Сумароков комедия опекун краткое содержание
Сумароков переходит к типу так называемой комедии характеров. В каждой пьесе в центре его внимания – один образ, и все остальное нужно либо для оттенения центрального образа, либо для фикции сюжета, по-прежнему малосущественного.
Так, «Опекун» – это пьеса о дворянине-ростовщике, жулике и ханже Чужехвате. Этот же образ – единственный в «Лихоимце» под именем Кащея и он же – в «Приданом обманом» под именем Салидара.
«Ядовитый» – комедия о клеветнике Герострате. «Нарцисс» – комедия о самовлюбленном щеголе; его так и зовут Нарцисс. Кроме указанных центральных образов, а их всех три, – никаких характеров во всех комедиях Сумарокова 1764-1768 годов нет; все остальные действующие лица – это положительные герои, едва оживленные прописи. Наоборот, центральные характеры вырисованы тщательно, особенно тройной образ Чужехвата – Кащея – Салидара.
Смелый воин, добродетельный монарх, Синав, узнав о любви Ильмены и Трувора, не в силах подавить охватившее его чувство ревности. Он забывает о своем долге управлять подданными ради их блага и становится виновником гибели Ильмены и Трувора. Осознав свое невольное «тиранство», Синав хочет покончить жизнь самоубийством, но Гостомысл и воины вырывают меч из его рук. Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью и дерзостью нападал на те социальные явления и социальные силы, которые он расценивал отрицательно.
В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он «враг народа», которого надо свергнуть с престола.
(«Димитрий Самозванец»). Трагедии Сумарокова имели огромное воспитательное значение.
Это можно сказать даже о роли Фатюя, деревенского помещика («Пустая ссора»), наиболее русской и в бытовом отношении полновесной настолько, что в ней можно угадать некоторые черты будущего Митрофана Простакова. Наконец, оживляет ранние комедии Сумарокова их язык, живой, острый, развязный в своей неприкрашенности, весьма мало подвергнутый возвышенной вивисекции французского классицизма. Шесть комедий Сумарокова 1764-1768 годов заметно отличаются от первых трех, хотя многое в них – прежнее; прежним в основном остается метод условного изображения, отсутствия жизни на сцене, даже чаще всего условные имена: Сострата, Ниса, Пасквин, Палемон, Дорант, Леандр, Герострат, Демифон, Менедем, Оронт и др.; лишь в одной комедии появляются Тигровы, отец, мать и дочь их Ольга, три брата Радугины, Ярослав, Святослав и Изяслав («Три брата совместники»). Между тем самое построение пьес изменилось.
Сумароков лишь условно выдерживает даже единства. Время и место действия у него укладываются в норму, но единства действия, особенно в первых пьесах, нет никакого. Нечего и говорить о благородстве тона французской классической комедии; его нет и в помине в грубоватых, полуфарсовых пьесах Сумарокова. В первых комедиях Сумарокова, собственно, нет даже никакого настоящего связующего сюжета. Мы найдем в них, конечно, рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком; но этот рудимент любовной темы не оказывает влияния на ход действия; вернее, действия, собственно, в комедии нет. Комедия представляет собой ряд более или менее механически связанных сцен; одна за другой на театр выходят комические маски; действующие лица, представляющие осмеиваемые пороки, в диалоге, не двигающем действия, показывают публике каждое свой порок.
Когда каталог пороков и комических диалогов исчерпан, пьеса заканчивается. Борьба за руку героини не объединяет даже малой доли тем и диалогов.
Такое построение пьесы близко подходит к построению народных «площадных» игрищ-интермедий или вертепных сатирических сценок и в особенности петрушечной комедии. Характерно, что в противоположность трагедиям Сумарокова в его первых комедиях, несмотря на малый их объем, очень много действующих лиц; так, в «Тресотиниусе», комедии в одном действии, их десять, в «Чудовищах» – одиннадцать.
Если на сцене ранних комедий Сумарокова не происходит единого действия, то нет в них и подлинного быта, жизни. Подобно условной сцене интермедий, сценическая площадка «Тресотиниуса» или «Чудовищей», или «Пустой ссоры» представляет условное отвлеченное место, в котором никто не живет, а только появляются персонажи для демонстрации своих условно изображенных недостатков.
Сумароков комедия опекун краткое содержание
Сумароков сказал свое слово и в жанре комедии. Выставляя в смешном виде человеческие пороки, обличая их, комедия должна тем самым способствовать освобождению от них. Комедия должна быть отделена от трагедии, с одной стороны, и от фарсовых игрищ – с другой. Сумароков обращался тем не менее к практике нар. театра. Они невелики по объему (1-3 действия), написаны прозой, часто отсутствует фабульная основа (еще раз помолимся Санта Николаусу – как хорошо, что его больше не будетJ), свойственен фарсовый комизм, действующие лица – подьячий, судья и др., подмеч. Сумароковым в русс. жизни. Стремясь подражать франц. комедии Мольера, Сумароков далек от комедий западного классицизма (5 действий, в стихах, композиционная строгость, законченность и т. п.). Подражание франц. комедии сказалось в заимствовании имен персонажей: Эраст, Изабелла и др. Написал 12 ком., по идейной значимости и худ.
Они главным образом переводят комедии Мольера и других французских драматургов. Первой оригинальной русской комедией после сумароковских была пьеса М.М. Хераскова, также ученика Сумарокова и воспитанника кадетского корпуса, – «Безбожник»; это маленькая пьеса в стихах, стоящая в стороне от театрального и драматического оживления вокруг Петербургского театра (Херасков с 1755 г. жил в Москве), продолжающая линию даже не столько интермедийной, сколько наставительной школьной драматургии. В начале 1760-х годов были написаны две оригинальные комедии А.А. Волкова «Неудачное упрямство» и «Чадолюбие». Это условные пьесы интриги, не имеющие ничего общего с русской жизнью, да и ни с какой реальной жизнью.
Первые ком. – 1750 г. – «Пустая ссора» и др. В 60-х гг. – «Опекун» и др. В 1772 г. – «Рогоносец по воображению» и др. Ком. служили средством полемики – памфлетный хар-р большинства из них. В отличие от тр. над ком. работал недолго. В первых ком. – каждое действ. лицо показывало публике свой порок, сцены были механически связаны. В небольшой ком. – множество действ. лиц (10-11). Их портретность давала возможность современникам узнать, кто в реальной действительности послужил прообразом. Реальные лица, бытовые подробности, отрицательные явления рус. жизни – придавало ком., несмотря на условность изображения, связь с реальной действительностью. Яркий, выразительный язык, часто окрашенный чертами живого говора – стремление к индивидуалиации речи персонажей. Ранние ком. направлены против врагов на лит. поприще. Образы носили условный хар-р и были далеки от типических обобщений.
Затем – последние три комедии 1772 года – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Сумароков писал свои комедии порывами, хватаясь за этот жанр, в общем не очень близкий ему, как за сильное полемическое или сатирическое оружие, в периоды обострения своего гнева на окружающих его. Он и не работал над своими комедиями долго и тщательно. Это видно и по их тексту, и по их датам, и по собственным его пометкам; так, при тексте «Тресотиниуса» он сделал пометку: «Зачата 12 генваря 1750, окончена генваря 13 1750. С. -Петербург». При тексте «Чудовищей» – пометка: «Сия комедия сочинена в июне месяце 1750 года на Приморском дворе». Первые комедии Сумарокова были еще крепко связаны с теми традициями драматургии, которые существовали до Сумарокова в России и в русском и, может быть, более всего в итальянском театре.
Они обставлены рядом бытовых деталей достаточно реального типа; они связаны со злобой дня не только замыслом, но и отдельными намеками. В то же время сатирические и бытовые черточки, строящие характер Кащея, Чужехвата и др., эмпиричны и не обобщены, не образуют единства типа.
Эти роли сложены из отдельных частиц и не имеют органического характера; они не меняются на протяжении пьесы, не живут на сцене, хотя они обладают немалой силой острой карикатуры. Дело в том, что Сумароков и в этот период чаще всего – памфлетист, каким он был в «Тресотиниусе».
Его комедии имеют персональный адрес; это сатиры «на лицо». Кащей в «Лихоимце» – это свойственник Сумарокова Бутурлин, и ряд деталей быта Кащея обусловлен не логикой его характера, а портретным сходством с Бутурлиным. Видимо, и Салидар, и Чужехват – то же лицо. Герострат в «Ядовитом» – это литературный и личный враг Сумарокова Ф.А. Эмин.
Творчество А.П. Сумарокова как типичный пример классицизма в русской литературе
Творчество А.П. Сумарокова — типичный пример классицизма в русской литературе. Сумароков является представителем так называемой дворянской литературы, т. е. он писал и создавал свои произведения не от лица правительства, а от лица дворянской общественности. Все его творчество проникнуто стремлением показать высокий дворянский идеал человека, и этот идеал выражается у Сумарокова в достоинстве дворянина, который рожден для служения отечеству, чести, культуре и добродетели. Таким образом, Сумароков видел свое призвание в том, чтобы с помощью своего литературного творчества воспитать русское дворянство, и посвятил этому всю жизнь. Можно выделить следующие особенности литературного творчества Сумарокова:
— первые стихотворения, напечатанные в 1739 г., были написаны под воздействием поэзии Тредиаковского;
— поэтическое творчество Ломоносова оказало на Сумарокова серьезное влияние,
— впоследствии наблюдается отход от традиции силлабического стихосложения Тредиаковского и даже полемика совместно с Ломоносовым по вопросу нового стиля в русском стихосложении, и в период 1744-1747 гг. творчество Сумарокова испытывает сильное влияние идеи Ломоносова;
— в конце 1740-х — начале 1750-х гг. наблюдается отход Сумарокова от традиций и идей Ломоносова, его кардинальное расхождение со своим современником и формирование его собственного индивидуального литературного стиля, который выражается в следующем:
* помимо двух величественных жанров государственной тематики — оды и трагедии — выдвигаются и другие, менее величественные жанры, имеющие более бытовой, простой характер, среди этих жанров можно выделить:
! интимно-лирический;
! салонный;
! комический;
*выдвигаются требования рационалистической простоты стиля изложения — одного из принципов классицизма, что было чуждо Ломоносову;
* формируется позиция дворянского идеолога, когда Сумароков берет на себя роль вождя дворянской литературы, что обеспечило окончательное расхождение его позиций со взглядами Ломоносова на литературное творчество.
Литературное творчество Сумарокова как дворянского идеолога имело следующую тематику:
— пропагандирование власти рядового дворянства над неграмотным народом как единственно правильной и верной для развития государства;
— развитие темы крепостного права, где Сумароков указывает на необходимость и государственную обусловленность крепостничества, но отмечает, что необходимо смягчать законы в этой области и уходить от средневекового рабства;
— критика и обличение произвола, царящего на верху государственной власти, в том числе произвола царя и правительства;
— воспевание и воспитание идеала дворянина как будущего для развития российского государства;
— борьба и обличение реакционных политических сил, противостоящих созданию такого типа правления, при котором монарх подчинен законам чести, воплощенным в государственных законах, и поэтому он управляет народом во имя государства и силами дворянства.
Трагедии сумарокова. их политическая и воспитательная направленность
Его подьячий в «Тресотиниусе» (только намеченный образ), в «Чудовищах» ябедник Хабзей и судьи Додон и Финист – включены в общую линию его борьбы с бюрократией; его петиметры, французоманы, светские щеголи, — Дюлиж в «Чудовищах» и Дюлиж в «Пустой ссоре», – включены в линию его борьбы против придворной «знати», против галломании, за русскую культуру, за родной язык. Комедии Сумарокова, даже первые три из них, пересыпаны литературно-полемическими выпадами, намеками на самого Сумарокова и его неприятелей.
Это в особенности относится к «Тресотиниусу», главное действующее лицо которого, давшее название комедии, – памфлет против Тредиаковского, необычайно карикатурный, но недвусмысленный. Это характерно для всей комической манеры Сумарокова данного периода; его комические маски не поднимаются до широкой социальной типологии.
Народные волнения
События в трагедии «Дмитрий Самозванец», краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинают активно развиваться после того, как приходит начальник стражи с тревожным сообщением. Он рассказывает, что на улицах волнуется народ. Некоторые уже в открытую заявляют, что нынешний государь — не сын Ивана Грозного, а самозванец, беглый монах, которого в действительности зовут Григорий Отрепьев.
Главный герой произведения сразу догадывается, кто стоит за мятежом. Это отец Ксении Шуйский. Он немедленно требует привести обоих к нему во дворец.
Шуйский всячески отрицает все обвинения. Он уверяет, что и сам, и весь народ верят в царя и любят его. Самозванец пользуется случаем и требует в доказательство преданности боярина отдать за себя Ксению. Девушка категорически против и с гордостью отказывается от этого предложения. Дмитрий начинает угрожать ей смертью, но даже это не заставляет ее изменить свое мнение. У нее есть жених по имени Георгий, она не в силах его забыть. Шуйский обещает царю повлиять на дочь и заставить ее передумать.
Когда отец и дочь остаются наедине, тот открывается ей, что в действительности собирается скоро свергнуть тирана, но до поры до времени нужно таиться и во всем с ним соглашаться. Шуйский убеждает Ксению притвориться, что она покорилась его воле. И Ксения, и Георгий соглашаются пойти на этот обман во благо Отечеству.
Дмитрий Самозванец в трагедии Сумарокова легко верит этой лжи. Правда, не может сдержаться и тут же начинает издеваться над поверженным соперником. Георгия это возмущает, хоть Ксения его и пытается остановить, он в лицо говорит царю все, что о нем думает, называя тираном, убийцей и самозванцем. Жениха Ксении приказывают заключить в темницу. После этого не может удержать себя в руках и девушка. Тогда самозванец, которого обуревает гнев, грозится казнить обоих молодых людей. Смягчить его удается только вовремя подоспевшему Шуйскому, который снова уверяет, что отныне Ксения больше не будет противиться желаниям царя. Он даже забирает у Дмитрия перстень, чтобы передать его дочери в знак любви монарха.
Боярин к тому же всячески убеждает самозванца, что сам является его верным соратником, самой надежной опорой трона. Под этим предлогом он берет на себя урегулирование вопроса с народными волнениями, которые снова начались после того, как Георгий оказался в заключении. В трагедии Сумарокова Дмитрий Самозванец не возражает против этого, но в то же время приказывает усилить собственную охрану.
Лекция: комедии сумарокова. «опекун», «рогоносец по воображению».
Положительные персонажи комедий Сумарокова лишены жизненности, они часто выступают в комедиях в роли резонеров – таков Валерий в комедии «Опекун». «Рогоносец по воображению» (1772) — в центре внимания писателя – быт провинциальных небогатых помещиков, Викула и Хавроньи. Ограниченность интересов, невежество, недалекость характеризуют их.
Вместе с тем персонажи этой комедии лишены односторонности. Высмеивая дикость, нелепость этих людей, которые говорят только «о севе, о жнитве, о курах», у которых крестьяне по миру ходят, Сумароков показывает и черты, вызывающие к ним сочувствие.
Инфо
Викул и Хавронья трогают своей взаимной привязанностью. Они добры к своей воспитаннице, бедной девушке дворянского рода Флоризе.
Внимание
Нелепость жизни Викула и Хавроньи подчеркивается и завязкой комедии. Викул приревновал свою 60-летнюю к блистательному графу Кассандру, богатому соседу, которому полюбилась Флориза.
Опекун
Комедия построена прежде всего на показе двух персонажей – Викула и Хавроньи; остальные лица традиционны и отвлеченны, хотя в роли бесприданницы Флоризы есть психологический рисунок, весьма своеобразный. Но Викул и в особенности Хавронья – это бытовые фигуры, немаловажные в истории русской комедии.
Правда, в обеих этих ролях, а особенно в роли Хавроньи, заметно влияние «Бригадира» и прежде всего образа бригадирши. Но Сумароков сумел так усвоить уроки своего молодого соперника, что он смог дать затем кое-что и ему для его будущей великой комедии.
В «Рогоносце по воображению» звучат ноты «Недоросля». Прежде всего самый круг изображаемого – это тот же быт бедной и дикой помещичьей провинции; это тот же грубый и красочный язык помещиков нестоличного пошиба. Флориза находится в семье Викула и Хавроньи, как Софья у Простаковых, хотя Флоризу не обижают; вообще, эти две роли соотнесены.
Исторический прототип
Трагедия «Дмитрий Самозванец» рассказывает о судьбе Лжедмитрия I, ставшего первым из четырех самозванцев, объявивших себя выжившими сыновьями Ивана Грозного.
Современные исследователи чаще всего отождествляют Лжедмитрия I с беглым монахом Григорием Отрепьевым из Чудова монастыря. Поддержку и сторонников он нашел в Польше, откуда и вышел с походом на Москву в 1605 году. Согласовав все нюансы с Боярской думой, 20 июня он торжественно въехал в столицу.
18 июля из ссылки прибыла его «мать» Мария Нагая, в монашестве принявшая имя Марфа. На глазах большого количества людей они обнялись и заплакали. Царицу разместили в Вознесенском монастыре, где Дмитрий Самозванец ее регулярно навещал.
Только после этого он прошел обряд коронации, приняв символы власти из рук нового патриарха Игнатия и бояр.
Буквально сразу после восшествия на престол вокруг самозванца стали строить заговоры. Самое известное — противостояние Дмитрия Самозванца и Василия Шуйского. По доносу Шуйский был арестован за то, что распространял слухи, что царь на самом деле является расстригой Отрепьевым и планирует искоренение православия и разрушение церквей. Земский Собор приговорил его к смертной казни, однако сам Дмитрий его помиловал, отправив в ссылку.
В апреле 1606 года в Москву прибыла невеста Дмитрия Самозванца Марина Мнишек вместе с отцом. 8 мая состоялась коронация Марины Мнишек, молодые сыграли свадьбу.
Хорев
Он передает эту речь натуралистически, без кристаллизации ее форм; он считает ее некультурной речью, служащей характеристике его помещиков как варваров; но все же подлинная, реальная речь звучит в его пьесе; она звучала и в прежних его комедиях, но именно «Рогоносец по воображению» и в этом отношении является лучшей его прозаической пьесой. Вот, например, разговор о ревности: «Хавронья – Фу, батька! Как ты бога не боишься? Какие тебе на старости пришли мысли? Как это сказать людям, так они нахохочутся.
Кстати ли ты это вздумал? Викул – Как того не опасаться, что и с другими бывает людьми. Хавронья – Я уже баба не молодая; так чего тебе опасаться! Викул – Да есть пословица, что гром-ат гремит не всегда из небесной тучи, да иногда и из навозной кучи. Хавронья — Типун бы тебе на язык; какая навозная у тебя я куча? Флориза – Что это, сударыня, такое? Викул – Жена, держи это про себя.
Особенности ранних комедий Сумарокова
Творчество А. П. Сумарокова – это образец классицизма в русской литературе. Для писателя слово является не просто инструментом для создания образов. Он непрерывно размышляет и рассуждает о сути слова. по убеждению Сумарокова, каждое слово должно употребляться в одном значении, свойственном ему. И найти это значение означает понять, какое место занимает предмет, обозначаемый этим словом, в мировом порядке.
Сумароков был талантливым литератором, и оказал большое влияние на развитие русской литературы второй половины 18 века.
Современники ставили комедии А. П. Сумарокова ниже его трагедий
Они не составили важного этапа в развитии драматургии, хоть обладали целым рядом достоинства. Сумароков первым России начал писать комедии
Всего он написал двенадцать комедий, которые хронологически можно разделить на три группы:
Писатель создавал комедии порывами и хватался за этот неблизкий ему жанр как за сильное сатирическое или полемическое оружие. Сумароков не работал долго и тщательно над своими комедиями, что видно и по их датам, и по тексту, и по пометкам автора.
Готовые работы на аналогичную тему
Если на сцене первых комедий Сумарокова нет единого действия, в них нет и подлинного быта. Сценическая площадка первых комедий, как условная сцена интермедий, представляет собой условное место, в котором никто не живет, и где только появляются действующие лица для демонстрации недостатков, также изображенных условно. В этих пьесах условно-гротескная манера исполнения. Сумароков любит фарсовый комизм – смешные пикировки персонажей, драки на сцене и т.д.
Состав действующих лиц первых комедий Сумарокова определен во многом составом масок итальянской народной комедии. В ранних комедиях Сумароков кроме традиции итальянской комедии масок использовал и драматургию Гольберга, и мотивы французских пьес, в частности, Мольера.
Понятие классицизма в литературе
Классицизм — это ведущее литературное направление в Европе, просуществовавшее в течение полутора веков и сложившееся во второй половине XVIII в. во Франции. Наиболее известными представителями классицизма в литературе являются драматурги-трагики Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, поэт-классик Буало. Классицизм как литературное направление имеет следующие особенности:
— в качестве центральной темы и идеи выступает культ государственных, гражданских добродетелей, которые подавляют и делают малозначительными все личные стремления человека, ставя на службу государству все его существо;
— является художественным выражением ведущих прогрессивных социально-политических тенденций в развитии общества того времени, связанных с укреплением просвещенного абсолютизма;
— является искусством всеобъемлющей дисциплины и объединенного государства, подчиняющего себе личность;
— воспевает мысль, логику, разум, а не чувства, и именно мысль обеспечивает познание истины и мира;
— стремится к реалистичности, истинности и подлинности в изображении действительности, т. е. мир должен изображаться таким, каков он есть на самом деле;
— изображается не конкретный, единичный человек, а человек вообще;
— отображаются общие черты реальности, а не конкретные бытовые истории из жизни, т. е. проповедует максимальную обобщенность;
— основное правило — разделение литературы на несмешиваемые жанры и каждая тема должна соответствовать своему жанру, а каждое произведение — строиться по тем законам, которые царят в данном жанре, т. е. если для трагедии ведущим принципом является возвышенное страдание и возвышенный стиль изложения, то все элементы произведения должны соответствовать этому принципу;
— ориентируется на античную литературу, которая объявляется идеалом и эталоном;
— отличается точностью, ясностью, простотой изложения и логической законченностью стиля.
Анализ произведения
Исследователи отмечают, что во многих произведениях Сумарокова одним из ключевых мотивов является восстание, которое заканчивается удавшимся или провалившимся государственным переворотом. Особенно ярко эта тема проявляется в произведении «Дмитрий Самозванец». Эта трагедия целиком посвящена попыткам свергнуть тирана и узурпатора.
В центре повествования Лжедмитрий I, злодей и изверг. Он убивает людей не задумываясь, без всякого зазрения совести. Более того, он ненавидит весь русский народ, которым взялся управлять. Он готов выполнить соглашение с поляками и отдать его во владения полякам. В его планах установить в России католичество и верховенство Папы Римского.
Производя анализ «Дмитрия Самозванца» Сумарокова, стоит отметить, что в произведении подробно описывается, как народный гнев поднимается против неугодного правителя. Дмитрий уже в первом действии узнает, что трон под ним шатается. Речь об этом идет в самом начале трагедии. В дальнейшем эта тема только развивается.
В пятом действии, наконец, происходит свержение тирана. Понимая, что обречен на поражение, он кончает жизнь самоубийством на глазах у окружающих. В анализе «Дмитрия Самозванца» стоит подчеркнуть, что сам заговор организуется не спонтанно. У него есть конкретный идейный вдохновитель, которым является боярин Шуйский. Поначалу он всячески притворяется верным слугой Дмитрия, чтобы втереться к нему в доверие. Такую же роль в произведении играет и наперсник правителя Пармен. Сумароков всяческими способами одобряет эту интригу, считая, что в конкретном случае Ради свержения деспота, который готов погубить страну, можно врать, подличать и льстить, считает автор.
Сумароков в своем произведении категорически отказывается от чрезмерной строгости и принципов. Вместо этого он наглядно демонстрирует, какая судьба может ожидать монарха, если он будет действовать не в интересах своего народа.
В конце XVIII века трагедия была воспринята как произведение, которым Сумароков как бы говорит дворянам о том, что власть царя вовсе не абсолютна и безгранична. Он прямо угрожает правителям перспективой свержения в том случае, если они выберут модель поведения тирана, как это сделал Лжедмитрий I. Сумароков говорит о том, что народ сам вправе решать, кто достоин им управлять, а при случае способен свергнуть неугодного монарха. По представлениям писателя, царь — это слуга народа, который обязан править в его интересах, соответствуя законам чести и добродетели.
Эти мысли были весьма смелыми для того времени. К тому же они подкреплялись сентенциями о злых царях, о царской власти в целом, все это произносили герои трагедии Сумарокова.
Свержение самозванца
Лжедмитрий был свержен уже в 1606 году. Ключевую роль в этом сыграли Шуйские. Василий въехал в Кремль с мечом в руке, отдав приказ «идти на злого еретика».
Самого Дмитрия в ту ночь разбудил колокольный звон. Бывший при нем Дмитрий Шуйский сообщил, что в Москве пожар. Лжецарь хотел вернуться к жене, но толпа уже выламывала двери, сметая личную охрану самозванца. Лжедмитрий вырвал алебарду у одного из стражников, попытавшись прогнать толпу. Верный ему Басманов спустился на крыльцо, пытаясь уговорить собравшихся разойтись, но был зарезан.
Когда заговорщики начали ломать дверь, Дмитрий пытался выпрыгнуть в окно и спуститься по лесам. Но оступился и упал, на земле его и подобрали стрельцы. Он был без сознания с вывихнутой ногой и разбитой грудью. Стрельцам он пообещал за спасение, поэтому они не стали его отдавать заговорщикам, а потребовали, чтобы царевна Марфа еще раз подтвердила, что это ее сын. За ней отправили гонца, который вернулся, сообщив, что Марфа ответила, будто сын ее убит в Угличе. В самозванца выстрелили, а затем завершили начатое алебардами и мечами.
Литературная позиция А.П. Сумарокова
Литературная позиция А. П. Сумарокова выражалась в следующем:
— поэт завершил формирование стиля классицизма в русской литературе;
— требования его поэтики:
* простота и естественность поэтического языка;
* трезвость в оценке реальности;
* опора на разум, а не на эмоции;
* отрицание фантастичности и туманно-эмоциональных элементов в поэзии;
* отрицание метафоризма в поэтическом языке, упор на простоту и понятность;
* использование в качестве пропагандирующих и убеждающих литературных средств не патетики и блеска речей, а логики и разума;
— отрицал:
* стиль и поэтику Ломоносова и полемизировал с ним по поводу того, каким должен быть язык поэзии и какой должна быть сама поэзия;
* пропагандируемое Ломоносовым изменение в произведении значения слова в целях создания большей художественной выразительности произведения и понимал слово как научный термин, имеющий точное определение, и внесение в него иного — метафорического смысла ведет к нарушению его грамматического характера;
* необходимость использования иностранных слов в русском языке по любому случаю, признавал только те иностранные слова, которым не было эквивалента в русском языке; боролся за чистоту русского языка.
Ночь измены
Правда, упиваться своей победой ему долго не приходится. От начальника стражи поступает тревожная новость. Народ и дворянство ожесточены. Предстоящая ночь может оказаться решающей. Дмитрий призывает к себе Пармена.
В это время Ксения пытается хоть как-то заступиться за зачинщиков бунта, среди которых ее возлюбленный и отец. Но все напрасно.
Пармен пытается убедить царя, что единственный путь к спасению — это милосердное отношение к подданным и раскаяние. Но нрав царя не приемлет добродетели, на уме у него только злодейства. Поэтому Пармен получает приказ казнить бояр.
Когда приказ о смертном приговоре объявляют Георгию и Шуйскому, они с гордостью заявляют, что готовы принять смерть. Шуйский просит только об одном — проститься перед смертью с дочерью. Дмитрий соглашается на это только потому, что знает, это только усилит их страдания и мучения.
Ксению приводят к жениху и отцу, она трогательно с ними прощается. Девушка, по сути, лишается всех людей, которые составляли счастье в ее жизни. В отчаянии она просит зарубить ее мечом. Напоследок она бросается к Пармену, который уже собирался увести бояр в темницу. Она вопрошает, неужели и он сменил свой жалостливый нрав на злодейство? Тот никак не реагирует на ее мольбы, но втайне посылает мольбы на небо, чтобы исполнилась его заветная мечта о свержении тирана.
Сумароков александр петрович
На сюжет некоторых комедий характеров Сумарокова оказала влияние «мещанская» слезная драма; в ней обычно изображались добродетельные герои, находящиеся в материальной зависимости от «порочных» персонажей. Большую роль в развязке слезных драм играл мотив узнавания, появление неожиданных свидетелей, вмешательство представителей закона.
Наиболее типична для комедий характеров пьеса «Опекун» (1765). Ее герой — Чужехват — разновидность типа скупца. Но в отличие от комических вариантов этого характера сумароковский скупец страшен и отвратителен. Будучи опекуном нескольких сирот, он присваивает их состояние. Некоторых из них — Нису, Пасквина — он держит на положении слуг.
Сострате препятствует выйти замуж за любимого человека. В конце пьесы козни Чужехвата разоблачаются, и он должен предстать перед судом.
Драматургия
Любовная лирика Сумарокова пришлась по вкусу пресыщенной столичной публике. Но настоящую славу ему принесла стихотворная драма «Хорев», которая была поставлена в 1747 году. Далее последовали новые пьесы, которые закрепили успех Сумарокова.
Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи. В 1756 году он стал первым директором Российского театра в Санкт-Петербурге. На этом посту он самоотверженно трудился, заслужив звание «отца русского театра».
Сумароков, биография которого тесно связана с театром, также известен как автор нескольких сотен басен, в которых тонко высмеивал пороки человечества. В 1759 году он стал издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором публиковал свои стихи, притчи и басни.
Развязка трагедии
Развязка в трагедии «Дмитрий Самозванец» наступает уже следующей ночью. Царя будит звон колокола. Он понимает, что народный бунт все-таки начался. Он в ужасе, ему кажется, что против него ополчились не только все люди, но даже небо, спастись никак нельзя.
Дмитрий в панике. Он требует от своей малочисленной стражи победить толпу, которая уже окружила царский дом, начинает строить план бегства. Но даже в эти минуты его страшит не приближающаяся погибель, а то, что он может умереть, не отомстив всем своим врагам. Весь свой гнев он вымещает на Ксении, заявляя, что дочь предателей должна погибнуть за отца и жениха.
Вооруженные заговорщики врываются в как раз в тот момент, когда Дмитрий заносит кинжал над девушкой. И жених, и отец рады бы умереть вместо нее. Дмитрий согласен оставить Ксению в живых только при одном условии — ему должны вернуть корону и власть.
Шуйский на это не может пойти, верность Отечеству для него важнее. Георгий бросается к злодею, понимая, что не сможет успеть. Дмитрий уже готов заколоть Ксению, но в последний момент Пармен проявляет свою истинную сущность. С мечом наперевес он вырывает Ксению из рук самозванца. С проклятиями Дмитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает на глазах у окружающих.