Традиционная правовая семья кратко

Правовая семья ️ понятие и виды, общая характеристика правовой семьи

Правовая семья: понятия, виды семей на современном этапе и их особенности

Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др.

Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву.

Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни.

Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет.

Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны.

К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства.

К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями

К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства.

Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения.

Под системой традиционного (обычного) права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм).

Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов.

Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе.

К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее:

  1. неписаный, другими словами, некодифицированный характер права;
  2. мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев;
  3. обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом;
  4. осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим;
  5. архаичность многих обычаев
  6. месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

Традиционная правовая семья (обычное право)[править | править код]

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них неписаными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

Смешанные правовые семьи[править | править код]

Смешанные правовые системы бывают следующих видов:

дуализм романо-германского и англо-американского права (правовые системы Израиля, Камеруна, Кипра, Мальты, Таиланда, Филиппин; административно-территориальных единиц: Квебека, Луизианы, Пуэрто-Рико, Шотландии);

В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также правовые системы бывших колонизаторов — романо-германское, англо-американское или римско-голландское.

В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи, когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, , эмигрантские кварталы в Великобритании).

Романо-германская правовая семья[править | править код]

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

группу романского права (правовые системы Франции, Бельгии, Испании, Италии, Квебека, Люксембурга, Монако, Нидерландов, Пуэрто-Рико, Румынии, Филиппин, латиноамериканских стран, франкоязычных африканских стран, некоторых стран Передней Азии и др.);

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную «славянскую группу» (правовые системы Болгарии, Македонии, России, Сербии, Черногории и др.), которое, по их мнению, имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций, в частности, ориентацию на религию, коллективизм, сильную роль государства, влияние морально-нравственных норм на право. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

Особенности юридической техники в различных правовых семьях

Понятие правовой семьи

На сегодняшний день в мире существует более 250 государств. Все они используют право как средство регулирования общественной жизни. Есть ли что-либо общее между всеми этими национальными системами права?

На этот вопрос дает ответ сравнительный анализ правовых систем разных стран. Право государств можно классифицировать по группам, или семьям.

Помимо этого, при выделении семей права мы должны учитывать:

  • глобальные правовые идеи;
  • структуру права;
  • правовую культуру;
  • традиции права;
  • особенности происхождения и эволюции различных систем права и др.

Виды правовых семей.

По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.

Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение.

Его классификация семей права состоит из двух частей:

  1. основные правовые семьи: романо-германская (континентальная); англосаксонская (семья общего права); социалистическая;
  2. дополнительные семьи права: религиозная, т.е. исламская; традиционная, т.е. семья обычного права; дальневосточная; индусская.

От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и Х. Кетц.

Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

  1. романская;
  2. германская;
  3. скандинавская;
  4. англо-американская;
  5. социалистическая;
  6. исламская;
  7. индусская;
  8. дальневосточная.

Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в общей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

западные (светские) семьи мира: романская; германская; скандинавская; английская; американская; российская; социалистическая;
иные незападные семьи мира: юго-восточная; африканская; религиозные семьи мира: мусульманская; еврейская; каноническая; индусская.

Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

  1. традиционного права (африканское обычное право);
  2. традиционно-этического права (китайское, японское право);
  3. религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);
  4. законодательного права (романо-германское право);
  5. прецедентного права (английское, американское право);
  6. смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);
  7. постсоветские правовые системы.

И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы: принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией); принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).

Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав ее с учетом изменений, произошедших в мире.

Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

  1. романо-германская (континентальная);
  2. англосаксонская (семья общего права);
  3. арабская (мусульманская);
  4. африканская (семья обычного права).

Рассмотрим особенности юридической техники в каждой из этих семей.

Романо-германская (континентальная) семья права (или профессорское право) ⇒
Англосаксонское право (семья общего права, прецедентное право, судейское право) ⇒
Мусульманская семья права ⇒
Семья обычного права (африканское право) ⇒
Российская правовая система в контексте мировых семей права ⇒

Мировая классификация

Упорядочивание систем в разных государствах становится необходимостью. Разностороннее восприятие мира не только зависит от общего рассмотрения, но и требует изучения отдельных элементов.

Унификация существующего законодательства имеет практическое значение, как и совершенствование отдельных разделов национального права. Зарубежные и отечественные ученые не выработали единой концепции классификации в вопросе нахождения конкретных мерил оценки.

Французский ученый Рене Давид, который является признанным специалистом в области правовой географии мира и сравнительной юриспруденции, выделяет 2 критерия. Первый представляет собой правовую технику, которая применяется юристами страны, а второй являет политическую, философскую и экономическую идеологию государства.

Автор учения разделяет мировые господствующие системы на правовые семьи, понятие и виды которых следующие:

  • романо-германская;
  • англосаксонская;
  • социалистическая;
  • семья традиционного права.

Другие современные ученые применяют различные критерии для определения понятия семьи. К ним относятся немецкие правоведы Х. Кетц и К. Цвайгерт, над систематизацией работали Ф. Энгельс и К. Маркс. На заре XX века принималась классификация, которая делила правовые системы на основании языковых и расовых характеристик, в результате мир был поделен на монголоидные, семитские и индоевропейские семьи. Систематизация Рене Давида является самой распространенной.

Понятие и структура правовой системы

Национальная правовая система — это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем (например, национальные правовые системы Австралии, Англии, Дании, ФРГ, Франции, России, Индии, Японии и т.д.).

Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями различаются следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем.

Англосаксонское направление

В настоящее время англосаксонская правовая семья включает системы стран с английским языком, которые возникали в Британии после завоевания нормандцами. Временем создания считается XIII век, что совпадает с началом судебных заседаний в Вестминстере. Примерно на заре XVII века был достигнут компромисс между судебной системой лорд-канцлера и обычными правовыми схемами.

В процессе принятия парламентских выводов обязательно учитывается мнение высшего органа страны, но постепенно конституционные и статусные нормы превалируют перед приоритетом судейских рассмотрений.

Законодательство стран англосаксонской семьи ранее представляло собой свалку несогласованных и неупорядоченных правовых нормативов в результате доминирования прецедентной юрисдикции. Частное и слабое влияние римского права не используется при принятии решений королевским судом. Орган основывает свои решения на региональных обычаях и традициях, которые идут вразрез с доктринами римского направления в юридической области.

Слаборазвитое законодательное поле дает возможность судам в процессе работы отдельно формировать регламенты материального, процессуального права

Система уделяет внимание не содержанию судебного решения, но заботится о правильности процедуры его вынесения.. Современная юриспруденция англосаксонской семьи является действенной и самостоятельной системой и обладает некоторыми особенностями:

Современная юриспруденция англосаксонской семьи является действенной и самостоятельной системой и обладает некоторыми особенностями:

  • базируется на праве судейского направления;
  • не испытывает давления римского права;
  • процесс в суде носит характер обвинения;
  • судебная власть не зависит от иных ветвей государственного правления.

Правовая семья стран Дальнего Востока[править | править код]

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт

В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов

В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

Основные черты англосаксонской (англоамериканской) правовой семьи.

Англо-саксонская правовая семья сложилась на основе английского права. Возникла в 5-10 вв. на территории Британии. Характерна для Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индия, Канада, ЮАР и т.п. – 60 стран. и пр.

Основные особенности:

  • основной источник права — прецедент, причем он является строго обязательным при рассмотрении аналогичных дел судом той же или нижестоящей инстанции

  • право разделяется на прецедентное, право справедливости (совокупность норм, сформированных из решений суда лорда-канцлера) и статутное

  • большое значение имеют процессуальные нормы

  • автономия судебной власти за счет правотворческих поломочий и отсутствия прокуратуры

  • преобладает частное право

  • нет кодификации

  • суд наделен правотворчеством.

Романо-германское семейство

Семья формируется в области Европейского континента. Первым периодом возникновения является время до XIII века, когда признаки только обобщались, но не принимались попытки их систематизации. Второй тайм развития относится к периоду, когда в высших учебных заведениях начинают читать римское право. Третий этап знаменуется распространением правовой схемы романо-германского права за границы Европы на континентальную Африку, в Дальневосточные страны и государства Латинской Америки.

Особенности развития

Изучение римского права в университетах Германии, Италии и Франции оказывает существенное влияние на становление романо-германской правовой семьи, хотя многие компаративисты значение этого факта переоценивают.

В странах римская отрасль правовой науки по-разному воздействует на формирование и эволюцию систем юрисдикции. В Германии римское направление появилось позднее, чем в Англии и Франции, и привело к подавлению национального права из-за феодальной раздробленности.

Публикация научных источников ведет к тому, что право признается не только достоянием работников юрисдикции, не обосабливается от остальных сфер общественного развития.

С этого времени законодательные нормы выступают в качестве всеобщих правил поведения, а не только как средство для наказания определенного случая. В отличие от англосаксонской системы, нормы не создаются судебными работниками во время процесса, а существуют в форме статусного законодательства.

Внутреннее деление

Романо-германская система делится на институты и отрасли, что становится важным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Разделение на частное и публичное право происходит под влиянием римского направления.

Наблюдается усиление публичных законов за счет ослабления частных норм поведения, что приводит к формированию двух разных систем судебных инструментов.

Кодификация или систематизация правовых положений преобразовывает, а в некоторых случаях и аннулирует устаревшие нормативы. В результате исчезают некоторые архаизмы и обычаи, стоявшие на пути обновления судебной практики. Недостатки кодификации проявляются в том, что она искоренила университетские истины поиска справедливости и пошла в направлении общих законодательных традиций.

Современность выделяет различия между коммерческим и правовым законодательством. Во Франции возникает система коммерческих судов и разрабатываются акты рыночного права. Торговые кодексы получают характерные черты законодательства:

  1. Бельгия, Франция — 1807 г.
  2. Германия — 1897 г.
  3. Австрия — 1862 г.

Основные черты правовых семей

В-четвертых, главная роль в формировании права отводится законодателю (орган государственной власти), который создает общие юридические правила поведения. В связи с этим он должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, проанализировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменитель (судья, административные органы и должностные лица) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах.

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике как источника романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается «кассационного прецедента». Кассационный суд — это высшая инстанция. Поэтому в сущности и «простое» судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя «кассационный этап», может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходные принципы господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

Обычно выделяют четыре основных правовых семьи.

1. Романо-германская правовая семья (правовые системы Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Швейцарии, России и др.). Для нее характерно: единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; особое значение имеет юридическая доктрина.

2. Англосаксонская правовая семья (национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии). Признаки данной семьи: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (в правотворчестве) отводится судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствие кодифицированных отраслей права; отсутствие классического деления права на частное и публичное; статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

4. Семья традиционного права (правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока). Признаки: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством; нормативные акты имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права; судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций.

Особенности[править | править код]

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.

В Сомали клановый суд согласно обычаю заседает под деревом акации

Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины

Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрении дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда.

Видыправить | править код

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

  • Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
  • Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Социалистический курс

Первая советская система права оказывает существенное влияние на развитие социалистической семьи в странах Европы, латинской Америки и Азии. Национальные законодательства Кубы, Китая складывались в форме разновидностей этой схемы. Основные характеристики социалистического права рассматриваются на примере Советского Союза, в эту категорию отношений входит Россия.

Социалистическое право в основном сохраняет аппаратное строение, присущее романо-германскому направлению с соответствующей концепцией развития. Но присутствуют некоторые отличия:

  • появляется жилищное и колхозное право;
  • гражданское и семейное направление юриспруденции отделяется одно от другого;
  • устраняется торговое право.

Вначале основным регламентом является творчество революционных исполнителей, т. к. власть сосредотачивается в руках советов. Ведущую роль в становлении конституционного права отводится компартии страны. Нормативные законы, которые должны выражать волю народа, появляются немного позднее и затрагивают не только населения славянской группы. По сути, они отражают интересы партийного руководства.

Социалистическая семья права базируется на реализации основных положений марксизма и ленинизма. Законодательство подменяется теоретическими административными и партийными решениями, которые, по сути, не образуют право. Своеобразность советского права заключается в отсутствии деления на частное и публичное направление, при этом последнее превалировало во всех сферах общественной формации.

Англо-саксонская правовая семья

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями:

  1. базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела);
  2. главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства;
  3. на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде;
  4. основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право;
  5. отсутствуют кодифицированные правовые отрасли;
  6. нет классического разделения на частное и публичное право;
  7. широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками;
  8. правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер.

Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов.

Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт

В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов

В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

Основные черты романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (заимствования) римского права. Возникла в 3-10 вв. на тер-рии Германии. Характерна для стран Европы: Франции, Италии, Испании и пр. Также действует в странах: Россия, Южная и Латинская Америка, Западная Азия.

Основные особенности:

  • основной источник права — нормативно-правовой акт

  • существует единая иерархическая система законодательства

  • преобладает кодифицированное законодательство

  • право разделяется на частное и публичное

  • имеется сходство понятий и принципов

  • главную роль играет конституция

Прецедент не является источником права. Юридическая доктрина имеет значение только на стадии правотворчества или толкования права, самостоятельным источником права она не является. Обычай также не является источником права, однако в сфере гражданского законодательства может регулировать отношения в случае, если он не противоречит закону, и в праве имеется пробел. Международное право имеет весомое значение. Имеет место конституционный контроль.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: