“Бешеные деньги”, Островский: краткое содержание, тема, герои, анализ произведения
Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.
«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание
Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.
https://www.youtube.com/watch?v=TPBzgSgCYeU
Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.
Действующие лица комедии:
- Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
- Телятев Иван Петрович, дворянин.
- Кучумов Григорий Борисович, барин.
- Глумов Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
- Лидия Юрьевна, ее дочь.
- Андрей, Григорий, Николай, слуги.
В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл.
С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг.
У Островского Васильков представлен скорее как прижимистый человек, автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.
«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия
Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков – человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.
Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.
Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.
Отчаянный поступок Надежды Антоновны
Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги».
Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации.
Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».
Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.
«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии
Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.
Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.
Краткое содержание комедии
Краткое содержание — это основные этапы развития сюжета. Описаны лишь основные события, которые происходят в произведении.
Краткое содержание пьесы «Бедность не порок» помогает читателю понять простую истину – не все в мире измеряется в денежном эквиваленте. За деньги можно купить многое, но не настоящие чувства. Краткое содержание комедии подойдет тем, кто хочет ознакомиться с произведением или вспомнить ключевые моменты. Также оптимально к прочтению для школьников и студентов.
Краткое содержание первого акта пьесы «Бедность не порок» — события проходит в доме Торцова, где Митя читает книгу, а Егорушка ему рассказывает последние новости.
Но тут пришла Пелагея Егоровна, которая жалуется на своего мужа. По ее словам, после поездки в Москву он перестал любить русское и стал много пить. И даже задумал он свою дочь замуж в Москву отдать.
А Митя рассказал свою историю Яше. Он вынужден работать в доме Торцова, так как здесь живет его любимая. Но вскоре появляется веселый Разлюляев, с которым и молодые люди начинают петь. Неожиданно, прямо посреди песни, в комнате появляется Торцов. Он начинает кричать на Митю, а затем снова уезжает. После его отъезда в комнату входят девушки, среди которых и Любовь Гордеевна.
Вскоре Митя и Люба Торцова остаются одни в комнате. Приказчик читает стихи, которые сочинил для нее. Выслушав историю жизни Любима Торцова, Митя читает записку от Любы, в содержании которой она признается ему в любви.
Краткое содержание второго акта пьесы «Бедность не порок» — влюбленные решают сообщить Торцову о своей любви. Действие переносится в гостиную дома Торцова, где уже темно. Люба признается Анне Ивановне в том, что любит Митю. Вскоре появляется приказчик, который решается признаться в своей любви. Молодые люди решают сообщить завтра об этом Торцову и просить его благословения.
Когда Митя удаляется, появляются девушки, которые веселятся, поют песни и гадают. В это время Митя целует Любу, но Разлюляев недоволен, так как сам собирался жениться на девушке, ведь у него были деньги. Но тут опять неожиданно появляется Торцов. Он приехал домой с Коршуновым, перед которым постоянно лебезит. Прогнав гостей, он извиняется за свою необразованную жену.
Торцов сообщает семье, что собирается из уездного города переехать в Москву. Ведь он уже там и зятя нашел, с которым уже сговорились и о свадьбе. Мать и Люба против такого решения отца, они плачут и просят не губить молодую девушку. Но Торцов даже слышать ничего не желает.
Краткое содержание третьего акта пьесы «Бедность не порок» — все готово к свадьбе, невеста прощается с любимым, но в конце читателя ждет неожиданный поворот событий. Действие начинается в комнатах, где уже с утра идет приготовление к свадьбе дочери. Митя решил уехать к матери и пришел попрощаться.
Молодой человек, слыша, что и Пелагея Егоровна против брака с дурным человеком, открывает тайну о том, что они влюблены. Вскоре появляется и девушка. В отчаянии Митя предлагает тайно благословить их, а затем им вместе уехать к его матери, где они смогут спокойно повенчаться. Но пойти против отцовской воли никто не может, ведь это грешно.
Коршунов пытается объяснить Любаше, какое счастье ее ожидает за богатым мужем. Но тут появляется Любим Карпыч, который не только разгоняет гостей, но еще требует вернуть и старый долг. Возникает скандал, и в порыве гнева Гордей Карпыч, считая себя оскорбленным, дает согласие на брак Мити и Любы.
Островский заканчивает свое произведение торжеством добра и наказанием порока. Именно свадьба главных героев доказывает название о том, что бедность не может быть пороком, а главный порок – это черствость человеческих душ и жажда богатства. В кратком содержании идея также улавливается очень хорошо. После прочтения есть о чем задуматься и оценить поступки персонажей.
https://youtube.com/watch?v=XeGQP2zoE-k
Сюжет, краткое содержание и анализ комедии Островского «Бедность не порок» в видео:
Также читайте: Роман «Преступление и наказание»
Судьбы героев через год
Главный персонаж комедии Островского «Доходное место» Жадов женился по любви на женщине, которую обожал, однако которая по своему развитию уступала ему. Полина хотела жить в сытости и довольстве, однако в супружестве познала нищету и бедность. Она оказалась неготовой к такой жизни, что, в свою очередь, разочаровало Жадова.
Об этом мы узнаем из сцены в трактире, где год спустя сходятся основные персонажи пьесы. Сюда же приходит Белогубов с Юсовым, и из их разговора читатель узнает, что у первого дела идут превосходно, так как он не брезгует брать взятки за свои услуги. Юсов хвалит своего подопечного, а Жадова поднимают на смех за то, что он не выбился в люди.
Белогубов предлагает ему деньги и покровительство, однако Жадов желает жить честным трудом, и поэтому с презрением и негодованием отвергает это предложение. Однако ему самому очень плохо от неустроенной жизни, он выпивает, после чего половой выгоняет его из трактира.
Вариант 2
Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.
Композиционная структура пьесы представляется пятью действиями
Основу пьесы составляет противостояние старшего и молодого поколений, выражающееся в принципиально разных жизненных позициях героев произведения по отношению к старым порядкам и новым веяниям.
Основным персонажем пьесы писателем представляется Жадов, изображенный в качестве амбициозного молодого человека, имеющего университетское образование, живущего в московском доме дядюшки, но стремящегося к независимости от презираемого им образа жизни родственника и окружающих его людей.
Главному герою противопоставляется чиновничье общество, в которой самой яркой фигурой становится образ старого чиновника Юсова, убежденного взяточника, являющегося типичным представителем чиновничьего мира, где главенствует принцип торговли законами в виде жизненного правила. Каста чиновников представляется помимо Юсова генералом Вышневским, молодым служащим Белогубовым, вдовой Кукушкиной, являющимися типичными образцами царской бюрократии. С точки зрения чиновников, служащий, отказывающийся от взяток и выражающий честную позицию, является врагом и вольнодумцем, тем самым писатель утверждает собственное отношение к российской бюрократии, считая взяточничество широко распространенным негативным явлением.
Чиновничьему обществу в пьесе противопоставляется главный персонаж Жадов, выражающий искреннее негодование образом жизни бюрократического слоя населения, проповедующий демократические жизненные взгляды, но осознающего собственное бессилие перед самодурством. При этом писатель демонстрирует слабые черты Жадова, подчеркивая необходимость претворения благородных целей в жизнь путем преодоления трудностей, выстрадав их подлинную ценность.
Среди многочисленных проблемных вопросов, затрагивающихся в пьесе, присутствуют семейная тема, коррупционная составляющая власти, тема бедности и неравного брака, а также выбора жизненного пути и становления отдельной личности.
Динамичная сюжетная линия пьесы повествует о сопротивлении Жадова существовать по правилам чиновничьего мира в виде угождения, взяток, дести и лжи, принимая материальное благополучие в форме истинного жизненного смысла.
Повествование произведения иллюстрируется яркими и острыми диалогами, мастерски представленными писателем, в которых автор использует художественные приемы в виде тонкой иронии, юмора и сатиры.
Отличительной особенностью пьесы является изображение быта мещанства, описанного в правдивой и достоверной реальной действительности.
Смысловая нагрузка произведения состоит в убеждении зрительской аудитории о правильности жизненного выбора каждого человека, стремлении к его реализации и нравственной самореализации.
Ссылки
Смотреть что такое «Светит, да не греет» в других словарях:
СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ — «СВЕТИТ, ДА НЕ ГРЕЕТ», Россия, А. Ханжонков и К, 1911, ч/б. Драма. По одноименной пьесе А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева. В старой усадьбе помещицы Реневой, которая давно живет за границей, обосновался управляющий Васильков со своей… … Энциклопедия кино
светит, да не греет — (иноск.) намек на лицо, которое, как месяц, светит, но не греет Ср. Светит, да не греет (заглавие драмы)! Островский и Соловьев. Ср. Уж этот месяц светит, да не греет: даром у Бога хлеб есть. Марлинский. Капитан Белозоров. 2. Ср. Чье тонее… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Светит, да не греет — Свѣтитъ, да не грѣетъ (иноск.) намекъ на лицо, которое какъ мѣсяцъ, свѣтитъ, но не грѣетъ. Ср. «Свѣтитъ, да не грѣетъ» (заглавіе драмы)! Островскій и Соловьевъ. Ср. Ужъ этотъ мѣсяцъ свѣтитъ, да не грѣетъ: даромъ у Бога хлѣбъ ѣсть. Марлинскій.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Светит, да не греет; только напрасно у Бога хлеб ест. — Светит, да не греет; только напрасно у Бога хлеб ест. См. ВСЕЛЕННАЯ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Светит, да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. — Светит, да не греет (месяц), только напрасно у Бога хлеб ест. См. ПОМОЩЬ КСТАТИ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Греет, но не светит — Жарг. арм. Шутл. Об отпуске. (Запись 2001 г.) … Большой словарь русских поговорок
Островский, Александр Николаевич — драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия
греть — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я грею, ты греешь, он/она/оно греет, мы греем, вы греете, они греют, грей, грейте, грел, грела, грело, грели, греющий, греемый, гревший, гретый, грея; св. согреть 1. Когда что либо тёплое г … Толковый словарь Дмитриева
БИБИКОВ Арсений — БИБИКОВ Арсений, российский актер, сценарист. 1910 Идиот (см. ИДИОТ (1910)) актер 1911 Братья разбойники (см. БРАТЬЯ РАЗБОЙНИКИ) актер 1911 Евгений Онегин (см. ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (1911)) актер 1911 На бойком месте (см. НА БОЙКОМ МЕСТЕ (1911)) актер… … Энциклопедия кино
БИРЮКОВ Петр — БИРЮКОВ Петр, российский актер. 1909 Женитьба (см. ЖЕНИТЬБА (1909)) 1909 Русская свадьба XVI столетия (см. РУССКАЯ СВАДЬБА XVI СТОЛЕТИЯ) 1910 Вадим («Повесть из времен Пугачева», «Боярин Палицын») (см. ВАДИМ (1910)) 1910 Идиот (см. ИДИОТ (1910))… … Энциклопедия кино
Четвертая часть
В четвертом действии краткого содержания «Доходное место» Полина сидит в своем бедном доме и сильно скучает. К ней приходит Юлинька. Она хвастается успехами супруга и ужасается, что ее сестра такая нищая. Полина возмущается, что муж заставляет ее работать по дому и не разрешает никуда ходить. Юлинька дарит Полине красивую шляпу и рассказывает, как нужно обращаться с мужчиной.
Дом Жадовых посещает вдова Кукушкина, она ругает Полину, что та не просит от супруга денег и хвалит Юлю за разумность и практичность. Мать обещает, что поможет дочери изменить мнение зятя, который решил, что жить нужно на одно жалование. Женщина не понимает, как женатый мужчина может отказываться от взяток, раз взял ответственность перед супругой, значит, обеспечивай ее на должном уровне.
Приходит Жадов, он жалуется теще на трудную работу, а также на ленивую Полину, которая вечно ничего не делает. Эти слова возмущают Кукушкину, она растила дочь не для того, чтобы та была служанкой в своем доме. Женщина рассказывает, что ее зять Белогубов всегда балует Юлиньку и она проблем не знает. Жадов злится и просит Кукушкину покинуть дом.
Жадов говорит Полине, чтобы та больше не ходила к матери и сестре и не принимала их в гостях, ведь они учат ее дурному. Полина же повторяет слова, которые сказала ей Юлинька.
Главные персонажи
Александр Островский считается настоящим мастером описания уклада жизни среднего класса. Для удобства понимания композиции произведения нужно разбить краткое содержание на несколько взаимосвязанных смысловых частей. В этом спектакле нашли отражение главные творческие принципы автора.
В спектакле «Доходное место» Островского есть такие действующие лица:
- Аристарх Вышневский — пожилой чиновник, обладающий властью и большим состоянием;
- Анна Павловна — молодая жена чиновника, мечтающая о взаимной любви;
- Василий Жадов — племянник Аристарха, честный молодой парень с твердыми принципами;
- Полина — жена Василия, бедная и плохо образованная особа.
- Аким Юсов — опытный и деловой служащий, находящийся под руководством Вышневского;
- Онисим Белогубов — начинающий чиновник, служащий под началом Юсова;
- Юля — родная сестра Полины и супруга Белогубова;
- Фелисата Кукушкина — небогатая вдова, мама Полины и Юли;
- Мыкин — хороший знакомый Жадова, бедный преподаватель.
Ссылки[ | ]
В Викицитатнике есть страница по теме: Доходное место |
Пьесы Александра Островского |
|
Сочинение по произведению Свои люди — сочтемся
В каждом социальном слое есть собственные устои, однако люди по большей части не меняются. Практически повсюду они думают о собственном счастье, о том как получить лучшую долю и нередко пренебрегают другими.
Самсон Силыч Большов живет по принципу не «обманешь – не заработаешь», который и в наши дни является довольно распространенным. Только если ранее он мог применяться не особенно честными купцами, то теперь активно используется практически всеми, гордо вогружается на знамя и служит оправданием для любых поступков. Тем не менее, речь не об этом а о купеческой среде середины 19 века.
Островский описывает как главный герой Самсон Силыч, следуя своему принципу, объявляет себя банкротом, чтобы не платить кредиты. Он хочет обмануть других купцов, но доверяет своему приказчику Лазарю и дочери Олимпиаде. Более того он устраивает для них свадьбу и передает свой капитал, чтобы они потом могли его выкупить из долговой тюрьмы.
Конечно, поведение героя не отличается высокой моралью, но его вполне возможно понять, он старается для семьи. Тем не менее, его самого обманывают самые близкие люди, он оказывается без капитала, любимая и избалованная дочь Липочка не хочет снова носить ситец и хочет иметь какие-то деньги для семьи. Понятное дело, Липочка и Лазарь просто присваивают деньги Большова, так как могут и останутся безнаказанными.
Однако и такое поведение возможно понять. Ведь они воспитаны сами Самсоном Силычем, который нередко использовал обман. В какой-то степени тут ученики превосходят учителя и доводят принцип обмана до максимального предела, дочка обманывает отца.
Эти герои тоже помышляют о собственном счастье, они хотят испытывать радость, не испытывать нужды. Олимпиада всегда только и грезила достатком, Лазарь Подхалюзин спал и видел как когда-то высвободится из-под гнета Большова и сам станет обладателем капитала. Как только такая возможность удается, он пользуется этой возможностью, ведь подобно всем остальным людям, стремится к счастью.
Островский предлагает нам не просто отдельную историю, но описание тенденции. Так действительно живут люди, продолжают жить из поколения в поколение, в нелепом поиске счастья подобно слепым котятам.
Герои произведения
В пьесе описано много интересных персонажей. Главные герои произведения:
- Вышневский Аристарх Владимирович — пожилой, богатый чиновник.
- Анна Павловна — молодая жена Аристарха Владимировича, желающая встретить настоящую любовь.
- Жадов Василий Николаевич — племянник Вышневского, принципиальный, гордый парень.
- Полина — невеста, а затем жена Жадова, девушка из бедной семьи, без образования.
Кроме того, в пьесе есть второстепенные персонажи. В их число входят:
- Юсов Аким Акимович — предприимчивый чиновник, работающий под началом Аристарха Владимировича.
- Белогубов Анисим Панфилович — чиновник молодого возраста, служащий у Юсова.
- Юлинька — супруга Белогубова и сестра Полины.
- Мыкин — хороший друг Жадова, учитель.
- Кукушкина Фелисата Герасимовна — мать Юлиньки и Полины, нищая вдова.
Главные герои и их характеристика
Главных героев и их подробную характеристику Многомудрый Литрекон отразил в таблице:
Главные герои | Характеристика героев |
Гордей Карпыч Торцов | богатый купец, гордый, строгий, имеет крутой характер, мужчина почти шестидесяти лет, «зверем смотрит» на свою жену. |
Пелагея Егоровна | жена Торцова, усталая на старости лет женщина, умеющая быть благодарной за то, что дано. Однако очень слабохарактерная, при всей своей любви к дочери, не предпринимает никаких попыток остановить самодурство мужа. |
Любовь Гордеевна | дочь Торцова, красивая, молодая, нежная особа, страстно влюбленная в Митю, но покорная девушка, а потому не может пойти против воли отца. |
Любим Карпыч Торцов | брат Гордея, промотавшийся, пьяница, пропил все наследственные деньги, часть денег потерял из-за обмана Африкана Савича, теперь вынужден побираться, однако по натуре очень добрый и честный человек. |
Африкан Савич Коршунов | фабрикант, англоман, москвич, старый, толстый, губастый, жадный, высокомерный, хитрый, похотливый, обманул Любима на большую сумму, а молодую жену замучил ревностью. |
Митя | приказчик Торцова, молодой, добрый, честный, щедрый юноша, страстно влюбленный в Любовь Гордеевну, заботливо относящийся к её матери и к своей, которой посылает в деревню жалованье. |
Яша Гуслин | племянник Торцова, хороший музыкант, веселый, добрый друг Мити, хочет жениться на Анне Ивановне. |
Гриша Разлюляев | молодой купчик, из семьи богатых и добрых людей, любит веселиться, песни петь да плясать, простой, за что и просит девушек его полюбить. |
Анна Ивановна | молодая вдова, веселая и простая, любит сплетни и всякие шутки с подругами делать, хочет замуж за Гуслина |
Маша и Лиза | подруги Любови Гордеевны, очень приличные и стеснительные девушки. |
Егорушка | мальчик, дальний родственник Торцова, смешлив |
Арина | няня Любови Гордеевны, жалостливая русская женщина, к ней изволит приставать Разлюляев. |
История создания
Свое произведение под названием «Доходное место» писатель А. Н. Островский написал в 1856 году буквально за один месяц. Комедийная пьеса была опубликована в следующем году в журнале «Русская беседа». Несколько лет пьесу категорически запрещали ставить на сцене театра. Однако в 1963 году, «Доходное место» было впервые показано публике в Александрийском театре и с восторгом принята ею.
Сам же писатель признавался, что смог написать свое произведение только благодаря личному опыту. Так, как Островский сам довольное долгое время проработал в судах писарем и знал подробности многих судебных дел.
Актеры в поместье
Зрители комедии Островского «Лес» становятся свидетелями того, как на следующее утро Гурмыжская кокетничает с Булановым. Он пересказывает ему свой сон про своего загадочного племянника. По ее словам, он застрелил себя из пистолета у нее на глазах, когда приехал к ней в имение.
Тут появляется Карп, который сообщает о визите барина. Удивленные Гурмыжская с Булановым уходят встречать гостя. Оказывается, за барина приняли Несчастливцева, который переоделся в приличный костюм. Счастливцева решено объявить его лакеем, потому что тот остался в прежней одежде. Несчастливцев представляется офицером в отставке.
Эта ситуация внимательному зрителю сразу напомнит пьесу Гоголя «Ревизор». Но это только на первый взгляд. Несчастливцева все принимают за племянника Гурмыжской. Гостей селят в беседке.
Популярные сегодня пересказы
- Роковые яйца — краткое содержание повести Булгаков Владимир Ипатьевич Персиков, ученый-зоолог, сделал великое научное открытие — луч жизни. Если его направить на амеб, то они начинают с бешеной скоростью размножаться. Их потомки очень прожорливые
- Собака Пес — краткое содержание книги Пеннака Произведение представляет собой короткий рассказ, повествующий об отношении человека к животным. Главным героем рассказа является собака, оказавшаяся на улице еще щенком и вынужденная выживать в тяжелых условиях, не имея хозяина, дома и нормальной пищи.
- Федина задача — краткое содержание рассказа Носова Вернувшись с катка, Федя Рыбкин никого из родных не застал дома. Это его обрадовало – можно спокойно заняться уроками. Мальчик приготовился к домашней работе: разложил книги, включил телевизор и погрузился в условие задачи.
- Сирень — краткое содержание рассказа Нагибина Лето в этом году было не совсем обычное: в конце мая зацвела сирень. На даче Сатиных прекрасным утром распустились одновременно все сорта сиреневых кустов.
Сваты
Вскоре зрители комедии «Лес» Островского (краткое содержание поможет быстро освежить в памяти события произведения) узнают, что за Аксюшу стремится выйти не только Булавин.
Купец Восмибратов приходит к Гурмыжской, чтобы решить сразу два дела. Во-первых, купить лес, а во-вторых, сосватать за нее своего сына Петра. При этом выясняется, что деньги за лес, который он собирался купить, купец забыл дома.
Гурмыжская на это отвечает, что у ее воспитанницы уже есть жених, который живет вместе с ними. Купец разражается гневом на сына за то, что тот поставил его в такое дурацкое положение. Правда, лес он все же выгодно покупает.
Явление первое
Вышневский в байковом сюртуке и без парика и Вышневская в утреннем наряде. Выходят из половины Вышневской.
Вышневский. Какая неблагодарность! Какая злоба! (Садится.) Пять лет вы за мной замужем, и в пять лет я не могу ничем заслужить вашего расположения. Странно! Может быть, вы недовольны чем-нибудь?
Вышневская. Нисколько.
Вышневский. Я думаю. Не для вас ли я купил и отделал великолепно этот дом? Не для вас ли я выстроил в прошлом году дачу? Чего у вас мало? Я думаю, ни у одной купчихи нет столько бриллиантов, сколько у вас.
Вышневская. Благодарю вас. Впрочем, я ничего от вас не требовала.
Вышневский. Вы не требовали; но я должен был чем-нибудь вознаградить вас за разность в летах. Я думал найти в вас женщину, способную оценить жертвы, которые я вам принес. Я ведь не волшебник, я не могу строить мраморных палат одним жестом. На шелк, на золото, на соболь, на бархат, в который вы окутаны с головы до ног, нужны деньги. Их нужно доставать. А они не всегда легко достаются.
Вышневская. Мне ничего не нужно. Я уж говорила вам не один раз об этом.
Вышневский. Но мне нужно же наконец покорить ваше сердце. Ваша холодность меня сводит с ума. Я страстный человек: из любви к женщине я способен на все! Я купил вам в нынешнем году подмосковную. Знаете ли, что деньги, на которые я ее купил… как бы это вам сказать?.. ну, одним словом, я рискнул более, нежели позволяло благоразумие. Я могу подлежать ответственности.
Вышневская. Ради Бога, не делайте меня участницею ваших поступков, если они не совсем честны. Не оправдывайте их любовью ко мне. Я вас прошу. Для меня это невыносимо. Впрочем, я не верю вам. Пока вы меня не знали, вы жили и поступали точно так же. Я даже перед своей совестью не хочу отвечать за ваше поведение.
Вышневский. Поведение! Поведение! Из любви к вам я готов даже на преступление. Чтобы только купить вашу любовь, я готов заплатить своим бесчестием. (Встает и подходит к Вышневской.)
Вышневская. Аристарх Владимирыч, я притворяться не могу.
Вышневский (берет ее за руку). Притворитесь! Притворитесь!
Вышневская (отвернувшись). Никогда.
Вышневский. Но ведь я вас люблю!.. (Дрожа, опускается на колени.) Я вас люблю!
Вышневская. Аристарх Владимирыч, не унижайтесь! Вам одеваться пора. (Звонит.)
Вышневский поднимается. Входит Антон из кабинета.
Одеваться Аристарху Владимирычу.
Антон. Пожалуйте, готово-с. (Уходит в кабинет.)
Вышневскийидет за ним.
Вышневский (в дверях). Змея! змея! (Уходит.)