Популярность и признание
Музыка Сергея Рахманинова пользовалась огромной популярностью и признанием как в России, так и за ее пределами.
В 1897 году Рахманинов дебютировал как дирижер, и его музыкальный талант был сразу замечен. Он стал всемирно известен благодаря своему музыкальному стилю, который сочетал в себе яркие эмоции, глубокую лирику и неповторимую технику исполнения.
Работы Рахманинова пользовались особой любовью публики и были исполняемы по всему миру. Его концерты всегда собирали полные залы, а его композиции стали классическими произведениями мировой музыкальной культуры.
Рахманинов также активно выступал как дирижер и пианист. Его выступления всегда вызывали безудержные овации и восторженные отзывы критиков.
Популярность Сергея Рахманинова продолжает расти и в наши дни. Его музыка остается неподвластной времени и вызывает восхищение слушателей по всему миру.
Творческая характеристика
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г.Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Великие русские композиторы: Сергей Рахманинов (часть 1)
Свою повесть о пианистах-виртуозах нельзя продолжить без упоминания о Рахманинове. Он родился в далеком девятнадцатом веке, точнее, весной 1873-го года, и за свою жизнь успел оказать влияние не только на русскую классическую музыку, но и на музыку всего мира.
Сергей Рахманинов в детстве
Родился Сергей Васильевич Рахманинов в усадьбе Семеново, в дворянском роду Рахманиновых. Последний брал свое начало из далеких времен и определенно принадлежал к числу знатных. Отец Сергея Рахманинова был из дворян Тамбовской губернии, и его род вел своими корнями к внуку молдавского царя, Стефана Великого.
Мать Рахманинова была дочерью генерала, а вот дед известного композитора сам был музыкантом и брал уроки у Джона Филда. Он вполне успешно выступал с концертами по русским городам, таким как Тамбов, Москва и Петербург. И по сей день сохранились записи его произведений. Например, «Прощальный галоп», написанный им для игры на фортепиано в четыре руки.
Родитель же Сергея, Василий, хоть и был талантлив и музыкально грамотен, но все же играл исключительно как любитель, а не как профессионал.
Тем не менее, Сергей Васильевич Рахманинов уже с раннего детства проявлял исключительный интерес к музыке. Так уж повелось, что самые известные музыканты и композиторы являются по сути таковыми лишь из-за того, что не оставили любовь своей юности, свою первую страсть. Ну и конечно же, в ряде случаев, все становилось реальным именно благодаря родителям музыкантов.
Так было и с Рахманиновым. Сначала уроки игры на фортепиано давала ему мать, а потом приглашали учительницу музыки. Благодаря ее поддержке, молодому Рахманинову удалось вскоре поступить в младшее отделение консерватории Санкт-Петербурга. Вот только мальчик частенько прогуливал занятия, а потому учеба шла из рук вон плохо. И после заседания семейного совета его было решено перевести в Московскую консерваторию.
И вот так случилось, что несколько лет Рахманинов провел в частном пансионе Николая Зверева. Среди воспитанников заведения были и Александр Николаевич Скрябин, и многие другие известные музыканты. Примерно в тринадцатилетнем возрасте мальчик познакомился с Петром Ильичом Чайковским, часто бывающим в пансионе. Тот еще во время обучения юного Сережи предрек ему великое будущее.
Так понемногу юноша продолжал свое обучение, а позже стал заниматься по классу композиции. В девятнадцатилетнем возрасте – в мае 1892 – он окончил консерваторию по классу пианино и в том же году опубликовал свою первую оперу. Это была опера «Алеко», его дипломная работа по мотивам произведения Пушкина, получившая столь высокую оценку, что ею даже заинтересовался, а позже включил в свой репертуар Большой театр. Так и получилось, что он закончил консерваторию с большой золотой медалью.
Чего только не сделаешь ради денег?! И преподавателем станешь, например, в Мариинском женском училище. В возрасте двадцати четырех лет Сергей Рахманинов стал дирижером Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова. Там он проработал всего один сезон, но и за это крайне недолгое время успел сделать вклад в развитие русской оперы.
Молодой Рахманинов
Но вот его Первая симфония едва стала последней в его карьере. По большей части это произошло из-за не самого удачного исполнения, но немалую роль также сыграло и новаторство произведения. По некоторым соображениям, именно его необычность стала причиной провала.
Сам Рахманинов крайне переживал из-за происшествия. Вследствие этого его постиг творческий кризис, и ему потребовалась помощь опытного психиатра, чтобы вновь начать сочинять музыку.
Кстати, Сергей Рахманинов был одним из наиболее известных пациентов Николая Владимировича Даля, но и помимо него к услугам этого знаменитого специалиста по гипнозу прибегали многие представители мира искусства. По крайней мере, ему удалось вывести Сергея из тяжелой депрессии.
Курс лечения оказался настолько успешным, что свое второе произведение Рахманинов посвятил своему врачу. Да, звездный был доктор. Ну и список пациентов впечатляет: Шаляпин, Скрябин и Станиславский – одни эти имена уже чего стоят! Но, как и следовало ожидать, долго этот доктор не мог проработать в социалистической России, и в 1925-ом году был вынужден эмигрировать.
Личная жизнь
Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон. Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим. Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.
Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар
После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля. Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим. А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.
С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар
В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет — Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины. Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий. Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».
Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар
Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев — Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.
С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар
Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.
Биография знаменитостей – Сергей Прокофьев
Детство
Родился Сергей Прокофьев 23 апреля 1891 года. Родина Сергея – село Сонцовка в Екатеринославской губернии (теперь Донецкая область). Родители Сергея были образованными людьми: Сергей Алексеевич, его отец, избрал профессию агронома, Мария Григорьевна (мама) имела музыкальное образование.
Мальчик получил музыкальный дар от мамы, которая передала ему не только умение играть на фортепиано, но и поощряла желание сына сочинять музыку. Она записывала все произведения, сочиненные Сергеем. В десять лет молодой сочинитель пишет свои первые оперы. Через год родители с подачи композитора С.Танеева, оценившего способности мальчика-композитора, посылают его брать теоретические уроки у Р.М. Глиэра.
Талант Прокофьева проявился в юном возрасте – в 10 лет он уже пишет свои первые оперы
Начало творческого пути Сергея Прокофьева
В тринадцать лет Сергей начинает учебу в консерватории в Санкт-Петербурге. Выдающиеся музыканты стали его педагогами: Римский-Корсаков, Лядова, Есипова и другие. В консерватории Сергей Прокофьев изучает различные направления музыкальной культуры, совершенствует свое композиторское мастерство и талант исполнителя пианиста. За игру на рояле его отмечают медалью и премией. Далее он осваивает еще один музыкальный инструмент – орган.
Карьера Сергея Прокофьева
Сергей продолжает сочинять музыку. Его талант оценивают, и в 1911 году издают музыкальные произведения композитора Прокофьева. Он стал создателем своего стиля в музыке. Его произведения отличались гармоничностью и звучали сверхмощно. В основу своего стиля композитор положил дисгармонию звучания духовых и струнных инструментов. Часто слушатели не понимали музыку Прокофьева, резкие звуки, по сравнению с привычной классической музыкой, вызывали отторжение.
Сергей Сергеевич много работает и добивается огромного успеха
1918 год стал для Прокофьева переломным – он принял решение уехать из страны. Поклонники таланта Сергея Сергеевича находятся в Америке, в Европе, в Японии, где он исполняет свою музыку. В СССР композитор вернется почти через десять лет, приезжая с выступлениями. В 1936 году Сергей Прокофьев со своей семьей приезжает в Москву, где остается жить. Еще несколько лет ему удается выезжать за рубеж с выступлениями.
В 1930-е годы музыка композитора стала плавной, мелодичной, почти исчезли резкие переходы. Появляются балет, оперы и много других интересных композиций. Выдающаяся музыка композитора прозвучала в фильмах: «Иван Грозный», «Александр Невский», оставив свой след в кино.
В 1941-1945 года Прокофьев много сочиняет. Появляется балет «Золушка». В 1847 году он становится Народным артистом РСФСР. В 1948 году Прокофьев получает порцию серьезной критики. Ранее сочиненная им опера «Повесть о настоящем человеке» оказалась не отвечающей требованиям социалистической действительности.
В следующем году у Прокофьева начались проблемы со здоровьем. Врачи запрещали трудиться, но, несмотря на запреты, он верен своему призванию, по-прежнему занимается музыкой.
Умер Прокофьев в 1953 году 5 марта. Фасад дома композитора в Москве украшает мемориальная доска. Из его увлечений стоит упомянуть шахматы. Он хорошо играл, говоря, что шахматы помогают ему в сочинительстве музыки.
В память о Прокофьеве создан музей, его имя присваивают музыкальным школам, оркестрам, конкурсам исполнителей музыки. Его профиль есть на почтовой марке и памятной монете. О Сергее Прокофьеве и его творчестве сняты документальные фильмы.
Личная жизнь Сергея Прокофьева
Первая жена Сергея Прокофьева – испанка Лина Кодина. Имел сыновей Святослава и Олега. Второй супругой композитора стала Мендельсон Мира Абрамовна.
Семья Сергея Прокофьева
Сказки С.Прокофьева для детей
Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок.
На создание детских композиций Прокофьева вдохновляли известные литературные произведения, среди которых:
- «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци,
- «Золушка» Шарля Перро,
- «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок» П. П. Бажова и др.
Чтобы достучаться до сердца ребенка, Прокофьев использовал различные музыкальные жанры.
Основные из них:
- опера,
- балет,
- симфония.
Несмотря на серьезную классическую форму, «сказочная» музыка Прокофьева вполне доступна для детского восприятия.
«Любовь к трем апельсинам»
Опера, созданная по мотивам сказки Карло Гоцци – одно из первых произведений Прокофьева, написанных для детей. В основе сюжета – история, произошедшая в карточном королевстве.
Юного наследника престола охватил тяжкий недуг – он утратил способность радоваться жизни. Бедного юношу не могли исцелить даже лучшие врачи королевства.
Тем временем враги принца, мечтавшие о троне, задумали коварный план. К воплощению замысла подключаются злые колдуны и ведьма.
Магические чары пробуждают в юноше любовь к 3 апельсинам, которые растут в саду волшебницы-великанши.
Принц добывает желанные плоды. Открыв один из них, он встречает свою возлюбленную.
Несмотря на присутствие «темных» персонажей, основной мотив оперы – веселый, оптимистичный, отражающий мировосприятие автора.
«Золушка»
Широко известная балетная постановка, созданная по мотивам сказки Шарля Перро в 1945 году.
Главная героиня, Золушка, все свое время проводит за работой. При этом терпит нападки со стороны сестер и злой мачехи.
Имея отзывчивое сердце, она помогает нищенке, которая оказывается доброй Феей. В знак благодарности волшебница отправляет девушку на бал в королевский дворец.
Там в Золушку влюбляется принц, и спустя некоторое время бедная служанка становится принцессой.
Музыкальный фон, как и сам сюжет – яркий, динамичный, пронизан светлым жизнеутверждающим мотивом.
Произведение живо перекликается с историческими событиями того времени. Оптимистичные ноты звучат, как призыв к возрождению после Великой Отечественной войны.
«Петя и волк»
Это симфоническая сказка, в которой музыкальное оформление переплетается с рассказом чтеца.
Главное действующее лицо – пионер Петя. Он спасает птичку от кошачьих лап и помогает охотникам поймать злого волка.
Каждый персонаж озвучен определенным музыкальным инструментом. Автор использует следующую раскладку:
- Петя – струнная группа,
- Птичка – флейта,
- Утка – гобой,
- Кошка – кларнет,
- Волк – валторны,
- Дедушка – фагот,
- Охотники – большой барабан, литавры.
Построенная на простом сюжете, сказка повествует о дружбе и взаимопомощи. Героический поступок Пети – пример того, как должен поступать каждый человек.
Кроме музыкального таланта, Прокофьев имел бесценный дар – смотреть на жизнь глазами ребенка. Такое видение мира отразилось на всем его творчестве – добром и лучезарном, как детская улыбка.
Творчество
Творческая биография Сергея Рахманинова началась все в том же 1888 году. Еще в период студенчества он слыл зрелым, вполне готовым к самостоятельному творчеству музыкантом. В период своего обучения в консерватории он написал множество крупных произведений.
Наибольшую известность Рахманинову принесли Первый фортепианный концерт, а также Прелюдия до-диез минор. Кроме них, Сергей Васильевич готовил романсы, пьесы.
Сергей Рахманинов. Фотография начала 1890-х годов
Ближе к концу своего обучения Рахманинов написал оперу «Алеко». Литературной базой для творческого эксперимента начинающего композитора стала пушкинская поэма «Цыганы».
Дипломная работа Сергея Васильевича была принята очень тепло. О произведении высоко отзывался сам Петр Чайковский. Он был настолько поражен оперой Рахманинова, что выхлопотал для нее постановку в Большом Театре.
Более того, известный мэтр хотел добиться, чтобы произведение внесли в постоянный репертуар подмостков. Однако сделать этого не успел, поскольку немногим позже скоропостижно скончался.
Муслим Магомаев. Каватина Алеко из оперы С.Рахманинов»Алеко»
Опера «Алеко» была полноценным, зрелым произведением, которое как нельзя лучше отражало творческий настрой и потенциал создателя. Известно, что увидев плоды трудов Рахманинова, Зверев простил своего ученика.
Разумеется, наставники из консерватории тоже остались довольны творчеством подопечного. В 19 лет Сергей Васильевич вышел из стен учебного заведения с золотой медалью как композитор и пианист.
Несмотря на все успехи, триумф оперы и широкое признание московской публики, денег у Рахманинова катастрофически не хватало. Музыка прокормить его не могла.
Чтобы подзаработать композитор устроился преподавателем в женские институты. Активно репетиторствовал, давал частные уроки. Впрочем, по собственному признанию очень не любил это дело.
Так продолжалось почти 4 года. В 24 молодой человек получил приглашение стать дирижером в Московскую частную оперу. Надолго его не хватило, Рахманинов проработал всего один сезон. Однако за очень короткий срок прославился. Здесь же композитор познакомился с Федором Шаляпиным, легендой русской песни.
Сергей Рахманинов с собакой Левко на мостках у реки Хопёр близ имения Красненькое. 1899 год
В 1897 году Рахманинов решил попробовать свои силы в столице. Это было непредсказуемое мероприятие. Московская публика знала и любила, практически боготворила Сергея Васильевича. У него был большой кредит доверия.
В Санкт-Петербурге молодого и талантливого композитора никто не знал. Познакомить искушенную публику с творчеством Рахманинова взялся А.К. Глазунов. Однако премьера Первой симфонии оказалась настоящей катастрофой.
Сам дирижер был неопытным, а музыка Сергея Васильевича — слишком новаторской для своего времени.
Провал оказался грандиозным. Рахманинова ругали на все лады. О его творчестве негативно отзывались критики и другие композиторы. Особенно болезненным стало негативное мнение Римского-Корсакова, которого тот знал лично.
Сергей Рахманинов, 1910-е годы
После катастрофической премьеры Рахманинов надолго впал в депрессию. В течение нескольких лет до самого начала нового столетия он ничего не писал и большую часть времени лежал дома. Лишь изредка вставал, чтобы дать частные уроки и получить заслуженные деньги.
Выкарабкаться из депрессии и тяжелого состояния композитор смог лишь благодаря стараниям известного психотерапевта Николая Даля.
В 1901 году Рахманинов Сергей Васильевич вернулся «в строй». Он написал Второй фортепианный концерт. Произведение ознаменовало новую веху творчества музыканта. Выйдя из затяжного кризиса, Сергей Васильевич устроился в Большой театр, стал дирижером. Выступал в качестве исполнителя, пианиста.
Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано — Ван Клиберн
В середине 10-х годов прошлого века Рахманинов отправился за границу. Он посетил Италию, какое-то время жил в немецком Дрездене.
К концу десятилетия талантливый композитор и исполнитель отправился в большое турне по Соединенным Штатам и Канаде, где его очень тепло встретили.
В 1909 уже зрелый и опытный музыкант Рахманинов подготовил Третий фортепианный концерт.
Рахманинов, Концерт № 3 для фортепиано — Ван Клиберн
Вернувшись из-за границы в Москву, Сергей Васильевич много и часто выступал. Новые впечатления позволили ему активно сочинять. У мэтра открылось второе творческое дыхание. Он заслужил статус одного из крупнейших музыкантов Российской Империи.
Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова
Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве. Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.
Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.
Особенности творчества
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.
Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).
Центральное произведение этого периода грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.
В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.
Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:
Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «РУССКОГО ГЕНИЯ».