ЮНЕСКО: история, цели и структура организации
Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) была создана 16 ноября 1945 г.
Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 1945 г. и вступил в силу 4 ноября 1946 г. после сдачи на хранение актов о его принятии 20 подписавшими его государствами.
В настоящее время (октябрь 2009 г.) действительными членами ЮНЕСКО являются 193 государства. 6 государств являются ассоциированными членами.
СССР стал 70-м членом Организации в 1954 г.
Организация располагает 67 бюро и подразделениями, расположенными в различных частях мира.
Штаб-квартира находится в Париже, Франция.
Основная цель ЮНЕСКО заключается в том, чтобы содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии.
С целью осуществления своего мандата ЮНЕСКО выполняет пять основных функций:
– проводит перспективные исследования форм образования, науки, культуры и коммуникации, необходимых в завтрашнем мире;– проводит продвижение, передачу и обмен знаниями, опираясь главным образом на научные исследования, подготовку и преподавание;– осуществляет нормативную деятельность: подготовку и принятие международных актов и обязательных к исполнению рекомендаций;– предоставляет услуги экспертов государствам-членам для определения их политики в области развития и разработки проектов в форме технического сотрудничества;– осуществляет обмен специализированной информацией.
Руководящие органы
Генеральная конференция включает представителей всех государств-членов Организации. Генеральная конференция собирается раз в два года, и в ее работе участвуют государства-члены и ассоциированные члены. Для участия в работе Генеральной конференции также приглашаются в качестве наблюдателей государства, не являющиеся членами ЮНЕСКО, межправительственные организации, неправительственные организации и фонды.
Рабочими языками Генеральной конференции являются английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
Каждое государство-член имеет один голос на Генеральной конференции независимо от численности народонаселения и размера его взноса в бюджет. Генеральная конференция определяет направление и общую линию деятельности ЮНЕСКО, принимает программу и бюджет ЮНЕСКО на последующие два года, избирает членов Исполнительного совета раз в четыре года и Генерального директора.
Генеральный директор избирается раз в четыре года (ранее он назначался на шестилетний срок). Генеральный директор руководит Секретариатом.
Генеральный директор ЮНЕСКО – бывший министр иностранных дел Болгарии Ирина Бокова.
Исполнительный совет – главный рабочий орган ЮНЕСКО. Выступая в качестве административного органа, он осуществляет подготовку работы Генеральной конференции и несет ответственность за эффективное осуществление решений Конференции.
Функции и обязанности Исполнительного совета в основном определены в Уставе и Правилах процедуры либо в Директивах, принятых Генеральной конференцией. Дополнением к этим нормативным положениям служат резолюции Генеральной конференции. Раз в два года Генеральная конференция поручает Исполнительному совету выполнение конкретных задач. Другие функции определяются соглашениями между ЮНЕСКО и Организацией Объединенных Наций, специализированными учреждениями и другими межправительственными организациями.
Генеральная конференция избирает 58 членов Совета. Кандидаты избираются, в частности, с учетом разнообразия культур, которые они представляют, и их географического представительства. Исполнительный совет собирается два раза в год.
Председатель Исполнительного совета – посол России при ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова.
Секретариат является исполнительным органом Организации. Под руководством Генерального директора, избираемого на шестилетний срок, сотрудники Секретариата занимаются осуществлением программы, принятой государствами-членами.
ЮНЕСКО присуждает международные премии в областях своей компетенции. Среди них – Премия мира им. Феликса Уфуэ-Буаньи и Премия Л’Ореаль-ЮНЕСКО «Женщины и Наука».
ЮНЕСКО также отмечает международные дни, года и десятилетия, принимает участие в праздновании важнейших для государств-членов памятных дат.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Что такое ЮНЕСКО. История создания
Что означает название
ЮНЕСКО — это аббревиатура, в которой зашифровано название — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. Что означает учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Науки и Культуры.
Цели организации
Эта организация была создана для достижения целей Устава ООН, в числе которых обеспечение справедливости, законности и верховенства права. А также защита основных прав и свобод человека, закрепленных в Уставе ООН.
Кроме того, у ЮНЕСКО есть и собственные цели, направленные на защиту сокровищ мировой культуры. Иначе говоря, ЮНЕСКО пытается сохранить культурное наследие всего человечества.
История создания
Организация была создана 16 ноября 1945 году как подразделение ООН. Устав ЮНЕСКО был принят на Лондонской конференции в ноябре 45 года и вступил в силу 4 ноября 1946 года, после того, как его приняли двадцать государств, изначально входившие в эту организацию.
Источник tass.ru
Сейчас в ЮНЕСКО входят уже 195 государств, несколько стран являются ассоциированными членами. СССР вступил в эту организацию 21 апреля 1954 года, Россия считается преемницей Союза и занимает его место в организации.
В структуру ЮНЕСКО входят 67 бюро и подразделений по всему миру, а штаб-квартира располагается во Франции, в Париже.
Основные направления деятельности организации
Мы уже разобрались, что ЮНЕСКО содействует укреплению мира и сотрудничества разных стран для расширения культурных, научных и образовательных связей. Но все же, в каких именно направлениях ведется деятельность организации? Итак, основные направления деятельности аккумулируются в пяти направлениях:
Образование
Это приоритетное направление деятельности ЮНЕСКО. Сначала оно реализовывалось в буквальном восстановлении школ, разрушенных во время Второй Мировой войны. Позже к этой работе добавилось просвещение людей и защита их прав в области образования. В 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Вопрос доступности не теряет своей актуальности до настоящего времени. Так, в четверти африканских стран только половина детей посещают школу. Но неграмотность касается не только детей. Две трети неграмотного населения Земли среди взрослых составляют женщины.
Для решения этих проблем в 1990 году в ЮНЕСКО была создана программа «Образование для всех», с помощью которой специалисты стремятся повысить уровень образования в малоразвитых странах.
Источник sdg4education2030.org
Организация старается повысить доступность образования при помощи строительства новых школ, а с 1953 года развивает собственную сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО. В этой программе принимают участие как дошкольные учреждение, так и средние школы, а также профессионально-технические учреждения. В процессе обучения ЮНЕСКО выделяет четыре главных принципа:
Культура
Работа организации в этом направлении весьма разнообразна — от сохранения всемирного культурного и природного наследия до защиты различных форм нематериального культурного наследия и устного творчества. Основные принципы организации были сформулированы в 2001 году во Всеобщей декларации о культурном разнообразии.
Особое место в работе ЮНЕСКО занимает сохранение объектов культуры в зоне военных действий. Этот аспект деятельности ЮНЕСКО регламентируется Гаагской конвенцией 1954 года.
Естественные науки
Естественные науки рассматриваются в ЮНЕСКО в контексте взаимодействия с культурой и образованием. Например, в числе программ, которые реализуют в этом направлении, можно назвать программу «Человек и биосфера». В ней представлены работы по междисциплинарным исследованиям, которые должны найти пути оптимального взаимодействия человека и его природного окружения. Например, в этой программе пытаются определить социальные, экологические и экономические последствия от утраты биоразнообразия.
Кроме того, ЮНЕСКО занимается наиболее острыми вопросами, которые встают перед человечеством в этом направлении. Например, вопросами возможного дефицита воды, или проблемами глобального потепления.
Источник jooinn.com
Социальные и гуманитарные науки
Работа в этой области делится на четыре направления:
- Этика. В основном имеется в виду биоэтика, сохранение этики в условиях развития науки и технологий, генной инженерии.
- Права человека. В этом направлении ведется работа по достижению гендерного равенства, поиска возможностей для искоренения бедности, развитие демократии и борьба с различными проявлениями дискриминации.
- Социальные преобразования. Имеются в виду процессы миграции, изучение молодежи и урбанистические исследования.
- Спорт. В этом направлении ведутся работы по усовершенствованию физического образования, а также борьба с допингом.
Связь и информация
Эта область работы ЮНЕСКО посвящена борьбе за доступ к информации. Дело в том, что во многих развивающихся странах у людей отсутствует доступ к информации. Это мешает устойчивому развитию этих стран.
Усилия, которые предпринимаются в этой области, направлены на защиту сотрудников СМИ, которые подвергаются преследованиям, а также на поддержание свободы слова и независимости прессы. Среди программ можно назвать «Информацию для всех», «Память мира», а также программу «Защита цифрового наследия».
Программы ЮНЕСКО по сохранению наследия
ЮНЕСКО реализует несколько программ, посвященных сохранения материального и нематериального наследия. Среди них можно выделить программу «Всемирное наследие», а также программы «Нематериальное культурное наследие» и «Память мира».
Источник ich.unesco.org
Список Всемирного наследия
Эта программу ЮНЕСКО реализует в рамках Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Конвенцию приняли в 1972 году, она вступила в силу в 1975 году.
По сути, это список, в который вносятся уникальные объекты наследия. Эти объекты определяются Комитетом Всемирного наследия на специальных сессиях, которые проводятся ежегодно, начиная с 1977 года.
Основная цель этого списка — сохранение объектов культурного и природного наследия, имеющих особое культурное, историческое или экологическое значение. А также их популяризация.
Сначала существовало два списка — список культурных и список природных объектов. Культурные объекты выбирают по шести критериям, утвержденным в 1978 году. Что касается природных объектов, их начали включать в отдельный в список с 2002 года. Для таких объектов были созданы четыре дополнительных критерия. С 2005 года два списка были объединены в один, и, соответственно, сейчас существует десять критериев, по которым объекты включаются в список Всемирного наследия.
Нематериальное культурное наследие
Эта программа начала работать в 2003 году после принятия Конвенции о защите нематериального культурного наследия. Сюда входят танцы, ритуалы, ремесла, устные традиции и фестивали. Все объекты, включенные в этот список, отличаются связью с природой и историей.
Сессии комитета по Нематериальному культурному наследию проходят раз в два года. Именно на этих заседаниях эксперты определяют — какой объект будет включен в список.
Этот список, также как и список Всемирного наследия, предполагает активную помощь. В данном случае речь идет о финансовой и информационной поддержке.
Также в программе по сохранению нематериального культурного наследия ведется работа по защите исчезающих языков. Согласно исследованиям к концу XXI века от 30 до 50 % существующих языков могут исчезнуть бесследно. ЮНЕСКО прилагает все усилия, чтобы этого не произошло.
Программа «Память мира»
Источник unesco.nl
Эта программа занимается сохранением документального наследия человечества. А именно — документальной коллективной памяти народов мира. С помощью именно этого наследия мы можем изучить эволюцию человеческой мысли, узнать о невероятных научных открытиях и справедливых достижениях человеческого общества.
У программы несколько целей. Среди них:
- Защита документального наследия.
- Предоставление равного доступа всех людей к документальному наследию человечества.
- Просветительская деятельность, в рамках которой распространяется информация о существовании и значении документального наследия.
- Продвижение программы в среде широкой общественности.
Споры
флаг юнеско
ЮНЕСКО иногда оказывалась в центре споров. В -х и 1980 -х годах западные страны , особенно Соединенные Штаты и Великобритания , считали, что коммунистические страны и страны третьего мира использовали его как форум для нападения на Запад . ЮНЕСКО разработала план под названием «Новый международный информационный порядок», чтобы остановить предполагаемую ложь и дезинформацию , распространяемую среди развивающихся стран. Запад отверг это как попытку третьего мира и некоторых коммунистических режимов уничтожить свободу прессы ; Соединенные Штаты вышли из организации в знак протеста в году, а Соединенное Королевство — в году (Соединенное Королевство вновь присоединилось к организации в году, а Соединенные Штаты — в 2003 году ).
31 октября г. Генеральная ассамблея ЮНЕСКО приняла присоединение Палестины , проголосовав за 107 голосов, в том числе за Францию , Китай и Индию , при воздержавшихся 52 других странах, включая Великобританию . Прием Палестины вызвал политические трения с Соединенными Штатами и другими противоборствующими государствами, с прекращением финансирования организации Соединенными Штатами и Израилем . 12 октября 2017 года США объявили о выходе из ЮНЕСКО. Госдеп мотивирует свое решение тем, что в последние годы позиция ЮНЕСКО приобрела «стойкие антиизраильские предрассудки» . 31 декабря 2018 г. США и Израиль официально вышли из ЮНЕСКО .
В феврале 2012 года ЮНЕСКО организовала конференцию по WikiLeaks , не признав в организации Джулиана Ассанжа .
Членство в ЮНЕСКО
ЮНЕСКО — крупнейшая межправительственная организация в системе ООН, объединяющая 195 действительных и 10 ассоциированных членов. СССР присоединился к ней в 1954 году, его правопреемником в 1991 году стала Россия.
В соответствии с уставом, членами организации имеют право быть все государства-члены ООН. Государства, не входящие в ООН, могут быть приняты в ЮНЕСКО по рекомендации исполнительного совета на сессии генеральной конференции большинством в две трети голосов.
31 октября 2011 года полноправным 195-м членом ЮНЕСКО стала Палестина. 107 стран проголосовали «за», в том числе РФ, Франция, Бразилия, Индия, КНР, ЮАР, Норвегия. Среди 14 государств, проголосовавших «против», были Австралия, ФРГ, Израиль, Швеция, США. 52 страны воздержались.
Статус ассоциированного члена может получить территория, не обладающая независимостью, по просьбе государства, ответственного за ее внешнюю политику. Этот статус присваивается также на сессии генеральной конференции на тех же условиях.
В истории ЮНЕСКО были случаи, когда государства выходили из ее состава. В частности, в 1957 году организацию покинула ЮАР, где проводилась политика апартеида, расценив некоторые публикации ЮНЕСКО как «равносильные вмешательству во внутренние дела государства в области расовой политики».
После прихода к власти Нельсона Манделы в 1994 году страна вернулась в ряды ЮНЕСКО. В 1985 году из объединения вышли Великобритания (в знак протеста против «нерационального использования бюджетных средств и политизации деятельности») и США (по решению президента Рональда Рейгана, который обвинил ЮНЕСКО в антиамериканизме и расточительстве). Обе страны вновь стали членами организации в 1997 году и 2003 году соответственно.
Образование, наука, информация
Наиболее значимой программой ЮНЕСКО в сфере образования и науки является «Человек и биосфера», реализуемая с 1974 года. Эта межправительственная программа направлена на координацию фундаментальных исследований проблем устойчивого развития, сохранения биологического разнообразия и совершенствования отношений между человеком и окружающей средой.
В ее рамках в 1976 году была создана Всемирная сеть биосферных заповедников, в настоящее время объединяющая свыше 630 объектов из 119 стран. В числе других известных научных проектов программа по созданию в разных странах сетей кафедр ЮНЕСКО (с 1992 года) и «Образование для всех» (с 2000 года).
В 1980 году была учреждена Международная программа развития коммуникаций. Ее основная цель — содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в создании собственных средств массовой информации.