Где и когда появился романс, кто придумал и история создания жанра

Что такое романс сообщение по музыке 5 класс

Жанр в Европе

В рамках сообщения о русском романсе нельзя оставить без внимания и не представить, хотя бы кратко, информацию о возникновении его в Европе, так как в зарождении практически любого жанра и музыкального развития страны в целом, несомненно, имеет место взаимопроникновение и взаимовлияние между различными национальными культурами.

Колоссальное значение в становлении песенного жанра в Европе имеют труды таких именитых писателей, как Генрих Гейне, Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг фон Гете. Государствами, которые, благодаря своим деятелям искусства мирового значения, напрямую связаны с зарождением и утверждением жанра в конце 18 века, являлись:

  • Германия;
  • Франция;
  • Австрия.

Среди представителей музыкальной области в той же мере развитию жанра в европейском обществе способствовали такие величайшие композиторы, как Франц Шуберт, Шарль Гуно, Иоганн Брамс, Жорж Бизе, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жуль Массне.

Благодаря творческим тандемам этих талантливых поэтов и композиторов создавались прекрасные образцы классического романса. Именно на период творчества такой плеяды деятелей европейского искусства выпадает и апогей развития песни как жанрового направления. Так, знаменитый представитель австрийской композиторской школы Франц Шуберт, работая в таком направлении, как романтизм в музыке, и являясь его прародителем, создал более сотни произведений вокального жанра на стихи Шиллера и Гете.

Для европейского музыкального романтизма было характерно:

  • обращение к душе героя;
  • эмпатия внутренним переживаниям;
  • превалирование личного над общественным.

В свете развития и расцвета романтизма как ведущего направления в европейской музыке этого периода жанр получил еще более широкое значение и применение, став художественной единицей целых вокальных циклов, среди которых самыми значимыми стали «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» Шуберта, «К далекой возлюбленной» Бетховена и «Любовь и жизнь женщины» Р. Шумана.

Характеристики романса

1. Эмоциональность: Романс – это музыкальное произведение, которое передает глубокие эмоции и чувства. Он может выражать такие эмоции, как любовь, страдание, радость, тоска и многие другие. Романс отличается особым мелодизмом и лиричностью, что помогает выразить различные эмоциональные состояния.

2. Лиричность: Романс – это жанр музыки, который характеризуется лирическим настроем и содержанием текста. В романсе часто раскрываются переживания и мысли героев, истории жизни и любовные чувства. Лиричность является основной чертой романса и позволяет передать эмоциональную глубину и интимность исполнения.

3. Простота и доступность: Романсы обычно имеют простую и понятную мелодическую структуру. Это делает их доступными для понимания и исполнения широкой аудитории слушателей и исполнителей. Романсы часто исполняются с аккомпанементом пианино или гитары, что придает им дополнительную простоту и непринужденность.

4. Историческая значимость: Романс – это один из старейших жанров русской музыки. В своей истории романс прошел через многочисленные изменения и эволюцию, сохранив свою популярность и значимость для русского музыкального искусства. Романсы играли важную роль в жизни русских людей, что позволяет нам понимать культурное и историческое значение этого жанра.

5. Разнообразие тематики: Романсы могут быть посвящены разным темам: любви, природе, родине, героям, историческим событиям и многому другому. Тематика романсов может быть очень разнообразной, что позволяет каждому найти романс, который близок и интересен лично ему.

История создания

Сегодня романс представляет собой лирическое произведение камерного характера, которое создано для сольного вокального голоса (реже — дуэта) с музыкальным сопровождением какого-либо инструмента. Однако так было не всегда — на заре своего появления он, как ни странно, даже не являлся песней, а был просто стихосложением.

Происхождение романса уходит своими корнями в средневековую Испанию, где первоначально так называли лирические стихотворения, посвященные каким-либо историческим событиям и победам доблестных героев. В то время это были чуть ли не единственные произведения, выбивавшиеся из общей теократической доктрины и написанные не на тему религии.

Даже сами этимология слова напрямую связана с испанским языком — это название для светских стихов образовалось от словосочетания «романский язык», который был общепризнанным в стране в указанный период. Лишь спустя некоторое время романсы получат инструментальное сопровождение и будут исполняться под звуки гитары и виуэлы.

В государствах по соседству испанские стихотворения переняли в свое музыкальное творчество менестрели и трубадуры. Бродячие музыканты исполняли песни исключительно под сопровождение инструмента, добавляя звучанию различные украшающие элементы вокальной техники. Песни здесь назывались «балладами» и, помимо героического эпоса, активно включали любовную лирику в жанровое разнообразие песен.

Определение для 5 класса

Романс – это вид музыкального искусства, который сочетает в себе стихотворные строки с музыкой. Этот жанр музыки очень популярен среди исполнителей и слушателей.

Романс отличается от других видов музыки тем, что в нем важную роль играют слова. Часто романсы основываются на стихотворных произведениях, в которых выражены чувства, эмоции и переживания автора. Музыка в романсах помогает передать эти чувства и создать особую атмосферу песни.

Романсы исполняются сольным исполнителем или группой музыкантов. Инструментальное сопровождение может быть разным: фортепиано, гитара, аккордеон или другие инструменты. Голос исполнителя часто является главным источником выражения эмоций, поэтому романсы часто исполняются солистами с прекрасным вокалом.

Романсы могут быть очень разнообразными по тематике и настроению. Некоторые романсы раскрывают темы любви и романтики, другие рассказывают о грусти и тоске. В романсах выражены чувства и эмоции, позволяющие слушателю пережить различные состояния и настроения.

Романсы популярны в разных странах мира и являются частью культурного наследия многих народов. Они могут быть отдельными музыкальными произведениями или входить в состав опер и других музыкальных композиций.

Например, известные романсы в классической музыке – «Отчего» С. Рахманинова и «Марина» М. Глинки. В популярной музыке можно встретить романсы в исполнении разных артистов.

Основные характеристики романса

Романс — это музыкальное стихотворение, схожее с песней. Но все-таки есть существенные различия в самом построении произведения. Например, в нем абсолютно отсутствует припев, или, как его еще называют, рефрен. Хотя практика показывает, что существуют исключения из правил. Интересно, что романс обычно исполняется соло, реже — дуэтом, и почти никогда — хором.

Особым отличительным признаком этого жанра является его смысловая нагрузка. Его строки всегда несут в себе некую историю, которая близка как автору, так и его слушателям. Это может быть автобиографический рассказ о несчастной истории любви, или же размышления автора на ту или иную жизненную тему. Романс — это не исключительно меланхолический жанр. Существует множество примеров сатирических и веселых стихотворных повествований, положенных на музыку.

Романс сообщение: обучение в школе

В школе, знакомство с жанром романса сообщение происходит в рамках уроков музыки. Ученики в 5 классе начинают изучение этого жанра и получают представление о его особенностях.

Обучение романсу сообщению в школе включает следующие аспекты:

  1. История жанра. Ученики узнают о происхождении романса сообщение, его развитии и популярности в разные периоды времени.
  2. Анализ текста и мелодии. Ученики изучают особенности стихотворного текста и музыкальной композиции романса сообщение, их взаимосвязь и выражение эмоций.
  3. Исполнение романса сообщения. Ученики осваивают основы вокальной техники и аккомпанемента, чтобы самостоятельно исполнять романсы сообщения под руководством учителя.
  4. Исследование различных романсов сообщения. Ученики слушают и анализируют разные романсы сообщения, чтобы расширить свой музыкальный опыт и понимание жанра.

Обучение романсу сообщению в школе помогает развить музыкальные навыки и эмоциональное восприятие учеников. Этот жанр с его глубокой эмоциональностью и изысканными мелодиями учит детей выражать свои чувства через музыку.

Изучение романса сообщения в 5 классе является важной частью музыкального образования, которая помогает формировать музыкальный вкус и культуру учеников. Обучение романсу сообщению в школе открывает двери в мир музыкального искусства, помогая детям развить свой творческий потенциал и углубить свою любовь к музыке

Обучение романсу сообщению в школе открывает двери в мир музыкального искусства, помогая детям развить свой творческий потенциал и углубить свою любовь к музыке.

Значение романса в культуре

Романс является важной частью культуры и искусства. Он имеет свои особенности и особое место в музыке и литературе

Вот несколько аспектов, которые отражают значение романса в культуре:

Эмоциональная выразительность

Романс – это жанр, который позволяет передать глубокие эмоции и чувства. Он может быть меланхоличным, романтичным, грустным или радостным. Романс позволяет исполнителю и слушателю пережить и поделиться эмоциями, которые передаются через музыку и текст.

Историческое значение

Романс имеет богатую историю, связанную с различными эпохами и культурами. Он был популярен в России в 19-20 веках, где стал символом русской романтики и национальной идентичности. Романсы также были популярны в других странах, таких как Франция, Испания и Италия, где они отражали местные традиции и культуру.

Литературное значение

Романс часто основан на стихотворных текстах, которые имеют литературное значение. Он может быть основан на произведениях известных поэтов и писателей, таких как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов или Александр Блок. Романс позволяет объединить музыку и слова, создавая уникальное художественное произведение.

Социальное значение

Романс часто исполняется в общественных мероприятиях, в том числе на концертах, вечерах поэзии и свадьбах. Он служит средством общения и создания атмосферы. Романс может объединять людей, вызывать сопереживание и создавать общую эмоциональную связь.

В целом, романс имеет значительное значение в культуре. Он позволяет выразить эмоции, передать историческое и литературное наследие, а также создать социальную связь. Романс является важным элементом музыкальной и литературной традиции и продолжает оставаться популярным и любимым жанром у слушателей.

Образы романсов и песен русских композиторов

Романс – это небольшая композиция для вокального исполнения в сопровождении аккомпанирующего инструмента. В старину романсы пели под лютню, клавесин. В наши дни солирующему вокалу подыгрывает фортепиано, гитара, аккордеон или баян. В сочинении-миниатюре раскрываются чувства человека, его внутренний мир, эмоциональные состояния, выражается отношение к миру, к природе.

Истоки романса зародились в солнечной, жизнерадостной Испании. Странствующие музыканты еще в тринадцатых-четырнадцатых веках исполняли песни, существенно отличающиеся от бытующих в те времена церковных хоралов. Тексты, сочиненные на испанском языке, были наполнены любовно-лирическим содержанием, в них воспевались подвиги храбрых рыцарей во имя любви к прекрасным дамам.

Музыка не имеет границ и пределов, поэтому со временем мелодичная поэзия, воспевающая горячие чувства, проникла в соседние страны. Трубадуры сочиняли стихи, рассказывающие о важных событиях тех лет, а менестрели украшали их изящными, незамысловатыми мелодиями на испанский лад и пропевали под аккомпанемент какого-либо инструмента. Такие сочинения получили названия «романсы».

Термин «романс» закрепился в языках различных европейских стран, обозначая и небольшое поэтическое произведение лирического содержания, и жанр вокальной камерной музыки.

Расцвет романса пришелся на вторую половину восемнадцатого века, когда мировая литература пополнилась увлекательными художественными произведениями Гете, Гейне, Шиллера. Стихи великих поэтов, полные лиризма и душевных переживаний, охотно использовали многие композиторы в качестве литературной основы для своих камерно-вокальных композиций. Наиярчайшими представителями этого музыкального жанра являлись: Франц Шуберт, Иоганнес Брамс, Роберт Шуман, Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Шарль Гуно и Жюль Массне. Они отдавали предпочтение романсу, так как именно он позволял обращаться к внутреннему миру человека, затрагивать тончайшие струны человеческой души.

Во второй половине девятнадцатого века романс обрел популярность в России. Вначале романсом называли поэтический текст на французском языке, написанный в куплетной форме. Такое же по характеру произведение, но на русском языке носило название российской песни.

Новый вокальный жанр, впитывая характерные черты русской музыки и обращаясь к сокровищам народного искусства, стал быстро развиваться. Опираясь на народное наследие, на мотивы русских песен неизвестных авторов, легкий простодушный  романс проникает в сознание интеллектуалов. Постепенно он выходит за рамки вокально-камерного жанра и приобретает черты вокально-симфонического произведения. Он становится сложным для восприятия, а также для исполнения, поэтому находит отклик исключительно у элиты, а не у массовой публики.

В истории русского искусства с романсом связаны имена следующих композиторов: Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова, Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова и многих других талантливых авторов.

Чем же романс отличается от песни? Перечислим основные характеристики жанра:

  1. Мелодия романса теснее связана со стихом, чем в песне. Она отражает не только общий характер произведения и особенности строфического построения, а воспроизводит отдельные образы, их развитие и смену, мелодия словно оттеняет ритмический и интонационный рисунок отдельных фраз.
  2. Мелодическая линия романса певуча и более выразительна.
  3. Аккомпанемент романса всегда является полноценным участником ансамбля.
  4. Форма романса куплетная, основанная на повторении одной мелодии без изменений с разным текстом. В романсе возможны расширения мелодии, то есть музыкальный период может содержать как четное, так и нечетное количество тактов. Припева в романсе обычно не бывает.

Романс сообщение: значимость в развитии музыкального образования

Романс сообщение — это музыкальное произведение, в котором основное внимание уделяется передаче эмоционального содержания и текста песни

Важно, чтобы музыкальное исполнение передавало настроение и чувства, содержащиеся в тексте. Романс сообщение может быть исполнен как в сольном варианте, так и с аккомпанементом музыкального инструмента или ансамбля

Романс сообщение может быть исполнен как в сольном варианте, так и с аккомпанементом музыкального инструмента или ансамбля.

Развитие навыков исполнения и понимания романса сообщение способствует развитию музыкального слуха и восприятия учеников. При исполнении романса сообщение дети учатся выразительно интерпретировать текст песни, передавать эмоции через музыку. Они также учатся слушать и анализировать музыкальные произведения, что способствует развитию их музыкального восприятия.

Изучение романса сообщение также способствует развитию артистических навыков учеников. Ученики учатся работать с текстом, передавать его содержание и настроение через свой голос и интерпретацию музыки. Это развивает их творческий потенциал и помогает им выражать себя через музыку.

Преимущества изучения романса сообщение:
— Развитие музыкального слуха и восприятия
— Развитие исполнительских навыков
— Укрепление артистических способностей
— Поддержка развития творческого мышления
— Передача эмоций через музыку

Изучение романса сообщение в 5 классе является важным этапом в обучении музыке, так как это способствует развитию музыкальных навыков и творческого потенциала учеников

Особое внимание уделяется интерпретации текста и передаче эмоций через музыку, что помогает детям развивать их музыкальное восприятие и исполнительские навыки

Русский романс

На формирование русского романса большое влияние оказала камерная вокальная музыка, распространенная в XVIII веке – кант и ария, а также русские народные песни. Так возникли произведения русских романсистов – Алябьева, Гурилева, Верстовского и прочих. Впоследствии на стихи отечественных поэтов были написаны романсы такими классиками как Рахманинов, Чайковский, Балакирев, Бородин и другими. Большую роль в становлении русского романса сыграло цыганское творчество. Цыганские коллективы были очень любимы представителями русского дворянства. Их часто приглашали на свадьбы и различные варианты веселого времяпрепровождения в шумных компаниях.

В начале XX века самым популярным автором и исполнителем романса был Александр Вертинский, чье чувственное исполнение в своеобразной театральной манере вызывало искреннее восхищение публики. Одним из самых популярных авторов до сих пор считается Борис Фомин, чьи романсы «Только раз бывает в жизни встреча» и «Дорогой длинною» до сих пор входят в репертуары современных исполнителей.

В советскую эпоху романсы посчитали проявлениями буржуазного стиля и стали повсеместно запрещать. Но с развитием советского кинематографа, уже во второй половине XX века жанр получил второе дыхание. Многие песни из фильмов той эпохи можно отнести к классике стиля – «Ты меня на рассвете разбудишь», песни из фильма «Ирония судьбы», «Белой акации гроздья душистые», и так далее.

Романсы вошли в репертуар таких известных эстрадных исполнителей, как Нани Брегвадзе, Людмила Зыкина, Людмила Сенчина, Муслим Магомаев, Лариса Голубкина, Александр Малинин и Николай Басков.

Классификация русского романса

  • классический, написанный одним из композиторов-классиков;
  • цыганский – исполняемый в особой цыганской манере со специфическими приемами и оборотами;
  • жестокий – с трагическими сюжетами, наполненными страстями и горестями главного героя, часто завершающимися смертельным исходом;
  • городской – бытовой романс, ближе к авторской песне, один из прототипов русского шансона;
  • казачий – песни на казачью тематику родом из донских степей.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.

Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения – салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза – Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. Композиторы и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.

Исполнение под классическую или акустическую гитару

Романсы являются идеальным репертуаром для всех начинающих аккомпаниаторов, которые имеют желание демонстрировать свои таланты на публике. Не все из них являются легкими для исполнения, но все же большинство из самых популярных можно смело исполнять, разучив элементарное количество аккордов. Тем более что сейчас в интернете можно найти простые и понятные табулатуры любых песен.

Несмотря на то что большинство романсов написаны для мужского исполнения, часто наиболее приятным и берущим за душу является именно женский нежный вокал, поскольку хорошо соответствует лирическому настрою жанра. Поэтому если гитару  берется осваивать девушка с хорошим слухом и приятным голосом, у нее есть отличный шанс стать желанным гостем в любой молодежной компании. Ну а парень, который под гитару будет исполнять не тюремный шансон, а чувственные романсы сможет легко покорить как минимум несколько женских сердец из своего окружения.

Зарождение в России

Жанр в России появился во второй половине 18 века, перекочевав к русским композиторам через опыт французских коллег по цеху. Как и в случае с европейскими государствами, этап становления романса совпал с периодом расцвета отечественной поэзии. Классической поэтической основой для львиной доли музыки к русским песням, несомненно, стали стихотворения великого русского писателя А. С. Пушкина.

Помимо авторской литературной составляющей, бытовало и использование народно-песенной основы руки неизвестных создателей, поэтому для немалой части золотого фонда русского романса характерна поэтическая анонимность. Фольклорная основа жанра ярко отражена в творчестве И. Стравинского.

Основоположниками жанра в России и выдающимися авторами музыки стали такие знаменитые композиторы, как С. Рахманинов, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. И. Глинка. У истоков создания песенного жанра стояли известные деятели музыкального искусства — Гумилев, Алябьев, Варламов, Булахов. Традиции классического романса в своем творчестве продолжили Ц. Кюи, А. Даргомыжский, Ю. Шапорин, А. Бородин, А. Мусоргский, С. Танеев, Р. Глиэр, Н, Мясковский. В советский период тема русских баллад не теряла своей актуальности и в музыке Г. В. Свиридова, С. Прокофьева и Д. Шостаковича.

Любой доклад или реферат на заданную тематику не обойдется и без информации об именах замечательных исполнителях русского романса разных лет — А. Вертинский, Т. Церетели, В. Козина, А. Баянова, И. Юрьева, В. Баглаенко, Н. Брегвадзе, В. Пономарева, В. Агафонова, О. Погудин. Романс в послереволюционной России, как и его преданных исполнителей, постигла нелегкая учать.

Жанр считался буржуазным архаизмом, подвергался гонениям и травле. Многие талантливые музыканты покидали страну в сложившихся условиях, что привело к распространению отечественных вокальных произведений за рубежом.

Виды русского романса

В начале 20 века песни создавались уже не только мастерами музыкального творчества, но и малоизвестными композиторами-любителями, например, Б. Фоминым, М. Пуаре. Именно на этот период приходится пик народной любви к жанру русской песни. В дореволюционные годы появляется целое созвездие исполнительниц баллад, которых слушатели неизменно купали в овациях — Надежда Плевицкая, Анастасия Вяльцева, Вера Панина.

Тогда же жанр в России начинает приобретать более узкую стилистическую направленность, появляются его классические разновидности:

  • городской;
  • цыганский;
  • классический;
  • жестокий;
  • казачий;
  • дворянский;
  • белогвардейский.

Последний подвид песенного жанра был непосредственно связан с гражданской оппозицией в творческом отношении.

Известным представителем старинного цыганского шансона можно назвать «Твои глаза зеленые», где в полной мере переданы чувственность и страстность вольного народа, умело сопряженные с лучшими традициями жанра, напевностью и мелодичностью. Такие произведения не теряют своей актуальности и исполняются как в профессиональных музыкальных, так и в любительских кругах.

Жестокий романс является скорее разговорным наименованием для обозначения разновидности русского песенного творчества, так как он не выделяется в отдельную категорию в фольклорной науке.

Тем не менее подвид отечественной баллады обоснованно вылился в обособленную жанровую форму, будучи самобытным в части трагичности положенного в его основу сюжета. Финал таких произведений традиционно ознаменовывается смертью лирического героя или героини.

Одноименный знаменитый кинофильм Эльдара Рязанова по мотивам пьесы «Бесприданница» изобилует прекрасными вокально-инструментальными произведениями, созданными композитором А. Петровым — «А напоследок я скажу», «Под лаской плюшевого пледа», «Мохнатый шмель».

Особенности структуры романса

Романс – это одна из популярных форм лирической поэзии, которая часто используется в музыке. Он имеет свои особенности в структуре, которые помогают создать эмоциональную и мелодичную атмосферу.

Структура романса обычно состоит из следующих элементов:

Строфа

Романс обычно состоит из нескольких строф, которые могут быть одинаковыми или разными по содержанию и форме. Каждая строфа состоит из нескольких строк, которые образуют смысловую и музыкальную целостность.

Рифма

Романс обычно имеет рифмованную структуру, где последние слова строк в строфе рифмуются друг с другом. Рифма может быть однородной (когда все строки рифмуются между собой) или перекрестной (когда строки рифмуются через одну).

Ритм

Романс имеет свой характерный ритм, который помогает создать музыкальность и эмоциональность произведения. Ритм может быть плавным и медленным, что подчеркивает лирическую и меланхоличную атмосферу романса.

Мелодия

Романс часто исполняется с музыкальным сопровождением, поэтому в его структуре важную роль играет мелодия. Мелодия романса должна соответствовать эмоциональному настрою текста и подчеркивать его смысл.

Таким образом, структура романса включает в себя строфы, рифму, ритм и мелодию, которые вместе создают особую атмосферу и передают эмоции и настроение произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: