Введение
Изучение истории неизбежно ставит вопрос о влиянии специфики культурного наследия прошлого на формирование национального менталитета. Монастыри сыграли огромную роль в становлении, развитии и сохранении русской культуры. В наше время отношение к феномену монашества, религии и церкви нельзя назвать однозначным, и на это есть причины. Однако отрицать значение этого фактора для развития всей нашей истории означало бы обеднять наше понимание собственной культуры, что и определяет актуальность изучения данного вопроса.
В связи с этим целью данной работы является описание роли монастырей и монашества в русской истории.
Достижение цели исследования требует решения следующих задач:
- Определение роли монастырей в развитии русской живописи;
- Значение монастырей в развитии историографии как науки;
- Влияние монастырей на развитие литературы и книжного дела.
«Монастырь» — слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, которая является церковно-хозяйственной организацией, владеющей землей и капиталом; она также включает в себя церковные жилые помещения и территорию, принадлежащую такой общине . Митрополит Макарий определял монастырь как «обитель, пристанище для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам» .
Монах-это одинокий, уединенный человек, давший обет вести аскетическую, то есть полную воздержания, жизнь в монастыре в соответствии с требованиями монашеского устава.
С XI века монастыри начали развиваться на Руси через несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными. А спустя 1,5-2 века они уже играли важную роль в жизни страны. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси.
Всего с XIV по половину XV века на Руси было основано до 180 новых монастырей. За последующие полтора столетия было открыто около 300 новых монастырей, а только в XVII веке — 220. Процесс создания все новых и новых монастырей (как мужских, так и женских) продолжался вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. К 1917 году их было 1025.
Роль монастырей в России трудно переоценить. И главная их заслуга перед русским народом состоит в том, что они были крупнейшими центрами образования. В монастырях, в частности, велись летописи, доносившие до наших дней сведения обо всех значительных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и книжное искусство, на русский язык переводились богословские, исторические и литературные произведения.
Помогая распространению и укреплению христианства, монастыри тратили значительную часть своих доходов на благотворительные цели. При монастырях были богадельни, больницы, приюты, школы и семинарии.
Монастыри также сыграли большую роль в формировании духовности и в культурном развитии русского народа.
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана в Муроме князем Глебом, первым русским святым. Сын князя Владимира, крестившего Русь, он получил Муром в удел и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм, а затем и монашескую обитель.
Спасо-Преображенский собор и Покровский храм. (wikimedia.org)
Монастырь упоминается в летописи раньше других построек такого типа на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.
Жителями монастыря в разное время были многие святые: епископ Рязанский и Муромский Василий, Петр и Феврония. Серафим Саровский посещал здесь святого старца Спасской обители Антония Грошовника.
В 1552 году Иван Грозный перед походом на Казань дал обет: если возьмет город — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По указу царя, в 1555 году был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Иван IV даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский.
Настоятельские палаты. (wikimedia.org)
Главной святыней обители считается икона Божией Матери «Скоропослушница». Она привезена в монастырь в 1878 году с Афона настоятелем архимандритом Антонием. Икона не является оригинальной, это так называемый список, сделанный в монастыре святого Пантелеймона в Греции.
После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании в Муроме 8−9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию был закрыт.
Соборная церковь. (wikimedia.org)
Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения монастыря, серьезно пострадавшего за годы советской власти. Позднее постройки были реставрированы.
Самые знаменитые монастыри России
Об этих обителях знает практически каждый житель России, многовековая история, чудотворные иконы и Святые-чудтворцы, служившие в монастырях сделали их бессмертными.
Оптина пустынь
Один из самых знаменитых и почитаемых монастырей в России. Сюда приезжают со всей России за помощью и советом к старцам.
Чудотворные иконы и молитва помогает обрести здоровье, веру и любовь. Добраться до монастыря можно из города Козельск, который находится в Калужской области.
Новодевичий монастырь в Москве
Большое подворье находится в Москве и имеет многовековую историю.
Именно здесь провела остаток своих дней Царевна Софья, старшая сестра Петра I. Женский монастырь можно посетить в качестве прихожанина, а также стать послушницей. Сюда часто приходят помолиться одинокие девушки в поисках помощи в обретении спутника жизни.
Александро-Свирский монастырь
Мужская обитель была основана в XV веке святым, преподобным Александром Свирским среди дремучих лесов, в месте обитания языческих племен кореллов, вепсов и чуди.
Святой славится своими религиозными подвигами, которые описаны в житие и рассказываются в храме. В храме обозначены особые места поклонения и явления святого духа Александру Свирскому.
Здесь покоятся мощи Александра Свирского, освященная копия знаменитой Туринской плащаницы, которая со временем начала мироточить. Со всех концов страны съезжаются посмотреть и помолиться на великую святыню.
Подворье Новоспасского монастыря приглашает трудников
На подворье Новоспасского монастыря (храм святого Иоанна Предтечи в с. Сумароково Рузского района Московской области) приглашаются лица мужского пола, желающие потрудиться во славу Божию на благо подворья.
На время своего пребывания на подворье трудник фактически становится членом монашеского братства, исполняя все требования монашеского общежития: молитвы и послушания. При желании по прохождении испытательного срока трудник по благословению священноначалия может быть принят в число братии монастырского подворья.
Требования к трудникам:
- Трудником может быть лицо, достигшее 18 лет.
- Люди, страдающие алкогольной и наркотической зависимостью, неверующие, а также иноверцы на послушание не принимаются.
- Перед тем, как обратиться в монастырь за благословением на свое трудничество, желательно получить устное благословение на эту поездку у своего духовника или священника, у которого трудник преимущественно исповедуется.
Обязательно наличие действующего гражданского паспорта.
Самый древний монастырь россии
Старинный русский город, именуемый Новгородом, играл огромную роль в развитии всего государства. Именно в этом городе расположен знаменитый на весь мир Юрьев монастырь. Многие ученые считают, что именно эту постройку можно считать самым древним монастырем.
Если говорить конкретней, то располагается величественное строение на берегу красивейшей реки Волхов. Представленный монастырь основал Ярослав Мудрый. Изначально правитель возвел деревянную церковь, а позже уже началась история самого Юрьева монастыря.
Стоит отметить, что в России на монастырь полагалась функция крепости, так как враги долго осаждали стены такой постройки. К сожалению, именно монастыри первыми принимали удар на себя во время нападений и войн. Также монастыри считались центрами просвещения, ведь здесь были сосредоточены библиотеки, школы, мастерские. Если наступали тяжелые времена, то в монастырях раздавали еду и одежду всем, кто нуждался в этом.
Как известно, Российская Империя потерпела крах в 20 веке после революции. В СССР для религии не было места. Что касается монастырей, то они закрывались и разорялись, в зданиях открывались кафе, клубы. Свою деятельность монастыри начали тогда, когда к власти приступили коммунисты. Новые обители продолжают открываться в России и по сей день.
Лавра
Лавра – это греческое слово, которое в зависимости от контекста переводится как «городская улица» или же «многолюдный монастырь». Первоначально в истории слово не имело религиозного значения – так называли части города, обнесённые стеной или же оградой. Монастыри стали называть лаврами в Палестине в VI веке – там монахи были вынуждены ограждать свои жилища от нападений пустынных кочевников.
Источник fondholyland.ru // Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Санкт-Петербург
Чем лавра отличается от монастыря? Всякая лавра это монастырь, но не всякий монастырь является лаврой. Во-первых, лавра может быть только мужской. Во-вторых, лавра – это обязательно выдающийся в истории и духовной жизни страны монастырь, то есть именоваться «лаврой» монастырь может только спустя многие века своей службы. Вдобавок к этому – и в некотором роде вследствие вышеупомянутого – лавра подчиняется только и непосредственно патриарху.
На территории России располагается две исторических лавры – Александро-Невская в Петербурге и Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде. Расскажем вам о последней.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра – крупнейший центр образовательной и издательской деятельности Русской православной церкви. Здесь находится Московская духовная академия. А также здесь лежат мощи основателя лавры – преподобного Сергия Радонежского.
Источник mk.mosreg.ru // Троице-Сергиева лавра
Лаврой Троице-Сергиев монастырь стал в 1744 году, но и до этого он играл огромную роль в жизни страны. Здесь был оплот борьбы с татаро-монгольским игом; монастырь противодействовал и войскам Лжедмитрия, и Семибоярщины, и польско-литовским войскам в Смутное время.
Любопытно, что в один из периодов своего расцвета – во время царствования Елизаветы Петровны, дочери Петра I – лавра превратилась в несколько светское место. Каждый приезд императрицы в лавру, которую она очень любила, сопровождался фейерверками, пушечной стрельбой и обильными пиршествами. Рядом с лаврой даже выстроили дворец для увеселений – он был окружён оранжереями и парками во французском стиле.
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
Он находится на Соловецких островах, раскинувшихся в Белом море. Начиная с XVI века он служил тюрьмой, в которой побывало более 500 человек. После 1883 года, когда тюрьму закрыли, в монастырь по-прежнему ссылали некоторых представителей церкви, провинившихся в чем-то.
В 1920 году монастырь ликвидировали, там появилась Соловецкая тюрьма, куда сажали интеллигенцию, офицеров белой армии и духовенство. В 1967 году здесь появился музей-заповедник, а в 2007 году его вывезли с территории монастыря.
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.
Соловецкий монастырь (Белое Море)
Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь находится на удаленных островах в Белом море, на севере России. Этот монастырь России одним из первых был включен в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО по России в 1992 г.
Соловецкий мужской монастырь основали в 1430 году два монаха Савватий и Герман, которые приплыли на Соловецкие острова в Белом море на обычной лодке. К 18 веку он стал одним из крупнейших землевладельцев в России.
В 16 веке Соловецкий монастырь обнесли мощными стенами со сторожевыми башнями, выложенными из гигантских каменных глыб. Так сформировался облик монастыря, который назвали Соловецкий Кремль. Для строительства стен и башен Соловецкого Кремля использовались каменные глыбы весом от 5 до 8 тонн. Вес некоторых глыб в основании башен достигает 20 тонн.
По занимаемой территории Соловецкий Кремль относится к крупнейшим православным монастырям России, и уступает только Кирилло-Белозерскому монастырю. Строительство каменных храмов внутри Соловецкого Кремля было начали в 16 веке. В 1554 году заложили огромный Спасо-Преображенский собор. Его высота достигает 40 метров, а толщина стен составляет 5 метров.
Стена Соловецкого Кремля, выходящая на Белое море – справа Святые Ворота, в центре Успенская башня, а на холме Корожная башня
Никольские ворота и мощные камни в основании Никольской башни Соловецкого кремля
Скит Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага
Соловецкий монастырь – это не только Соловецкий кремль. На главном острове, а также на небольших островах поблизости, есть несколько скитов, которые нужно посетить: Вознесенский скит на Секирной горе, Ботанический сад в Макарьевской пустыни, Савватьевский скит, Исакиевский скит, Андреевский скит на Большом Заяцком острове.
Алексеевский монастырь в Угличе
Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом с согласия самого Дмитрия Донского. Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов. Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.
Князь Ярослав и христианская вера
Владимир умер в 1015 году и было ему тогда пятьдесят четыре года.
С 1019 года начал править князь Ярослав, сын Владимира. Ревностный в вере, заботливый о благе своих подданных, он, также как и его отец, старался распространять веру и христианское просвещение. При нем значительно увеличилось число епархий, было построено много храмов в других главных русских городах. Так, в городе Юрьеве Ярослав построил храм святого Георгия. В Вышгороде была построена церковь Бориса и Глеба.
Из храмов, построенных при Ярославе, особенно выделялись: соборный храм Софии, Премудрости Божией, в Новгороде и Софийский храм в Киеве. Первый храм в Новгороде сгорел, и сын Ярослава, князь Владимир, воздвиг новый Софийский собор. Его строили и украшали мастера из Греции. Он стоит и доныне.
Прежде всего, Киевский Софийский собор, построенный и украшенный греческими мастерами, превосходил богатством и великолепием все церкви, построенные в то время на Руси. Заложен он был в честь победы над печенегами. Кроме Софийского собора, Ярослав построил две церкви и при них монастыри. Один, Георгиевский, во имя своего ангела, а другой Ирининский. Он был сооружен в честь супруги, дочери шведского короля. Кроме того, при Ярославе начал строиться Киево-Печерский монастырь; и при нем же был основан Новоторжский монастырь преподобным Ефремом.
Ярослав постоянно заботился о распространении образования в народе. Например, открыл училище в Новгороде, где обучались дети пресвитеров и старост. Он, также, от своего имени назначил священнослужителям особое жалование. Это было сделано для того, чтобы они чаще собирали народ около церкви и учили его закону Божию. Кроме того, он собрал много книг и основал первую значительную библиотеку при Киево-Софийском соборе.
Свято-Троице Серапионова пустынь (Владимирская область, посёлок Козлово)
Свято-Троице Серапионова пустынь
Вы думаете, труднодоступные монастыри без элементарных удобств человеческой цивилизации, электричества и интернета остались в далеком прошлом? Ошибаетесь. И будете удивлены, когда узнаете, что в сердце России, во Владимирской области такой монастырь есть. Серапионова пустынь только возрождается, но традиции сурового и уединенного монашеского жительства здесь соблюдают строго.
Монастырь появился в дремучих лесах, на берегу реки Клязьмы еще в начале XVII века (а может быть, и раньше). Искавшие монашеского подвига иноки уходили в эти места для занятия умной молитвой. Постепенно образовался и монастырь. Его пытались закрывать в XVIII веке, но он все равно возрождался. Наверное, причиной тому была местность, удаленная от города и сложная по доступности.
В наши дни, восстанавливая обитель от большевистского погрома, иноки, послушники и энтузиасты-трудники, как их предшественники много веков назад, живут в кельях без центрального отопления и электричества, тяжелые грузы перевозят на лошади, занимаются физическим трудом, а в мир выходят не часто. Добраться до обители непросто, ведь в некоторых местах дорогу перемывает и затапливает выходящая из берегов река. Путь до Вязников по прямой относительно короткий, но дремучие леса и извилистая дорога заставляют долго добираться до цивилизации.
Стоит ли говорить, что в этом старинном монастыре собрались настоящие воины духа, молитвенники, на которых, конечно же, стоит Русская земля. Обители требуется помощь в восстановлении храма и хозяйственных построек, также необходимы элементарные предметы для ведения работ и поддержания жизни. Вы можете оказать помощь монастырю, сделав пожертвование на «кирпичик» с именами близких
Участие в строительстве православного храма – важное дело на пути к спасению души. Подать пожертвование на именной «кирпичик» можно здесь:
Шаровкин Успенский монастырь (Калужская область, село Ильинское)
Шаровкин монастырь
Есть в маленькой калужской деревеньке Ильинское старинный монастырь с необычным названием – Шаровкин. Обитель получила имя благодаря прозвищу ее основателя инока Феогноста Шаровки. В XVI веке здесь появился монастырь в честь Успения Божией Матери, который активно поддерживал князь Воротынский.
Помощь дворянина быстро сказалась на жизни монастыря: вслед за Успенским храмом были построены церковь преподобного Сергия и придел в честь Иоанна Богослова. Князья Воротынские до последнего поддерживали материальную жизнь монастыря, не жалея средств на ее развитие.
Среди жертвователей обители были и представители знатных родов Спешневы, Тимирязевы, Лопухины, Павловы, Рожновы и многие другие. Чем же привлекал Шаровкин монастырь столь именитых людей? Не иначе, как своей благодатной атмосферой, духоносными иноками и Божиим откликом на щедрые пожертвования меценатов.
После революции монастырь пришел в запустение. В наши дни энтузиастами ведется восстановление обители. Вы можете поучаствовать в этом благом деле и пожертвовать «кирпичик» с именем близких на дело устроения Шаровкина монастыря. Не остаются у Бога забытыми жертвователи. За каждой литургией молятся о строителях, благоукрасителях и жертвователи хама.
Подать записку с именем на именной кирпичик в Шаровкин монастырь можно здесь:
Управление монастырем
Игумен
Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).
Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.
Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.
Духовный собор
Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.
Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.
Виды монастырей
Монашеские обители в Отечестве — это не только религиозное учреждение, но и памятник культуры народа. Большинство древних религиозных комплексов имеют многовековую историю, наполненную периодами расцвета, падения и восстановления.
В православной традиции выделяют несколько видов монастырей.
-
Лаврами (в переводе с греческого «многолюдная улица») называют самые крупные монашеские обители. Впервые этот термин применили в отношении к монастырским комплексам Ближнего Востока. Монастырь традиционно окружали оборонительной оградой, защищающей от набегов неприятеля. Изначально лавры были в подчинении патриарха, а позже — принадлежали синоду. Главами их являются прославленные архиереи, однако, локальное управление на себя берет настоятель.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный монастырь в России
- Небольшой монастырь, находящийся за пределами черт крупных населенных пунктов, называется скит. Изначально термин применялся к жилищу одинокого монаха-отшельника или к небольшому монастырю, находящемуся в подчинении у более крупного. Иноки, проживающие в скитах, дают обеты более строгой жизни. Скитничество распространено на горе Афон, в хижинах проживает один или два инока, а в келье — настоятель и ученики. Все они собираются в центральном храме в выходные и праздники. Решением вопросов диалога с мирянами занимается избранный дикей («справедливый»). Приемник перенимает полномочия после смерти старца-учителя и продолжает строгие духовные традиции. Посещение религиозного скита обычными людьми запрещено.
- Иногда обители именуют пустынями. Термин относится к монастырям, образованным в безлюдном месте и представляющим изначально одинокую келью. В большинстве случаев название «пустынь» не соответствует тому состоянию обители, которое есть на сегодняшний момент. Многие пустыни превратились в крупные монастырские комплексы, самыми известными являются Оптина и Нилова.
- В общежительных монастырях монахи имеют общую собственность и имущество. Здесь соблюдаются единые для всех иноков требования: молитва, совместная трапеза, одинаковые одеяния. Эту форму монашества называют киновией, она возникла на границе III и IV веков. Практически все современные монастырские комплексы РПЦ являются общежительными.
На заметку! В особожительных (идиоритма) монастырях у иноков частная собственность, они не обедают вместе и не носят одинаковых одеяний. Такие монахи получают деньги для существования от настоятеля за свое послушание. Каждый из них живет в отдельной келье, только он определяет количество необходимых молитв и список религиозной литературы для чтения.
Общее служение в особожительных обителях совершается только по воскресным дням. Эту форму учредили на Афонской горе в XIII столетии, сохранялась она до 1950 — х годов, после чего её преобразовали в киновию.
Видео о 10 старейших монастырях России