Лирический герой и мальчик
Стихотворение можно смело величать триллером, так как события в нём полны драматизма, насыщенны вопросами искусства, жизни и смерти.
По сюжету лирический герой ведет диалог с мальчиком, которым, скорее всего, является собственное Я, душа или вторая натура, застывшая у черты искушения.
Главный герой стиха искушен и делится своими темными знаниями с невинным мальчиком, для которого скрипка всего лишь музыкальный инструмент. По сюжету кажется, что это Паганини в зените славы говорит со своим детством, еще не познавшим капризы и таинства его Каприччио 24, не отведавшим экстаз восторга публики.
Он предупреждает дитя, взяв в руки скрипку мир изменится, таинства станут реальностью, фантазии явью, но это потребует платы и дорого возьмет. Когда музыкант связывает себя договором с волшебной скрипкой, обычные ценности перестают для него существовать.
Для кого играет скрипач? Ответ Гумилева прост:
Духи не терпят пауз и если скрипач останавливается, если скрипка перестает им играть, то:
Увы, это плата за дар ада, покорять сердца людей, но получать удовлетворение только от аплодисментов из адских глубин. Людские страсти перед магией музыки становятся вторичными – люди теряют вес и становятся не более важны, чем сигарета для кокаинового наркомана, чем пастила в глазах синеющего алкоголика.
Лирический герой словно бы пытается вернуться назад, вырваться из магии волшебной скрипки, он говорит мальчику-Я:
Но как можно отказаться от неземного в пользу смертного, как можно увидеть сады Богов и после этого прожить в счастье, глядя на скупой огород деревенского надела? Герой буквально молит:
… Однако мальчик не верит в страхи, он ещё светится лучами жизни и видит в скрипке только интересный инструмент, способный увлечь чистое детское сердце.
Наш герой сдается перед мальчиком, говоря ему:
Этим он как-бы выписывает себе прощение-индульгенцию, разрешая прошлому своё настоящее, оправдывая свою славную смерть скрипача на сцене театра ада.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.
Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.
В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.
Волшебная скрипка — краткий анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Волшебная скрипка» Гумилёв написал в 1907 г. Оно открывало изданный в том же году сборник «Жемчуга». Стихотворение посвящено Брюсову, старшему наставнику Гумилёва.
Литературное направление и жанр
Отдавая дань своему учителю, Гумилёв использует символы и аллегории. В традиции символистов музыка – первооснова творчества, особая стихия, порождающая поэзию в том числе. Волшебная скрипка как аллегория поэзии – символистский образ, хотя лира, инструмент Аполлона, была бы более прямой аллюзией.
Жанр стихотворения – философская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой обращение к «милому мальчику». Это ученик, преемник, начинающий поэт, который только просит о «счастье, отравляющем миры» (оксюморон). Нельзя в этой связи не вспомнить обращение Брюсова к юноше бледному и три совета ему. В стихотворении Брюсова юноша не терпит никаких лишений, наоборот, он возвышается над толпой, поклоняется лишь искусству. Стихотворение Гумилёва говорит о жертвах, которые должен принести поэт на пути поэзии.
Стихотворение состоит из 6 четверостиший. В первой строфе наставник будто бы пытается отговорить мальчика, готового прикоснуться к миру поэзии. Следующие 4 строфы описывают трудности, связанные с творчеством. Во второй строфе символически изображаются враги и препятствия на пути творца. Третья строфа раскрывает страшное волшебство скрипки, которая никогда не умолкает, однажды запев.
Четвёртая строфа описывает гибель поэта, попытавшегося умолкнуть. В пятой строфе открывается истинная суть творчества: не человек властвует над ним, а оно над человеком; искусство губит.
В последней строфе наставник – лирический герой — смиряется с участью, уготованной его ученику, и передаёт ему волшебную скрипку, повинуясь желанию мальчика.
Тропы и образы
Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый мальчик, улыбка светла, безмятежный свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный ужас, духи ада, белеющий бурун, бешеные волки, кровожадное исступленье, запоздалый, но властительный испуг, тоскливый смертный холод.
Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные руки, царственные звуки, звонкие струны, обезумевший смычок.
Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной (эпитеты).
Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».
Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано неторопливым восьмистопным хореем. Рифмовка в стихотворении перекрёстная. Женская рифма чередуется с мужской.
Творчество Николая Гумилева входит в школьную программу для изучения в 11 классе.
Жираф — стихотворение ГумилёваЧитать другие стихи Н. ГумилеваБиография Н.Гумилева
Анализ стихотворения «Волшебная скрипка» Гумилева
Стихотворение «Волшебная скрипка» Николай Гумилев написал в 1907 г. в возрасте 21 года. Это одно из самых известных произведений поэта, которое и для него самого имело очень большое значение: им он открывает свой знаковый сборник «Жемчуга». Посвященное В.Брюсову, в нем автор обращается к «милому мальчику». Тем не менее, вряд ли это было обращение к старшему и умудренному жизненным опытом поэту. Скорее всего, автор беседует со своим «я»: страдающим, истерзанным и отравленным зыбким счастьем. Это произведение – настоящий триллер, читая которое погружаешься в темную и печальную атмосферу непокоя и ужаса. Чем же или кем была для автора та самая волшебная скрипка?
Символизм
Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» показывает противоречивость самого автора. Творчество состоит из двух составляющих, которые нераздельны. Первая из них — это чистый дух и восторженное начало, которое автор произведения передает благодаря образу милого ребенка, доброжелательного учителя. Но вторая сторона — это внешний мир, который полнится злыми «духами» и «волками». Анализ стихотворения Гумилева «Волшебная скрипка» позволяет понять, что процесс творения он сам описывает, используя оксюморон и антитезу. Для автора творчество является не только блажью, но и крестом, который каждый человек принимает добровольно, так как не представляет своей жизни без творческой деятельности.
Сюжетная линия
Покровительственно обращаясь к некоему мальчику, поэт просит его, веселого и светлого юношу, не брать в руки скрипку и не начинать игру:
Скрипка во все времена была олицетворением чистых, божественных звуков и нигде, ни в какой культуре не ассоциировалась с темными силами или с чем-то негативным. Поэтому, конечно же, под скрипкой Гумилев подразумевает нечто иное, на первый взгляд чистое и светлое, но в конечном итоге заставляющее страдать юного героя. Автор пытается уберечь его от этого пути: «не проси об этом счастье, отравляющем миры».
Достаточно знать биографию автора и его жизненные обстоятельства на момент написания стихотворения, чтобы понять, что речь идет о любви – чувстве, окрыляющем и дающим силы и способном в любое мгновение бросить в бездну ужаса, обдать «тоскливым смертным холодом».
Во время создания произведения Николай Гумилев жил в Париже и был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, тогда еще Горенко. Осознавая всю безнадежность ситуации и отсутствие взаимности со стороны любимой женщины, он несколько раз находился на грани самоубийства. Скрипка в его стихотворении – это божественное чувство любви к женщине, которое сначала окрыляет и возносит до небес, а потом злобно насмехается, не давая вздохнуть:
Волшебная скрипка – это неразделенная любовь молодого мальчика, которому не суждено удержать объект своей любви, но тем прекрасней ее звуки, тем она желанней, тем большую власть она имеет над своим почитателем. Это чувство настолько могущественно и созидательно, насколько и разрушительно. Предупреждая об опасности, автор одновременно понимает тщетность своих слов и восхищается жертвенным стремлением молодого мальчика удержать то, что ему неподвластно:
Вариант 2
У каждого человека в мире существует своя определенная страсть, причем поэту Николаю Гумилеву это было известно, в отличии от множества других поэтов. Еще с малых лет поэзия стала его спутником по жизни, Николаю было трудно, когда он переставал заниматься любимым делом, без поэзии он уже не мог. Для поэта было не сложно общаться с другими творческими людьми. А в зрелые годы к поэту пришло осознание, что за поэзию нужно платить, причем очень дорого – душой.
Что же такое настоящий талант? Возможно, это и есть самый настоящий дар с выше, а может это просто дар дьявола, который вскоре попросит что-то в замен. Такие вопросы актуальны и сегодня и будут актуальны после. Произведение «Волшебная скрипка» было написано в 1910 году. Исходя из содержания стихотворения, можно сказать, что для Гумилева страсти, какие-то великие деяние и идеи относятся исключительно к сатане.
Уже с самого начала стихотворение удивляет. В первых строках идет речь о том, что поэт заклинает героя стихотворения, который еще юный, не брать в руки на вид вполне обычную скрипку. Гумилев неспроста такого мнения. Поэту известно, что такое собственное превосходство, а именно его иллюзия. Потом с данным пороком очень трудно совладать. Такая иллюзия довольно быстро может растоптать любую счастливую жизнь.
Поэт старается сделать все, чтоб герой не взял скрипку, но замечает что наверно это бессмысленно. Поэт пишет, что глаза у юноши уже другие, пропали их свет. А это значит, что страсть понемногу начинает захватывать разум и в итоге самое главное – душу. Юноша хочет музыки, страсть очень велика. Автор говорит об этом, что желание и потребность уже нельзя остановить, герой уже не может повелевать ними. В строке «Надо вечно петь и плакать …..», автор хотел сказать что, он уже знает горькую судьбу юноши, автору уже все известно. Именно то, что волшебные звуки вскоре станут для парня настоящей реальностью, хотя, по сути, являются лишь иллюзией.
Путь любого творчества это дорога в одну сторону, обратного пути нет. Любые желания становятся бесконтрольными. Как в стихотворении, юноша вскоре уже покорный раб скрипки, ему уже не нужны люди у него есть скрипка. Именно этот процесс является сопутствующим, по мнению автора и в творчестве поэтов, художников и других творческих людей. С другой стороны, автор стихотворения все душой не хочет, чтоб парень попался на крючок соблазна, ведь он до хорошего конца не доведет.
Анализ стихотворения Волшебная скрипка по плану
Тропы и образы
Всё стихотворение строится на аллегории волшебная скрипка – поэзия. Лексика стихотворения распадается на два полюса. Положительно окрашенные эпитеты относятся к миру юного скрипача: милый
мальчик, улыбка светла
, безмятежный
свет очей. Метафора «эти взоры – два луча» отражает убеждённость мальчика в своём пути. Отрицательное значение несут эпитеты, связанные с трудностями и помехами: тёмный
ужас, духи ада
, белеющий
бурун, бешеные
волки, кровожадное
исступленье, запоздалый, но властительный
испуг, тоскливый смертный
холод.
Отдельная группа эпитетов связана с волшебной скрипкой, обладающей властью: повелительные
руки, царственные
звуки, звонкие
струны, обезумевший
смычок.
Итог жизни поэта, смерть в конце называется славной и страшной
(эпитеты).
Стихотворение Гумилёва «Волшебная скрипка» вводит читателя в мир народной волшебной сказки. Герой, обладающий волшебным предметом, отправляется в путь (метафора жизни). Волшебный предмет обладает силой, нужной для преодоления препятствий. Они тоже сказочные: бешеные волки, чудовища. Победа героя обусловлена не силой и ловкостью, а, как и в сказке, некими качествами, которые другие принимают за слабости. Мальчик не принимает всерьёз опасности, о которых говорит учитель. Он готов смотреть в глаза чудовищ, а не бежать от них. Но его бесстрашие – не следствие мудрости, а следствие неопытности. Именно такой и должен быть герой волшебной сказки, неискушённый и наивный. Убедившись в том, что мальчик подходит на роль героя, учитель отдаёт ему опасный предмет. Но самые важные наставления учителя – необходимость движения: «Мальчик, дальше».
Природа волшебной скрипки (поэзии) двойственна. Всё, что в ней пело и было послушно, может насмеяться. Владеющий ею жив до тех пор, пока играет. Игра обязательно связана с движением. Замедление и усталость смертельны. Говоря современным языком, Гумилёв создаёт квест. Герой должен пройти по дороге, которая сама по себе не представляет интереса. На ней нет «ни веселья, ни сокровищ». Так ради чего же идти? Ради самого пути. Движение по пути с волшебной скрипкой – и есть цель.
Как и в сказке, остановившийся герой погружается в оцепенение и охлаждается. Это метафора смерти: холод обовьёт тело, как тканью (сочетание олицетворения и сравнения), струны поют и плачут, смычок бьётся и вьётся (олицетворения).
Поскольку главная идея стихотворения – движение, в нём очень важны глаголы. Глаголы, относящиеся к струнам и смычку – это оксюмороны, если обозначают одновременное действие. Если же это последовательные действия (поют, а потом плачут), то через однородность глаголов передаётся динамика. Особенно много её в пятой строфе: устанешь, замедлишь, не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть.