Психология и биология
Биология освещает врожденные способности. При ее слиянии с психологией появилась зоопсихология, психогенетика, нейропсихология. Биология рассказывает, какие физиологические проблемы могут возникнуть у человека. Психология пытается выяснить, как они влияют на психику и манеру поведения.
Биология изучает не только человека и мир вокруг него. Предметом исследования является влияние природных факторов на каждую отдельную личность. Психология же в свою очередь показывает, как строение головного мозга связано с психикой, как работает нервная система, как психологические патологии влияют на физическое здоровье.
Направления социальной психологии
Психоаналитическое направление социальной психологии основано на концепции и социально-психологических взглядах Зигмунда Фрейда, на базе чего современными последователями создано несколько теорий, одна из которых выдвинута Уилфредом Рупрехтом Байоном (Wilfred Ruprecht Bion, психоаналитик, Англия), по которой социальная группа — макровид индивида, то есть особенности и качества групп, как у отдельных людей. Межличностные потребности = биологическим потребностям. Все люди обладают потребностью нравиться другим людям и желают присоединения к группе (потребность быть звеном). Лидер группы обладает функцией высшего регулирования.
Неофрейдисты социальной психологии ищут объяснения межличностных отношений в подсознании и эмоциях человека.
Необихевиористское направление социальной психологии основывается на фактах наблюдения, исключая специфические свойства поведения людей, теоретические материалы, сферы ценностей и мотиваций. В концепции необихевиористического направления поведение напрямую зависит от научения. По необихевиористическим суждениям организм адаптируется к условиям, но отвергается принцип преобразования этих условий, как результата деятельности человека. Главный необихевиористический тезис: генезис индивида определяется случайными подкреплениями его реакций. Одним из главных представителей необихевиористического направления является Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner, психолог и писатель, США), согласно его работам, состав поведения человека зависит от последствий этого поведения (оперантное обусловливание).
Одна из самых известных теорий необихевиористского направления — теория агрессии, в основе которой лежит гипотеза «агрессии-фрустрации» (1930 г.), согласно которой агрессивное состояние основа поведения всех людей.
В основе когнитивистского направления социальной психологии (cognition — познание) лежат особенности познавательных процессов людей, которые являются основой социально-обусловленного поведения, то есть поведение основано на понятиях человека (социальных установках, взглядах, ожиданиях и т.д.). Отношение человека к объекту обусловлено его категориальным значением. Главный когнитивистский тезис: сознание определяет поведение.
Интеракционистское направление социальной психологии основывается на проблеме взаимодействия людей в социальной группе — интеракции, базируемые на социальных ролях членов группы. Само понятие «социальная роль» ввел Джордж Герберт Мид (George Herbert Mead, социолог и философ, США) в 1930-ых годах.
Представители интеракционизма Шибутани Тамотсу (Tamotsu Shibutani, социолог, США), Арнольд Маршал Роуз (Arnold Marshall Rose, социолог и политолог, США), Манфорд Кун (Manford H. Kuhn, социолог, лидер символического интеракционизма, США) и др. первостепенную значимость придавали таким социально-психологическим проблемам как коммуникация, референтные группы, общение, социальная роль, социальные нормы, социальный статус и др. Разработанный Гербертом Мидом и другими представителями интеракционизма понятийный аппарат, основательно распространен в социально-психологической науке.
Интеракционизм признает социальную обусловленность психики человека, как основы общения. В ряде эмпирических исследований, проведенных представителями интеракционизма, зафиксированы однотипные поведенческие проявления в сходных социальных ситуациях. Однако социальное взаимодействие интеракционистами рассматривается без конкретики в содержании процесса этого взаимодействия.
Классификация методов социально-психологического исследования
Обычно все методы делят на две большие группы:
- Исследовательские.
- Методы воздействия.
К первой группе относят методы сбора и обработки информации.
Методы сбора:
- наблюдение — предметом наблюдения выступает поведение человека и групп в социокультурном контексте;
- изучение документов — подразумевает анализ продуктов человеческой деятельности;
- контент-анализ — особый прием качественного и количественного анализа документа, основанный на выявлении и измерении конкретных фактов и тенденций;
- опросы — сбор информации с помощью опросников, анкет, интервью, тестов;
- эксперимент — получение сведений путем проведения эксперимента по определенному сценарию.
Для обработки полученных сведений используют методы:
- теоретические — анализ, синтез, типология, классификация, системный подход;
- статистические — факторный, корреляционный, регрессионный анализ;
- математические методы — регистрация, шкалирование, ранжирование.
Примечание 3
В 1930-е годы американский психолог и психиатр Джекоб Леви Морено разработал серию методик, получившую обобщенное название «социометрия». Это качественная и количественная техника измерения межличностных отношений.
К методам воздействия относят следующие виды:
- оптимизирующие — улучшают конкретные показатели (например, атмосферу в коллективе);
- интенсифицирующие — стимулируют к конкретным действиям, развивают активность;
- развивающие — развивают социально-психологические навыки (например, общения);
- управляющие — помогают планировать и управлять жизнедеятельностью групп;
- диагностические — проводят оценку и аттестацию по заданным критериям;
- профилактические — корректируют свойства группы и отдельных ее членов, предотвращают появление негативных тенденций;
- информирующие — доносят социально-психологическую информацию до членов общества.
Примечание 4
Одним из главных способов реализации методов воздействия является социально-психологическое консультирование.
Определение
Предметом социальной психологии является исследование закономерностей психического взаимодействия личностей и способов влияния на человека, коллективов социально-психологические характеристики индивида как субъекта социальных отношений, изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Социальная психология изучает (задачи):
- психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
- феномен взаимодействия между людьми, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.л.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
- психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
- массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.
Таким образом, социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия
Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Объект социальной психологии – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Место: общая, социология. Дифференциация: промышленная социальная психология, селького хоз-ва,
семьи, науки, и т.д. Интеграция: Социальная психология личности, социопсихолингвистика, социально-педагогическая психология и т.д.
К объектам изучения социальной психологии относят носителей социально-психологических явлений, а именно:
- личность в группе (системе отношений),
- взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.),
- малую группу (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),
- взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.),
- взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.),
- большую социальную группу (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.
Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.
История социальной психологии
В течение многих столетий ведущие мыслители наблюдали за поведением человека в обществе.
Социально-психологические проблемы поднимали в своих работах:
- Аристотель;
- Платон;
- Гоббс;
- Монтескье;
- Жан-Жак Руссо и многие другие ученые.
Их идеи получили в дальнейшем осмысление в рамках новой науки о человеке и обществе.
Во второй половине XIX века большой вклад в накопление социально-психологических знаний внесли:
- социальные философы;
- антропологи;
- эволюционисты;
- психологи и психиатры.
Одним из важных этапов осмысления явлений коллективной психики стало издание с 1859 года в Германии «Журнала психологии народов и языкознания». Его создатели немецкие ученые Штейнталь и Лазарус впервые выделили изучение коллективной психологии в самостоятельную отрасль научного знания.
В 1895 году вышла ставшая классической работа французского социолога Лебона «Психология народов и масс», которая во многом основывалась на эмпирических наблюдениях.
В 1897 году был опубликован труд американского философа и психолога Джеймса Марка Болдуина под названием «Исследования по социальной психологии».
Датой рождения новой науки считают 1908. В этом году вышли две книги:
- «Введение в социальную психологию» англо-американского психолога Уильяма Мак-Дугалла.
- «Социальная психология» американского социолога Эдварда Росса.
После выхода этих двух работ термин «социальная психология» прочно вошел в обиход научного мира.
Примечание 1
Причина выделения социальной психологии в отдельную науку заключается в объективном существовании фактов, явлений и процессов в жизни общества, которые не могли быть исследованы только в рамках объединенных усилий психологии и социологии.
В первой половине XX века новая наука развивалась в двух направлениях:
- Экспериментальные исследования.
- Разработка фундаментальной теории.
Одним из наиболее влиятельных ученых этого периода был немецко-американский психолог Курт Левин. Он является создателем теории групповой динамики, в которой сравнивает давление на человека со стороны общества с физическими силами.
Большой вклад в развитие отечественной психологической науки внес психиатр и физиолог Владимир Бехтерев. В своем труде «Коллективная рефлексология» он пытался дать объяснение психологии масс с помощью их сопоставления с физическими явлениями. Он дал научное определение понятию «коллектив», описал его функции и закономерности.
Новая наука развивалась в тесной связи со многими ведущими психологическими школами.
Большой вклад в ее развитие внесли:
- функционализм;
- бихевиоризм;
- психоанализ;
- когнитивизм;
- гуманистическое направление.
В наши дни социальная психология вводится как общеобразовательная дисциплина на факультетах самого разного профиля. Обязательно ее изучают во всех психологических и педагогических вузах.
Наблюдается тенденция к увеличению числа прикладных исследований, что говорит о повышении практической значимости этой науки. Возникновение огромного количества экспериментальных школ и направлений сопровождается накоплением знаний в теоретико-методологической области.
Во многих странах практическое применение выступает на первый план, а финансирование фундаментальных исследований проводится по остаточному принципу.
Российская социальная психология базируется на лучших достижениях отечественной и зарубежной науки.
Большой вклад в ее развитие внесли:
- Галина Андреева;
- Константин Платонов;
- Алексей Леонтьев;
- Артур Петровский;
- Борис Парыгин.
Характеристика явления
Общественное мнение может формироваться по-разному — либо сознательно, либо стихийно. Во втором случае суждение опирается на определённую информацию, которая передаётся из одних уст в другие. Взять, к примеру, политическую сферу. Вряд ли люди в современном обществе все поголовно являются знатоками в темах, её касающихся. Однако бóльшая их часть с удовольствием рассуждают о политике, и многим их суждения кажутся умными. Почему? Потому что мнение, выражаемое ими, опирается на ту информацию, которую предоставляют СМИ, сами политические деятели, авторитетные люди. Это в лучшем случае. Обычно ещё имеют место быть слухи, заблуждения, сплетни, идеологии, убеждения.
По сути, люди впитывают в своё сознание всё услышанное, после чего просто подкрепляют это своими догадками. И вот «их» мнение сформировано.
Что такое социальная психология
Социальная психология является одной из самых динамично развивающихся наук о человеке и обществе. Она зародилась на стыке психологии и социологии. Также большое влияние на нее оказала социальная философия. Иногда ее традиционно воспринимают как один из разделов психологии, но все чаще она рассматривается как самостоятельная наука со своей спецификой, задачами и предметом исследования.
Социальная психология — это наука, изучающая механизмы и закономерности поведения человека как члена разных социальных групп и общества в целом.
Что изучает как наука
Круг изучаемых вопросов:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- личность во всем многообразии ее связей с обществом;
- положение человека в коллективе;
- поведение и закономерности функционирования малых и больших групп;
- явления коллективной психики;
- влияние на поведение человека общественного мнения;
- система взаимодействий в социуме;
- разные виды общения.
Особенностью этой науки является ее широкое включение в жизнь социума. Новые социально-психологические изменения, происходящие в современном мире, включаются в сферу ее исследований.
В последние годы внимание ведущих специалистов в этой области привлекали такие проблемы, как:
- ломка традиционных ценностей;
- отсутствие информационного иммунитета;
- кризис идентичности;
- смена ролевого поведения;
- влияние глобализации на общество и человека;
- этнополитические конфликты.
Связь с другими науками
Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.
С какими науками и каким образом связана психология?
1. Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека
Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы
2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.
3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.
4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.
5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.
6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.
Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):
Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.
- Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
- Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.
Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.
Принципы социальной психологии
Нужно понимать, что речь идет о разделе, который находится на стыке социологии и психологии. Иными словами, предметом и задачами этого направления социальной психологии является рассмотрение, изучение и раскрытие психологических проблем, связанных с социальными. Именно пограничное положение социальной психологии обусловливает специфику социальных фактов, закономерностей, механизмов, формирующих социально-психологическую реальность.
Принцип социально-психологической причинности.
Считается, что социально-психологические явления имеют отражательный характер.Иными словами, речь идет о возникающем в сознании людей идеальном образе окружающей социальной действительности. Причина социально-психологических явлений всегда кроется в объективных обстоятельствах, возникающих в течение жизни конкретных групп и отдельных людей.
Кроме того, на человека, находящегося в группе, воздействуют психологические особенности, взгляды, настроения, желания, поведение его окружения. Совместная жизнедеятельность людей, общение, выражение эмоций, мнений, намерений невозможны без параллельного обмена продуктами психологии. Таким образом формируются общности людей, происходит их интеграция, объединение в группу и отделение от остальных групп.
Самыми понятными проявлениями взаимного влияния людей друг на друга является информирование, обучение, пояснение, убеждение, побуждение или приглашение к действию. Человек постоянно находится под малопродуманным психологическим воздействием со стороны СМИ, средств пропаганды, пр. Социально-психологическое отражение под действием окружающей среды приобретает двойную социальную причинность, поскольку одновременно получает роль субъекта отражения социальной реальности и объекта, находящегося под влиянием активных элементов.
Принцип единства социально-психологических явлений, среды, активности.
Среда, активность людей, то есть их общение и совместная деятельность воздействуют на социально-психологические явления, присутствующие в различных группах. Увеличение численности группы всегда приводит к сокращению роли общения и совместной деятельности. На фоне этого возрастет уровень воздействия среды, объективных условий жизнедеятельности.
Принцип социально-психологической системности.
Если сравнивать индивидуально-психологическую и социально-психологическую реальность, то вторая располагается на более высоком системном уровне, имеет сложные причины для формирования, закономерности, механизмы. Психология отдельных людей, включенных в связи друг с другом, считается составляющей этой системы.
При решении задач социальной психологии важно понимать, что наравне со всеми остальными существующими системами социально-психологическая реальность не может считаться просто суммой свойств ее элементов. Речь идет о целостной совокупности со специфическими системными характеристиками, возникающими в результате деятельности элементов
Их взаимодействие друг с другом и со средой оказывает обратное влияние на участников системы, за счет чего они подчиняются законам целостного функционирования.
Принцип социально-психологического развития.
Личность развивается в непрерывно меняющейся социально-психологической среде, что связано с постоянным изменением общества. Именно процессы в последнем сильнее всего отражаются на происходящих в человеке изменениях.
Принцип объективности.
Задачи социальной психологии недостижимы без достоверности знания, полученного в процессе проводимых исследований.
Литература
Для тех, у кого есть желание глубже погрузиться в изучение темы социальной психологии, ниже мы представляем небольшой, но очень хороший список литературы, к которой есть смысл обратиться:
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990
- Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003
- Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком М. МГУ, 1982
- Бодалев А.А. Личность и общение М., 1995
- Донцов А.И. Психология коллектива М., 1984
- Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998
- Коломенский Я.Л. «Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития» Санкт-Петербург: Питер, 2000
- Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж,1995
- Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н. Сухова М., 1995
- Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999
- Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е.В.Шорохова М. Наука, 1987
- Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология СПб., 1998
- Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы М., 1988
- Секун В.И. Психология активности. Минск, 1996
- Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях Л., 1983
- Современная зарубежная социальная психология Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой и др. М., 1984
- Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001
- Социальная психология и общественная практика /Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. М., 1985
- Социальная психология классов / Под ред. Г.Г.Дилигенского М., 1985
- Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания СПб., 1996
- Станкин М.И. Психология общения Курс лекций М.,1996
- Стефаненко Т.Г, Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Вып. 1. М., 1998
- Сухарев В., Сухарев М. Психология народов и наций. М., 1997
- Фрейд 3. Групповая психология и анализ «ЭГО» М., 1991
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1996
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе М, 1985