Что такое смешанная монархия

Форма правления: понятие, виды, особенности

Особенности смешанных форм правления

Внедрение некоторых составляющих парламентаризма в президентскую республику позволяет нейтрализовать нарастание авторитарных тенденций. В то же время введение президентских элементов в парламентские формы даёт возможность избавиться от некоторых её недостатков.

Отличить этот вид республик от других позволит главный признак смешанной формы правления – способ ответственности правительства.

В этом случае она является двойной и реализуется перед двумя главными, легитимированными народом представителями, один из которых президент, второй – парламент.

Кроме этого, ещё следует обратить внимание на сдерживающую систему, элементы которой действуют в качестве противовесов. Во-первых, парламентарии могут определённым образом выражать своё недоверие правительству

Во-вторых, президент имеет возможность наложения вето на законы, которые были приняты парламентом.

Теократическая монархия

Теократическая монархия – особая форма правления, которая подразумевает регуляцию государства религиозными нормами. В качестве монарха, обладающего неограниченной властью, выступает глава преобладающей религиозной структуры. Вся политической власть, как духовная, так и светская концентрируется в руках духовного лица. При решении важных вопросов ориентируются, в первую очередь, на божественные откровения и законы.

Наиболее яркий пример теократической монархии в современном мире – Ватикан.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Сравнение ограниченных монархий и абсолютных по объему ограничений

Абсолютная Монархия ПарламентскаяМонархия Дуалистическаямонархия ТеократическаяМонархия
Принадлежностьзаконодательнойвласти монарх парламент парламент понтифик
Осуществлениеисполнительнойвласти монарх правительство монарх понтифик
Назначение главы правительства монарх формально — монарх, с согласия главы правительства монарх
Ответственность правительства передмонархом перед парламентом перед монархом
Право роспускапарламента y монарха порекомендацииправительства неограниченное у монapxa
Право вето нарешения парламента не используется, но предусмотрено право абсолютноговето

Основные принципы смешанной монархии в различных странах

Смешанная монархия является формой правления, в которой монарх сосуществует с другими органами власти, такими как парламент или правительство, и выполняет символические или представительные функции в государстве. Основные принципы смешанной монархии могут варьироваться в различных странах, но обычно включают следующие элементы:

  1. Конституционная роль: В смешанной монархии монарх обычно ограничен конституцией и не имеет полномочий исполняющей власти. Вместо этого, монарх выполняет роль главы государства и представляет страну на международном уровне.
  2. Символическая функция: Монарх в смешанной монархии часто выполняет символические функции, которые включают в себя представление государства на официальных мероприятиях, принятие актов о вступлении в силу законов и урегулирование отношений между различными политическими силами.
  3. Наследование: В большинстве смешанных монархий монархия является наследственной. Это означает, что члены королевской семьи могут занимать трон при наличии определенных правил наследования, которые могут определяться династическими или конституционными нормами.
  4. Консультативные или представительные органы: В смешанной монархии глава государства часто сосуществует с парламентом или другими представительными органами. Эти органы могут иметь законодательную власть и принимать решения, которые в дальнейшем монарх подписывает.

Примером страны со смешанной монархией является Великобритания. Великобританская монарская система включает королеву или короля, который исполняет главные символические функции, а также парламент, который имеет законодательную власть. Королева является главой государства и подписывает законы, принятые парламентом.

Другим примером смешанной монархии является Швеция. В Швеции король или королева также выполняет главные символические функции, а законодательную власть имеет парламент. В рамках шведской монархии существует огромная требовательность к монарху оставаться нейтральным и не вмешиваться в политические вопросы.

Примеры стран со смешанной монархией
Страна
Монарх
Представительные органы

Великобритания
Королева или король
Парламент

Швеция
Король или королева
Парламент

Смешанная монархия является одной из наиболее распространенных форм правления в мире и обладает своими особенностями в каждой стране. Эта форма правления сочетает в себе элементы монархического и парламентского управления, что позволяет обеспечить стабильность и непрерывность в работе государственных органов власти.

Особенности республики

Республиканство является не только формой государственной власти, но и общественно-политической идеологией.

Рис. 1. Римская республика.

Республика появилась позже монархии. Древнейшими республиками можно считать полисы Древней Греции, хотя в некоторых из них сохранялась царская власть. Например, в Афинах республиканская форма правления существовала с 594 по 321 год до н. э. Она вошла в историю как полисная демократия. С 509 по 27 год до н. э. существовала Римская республика. Иногда её классифицируют как аристократическую республику.

В Средние века республиканский строй возник в кантонах Швейцарии, а также в отдельных вольных городах Германии, в итальянских государствах, например, Венеции и Генуе. В истории России примером средневековой республики считают устройство Новгорода Великого с 1136 по 1478 год, а также Пскова с 1348 по 1510 год.

Крупнейшим государством с давними республиканскими традициями является США, с 1776 года. В 1804 году республиканский строй был провозглашён на Гаити. Во Франции были краткие периода республиканских порядков в 1792–1804 и в 1848–1852 годах. Окончательно республиканский строй установился в стране в ходе революции 1870–1871 годов.

Республика имеет следующее отличие: выборность и сменяемость главы государства без наследования кресла президента. Можно выделить следующие типы республики:

  • парламентская;
  • президентская;
  • смешанная;
  • исламская (таких всего четыре: Иран, Пакистан, Афганистан, Мавритания);
  • народная;
  • советская.

Примером страны, где республиканское устройство сохраняется свыше 1700 лет, является одно из самых маленьких государств мира — Сан-Марино. Относительно долго существовала республика в Дубровнике на юге современной Хорватии, с XIV века и до 1808 года.

Рис. 2. Республика Сан-Марино.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.

Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента – Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт, эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориентации. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством – с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

Так, в 1986 году, когда Президентом Франции был социалист Ф. Миттеран, выборы в Национальное собрание дали перевес правым партиям, на базе которых и было сформировано Правительство. Однако просуществовало оно всего полтора года, после чего Президент распустил Национальное собрание, а новые выборы дали возможность сформировать Правительство социалистов.

А что было бы, если бы и на этих выборах победили правые партии? Либо Президенту пришлось бы уйти в тень, отказаться от самостоятельного руководства государственной политикой, либо ему досрочно надо было бы подавать в отставку, либо, наконец, выждать необходимый срок для еще одного роспуска Национального собрания, что авторитета Президенту отнюдь бы не прибавило.

В 1993 году ситуация с победой правых сил на выборах повторилась, но на этот раз до очередных выборов Президента оставалось уже немного времени, так что ему пришлось потерпеть нежелательное правительство до окончания своих полномочий. Государственный режим здесь можно охарактеризовать как преимущественно дуалистический.

В целом ряде стран с рассматриваемой формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики (парламентаризм или министериализм). Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства.

Примечательно, что в большинстве стран, свергших в недавнем прошлом тоталитарные режимы (Португалия, Польша, Болгария, Хорватия, Словения, Македония, входящие в состав Союзной Республики Югославии Республика Сербия и Республика Черногория), установилась смешанная республиканская форма правления, при которой правительство опирается на парламентское большинство, а всенародно избранный президент, будучи нередко харизматическим лидером нации, то есть обладая (по крайней мере, во время выборов) общепризнанной популярностью и народным доверием, не вмешиваясь в текущее управление, направляет политический курс.

Глава правительства, на которого возложено текущее управление, подчас выступает в роли «мальчика для битья»: если что не получается, то причина не в политическом курсе президента, а в плохом проведении этого курса правительством. В этом, пожалуй, сказываются черты определенной национальной психологии, сложившейся за многие десятилетия, а порой даже века единоличной власти. В некоторых из них (в частности, в Сербии) государственный режим можно охарактеризовать как президенциальный, но в большинстве – как дуалистический с тенденцией к парламентаризму.

Подобная система традиционна была для Финляндии.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство (Федеральный совет) назначается парламентом (Федеральным собранием) и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и государственный режим, следовательно, скорее все же дуалистический, а не парламентарный.

Ограниченная монархия и ее виды

Законы могут сильно ограничивать власть монарха, оставляя ему лишь церемониальные функции, однако во многих странах власть монарха остается такой же существенной, как и власть государственных органов. Во втором случае имеет место быть Дуалистическая монархия. В этом случае верховный правитель имеет статус, схожий с положением Президента в Президентской республике. Монарх имеет право законодательной инициативы наравне с Парламентом, при этом, эти законы должны быть приняты в обязательном порядке. При этом сам правитель обязан исполнять предписания Парламента.

Таким образом, можно сделать главный вывод, что в Дуалистической монархии власть осуществляет монарх совместно с Парламентом. Примерами таких стран могут служить Бутан, Лихтенштейн, Иордания, Монако и Марокко.

Власть монарха может быть ограничена до такой степени, что ему остаются только представительские функции. В этом случае имеет место быть Парламентская монархия

Даже если брать во внимание то, что верховный правитель имеет право назначать правительство в стране, он обязан выбирать из тех кандидатов, которые были одобрены в Парламенте. Однако было бы неправильно говорить о том, что монарх в данном случае является чистым символом государства

Он сохраняет полномочия в области международной политики, правом вето на некоторые законы, а также правом помилования и амнистии. При этом осуществляет он свои функции в строгом соответствии с законом. Примерами стран с аналогичной формой правления могут служить Бельгия, Андорра, Таиланд, Ямайка, Испания, Нидерланды и содружество Британских наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия и Великобритания).

К виду ограниченной монархии можно отнести и сословно-представительную монархию. Данный вид формы правления уже нигде формально не распространен. Про нее можно сказать, что она была переходным периодом между абсолютной и ограниченной монархией. Сословно-представительная монархия была распространена в средние века во многих европейских странах, включая Россию. Родоначальником здесь служила Англия. В результате борьбы за власть между королем Генрихом III и баронами, был создан сначала однопалатный, а затем и двухпалатный Парламент. В нем заседали бароны, которые совместно с королем принимали участие в управлении страной. В результате дальнейшей борьбы за власть, участие в управлении страной стали принимать также рыцари и духовенство. Таким образом, был создан двухпалатный Парламент, где судьбоносные решения принимали различные слои населения.

В России таким примером служил созыв Земского собора в эпоху Ивана Грозного, в котором принимали участие служилые люди и духовенство. Окончательное решение было за царем, однако Земский собор имел влияние на политику государства.

Форма правления по Аристотелю

Аристотель считал, что самая правильная форма правления — это полития. Полития — во всём правит средний класс; эта форма правления получилась путём соединения двух форм, которые считаются неправильными: олигархии и демократии.

Аристотель разделил формы правления по целям и по числу правящих.

Один Немногие Большинство
Правильные Монархия Аристократия Полития
Неправильные Тирания Олигархия Демократия

Если властители преследовали всеобщее благополучие, это были правильные (монархия, аристократия, полития), а если они стремились к личной выгоде, то это неправильные формы правления (тирания, олигархия, демократия).

Также Аристотель поделил формы по количеству лидеров: когда правил один (монархия, тирания), несколько (аристократия, олигархия) и когда правит большинство (полития, демократия).

Традиционная типология республик

Возникновение этой формы относят к эпохе античности, но до сегодняшнего дня она является доминирующей. Из 194 независимых государств в мире более 150 республик.

  • президентской (США, Колумбия и др.);
  • парламентской (Германия, Австрия, Индия и т.д.);
  • смешанной (Франция, Польша и др.).

Отличительный признак первой – наличие в высших органах власти поста президента. Он занимает доминирующее положение в государстве, выступая одновременно главой державы и правительства. То, что президента избирает народ всеобщим голосованием, предоставляет ему следующие полномочия:

  • независимость от парламента;
  • возможность по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти.

Но есть и ограничение – он не обладает правом роспуска парламента.

Второй вид – парламентская республика. Из названия понятно, кто обладает большинством полномочий. Правительство формируется из партий, получивших победу на выборах или же на основе сформированной коалиции. Возглавляет его премьер-министр, избираемый парламентским большинством. Правительство ответственно перед ним. Парламент также выбирает из числа своих представителей и президента. Последний, однако, не оказывает существенного влияния на процесс управления страной.

Появление их отображает наметившиеся направления конституционного развития современных стран, имеющие своей целью улучшение качества государственного управления и снижение нестабильности в обществе. В результате появился третий вид – смешанная республика. Форма правления, для которой характерно сочетание элементов предыдущих видов. Исходя из того, какой орган имеет больше полномочий, происходит разделение на соответствующие подвиды.

Особенности смешанных форм правления

Внедрение некоторых составляющих парламентаризма в президентскую республику позволяет нейтрализовать нарастание авторитарных тенденций. В то же время введение президентских элементов в парламентские формы даёт возможность избавиться от некоторых её недостатков.

Отличить этот вид республик от других позволит главный признак смешанной формы правления – способ ответственности правительства.

В этом случае она является двойной и реализуется перед двумя главными, легитимированными народом представителями, один из которых президент, второй – парламент.

Кроме этого, ещё следует обратить внимание на сдерживающую систему, элементы которой действуют в качестве противовесов. Во-первых, парламентарии могут определённым образом выражать своё недоверие правительству

Во-вторых, президент имеет возможность наложения вето на законы, которые были приняты парламентом.

То, что в современных условиях появилась смешанная республиканская форма правления, можно объяснить стремлением устранить «слабые места» традиционных способов организации власти.

Виды государств с монархической формой правления по традиционному устройству

Древневосточная монархия – является первой в мировой истории формой государственного правления. Главной чертой общественного устройства и бытовой жизни является патриархальность. Контроль за деятельностью правительства осуществлял совет знати или народное собрание.

Феодальная монархия – основными чертами можно назвать ярко выраженное разделение на два социальных слоя – феодалов и крестьян, преобладание сельскохозяйственной сферы, натуральное хозяйство. В своем развитии феодальная монархия минует этапы:

  • раннего феодализма – выборный глава государства находится в зависимости от воли влиятельных феодалов. Его развитие определяется влиянием особенностей климата конкретного региона, формированием рабовладельческого строя, состоянием первобытнообщинного строя;
  • вотчинной монархии – получение сюзереном реальной власти и постепенный выход из зависимости от крупных землевладельцев, начало сосредоточения власти в центре;
  • сословно-представительной монархии – управление государством осуществляется с участием представителей разных сословий;
  • абсолютной монархии – феодальные владения упраздняются, стираются иерархические различия между представителями феодального сословия, однако их привилегии сохраняются.

Основные недостатки чистых республиканских форм

Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.

Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.

Основные принципы смешанной монархии

Одним из основных принципов смешанной монархии является наличие конституционного монарха, который представляет собой главу государства. Монарх руководит страной и выполняет ряд функций, таких как назначение правительства, подписание законов и представление государства внешнему миру.

Вторым принципом является наличие парламента, который представляет законодательную власть в стране. Парламент состоит из выбранных представителей народа и имеет возможность принимать законы и принимать решения относительно важных вопросов.

Основное отличие смешанной монархии от обычной монархии заключается в том, что монарх не имеет полной власти и ограничен конституционными принципами. Это означает, что монарх не может самостоятельно принимать решения и должен соблюдать законы и процедуры, установленные конституцией.

Смешанная монархия широко распространена в ряде стран, таких как Великобритания, Норвегия, Швеция и Нидерланды. Эта форма правления позволяет объединить преимущества монархии и конституционной монархии, обеспечивая стабильность и свободу гражданам.

Исторические примеры смешанной монархии

Смешанная монархия — это форма правления, которая сочетает в себе элементы монархии и демократии. В истории было несколько примеров такого типа монархии.

  • Великобритания: Великобритания является одним из самых известных и продолжительных примеров смешанной монархии. Здесь монархия, представленная британской королевой или королем, играет главную символическую роль, но политическая власть принадлежит парламенту и правительству. Эта система была развита в течение многих столетий и включает в себя такие элементы, как конституционные ограничения на монарха и систему представительного правления.

  • Испания: Смешанная монархия также существует в Испании. Здесь монархия играет символическую роль, а испанский парламент имеет основную политическую власть. Король или королева являются главами государства, но они не вмешиваются в процесс принятия решений и политику страны.

  • Нидерланды: Нидерланды также представляют пример смешанной монархии. Здесь монарх играет преимущественно церемониальную роль, а политическая власть принадлежит парламенту и правительству. Монарх назначает представителя национальной системы правосудия и имеет некоторые формальные полномочия, но не вмешивается в политические решения.

Эти примеры демонстрируют, что смешанная монархия может существовать в разных формах и с разными уровнями власти у монарха и парламента. В каждом из этих случаев сочетание монархии и демократии позволяет гармонично управлять государством и удовлетворять потребности как символических, так и политических.

Что представляет собой смешанная монархия?

Смешанная монархия была разработана в Великобритании, она отличается от абсолютной монархии тем, что монарх ограничен Конституцией и не имеет полной власти. Вместе с тем, монарх все же играет важную роль в системе правления, обладая определенными полномочиями, символическим статусом и влиянием. Он представляет государство на международной арене, назначает руководителя правительства и подписывает законы.

Примером смешанной монархии является Великобритания, где король или королева является главой государства, но реальная политическая власть лежит в руках парламента. Парламент состоит из двух палат — Палаты общин и Палаты лордов. Палата общин состоит из выбранных представителей населения, а Палата лордов включает в себя членов, унаследовавших свое звание или получивших его от монарха.

Смешанная монархия предоставляет возможность баланса власти между монархом и парламентом, что способствует стабильности и снижает вероятность злоупотреблений властью. Она также позволяет сохранить традиционные символы и институты монархии, при этом предоставляя населению возможность участвовать в политической жизни и влиять на принятие решений.

Определение смешанной монархии

В отличие от абсолютной монархии, где монарх обладает неограниченной властью, и конституционной монархии, где монарх имеет только символическую роль, в смешанной монархии монарх является активным участником политической системы.

Главной особенностью смешанной монархии является наличие конституции или другого основного закона, который определяет полномочия монарха, права и обязанности других ветвей власти, а также гарантирует права и свободы граждан.

Монарх может выполнять такие функции, как назначение правительства, исполнение законов, представительство государства на международной арене. Однако, его полномочия обычно ограничены и он действует по совету министров или в соответствии с решениями парламента.

Смешанная монархия существует в нескольких странах, включая Великобританию, Швецию, Нидерланды, Японию и др. Каждая из этих стран имеет свои особенности и специфику функционирования смешанной монархии.

Примеры стран с смешанной монархией Монарх Парламент
Великобритания Король или королева Парламент
Швеция Король или королева Риксдаг
Нидерланды Король или королева Генеральные штаты
Япония Император Диета

Традиционная типология республик

Возникновение этой формы относят к эпохе античности, но до сегодняшнего дня она является доминирующей. Из 194 независимых государств в мире более 150 республик.

Теория на основе ряда критериев пытается «втиснуть» все это многообразие в рамки трёх её видов:

  • президентской (США, Колумбия и др.);
  • парламентской (Германия, Австрия, Индия и т.д.);
  • смешанной (Франция, Польша и др.).

Отличительный признак первой – наличие в высших органах власти поста президента. Он занимает доминирующее положение в государстве, выступая одновременно главой державы и правительства. То, что президента избирает народ всеобщим голосованием, предоставляет ему следующие полномочия:

  • независимость от парламента;
  • возможность по своему усмотрению формировать органы исполнительной власти.

Но есть и ограничение – он не обладает правом роспуска парламента.

Второй вид – парламентская республика. Из названия понятно, кто обладает большинством полномочий. Правительство формируется из партий, получивших победу на выборах или же на основе сформированной коалиции. Возглавляет его премьер-министр, избираемый парламентским большинством. Правительство ответственно перед ним. Парламент также выбирает из числа своих представителей и президента. Последний, однако, не оказывает существенного влияния на процесс управления страной.

Итак, отличить президентскую республику от парламентской можно по ряду признаков, но основное различие имеет отношение к сформированному правительству, а точнее, к тому, как реализуется его политическая ответственность. Суть её в последнее время все чаще трансформируется. Вследствие чего сокращается число «чистых» типов республик и возникают смешанные формы правления.

Появление их отображает наметившиеся направления конституционного развития современных стран, имеющие своей целью улучшение качества государственного управления и снижение нестабильности в обществе. В результате появился третий вид – смешанная республика. Форма правления, для которой характерно сочетание элементов предыдущих видов. Исходя из того, какой орган имеет больше полномочий, происходит разделение на соответствующие подвиды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: