Теория глобализации валлерстайна

1.2. концепция мир – системы и. валлерстайна. сравнительная культурология. том 1

Мирово-системный анализ. Введение (2006)

Это его самая актуальная и известная работа. В настоящее время исследователи часто используют его для обоснования своей социологической работы. В общих чертах он объясняет истоки мировой капиталистической системы и влияние, которое она оказала на все области. Кроме того, в нем говорится о его развитии после того, как феодализм стал экономической доктриной.

Для Валлерстайна капитализм был не только процессом, развивавшимся в определенный период истории, но и постоянно повторяющимся событием. Ваша мировая система — это более крупный проект, чем вы можете себе представить, поскольку он охватывает все, что окружает человечество, и растет в соответствии с проявлениями правительства.

Он также подчеркнул, что идея глобализации стара как человек; Но сегодня эта концепция используется в качестве предлога для людей, чтобы принять свое ненадлежащее поведение. Этот термин был создан в 16 веке и обозначал правильный метод совершения сделок.

Валлерстайн также подтвердил, что все, что было прожито, изменится через тридцать или пятьдесят лет, и это преобразование вызовет некоторые препятствия. По его мнению, одним из способов избежать национальной разрухи является отмена республиканской программы.

Содержание

Иммануил Валлерстайн (1930-2019) был американским социологом, профессором, экономистом и философом, который глубоко изучил человечество и заверил, что оно происходит из прошлого, которое формировало людей с точки зрения мыслей, действий и чувств.

В свою очередь Валлерстайн считал, что различные области реальности связаны. Это подразумевало, что общество нужно было воспринимать и изучать как единое целое.

Благодаря своим теориям и многочисленным подходам он получил признание как современный мыслитель. С юных лет он интересовался политикой, экономикой и культурой, поэтому он глубоко проанализировал влияние, которое эти темы производят на сегодняшние сообщества, и модели поведения, связанные с этим.

Кроме того, его фигура была актуальной из-за его антиколониальных гипотез. Валлерстайн посетил Индию и Африку, где он отметил, что развитие этих стран зависит от форм переговоров мировых держав, и выступал против того, чтобы эти страны были порабощены первыми мировыми державами.

В области образования они описывают его как творческого учителя, который не навязывает свое восприятие; Он любил представлять свои гипотезы своим ученикам и обмениваться мнениями со своими учениками. Он считал, что это фундаментальный акт для прогресса материи. С другой стороны, его роль в области экономики также была важна.

Точно так же этот профессор отвечал за продвижение идеалов Карла Маркса и работал над его реформой. В нескольких своих текстах он принимал капитализм как возможную экономическую систему для общества, однако объяснял, что это коммерческое явление было временным.

2.4 Рождение либерализма и три его ипостаси

     Новая
идеология мира-системы родилась
в виде «троицы идеологий»: консерватизма,
либерализма и социализма. В самом общем
виде, главное различие между ними пролегало,
как указывает И. Валлерстайн, в наличии,
соответственно, трёх «типов отношения
к современности и «нормализации изменений»:
«насколько возможного ограничения опасности;
достижения счастья человечества наиболее
разумным образом; или ускорения развития
прогресса за счет жестокой борьбы»
11.

     Либерализм 
сразу же проявил себя как течение 
системообразующее и системоскрепляющее.
В условиях, когда, например, Англия была
«страной двух наций», программа либерализма
заключалась в том, чтобы из государств
создать нации. Чтобы «всех проживающих
в границах государства… сделать… «гражданами»,
отождествляющими себя со своим государством»,
либерализм использовал широчайший набор
средств: четкое юридическое определение
членства в политии, языковое единообразие
на всей территории страны, образовательную
систему, вооружённые силы и расизм объединяющий
расу, которая, как предполагается, является
высшей 12

Подход Андре Гундер Франка

От этого заметно отличается вариант мир-системного анализа, развитый А. Гундер Франком

Франк обращает внимание на то, что утверждения о возможности одновременного существования в мире десятков и сотен «мир-систем» во многом обессмысливают само понятие Мир-Системы. Согласно Франку, речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир

В ходе эволюции Мир-Системы её центр неоднократно перемещался. Вплоть до его перемещения в XIX веке сначала в Европу, а затем в Северную Америку этот центр многие века находился в Китае. В связи с этим наблюдающийся в последнее время подъём Китая Франк интерпретировал как начало возвращения центра Мир-Системы в его «естественное» место после кратковременной европейско-североамериканской «интерлюдии».

Иммануил Валлерстайн

Валлерстайн Иммануил (р. 1930) – американский социолог. Труды: «Африка:
Политика единства (1967), «Современная мир-система» (т.I. «Капиталистическое
сельское хозяйство и истоки европейской мир-экономики в шестнадцатом веке»,
1974; т. II. «Меркантилизм и консолидация европейской мир-экономики, 1600-1750»,
1980; т. III. «Вторая эра великой экспансии капиталистической мир-экономики,
1730-1840», 1989), «Политика мир-экономики. Государства, движения, цивилизации»
(1984), «Окончание мира, каким мы его знали. Социальная наука для XXI века»
(2000) и др. Специалист в области изучения экономик, исторических систем и
цивилизаций. Один из основателей (совместно с А. Франк) мир-системной теории
неомарксистского подхода в изучении мировой политической системы. Основные
положения мир-системной теории: существует единая наука об обществе; единая
социальная наука является еще и исторической наукой; базовой единицей
социального анализа является не общество и государство, а историческая система.
Мир рассматривается как единая социальная система, находящаяся в рамках общего
процесса развития. Развитость одних стран возможна только за счет неразвитости
других и уровень развития каждой страны есть результат процессов развития всей
мир-системы. В результате развития
капитализма страны разделились на три группы:
центр («ядро»), периферию, полупериферию. «Ядро», куда входят страны с более
высоким показателем, доминируют над остальными.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени.
Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. –
Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 9.

Валлерстайн Иммануил Морис (р. 1930). Известный американский социолог,
историк экономики, один из основателей мир-системного подхода, президент
Международной социологической ассоциации (1994–1998). Продолжил традицию К.
Маркса в исследовании капитализма как способа существования экономики и общества
в целом. Мир-системный подход Валлерстайна: в мире существуют социальные
системы, подразделяемые на мини-системы и миры-системы. Первые – небольшие
высокоавтономные единицы с четким внутренним разделением труда, не являются
самодостаточными. Вторые – это более сложные самодостаточные социальные системы,
имеющие границы, структуру, правила легитимации, консолидации, обладают
самодостаточностью. Миры-системы Валлерстайна в свою очередь разделяет на
миры-империи и миры-экономики в соответствии с различными способами
производства. В мирах-империях экономика подчинена политической власти. В
мирах-экономиках экономика освобождается из-под диктата политической власти.
Большинство трудов Валлерстайна посвящено политической мир-экономике,
международным отношениям, глобальным процессам. Составными частями
капиталистической мир-экономики являются ядро со своим гегемоном, полупериферии
и периферии. Россия как полупериферия занимает промежуточное положение между
ядром с современным гегемоном США и развивающимися странами. Основные труды:
“После либерализма”, “Конец знакомого мира”, “Мир-системный анализ: теория и
методология”, “Исторический капитализм”, “Политика мира-экономики: Государства,
движения и цивилизации”.

А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин.
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.

1975–2011. От мира-экономики к геополитике и геокультуре

Почему эти поползновения неизменно терпели фиаско? Ответ Валлерстайна звучит так: главным изобретением капитализма, возникшим еще в эпоху Крестовых походов, был контроль над пространством косвенными, прежде всего экономическими методами. Скажем, венецианцам для господства в Средиземноморье не требовалось больших территориальных приобретений, достаточно было распоряжаться финансами и владеть ключевыми торговыми пунктами. Ту же стратегию взяла на вооружение маленькая Голландская республика, одержавшая победу над Испанией с ее громадной колониальной империей и на некоторое время добившаяся позиции гегемона в капитализме XVII века. Этот конфликт капитализма и территориализма как двух стратегий власти в дальнейшем разрабатывался такими авторами, как уже упомянутые Арриги и Тилли, и сейчас, по большому счету, является общепринятой концепцией.

В последние годы

Он основал и руководил Центр исследования экономики, исторических систем и цивилизаций Фернана Броделя в 1976 году. В 1979 году он поступил в Бингемтонский университет на преподавательскую должность на факультете социологии.

В 1999 году он решил уйти с педагогического факультета и к 2000 году стал главным исследователем Йельского университета. В более поздние годы он продолжил свою карьеру аналитика и писателя; он также сосредоточился на размышлениях о современном обществе и его проблемах.

Он скончался в своем родном городе 31 августа 2019 года, оставив после себя выдающееся наследие и множество теорий, которые демонстрируют его приверженность человечеству, его регрессам и развитию.

Современная мировая система: капиталистическое сельское хозяйство и истоки европейской мир-экономики в 16 веке (1979)

В этой книге автор стремился расширить знания о социальных и экономических моделях за пределами Европы и Соединенных Штатов. Социолог заявил, что этот текст был написан во время его карьеры в Африке, и рассказал, как демократический индивид пытается жить с разочарованием левых.

Эта работа важна, потому что она показывает, как бедность увеличивается каждый день, особенно в африканских регионах, и как так называемые развитые страны представляют собой центр политического и экономического мира.

Он также заверил, что антропологи и социологи вытеснили периферийные реальности. Точно так же он показал, что на протяжении 1950-х годов очень немногие ученые размышляли о невидимых группах.

2.1 Идейно-теоретические основания мир-системного подхода

     Для
понимания сущности мир-системного
подхода И. Валлерстайна необходимо
изучить историю его возникновения.

     На 
наш взгляд, своим возникновением
в 60–70-е гг. XX столетия мир-системное
учение обязано двум обстоятельствам.
Во-первых, как любая масштабная концепция,
это ответ на актуальные мировые тенденции
того времени: глобализацию мировых процессов
и вместе с тем неслыханный до той поры
разрыв в уровне жизни между рядом благополучных
стран Европы и Северной Америки.

     Во-вторых,
это часть идейно-теоретических 
поисков, отразивших парадоксальное состояние 
социальной науки 1960-х гг. Парадокс
заключался в том, что появилось огромное
количество новых инструментов социального
анализа, однако это не вызвало появления
новых масштабных социальных концепций,
которые не только объясняли бы современные
им тенденции, но и были бы прочно фундированы
в историческом, методологическом и, наконец,
мировоззренческом отношениях.

     Мир-системный 
подход стал одной из попыток создания
новой крупной идейно-теоретической 
системы. В конечном итоге, мир-системную
парадигму составили три основных элемента:

1.
История.
Мир-системный подход – беспрецедентная
по степени подробности попытка проанализировать
историю и сущность капитализма от его
истоков до наших дней.

2.
Экономика

Рассматриваемый подход
отличает материалистичность, первостепенное
внимание к экономике. Методологической
базой для анализа экономических процессов
при капитализме послужили переработанные
идеи марксизма

3.
Теории развития сложноорганизованных
структур
(школа циклизма, общая теория
систем и синергетика). Инновационные
общенаучные теории дали мир-системному
учению ультрасовременный понятийный
и познавательный аппарат.

     Мир-системный
подход стал влиятельной социально-экономической,
исторической и политологической моделью
с неожиданно высокой объяснительной
способностью. Множество явлений социальной
жизни его главный классик И. Валлерстайн
объясняет в новом ключе, отличном от ставших
общепринятыми версий событий. В частности,
это касается его концепции либерализма:
кардинально разрывая с большинством
существующих воззрений на историю этого
политического учения, автору удалось
на новой основе провести историко-ретроспективный
анализ либерализма.

О настоящем

Еще одна тема, которую он проанализировал, касалась значения реальности и того, как мы ее воспринимаем. Вопросы вроде: существует ли настоящее? или то, что я вижу, реально? были некоторые из предпосылок этой теории, которую он постепенно развивал.

После расследования он заявил, что есть два мира: один, который мы видим и населяем каждый день в зависимости от того, что происходит; другой, который мы видим через нашу точку зрения, убеждения и мысли. Но последнее строится и деконструируется в соответствии с подходом общества.

Точно так же, когда он был и в Индии, и в Африке, он провел обширные исследования, которые позволили ему понять динамику континентов и противостояния Золотой берег (Гана) и Кот-д’Ивуар.

В этом видео вы можете увидеть интервью с Валлерстайном:

Котировки

«Мое поколение стало политически сознательным во время холодной войны».

«О прошлом можно говорить таким, какое оно есть на самом деле, а не таким, каким оно было. Из-за этого пересказа это социальный акт настоящего, совершаемый человеком настоящего и влияющий на социальную систему настоящего.

«Неопределенность прекрасна, и, конечно, если бы она не была реальной, это была бы моральная смерть».

«А в настоящем мы все — непоправимо продукты нашего прошлого, наших тренировок, нашей личности и социальной роли, а также конструкции веса, с которым мы действуем».

«В этом смысле в кризисе, который мы переживаем, нет ничего нового. Нынешний кризис, о котором все говорят как о невидимом, похож на те, что произошли в другие исторические моменты, такие как Великая депрессия или период между 1893 и 1896 годами ».

«Это последовательная стратегия вмешательства в социальное поле для установления четких политических ориентаций» (определение концепции идеологии Валлерстайном).

«Короче говоря, я начал историзировать социальные движения не только для того, чтобы понять, какие из них были лучшими, но и для того, чтобы понять, почему мужчины совершают такие решительные действия. Кроме того, он искал действенные политические варианты, чтобы обновить настоящее ».

«При капитализме мировая экономика нуждается в государствах, в межгосударственной системе и в периодическом появлении гегемонистской власти; но приоритетом капитализма никогда не может быть его поддержание, меньшее прославление или любая из этих структур ».

биография

Он родился в Нью-Йорке 28 сентября 1930 года. Он принадлежал к семье, члены которой знали о мировых проблемах — информацию, которую он подробно изложил в одном из своих интервью. У него дома всегда были споры о том, что происходило как в его стране, так и за рубежом.

Валлерстайн изучал гуманитарные науки в Колумбийском университете с 1947 по 1951 год. Затем он присоединился к Американскому комитету ветеранов в качестве слушателя

В этом учреждении он прослушал серию лекций, которые привлекли его внимание; Это побудило его задавать себе вопросы и сомневаться в том, что он слышал. Точно так же он начал анализировать поведение людей, которые его окружали

Позже социолог служил в американской армии с 1951 по 1953 год, но вернулся в Колумбию, чтобы защитить кандидатскую диссертацию по маккартизму. В 1954 году он получил высшее образование и через пять лет защитил докторскую диссертацию в том же учреждении.

С этого момента он начал свою карьеру в качестве педагога, хотя в 1971 году он ушел из своей альма-матер и начал преподавать социологию в Университете Макгилла. В 1972 году он был в Африке и был передан ему в качестве президента Ассоциации африканских исследований.

2.3 Геокультура мира-системы

     Очевидным
является тот факт, что все миры-системы,
как и любые другие большие 
социальные группы, должны иметь собственную 
культурную систему. В этом контексте
слово «культура» И. Валлерстайном определяется
как «система ценностей и основных правил,
которые, сознательно и бессознательно,
управляют поощрениями и наказаниями
в обществе и создают систему иллюзий,
которые должны убеждать членов общества
в его легитимности» 9.

     Эту
дефиницию культуры как геокультуры 
напоминает и трактовка И. Валлерстайном 
термина «идеология» как «всеобъемлющей
долгосрочной политической программы,
направленной на мобилизацию большого
числа людей». Либерализм для – это
именно идеология, сознательно созданная
для того, чтобы «мобилизовать» людей,
то есть направить их в русло некоторого
поведения и позиций.

     Ключевым 
свойством либерализма всегда являлось
его стремление институциализировать
стихийный протест масс, эксплуатируемых 
капиталистическим миром-экономикой,
и направить его так, чтобы 
он не нарушал её нормального функционирования,
а по возможности – и способствовал 
ему. Зазывать людей в «ловушку» «реформ
существующих структур», отвлекать их
от того очевидного вывода, что безжалостная
эксплуатация закончится только с породившим
её миром-системой, – такова была задача
либерализма на протяжении всей его жизни
– с 1789 по 1989 гг10.

     Несмотря 
на то, что современный мир-система 
возник в XVI веке, его геокультура 
появилась двумя-тремя веками позже 
– с Великой Французской революцией.
В этот момент происходит ломка старого,
феодального типа сознания и утверждается
новый прогрессистский тип мировоззрения,
быстро распространяющийся в пределах
капиталистического мира-системы. Основой
этого мировоззрения стали восприятие
политических перемен как нормального
состояния общества и суверенитет народов.
Эти принципиальные разломы в эволюции
массового сознания, естественно, таили
в себе потенциальную угрозу существующему
миру-системе, который стал искать адекватные
средства защиты. Решение было найдено
в выработке новой геокультуры – либерализма.

1991–?. Конец знакомого мира

События последних лет показывают, что Валлерстайн был прав. Уровень неравенства в мире постоянно растет, противоречия капитализма обостряются без видимых выходов, а новый претендент на глобальную гегемонию — Китай — уже ввязался в войну с уходящим гегемоном — США. Пока, правда, только торговую, но масштаб локальных конфликтов по всему земному шару не оставляет сомнений в том, что очередная тридцатилетняя война — в самом разгаре.

Для России небольшой текст о Ленине, бесспорно, можно считать политическим завещанием Валлерстайна, сегодня, в условиях безвыходной стагнации экономики, на глазах обретающим злободневность. Вопрос лишь в том, способны ли восторжествовавшие постмодернистская реальность и гиперкапитализм так повернуть нашу историю.

1968–1974. Мировая революция и поиск новой парадигмы

События 1968 года — студенческие волнения во Франции и США, Пражскую весну и другие массовые выступления по всему миру — Валлерстайн всегда интерпретировал как всемирную революцию по аналогии с таким же синхронным всплеском восстаний в Европе в 1848 году. Но если та революция предшествовала триумфу капиталистической системы в глобальных масштабах, то 1968 год, по утверждению Валлерстайна, напротив, стал началом ее конца. Или же, используя терминологию другого известного представителя мир-системного лагеря итальянца Джованни Арриги, это был сигнальный кризис капитализма.

К 1968 году сам Валлерстайн был не только состоявшейся в академических кругах величиной, но и вполне перспективной политической фигурой. Еще в начале 1960-х он приглашался консультантом в администрацию президента Джона Кеннеди, а затем слухмейкеры даже называли его в числе кандидатов на должность госсекретаря США. Но однозначная позиция, которую занял Валлерстайн во время студенческих волнений, выступив против полицейского насилия, фактически закрыла ему вход в истеблишмент США.

Пьесы

На протяжении своей карьеры этот исследователь работал в различных областях гуманитарных наук. Он написал бесчисленное количество статей для журналов и газет, получивших номинацию памятных.

Его работа была актуальной, потому что он не был удовлетворен знанием реальности своей страны, но посетил другие страны, чтобы понять организацию их государственных учреждений. Среди них были: Франция, Италия и Китай. Вот почему большинство инсайдеров говорят, что их работа была сложной и подробной.

Его забота и неиссякаемые идеи о социальном были замечательными, добавляя философский компонент, который сделал его важным современным интеллектуалом. Некоторые из его наиболее выдающихся работ будут упомянуты ниже:

–Сравнительное исследование национальных обществ. (1971).

–Современная мировая система III. Вторая эпоха великого развития капиталистической мир-экономики, 1730-1850 гг.. (1998).

–Утопистика или исторические варианты XXI века. (1998).

–Познай мир, познай мир. Конец тому, что узнали. (2001).

–Современная мир-система IV: победа центристского либерализма, 1789-1914 гг.. (2011).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: