Научные достижения и открытия
Роджер Бэкон считается основателем эмпиризма в философии и фундаментальной фигурой науки. Он сделал значительный вклад в различные области знания, оставив после себя научные достижения и открытия, которые стали основой для дальнейших исследований и развития науки.
Одним из главных достижений Бэкона стало создание оригинальной методологии научного исследования, которая получила название «бэконовская методология». Он высказал идею о необходимости опытной проверки гипотез и обращения к наблюдаемым фактам в процессе научных исследований. Бэкон считал, что только таким образом можно достичь истинного знания.
«Знание — сила» — одно из знаменитых высказываний Бэкона, которое отражает его уверенность в силе науки. Он признавал, что научные знания могут не только расширять наше понимание мира, но и приносить практическую пользу человечеству.
Роджер Бэкон совершил также важное открытие в области оптики. Он был одним из первых, кто исследовал явление преломления света
В своих работах он изучал различные свойства света, его взаимодействие с телами и создал основы для развития оптики как самостоятельной науки.
Не менее важным достижением Бэкона стала его работа в области логики. Он предложил новую систему логического мышления, которая включала в себя использование рациональных методов и доказательств. Бэкон считал, что только через логическое мышление и правильные аргументы можно прийти к истинным выводам.
В целом, научные достижения и открытия Роджера Бэкона принесли значительный вклад в развитие науки во многих областях. Его методология, подход и идеи стали основой для дальнейших исследований и развития научной мысли.
Как Роджер Бэкон стал монахом
Одно время Бэкон занимался алхимией, брал ртуть, серебро, свинец, медь, пытался их расплавить и соединить. Почему эти вещества? Потому что в те времена каждый металл сопоставлялся с небесным светилом.
Например, ртуть — Меркурий, серебро — Луна, медь — Венера, золото — Солнце. Но потом он занялся астрологией.
Подолгу в подзорную трубу рассматривал небо, пытаясь определить свою судьбу по расположению звезд, составлял гороскопы. Он старался найти разгадку тайного в самом тайном.
Но достигнутый уровень образования не удовлетворял Бэкона, да и преподавательская работа отвлекала от опытов. Тогда он решил поступить во францисканский монашеский католический орден.
Это произошло в 1257 году. Бэкону исполнилось 43 года. Это был вполне зрелый человек, авторитетный преподаватель.
Почему же он, естествоиспытатель, пошел в монахи, отвергавшие точные науки и видевшие во всем только Божественное провидение? Уж не проделки ли это дьявола? Все объяснялось очень просто.
У него возникли проблемы с материальным обеспечением. Его семья не могла больше помогать ему, университетского жалованья не хватало на его лабораторные занятия.
Бэкон писал труды, но опасался показывать их своим коллегам, его могли счесть за вольнодумца, даже за еретика. Впереди у него была полная бесперспективность. А если стать монахом?
В свободное от службы время он мог бы заниматься своими работами. Он мечтал найти обеспеченного и увлеченного науками человека, который выделил бы деньги на печатание его работ.
Итак, он принял решение и стал францисканским монахом, надел серое рубище, подпоясался веревкой, выбрил себе тонзуру.
Францисканский символ на фасаде базилики Санта-Кроче (Флоренция)
Алхимик. Художник П. Лонги
Как и многие ученые того времени, Бэкон занимался алхимией.
Он писал, что алхимия есть наука о том, как приготовлять некий состав, или эликсир, который, если его прибавить к металлам неблагородным, превратит их в совершенные металлы…
Это наука о том, как возникли вещи из элементов, и обо всех неодушевленных вещах…. Бэкон пытался из свинца добыть золото, но ничего не получалось.
Как ученый он начинал понимать, что добыть золото из металлов, его не содержащих, бесполезно, но отказаться от опытов, как и его коллеги-алхимики, не мог.
Католический нищенствующий монашеский орден был основан в 1208 году Франциском Ассизским, жителем итальянского города Ассизи.
Выходец из богатой семьи, прожигатель жизни Франциск еще в юности в какой-то момент понял, что богатство развращает человека не столько физически, сколько нравственно.
Христос ничем не владел, он был нищим, главным его достоинством всю жизнь оставались слово и учение.
Иисус испытывал сострадание к больным, падшим, всячески помогал им.
Этот образ нищего и страдающего Христа, призывающего следовать за ним, преобразовал суть Франциска, стал для него источником божеского откровения, принес покаяние и стремление призывать других к такому же покаянию.
Со временем у новоявленного святого появились последователи, в том числе из обеспеченной среды.
Бедность Христа давно служила укором разбогатевшему духовенству, поэтому, чтобы избавить церковь от разных кривотолков, папа Иннокентий III принял Франциска Ассизского, внимательно его выслушал и признал его право на проповеди, на образ странствующего монаха и разрешил создать орден монахов-францисканцев.
Они носили серое рубище, подпоясывались простой веревкой, на босые ноги надевали сандалии, питались подаянием.
В 1256 году папство предоставило монахам-францисканцам право преподавать в университетах. И они создали свою систему богословского образования.
Из их среды вышли многие философы, мыслители, но сами монахи опирались исключительно на догматы католицизма.
Святой Франциск Ассизский в монашеском одеянии. Художник Ф. де Сурбаран
Парацельс
Превзошедший Цельса — так переводится выдуманный самим алхимиком псевдоним. Парацельс совершил переворот в медицине: критически пересмотрел идеи о заболеваниях человека, активно использовал химические препараты в лечении. Именно с него в каком-то смысле и началась современная фармакология. По Парацельсу, человек производится богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ творца.
После 10 лет скитаний по Европе, в ходе которых Парацельс читал лекции и получал знания разного рода, он прибыл в Германию. Там он надолго, впрочем, не задержался. После чудесных исцелений больных в 1526 году в Страсбурге он отправился в Базель, в Швейцарию. Там получил право преподавать медицину.
Стиль преподавания Парацельса разительно отличался от методов его коллег. Во-первых, он высказывал своё мнение, а не только повторял сказанное античными мудрецами. Во-вторых, читал на немецком, а не на латыни.
Умер Парацельс вследствие покушения. Нанятые злопыхателями бандиты избили 48-летнего алхимика, тот упал на камень, расшиб голову и через несколько дней скончался.
«Новая Атлантида» Бэкона
Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.
Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.
Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.
Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.
Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой
Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге
Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.
Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.
Роджер Бекон — францисканский монах
Роджер Бэкон — знаменитый английский философ и естествоиспытатель, монах ордена францисканцев. Реформатор системы образования и ученый-экспериментатор; предшественник современной науки, получивший известность благодаря своим разносторонним исследованиям в алхимии, оптике, математике и языкознании.
РОДЖЕР БЭКОН родился около 1214 г. в Англии графства Сомерсет. Он получил образование в Оксфордском и Парижских университетах на магистра искусств. Семья Бэкона была обеспеченной. Поэтому он мог тратить около двух тысяч фунтов на книги, таблицы, инструменты и прочие необходимые для его научных работ вещи. После учёбы Роджер Бекон читал лекции в университетах. Примерно в 1250 г. в Оксфорде он вступил во францисканский орден. После подозрения в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов Католической церкви ему запретили читать лекции, и приказали уехать из города. Благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата, и ему разрешили вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. Далее в 1278 году за сделанные им нападки на невежество и порочность духовенства и монахов был обвинён в ереси и помещён под домашний арест.
Роджер Бекон
Роджер Бекон был алхимиком, твердо верившим в существование Философского Камня, выдающимся механиком, химиком, физиком и астрологом, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от «Азиатских (Китайских) мудрецов».
Знание Роджера Бэкона пришло к этому изумительному старому магу не путем откровения, но потому, что он изучал древние труды по магии и алхимии и обладал ключом к истинному значению их языка.
Е.П. Блаватская пишет о нем: «Многие из этих мистиков, следуя тому, чему их научили некоторые трактаты, тайно сохраненные от одного поколения к другому, совершили открытия, которыми не пренебрегли бы даже точные науки наших дней.
Роджер Бекон (1214 г.- после 1292)
Роджер Бэкон, монах, над которым смеялись как над знахарем-шарлатаном, в настоящее время считается одним из «претендующих» на знание магии; но тем не менее его открытия были приняты и ими пользуются по сей день те, кто над ним смеялись. Роджер Бэкон по праву, если не фактически, принадлежал братству, куда входят все, кто изучают оккультные науки. Живя в тринадцатом веке, он был почти современником Альберта Магнуса и Фомы Аквинского; его открытия, такие как порох и оптические стекла, а также его достижения по механике всеми считались чудесами. Он был обвинен в сношении с Сатаною.
В легендарном повествовании о монахе Бэконе так же, как «в одной старой пьесе, написанной Робертом Грином, драматургом дней королевы Елизаветы, рассказывается, что Бэкона вызвали к королю и велели показать» королеве кое-что из своего искусства. Тогда Бэкон взмахнул рукой (в тексте написано «махнул своим жезлом») и «вдруг все услышали такую прекрасную музыку, что все сказали, что ничего подобного ей раньше не слыхали». Затем услышали еще более громкую музыку, после чего появились четыре привидения, которые танцевали до тех пор, пока не растаяли в воздухе. Затем он опять взмахнул жезлом, и воздух вдруг наполнился таким чудным ароматом, что казалось «тут собраны все лучшие ароматы мира – все, что искусство может дать». Затем Роджер Бэкон, обещавший перед тем одному джентльмену показать его возлюбленную, отдернул в сторону одну из портьер королевской комнаты, и все, кто были в комнате, увидели «кухарку с половником в руках». Гордый джентльмен, хотя и узнал девушку, которая исчезла так же быстро как и появилась, был взбешен за унизительное для него зрелище и стал угрожать монаху своей местью. Как же поступил маг? Он просто ответил: «Не угрожайте, а то я посрамлю вас еще больше; и остерегитесь другой раз пытаться уличать во лжи ученого!»
Умер Роджер Бэкон в 1292 году.
«Новый органон» Бэкона
Бэкон – философ нового времени не только потому, что родился в эпоху Возрождения, но и по своим взглядам на прогрессивную роль науки в общественной жизни. В своем труде «Новый органон» он проводит сравнение науки с водой, которая может падать с неба или происходить из недр земли. Как вода имеет божественное происхождение и чувственную суть, так и наука подразделяется на философию и теологию.
Он высказывает аргументы в пользу концепции двойственности истинного знания, настаивая на четком разделении областей теологии и философии. Теология изучает божественное, и Бэкон не отрицает, что все сущее – творение Бога. Как предметы искусства говорят о таланте и силе искусства своего творца, так и сотворенное Богом мало говорит о последнем. Фрэнсис Бэкон заключает, что Бог не может быть объектом науки, а должен оставаться только объектом веры. Это означает, что философия должна прекратить попытки проникнуть в божественное и сконцентрироваться на природе, познавая ее методом опытов и наблюдений.
Он критикует научные открытия, говоря, что они не соответствуют научному прогрессу и отстают от жизненных потребностей общества. Это означает, что вся наука как коллективное знание должна быть усовершенствована так, чтобы она опережала практику, делая возможными новые открытия и изобретения. Приведение в действие человеческого разума и управление явлениями природы – главная цель возрождения науки.
«Органом» содержит логические подсказки, говорящие, каким методом можно соединить мышление и практику, чтобы они позволили овладеть силами природы. Бэкон отвергает старый метод силлогизма как абсолютно беспомощный и бесполезный.
Биография
Фрэнсис родился в семье политического деятеля и ученого Николаса, и его жены Анны, которая происходила из известной в те времена семьи – ее отцом был воспитан наследник английского и ирландского престолов Эдвард VI. Роды случились 22 января 1561 года в Лондоне.
Мальчика с детства приучали быть прилежным и поддерживали его тягу к знаниям. Подростком он посещал колледж при Кембриджском университете, потом отправился учиться во Францию, но смерть отца привела к тому, что у юного Бэкона не осталось денег, что сказалось на его биографии. Тогда он начал изучать право и с 1582 года зарабатывал себе на жизнь адвокатской деятельностью. Двумя годами позже он вошел в парламент, где сразу стал заметной и значимой фигурой. Это привело к тому, что семь лет спустя его назначили советником графа Эссекса, который в ту пору был фаворитом королевы. После попытки государственного переворота, затеянной Эссексом в 1601 году, Бэкон принимал участие в судебных заседаниях как обвинитель.
Критикуя политику королевской семьи, Фрэнсис потерял покровительство королевы и смог возобновить карьеру в полной мере только в 1603 году, когда на троне оказался новый монарх. В том же году он стал рыцарем, а через пятнадцать лет – бароном. Еще через три года ему жаловали титул виконта, но в тот же год ему предъявили обвинение во взяточничестве и лишили поста, закрыв двери в королевский двор.
Несмотря на то, что он многие годы жизни посвятил юриспруденции и адвокатуре, его сердце было отдано философии. Он разработал новые инструменты мышления, раскритиковав дедукцию Аристотеля.
Мыслитель умер из-за одного из своих экспериментов. Он изучал, как холод влияет на начавшийся гнилостный процесс и простудился. В возрасте шестидесяти пяти лет он умер. Уже после его смерти было опубликовано – незавершенным – одно из главных произведений, написанных им: «Новая Атлантида». В нем он предвидел многие открытия последующих веков, основываясь на опытном знании.
Интересные факты
В честь Бэкона назван один из кратеров на Луны.
В труде «Communia Mathematica» Роджер Бэкон предсказал появление следующих вещей:
- высокоскоростные морские путешествия;
- автомобиль;
- аэроплан;
- микроскоп и телескоп;
- порох и бомбы.
Недаром ученый говорил, что величайший новатор – это время.
Бэкон считал, что благоденствие обнаруживает пороки человека, а бедствие, наоборот, выявляют его добродетели. Он также говорил, что любая насильственная мера порождает новое зло. А применять насилие заставляет лишь гнев и страх.
По мнению Бэкона, чтение делает людей знающими, беседа — находчивыми, а привычка записывать — точными.
Николас Фламель
Николас Фламель, владевший в 1350-е книжной лавкой, купил папирус «Книга иудея Авраама» и до того увлёкся им, что провёл за его изучением 20 лет. Так и не постигнув «тайный смысл», он отправился под видом паломника в Испанию, к евреям, которым было запрещено селиться во Франции в то время.
Николас Фламель. (wikipedia.org)
По возвращении Фламеля из Испании произошло чудо: в 1382 году в течение нескольких месяцев он стремительно разбогател, став собственником более чем 30 домов и участков. Он учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал строительство часовен и больниц. Многие считали, что всё это было результатом раскрытия секрета философского камня, который якобы был способен превратить любой металл в золото и даровать бессмертие.
Кто такой Роджер Бэкон?
Он писал, что в будущем человек построит такие колесницы, которые будут двигаться самостоятельно, без участия животных, притом с невероятной скоростью.
Появятся летающие аппараты, водоплавающие машины, подводные корабли. Позднее говорили, что все эти предсказания ему навеяла отлитая им из меди голова. Это она по его приказам изрекала пророчества.
Его обвиняли в ереси, говорили, что он продал душу дьяволу, а в обмен получил секреты чародейства.
О его личной жизни мало что известно. Роджер Бэкон родился в Англии в графстве Долчестер в обеспеченной семье. Достаток позволял ему приобретать дорогие издания, разные приборы, ставить дома опыты.
Он читал сочинения греческих и римских ученых естествоиспытателей, астрономов, арабских мыслителей и медиков.
Особенно его увлекала философия Аристотеля, основоположника формальной логики, представителя научного мышления. Бэкон изучал также труды Авиценны.
У себя в доме он оборудовал физическую лабораторию.
Известно, что некоторое время Роджер учился в Оксфордском университете, затем уехал в Париж, где любил подискутировать с преподавателями.
Но чрезмерная божественность в образовательном процессе, излишнее вмешательство церковников раздражали и мешали. Разочарованный, в 1250 году он вернулся в Англию. Но и в
Оксфорде ситуация едва ли была лучше. Приходилось подавлять свою гордыню. Бэкон старался не выделяться из преподавательской среды.
Он читал лекции по философии и естествознанию, математике и медицине. Ни в его внешности, ни в высказываниях никто не замечал каких-то намеков на связи с потусторонними силами.
Статуя Роджера Бэкона в Музее естественной истории Оксфордского университета
Философские труды
В 1257 году лекции Бэкона в Оксфорде оказались под запретом, а сам философ получил приказ в срочном порядке оставить город и перебраться во францисканский монастырь в Париже.
В 1268 году Роджеру Бэкону разрешили вернуться в Оксфорд, где вновь продолжил заниматься науками. Особым уважением у Бэкона пользовалась математика. Он считал её наиболее достоверной и несомненной наукой, с помощью которой можно проверять данные всех остальных дисциплин. Кроме того, он утверждал, что математика — самая лёгкая из наук и доступна каждому.
В этот период Роджер Бэкон закончил работу над двумя трактатами: Communia mathematica (сочинение по математике) и Communia naturalium (сочинение по физике).
Роджер Бэкон жил во времена, когда в Европе всем заправляла религия. Однако он не боялся резко критиковать невежество и порочность духовенства, которое душило науку на корню и не давало обществу развиваться. Бэкон открыто выступал против схоластики и нелестно отзывался о популярных авторитетах современности (Фома Аквинский, Альберт Великий).
В результате Бэкон был обвинён в ереси и в 1278 году был заключён в тюрьму на 12 лет. Оказавшись на свободе, философ принялся работать над сочинением Compendium studii theologiae. Этот труд так и не был окончен и до сегодняшнего дня дошёл лишь в отрывках.
Биография 2
Роджер Бэкон – известный философ, который придумал и подтвердил множество теорий по бытию человека, по его цели в жизни, и предназначению. Он также является одним из главных реформаторов в теологии, так как его и близко не устраивала сложившиеся ситуация, также занимался множеством точных наук, математикой, физикой, астрономией, в которых также совершил немало важных открытий.
Роджер родился в 1214 году, но, к сожалению, город установить так и не удалось. В детстве будущий философ проявлял немалый ум, показывал свою тягу к познанию и изучению всего и вся, старался всюду быть первым. Также задавался отнюдь недетскими вопросами в таком раннем возрасте, что говорило о его возможной будущей деятельности, а родители сразу заметив это начали работать над мальчиком, благодаря чему он к достаточно раннему возрасту уже имел большой багаж знаний.
После того как мальчик подрос и стал юношей, он решил отправиться в учебное заведение и изучать там разнообразные науки. В нём философ познаёт множество различных основ, которые не вызывают у него особого интереса, так как он хорошо с ними знаком, после чего он покидает свой университет, и отправляется в странствия по миру. Во время своих путешествий он встречает множество философов, которые так или иначе создают его представление о философии того времени, корректируя его суждения о множестве понятий, но в большей степени о религии.
Также он выступал активным реформатором теологии, так как считал её чересчур авторитарной системой норм и ценностей, тем самым подрывая её авторитарность, чего он собственно добивался.
После своих странствий Роджер оседает в неизвестном городе, где начинает писать свои первые труды по различным наукам, в том числе и по философии. В этом же городе он принимает к себе учеников, которых учит своей философии. Также во времена своего пребывания в этом городе он ведёт переписки с множеством учёных и деятелей науки, обмениваясь важными наблюдениями, что благотворно влияет на его развитие как профессионала. Умирает предположительно в том же городе от старости, к сожалению не оставив после себя наследства, так как он был человеком науки, у которого не хватало времени даже на семью.
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона
Фрэнсис Бэкон стал первым крупным философом своего времени и открыл Эпоху Разума. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с учениями мыслителей, живших во времена древности и средневековья, он был убежден, что путь, который они указывали – ложный. Философы прошлых веков были сосредоточены на нравственных и метафизических истинах, забывая о том, что знания должны приносить практическую выгоду людям. Он противопоставляет праздное любопытство, которому до сих пор служило философствование, производству материальных благ.
Будучи носителем практичного англосаксонского духа, Бэкон не искал знаний ради стремления к истине. Он не признавал подход к философии через религиозную схоластику. Он считал, что человеку предначертано господствовать над животным миром, и он должен исследовать мир рационально-потребительски.
Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения.
Фрэнсис Бэкон об идолах
Фрэнсис Бэкон разработал собственную теорию о предрассудках, господствующих над умом людей. Она говорит об «идолах», которых мыслитель нового времени называет также «призраками» за их свойство искажать действительность
Прежде, чем учиться познавать вещи и явления, важно избавиться от этих идолов
Всего им выделено четыре вида идолов:
- идолы «рода»;
- идолы «пещеры»;
- идолы «рынка»;
- идолы «театра».
К первой категории относятся идолы-призраки, присущие каждому человеку, поскольку его ум и органы чувств несовершенны. Эти идолы заставляют его сравнивать природу с самим собой и наделять ее теми же качествами. Бэкон восстает против тезиса Протагора, говорящего, что человек представляет собой меру всех вещей. Фрэнсис Бэкон заявляет, что ум человека, как плохое зеркало, отражает мир в неправильном виде. В результате рождаются теологическое миропонимание и антропоморфизм.
Идолы-призраки «пещеры» порождаются самим человеком под влиянием условий его жизни, особенностей воспитания и образования. Человек смотрит на мир из покрова собственной «пещеры», то есть с точки зрения личного опыта. Преодоление таких идолов заключается в использовании опыта, накопленного совокупностью индивидов – обществом, и постоянном наблюдении.
Поскольку люди постоянно контактируют друг с другом и живут плечо к плечу, рождаются идолы «рынка». Их поддерживает использование речи, старых понятий, обращение к словам, которые искажают суть вещей и мышление. Чтобы избежать этого, Бэкон рекомендует отказаться от словесной учености, которая оставалась в те времена от Средневековья. Главная идея – в изменении категорий мышления.
Признаком идолов «театра» является слепая вера авторитетам. К таким авторитетам философ относит старую философскую систему. Если верить древним, то восприятие вещей исказится, возникнут предубеждения и предвзятость. Чтобы победить таких призраков, следует обращаться к современному опыту и изучать природу.
Все описанные «призраки» – это препятствия к научному познанию, поскольку благодаря им рождаются ложные представления, которые не дают в полной мере понять мир. Преобразование наук по Бэкону невозможно без отказа от перечисленного и опоры на опыт и эксперимент как часть знания, а не на мысли древних.
Суеверия – мыслитель нового времени тоже относит к причинам, которые задерживают развитие научного знания. Теория двойственной истины, описанная выше и разграничивающая изучение Бога и реального мира, призвана оградить философов от суеверий.
Слабые продвижения в науке Бэкон объяснял отсутствием правильных представлений об объекте познания и самой цели изучения. Правильным объектом должна выступать материя. Философы и ученые должны выявлять ее свойства и изучать схемы превращения ее из одного предмета в другой. Человеческая жизнь должна обогащаться наукой за счет действительных открытий, внедряемых в жизнь.