Отличие от других направлений буддизма
Важная часть Дзен-философии – невозможность выражения истины в виде текста, поэтому в течении отсутствуют священные книги, а передача учения осуществляется непосредственно от учителя к ученику – от сердца к сердцу.
Более того, с точки зрения этого религиозного направления книги вообще не играют сколь-нибудь значимой роли в жизни человека. Учителя часто сжигали священные писания с целью показать ученикам всю тщетность такого способа познания и подтолкнуть их к просветлению.
Из всего этого вытекает четыре основных принципа Дзен-буддизма:
- Знания и мудрость можно передать только непосредственно при общении – от знающего человека к незнающему, но стремящемуся познать суть разума и вещей.
- Дзен – великое знание, которое является причиной существования неба, земли вселенной и мира в целом.
- Существует множество способов найти Дао, но целью является не само просветление, а путь к нему.
- Пробудившийся Будда скрыт в каждом человеке, а потому любой может познать Дзен, упорно и много практикуясь.
Это направление имеет существенные расхождения с традиционным буддизмом и в практических моментах, например, медитации. Дзен-школа рассматривает ее не как способ прекращения мыслительной деятельности и очищения сознания, а как метод контакта с существующей реальностью.
Вообще это направление считается наиболее «практичным» и приземленным из всех буддийских школ. Оно не признает логику, как инструмент познания, противопоставляя ему опыт и внезапное просветление, расценивает действие как первичный способ получения духовного опыта.
Кроме того, здесь отрицается необходимость медитативного отрешения от мира. Наоборот, к миру (то есть «созерцанию») надо прийти здесь и сейчас, став Буддой в своем теле, а не после череды перерождений.
Книга мудрости «Лунь Юй»
Максимальную славу деятель получает только после кончины, что часто происходит с научными деятелями. Так же произошло с Конфуцием – при жизни за учителем последовало более 3000 поклонников направления. Но после смерти количество сторонников учения приобрело государственный масштаб. Конфуцианцы появились в соседних царствах, а позже на всех остальных континентах.
Ученики мыслителя, после отхода Конфуция в мир иной, составили перечень трудов, самым значимым из которых стала книга «Лунь Юй» (переводится как «Суждения и беседы»). Сборник цитат содержит житейскую мудрость о правильном управлении государством, нормах поведения человека в социуме.
Книга основана на цитатах, диалогах автора, описании поступков всей жизни. Она является одним из томов «Четверокнижия», которое служит сводом законом конфуцианского учения.
«Лунь Юй» освещает значение государства в жизни личности и значение личности в жизни государства, а также совершенствование мирового порядка. Цитата: «Человек должен достойно свершать то дело, которым занят. Правитель должен быть правителем, а сын сыном».
Античное государство представлено большой семьей: как в большей семье все уважают отца, так в государстве каждый должен чтить правителя. Знание своего места сопровождается взаимным уважением. Философ рекомендует гражданам отказаться от вредных привычек – гордыни, жадности, трусости, подлости, высокомерия. Суть таких суждений гарантирует общественный правопорядок.
Так как основной задачей конфуцианства являлось осознание смыла человеческого бытия, мыслитель пытался разгадать внутреннюю сущность, стремления. Для этого Конфуций определил три типа личности: «цзюнь-цзы» или благородный человек, «жень», в лице обычного гражданина, части толпы, «СлоЖень», как ничтожный человек.
Важным образом в сборнике является «благородный муж», обладающий человеколюбием и знанием ритуалов. Смыслом его жизни является «Дао» (путь), как нравственность, моральный порядок общества. В отличие от даосизма конфуцианство придает ему этическое значение. Даосский «благородный человек» был одинаково учтив в независимости от того на какой иерархической ступени стоял.
Позже некоторыми догматами «Лунь Юй» воспользовались легисты, пропагандирующие всеобщее равенство. Конфуцианцы предполагали моральное уравнивание граждан, то легизм подразумевал общественное (коммунистическое).
Как религиозное течение
Как направление буддизма Дзен-учение оформилось в Китае и широко распространилось на близлежащие страны. Но именно термин в отношении религиозного течения употребляется только в Японии и (как это ни странно) в Европе. Эта философия не является теистичной или атеистичной, а потому хорошо адаптируется к любым другим религиям.
В Китае она смешалось с даосизмом, в Японии – «легла» на синтаизм, в Корее и Вьетнаме впитала местные шаманские верования, а на Западе активно переплетается с христианскими традициями.
Особенность любого религиозного Дзен-направления в непризнании возможности передачи знания письменным способом. Научить понимать мир способен только гуру, просветленный или пробужденный. Причем сделать он способен самыми разными способами – вплоть до ударов палкой. Также в религиозном понимании отсутствует четкое определение самого понятия.
Ведущие принципы учения Конфуция
Всего насчитывается двадцать два принципа конфуцианского учения. Кратко можно выделить пять основных.
Уважение. Жень — самая главная добродетель, символизирует дерево. Уважение по Конфуцию, как и доброта, великодушие позволяют приобрести равновесие с окружающей действительностью.
Справедливость. И — символизирует металл. Справедливость позволяет руководствоваться не личными интересами, а всеобщими, отвергает эгоизм.
Верность обычаям. Ли — его еще называют ритуалом, символизирует огонь. Использование ритуалов помогает личности приблизиться к единству, миру, позволяет осознать свое место в обществе.
Мудрость. Чжи — ее еще зовут здравым смыслом, символизирует воду. Чжи отличает человека от животного, позволяет избавиться от упрямства, глупости.
Благонадежность. Синь – искренность, вера, символизирует землю. Синь пробуждает в человеке чистые помыслы, порождает любовь.
Этика конфуцианских принципов
Фундаментом конфуцианства считают этику поведения, на которой должно основываться государственное устройство в целом и поведение отдельной личности в частности. Представители учения считали, что опорным пунктом главной идеи служит воспитание человека. Из вышеописанного складывается вывод, что первостепенным рычагом формирования мощной державы является человеческий фактор.
Философия была неотъемлемой частью конфуцианства, так как именно рассуждения Учителя помогали осуществить основную задачу – перевоспитать личность. Это трудно, поскольку человеческая лень препятствует процессу самосовершенствования. Коренным образом изменить установившиеся взгляды способен не каждый.
На помощь Конфуцию пришел культ предков. Китайцы издавна считали умерших родственников олицетворением мудрости, образцового поведения, ангелами-хранителями. Практически в каждом доме стояли небольшие алтари, посвященные покойникам. Духи помогали потомкам найти правильный путь в трудных житейских ситуациях, очиститься от пороков, воспитать в себе положительные качества.
Сторонники моизма высмеивали конфуцианские ритуалы, предписывая всеобщую покорность перед волей небес.
Культ предков стал причиной, по которой конфуцианство иногда называют религией. Направленность течения отражала некоторые принципы вероисповедания, но получила широкое распространение в мире.
Как состояние
О происхождении понятия «Дзен» споры идут до сих пор. Этого слова нет в традиционных буддийских текстах, так как оно имеет японское происхождение и переводится как «созерцание», «медитация». Впрочем, у индусов существовал некий аналог, звучащий на санскрите как «дхьяна» (погружение) – учение о просветлении. Но наибольшее теоретическое и практическое развитие эта философия получила на Дальнем Востоке – в Китае, Корее, Вьетнаме и Японии.
В наиболее узком понимании термина все это – состояние просветления, понимание основы миропорядка. Согласно буддийской практике и философии сделать это способен каждый, тем самым став бодхисаттвой или гуру.
Чтобы найти ключ к миропониманию, не надо даже стремиться к этому. Достаточно на практике освоить состояние «Просто Так». Ведь чем сильнее человек стремится постичь Дао, тем быстрее удаляется от него.
Жень простыми словами для чайников
Жень — это слово, которое обозначает набор качеств, связанных с человечностью и добротой. Оно включает в себя такие понятия, как гуманность, человеколюбие, милосердие и доброта.
Гуманность — это способность проявлять сострадание и понимание к другим людям. Когда мы говорим о гуманности, мы имеем в виду, что человек обладает способностью чувствовать и понимать эмоции других людей и проявлять заботу и уважение к ним.
Человеколюбие — это понятие, которое означает любовь и заботу о других людях. Когда мы говорим о человеколюбии, мы имеем в виду, что человек готов помогать и поддерживать других, проявлять доброту и сострадание.
Милосердие — это способность проявлять сострадание и заботу к нуждающимся. Когда мы говорим о милосердии, мы имеем в виду, что человек способен проявлять доброту и помогать тем, кто находится в беде или нуждается в помощи.
Доброта — это качество, которое означает проявление добрых и благородных поступков и отношений с другими людьми. Когда мы говорим о доброте, мы имеем в виду, что человек готов помогать, поддерживать и проявлять доброжелательность в отношениях с другими людьми.
Все эти понятия связаны с тем, как мы относимся к другим людям и какие поступки мы совершаем. Жень описывает набор качеств, которые делают наш мир лучше и помогают нам быть лучшими версиями самих себя.
Как философия
В более общем философском понимании Дзен – это учение, которое не имеет отношения к религии:
- смысл жизни оно не ищет;
- вопросами мироустройства не занимается;
- существование бога не доказывает, но и не опровергает.
Суть философии проста и формулируется несколькими теоретическими принципами:
- Каждый человек подвержен страданиям и вожделениям.
- Они являются следствием определенных событий и поступков.
- Страдания и стремления можно преодолеть.
- Отрешение от крайностей делает человека свободным и счастливым.
Таким образом «Дзен» — это практический путь отрешения от сущего мира и погружения в самого себя. Ведь частица пробужденного Будды присутствует внутри каждого живого существа. А значит, любой человек при должном терпении и старании может достичь просветления и понять истинную природу ума, а вместе с ней и суть этого мира.
Сущность философского понятия термина хорошо раскрывает психоаналитик Э. Фромм:
Практика
В практическом понимании Дзен – это медитация, погружение в особое состояние созерцания. Для этого могут использоваться самые разные инструменты – все определяется практикой каждого конкретного человека, поэтому часто применяются довольно нестандартные пути достижения просветления. Это могут быть резкие выкрики учителя, его смех или удары палкой, занятия восточными единоборствами и физический труд.
Согласно Дзен-учению, лучшей практикой является монотонная работа, которую следует выполнять не ради достижения какого-то конечного результата, а ради самой работы.
Наглядный пример такого подхода приводится в одной из легенд об известном дзен-мастере, который определял мытье посуды в обычной жизни как стремление сделать ее чистой, а то же действие в философском понимании – как самодостаточное, предлагая ученикам мыть посуду только ради самого действия.
Еще одна важная философская практика – это коан. Так называется логическое упражнение по решению парадоксальной или абсурдной задачи. Ее нельзя осмыслить «обычным» (непробудившимся) рассудком, но потратив достаточное время на ее созерцание, можно однажды поймать ощущение понимания, то есть достичь искомого состояния мгновенно, в один момент, чаще всего неожиданно – без какой либо к этому подоплеки.
Например, одним из классических коанов является поиск «хлопка одной ладонью», то есть «беззвучного звука».
Основа построения человеческих отношений
Философствование Конфуция на тему взаимоотношений между людьми сводится к созданию наиболее доверительных, чутких человеческих связей. Избежание конфликтных ситуаций не было сущностью трактатов. Автор стремился к идеализации общества, в котором просто не кому будет конфликтовать. Каждого отдельного человека философ рассматривал членом большой семьи, где все почитают отца (правителя), как главенствующую личность.
Для того, чтобы понимать, доверять друг другу необходимо обладать таким качеством, как снисходительность, то есть способностью принимать и прощать не желаемое к себе отношение окружающих.
Каждый человек обладает как благородными личностными качествами, так и низменными. Понятие снисходительности заключается в одобрении первых, не замечанием вторых. Основная мысль о взаимоотношениях сводится к следующему: «Стоя высоко, будь снисходителен к подчиненным, оказавшись внизу, будь снисходителен к тем, кто смеется над тобой».
Жизненный путь Конфуция
Биография Конфуция началась в 551 году до н.э. Отец малыша — немолодой военный Шулян Хэ, который давно ждал сына. Только трижды женившись, мечта научного деятеля сбылась (во втором браке у мужчины родился сын с инвалидностью). Мать Конфуция — юная девушка, она вышла замуж раньше старших сестер, из-за чего ее брак подлежал беспрерывным пересудам, считался скандальным по тем временам.
Настоящие имена будущего философа «Ци» (холм), Чжун-Ни (глиняный второй) указывали на его происхождение, но были перепутаны, перефразированы европейскими миссионерами. В результате появилось словосочетание Кун Фу-цзы или «Учитель из рода Кун», которое мы произносим, как Конфуций.
В трехлетнем возрасте мальчик потерял родителя. Мама посвятила себя воспитанию сына, вела благочестивый образ жизни. Это отразилось на взглядах мыслителя.
Мыслитель с детства тяготел не к играм, как прочие ребятишки, а к знаниям, он еще тогда проявлял себя маленьким мудрецом.
В семь лет Конфуций пошел в школу, стал отличным учеником: освоил чтение, письмо, счет, стрельбу, управление колесницей, занимался музыкой, был участником древних ритуальных церемоний. Всестороннее развитие позволило юноше к 17годам стать чиновником, заведующим амбарами, скотным двором империи Лу.
19 летний молодой человек женился на девушке Коан-ши.
Уже к 25 годам Конфуций стал многоуважаемым членом культурного общества Китая, император изъявил желание лично познакомиться с мудрецом.
С тех пор философ понял, что главным долгом жизни является сохранение великих традиций китайского народа. Эта идея стала основой всего конфуцианства. Мыслитель считал: личность должна быть максимально полезной социуму, стране, стараться соблюдать природные законы, заниматься самопознанием собственных возможностей.
Благодаря бесконечной мудрости идей, философ поднялся на вершину карьерной лестницы – получил звание министра правосудия. Люди с самых отдаленных окраин государства прониклись учением мыслителя. Влияние Конфуция достигло апогея, страх перед которым заставил завистников оклеветать министра перед императором.
С тех пор мудрец покинул руководящий пост, отправился странствовать по соседствующим царствам, превознося в их жизнь нравственную философию ценностей. Он нигде не останавливался надолго, аргументируя это потребностью посвящать других людей, которых считал членами собственной семьи, в идеи конфуцианства.
Тринадцатилетнее странствие мыслителя окончилось возвращением на родину, после которого он стал Учителем.
В 479 году до н.э. Конфуций окончил земной путь. Будучи провидцем, он предсказал день своей кончины.
Взгляды философа никогда не расходились с его поступками, благодаря чему он стал примером для большого количества последователей.
Дзынь определяется для каждого человека индивидуально.
В основе ДЗЫНЬ – работа со звуком «дзынь…», который произносится в слух или мысленно.
Важно понимать, что Дзынь – это не просто отрезок времени, а ваше отражение, ваше состояние, ваше отношение к себе,к окружающим вас людям и событиям вокруг, отношение к жизни вообще,в данный небольшое отрезок времени. Только в этот небольшой отрезок времени проявляется ваше истинное «Я»,так как в другое время человек может быть не тем, кем является на самом деле,нарочно или под воздействием обстоятельств
Только в этот небольшой отрезок времени проявляется ваше истинное «Я»,так как в другое время человек может быть не тем, кем является на самом деле,нарочно или под воздействием обстоятельств.
Также очень важно умение управлять состоянием своего Дзынь и его длительностью. ДЗЫНЬ – это новый вид осознанности
ДЗЫНЬ – это новый вид осознанности.
ДЗЫНЬ – это природное явление, присущее человеку и ощущаемое другими живыми организмами.
ДЗЫНЬ – это не просто новейшая философия. На базе ДЗЫНЬ разработаны методы самодиагностики, самооздоровления и психологические техники (психотехники), специальная медитация.
ДЗЫНЬ условно можно рассматривать как некое экзотерическое знание, хотя в нем нет никакой мистики, только проверенные научные исследования.
Управляйте своим состоянием с помощью своего Дзынь.
Мысль не материальна, а Дзынь материален. Дзынь – это мысль, преобразованная в энергию звука, может даже на квантовом уровне.
Люди-дзынь успешны в любом деле, все успевают и везде успевают, обладают повышенной трудоспособностью и даже, если устают знают, как справиться с этим состоянием.
Люди-дзынь всегда улыбаются и находятся в хорошем настроении, а в критические моменты могут быстро мобилизоваться и перестроится.
Все написанное в этой книге направлено на тотальную гармонизацию вашей жизни во всех сферах при помощи Дзынь.
И самое главное:
Почему ДЗЫНЬ философия для людей, обладающих чувством юмора?
Потому что не стоит слишком серьезно относится к жизни и к себе, ведь буквально через несколько минут, а то и секунд все изменится, и вы окажетесь в другом состоянии Дзынь.
Кроме того, все действия в ДЗЫНЬ осуществляются легко и непринужденно, с улыбкой и ироничным отношением ко всему происходящему.
Видео по первой главе книги Дзынь «Основы ДЗЫНЬ».
Всем Дызнь!
Обязательно прочтите Введение в ДЗЫНЬ
Тема статьи: Дзынь – философия и психотехника, основы Дзынь, видео.
Автор Дзынь: Евгений Вагнер.
Материал сайта КРЕАТИВНЫЙ МОЗГ.
Книга ДЗЫНЬ — новейшая философия, система оздоровления и психотехника.