяч в ворота противника Забить мяч в ворота противника
Тактика Игра в команде, акцент на сотрудничестве и передачах Игра в команде, тактические схемы и стратегии
Польза для здоровья Развивает координацию, выносливость и силу Развивает выносливость, координацию и командный дух

Правила лапты. Сейчас есть канонический вариант и очень много вариаций

Сейчас лапта в России официально признана видом спорта, у нее есть своя федерация и официальные правила. В самых общих чертах для канонического варианта лапты они следующие.

Игра командная. Русский писатель Александр Куприн в статье о лапте 1916 года объяснял, как идет деление: «Делятся на две партии: верхняя и нижняя (по-московски) или водящая и ловящая (по-петроградски). В верхней начинают слабые игроки».

Если говорить современным языком, то верхняя партия – это команда атакующих, а нижняя – защищающихся.

Для игры в лапту нужна площадка длиной 40-50 метров и шириной 25-40 метров. Она может быть травяной, земляной или с искусственным покрытием, открытой или крытой – значения это не имеет.

Площадка делится на четыре зоны:

1. Город или дом. Там находятся атакующие, которые, в свою очередь, делятся на три группы: подающего, бьющего и просто игроков нападения.

Задача подающего – подкинуть мяч (зачастую берут обычный теннисный). Задача бьющего пробить по нему битой так, чтобы он оказался в игре (об этом чуть ниже). Остальные игроки сосредоточены на том, чтобы совершить перебежку – пробежать площадку из одного конца в другой.

2. Штрафная зона. Она находится рядом с городом, и это часть площадки, удар мячом в которую не засчитывается. Туда пробивать нельзя – надо пробивать дальше.

3. Поле. Это как раз зона, в которую нужно попасть. В этой же зоне располагаются игроки обороняющейся команды. Их задача – поймать мяч и осалить* атакующих во время перебежки.

Осалить – значит, кинуть мячом в бегущего и попасть. Куприн писал про защищающихся: «У противника бывают мастера, которые на лету ловят мяч, обжигающий руки, и успевают его запустить бегущему в то место, где спина теряет почетное наименование».

В лапте есть всего два результативных действия: для атакующих – это перебежка (за нее начисляются два очка), а для защищающихся – ловля мяча с лета, чтобы после удара бьющего он не коснулся земли (за это начисляется одно очко).

Осаливание очков не приносит, но позволяет лишить нападающих результативного действия. Кроме того, оно позволяет защищающимся стать нападающими.

Если игрока команды осалили, он может осалить противника обратно. А задача противника в этот момент – убежать за линию дома/города или линию кона, о которой ниже. В общем, в такой ситуации все сводится к тому, что команды бросают друг в друга мячом.

4. Зона кона. В нее должен убежать игрок нападающей команды, а потом из нее вернуться домой. Он не обязан возвращаться сразу после своего удара – а может тусоваться в зоне кона и ждать более удобного момента, чтобы его не осалили.

В современном варианте игра идет на время, и побеждает команда, набравшая больше очков.

Но бывает и другая система, когда игра идет до тех пор, пока всем игрокам одной команды не удастся совершить удачную перебежку. Или пока всех игроков одной команды не выбьют осаливанием. Поэтому, например, Куприн писал: «Раз игрок запятнан, партия переходит в другие руки. Но бывают сыгравшиеся партии, которые держатся непоколебимо часа два-три и более. Одни работают, другие отдыхают. Трусам и лентяям в этой игре нет места».

Кроме того, есть варианты игры вообще без осаливания. В целом, лапта очень разнообразна.

Некоторые тонкости игры в лапту для детей

Игра в лапту — одна из самых популярных и традиционных игр у русских школьников. Несмотря на свою простоту, она требует от игроков хорошей физической подготовки и быстрого мышления. Вот некоторые тонкости, которые помогут детям играть более успешно:

1. Игровой инвентарь

Для игры в лапту нужны специальные мячи — лапты, которые немного похожи на бейсбольный мяч. Официальные лапты имеют диаметр около 7 см и вес около 100 г. Также игрокам понадобятся биты, сделанные из тонкой деревянной пластины.

2. Правила игры

Официальные правила лапты достаточно просты: команда, которая побеждает, — та, которая смогла послать мяч за пределы поля противников. Если после удара мяч не отскакивает на землю и пойман соперником, это считается удачным ударом и команда получает очко. Лаптой можно играть как на открытом пространстве, так и в специально оборудованной зоне.

3. Техника игры

Одной из основных техник игры в лапту является удар руках. Игроки должны быстро развивать скорость удара и ловкость в своей команде, чтобы вернуть мяч сильным ударом

Также важно использовать тактику и командную работу для получения выгодного положения. Для лучших результатов игроки должны быть готовы к физическим нагрузкам и иметь хорошую выносливость

4. Приемы и стратегии

Для успешной игры в лапту некоторые игроки придумывают свои приемы и стратегии. Например, они могут использовать быстрые удары или неожиданные подачи мяча

Также важно знать, когда лучше ударить по мячу самому, а когда лучше передать его другому игроку. Ключевой задачей команды является пробить мяч за пределы поля противника, поэтому игрокам нужно быть готовыми к различным ситуациям и быстро принимать решения

5. Игра для здоровья и душевного равновесия

Игра в лапту для детей не только развивает физические навыки, но и способствует развитию социальных навыков. Дети учатся работать в команде, договариваться и принимать решения вместе. Они также учатся быть выносливыми и управлять своими эмоциями во время игры. Игра в лапту помогает детям быть активными и полезными, а также весело проводить время на свежем воздухе.

Судейство

Каждую игру судит бригада специалистов, состоящая из следующих представителей.

  • Старший судья. Проверяет и утверждает площадку для проведения игры, проверяет снаряжение и экипировку участников, выводит участников на площадку, проводит жеребьевку, а также принимает все решения, которые требуются по ходу игры, и несет за них ответственность. Главный судья дает команду о начале и окончании матча, а также определяет моменты остановки и возобновления игры. Он имеет право отменять или утверждать решения линейных судей. Также старший судья утверждает счет и выполняет проверку протокола встречи. 
  • Линейный судья. Следит за ходом игры и сигнализирует (как правило, жестами) об определенных действиях игроков старшему судье. Линейный судья подписывает протокол встречи.
  • Секретарь. Специалист проверяет правильность оформления протокола, контролирует замены и время игры, сигнализирует старшему судье, когда мяч выходит в аут. Также секретарь ведет учет набранных командами очков фиксирует минутные перерывы команд, подписывает протокол и предоставляет его старшему судье.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: