Будный, симон

Симон будный

Введение

Талантливый
писатель, профессиональный переводчик,
неординарный проповедник и выдающийся
философ, С.Будный сделал неимоверно много
для белорусской, славянской и всей европейской
культуры. На протяжении всей своей жизни
он беспрерывно развивал идеи гуманизма,
самоотверженно защищал знания и науку,
искал пути усовершенствования человека
и общества. Наверное поэтому, на протяжении
столетий к его трудам не исчезал интерес
потомков. Многие ученые кропотливо изучали
творчество просветителя XVI века, всесторонне
осмысляя его вклад в развитие культуры
эпохи Возрождения и Реформации.

В
тяжелом деле изучения наследия Будного
сделано немало. Однако далеко не все.
Ещё много белых пятен, загадок, много
непознанного и неизученного.

Необходимо 
сказать про значение теологии Симона
Будного, выяснить его место в христианско-богословской
традиции. К наследию С.Будного, его духовности,
будут возвращаться еще много поколений
людей. И каждое из них, есть надежда, найдут
там ответ на волнующие вопросы.

Власть и граждане

Все
представители власти – великие 
князья, воеводы, старосты, гетманы 
канцлеры, судьи и другие, — в соответствии
в учением С.Будного были слугами Божьими,
его помазанниками (избранниками) и поставленными
им пастырями.

С
другой стороны, граждане, шляхта являются
юридически подданными великого князя.
Они должны безоговорочно подчиняться 
ему и назначенным им представителям
закона, исполнять бес пререканий
все приказы и распоряжения. «Мы 
учим и признаем, — писал белорусский 
просветитель, что все без исключения
обжили свой кусок земли, перво-наперво
христиане должны быть безупречными подданными
и подчиняться наивысшему господину –
императору, царю или королю или их наместникам,
и относиться к ним с большим почтением».

С.Будный
разработал систему взаимных обязанностей
представителей власти и простых граждан,
сформулировал наиважнейшие принципы
поддержания гражданского мира в государстве.

Во-первых,
шляхта никогда, и ни при каких 
обстоятельствах не должна выступать 
против власти, даже когда это тирания.

Вторая 
обязанность, граждан – всегда просить 
Бога за своих господ, даже когда они
не христиане.

Третья 
обязанность граждан – своевременно
вносить в государственную казну 
предусмотренные законом налоги,
потому что и сам Христос, говорил 
Будный, хоть и происходил из царского
рода, исправно платил их и других наставлял
регулярно платить, говоря: «Отдавайте
кесарю кесарево, а Богу Богово».

Четвертая
обязанность граждан – без 
всяких пререканий отправляться на воинскую
или другую службу, когда приказ
отдан господином. 
Пятая обязанность граждан, согласно слов
Симона Будного, — необходимость полного
подчинения тому власть предержащему,
которого Бог дал земле, и запрет силой
менять его или требовать другого. В качестве
подтверждения приведенного положения
Будный приводил в пример поведение Апостолов
и их учеников, которые никогда не требовали
себе других правителей и королей, хотя
и жили в непростое для Христианства время
Ирода. 
Будный в своих работах сформулировал
то, какими должны быть правители, сформулировал
этический кодекс государя, обозначил
круг его главных обязанностей и прав,
а так же формы управления государством. 
Христианский государь, согласно мнения
С.Будного должны быть богобоязненным,
справедливым, милосердным; он должен
защищать вдов, убогих и сирот; назначать
на должности судей четных и порядочных
людей и строго следить за исполнением
законов, которые в свою очередь, должны
основываться на Священном Писании. Монарх
христианского государства, во всем должен
руководствоваться не личными интересами,
а выгодой всей страны, всех сословий;
он не может, не имеет права начинать войну
с другими государствами, только преследуя
цель расширения границ своих владений.

Приверженец
образования, развития гуманистических 
принципов взаимоотношений между 
людьми через образование, С.Будный
призывал монархов окружать себя мудрыми
и образованными личностями, которые могли
бы давать мудрые советы, особенно в сложные
моменты, что бы властью не причинялся
вред простым гражданам.

Строгое
исполнение гражданами своих обязанностей
и высокая ответственность правителей,
осознание ими важности своей 
миссии и давали, по мнению белорусского
просветителя, гарантию спокойствия 
в государстве, создавали наиболее
благоприятные условия для развития
общества и личности

Биография[править | править код]

«Катехизис» Будного. Несвиж, 1562


Несвижская библия Будного на польском языке, 1572

Памятник Симону Будному в Несвиже, 1982

Родился скорее всего на Подляшье близ Гонёндза в русинской (белорусской) семье. Закончил Краковскую академию, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Симон Будный глубоко проникся реформационными идеями, и вскоре между тогдашними новаторами прослыл человеком высокого образования и неутомимой деятельности. Образование он получил в Краковской академии (ныне Ягеллонский университет) и, возможно, в Базельском университете. Поэтому виленский воевода князь Николай Радзивилл, по прозванию Чёрный, заложивший около 1552 года соборную церковь кальвинского, или, как тогда называли ещё, гельвецкого вероисповедания в Клецке, пригласил Будного на место пастора. Симон Будный вместе с Матвеем Кавечинским, наместником несвижским, и тамошним пастором Лаврентием Крышковским с 1562 года начал издавать в Несвижской типографии сочинения на польском, латинском и белорусском языках, главным образом, с целью распространения протестантского учения. 10 июня 1562 года издал на западнорусском книжном языке (старобелорусском) в Несвиже «Катехизис» — книгу с краткими вопросами и ответами на христианские темы. Позднее она переиздавалась в Стокгольме в 1628 году и в Минске в и 2012 годы.

Затем, разочаровавшись в популяризации белорусского языка и став писать по-польски, он, побуждаемый Кавечинским и Крышковским, занялся переводом всей Библии на польский язык, которая была напечатана в 1572 году.

Симон Будный недолго оставался усердным кальвинистом: не найдя в учении Кальвина того, чего искал, он перешёл в лагерь антитринитариев (социниан) и усердно начал распространять учение. Князь Николай Радзивилл начал убеждать его бросить новое учение, но не смог, поскольку умер. Новый владелец Несвижа — Николай Радзивилл Сиротка, будучи ревностным католиком, стал притеснять протестантов. Симон Будный вынужден был покинуть Несвиж. По приглашению он возглавил общину протестантов сперва в Холхлово (близ Молодечно), затем в Заславле, а в 1573 г. перебрался в местечко Лоск, принадлежащее Яну Кишки, жмудскому старосте и литовскому кравчему, стороннику протестантизма. Здесь С. Будный опять начал издавать сочинения на польском и латинском языках. В этих сочинениях было высказано много до того новых и смелых мнений, что они произвели сильный переполох в обществе.

В 1582 году в Луславицах состоялся собор, на котором «польские братья» постановили отстранить С. Будного от исправления духовных обязанностей. Это заставило Симона Будного частично отречься от некоторых своих взглядов. В 1583 году он издал книгу «Про светскую власть», где описал историю своих социальных и религиозно-философских разногласий с «радикальными» кальвинистами относительно государственных должностей и воинской повинности протестантов. За издание книги на соборе в Венгруве 1584 года «польские братья» исключили С. Будного из братской общины. В конце -х Будному пришлось примириться с ними. В 1589 году в Полоцке Будный полемизировал с иезуитскими теологами, опровергая их убеждение о бессмертии души.

Умер Симон Будный в деревне Вишнево (ныне Воложинский район, Минская область, Республика Беларусь) в 1593 году.

Комментарии

Цветкова Сабина

Руководитель Центра Добрых Дел

Лариса Ренар

российский общественный деятель, психолог, телеведущая, писатель

Эрнесто Че Гевара (Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна)

латиноамериканский революционер, кубинский государственный деятель

Уинстон Черчилль

государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании, писатель

Бенито Муссолини

основатель и лидер итальянской фашистской партии

Троцкий Лев Давидович

коммунистический деятель международного масштаба, теоретик и практик марксизма, идеолог троцкистского течения

Симон Петлюра

лидер украинских националистов начала XX века

Юлиус Штрейхер

гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской газеты «Штурмовик»

3.Влияние идей Симона Будного на законодательство и судебную практику

Разрыв с радикалами в начале
80-х годов XVI века, не свидетельствовал
о идейном поражении просветителя. Наоборот,
учение Будного на самом деле победило:
в новый Статут Великого княжества Литовского
1588 года вошло множество юридических норм,
регулирующих взаимоотношения различных
социальных слоёв – богатых и бедных,
господ и подданных, чиновников и граждан,
которые основывались на принципах, отстаиваемых
белорусским теоретиком государства и
права в своих трудах, во время полемики
с анархистами.

С.Будный непосредственно не участвовал
в разработке артикулов Статута 1588 года,
но он повлиял на известных в то время
деятелей права Остафея Валовича и Льва
Сапегу, которые руководили подготовкой
и выработали концепцию основного законодательного
кодекса Белорусского государства. Лев
Сапега в предисловии к Статуту, рассуждая
о сущности права, его назначении, вслед
за С.Будным, а также Аристотелем и Цицероном
доказывал необходимость законов для
общества, их незаменимую роль в жизни
каждого человека.

Как и С.Будный, тогдашний подканцлер
Великого Княжества не принимал идей анархистов,
был возмущен их выпадами против государства
и власти, а также осуждал защитников тирании.
Подобно Будному, он являлся приверженцем
создания правового государства, где господствовал
бы закон, а не личная власть монарха или
капризы чиновников. О совпадении взглядов
на государство и право двух крупнейших
мыслителей Беларуси свидетельствуют
слова подканцлера, сказанные в том же
предисловии: «Чего боятся те, кто руководствуется
только своим эгоизмом и кому разум –
враг!?. Они стремятся избежать любых ограничений,
а законы, которым надлежит подчиняться,
— готовы превратить в пыль. В древние времена
непомерное самолюбие было присуще некоторым
римским королевичам и юношам. Когда сенаторы
думали о том, как им сбросить ярмо тирании
и установить писанное право, те мешали
им различными способами, не желая признавать
над собой созданных законов. Они утверждали,
что писанное право – глухое, его не упросишь,
и оно как будто не отличает богатого от
бедного, не делает разницы между людьми.
Только государь, может проявить милость
и посмотреть на человека. Поэтому лучше
жить под королевской властью, чем попадать
в опасность и ставить человеческое счастье
в зависимость от исполнения закона. Но,
подчеркиваю, такие мысли есть и возникают
у людей своевольных, с необузданным нравом,
которым угроза закона не нравиться и
для них не по душе »

В очень ответственный момент, когда 
готовилась новая редакция Статута,
пересматривались многие артикулы, Будный
своими полемичными трактатами оказал
влияние не только на формирование концепции,
но и на содержание конкретных разделов
и артикулов. Очевидно, что влияние просветителя
было косвенным, опосредованным, но, без
сомнения – значительным и решающим. Так,
в первом разделе крупнейшего кодекса
законов Белорусского государства нашли
отражение его размышления относительно
функций и обязанностей великого князя,
чиновников и граждан. То же самое можно
сказать и про многие другие артикулы
государственного, гражданского, военного,
административного, семейного и уголовного
права, теоретической основой которых
стали, кроме всего прочего, мысли, высказанные
С.Будным в «Катахезисе», а также в произведениях,
которые вошли в состав сборника «О светской
власти». 

Сымон Будны і «Катэхізіс» 1562 г.

У другой палове ХVІ стагодзьдзя Беларусь была ахоплена шырокім грамадзка–рэлігійным рухам – Рэфармацыяй. Ад сярэдзіны гэтага стагодзьдзя значныя колы тагачаснага беларускага грамадзтва сталі часткай агульнаэўрапейскай плыні рэфармаваньня царквы. У Вялікім Княстве Літоўскім рэфармацыйны рух падтрымала большасьць беларускіх і літоўскіх магнатаў і шляхты. Да іх далучылася таксама мяшчанства. Рэфармацыю прынялі як католікі, так і праваслаўныя. Гэта была ня толькі грамадзянская і культурна–сьветапоглядная пазіцыя, але і намаганьне захаваць самастойнасьць і сувэрэнітэт Вялікага Княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага падчас Лівонскай вайны з Маскоўскай дзяржавай, і пэўнае адасабленьне ад кіруючых каталіцкіх колаў Польшчы. Менавіта беларуска–літоўскія магнаты, большасьць зь якіх складалі пратэстанты, выступалі ў 1569 годзе супраць падпісаньня Люблінскай уніі на ўмовах польскага боку, баронячы незалежнасьць сваёй дзяржавы.

Адным з галоўных кіраўнікоў рэфармацыйнага руху ў Беларусі быў выдатны грамадзкі дзеяч Мікалай Радзівіл Чорны, віленскі ваявода і канцлер Вялікага Княства. Дзякуючы яго намаганьням у 1550–я гады былі рэфармаваны цэрквы ў Нясьвіжы, Клецку, Койданаве, Ляхавічах, Навагрудку, Берасьці, пазьней у Менску, Полацку, Віцебску, Оршы, Смаргоні, Глыбокім, іншых гарадах і мястэчках. Пры пратэстанцкіх абшчынах адчыняліся школы, друкарні, шпіталі. Рыхтаваліся ў Беларусі і Літве свае прапаведнікі, запрашаліся і з Польшчы.

Адным з дзеячаў Рэфармацыі, асьветнікам і філосафам быў Сымон Будны (каля 1530 — 1593), які з 1558 г. выкладаў на беларускай мове катэхізіс у пратэстанцкай школе ў Вільні, сталіцы Вялікага Княства Літоўскага. У 1560 годзе ён быў запрошаны ў Клецк (адзін з цэнтраў радзівілаўскіх маёнткаў у Беларусі), дзе заняў пасаду прапаведніка. Сымон Будны разам з Лаўрэнціям Крышкоўскім і Мацьвеем Кавячынскім заснавалі Нясьвіскую друкарню, дзе 10 чэрвеня 1562 г. быў выдадзены на беларускай мове «Катэхізіс», а ў наступным годзе Сымон Будны выдаў твор «Аб апраўданьні грэшнага чалавека перад Богам».

«Катэхізіс» Сымона Буднага меў пашыраную назву «Катихисіс, то ест наука стародавная хрістіанская от Светого Писма, для простых

людей языка руского, в пытаніах и отказех собрана». Ён быў падрыхтаваны як дапаможнік для агульнага рэлігійнага навучаньня вернікаў, для выкладаньня асноваў хрысьціянскага веравучэньня ў выглядзе пытаньняў і адказаў. Пры распаўсюджаньні Рэфармацыі Марцін Лютэр у 1529 г. надрукаваў свой «Малы катэхізіс». Калі пачалася Контррэфар мацыя, то і папская курыя выдала ў Рыме ў 1566 г. «Рымскі катэхізіс», у якім была выкладзена каталіцкая дактрына.

«Катэхізіс» Сымона Буднага меў вялікі ўплыў на шырокія колы тагачаснага беларускага грамадзтва — магнатаў, шляхту, мяшчан. Сам аўтар тлумачыў, што ён выдаў сваю кнігу, каб перашкодзіць распаўсюджаньню «хлусьлівых» вучэньняў — «злых рэчаў, якія перамаглі ў Царкве». Ён, як асьветнік, сваю мэту бачыў у тым, каб данесьці сэнс Слова Божага да ўсіх жадаючых.

Трэба таксама адзначыць, што ў ХVІ і ХVІІ стагодзьдзях , як і раней, «рускай» называлася беларуская мова. Тагачасная мова Маскоўскай дзяржавы называлася на Беларусі «маскоўскаю».

Перавыданьне «Катэхізісу» Сымона Буднага зьяўляецца значнай зьявай у справе вяртаньня беларусам аднаго з твораў нашай гістарычнай, культурнай і рэлігійнай спадчыны.

Анатоль Грыцкевіч,

доктар гістарычных навук, прафесар

1. происхождениЕ власти и её назначении

Решение
проблемы сущности власти во время 
горячих политических дискуссий 60-80
годов XVI века имело важное значение,
потому что от него зависело содержание
и характер предлагаемых социально-политических
доктрин.  
Будный в отличии от своих радикально-агрессивных
оппонентов, преданных сторонников утопических
приверженцев полного равноправия и свободы
людей, наоборот, занимал рационально-консервативную
позицию

Как человек неординарный, он
к тому же имел данные блестящего государственного
деятеля, потому что, как никто другой
из его окружения, глубоко чувствовал
личную и историческую ответственность
за каждое высказанное слово, за каждую
мысль

 
Будный в отличии от своих радикально-агрессивных
оппонентов, преданных сторонников утопических
приверженцев полного равноправия и свободы
людей, наоборот, занимал рационально-консервативную
позицию. Как человек неординарный, он
к тому же имел данные блестящего государственного
деятеля, потому что, как никто другой
из его окружения, глубоко чувствовал
личную и историческую ответственность
за каждое высказанное слово, за каждую
мысль.

Исключительные 
способности позволяли ему во
время выработки своей социально-политической
доктрины учитывать все факторы 
общественной жизни, благодаря чему
он достигал сбалансированности интересов 
разных социальных групп. В результате
теоретических размышлений С.Будного
и сделанных на их основе практических
рекомендаций улучшения светской власти,
стали наиболее эффективными и принесли
оптимально возможную пользу людям того
времени.

Будный
считал, что всякая власть, всякое правительство
и даже каждая его часть происходят от
Бога, сотворенная его волей и уже потому
она является неприкосновенной и необходимой,
даже если находятся люди, которые думают
по другому. Но Будный превзошёл традиционные
представления про смысл власти, сделав
заметные открытия в теории государства.
Он доказал, что в случаях, когда от власти
исходит зло, то виновата не власть, как
таковая, а конкретные люди, которые воспользовались
властью не для достижения общественного
блага, а с целью удовлетворения личных
амбиций. Власть ни при чем, утверждал
С.Будный, когда власть предержащие превращаются
в жестоких тиранов. Власть так же невиновна,
как невиновно золото, которое ничтожные
люди используют для злых и никчемных
дел.

Главной
целью назначения всякой власти и 
наивысшее её предназначение, по мнению
С.Будного – достижение спокойствия в
государстве, защита прав всех граждан,
защита интересов каждого человека и всего
общества. Будный, как никто другой видел
недостатки государства того времени,
но при этом, он никогда не бросался в крайность
и не требовал, в отличии от других, её
ликвидации, а предлагал эволюционный
путь развития и усовершенствования общества
путем внесения в жизнь ряда гуманистических
принципов, на которых, согласно его теории,
должны были строится взаимоотношения
между представителями власти и всем остальным
обществом, которые были подданными Великого
Княжества. 

Взгляды[править | править код]

Взгляды Симона антитринитарны. Их можно охарактеризовать как унитарианство, конкретно социнианство польских братьев в его более консервативной версии литовских братьев.

С точки зрения Симона Будного первородный грех (природная наклонность следовать злу) не случался в действительности: человек не предрасположен поступать дурно, свободен поступать хорошо. Иисус Христос не искупал первородный грех, а указал способ спасения души, в чём и заключается вся заслуга Иисуса Христа. Иисус Христос является не Богом-Сыном, а истинным, настоящим человеком, одаренным Божественными свойствами. Он настолько превосходил людей своей святостью, что Бог даровал ему такую божественную силу. Эта божественная сила — Святой Дух. Иисусу не следует поклоняться как Богу. Литовские братья полностью отменили его почитание.

Политические взгляды Симона характеризуются критикой крепостничества, иерархических церковных организаций католиков и православных, признанием возможности Царства Божьего на земле, прекращения войн и устранения неравенства, признанием возможности использования оружия и занятия государственных должностей.

Симона Будного обличали в том, что при переводе он по своему усмотрению расширял или сокращал текст евангелистов и вообще очень ловко изменял текст с целью оправдания своего учения. Например, он отобрал 26 цитат из Священного Писания, изменив их по своему усмотрению с целью доказать, что Иисус Христос не только не был Богом, но что и рождение Его не имело характера таинства, так что Ему не следует воздавать божеских почестей и т. д. Одарённый от природы быстротой и силой мысли, хорошо образованный, зная много древних и новых языков, отличаясь необыкновенным писательским талантом, С. Будный стал приобретать в Речи Посполитой множество сторонников своего учения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: