Этапы, структура и виды волевого акта

1.4 структура волевого акта

Характеристика основных понятий

Данная сфера характера включает в себя несколько понятий.

Это волевой акт, усилие и деятельность, направленные на достижение определенной цели.

Все эти понятия имеют одну общую черту , необходимость прикладывать усилия для преодоления жизненных препятствий и достижения желаемого результата.

Однако, эти понятия являются различными, поэтому, имеет смысл рассмотреть каждое из них в отдельности.

Акт

Это сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя несколько действий, таких как желание или намерение добиться того или иного эффекта, мотивация, побуждающая человека на совершение необходимых действий, осознание необходимости добиться желаемого результата, выбор способов реализации своего намерения и контроль над выполнением действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Такой акт характеризуется следующими признаками:

  1. Необходимость прикладывать определенные усилия для достижения поставленной цели.
  2. Наличие плана, включающего в себя различные аспекты и результативную деятельность.
  3. Выполнение плана и пунктов, входящих в его состав, не доставляет человеку какого-либо удовольствия или приятных эмоций.
  4. Направления усилий не только на преодоление препятствий и возникающих преград на пути к цели, но и на борьбу с самим собой, например, с собственной ленью и нежеланием прикладывать усилия.

Действия

Данное понятие описывает совокупность мер, усилий, прикладываемых для получения желаемого эффекта.

Причем все они контролируются человеком на сознательном уровне, то есть индивид четко осознает, что конкретно и в какое время ему необходимо сделать, чтобы получить необходимый результат.

Подобная деятельность может совершаться человеком по собственному желанию, либо по заданию других людей.

Так, например, процесс получения знаний в учебном заведении часто является не собственной инициативой человека, а необходимостью, на которую ему указывают другие люди, в частности, родители.

Основным признаком данных мер является их осознанность и целенаправленность.

Хотя, практически любую деятельность можно считать связанной с волей, ведь в ней всегда присутствует момент осознанности, и она всегда направлена на достижение определенных последствий.

Например, человек испытывает голод, он осознает, что для его утоления ему необходимо совершить определенные движения (например, пойти в магазин за продуктами, приготовить еду).

Усилие

Волевым считается усилие, направленное на достижение тех или иных последствий.

Далеко не всегда человек может достичь необходимого ему результата сразу, в некоторых случаях, особенно, если речь идет о труднодостижимых целях, ему приходится преодолевать сложности и препятствия, возникающие на пути к желаемому эффекту.

И для этого индивид прикладывает те или иные усилия. Нередко, чтобы совершить какое-либо усилие, человек вынужден делать не одну, а несколько попыток, в этом случае придерживаться задуманного плана ему помогают именно волевые усилия.

Такие усилия всегда связаны с мотивацией.

Человеческая природа такова, что чтобы совершать какие-либо движения, индивид должен всегда знать, что за этим всегда следует награда, в частности, наступление желаемых последствий.

Это является мотивацией, позволяющей стремиться к заданному результату.

Структура волевого акта

Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.

Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.

Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия). Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.

Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?

Первоначальным моментом всякого волевого действия — его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.

Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.

Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.

Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.

Волевой акт

Раскрыть признаки воли и функции можно только через понимание волевого акта. Этот процесс является крайне сложным, он включает в себя несколько последовательных этапов, которые можно представить следующим образом:

  • потребность, выполняющая мотивационную функцию;
  • осознание возникшей потребности;
  • внутреннее определение мотивов, побуждающих к действию;
  • подбор вариантов для реализации потребности;
  • первые шаги к цели;
  • контроль за процессом реализации продуманного плана.

Примечательно, что каждый этап сопровождается напряжением воли. Она участвует во всех вышеописанных процессах. Психологи считают, что каждый раз свое действие личность сверяет с нарисованной в голове картинкой, принятой за идеал. Реальный план корректируется и вновь запускается в действие.

Все пункты нашего списка специалисты еще называют «волевыми действиями» и считают, что именно в них личность раскрывается наиболее полно, а также выходит на новый этап развития.

Общая характеристика воли

Воля это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональ-ными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек органи-зует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

  1.  сознательная целеустремленность. Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;
  2.  связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;
  3.  связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими оди-наково привлекательными, но требующими противоположных действий мысля-ми, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.

2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.

3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внут-ренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препят-ствия, которые необходимо преодолеть.

В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благо-приятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.

Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаи-мосвязанных функциях:

  1. побудительная функция активизация определенных мотивов поведе-ния, побуждение человека к определенной активности, совершению опреде-ленных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;
  2. организующая функция организация психических процессов в систе-му, адекватную цели деятельности;
  3. стабилизирующая функция поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;
  4. функция торможения воли сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

Воля это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с созна-тельно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроиз-вольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с учас-тием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд ак-тов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, опре-деляющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Воле-вая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнооб-разные жизненные обстоятельства.

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Структура волевого акта в психологии схема

Заметок в базе: 4403 Комментариев: 181

Психологическая структура волевого акта

Психологическая структура волевого акта

Волевые действия являются сознательными поступками, совершаемыми человеком по определенным мотивам. В волевом акте присутствуют все три аспекта мотива: и источник активности, и направленность активности, и средство саморегуляции.

Мотивы волевых действий крайне разнообразны. К ним относят и чувства, окрашивающие наши желания в определённый эмоциональный тон, и стремления, и понятия о долге, и укоренившиеся привычки. Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность, определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Психологическая структура волевого акта включает подготовительное и исполнительное звенья. Подготовительное звено, в свою очередь, включает:

1) Побуждение к совершению волевого акта. Оно возникает при осознании актуальной потребности или при осознании трудностей, которые при этом возникают. Чаще всего такое осознание с сопутствующими данной потребности эмоциональными состояниями.

2) Представление цели действия. Каждое волевое действие характеризуется тем, что оно заканчивается результатом, который имелся в представлении ещё до начала действия.

При отсутствии представления цели действие теряет произвольный характер и становится импульсивным.

3) Представление о средствах, необходимых для достижения намеченной цели. При отсутствии или недостаточной ясности этих представлений волевой акт окажется неосуществимым или неэффективным.

4) Намерение осуществить данное действие.

5) Решение выполнить данное действие. Волевое действие обычно следует за отчётливым решением.

Подходы.Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), или к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичного ей способности к побуждение действий, в частности к преодолению препятствий.

Отождествление воли и доминирующего в сознании желание прослеживается во взглядах значительной части исследователей. Так, одни из них объясняли волю как способность души формировать желания, другие — как последнее желание, предшествующего действия.

Тем самым воля возникал не как самостоятельная реальность, а как одно из желаний, выгода которого устанавливается разумом. В рамках этого подхода формируются представления о том, что самым простым волевым процессом является поезд, или самой простой формой свободы является страсть.

В таком случае сущность мотива составляли эмоции, а волевой процесс имел два момента: аффекта и обусловленная им действие.Всего во всех вариантах мотивационного подхода подчеркивается именно на побудительные функции воли, т.е. акцентируется Мотивационная ее составляющая.

Регуляционный подход. Многие ученые занимались исследованием регулятивной функции воли. Волевой регуляция — опосредованное целями и мотивами создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и правильного направления этой активности. Представители этого направления считают, что специфику воли невозможно вывести из анализа стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий.

Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в контексте активности человека, направленной на саму себя. Здесь волю понимается как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции.

Тогда воля занимает центральное место в ядре личности. Через свободу «Я» управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами. У свободы есть направляющая и регулятивная функции, она балансирует и конструктивно использует все виды активности человека, не подавляя ни одну из них

Древнегреческие философы

Значение слова «воля» было интересно еще древнегреческим философам. Они тщательно изучали эту способность и пытались понять ее суть. Так, например, Аристотель считал, что воля связана с разумом. В этот термин он вкладывал определенные действия и поступки человека. Аристотель считал, что воля – это истинные желания человека, то, что он хочет больше всего. Они не связаны с потребностями, а возникают только в результате размышлений. Платон, в свою очередь, связывал волю с душой. Ведь именно внутренний мир человека, его сознание может контролировать желания. Только душа определяет и пробуждает активность человека и желание действовать.

Тормозная функция

Функции воли в психологии изучаются уже давно, поэтому специалисты утверждают, что тормозная и побудительная функции выступают в единстве и работают на одну и ту же цель в жизни человека. Любая личность способна приостанавливать действия, которые противоречат ее принципам, моральным устоям и сформированному в результате воспитания мировоззрению. Примечательно, что тормозная функция может даже приостановить развитие нежелательных идей. Без нее ни один человек не смог бы регулировать свое поведение в обществе.

Особенно важна привычка контролировать себя именно в коллективе. Она воспитывается в личности еще с младенчества. Сначала родители, а потом и воспитатели в детском саду учат малыша тормозить себя в различных негативных проявлениях

Еще Антон Семенович Макаренко в своих работах не единожды выделял, насколько важно воспитать в подрастающей личности саморегуляцию. Причем контроль должен войти в привычку и быть максимально естественен. К примеру, одним из проявлений тормозной функции считается банальная вежливость

Она одновременно является определенными рамками, которые регулируют взаимоотношения человека с социумом

К примеру, одним из проявлений тормозной функции считается банальная вежливость. Она одновременно является определенными рамками, которые регулируют взаимоотношения человека с социумом.

Мы уже говорили о том, что личность не может существовать без побуждений к действиям. Их можно поделить на низшие и высшие. Первые формируют нашу потребность в самых простых и необходимых вещах: пище, питье, одежде и тому подобном. А вот высшие дают нам возможность переживать широкую гамму эмоций и чувств, связанных с нравственными переживаниями. Воля позволяет личности сдерживать свои низшие потребности ради высших. Благодаря ей человек может довести до логического завершения начатое дело вопреки всем соблазнам и трудностям.

Побудительная и тормозная функции в своем единстве работают на достижение цели, несмотря на все проблемы, встречающиеся на пути.

2. Структура волевого акта

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества
компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия
бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при
осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть
побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.

В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре
фазы
:

Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.

Третья фаза — принятие решения.

Четвертая фаза — исполнение решения.

Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой
акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении
что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к
которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на
реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться,
так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта
необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.

Вторая фаза волевого акта характеризуется активным
включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе
происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том,
что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить
друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять
существующие между ними противоречия, осуществить выбор.

Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в
качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны
продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих
утверждению в своем решении.

Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение
цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение
решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей
самого дела.

Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом
его осуществления являются волевые усилия на всех фазах
. Осуществление
волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.

Далее:3. Волевые качества личности Вверх:Тема 7. Воля Назад:1. Понятие о воле

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Психологические понятия

Под волей понимают умение решительно действовать в нужное время, проявление дисциплинированности, обладание терпением и мужеством в преодолении трудностей. Психология дает свои определения этой психической функции:

  • Осознанное управление каждым индивидом поступками и действиями, для выполнения которых требуются определенные моральные и физические усилия.
  • Психическое отражение мобилизации сил для постановки цели, мотиваций для ее достижения и преодоления существующих объективных препятствий для воплощения этой цели и удовлетворения личных желаний.
  • Сторона сознания, которая является движущей силой для создания усилий и поддержания их в течение всего необходимого времени.

Одна из главных черт волевого поведения — самодетерминация. Она представляет собой акт произвольного воздействия человека на самого себя для того, чтобы изменить свою психологию или поведение, и означает самоконтроль, осуществляемый на основании личных убеждений и ценностей человека, а не на принятых правилах, нормах поведения и других внешних причинах.

Таким образом, воля в психологии — это способность человека к целенаправленной деятельности посредством саморегуляции и преодоления трудностей на пути к цели независимо от внешних обстоятельств.

Основные функции

Волевые процессы возникли вследствие формирования социума и исполняют психические функции мотивирования человека на достижение цели. Их основные функции:

  • Побудительная и направляющая — обеспечивает начало тех или иных действий, направленных на преодоление возникающих трудностей.
  • Стабилизирующая — способствует возникновению волевых усилий, направленных на поддержание активности на нужном уровне необходимое время.
  • Тормозная — направлена на сдерживание желаний, мотивов и действий, которые не соответствуют главным целям деятельности, идеалам и убеждениям человека.
  • Развивающая — направлена на самосовершенствование, человек корректирует свое поведение и деятельность для изменения собственной личности.

Простое и сложное действие

Психологи считают, что волю можно воспитывать, тренируя внутренние побудительные силы, если кратко — развивая в себе способности к волевому действию. Оно формируется не только физиологическими и типологическими задатками, но и воспитывается каждодневным самоконтролем и самоубеждением.

Простое волевое действие является актом, непосредственно направленным на достижение цели, невзирая ни на что. Ему не предшествует сложный и длительный этап осознания. Сама цель находится рядом, не выходя за пределы сиюминутной ситуации, и ее можно достигнуть совершая привычные для личности действия. При возникновении стимула человек почти автоматически начинает действовать привычным способом.

Структура сложного волевого действия отличается от простого тем, что в его наиболее выраженной форме между первым стимулом и началом активных действий происходит сложный мыслительный процесс. Перед самим действием происходит понимание побудительных мотивов, осознание последствий, принятие решения с намерением его осуществить и планирование этого осуществления. Таким образом, волевое действие переходит из простого в сложное, проходя различные стадии на пути к цели.

Сущность волевого акта

Общая совокупность принятия решения и последующего его исполнения обозначается как волевой акт. В момент принятия решения к человеку приходит понимание, что последующие события зависят от него. Примером похожего состояния может быть стресс. Чувство ответственности порождается из осознания последствий своего поступка и делает сознательным акт воли. Он состоит из нескольких этапов:

  • Первый толчок к действию, вызванный какой-либо потребностью, от осознанной совсем смутно до четко намеченной цели.
  • Наличие и борьба между собой нескольких мотивов для регулирования очередности их исполнения.
  • Выбор приемлемого варианта поведения для принятия решения, который приносит или облегчение, или вызывает беспокойство о его правильности.
  • Осуществление принятого решения выбранным вариантом действия.

Виды волевых действий

Деятельность, предполагающая наличие усилий воли, может быть простой или сложной.

Простое дело включает в себя лишь 2 составляющих элемента. Это постановка цели и ее достижение.

Подобная деятельность направлена на получение элементарных нужд, необходимых человеку ежедневно (например, утоление голода или жажды, соблюдение правил гигиены, приобретение тех или иных товаров и прочие моменты, с которыми индивид сталкивается в повседневной жизни).

Сложные дела более многообразны, включают в себя несколько факторов.

Это, прежде всего, постановка цели, ее осознание, подбор наиболее подходящих возможностей и методов ее достижения, развитие мотивации, побуждающей человека прикладывать усилия, борьба различных мотивов и расстановка приоритетов (например, если у человека имеется несколько сложных потребностей, одновременное удовлетворение которых невозможно, ему необходимо выбрать наиболее важную, приоритетную мотивацию, ведущую к достижению результата), принятие решения и совершение определенной деятельности вплоть до наступления желаемых последствий.

Кроме того, подобные меры могут быть самостоятельными, то есть когда человек сам желает совершать их, или вынужденными.

В этом случае побуждающим мотивом для выполнения той или иной деятельности являются тяжелые жизненные ситуации, препятствия, которые мешают индивиду наслаждаться своей жизнью.

Например, если человек попал в тяжелую материальную ситуацию, рано или поздно он осознает, что ему необходимо устроиться на более высокооплачиваемую работу. Это является его целью.

Также у человека имеется и мотивация , новая работа позволит ему улучшить свое материальное положение и достичь более высокого уровня жизни. Он начинает составлять план, позволяющий добиться желаемого результата.

После этого индивид воплощает свой план в жизнь, то есть начинает предпринимать конкретные меры (искать вакансии, ходить на собеседования, заниматься саморазвитием) до тех пор, пока не исполнит задуманное.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий

В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты

  • Основные законы электрических цепей кратко

      

  • Современные формы обучения независимо от типа школы имеют следующую инвариантную структуру

      

  • Сознание это в психологии простыми словами кратко и понятно

      

  • Стокгольмская школа экономики рейтинг мировой

      

  • Внутренняя и внешняя политика древней руси кратко
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: