Что такое житейская психология
Понятие “житейская психология” часто ставится в один ряд с мудростью и богатым опытом. Когда человек говорит о том, что он сам себе психолог, то он опирается на умозаключения и факты, полученные в результате собственных действий, а также на опыт, накопленный другими людьми на протяжении многих поколений. Этот опыт передается через:
- традиции;
- верования;
- изречения, пословицы, поговорки;
- притчи.
Знания о жизни, о тех сложностях и победах, с которыми пришлось столкнуться другим людям, позволяет понять, как в большинстве случаев действовали и какие результаты они получали. Такое понимание может быть очень практичным в некоторых ситуациях.
При этом житейская психология дает иллюзию, что опираясь на накопленный другими опыт, можно правильно выстроить стратегию собственной жизни. На самом деле, чужой житейский опыт не всегда применим к конкретной ситуации. Приемы, которые эффективны для одного человека, могут не подойти другому.
Знания житейской психологии помогает общаться с родными, друзьями, посторонними людьми в обыденной жизни. Но, если человек не знаком с закономерностями функционирования психики, то он может испытывать дискомфорт и сталкиваться со сложными ситуациями в коммуникации.
В житейской психологии все выводы строятся на основе размышлений о конкретной ситуации. Обычно эти выводы очень поверхностные, поскольку кажется, что причина происходящего очень проста. Так, в “мудрых” пословицах утверждается, что:
- сор из избы не выносят;
- не зная броду — не лезут в воду;
- молчание — золото;
- скромность — украшение.
Критическое рассмотрение справедливости этих утверждений показывает, что для сегодняшней жизни они не актуальны. Подобные установки были сформированы еще в древние времена под влиянием ярких психических проявлений. На них повлияли:
- эмоциональные состояния — аффекты, страх, фрустрация, тревога;
- личностные характеристики — высокая или низкая степень стрессоустойчивости, трудолюбие, сопосбнсоть опираться на собственные силы, првдивость или лживость, эгоцентризм или альтруизм.
В житейской психологии нет системности, поскольку в ней отражаются и объясняются только отдельные грани жизни людей. Это объясняется тем, что формирование взглядов на жизнь происходило в условиях отсутствия адекватных методов изучения действительности.
Житейская психология может соответствовать узким запросам определенного сообщества, привязанного к месту или связанного родственными узами. Выработанная на основе личного опыта, она всегда практична и дает ответ на вопрос о том, как поступить в той или иной ситуации. Но для универсального применения большим количеством людей жизненная психология неэффективна.
Сходства и различия между житейской и научной психологией
Общие черты житейской и научной психологии проявляются в том, что они способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений. Итог их интеграции — практическая психология.
Объединение научной и житейской психологии проявляется в следующих аспектах:
- В исследовании воздействия коллектива на отдельную личность и наоборот — человека на группу людей (психология управления и лидерства).
- В установлении специфики взаимовлияния и взаимодействия двух людей или двух коллективов между собой.
- В изучение особенностей личности человека, его поведения (психология личности).
Практическая психология берет начало с наблюдения психологических явлений в жизни, что находит продолжение в научных исследованиях. Житейская и научная психология взаимно дополняют друг друга: первая базируется на индивидуальном опыте человека, вторая вмещает в себя суммарный опыт всего общества.
Изучить психологические особенности больших социальных групп невозможно без познаний о психике отдельного человека, а теоретические знания подтверждаются практикой. При оказании психологической помощи одинаково используется как житейский опыт, так и научные данные.
Единого списка различий между научной и житейской психологией нет. Но их сравнение позволяет выявить следующие критерии расхождения:
- Научная психология исследует психические процессы, житейская — отдельных людей или обстоятельства.
- Изучая определенного человека или конкретную ситуацию, житейская психология часто основывается на стереотипах, настроении, моде, страхах, а также на суевериях. Научная психология систематизирует, обрабатывает полученную информацию, делает соответствующие выводы. Культурный уровень еe базы знаний значительно выше.
- Житейские знания отличаются интуитивным характером, пополняются путем практических действий. Научные знания характеризуются разумностью, осмысленностью, продуманностью.
- Научная психология в процессе исследования использует большой арсенал инструментов: эксперимент, взятое под контроль профессиональное наблюдение, диагностика, опросы и т. д. Житейская психология использует только стихийные самонаблюдение и наблюдение.
- Информация из области житейской психологии, ее основы передаются устно, часто от поколения к поколению, а также с помощью фольклорных источников, сведения научной — распространяются через учебники, труды учeных, профессиональное образование.
- Житейская психология не разъясняет механизм психологического явления, научная же объясняет внутренние процессы организма, задействованные в конкретном случае.
- Научная психология использует обширный понятийный аппарат, в то время как житейская оперирует простым общедоступным языком.
- Знания житейской психологии проходят испытание через личный опыт, научные данные обосновываются через организованное наблюдение, подтверждаются проведением эксперимента.
- Научная психология имеет перспективу для развития, особенно в направлении разработки узких отраслей, что не характерно для житейской.
Что такое научная и житейская психология
Определение
Житейская психология — это убеждения, представления, сведения о психике, понимание ее сути и принципов работы, приобретенные в повседневной жизни и объединяющие жизненный опыт конкретной личности, а также других людей.
- ежедневная коммуникация и взаимодействие;
- совместная деятельность;
- люди, которые встретились в жизни.
Для житейской психологии характерны следующие признаки:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Конкретность — привязка к конкретным людям, жизненным обстоятельствам, проблемам жизнедеятельности.
- Интуитивность — неполное понимание источника собственных знаний, особенностей их функционирования.
- Ограниченность знаний — размытые представления о свойствах конкретных психологических явлений, сфере их действия.
- Опора на наблюдения и размышления — запас знаний не подвержен научному анализу.
- Ограниченность в материалах — человек не сопоставляет собственные психологические знания и выводы с подобной информацией, которой обладают другие люди.
Психологический опыт приобретается не только через взаимодействие с социальным окружением, но и через литературу, творчество, которые отображают внутренний мир других людей. Житейская психология — результат восприятия личного опыта человека, но это не означает, что он подойдет другим людям. Главный прием познания в житейской психологии — метод проб и ошибок.
Каждый человек в жизни сталкивается с психологическими явлениями: потребностью поиска общего языка с людьми, воспитания детей, необходимостью понимать собственные стремления и направлять их в надлежащее русло и т. д. Некоторые люди считают, что им удается решать житейские задачи психологического характера. Житейская психология играет важную роль в повседневной жизни человека, и даже профессиональные психологи используют ее опыт в работе. Но житейская и научная психология все же разделяются и представляют собой различные отрасли знаний.
Определение
Научная психология — это доказанные психологические знания, собранные в ходе теоретического и экспериментального исследования психики.
- научные труды и статьи;
- экспериментальные исследования;
- преподаватели и наставники, которые делятся теоретическим опытом.
Главные характеристики:
- Обобщенность — вывод о психологических феноменах и понятиях опирается на особенности их проявления у многих людей, при разных обстоятельствах, по отношению к различным проявлениям деятельности человека.
- Рационализм — научные сведения предельно изучены и доказаны.
- Неограниченность — знания доступны людям.
- Опора на эксперимент — психологические явления изучаются в разных условиях.
- Слабая ограниченность в материалах — научные познания основываются на результатах множественных экспериментов, проведенных в специальных условиях.
Примечание
В основе научной психологии лежит житейская: обратив внимание на явление, которое встречается в жизни, ученые поддают его всестороннему анализу. Научные сведения используются в жизни для решения проблемных вопросов
Таким образом, соотношение научной и житейской психологии не прямо противоположное. Они имеют множество точек соприкосновения.
↑ Художественное познание
Художественное познание — это приобретение новых знаний через художественные образы и символы, знаки.
Чаще всего такое познание осуществляется в искусстве. Любое художественное произведение творит свою неповторимую реальность, свой уникальный мир, зачастую абсолютно несхожий с действительностью. Здесь действуют свои законы, созданные воображением люди и необычные существа. Все это представлено в художественных образах, которые нельзя рассматривать с точки зрения рационализма. Через искусство находят свое выражение такие процессы и явления, которые невозможно объяснить другими способами. Так, работая над картиной или рассматривая её, человек познаёт смыслы, эмоции, заложенные в ней.
В осмыслении какого-либо произведения мировоззрение автора встречается с духовным миром другого человека, в результате чего может появиться новый смысл данного творения. Так, например, рассматривая картины абстракционистов, каждый воспримет их по- своему, увидит что-то свое, объяснит их с точки зрения личного жизненного опыта и своих взглядов. Знакомство с любым произведением искусства, безусловно, дает человеку новое знание и влияет на формирование его внутренней сущности и развитие творческого потенциала.
В основе художественного познания находятся моральные, нравственные и духовные ценности. Художественное познание и удовлетворяет эстетические потребности человека, и позволяет исследовать мир в соответствии с законами красоты.
Житейская и научная психология: кратко связь и различия
Еще раз обобщим все вышесказанное в виде таблицы. Итак, вот чем житейская психология отличается от научной:
Критерий | Любительская | Академическая |
Абстрактность/точность знаний | Всегда конкретные, связаны с определенными ситуациями, людьми. | Выражаются в законах, понятиях и определениях, заметно стремление к обобщению. |
Характер знаний | Основаны на интуиции, пробах, ошибках. | Всегда научно оправданы, подтверждены экспериментально, рациональные и осознанные знания. |
Систематизация, накопление, передача информации | Знания умирают вместе с человеком, живут в народном творчестве. | Передаются из поколения в поколение через книги, записи, видео материалы, университеты и прочее. |
Как поступает информация | Через личные наблюдения, размышления. | В ходе наблюдений, размышлений, экспериментов. |
Объем информации, точность понятий | Знания ограничены, понятия размыты и многозначны. | Материал объемный, понятия точно определены. |
Типы имеют кое-что общее, но вместе с этим у них немало отличий. Любительский тип – это опыт человека или целого общества. Научный тип – это дисциплина, наука как она есть.
Актуальны две проблемы сравнения житейской и научной психологии. Во-первых, нередко наблюдается подмена понятий, люди пытаются выдавать свои наблюдения за научные законы и учить других жизни (блогеры, инстаграмщики, графоманы и т.д.). Во-вторых, профессиональные психологи теряют огромную часть тем для изучения. Научное рассмотрение ограничивает возможности изучения предметов и явлений, понятия создают жесткие рамки, за которые нельзя выходить.
-
В чем специфика взаимоотношений лейбористской партии и профсоюзов кратко
-
Кто такие разночинцы в истории 9 класс кратко
-
Проект для детей 3 4 лет в детском саду по здоровому образу жизни
-
Что такое рефери кратко
- Был ли он самодержцем в годы реформ и победоносных войн кратко
Религиозное знание
Суть религиозного знания заключается в его связи с верой в сверхъестественное и эмоционально-образное отображение реальности. Базируется религиозное знание на вере, а доказательства и обоснования ему чужды.
Религия не предлагает человеку заниматься разного рода размышлениями и поиском истины, она рекомендует просто верить, сопереживать и переживать. Религиозное знание не носит критического характера, а является скорее сводом неких правил, идеалов и абсолютных ценностей. Выводы, которые получают в ходе религиозного размышления, собираются в конкретные наглядно-чувственные образы.
Стоит заметить, что, несмотря на то, что религия склонна к обращению в эмоционально-чувственную сторону человеческой природы, она имеет умопостигаемый характер. Тем самым, отвечая на вечным вопросы, предоставляет человеку свой вариант картины мира.
↑ Научное познание
Научное познание — это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.
Особенности научного познания:
- опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность;
- осуществляется профессионально подготовленными людьми;
- опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.
- в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;
- универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Как развить житейское знание?
Житейское знание — это нечто, что можно постоянно развивать и усовершенствовать. Чем больше опыта и знаний человек имеет в различных сферах жизни, тем легче ему справляться с повседневными задачами и выстраивать успешные взаимоотношения.
Вот несколько способов, которые помогут вам развивать житейское знание:
- Читайте. Чтение — один из самых эффективных способов получения новой информации. Выбирайте книги, статьи, блоги и другие материалы, которые расширят ваш кругозор и помогут развить практические навыки.
- Ведите дневник. Записывайте свои мысли, наблюдения и прочие полезные заметки. Это поможет вам осознать собственный опыт и извлечь уроки из каждого события.
- Общайтесь с разными людьми. Узнавайте профессиональные секреты у опытных специалистов, обсуждайте проблемы с друзьями или коллегами. Будьте открытыми для новых идей и взглядов.
- Путешествуйте. Посещайте новые места, погружайтесь в разные культуры. Столкновение с необычными ситуациями и общение с незнакомыми людьми помогут вам развить адаптационные и коммуникативные навыки.
- Участвуйте в разных проектах. Волонтёрство, обучение новым навыкам, участие в проектах помогут вам разносторонне развиться и получить новый житейский опыт.
Учтите, что развитие житейского знания — это постоянный процесс, требующий времени и усилий. Не бойтесь экспериментировать, задавать вопросы и стремиться к новым знаниям — на этом пути вы обязательно достигнете успеха!
Виды познания
В обществознании принято выделять два вида познания в зависимости от способа получения информации об окружающем мире.
Чувственное познание
В основе данного вида лежит изучение действительности посредством органов чувств: вкуса, обоняния, зрения, осязания. Оно является первой разновидностью исследования, которой пользуется человек. Выделяются его следующие формы:
- ощущение — возникновение представлений об изучаемом предмете исходя из его внешнего вида, запаха, вкуса (например, клубника ароматная);
- восприятие — это форма познания, при которой у человека складывается целостный образ исследуемого явления или предмета на основе всех имеющихся характеристик (клубника ароматная, сладкая, красная);
-
представление — ступень чувственного познания, которую характеризует способность воссоздать в памяти предмет или явление на основе полученных ранее сведений (так, человек, который несколько раз пробовал клубнику, может вспомнить её вкус и запах).
Рис. 2. Спелая клубника.
Чувственное познание имеет свои плюсы и минусы. Положительной стороной является его способность осуществлять связь лица и окружающего мира. Однако сведения, полученные только при помощи данного вида исследования, могут быть неполными, недостоверными.
Рациональное познание
В основе этого вида познания лежит получение знаний при помощи разума. Оно имеет следующие формы:
- Понятие — это сведения об изучаемом предмете или явлении, в основе которых лежат категории общие и конкретные (например, растение — общий признак, клубника — конкретный).
- Суждение — это форма рационального познания, при которой сведения об исследуемом предмете облекаются в конкретную мысль (клубника — ароматная сладкая ягода красного цвета).
- Умозаключение — это вывод, сложившийся в сознании лица об исследуемом предмете («Я люблю клубнику, потому что она вкусная и сладкая»).
Рис. 3. Таблица: «Виды познания».
Существуют разные виды человеческих знаний. Житейское знание формируется в процессе жизни, основывается на опыте. Научное является результатом исследования познавательной литературы. Практическое появляется, когда человек своими руками преобразовывает действительность. В основе художественного лежат образы. Все виды знаний взаимосвязаны, помогают людям составить целостную картину о мире.
Что мы узнали?
Познание — это процесс получения сведений об окружающем мире. Оно может быть чувственным (в основе лежит информация, полученная при помощи органов чувств) и рациональным (сведения, приобретённые при помощи разума).
-
/10
Вопрос 1 из 10
Научная психология
Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной психологии на передний план выходят:
- общие закономерности;
- факты, подтвержденные эмпирическим путем;
- разработка методов исследования;
- анализ результатов.
Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все познания и методы, применяемые в работе психолога:
- четко структурированы;
- рациональны;
- основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.
Задача психолога в работе с клиентом или группой людей — придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.
Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.
Роль в жизни человека, примеры из жизни
Познание основ житейской психологии — важный процесс для каждого человека, так как позволяет эффективно отвечать на вызовы повседневной жизни. При помощи житейских знаний люди анализируют события, произошедшие с ними, осмысляют собственное поведение, налаживают межличностные отношения, интегрируются в общество, решают конфликтные ситуации.
Практическая психология соединяет в себе и житейскую, и научную основы. Ее первоочерeдная задача — не исследование, а оказание психологической помощи людям. Практические психологи ищут способы и вырабатывают методы психологической поддержки человека в сложный для него жизненный период, помогают преодолеть семейные и профессиональные трудности. В поле их зрения — конкретные случаи, а в работе они используют такие методы:
- психодиагностика;
- психотерапия;
- психокоррекция;
- консультирование.
Примечание
Со временем специалисты накапливают профессиональный опыт, имеющий прикладную ценность (хотя он не гарантирует достаточную доказательную базу для психологических гипотез). Практические психологи разъясняют теоретическую информацию доступным языком, тем самым способствуя ее широкому проникновению в массы.
Житейская психология — основа для становления научной. Академические понятия и идеи влияют на общее понимание людьми особенностей собственной психической жизни. Научные термины («стресс», «шок», «депрессия») часто попадают в разговорную речь. При этом их смысл видоизменяется, но они помогают людям выражать мысли, чувства, обмениваться информацией. Научный психолог должен одновременно быть и житейским специалистом.
В то же время психологические знания чрезвычайно важны для оптимального функционирования и развития разных отраслей человеческой деятельности, например:
Промышленность и социальная сфера. Перед психологической наукой стоит задача разработки научных основ управления поведением человека и учета человеческого фактора на производстве и в социальной сфере. Например, проблемами оптимизации деятельности людей в условиях промышленности и транспорта, то есть научной организацией производства занимаются инженерная психология и психология труда
Для современной промышленности важно подбирать таких людей, которые способны работать в тех или иных условиях труда, а также создать условия для поддержания высокого уровня внимания человека, его наименьшего изнурения. Таким образом, повышается эффективность производства, уменьшается риск аварийных ситуаций.
Образование
Не менее важны психологические разработки для образовательной сферы, которая нуждается в целесообразной организации методов обучения и воспитания. Педагогическая психология разрабатывает научную базу образовательных программ, учебных и воспитательных методик, учитывая при этом возрастные особенности детей. Изучение психологических качеств учащихся, которые мешают им эффективно усваивать знания, выявление причин неуспеваемости — тоже сфера интересов психологической науки.
Медицина. Научная психология имеет значительное влияние на здравоохранение. Успешность лечения напрямую зависит от отношения больного к болезни, его настроя на положительный результат. Психологическое исследование особенностей личности позволяет совершенствовать практику психотерапии, психогигиены, психопрофилактики. Психология помогает решать задачи таких медицинских отраслей, как психиатрия и неврология. Например, в психиатрии применят методы экспериментальной патопсихологии, что способствует проведению более точной диагностики психических заболеваний. Во второй половине ХХ века сформировалась новая отрасль психологической науки — нейропсихология, которая изучает мозговые механизмы психических процессов и позволяет увидеть, какие психические процессы нарушаются при поражении тех или иных участков мозга. Также научная психология разрабатывает принципы и методику восстановления возможностей организма при мозговых поражениях.
Судебная психология. Следователи, судьи обязаны ориентироваться в особенностях функционирования психики людей, понимать их мотивы, свойства мышления, манеру поведения. Созданы научные подходы к анализу показаний свидетелей, диагностированию причастности к преступной деятельности.
Критерии научного и ненаучного знания в психологии
Итак, процесс обыденного познания запускается автоматически, он не зависит от человека. Научное же познание доступно только тому, кто стремится к получению новой информации. Это способность отражать действительность и передаваться через поколение.
Изучив научное знание, как процесс, психологи выделили следующие его критерии, свойства:
Системность
Научные данные структурированы, они представляют собой определенный набор сведений. Хаос в науке не приемлем.
Системность научной информации подразумевает наличие единства, отсутствие возможности изъятия каких-либо отдельных элементов без веского на то основания и без риска разрушения всей системы.
Научные сведения обязательно базируются на аксиомах и исходных принципах, разрушение которых ведет к полному уничтожению целой теории и превращению полученных с ее помощью знаний в ничто.
Научное познание включает в себя эксперименты, факты, создание выводов и рекомендаций по тому или иному вопросу.
Важно понимать, какие критерии отличают научное познание
Создание понятного механизма получения новых знаний
Научное знание невозможно представить без деятельности, связанной с его получением. Для этого вида знаний характерно наличие хорошо отработанной, не раз опробованной в действии методики осуществления практических и теоретических исследований.
Существует порядок, только соблюдая который можно получить научные знания. Отсутствие такого порядка приводит к хаосу и ставит под сомнение всю информацию, добытую ранее.
Важны также и люди, специализирующиеся по конкретному вопросу, не просто изучившие тему поверхностно, а погрузившиеся в нее глубоко, посвятившее ей большую часть жизни, способные видеть разницу между научным и обыденным, писать научные труды, исследования, графики, таблицы.
Создание механизма получения новых знаний не обходится и без специальных средств, материалов, технологий, помогающих не только получать, но и фиксировать информацию, передавать ее другим людям.
Знание теоретично
И это является определяющей целью научного познания. Ученые работают не только над достижением определенных практических задач, но и над разработкой различных теорий.
Практика без теории в науке неприемлема. Если такое происходит, значит, речь идет не о научном познании.
Знание получается только посредством использования рациональных методов и теорий. Под рациональным мышлением понимается признание наличия общих, доступных всем причинных связей, а также формальных доказательств, как основных средств обоснования знания.
Многие знания получены путем эксперимента
Эксперимент
Со временем любая теория подвергается проверке на достоверность характеристик и функций.
Именно наличие экспериментальных методов исследования связывает науку с практикой. Благодаря этому создан современный мир, ориентированный в основном на преображение действительности в угоду интересам человека.
Как появляются обыденные знания?
Используя приведенные критерии, можно легко отличить научное знание от ненаучного.
Так, для ненаучного знания характерны — отсутствие критики, системности, рациональных методов мышления.
При этом эксперимент присутствует, поскольку обыденное знание чаще всего достигается именно за счет этого.
Например, ребенку можно сотню раз рассказать о том, что огонь жжется, он опасен, со спичками играть не стоит и к плите подходить тоже. Но из-за отсутствия каких-либо знаний о физике, химии и вообще о мире, он просто не усвоит все переданные ему знания и скорее всего, будет изучать мир ненаучным методом — посредством практического эксперимента (что-то подожжет, дотронется до горящей головни, попытается подержать руку над горелкой).
После проведения такого эксперимента научные знания все еще могут не закрепиться в голове малыша, но он уже получит знания обыденные, что намного для него практичнее и лучше.
Наблюдение за миром