Специфика правоохранительной деятельности
Специфика правоохранительных действий зависит от внешних (социально-психологических) и внутренних (индивидуально-психологических) факторов.
К числу внешних социально-психологических факторов относятся следующие аспекты:
- Социально-экономическое и психологическое развитие общества;
- Степень развития законодательства и системы общественной безопасности;
- Особенности профилактики правонарушений;
- Аспекты работы правоохранительных органов;
- Особенности правосознания, установок и степень криминальной зараженности населения.
В состав внутренних факторов входят: межличностный профессиональный и психологический климат в коллективе конкретного правоохранительного учреждения, психологические аспекты отношений в рамках ведомственных профессиональных общностей и групп (работники ОВД, прокуратуры, суда, налоговых органов и т.п.), психологические особенности межведомственной правоохранительной системы в целом, личная включенность каждого работника органов в систему социальных и психологических связей, профессионально-групповая идентификация, психологическая компетентность в отношении профессионального общения, особенности деятельности в составе группы или общности.
Психологическая характеристика профессиональной правоохранительной деятельности
Категория деятельности в современной психологии является одной из ведущих. В настоящее время деятельность рассматривается как основная составляющая процесса жизнедеятельности и формирования личности.
В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова (1997, С.95) деятельность определяется как «…активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности».
Согласно А.Н. Леонтьеву, деятельность есть «процесс, который психологически характеризуется тем, что то, на что направлен данный процесс в целом (его предмет), всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, т.е. мотивом» (1965, С. 510). С общепсихологической точки зрения, понятие деятельности всегда связано с понятием мотива, отсюда отдельные виды деятельности различаются по критерию побуждающих их мотивов.
Наиболее полное описание структуры человеческой деятельности принадлежит А.Н. Леонтьеву (1965, 1977). Согласно А.Н. Леонтьеву деятельность человека имеет определенное внутреннее строение, ее основными составляющими являются действия. Действие — это процесс, подчиненный цели, осознаваемой на сознательном уровне. Поскольку любая деятельность существует не иначе, как в форме действия или цепи действий, то действия, осуществляемые в ходе конкретной деятельности, побуждаются ее мотивами и направлены на определенные цели. Достижение целей приводит к осуществлению деятельности в целом.
По мнению А.Н. Леонтьева «когда перед нами развертывается конкретный процесс — внешний или внутренний, то со стороны его от-ношения к мотиву он выступает в качестве деятельности человека, а как подчиненный цели — в качестве действия или совокупности, цепи действий» (1977, С. 104-105). Одно и то же действие, в зависимости от того, в какую деятельность оно включено, может быть обусловлено со-вершенно различными мотивами. Таким образом, действие имеет определенную самостоятельность. Если деятельность (в случае ее осознанности) подчиняется определенной цели, то действия, в нее включенные, подчиняются частным целям, которые могут быть выделены из общей цели.
В свою очередь действия обладают особыми образующими качествами, называемыми операциями. Операции — это зависящие от объективных условий способы осуществления действий, направленные на достижение цели.
Деятельность по форме может быть внешней или внутренней, но независимо от этого она имеет схожее общее строение. По утверждению А.Н. Леонтьева, главное отличие одной деятельности от другой состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.Н. Леонтьевым терминологии «предмет деятельности есть ее действенный мотив» (1977, С. 102).
Предметом деятельности работников правоохранительных органов, и прежде всего служб, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, согласно Д.В. Гребельскому (1967, С. 69), является «основанная на законодательных и подзаконных нормативных актах система … мероприятий, осуществляемых преимущественно специальными средствами и методами в целях предотвращения и раскрытия преступлений и розыска скрывающихся преступников». Она представляет собой особый вид юридической деятельности и по мнению Р.С.Белкина (1977, С .94), с точки зрения правовой регламентации, рассматривается как деятельность правомерная, но не процессуальная.
В редакции Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года сказано, что данный вид деятельности осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Интеллектуальные способности и продуктивность правоохранительной деятельности
В профессиональной деятельности работника правоохранительных органов важное место занимают мыслительные процессы. По сути, почти вся его работа состоит из добывания и переработки специфической информации
В теоретических и экспериментальных исследованиях отечест венных психологов (П.П. Блонского; Л.С. Выготского, 1983; А.Н. Леонтьева, 1965, 1977; С.Л. Рубинштейна, 1958; Б.М. Теплова, 1961; О.К.Тихомирова, 1969) мышление определяется как ведущий компо-нент развитой психической деятельности. Там, где оказывается недостаточным чувственное познание, начинается мышление.
Познание в любой деятельности, в том числе и правоохранительной, осуществляется в двух формах: чувственной и рациональной, находящихся в диалектическом единстве. Чувственное познание осуществляется прежде всего при непосредственном отражении внешнего мира в форме ощущений, восприятии, представлений, при помощи которых достигается эмпирический уровень знания.
Однако только эмпирическим уровнем процесс познания в правоохранительной деятельности ограничиться не может, В качестве обязательного элемента он предполагает применение рациональных приемов познания, которые протекают в форме мышления — обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Работа сотрудника правоохранительных органов является особым видом мыслительной деятельности и имеет практическую направленность на решение конкретных специфических задач. В данной работе
мышление рассматривается нами как один из компонентов, составляющих единую психическую деятельность оперуполномоченного, и понимается нами как внутренний процесс, возникающий из внешней деятельности и представляющий особую ее форму, структура и механизмы которой отражают особенности взаимодействия индивида с внешней средой.
Наиболее важной в социальном и наиболее объемной во временном аспектах является деятельность сотрудников по раскрытию преступлений, которую представляется возможным определить как сложный и динамичный процесс, протекающий в условиях экстремальности и стрессогенности. В результате этой деятельности индивид получает сведения о фактических данных, представляющих информацию либо материаль-ного, либо идеального (в виде сведений, показаний) свойства
В результате этой деятельности индивид получает сведения о фактических данных, представляющих информацию либо материаль-ного, либо идеального (в виде сведений, показаний) свойства.
Процесс получения информации имеет поэтапный характер. Субъекты деятельности на каждом этапе вынуждены принимать различные решения, порой, в условиях недостатка информации
(В.А. Петровский, 1974; А.В. Карпов, 1993; Е,Ф. Волкова, 1997). Познавательное назначение информации заключается в содержании сведений о связях между событиями и фактами, необходимых для раскрытия преступления. Активное отражение различных черт действительности, по мнению В.М. Богданова, «…связано, с одной стороны, с выдвижением познавательных моделей, а с другой — с выработкой своеобразных «схем действия» для достижения сознательно поставленных целей» (1984, С. 8).
Одной из особенностей познавательного процесса при раскрытии преступлений является его творческая направленность, которая проявляется в решении на каждом этапе задачи проблемного характера, включающей в себя формулирование проблемы, ее анализ, поиск информации, построение гипотез (в виде версий), их проверку, что обязательно предполагает применение рациональных приемов познания.
С возникновением проблемной ситуации, когда у индивида возникает потребность что-то понять, разрешить противоречие, начинается мышление. Оно осуществляется в виде конкретных операций, направленных на решение возникающих задач. Результатом анализа со стороны субъекта проблемной ситуации является постановка задач. Согласно С.Л. Рубинштейну «… этот мыслительный процесс обычно осуществляется в ходе кокой-то конкретной деятельности — практической трудовой деятельности, разрешающей определенную производственную задачу …» (1973, с. 98).
Специфика проявления психологических закономерностей общения и особенности реализации в деятельности сотрудников овд
Общение — это взаимодействие между двумя или более людьми, которое заключается в обмене между ними информацией когнитивного или аффективного и оценочного характера.
Психология рассматривает общение как процесс, в котором можно выделить три основные стороны (компоненты общения):
- коммуникативная сторона;
- сочувствующая сторона;
- интерактивная сторона.
Сотрудники органов внутренних дел придают особое значение коммуникативной стороне общения, так как с помощью знаковой системы они получают от других информацию о причинах и обстоятельствах преступлений, лицах, их совершивших, мотивах преступной деятельности, решают разведывательные и другие задачи.
Однако существуют определенные трудности в общении, называемые коммуникативными барьерами, из-за которых общение сотрудников органов внутренних дел не всегда эффективно
В этом контексте важно своевременно выявлять и, по возможности, устранять коммуникативные барьеры в ходе официальной деятельности, а также иметь информацию о том, насколько эффективны контакты с собеседником
Перцептивная сторона общения предполагает восприятие собеседника, психологическую оценку его внешних черт, соотнесение этих черт с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его действий. Существуют две группы факторов, влияющих на формирование образа собеседника: объективные и субъективные. К объективным факторам относится все, что непосредственно воспринимается в собеседнике: анатомические особенности, особенности одежды, речь, мимика и другие атрибуты. К субъективным факторам относятся те, которые определяют отношение к собеседнику в зависимости от различных обстоятельств: цели общения, ролевых и статусных установок, условий общения и т.д.
Ролевое общение (инструментальное, функциональное общение) направлено на выполнение совместных действий, а также получение определенной информации. Экспрессивное общение предполагает передачу чувств и эмоций между партнерами. Масочное общение является промежуточной формой между ролевым и экспрессивным взаимодействием в общении, оно обеспечивает бесконфликтное общение в тех случаях, когда оно достигает своих пределов.
Психологические требования к личности сотрудника овд
ПД — негативное изменение его личностных свойств и качеств, приводящее к искажению социально-нравственной направленности его профессиональной деятельности.
Причины: Особенности социальной сферы, в которой работает сотрудник; особенности служебной деятельности; проявления — профессиональные оценочные стереотипы и установочные соответствия; перенос служебной роли, профессиональных установок и стереотипов на внеслужебные отношения; правовой нигилизм.
Серьезные изменения в профессиональной деформации:
- Гипертрофия проф. важных качеств, их трансформация в противоположную сторону.
- Реализация и развитие социально негативных качеств (вседозволенность, цинизм).
- Подавление и дальнейшая атрофия качеств, субъективно оцениваемых как вторичные.
- Непропорциональное, дисгармоничное, искаженное соотношение и взаимодействие отдельных качеств.
Формы проявления профессиональной деформации:
1)проф. оценочные стереотипы и установочные соответствия.
2) Перенос своей профессиональной роли, профессиональных установок и стереотипов на внеслужебные отношения.
3) Правовой нигилизм.
Психологические требования к персоналу сотрудника ОВД.
- В сочетании с содержанием работы внутреннего сотрудника.
- С правовым регулированием деятельности.
- С учетом возражений заинтересованных лиц.
- С наличием полномочий.
- С защитой служебной тайны.
- Ограничения по времени.
Общение — это сложный многомерный процесс установления и развития контактов между людьми. Он включает в себя обмен информацией. восприятие и понимание другого человека.
Сотрудник ОВД, являясь субъектом всех видов межличностных контактов, активно участвует в различных видах профессионального общения — с различными категориями граждан, руководством… (Конфронтация, допрос, а также непроцессуальные формы общения).
Общение (понимание) — это целенаправленное воздействие и влияние на поведение, состояние и отношение партнера. Если общение — это обмен информацией, взаимовлияние, взаимная оценка, сопереживание, формирование убеждений, установок, характера.
Способы передачи информации в общении: вербальные (речь) и невербальные (мимика, жесты, поза, интонация).
Способы эффективного общения:
Психотехника визуальной диагностики собеседника.
Техника психологического воздействия
Техника психологического контакта и доверительного общения
Психотехники бесконфликтного взаимодействия.
- Основные формы взаимодействия в общении. Особенности профессионального общения работника.
Профессиональное общение сотрудника ОВД — это процесс установления и поддержания психологического контакта в силу закона и служебной этики, позволяющий решать задачи по поддержанию общественного порядка и предупреждению преступлений.
Основными функциями коммуникации являются:
- интеллектуальная функция — относится к взаимному восприятию и пониманию друг друга, оценке психических состояний, проявлений других индивидуальных характеристик людей.
- информационная функция — включает передачу различной информации, обмен идеями и чувствами в процессе общения.
Функция взаимного влияния — организация взаимодействия, коррекция поведения других людей.
Основные факторы, влияющие на успешность общения и установления психологического контакта в сервисной деятельности, следующие.
- Личность работника (его общительность, способность устанавливать и поддерживать контакты даже в неблагоприятных обстоятельствах).
- личность людей, с которыми общается офицер.
- условия общения, в которых устанавливаются психологический контакт и отношения с гражданами и работниками при выполнении профессиональных задач.