Вариативность как педагогическая проблема
Вариативность в образовании изучалась различными учеными (В. Я. Гальперин, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов, В. В. Кузнецов и др. Аверкин, А.Г. Асмолов, В.Г. Кинелев, О.А. Куревина, Л.И. Кулагина, В.В. Пикап, А.М. Цирульников и другие), которые рассматривали его как процесс, направленный, с одной стороны, на значительное расширение возможностей разноуровневого содержания, подходов, методов, идей в обучении, а с другой — на расширение возможностей выбора личного пути в жизни и саморазвития.
По мнению А.Г. Асмолова, «вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение компетентностного выбора человеком своего жизненного пути и личностного саморазвития. Цель вариативного образования — сформировать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками такую картину мира, которая обеспечивала бы человеку ориентацию в различных типах жизненных ситуаций, в том числе в ситуациях неопределенности». А.Г. Асмолов определил следующие стратегические ориентиры вариативного образования.
- От отдельных альтернативных педагогических школ к системе вариативных инновационных технологий в рамках культурно-исторической педагогики развития;
- от монополии государственного образования к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования
- от «ненациональных» унитарных школ к этнической дифференциации образования в системе общего образования в России;
- от субъектоцентризма к образовательным доменам при построении учебных программ для образовательных учреждений
- от «чистых» линий развития типов учебных заведений к «смешанным» линиям развития типов учебных заведений
- От монопольных учебников к вариативным учебникам;
- от монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным средствам и информационным технологиям. В.Н. Аверкин и А.М. Цирульников рассматривают вариативность образования как способность образовательной системы предлагать учащимся разнообразные варианты и уровни содержания образовательных программ, способы организации обучения, виды профилизации и т.д. Проведенный ими анализ позволил связать вариативность с такими принципами образования, как демократизация, популяризация, гуманизация и преемственность. Демократизация предполагает изменчивость отношений в сфере образования между личностью, обществом и государством; национальность достигается через разнообразие национальной школы и ее связей в национальном и мировом образовательном пространстве; гуманизация может быть достигнута через разнообразие профессиональных педагогических взглядов и подходов к личности ребенка; непрерывность предполагает изменчивость последовательных этапов образования и их управление с разрывом во времени, возможность не только продолжать, но и изменять
Виды вариативных программ образования
Вариативные образовательные программы могут быть двух видов:
Вид 1. Основная вариативная программа – содержание основано на комплексности требований к программам. Включает в себя следующие направления личности детей:
- физическое развитие;
- социально-личностное развитие;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- формирование разностороннего развития способностей ребенка (умственное, коммуникативное, регуляторное и т.д.);
- становление разнообразных специфических видов деятельности (игровая, предметная, театрализованная, музыкальная и т.д.).
Таким образом, основная вариативная образовательная программа включает в себя весь спектр общеразвивающих и при необходимости коррекционных задач воспитания и обучения детей, а также разнообразные содержательные аспекты образовательной деятельности учебного заведения, в рамках реализуемых им основных образовательных услуг.
Особое место среди основных вариативных программ образования, занимают программы, имеющие коррекционную направленность. Коррекционная направленность программы определяется видом отклонения или нарушения, которое необходимо подвергнуть организованному коррекционному воздействию.
Коррекционная вариативная образовательная программа предполагает разработку необходимого комплекса изменений, которые следует внести в организацию жизни детей. Корректировке подвергается режим дня, предметно-развивающая среда и т.д.
Дополнительные образовательные услуги – это услуги, представленные в дополнительных образовательных программах, выходящие за рамки основной программы образовательного учреждения и его Устава.
Дополнительные услуги могут предоставляться как на бесплатной, так и на платной основе. Реализация дополнительной вариативной программы осуществляется исключительно по желанию родителей, либо законных представителей ребенка, на основании заключения с ними договора.
Реализация дополнительных программ образования осуществляется в рамках таких гибких форм образования как кружки, творческие студии, секции и т.д. Данные формы могут быть организованы как непосредственно в самом учебном заведении, так и за его пределами.
В настоящее время разработка и внедрение дополнительных вариативных программ, является востребованным явлением. Например, в ряде регионов РФ (Краснодарский край, Архангельская область, Нижегородская область и т.д.), разработка и внедрение дополнительных вариативных образовательных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с ДОУ до ВУЗа.
Дополнительные вариативные образовательные программы могут быть следующих направлений и циклов:
- художественно-эстетический;
- этнокультурный;
- культурологический;
- интеллектуально-развивающий;
- физкультурный;
- экологический;
- коммуникативно-речевой;
- разнообразные коррекционные направления.
В некоторых случаях в качестве дополнительных вариативных образовательных программ могут быть использованы парциальные программы.
Необходимо отметить, что дополнительная вариативная программа образования ни в коем случае не может быть реализована взамен или в рамках основной образовательной программы, в счет времени, отведенного на ее реализацию.
Количество и время длительности занятий, проводимых в рамках дополнительной вариативной программы образования, строго регулируются СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.
-
Памятка по проведению родительского собрания в школе
-
История создания гражданской обороны кратко презентация
-
Правовая оговорка это кратко
-
Система юридических наук кратко
- Порядок формирования районного суда кратко
Принципы вариативности образования
1. Принцип гибкости
Вариативность образования предполагает гибкость и адаптивность системы образования к различным потребностям и предпочтениям обучающихся. Это означает, что образовательные программы должны быть разнообразными и позволять студентам выбирать из различных курсов, предметов и специализаций в зависимости от их интересов и целей.
2. Принцип персонализации
Основная цель вариативности образования — удовлетворение индивидуальных потребностей и способностей студентов. Чтобы достичь этой цели, образовательные программы должны быть нацелены на развитие личностных качеств, интеллектуальных и творческих способностей каждого обучающегося. Кроме того, студенты должны иметь возможность выбирать свои учебные предметы и формы обучения в зависимости от своих интересов и способностей.
3. Принцип градуированности
Вариативность образования предусматривает возможность поэтапного выбора образовательных программ и уровней обучения. Студенты должны иметь возможность выбирать из различных предметов и специализаций на каждом этапе обучения — начиная с базового уровня и до уровня продвинутого изучения. Помимо этого, должна быть предоставлена возможность участия в дополнительных образовательных программах и курсах для расширения знаний в определенных областях.
4. Принцип соответствия требованиям рынка труда
Одним из важных аспектов вариативности образования является соответствие образовательных программ и требованиям рынка труда. Студентам должны быть доступны курсы и специализации, которые развивают навыки и компетенции, востребованные на рынке труда. Это способствует повышению конкурентоспособности студентов и их успешной трудоустройству после окончания образования.
5. Принцип автономии
Принцип автономии предусматривает доверие и свободу выбора для студентов при создании своего личного образовательного пути. Студентам следует предоставляться возможность самостоятельно выбирать свои курсы, предметы и специализации, а также участвовать в процессе разработки образовательных программ и методов обучения. Это способствует развитию самостоятельности, ответственности и творческого мышления у студентов.
Используя эти принципы, система вариативного образования становится более гибкой, индивидуализированной и адаптированной к различным потребностям и целям обучающихся. Она способствует повышению качества образования и соответствию требованиям современного общества и рынка труда.
ЛЕКЦИЯ № 7. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
Школьный учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют школьникам усвоить основные исходные положения науки. В педагогике учебный предмет определяют как основу науки в том смысле, что содержание учебного предмета позволяет овладеть современной наукой.
Учебный предмет отражает определенную часть опыта человечества и формирует соответствующие знания, умения, навыки.
В уставе средней общеобразовательной школы говорится, что средняя общеобразовательная школа является единой трудовой политехнической школой. Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и принципами организации учебно-воспитательной работы.
Учебный план – это государственный документ, утвержденный министерствами просвещения, обязательный для выполнения учителями и администрацией школ, органами народного образования. Основой составления учебного плана являются цели и задачи воспитания, идея всестороннего развития личности, современный уровень педагогической науки.
Вариативный эксперимент – варьируются новые экспериментально проверяемые условия или методики.
В структуре учебного плана выделяют:
1) инвариантную часть, обеспечивающую приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;
2) вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития школьников и учитывающую их личностные особенности, интересы и склонности.
В учебном плане общеобразовательного учебного заведения эти две части представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательными занятиями, составляющими базовое ядро общего среднего образования; обязательными занятиями по выбору учащихся; факультативными занятиями.
Учебная программа в систематическом и последовательном виде излагает содержание учебного предмета по разделам, темам, пунктам. Программа указывает, какие предусмотрены лабораторные и практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы.
В школе учебная программа – это государственный документ, который утверждается Министерством просвещения России и подлежит обязательному выполнению.
Каждый учебный предмет в системе школьного образования имеет утвержденную учебную программу. Это следует из принципа единства и государственности школ в нашей стране. Единая цель воспитания – всестороннее гармоническое развитие личности – обеспечивается в школе единым содержанием обучения, одинаковыми учебными программами.
Выполнение учебных программ – это забота не только о качестве знаний младшего школьника, но и о формируемых полноценных качествах его личности.
Учебник является необходимым звеном в учебном процессе. Издавна он считался важнейшим средством обучения. Учебник имеет обучающее, развивающее и воспитывающее значение, на основе программы он определяет содержание материала в соответствии с возрастными возможностями усвоения знаний учащимися. Учебник должен быть занимательным и интересным, развивать пытливость и любознательность.
Преимущества включения вариативного предмета
1. Расширение образовательного пространства: Вариативный предмет предоставляет ученикам возможность выбора из различных дисциплин в рамках образовательной программы. Это позволяет расширить и углубить знания студентов по интересующим их областям и создать дополнительные возможности для профессионального развития.
2. Адаптация к изменяющимся рыночным требованиям: Включение вариативного предмета позволяет образовательным учреждениям гибко реагировать на изменения в сфере трудоустройства. Студенты имеют возможность выбрать предметы, которые отвечают современным требованиям и предоставляют необходимые навыки и знания для успешной карьеры.
3. Содействие созданию индивидуальной образовательной траектории: Вариативные предметы давно уже не являются только дополнительными дисциплинами. Они могут стать основой для индивидуальных образовательных планов, позволяющих каждому студенту развиваться в соответствии с личными интересами и способностями.
4. Повышение мотивации и результативности обучения: Вариативный предмет дает студентам возможность учиться тому, что действительно интересно. Это помогает повысить мотивацию к учению, улучшить вовлеченность в процесс обучения и, как результат, улучшить результативность и качество образования.
5. Развитие творческого мышления и самостоятельности: Выбор вариативного предмета позволяет студентам проявлять свою творческую сторону, развивать критическое и аналитическое мышление, а также навыки самостоятельного принятия решений. Это дает им возможность стать самостоятельными и ответственными участниками образовательного процесса.
6. Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества: Вариативный предмет часто предусматривает работу в группе или совместные проекты. Это способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе и сотрудничать с другими студентами. Такие навыки являются важными в любой сфере деятельности и помогают успешно взаимодействовать с другими людьми.
В целом, включение вариативного предмета в образовательный процесс обладает множеством преимуществ, которые способствуют более полному и глубокому образованию студентов, их профессиональному развитию и успешной адаптации на рынке труда.
Вариативность в дополнительном образовании детей
Определенный интерес представляет концепция вариативного образования, предложенная В. В. Пикапом. Вариативность, по его мнению, обеспечивается через свободу личности и образования, целостный подход к личности. В качестве базовых он выводит следующие положения концепции: признание в качестве приоритетной субъективной позиции ребенка в образовательном процессе; основным регулирующим механизмом личности является ее ценностно-смысловая сфера, потребности, мотивы, способности; построение содержания образования на основе реализации права ребенка на выбор информационного источника, уровня освоения и способов получения информации; обеспечение взаимодействия ребенка и педагога на основе сотрудничества; соответствие педагогических методов, приемов, технологий психовозрастным особенностям детей; опора на внутреннюю мотивацию учения, ситуацию успеха и др.
Предназначение вариативности, по мнению Л. И. Кулагиной, — помочь ребенку на глобальном уровне — в выборе жизненного пути, в том числе в ситуации неопределенности, на частном (локальном) уровне — в выборе интересов и способов их реализации. По ее мнению, вариативность в образовании должна обеспечивать выбор как для обучающихся, так и для обучающих.
Вариативность в дополнительном образовании не сводится к тому, что ребенку предоставляется выбор того или иного направления деятельности или той или иной программы занятий (Р. У. Богданова). Вариативность — это обеспечение ориентации ребенка в разных жизненных ситуациях, разный темп освоения программы дополнительного образования, разнообразие педагогических технологий, организационных форм, времени и пространства реализации образовательного процесса. Вариативность — это, прежде всего (по выражению Л. С. Выгодского), выбор «веера социальных ситуаций развития».
Таким образом, вариативность в качестве педагогической проблемы рассматривается нами как выбор педагогом соотношения элементов педагогической системы — целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора ребенком конкретной линии поведения или конкретных поступков, соответствующих целям педагогической деятельности. Для дополнительного образования детей рассмотрение вариативности в качестве педагогической проблемы имеет большое значение как минимум в двух аспектах — содержания и организации дополнительного образования, поскольку она связана с главными особенностями дополнительного образования: со стороны ребенка — свободой выбора вида деятельности, образовательной программы, педагога, со стороны образовательного процесса УДОД — личностно-ориентированным способом организации. Вариативность на уровне содержания дополнительного образования предполагает выбор направленностей и видов деятельности, дополнительных образовательных программ. Вариативность на уровне организации дополнительного образования предполагает выбор методов, средств, способов деятельности, обеспечивающих личностно-ориентированную форму организации дополнительного образования.
Общие требования к программам образования
В соответствии с рекомендациями по формированию образовательных программ, они должны разрабатываться на основании принципа личностно-ориентированного взаимодействия между педагогом и детьми (учащимися, воспитанниками). Каждая образовательная программа должна быть нацелена на развитие у детей познавательной активности, коммуникативности, способностей каждого ребенка, формирование творческого воображения.
Кроме того, программы обязаны обеспечить:
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие и развитие каждого ребенка;
- интеллектуальное и творческое развитие;
- приобщение к культурным и общечеловеческим ценностям;
- обеспечение продуктивного взаимодействия с семьей ребенка.
В соответствии с программами образования организация детской деятельности осуществляться в следующих формах:
- специально организованные учебные занятия;
- свободное время;
- нерегламентированные виды деятельности.
При построении программы необходимо учитывать возрастные особенности и потребности детей, индивидуальность психического и физического развития, а также возможности образовательной организации (техническое и методическое оснащение, наличие необходимых педагогических кадров и т.д.).
Классификация современных образовательных программ:
- Альтернативные и вариативные.
- Базовые, региональные, федеральные и муниципальные.
- Основные и дополнительные.
- Примерные.
- Парциальные и комплексные.
Вариативные образовательные программы различают в зависимости от философско-концептуальной основы, которая включает в себя взгляд автора программы на ребенка, закономерности развития детей на разных возрастных этапах, создание необходимых условий, направленных на полноценное становление и развитие личности.
Виды вариативных форм
Система дошкольного образования должна быть гибкой, разносторонней и отвечать социальным потребностям родителей, а также стать одним из факторов улучшения демографической ситуации.
Дошкольное образовательное учреждение — это организация, предназначенная для удовлетворения основных потребностей семьи в воспитании и образовании детей.
Сегодня классическая форма детского сада не может быть единственной. А сложная ситуация с местами в детских садах сейчас очень актуальна, поэтому новые модели активно развиваются параллельно с традиционными формами дошкольного образования.
Приоритетным направлением остается создание различных форм дошкольного образования: групп кратковременного пребывания, групп выходного дня, групп раннего вмешательства для детей до трех лет, игровых библиотек (групп игровой поддержки для детей с ограниченными возможностями) и консультационных центров для родителей. Именно эти формы сегодня следует рассматривать как альтернативные формы дошкольного образования для детей, не посещающих детские сады.
Основная цель групп — удовлетворение потребностей населения в дошкольном образовании для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Давайте кратко обсудим каждую из этих форм в отдельности. Для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, создаются группы раннего воспитания для поддержки семей с маленькими детьми. Такие группы позволяют ребенку безболезненно адаптироваться к условиям детского сада в самом раннем возрасте.
Педагог проводит время с ребенком в присутствии родителей на индивидуальных занятиях и совместных занятиях с детьми и родителями и способствует развитию двигательной, языковой, игровой и художественной деятельности детей. Существует психологическая и образовательная поддержка семьи.
Группа кратковременного пребывания работает 4 — 5 дней в неделю. В этих группах основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется только за сокращенное время — 3-5 часов. Время нахождения детей в ГКП определяется санитарными нормами (не более 4 часов), без питания. Присутствие родителей (законных представителей) при участии в ГАК необязательно. Группы кратковременного пребывания создаются для детей в возрасте от 3 до 6 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и являющееся его подразделением.
Группа выходного дня создается для детей от 2 до 6 лет как посещающих, так и не посещающих дошкольное образовательное учреждение, с целью организации присмотра, ухода, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Группа функционирует четыре раза в месяц (суббота или воскресенье). Пребывание детей не более 3-х часов без питания. Дети раннего дошкольного возраста посещают ГВД вместе с родителями. Основными задачами группы является оказание помощи родителям в присмотре и уходе за детьми, помощь детям в усвоении основных базовых знаний, соответствующих их возрасту.
Районный консультативный пункт создается для родителей детей, проживающих на территории муниципального образования, как посещающих так и не посещающих образовательные учреждения, на сегодня с целью обеспечения единства семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей.
Понятие вариативности образования
Вариативность образования – это понятие, которое относится к возможностям выбора образовательных программ, курсов и предметов, предоставляемых образовательными учреждениями. Вариативность образования позволяет учащимся создавать свой уникальный учебный план в соответствии с их интересами, способностями и целями.
Вариативность образования может быть реализована на разных уровнях образовательной системы. На уровне школы или университета это может означать предлагаемые специализации, направления и курсы, из которых студенты или учащиеся могут выбрать. На уровне предметов это может быть предоставление выбора между различными темами, подходами или уровнями сложности.
Принцип вариативности образования основан на убеждении, что каждый ученик или студент имеет свои индивидуальные потребности и способности, которые должны быть учтены в процессе обучения. Вариативность образования помогает создать гибкую и адаптивную образовательную среду, которая способствует личностному и профессиональному развитию каждого учащегося.
Вариативность образования также может способствовать развитию критического мышления, самостоятельности, решению проблем и творческому мышлению. Учащиеся, имеющие возможность выбирать из различных предметов и курсов, могут развивать свои интересы, открывать новые области знания и находить свою страсть в учебе.
Однако вариативность образования также требует организационных и методических усилий со стороны образовательных учреждений. Необходимо предоставлять достаточное количество вариативных предметов или курсов, чтобы учащиеся могли выбирать, одновременно поддерживая качество образования и его соответствие государственным стандартам.