Общие сведения о психофизиологической организации речи
Все концепции производства языка имеют нечто общее. Первое, что обязательно присутствует во всех этих концепциях, — это этап производства, который соответствует «семантической интенции» как наиболее общей интенции высказывания. Второй этап — формирование грамматической структуры высказывания. Третий этап — превращение «голой структуры» в строку звучащих слов.
Однако существуют, по крайней мере, две концепции порождения, в которых есть, так сказать, «нулевой» этап порождения, который соответствует мотивационному аспекту высказывания. Это концепция Б. Скиннера и концепция школы Л.С. Выготского. Мы уже подробно обсуждали выше понятие деятельности и место мотива в ней; остается добавить, что идеи Скиннера диаметрально противоположны; он сводит всю речевую деятельность к сумме внешних механических навыков и отождествляет речевые способности человека с организацией этих навыков.
Несмотря на кажущуюся неприемлемость в целом, интерпретация вербального поведения Скиннера содержит классификацию мотивов, которая представляет общий интерес и использовалась в советской психологии. Согласно Скиннеру, существуют две группы мотивов для языковых высказываний, которые он называет требованием и контактом. Первая группа — это просьба, требование, пожелание, реализованное в языковом высказывании; в нем сформулирована не сложная информация когнитивного характера, а известное эмоциональное состояние. Вторая группа мотивов имеет в своей основе намерение передать знакомое содержание, установить контакт с собеседником. Кроме того, Скиннер указывает на возможность «эхолокационной реакции», то есть простого повторения стимула.
Следующим («первым») этапом порождения является то, что можно назвать семантическим намерением или идеей высказывания. Существуют различные точки зрения на этот вопрос. Таким образом, для большинства авторов, вслед за Н. Хомским, этот этап соответствует «стволу» дерева структуры предложения, т.е. его узлу, обычно обозначаемому C. Л. Долезал отождествляет его с «выбором подмножества элементарных языковых образов (слов-основ) для заданных внеязыковых «событий» из множества слов данного языка» (причем «прагматический» уровень кодирования он ставит после грамматического). К. Пахл в цитированной выше статье более конкретен в своем обсуждении «структуры представлений». Л. С. Выготский говорит о «внутреннем языке» в определенном смысле. А. Р. Лурия рассматривает первый этап как «линейную схему предложения» и т. д. Разброс мнений по этому вопросу достаточно велик, поскольку экспериментальных доказательств первой стадии генерации практически нет.
Большая часть ответственности за это разнообразие лежит на лингвистах. Дело в том, что психолингвистика в последние годы развивалась в основном как серия попыток использовать модели, разработанные лингвистикой в психологических исследованиях, в своих собственных целях, и такое использование, естественно, требует серьезного пересмотра. Но такого пересмотра не произошло (Этот неконтролируемый перенос лингвистических моделей в психолингвистику вызвал довольно энергичный протест Дж. Но он сам часто грешит таким переносом в своих произведениях). Модель, будучи лингвистической по происхождению, не может не фокусироваться в первую очередь на правилах грамматического порождения, оставляя в стороне проблемы, связанные с «дограмматическими» этапами этого порождения.
Лингвистическая традиция в психолингвистике стала причиной еще двух ее недостатков, которые она до сих пор не исправила. Это, во-первых, полное нежелание учитывать, что существуют различные виды языка, в которых механизм порождения высказывания может быть соответствующим образом изменен; различные функции языка; различные коммуникативные виды предложений. Это, во-вторых, полное убеждение, уже установленное выше для трансформационной модели, что языковая идентичность является одновременно психолингвистической идентичностью, т.е. что одна и та же языковая структура может быть сформирована одним и только одним способом (за исключением случаев двусмысленности). Однако это отнюдь не является необходимым условием, о чем мы поговорим позже. Давайте пока вернемся к различным видам языковых высказываний.
Речевая деятельность: важность коммуникативных навыков
Речевая деятельность играет важную роль в нашей жизни. Коммуникативные навыки, развиваемые с помощью речи, позволяют нам эффективно общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Коммуникативные навыки включают умение правильно формулировать свои мысли и идеи, понимать и интерпретировать речь других людей, адекватно реагировать на коммуникацию, умение слушать и выражать свои эмоции.
Развитие коммуникативных навыков начинается с самого раннего детства. Уже с младенческого возраста дети начинают учиться использовать речь для общения, выражая свои потребности и интересы.
В школьном возрасте речевая деятельность становится особенно важной, так как на этом этапе дети активно учатся учиться, усваивают новые знания и навыки. Речь становится инструментом усвоения информации и представления своих мыслей и идей
Взрослые люди также нуждаются в развитии коммуникативных навыков. Как в личной, так и в профессиональной сфере, умение эффективно общаться и передавать информацию является ключевым фактором успеха. Корректное и грамотное использование речи способствует установлению хороших отношений с окружающими и повышению уровня доверия со стороны других людей.
Невербальные аспекты речи также имеют большое значение в коммуникации. Например, интонация, жесты и мимика помогают передать эмоциональную окраску высказывания и сделать его более выразительным.
Коммуникативные навыки можно развивать и улучшать на протяжении всей жизни. Обучение и тренировка речевой деятельности позволяют совершенствовать свои навыки выразительности, понимания и адаптации к различным коммуникационным ситуациям.
В целом, развитие коммуникативных навыков через речевую деятельность способствует лучшему пониманию других людей, помогает установить гармоничные отношения, развивать свою индивидуальность и достигать успеха в личной и профессиональной жизни.
Понятие речевой деятельности
Основными компонентами речевой деятельности являются речь как средство передачи информации и мысли, а также способность к слушанию и пониманию речи других людей. Речевая деятельность включает в себя различные формы коммуникации, такие как диалог, монолог, дискуссия и презентация.
Речевая деятельность играет важную роль в формировании и развитии личности, а также в процессе обучения и общения. Она позволяет выразить свои мысли и чувства, передать информацию, установить контакт с другими людьми и достичь взаимопонимания.
Важными качествами речевой деятельности являются ясность и точность выражения мыслей, адекватность выбираемой лексики и грамматики, а также умение слушать и понимать речь других людей. Развитие и совершенствование речевой деятельности требует практики, обучения и активного взаимодействия с окружающей средой.
Основные характеристики речевой деятельности: |
1. Использование речи для передачи информации и коммуникации |
2. Выражение мыслей, чувств и эмоций |
3. Умение слушать и понимать речь других людей |
4. Формирование и развитие личности |
5. Взаимодействие и общение с окружающей средой |
Типы и формы речи
Вслед за А. Р. Лурия можно выделить, по крайней мере, четыре психологически различных типа языка. Это, во-первых, аффективная речь. «Аффективная речь» относится к восклицаниям, междометиям или привычным высказываниям: да — да — да; да, конечно; черт возьми! На самом деле, в основе этих форм речи вообще нет никакой идеи, они выражают не мысль, а привычные внутренние аффективные состояния и отношение к ситуации. В этих элементарных формах высказывания часто используется интонация…». Аффективная речь может сохраняться у афазиков при нарушении других форм речи.
Вторая форма — устная, диалогическая речь. В нем «первоначальным предшественником или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутренней идеи) исходит ответ второго собеседника». Это, кстати, порождает возможность наложения реплик — один собеседник еще не закончил говорить, а другой уже начал и перебивает первого. Этот тип речи по некоторым признакам очень похож на так называемый синхронный перевод.
Принцип организации диалогической речи несколько отличается от принципа организации развернутых, монологических форм речи. С самого начала в нем задействован фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения — фактор контекста (ситуации), о котором мы упоминали ранее. Анализируя различия в грамматической структуре диалогической речи, мы видим, что этот фактор в некотором смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, видимо, этот фактор учитывается на этапе «зачатия», что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.
Следующий тип речи — монологическая речь, наиболее типичная, о которой психолингвисты (и лингвисты тоже) говорят 99% времени, забывая о существовании других типов устной речи. Наконец, четвертый тип — письменная монологическая речь. Он также имеет свои психологические особенности, поскольку, во-первых, максимально адиалогичен (собеседник в этом случае обычно совершенно не знаком с темой высказывания и почти произвольно отделен от пишущего в пространстве и времени); во-вторых, максимально осознан и допускает определенную работу над высказыванием, постепенное нахождение подходящей формы выражения.
Если мы называем аффективную речь, диалогическую речь и т.д
типами речи, то второй по важности классификацией является классификация типов речи по функциям. Таким образом, ученые выделяют следующие адиалогические (т.е
не обязательно реализуемые в каждом речевом акте) функции языка или речи: эстетическая, этическая (выражение определенного отношения к собеседнику), магико-мифическая и логико-алфическая (выражение мировоззрения). Р. Якобсон выделяет следующие функции в соответствии с шестью компонентами речевого акта (отправитель, адресат, контекст, код, контакт, сообщение): эмотивная (выражение чувств и воли говорящего), конативная (ориентация на модальность речи), референциальная (обозначение объектов внешнего мира), металингвистическая, фатическая (установление контакта) и поэтическая. Однако эти и другие классификации имеют прежде всего чисто лингвистическое значение, позволяя охарактеризовать с функциональной стороны типы языка, различающиеся по своей формальной организации. Только некоторые элементы этих классификаций связаны с психологическими свойствами высказывания. В частности, психологической спецификой обладают поэтическая речь (приведенная еще Д. Н. Овсянико-Куликовским в конце XIX века), магическая речь и, прежде всего, речь, соответствующая метаязыковой функции языка. Гораздо более существенным с психологической стороны является деление, сделанное К. Бюлером, на симплектическую и симфизическую речь (Male и Marks). Симплектическая речь — это речь, которая встроена в неязыковую ситуацию; симфизическая речь — это речь, которая функционирует как обозначение вещи.
Способы участия
Аудирование и чтение представляют рецептивный вид речевой деятельности, то есть восприятие информации определенным образом. Рассматривая процессы слушания, следует отметить их разновидности с точки зрения формы поведения.
Психологи выделяют рефлексивное и нерефлексивное участие. Первое предполагает способность не вмешиваться в процесс высказывания второй стороны и сосредоточенно молчать. Такая методика обычно применяется психологом, когда он старается выслушать пациента и понять его проблему, а впоследствии выразить свое отношение к произошедшему.
Рефлексивное участие предполагает активное поведение, поддержание обратной связи, содействие в формировании и передаче мыслей. Примером подобного общения является одобрение, поддержка, параллельное перефразирование или уточнение, резюмирование информации и использование утверждающих жестов и мимики. В зависимости от количества участников устной речи выделяют два вида деятельности:
- монолог;
- диалог.
Монологическое говорение — это выступление одного лица, которое не предполагает обратной связи и перебивания слушателями. Форма общения с аудиторией заключается в донесении какой-либо информации без попутных вопросов и комментариев. В процессе длительного высказывания человек излагает свои мысли и рассуждения, сообщает новые сведения.
Из определения диалогической речи вытекает необходимость взаимного обмена репликами, ответами и вопросами. Такое взаимодействие, в отличие от монолога, не слишком развернуто, предполагает спонтанность и непринужденность. Диалоги бывают бытовыми и официально-деловыми. В первом случае участники могут не знать заранее темы общения, завязать беседу внезапно. В официально-деловом диалоге предмет обсуждения определяется заранее. В психологии также выделяют два отдельных типа речевой деятельности:
- внутренний (человек произносит текст или отдельные тезисы про себя, рассуждает, вспоминает или что-либо планирует, в некоторых случаях общается с воображаемым партнером);
- внешний (высказывание, направленное в адрес других слушателей).
Таким образом, в русском языке наблюдается большое разнообразие видов и форм речи. Это главное коммуникативное средство в жизни человека, которое используется ежедневно в любых сферах деятельности с различными целями.
Виды речевой деятельности
Информационная речевая деятельность: основная цель этого вида деятельности — передать информацию. Он включает в себя чтение, письмо, прослушивание, составление текстов и ведение бесед. Информационная речевая деятельность основана на передаче и получении конкретных сообщений и фактов.
Коммуникативная речевая деятельность: этот вид деятельности имеет целью обмен информацией, установление контакта и взаимодействие с другими людьми. Включает в себя различные формы общения, такие как разговор, общение, дискуссию и т.д
В коммуникативной речевой деятельности уделяется внимание не только передаче информации, но и влиянию на получателя сообщения
Регулятивная речевая деятельность: этот вид деятельности относится к использованию речи для регулирования и управления другими видами деятельности. Например, использование речи для организации работы в коллективе, установления правил и правил поведения, переговоров и руководства.
Эстетическая речевая деятельность: это использование речи в искусстве и литературе. Здесь речь используется для создания эмоциональной и эстетической нагрузки на слушателя или читателя. Включает в себя стихи, художественную прозу, драму и другие формы художественного творчества.
Познавательная речевая деятельность: цель этого вида деятельности — усвоение и передача знаний. Он включает в себя преподавание, изучение и объяснение явлений и фактов. Познавательная речевая деятельность направлена на расширение кругозора и развитие познавательных способностей.
Все эти виды речевой деятельности тесно связаны между собой и неразрывно сопряжены в повседневной жизни человека. Они являются неотъемлемой частью нашей коммуникации и способа общения со своим окружением.
Особенности речевой деятельности
1. Комплексность. Речевая деятельность предполагает не только процесс произнесения слов, но и построение предложений, выражение мыслей и идей, а также передачу информации. Она включает в себя не только фонетические и грамматические аспекты, но и прагматические, стилистические и социокультурные аспекты.
2. Социальная направленность. Речь всегда является общественным явлением и предназначена для общения и взаимодействия людей. Особенностью речевой деятельности является использование речи в социальной среде, где каждое высказывание направлено на достижение определенной коммуникативной цели и адаптировано под контекст взаимодействия.
3. Творческий характер. Речевая деятельность требует нестандартного подхода к выражению мыслей и идей, адаптации речи к различным ситуациям и условиям коммуникации. Речь является средством самовыражения человека, его индивидуальности и мышления.
4. Системность. Речевая деятельность базируется на речевом аппарате и грамматической системе языка. Умение грамотно использовать язык, его средства выразительности и структурные правила позволяет эффективно передавать информацию и достигать коммуникативных целей.
5. Динамичность. Речевая деятельность происходит в реальном времени и находится в постоянном движении. Она подвержена изменениям, взаимодействию собеседников, а также влиянию социокультурных и психологических факторов.
Особенности речевой деятельности делают ее сложным и многогранным процессом, требующим не только знание языка, но и умение грамотно использовать его в различных коммуникативных ситуациях.
Речевая деятельность: основные понятия
Речевая деятельность — это вид деятельности человека, связанный с производством, восприятием и пониманием речи. В процессе речевой деятельности человек использует свою речевую систему для передачи информации, общения с другими людьми, выражения своих мыслей и чувств.
Основные понятия, связанные с речевой деятельностью:
- Речь — это форма общения, которая используется для передачи информации. Речь состоит из аппарата речи (фонетический, графический, лексический, грамматический) и речевых актов (таких как высказывания, вопросы, сообщения и прочее).
- Речевые навыки — это умение использовать речь для передачи информации и общения. Речевые навыки включают умение говорить, слушать, понимать прочитанное и писать. Они развиваются в процессе обучения и практики.
- Коммуникативные навыки — это умение эффективно общаться с другими людьми с помощью речи. Коммуникативные навыки включают умение слушать и понимать собеседника, выражать свои мысли и чувства, адекватно реагировать на коммуникацию.
- Языковая компетенция — это знание языка и умение использовать его правильно и грамотно. Языковая компетенция включает лексическую, грамматическую и синтаксическую структуры языка, а также социокультурные нормы и правила коммуникации.
- Адекватность — это соответствие высказывания или действия ситуации или контексту. Адекватность в речи означает использование подходящих слов, тонов, жестов и других элементов коммуникации в соответствии с общей ситуацией или целями коммуникации.
Развитие речевой деятельности, речевых и коммуникативных навыков является важной задачей образования и обучения. Программы обучения и методы развития речи направлены на формирование навыков говорения, слушания, понимания текста и письма
2.3. Чтение.
Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения
Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности.Чтение относят к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку оно связано с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В чтении выделяют содержательный план (то есть о чем текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст)
В содержательном плане результатом деятельности чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом.Обучение чтению – одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики
Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось большое внимание. Перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию
В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны учеников. Однако практика показывает, что интерес к чтению у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия. В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
Цели и задачи речевой деятельности
Основной целью речевой деятельности является передача информации от одного человека другому. Это может быть передача знаний, мыслей, чувств, намерений или инструкций. Через речевую деятельность люди обмениваются информацией, выражают свои потребности, отстаивают свои точки зрения и достигают взаимопонимания.
Задачи речевой деятельности включают установление и поддержание коммуникативного контакта, выражение своих мыслей и чувств точно и целесообразно, понимание и интерпретация сообщений собеседника, адаптацию речи к аудитории и соблюдение норм речевого поведения.
Основные составляющие речевой деятельности
Речевая деятельность состоит из нескольких основных составляющих, которые взаимодействуют между собой и обеспечивают ее функционирование. Вот основные составляющие речевой деятельности:
Речевой акт
Речевой акт – это конкретное высказывание или проявление речи, которое имеет определенную цель и направлено на передачу информации или взаимодействие с другими людьми. Речевой акт включает в себя выбор и использование определенных слов, фраз, грамматических конструкций и других языковых средств.
Речевой контекст
Речевой контекст – это совокупность факторов и условий, которые окружают речевой акт и влияют на его понимание и интерпретацию. Контекст включает в себя физическую обстановку, социальную ситуацию, знания и предположения участников коммуникации, а также предшествующие и последующие высказывания.
Речевые навыки
Речевые навыки – это умения и способности использовать язык для эффективного общения. Они включают в себя умение правильно произносить звуки и слова, грамматически правильно строить предложения, понимать и интерпретировать речь других людей, а также выражать свои мысли и идеи в понятной форме.
Невербальные средства коммуникации
Невербальные средства коммуникации – это способы передачи информации и выражения мыслей и эмоций, которые не связаны с использованием слов. Они включают в себя интонацию, жесты, мимику, позы, взгляды и другие невербальные выражения. Невербальные средства коммуникации могут усиливать или изменять значение речевых высказываний и помогать взаимопониманию между собеседниками.
Взаимодействие всех этих составляющих позволяет нам успешно осуществлять речевую деятельность и достигать своих коммуникативных целей.
Заключение
Речевая деятельность – это процесс использования языка для передачи информации и взаимодействия с другими людьми. Она состоит из различных составляющих, таких как произношение, грамматика, лексика и др. Цели и функции речевой деятельности могут быть разнообразными, включая информирование, убеждение, развлечение и т.д. Речевая деятельность имеет свои особенности и свойства, такие как коммуникативность, контекстуальность и др. Она также тесно связана с другими видами деятельности, такими как письменная деятельность и невербальная коммуникация. Речевая деятельность играет важную роль в общении и используется в различных сферах жизни, от образования и науки до деловых переговоров и повседневного общения.