Содержание и форма литературного произведения

Структура художественного произведения: основные элементы и их значение

Введение

В литературе мы изучаем различные произведения, которые написаны авторами с разными целями и в разных жанрах. Чтобы лучше понять суть урока, давайте определим, что такое литературное произведение и какие основные элементы и свойства оно имеет. Мы также рассмотрим различные жанры литературных произведений и их функции. Кроме того, мы обсудим особенности структуры и виды литературных произведений, а также роль, которую они играют в обществе. Готовы начать? Давайте приступим к изучению литературы!

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Основные элементы литературного произведения

Литературное произведение – это текст, созданный с целью передачи эстетического или эмоционального опыта автора и вызывающий отклик у читателя. Оно состоит из нескольких основных элементов, которые помогают организовать и структурировать текст.

Сюжет

Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в произведении. Он включает в себя вступление, развитие и развязку. Сюжет может быть линейным, когда события идут по порядку, или нелинейным, когда они переплетаются и прыгают во времени.

Герои

Герои – это персонажи, которые участвуют в сюжете произведения. Они могут быть главными или второстепенными, положительными или отрицательными. Герои помогают развивать сюжет и передавать авторские идеи и эмоции.

Описание

Описание – это использование языка для передачи визуальных, звуковых, запаховых и других ощущений. Оно помогает создать образы и атмосферу произведения, позволяет читателю воображать и воспринимать текст более живо.

Диалог

Диалог – это разговор между героями в произведении. Он позволяет передавать мысли, чувства и отношения между персонажами. Диалог также помогает развивать сюжет и передавать информацию читателю.

Стиль

Стиль – это индивидуальный способ автора использовать язык для создания произведения. Он включает в себя выбор слов, фраз, ритм, метафоры и другие литературные приемы. Стиль помогает передать настроение, эмоции и авторскую позицию.

Тема

Тема – это основная идея или сообщение, которое автор хочет передать через произведение. Тема может быть любой – любовь, справедливость, дружба, война и т.д. Она помогает читателю понять глубинный смысл произведения и задуматься над ним.

Все эти элементы взаимодействуют друг с другом, создавая цельное и уникальное литературное произведение. Они помогают автору выразить свои мысли и чувства, а читателю – погрузиться в мир произведения и получить эстетическое удовольствие.

Что такое сюжет в литературе?

Сюжет — это основная сюжетная линия произведения, то есть последовательность событий, выстраивающихся в определенную хронологическую цепочку. Описание сюжета в литературе заключается в изложении предмета, действующих лиц и всех событий, происходящих в процессе развития сюжетной линии.

Сюжет в литературе является важным элементом любого произведения, влияя на структуру и содержание текста, а также на восприятие читателем. Сюжет включает в себя конфликтные ситуации, что создает напряженность в процессе чтения, а также развитие персонажей, что влияет на психологическую составляющую текста.

  • Основные элементы сюжета:
    • Конфликт — центральный момент произведения, от которого зависит протяженность сюжета и содержание действия;
    • Персонажи — люди, действующие в романе, со своими индивидуальными чертами характера, мыслями и поступками;
    • События — происходящие события, которые определяют будущее сюжета и действующих лиц.

Сюжет литературного произведения представляет собой своеобразную модель жизни, отраженную в произведении. Он играет важнейшую роль в построении текста, помогая автору передать свои мысли и идеи читателям

Изучая литературу, необходимо обращать внимание на сюжет, его элементы и развитие, чтобы полнее понимать смысл произведения и насладиться чтением

Функции литературного произведения

Литературное произведение выполняет несколько функций, которые определяют его значение и влияние на читателя. Рассмотрим основные функции литературного произведения:

Эстетическая функция

Эстетическая функция литературного произведения связана с его способностью вызывать эстетическое удовольствие у читателя. Художественная форма, языковые средства, стиль и композиция произведения создают особую атмосферу и эмоциональное воздействие на читателя. Читатель получает эстетическое удовольствие от чтения и восприятия произведения.

Познавательная функция

Литературное произведение может передавать знания о мире, обществе, истории, человеческой природе и других аспектах жизни. Через описание событий, персонажей и их взаимодействия автор раскрывает определенные аспекты реальности и помогает читателю лучше понять и осмыслить мир вокруг себя.

Этическая функция

Литературное произведение может воздействовать на читателя морально и этически. Через изображение героев и их поступков автор может передавать определенные ценности, нравственные установки и этические принципы. Читатель может учиться на примере героев произведения и размышлять о своих собственных моральных принципах.

Развлекательная функция

Литературное произведение может служить средством развлечения и отдыха для читателя. Захватывающий сюжет, интересные персонажи и неожиданные повороты событий могут вызывать у читателя чувство удовольствия и увлечения. Чтение литературного произведения может быть способом расслабиться и отвлечься от повседневных забот.

Социальная функция

Литературное произведение может иметь социальное значение и влиять на общество

Оно может отражать социальные проблемы, неравенство, несправедливость и вызывать общественное осуждение или привлекать внимание к определенным вопросам. Литература может служить средством для изменения общественного мнения и формирования новых идей

Таким образом, литературное произведение выполняет различные функции, которые важны для его ценности и влияния на читателя. Оно может доставлять эстетическое удовольствие, передавать знания, воздействовать на моральные установки, развлекать и иметь социальное значение.

Суть трехактной структуры

Само название раскрывает значение приема. Суть этой структуры в том, что сюжет и основная конфликтная линия распределяются по трем частям произведения, трем актам:

  • завязка или тезис;
  • развитие сюжетной (конфликтной) линии или антитезис;
  • развязка или синтез.

Чтобы было понятно как работает схема, можно несколько упростить вышесказанное. Первая часть, завязка — это, по сути, знакомство с героями, локациями, и постановка конфликта. Вторая часть — это часть действий. Развитие сюжетных линий и конфликтов, здесь все последовательно подводит читателя к последней части, развязке. В развязке все конфликты разрешаются или обрываются.

Таблица сравнения литературных жанров

Жанр Описание Примеры
Роман Произведение прозы большого объема, в котором развивается сложный сюжет и описываются жизненные события и переживания героев. “Война и мир” Л. Н. Толстого, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского
Поэма Большое по объему стихотворное произведение, в котором автор изображает сложные события и переживания героев. “Евгений Онегин” А. С. Пушкина, “Мцыри” М. Ю. Лермонтова
Драма Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене, в котором герои через диалоги и действия раскрывают свои характеры и конфликты. “Гамлет” У. Шекспира, “Дядя Ваня” А. П. Чехова
Сказка Произведение, в котором рассказывается о вымышленных событиях и героях, часто с элементами волшебства и морали. “Снегурочка” А. Н. Островского, “Красная Шапочка” Шарля Перро
Повесть Произведение прозы среднего объема, в котором развивается один сюжет и описываются жизненные события и переживания героев. “Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова, “Тихий Дон” М. А. Шолохова

Элементы сюжета литературного произведения

Сюжет литературного произведения состоит из эпизодов, то есть из детально изображенных моментов действия

Благодаря этому он воспроизводит взаимоотношение героя с обстоятельствами, держит внимание читателей

Экспозиция предваряет основное действие. В ней изображаются персонажи и обстоятельства, из которых могут быть понятны мотивы дальнейших поступков героев, дальнейшие события. Как правило, на ход основных событий в произведении экспозиция не влияет. Она выполняет информативную функцию.

  • Завязка является началом конфликта. Это исходный момент, от которого зависит последующее развитие событий. Если завязка является закономерной и ожидаемой, ее называют мотивированной. Немотивированная (неожиданная) завязка придает действию особую остроту. Чаще всего завязка бывает в начале произведения, но иногда и ближе к его концу.
  • Развитие действий – это ряд эпизодов, описывающих развитие конфликта. Обычно персонаж пытается устранить возникшие противоречия, но они, напротив, обостряются. Напряжение растет.

Кульминация – высшая точка напряжения, когда конфликт достигает высшей точки и требует немедленного разрешения. Внутренние качества героев в этот момент обычно бывают представлены наиболее ярко.

Развязкой называется момент, когда конфликт можно считать исчерпанным. В одних случаях это значит, что он разрешен, в других – что не разрешим в принципе.

Сюжет художественного произведения может включать в себя пролог (вступление, предисловие) и эпилог (послесловие). Послесловие может представлять собой обращение автора к читателям или рассказ о дальнейшем развитии событий, судьбе персонажей.

В литературном  произведении могут встречаться и внесюжетные элементы. К ним относятся лирические отступления (рассуждения автора) и вставные эпизоды (не имеющие отношения к сюжету произведения, но помогающие понять его идею).

Третий акт

Третий акт — это та самая «катастрофа», ситуация наибольшего напряжения конфликта и последующая развязка, временное или полное разрешение ситуации. Третий акт должен быть наиболее эмоционально напряженным, так как именно окончание произведения оставляет самое сильное впечатление.

Это, в принципе, вся трехактная структура, однако это только теория. Практическое применение разберем ниже, но перед этим нужно понять, как прием из области драматургии можно применить на любое прозаическое произведение, что из этого выйдет и каковы плюсы и минусы использования трехактной структуры.

Особенности анализа разных типов художественных трудов

Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа. Чтобы разобраться в особенностях процесса, давайте рассмотрим, как нужно исследовать прозу, поэзию, драматические и фольклорные материалы:

Проза. В современной литературе существует множество прозаических произведений. К этой категории относят романы, повести, рассказы, новеллы, мемуары, притчи и другие тексты. Чаще всего будущим филологам приходится анализировать именно их. Произведения объединяют такие признаки, как отсутствие рифмы и конкретика описания
При выполнении анализа внимание уделяется сюжетной специфике, главным и второстепенным героям и проблемам, затронутым в тексте. Специфика анализа такой литературы зависит от объема текста
Так, например, романы, как самые объемные литературные труды, требуют наибольшего внимания

Важно не запутаться в особенностях сюжетных поворотов, характеристиках ключевых и второстепенных персонажей. Считается, что полноценный обзор произведения можно написать только после его полного прочтения, но современные студенты «ухитряются» справиться с заданием после изучения краткого содержания

Использование в тексте нескольких цитат создаст видимость, что исследователь прочитал книгу.
Поэзия. Под этим термином подразумевают короткое или длинное художественное произведение, написанное в стихах. Обзор лирических произведений существенно отличается от исследования прозы. В этом случае не всегда нужно анализировать конфликты, основных и второстепенных персонажей, название, авторскую позицию – в некоторых стихотворениях их просто нет. Но такой обзор требует обязательного внесения дополнительных пунктов. Исследователь должен указать тип рифмы и стихотворный размер. Более детального описания требуют художественные средства.
Драма. Под этим термином подразумеваются пьесы. Это особый вид литературных произведений, описывающих жизнь персонажей через их поступки и разговоры. Ключевой особенностью таких творческих трудов является большое количество диалогов при минимуме действий. Соответственно и в самом анализе делается акцент на монологи и беседы героев. Особое внимание уделяется их переживаниям, мыслям. При написании такого обзора исследователю придется столкнуться с большим количеством метафор, сравнений и других элементов, которые автор использовал при создании труда.
Фольклор. Будущие филологи должны уметь анализировать любые литературные произведения, не являются исключением и фольклорные. К этой категории относят сказки, былины, эпосы, саги, и другое творчество, описывающее традиции и историю определенного народа. При написании таких произведений значение имеют традиции, менталитет, религиозные убеждения представителей той или иной народности. При проведении анализа исследователь отображаем именно взаимосвязь между этими факторами.

Основной целью анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Первый акт

В первом акте перед автором текста, не важно драматургического или прозаического, стоит задача ввести читателя в курс дела. Что должен сделать писатель в первом акте?

  • Ввести главного героя;
  • Ввести его антагониста;
  • Обозначить локацию;
  • Обозначить действия героев, ведущие к зарождению конфликта;
  • Наметить конфликт;
  • Вариативно, ввести неожиданный сюжетный поворот, уводящий от развития основного конфликта, отодвигающий его на конец второго акта и на третий, то есть на более динамичные части повествования или же, напротив, обостряющий конфликт. Главное в конце первого акта — это эффект неожиданности.

Образы и персонажи: создание и развитие

В художественном произведении образы и персонажи играют важную роль, они помогают передать авторские идеи и создать особую атмосферу произведения. Как правило, эти элементы развиваются на протяжении всего произведения, меняются и претерпевают эволюцию.

Создание образов и персонажей требует тщательной проработки. Автор должен задуматься о деталях, которые помогут внести в них оригинальность и неповторимость. Важными элементами создания образов и персонажей являются:

Физическое описание: автор описывает внешность персонажа, его внешние особенности, черты личности и прочие важные детали. Это помогает читателю или зрителю лучше представить образ и вовлечься в сюжет.

Психологический портрет: описывает характер, мотивы, внутренний мир и эмоции персонажа. Это помогает понять, почему персонаж ведет себя таким образом и какие у него цели и стремления.

Динамика развития: персонаж может меняться на протяжении художественного произведения. Он может открывать новые качества, преодолевать свои слабости или пройти через сложные испытания

Это делает образ более интересным и живым.

Взаимодействие с другими персонажами: важно также учитывать, как персонаж взаимодействует с другими героями произведения. Их отношения и диалоги могут помочь углубить характеры и раскрыть особенности образов.

Также, автор может использовать различные литературные приемы для развития образов и персонажей, такие как монологи, внутренние размышления, диалоги и описание действий героя. Это помогает читателю или зрителю более полно понять их мотивы и почувствовать эмоциональную составляющую произведения.

Стиль и язык: выразительные средства и приемы

Стиль – это особый способ языковой выразительности, который характеризует художественное произведение. Стиль включает в себя выбор слов, фраз, синтаксические конструкции, особенности описания и представления событий. Художественный стиль может быть различным: элегантным, лиричным, остросюжетным, реалистическим и т.д. Каждый автор разрабатывает собственный стиль, который позволяет ему выразить свои мысли и переживания.

Язык – это совокупность средств и правил, позволяющих передавать информацию и общаться. В художественных произведениях язык используется для создания образов и передачи эмоций. Язык художественного произведения может быть простым или сложным, обогащенным метафорами, аллегориями и другими стилистическими фигурами речи.

Выразительные средства и приемы – это инструменты, которые позволяют художественному произведению стать более выразительным и эффектным. Некоторые из выразительных средств и приемов:

  • Метафора и сравнение – использование образов и аналогий для передачи смысла;
  • Эпитет – прилагательное или фраза, добавленные к существительному для усиления его выразительности;
  • Ритм и рифма – повторение звуков и метрическая организация стихотворных строк;
  • Ирония – использование высшей степени сарказма и недоумения для подчеркивания смысла;
  • Синестезия – сочетание разных сенсорных ощущений, например, звуков и цветов;
  • Аллегория – использование символов и образов для передачи скрытого смысла;
  • Инверсия – изменение обычного порядка слов для создания интересного ритма и эффекта.

Вся эта палитра выразительных средств и приемов помогает художественному произведению стать более глубоким, эмоциональным и запоминающимся для читателя.

Где можно использовать трехактную структуру

Как уже было сказано выше, трехактная структура, как и само понятие акта, родом из драматургии. Именно три акта — это оптимальное по времени и насыщенности событиями решение для сцены. Но всегда ли это используется в театре и всегда ли подходит для написания художественной прозы? Как бы не хотелось облегчить положительным ответом жизнь начинающему писателю или сценаристу, ответом будет однозначное «нет».

Драматургическое искусство давным-давно отошло от классических приемов, трехактная структура очень ограничивает эксперименты с формой и, со времен зарождения модернизма, говорить о господстве этой структуры уже нельзя. Драматурги сознательно меняют акты местами, отказываются от конфликтного развития событий и сюжета вообще, то есть всячески экспериментируют, так как искусство не терпит постоянных повторений.

Где же сейчас используется эта структура? Да по сути везде, где упор ставится именно на развитие сюжета. Это все сериалы, художественные фильмы для широких масс, сюжетная литература, то есть приключенческая, детективная, любовная. Во всех случаях, когда автору важнее рассказать историю, а не поразить читателя неожиданным ходом.

Лучше всего структура эта прослеживается на примере современных сериалов. Небольшой первый акт — это «пилотная серия». Немного предыстории, резкие перемены в жизни главного героя, которые он будет осмыслять много серий и так далее. Второй акт — это сам ход сериала. Последняя серия — это третий акт. Вот такое неравномерное, но очень четко работающее распределение.

Для наглядности возьмем сериал «Сверхъестественное». Первый акт, то есть завязка, действительно укладывается в первую серию. Выделяются главные герои — братья Винчестеры, вводится антагонист — таинственный демон-убийца, основная локация — автомобиль «Импала». Действия героев, ведущие к зарождению конфликта — это приезд старшего брата к младшему, сообщение о том, что их отец, охотник на монстров, пропал и отказ младшего брата поехать на поиски, бросив учебу и девушку. Зарождение конфликта — категорическое нежелание младшего из братьев становится на стезю «охотников» и представление старшего брата о том, как должны вести себя члены одной семьи в таких ситуациях. Неожиданный поворот, ложная развязка — это смерть девушки младшего из Винчестеров, согласие временно вернуться к охоте.

Второй акт этого сериала длится уже вот как 14 сезонов. Весь он построен на принципе «делай хуже». Каждый новый монстр, с которым сталкиваются охотники, страшнее предыдущего, а за таинственными преступлениями стоят все более страшные силы. Такое нагнетание, усиление — это секрет успеха данного произведения кинематографа. О третьем акте, развязке, сказать пока нечего, возможно и сами сценаристы пока не знают, чем закончат бесконечное развитие конфликта «братья Винчестеры — весь остальной мир». Как эта система действует в драматургии должно быть понятно на данном примере. А вот что с прозой?

Значение литературного произведения в обществе

Литературное произведение играет важную роль в обществе и оказывает значительное влияние на людей. Оно может вдохновлять, развлекать, образовывать и вызывать эмоции у читателей. Вот некоторые из основных аспектов значения литературного произведения в обществе:

Отражение культуры и идентичности

Литературные произведения отражают культуру, традиции и идентичность определенного народа или сообщества. Они помогают сохранить и передать историю, ценности и обычаи, которые являются частью культурного наследия. Через литературу люди могут узнать о разных культурах и расширить свои знания о мире.

Источник развлечения и эмоционального опыта

Литературные произведения предлагают читателям возможность погрузиться в вымышленные миры и пережить различные эмоции. Они могут вызывать смех, радость, грусть, страх и другие чувства. Чтение литературы может быть источником развлечения и позволяет людям отдохнуть от повседневных забот и проблем.

Возможность самовыражения и саморазвития

Литературные произведения предлагают читателям возможность идентифицироваться с персонажами и их ситуациями. Они могут помочь людям лучше понять себя, свои чувства и мысли. Чтение литературы может стимулировать развитие воображения, критического мышления и эмпатии.

Инструмент образования и обучения

Литературные произведения могут быть использованы в образовательных целях. Они помогают развивать навыки чтения, письма и анализа текста. Через литературу люди могут узнать о различных исторических событиях, социальных проблемах и моральных дилеммах. Она может стимулировать мышление и способствовать образованию и самообразованию.

Влияние на общественное мнение и изменение

Литературные произведения могут оказывать влияние на общественное мнение и вызывать изменения в обществе. Они могут поднимать важные социальные и политические вопросы, вызывать дискуссии и вдохновлять людей на действие. Литература может быть средством протеста, пропаганды и просвещения.

В целом, литературное произведение имеет множество значений и функций в обществе. Оно помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас, расширяет наши горизонты и вдохновляет на размышления и действия.

Фабула и сюжет – в чем разница?

Композиция — это аспект формы литературного произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Есть один нюанс, который заключается в том, что путают понятие сюжета и фабулу

Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях. 

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе “Герой нашего времени” Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

Таким образом, композиция – соединение частей, но не сами эти части; в зависимости от того, о каком уровне художественной формы идет речь, различают аспекты композиции.

Это и расстановка персонажей, и сюжетные связи произведения, и монтаж деталей, и повторы символических деталей, и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части, и динамика речевого стиля и многое другое.

  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина; Институт научной информации по общественным наукам РАН. — М.: Интелвак, 2001. — Стб. 387—388. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964.
  • Успенский Б. А. Поэтика композиции: структура художественного текста и типология композиционной формы. – М.: Искусство, 1970. – 225 с.: ил. – (Семиотические исследования по теории искусства).

Что такое структура художественного текста?

В основу понятия текста Лотман вкладывает следующие определения:

  1. Выраженность — выраженность текста знаками естественного языка. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность текста знаками естественного языка.
  2. Отграниченность — текст обладает единым текстовым значением и в этом отношении может рассматриваться как нерасчленимый сигнал. «Быть романом», «быть документом», «быть молитвой» – означает реализовывать определенную культурную функцию и передавать некоторое целостное значение. (А. М. Пятигорский)

По Лотману в этом отношении текст противостоит, с одной стороны, всем материально воплощенным знакам, не входящим в его состав, по принципу включенности – невключенности. С другой стороны, он противостоит всем структурам с невыделенным признаком границы – например, и структуре естественных языков, и безграничности («открытости») их речевых текстов.

Однако в системе естественных языков есть и конструкции с ярко выраженной категорией отграниченности – это слово и в особенности предложение. Не случайно они особенно важны для построения художественного текста.

  1. Структурность — тексту присуща внутренняя организация, превращающая его на синтагматическом уровне в структурное целое.

По Лотману текст не представляет собой простую последовательность знаков в промежутке между двумя внешними границами. Поэтому для того, чтобы некоторую совокупность фраз естественного языка признать художественным текстом, следует убедиться, что они образуют некую структуру вторичного типа на уровне художественной организации.

Виды литературных произведений

Роман

Роман – это длинное художественное произведение, которое описывает различные события, переживания и эмоции главных героев. Романы могут быть разных жанров – историческими, приключенческими, любовными и т.д. Они обычно имеют сложную структуру и развитые персонажи.

Повесть

Повесть – это среднеметражное художественное произведение, которое рассказывает о каком-то конкретном событии или периоде в жизни героев. Повести обычно короче романов и имеют более простую структуру.

Рассказ

Рассказ – это короткое художественное произведение, которое описывает одно событие или эпизод. Рассказы обычно имеют небольшой объем и сосредоточены на развитии одной идеи или темы.

Поэма

Поэма – это поэтическое произведение большого объема, которое рассказывает о какой-то истории или событии. Поэмы часто имеют эпический стиль и содержат описания, диалоги и рассуждения героев.

Драма

Драма – это литературный жанр, который предназначен для сценического исполнения. Драмы обычно имеют диалоги между персонажами и описывают конфликты и эмоции героев. Они могут быть комедийными, трагическими или драматическими.

Стихотворение

Стихотворение – это художественное произведение, написанное в стихотворной форме. Стихотворения могут быть разных жанров – лирические, эпические или драматические. Они обычно имеют ритм и рифму и используются для выражения эмоций и мыслей автора.

Эссе

Эссе – это литературный жанр, который представляет собой авторское мнение или рассуждение на определенную тему. Эссе могут быть аргументативными, рефлексивными или литературными. Они позволяют автору выразить свои мысли и идеи в свободной форме.

Баллада

Баллада – это поэтическое произведение, которое рассказывает о каком-то событии или легенде. Баллады обычно имеют повествовательный стиль и содержат элементы фольклора и мифологии.

Сказка

Сказка – это жанр литературы, который рассказывает о вымышленных событиях и персонажах. Сказки часто содержат моральные уроки и магические элементы. Они могут быть предназначены для детей или взрослых.

Фольклор

Фольклор – это совокупность устных и письменных произведений, которые передаются из поколения в поколение. Фольклор включает в себя народные песни, сказки, легенды, пословицы и многое другое. Он отражает культуру и традиции определенного народа или сообщества.

Рекомендации по написанию анализа художественного произведения

Как мы уже говорили, анализ литературного произведения нужно писать после его прочтения. Во время ознакомления с текстом рекомендуется:

Делать заметки, фиксируя интересные мысли и идеи

В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание. Можно не только записывать основную идею произведения, проблематику, характеристику персонажей, но и отрывки текста, которые заслуживают внимания

Их можно использовать при написании анализа в качестве цитат. Фиксировать использованные автором литературные приемы. Чтобы изложить свою точку зрения и донести до читателей интересный, по мнению автора, рассказ, он использует метафоры, аллегории, повторения и другие приемы. Сосредоточиться на основной идее. Своевременное ее определение позволит сделать заметки и собрать достаточно материала для написания качественного анализа. Остановиться на форме литературного труда. Под эти термином подразумевают особенность построения текста. Для подготовки качественного анализа нужно отследить соотношение формы и содержания, проверить, есть ли между ними противоречия. Определить цели, которые ставил перед собой автор литературного труда.

Композиционные приёмы

Ещё есть такая штука, как композиционные приемы. Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:

Ретроспекция. Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее.
Мотив – повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
Разрыв считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена

Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца. Экспозиция – описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия

Например, исторической эпохи или географических особенностей.
Монтаж – автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в «Пиковой даме»: любовь и азартная игра. Тот же прием был в «Мастере и Маргарите» Булгакова: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.
Противопоставление – один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример или «Война и Мир» Толстого.

Неграмотно размещенные в произведении фрагменты могут испортить все впечатление от прочитанного. Поэтому так важна последовательность выстроенных частей, одна из которых плавно переходит в другую без потери смысла и содержания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: