Территориальная вариативность древнерусского искусства
Культура Древней руси — живопись, иконопись, архитектура — имеет некоторую территориальную вариантивность, затрагивающую как декорированность храмов, так и архитектурно-строительные особенности зданий.
Например, искусство Древней Руси, живопись которой подразумевает использование в качестве украшений внутреннего убранства храмов либо мозаики, либо фрески, прекрасно раскрывается на примере собора Софии Киевской. Здесь наблюдается свободное сочетание и мозаичной, и фресковой живописи, при обследовании храма выявилось два слоя грунта. В церкви Преображения села Большие Вяземы все штукатурные основания выполнены из чистой извести без наполнителей. А в Спасском соборе Спасо-Андрониевского монастыря в качестве связующего звена штукатурного левкаса выявлен кровяной альбумин.
Таким образом, можно заключить, что особенность и неповторимость древнерусского искусства заключается в его территориальной ориентированности и индивидуально-личностных предпочтениях и умениях русских художников передавать цвет и характер идеи согласно его национальным нормам.
В истории искусства России 17 век был периодом борьбы двух живописных школ и формирования новых жанров. Православная церковь все еще имела огромное влияние на культурную жизнь человека. Художники тоже испытывали некоторые ограничения в своей деятельности.
Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси
Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.
Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.
Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.
Художественная манера древнерусской иконописи
В каждом территориально-целостном государственном объединении происходит определённая консолидация художественно-эстетических норм, которые в дальнейшем утрачивают некоторую связь с эталонным образцом. Такой обособленной и саморазвивающейся сферой национально-культурного проявления является и живопись Древней руси. Древняя живопись больше других областей искусства подвержена техническому и визуальному изменению, поэтому отдельно стоит сказать об её особенностях, тесно связанных с архитектурой и методами письма.
Монгольское нашествие разрушило большую часть иконописных и фресковых памятников Древней Руси, подорвав и приостановив процесс написания новых произведений. Однако определённую картину прошлого возможно восстановить по сохранившимся документам и скудным археологическим памятникам.
Из них известно, что в эпоху домонгольского нашествия Древней Руси оказывала значительное влияние на иконопись своими техническими приёмами — лаконичностью композиционного построения и сумрачным сдержанным колоритом — однако уже к 13 веку этот колорит начинает сменяться яркими тёплыми цветами. Таким образом, византийская техника иконописи к 13 веку проходит процесс преломления и ассимиляции с такими древнерусскими национальными художественными приёмами, как свежесть и яркость цветовой гаммы, ритмический композиционный строй и непосредственность цветового выражения.
В эту эпоху трудятся самые известные мастера, донёсшие до современности живопись Древней Руси — кратко этот список можно представить митрополитом Московским Петром, архиепископом Ростовским Феодором, преподобными Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.
Творчество великих русских живописцев ХIV-ХV веков
Если имена ранних авторов настенных росписей и икон не были известны, то уже в ХIV-ХV веках на небосводе русской живописи зажигаются первые звезды. Это Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
Феофан Грек
Феофан Грек приехал на Русь уже сложившимся мастером. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице – одна из тех, где сохранились фрески, выполненные славным мастером. Его талант воплотился не только в замечательной настенной живописи, но и в основании живописной школы. Ведь у него было очень много учеников и последователей, каждый из которых нес в люди свое творчество. Последним известным произведением Феофана был иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.
Андрей Рублев
Иконы Андрея Рублева – теперь национальное достояние россиян. Стоглавый собор в 1551 году провозгласил иконы Рублева образцом для подражания.
самые известные из них. Но было их великое множество. Разошлись они по Русской земле, неся в народ добро и любовь. Иконописец принимал участие в росписи стен Благовещенского собора Московского Кремля, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, Спасского собора Андроникова монастыря, Успенского собора во Владимире («Страшный суд»), писал иконы для Рождественского Собора Саввино-Сторожевского монастыря. Его творчество через образы-символы передавало глубокие чувства, несло духовный смысл и позитивный заряд.
Дионисий
Зерна, посеянные своим учителем Андреем Рублевым, подхватил и понес далее по векам его последователь– Дионисий. Он совершил роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутье в Боровском монастыре, Павлово-Обнорского и Иосифо-Волоколамского монастырей, собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, написал ряд икон для Успенского собора Московского Кремля. Большинство работ мастера не сохранились. А те, что дожили до наших дней, а это: иконы митрополитов Петра и Алексея, «Крещение Господне», «Богоматерь Одигитрия», «Спас в силах», «Сошествие в ад», «Распятие» и росписи Ферапонтова монастыря, являются подтверждением великого таланта и славы иконописца Дионисия.
Зародившись в далеком ХI веке, русская живопись впитала в себя самые передовые традиции мирового искусства, гармонично объединив их с исконно русскими народными веяниями в живописи. Оба влияния оказались для развития живописи благоприятными. Она передавала людям глубокие христианские истины, делала религию понятнее и доступнее, а людей – добрее. А ведь именно этому и должна служить красота.
Культура Древней Руси (IX- первая треть XIII в.)
Письменность | Литература | Архитектура | Живопись | Декоративно – прикладное
искусство чернь – вид ювелирной техники, при котором изображения наносятся гравировкой на золото (серебро) с заполнением штрихов черневым сплавом. Финифть (эмаль)- прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом скань- вид ювелирной техники, изготовление украшений из тонкой проволоки зернь- техника изготовления ювелирных изделий, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент |
1.Узелковая письменность;
2.Узелково – иероглифическая письменность; 3.Пиктография; 4.Славянская азбука, Кирилл и Мефодий. (Глаголица и кириллица) Материал: 1.береста; 2.пергамент |
Жанры:
Летопись- «Повесть временных лет», Нестор – монах Киево-Печёрского монастыря, около 1113 года. Житие (агиография), первое житие – житие Бориса и Глеба. Слово: -торжественное – «Слово о Законе и Благодати», автор- первый киевский митрополит Илларион; -нравоучительное – «Поучение Владимира Мономаха» (нравственное и политическое завещание). Хождения «Хождение игумена Даниила в Палестину». Самый известный литературный памятник домонгольской Руси — «Слово о полку Игореве» (призыв к единству Руси, против усобиц), о походе Игоря Святославовича на половцев (1185г.) |
Крестово-купольный стиль.
Памятники:
Памятники Владимиро-Суздальской земли:
|
Фреска- техника стенной живописи, воспроизведение рисунка по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде.
Мозаика- изображение, выполненное из набора цветных камней, мрамора, смальты. Иконы, самая почитаемая – Богоматерь с младенцем Миниатюра- красочная иллюстрация |
Книжная миниатюра и графика
Искусство миниатюры 17 в. достигло высокого уровня. В рукописном «Титулярнике» («Большая государственная книга, или
корень российских государей», 1672-1673) художники Иван Максимов и Дмитрий Львов изобразили русских и иностранных
властителей. В книге «Лекарство душевное» (1670) можно найти целый ряд чисто жанровых сценок патриархального сельского
быта, шумных дворцовых застолий.
Вместе с книгопечатанием в 17 в. развивается искусство гравюры на дереве, а затем на металле. Активно в граверных
работах принимал участие Симон Ушаков.
Русская живопись, успешно развивавшаяся в 17 в., оказала влияние на искусство украинского и белорусского народов, а
также на искусство Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья. Русские мастера приезжали для
росписи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию. Во многих местах Грузии занимались иконописью и живописью московские
художники, особенно известен алавердский Егорьевский монастырь — там работало наивысшее их число. Установились связи с
Арменией. В России нашел себе вторую родину армянин Иван Салтанов, зачисленный в Оружейную палату и ставший одним из
крупнейших русских художников 2-й половины 17 в.
Но новые прогрессивные веяния были еще не так сильны, чтобы радикально изменить направление культурного процесса. Но их
развитие создало предпосылки того перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.
Развитие научных знаний
В целом, в Московском государстве развивались, главным образом, те направления культуры и искусства, которые были связаны с нуждами государственными или религиозными, церковными. Параллельно с этим шло развитие и научных знаний. Стали появляться первые литейные мастерские на Руси. Появлялись и западные новинки.
Так, в 15 веке в Кремле были поставлены первые башенные часы. Приглашались специалисты-медики, и в Москве появилась первая аптека. В целом 15 — 16 века подарили нам огромное количество интересных, своеобразных памятников самых разных жанров искусства, архитектуры, живописи и других. Однако, по-прежнему были и проблемы. Не хватало русских мастеров, не хватало грамотных людей. Все это предстояло решать России еще в будущем.
Парсуна
После значительных преобразований в иконописи, начал формироваться портретный жанр. Поначалу он выполнялся в иконописном стиле и получил название «парсуна» (от латинского — персона, личность). Художники все больше работают с живой натурой, и парсуны становятся более реалистичными, лица на них приобретают объем.
В этом стиле написаны портреты Бориса Годунова, царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, цариц Евдокии Лопухиной, Прасковьи Салтыковой.
Известно, что при дворе работали и иностранные художники. Они тоже в значительной мере способствовали эволюции русской живописи.
Архитектура России XV-XVI вв.
XV-XVI века отмечены бурным развитием архитектуры и зодчества. После того, как последствия ига ослабли произошло разрушение рамок местных школ архитектуры. Вместе с появлением новых течений в архитектуре и строительстве, все чащи стали приглашать иностранцев с целью получения нового опыта. Чаще всего приглашали итальянцев, так как они считались признанными мастерами в архитектуре и строительстве. Они привнесли русскую архитектуру веяния Возрождения. В этот период началась реконструкция московского Кремля. В 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Больнье, Милане, Риме. Он создал Успенский собор в Московском Кремле (1475–1479). Собор уникален по причине того, что впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов. Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила «золотого сечения».
Успенский Собор Кремля. Автор Аристотель Фиораванти
Кроме того архитектор известен тем, что участвовал в походах на Новгород, Казань и Тверь как начальник артиллерии и военный инженер. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и – на много лет раньше – Италии.
В период XV – XVI вв. были возведены такие шедевры архитектуры как Успенский собор, Благовещенский собор и колокольня Ивана Великого.
Архитектуру 15-16 столетий следует охарактеризовать как новаторский, так как тогда появилась особенность русского зодчества называемая «шатровый стиль». В данном стиле построены такие шедевры, как храм Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади.
Строительство развернулось не только в столице, но и по всей России. Были возведены кремли в Туле, Серпухове, Коломне, Нижнем Новгороде.
В первой половине XVI века было построено новое укрепительное сооружение, которое опоясало ремесленную часть столицы, которая носила название Китай-город. Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен.
Живопись во время ордынского ига (13-15 вв.)
Монголо-татарское нашествие пагубно сказалось на живописи, как и на других видах искусства. 13 век — наиболее глухая
пора в истории русского искусства. Живопись заметно огрубела. Даже Новгород Великий, не затронутый татарами, испытал
временный упадок культуры. Например, икона «Иван, Георгий и Василий» (13 в.) отличается грубой манерой письма, тела
столпообразны и плоски, краски наложены монохромно, яркими пятнами. В конце 13 — начале 14 вв. в Новгороде начинается
оживление культурной жизни. Мрачный дух монументальной живописи был присущ и искусству других русских земель в Москве,
Твери, Пскове, во Владимире, Рязани, Ярославле, Нижнем Новгороде, так как иконопись постоянно испытывала воздействие
суровой действительности. Драма жизни порождала драму в искусстве.
Предпосылки развития стилевых особенностей живописи
Живопись Древней Руси как самостоятельный тип художественного декорирования храмов оформилась после того, как на эту территорию после привезли свой иконописный опыт приглашённые византийские мастера. Поэтому многочисленные настенные росписи и фрески первых христианских храмов домонгольского периода неразличимы по русскому и византийскому происхождению.
В теоретическом плане прекрасно иллюстрирует иконопись, живопись Древней Руси Успенский Собор Киево-Печёрской Лавры, работы в котором принадлежат кисти византийских мастеров. Сам храм не сохранился, однако о его внутреннем декорировании известно по описанию, зафиксированном в 17 веке. Приглашённые иконописцы остались в монастыре и положили начало обучению своему ремеслу. Преподобные Алипий и Григорий были первыми русскими мастерами, вышедшими из этой иконописной школы.
Таким образом, искусство, иконопись, живопись Древней Руси ведёт свою теоретическую и методическую преемственность от древних знаний восточных мастеров.
Ранние иконы новгородской школы
Развитие древнерусской живописи на этом этапе было связано с переработкой и усовершенствованием киевских традиций. Церковь все строже относилась к изображению образов и соблюдению канонов, боролась с языческими тенденциями, диктовала свои правила. А мастера вопреки всему все-таки умудрялись привнести в живопись черты народной древнеславянской культуры.
Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный
Поэтому новгородская икона кажется несколько грубоватой, архаичной и даже примитивной. Зато ее характеризуют звонкие, яркие краски. Святые и архангелы рисуются коренастыми и приземистыми, а сама новгородская икона становится плоскостной, линейной в отличие от светотеней и переливов, которыми была богата живопись Киевской Руси. Вместе с тем иконы новгородской школы XIII-XV веков являются классикой древнерусской живописи. В них проявилась одаренность народа, его мировосприятие, понимание ним красоты.
Самые знаменитые сохранившиеся иконы новгородской школы XII в.- это:
«Спас Нерукотворный» — икона новгородской школы древнерусской живописи (теперь хранится в Третьяковской галерее), она уже в ХІІІ веке считалась святыней и выступала образцом для написания других живописных произведений.
Стены храма Успения Богородицы
- Икона Петра и Павла из Софийского собора Новгорода (ХІ в.) хранится в Новгородском музее;
- Святой Георгий. Сохранились два изображения: одно в полный рост (сейчас хранится в Третьяковской галерее), а другое — полуфигурное (находится в Успенском соборе Московского Кремля);
- «Знамение» (ХII в.): икона, которая хранится в Новгородском Софийском соборе. Эмоциональность и душевная открытость на изображении свидетельствуют о местных художественных традициях в живописи;
Новгородским иконам, как и монументальной настенной живописи, свойственны жизнелюбие и радостная атмосфера. Росписи церкви Успения Богородицы на Волотовом поле – явление не менее выдающееся, чем иконы.
Русская культура первой половины XVIII века
образование | наука | театр | литература | быт | архитектура | живопись |
1. «Арифметика» Магницкого;
2. «Грамматика» Смотрицкого; 3. «Букварь» Поликарпова; 4. «Первое учение отрокам» Прокоповича. 1708-1710 г.- реформа алфавита, гражданский шрифт. 1714г.- указ: уклонившиеся от службы дворяне не имели права жениться. Создание: 1.цифирные школы; 2.Навигацкая школа (1701г.), Я. Брюс; 3.Морская школа (1715г.); 4.Инженерная школа; 5.Медицинская школа(1707г.); 6.Артилерийская школа; 7.Указ о создании Академии наук и художеств(1724г.), первое научное заседание прошло в 1725г. |
1.Нартов создал
токарно-копировальный станок; 2.1706г.- аптекарский огород- основа ботанического сада; 3. 1707г.- первый госпиталь; 1718г. – отечественные хирургические инструменты; 4.1724г.- подводная лодка (Никонов) 5.1714г. – Кунсткамера-первый естественно-научный музей. 6.В Сухаревской башне Я. Брюс открыл обсерваторию. 7.Камчатские экспедиции Беринга и Чирикова, подтвердили наличие пролива между Азией и Америкой. |
1702г. – общедоступный театр, строительство «Комедиальной хламины» | 1.Тредиаковский- первая ода4.Кантемир (сатирик)
«К уму своему» (защита петровских преобразований); 2.1703г.- газета «Ведомости»; 3.1714г.- библиотека; 4. «Юности честное зерцало» (правила хорошего тона). Публицистка. Ф. Прокопович- «Правда воли монаршей», «Слово о власти и чести царской». Идея: право монарха на неограниченную власть. И.Посошков «Книга о скудости и богатстве» |
Ассамблея – бал, устраиваемый в домах знати.
1700-новое летоисчисление |
Барокко: -монументальность;-пышность;
изогнутость линий фасада;-обилие колонн, статуй.Памятники: -Собор Петропавловской крепости (Трезини, Земцов); -здание 12 коллегий ( проект Трезини, Земцова); -Кунсткамера: Земцов, Кьявери Маттарнови. -Адмиралтейство (началось строительство при Петре); -Зимний дворец, Смольный собор (Растрелли) |
Никитин «Пётр на смертном ложе»;
Матвеев «Автопортрет с женой» |
Исторические предпосылки развития самобытного стиля архитектуры и живописи Древней Руси
Живопись Древней Руси как памятник дохристианской культуры неизвестна современным учёным, а скульптура этой эпохи представлена всего несколькими деревянными изваяниями идолов. Так же ситуация обстоит и с архитектурными памятниками дохристианской Руси, скорее всего, по причине того, что они были созданы из дерева и не сохранились на сегодняшний день.
Живопись на Руси начала переживать своё бурное развитие в 10 веке, когда после внедрения в использование на территории Руси славянской азбуки Кириллом и Мефодием стал возможен обмен опытом между русскими и византийскими мастерами, которых приглашал после 988 года в русские города князь Владимир.
В начале 11 века ситуация в политической и социальной сферах древнерусского государства сложилась таким образом, что языческая религиозная составляющая начала насильно выводиться правящим сословием из всех сфер общественной жизни. Таким образом, архитектура и живопись Древней Руси начали своё развитие именно из влившегося в эту среду византийского наследия.
Русская культура первой половины XIX века
Наука и образование. | Литература. | Архитектура. | Живопись, скульптура. | Театр | Музыка. |
1811г.- Царскосельский лицей;
география: -1803-1806гг. Лисянский, Крузенштерн- кругосветная экспедиция(побережье Тихого океана, о. Сахалин, Камчатка);1807-1809-Головнин, Курильские острова; Головнин – глава Русского географического общества; -1819-1821гг. Беллинсгаузен, Лазарев- открыта Антарктида; -1821-1824гг. – Литке; Северный Ледовитый океан; -1848-1849 Невельской- доказал, что Сахалин-остров. Зинин- синтез анилина; -Якоби – электромотор, гальванопластика; -Шиллинг – электромагнитный телеграф; Черепановы – первая ж/д и паровоз; Металлография- Аносов, Неевклидова геометрия- Лобачевский; Струве – Пулковская обсерватория |
-романтизм- Жуковский («Людмила»);
-реализм – Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Журналы: -«Отечественные записки»: Некрасов Салтыков-Щедрин, -«Современник»: Пушкин -«Северная пчела»: Булгарин. -«Полярная звезда»: Рылеев, Бестужев. |
Стили:
-классицизм; -ампир- опора на художественное наследие Греции и Рима; монументальность, обилие декоративных украшений и военной эмблематики. -эклектика – произвольное сочетание разных стилей. Памятники: Росси: Сенат, Дворцовая площадь, Михайловский дворец (ампир); Бове: Манеж, Большой театр (ампир); Воронихин: Казанский собор, Горный институт (ампир); Захаров: Адмиралтейство (ампир); Жилярди: здание Опекунского совета (ампир); Тон: Большой Кремлёвский дворец, Храм Христа Спасителя (русско- византийский ); Монферран: Иссакиевский собор, Александровская колонна (эклектика). Тома де Тамона: Биржа |
-портреты:
Тропинин: «Пушкин»; Кипренский: «Пушкин»; -исторический жанр: Брюллов: «Последний день Помпеи», «Всадница»; Иванов: «Явление Христа народу»; Бытовой жанр: Венецианов: «Жатва», «На пашне», «Гумно»,«Пастушок»; Федотов «Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Анкор, ещё анкор!», «Завтрак аристократа» Тропинин « Кружевница»; Скульптура: Клодт – «Укрощение коня» на Аничковом мосту; Мартос – памятник Минину и Пожарскому |
-1824г.- Малый театр;
-1832г.- Александринский театр актёры: Щепкин, Мочалов, Каратыгин |
Глинка «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), «Руслан и
Людмила», «Патриотическая песня»; Даргомыжский- «Русалка»; Алябьев, Варламов, Гурилёв – романсы |
Живопись конца 15 -16 веков
Политическая и идейная обстановка конца 15-16 вв. сказалась на развитии живописи. Крупнейшим представителем московской
школы живописи последней четверти 15 — начала 16 вв. был Дионисий — любимый художник Ивана III (ок. 1440-1502/1503).
Современники называли его художником, «пресловущим паче всех», т.е. знаменитейшим. Ему принадлежат ряд икон, часть
фресок Успенского собора Московского Кремля, роспись собора Рождества богородицы Ферапонтова монастыря. Его работам
свойственны утонченный рисунок, изысканный колорит, пышная декоративность. Они пронизаны настроениями торжественной
праздничности, светлой радости, созвучными духу времени.
Для живописи 16 в. характерно расширение круга тем, возрастание интереса к нецерковным темам из всемирной и особенно
русской истории. Все большее влияние на идейное содержание живописи оказывала официальная идеология. А прославление и
возвеличивание царской власти и церкви становилось основной темой творчества мастеров, выполнявших заказы великого князя
и митрополита.
Официальная государственная идея об исторической преемственности власти московских князей от князей владимирских и
киевских, а через них — от византийских императоров воплотилась в росписи Благовещенского собора, которая была выполнена
под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь изображены византийские императоры и императрицы и наиболее чтимые
русские князья. Эта же идея отражалась во множестве росписей того времени, но не дошедших до нас.
В середине 16 в. в Москве была написана большая, длиной в 4 м, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию
Казани — реальному историческому событию. На ней изображено торжественное шествие «победоносного воинства» во главе с
царем Иваном Грозным. Среди воинов — князь Владимир с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и
другие прославленные князья-военачальники. Впереди на крылатом коне летит предводитель «небесного воинства» архангел
Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Навстречу летят ангелы. Войско встречает
богоматерь с младенцем. Идейный замысел этой аллегории — подчеркнуть значение религии и церкви, истолковать военный
успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов — как служение православию.
С возвращением интереса к историческим темам связано развитие жанра исторического портрета, хотя изображение реальных
лиц носило условный характер. Так в Благовещенском соборе (1563-1564) наряду с изображениями московских князей помещены
изображения «античных мудрецов» — Аристотеля, Гомера, Вергилия, Плутарха и др.
Церковь понимала большое значение в утверждении официальной идеологии и опасалась еретического вольномыслия в иконописи,
поэтому она стремилась к регламентации живописи, к подчинению ее определенным канонам. Вопросы живописи рассматривались
на церковных соборах. Стоглавый собор 1551 г. принял постановление о введении лицевых иконописных подлинников —
трафаретов для изображения святых и целых композиций. Иконописцы должны были писать с древних образцов. Специальные
старосты из «нарочитых мастеров» обязаны были следить за соблюдением всех этих требований. Собор 1554 г. вынужден был
узаконить символико-дидактический жанр, разделив живопись на два вида: «письмо бытейное» (традиционные евангельские и
библейские сюжеты) и «письмо притчам» (композиции на темы притч, житий святых, литургических песнопений).
Регламентация художественного творчества, подчинение его церковным канонам отрицательно сказались на развитии живописи.
Однако полностью этот процесс церковь контролировать не могла. И в этих сложных условиях новые веяния пробивали себе
дорогу, хотя и с большим трудом. Более заметны они в творчестве мастеров, связанных с посадскими кругами, и в первую
очередь в городах среднего Поволжья — Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде. Шел процесс накопления элементов нового
направления в живописи, которое отчетливо проявило себя в следующем, 17 столетии.