Близкое окружение юного Толстого
Алексей Алексеевич много времени уделял воспитанию Алеши, прививая ему самые важные качества благородного человека. Когда Алеша повзрослел, Перовский перевез сестру и племянника в Петербург. В столице мальчик познакомился с Пушкиным, Жуковским, Рылеевым и другими выдающимися людьми своего времени.
В биографии Алексея Толстого имела место дружба с будущим российским императором Александром II. Мальчики были товарищами по играм. Они быстро нашли общий язык и на всю жизнь сохранили теплые отношения.
В 1827 году Перовский устроил своей семье поездку в Германию. Там он познакомил Алешу с великим Гете. Мальчик даже получил от писателя подарок – обломок бивня мамонта, который он трепетно хранил всю жизнь.
Спустя несколько лет дядя показал Алеше Италию. Южная страна с ее богатейшей культурой настолько очаровала мальчика, что он долгое время оставался под сильным впечатлением от увиденного.
Творчество Алексея Константиновича Толстого
Первые произведения («Семья вурдалака” и «Встреча через триста лет”) Толстого были на французском языке, написанные во время проживания в Германии. Позже они были доступны и для русской аудитории. Первая книга выходит в свет в 1841 году и имеет название «Упырь”, при ее написании писатель обращается к воспоминаниям, в особенности к времени, проведенному в обществе будущего наследника престола.
Во время службы с 1842 по 1846 Толстой ищет себя в поэзии, выпуская стихотворение «Серебрянка” в газете, а также пробует собственные силы в прозе, пишет очерки. В 1847 году Алексей Константинович начинает создавать русские баллады, даже планирует написать роман о княжеской жизни.
После официальной отставки все больше углубляется в литературу, становясь автором сатирических произведений, исторического романа «Князь Серебряный”, драматургической трилогии «Смерть Иоанна Грозного” и психологической новеллы в стихотворной форме «Средь шумного бала, случайно…”.
За всю свою жизнь Алексей Толстой создает множество хлестких произведений, рассказывающих о современной жизни, поэтому большинство сатирических творений, высмеивающих власть и политические устои, были опубликованы посмертно.
Профессиональные достижения и награды Толстого Алексея Константиновича
Толстой Алексей Константинович — известный российский математик и механик, член-корреспондент АМС СССР. Он является автором более чем 80 научных статей и книг, среди которых книга «Метод разделения переменных в задачах теории упругости».
В 1962 году Толстой А.К. был удостоен звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации. В 1988 году ему была присуждена высшая научная награда России — Государственная премия СССР за цикл научных работ по механике сплошных сред и устойчивости оболочек.
Кроме того, Толстой А.К. являлся активным участником научных конференций и симпозиумов как в России, так и за ее пределами. Он также был профессором и заведующим кафедрой на Механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Удостоен звания заслуженного деятеля науки Российской Федерации (1962)
- Лауреат Государственной премии СССР (1988)
- Профессор и заведующий кафедрой на Механико-математическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова
Толстой А.К. сделал значительный вклад в развитие математики и механики как науки, а также в обучение будущих математиков, механиков и инженеров в России. Его работы по сей день остаются актуальными и оспариваемыми в научном сообществе.
2. Тема природы
А.К. Толстому свойственно необычайно тонкое ощущение красоты родной природы. Он умел уловить самое характерное в формах и красках природы, ее звуках и запахах.
Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.
В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность.
Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма.
В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.
2 стр., 837 слов
Урок 85 Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения «Родная деревня»
… чувства вкладывает поэт в название стихотворения? – Какие стихи о родной деревне у других поэтов вы знаете? Чем они схожи со стихотворением Габдуллы Тукая? 7. Выразительное чтение стихотворения «Книга». 8. … III. Практическая деятельность: сравнительный анализ стихотворений о малой родине План сравнительного анализа (примерный) 1. Чем отличается настроение в этих стихотворениях? 2. Какие мысли и …
В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира. («Ой стоги, стоги»)
Многие лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими композиторами. Чайковский высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными.
Толстой — внешность и характер
Алексей всегда отличался богатырским сложением и недюжинной силой. В детстве во время игр и шалостей он часто возил наследника престола (который был лишь на полгода младше него) на плечах, а возмужав, мог голыми руками завязать узлом кочергу или разогнуть подкову.
Современники описывали графа Алексея Толстого как веселого жизнерадостного человека, непримиримого правдолюбца, для которого его слово и честь были высшим мерилом искренности. Безусловно, особым талантом писателя было его чувство юмора, в чем не приходится сомневаться даже тем, кто не был знаком с ним, но читал его произведения.
Портрет Алексея Константиновича. Художник Антуан Пьер Шарль Фавар
Во многом легкостью, покладистостью и жизнелюбием он обязан именно братьям матери, таким же неугомонным шутникам. Исследователи жизни А.К. Толстого выяснили, что мальчику, когда он подрос, было рассказано о его происхождении и графе К.П. Толстом. Долгое время он никак не общался с отцом, избегая его. Однако незадолго до смерти родителя наладил с ним отношения и даже помогал ему материально. Матушку свою он тоже уважал и всегда считался с ее мнением. Так, даже на любимой женщине он женился лишь спустя 12 лет после знакомства, отчасти и потому, что мать не хотела принимать невестку. И только после смерти матери писатель обвенчался с возлюбленной.
Алексей Константинович Толстой ~ биография: баловень судьбы, объявший необъятное
Биография Алексея Константиновича Толстого могла бы быть совсем банальной. Этот потомственный дворянин родился и вырос в таких условиях, что мог вполне себе спокойно всю жизнь предаваться забавам и удовольствиям. Но талант и сила мысли не давали «лежать на печи», подталкивая писателя к размышлениям и творчеству. Конечно, можно сказать и так, что литературное наследие А.К. Толстого не слишком велико – собрав все вместе, насчитаем пять или шесть томов. Но при этом писал он и стихи, и прозу, добиваясь высокой художественной выразительности в совершенно разных жанрах: стихотворения, поэмы, бытовые и исторические романы, юмористические и фантастические произведения.
Алексей Константинович Толстой — происхождение
Родился Алексей Константинович в августе 1817 года в Санкт-Петербурге. В очень знатной и состоятельной семье: его отцом был граф Константин Петрович Толстой, который, помимо знатного происхождения и знаменитой фамилии, имел также солидное состояние и весомое положение в обществе, занимая должность советника Государственного ассигнационного банка.
Матушка Алексея, Анна Перовская, рождённая вне брака, тем не менее получила блестящее образование и была обеспечена богатым приданым. Её отец в своё время занимал высокие государственные посты, был и сенатором, и министром. Кроме нее у графа Разумовского было еще 10 внебрачных детей, которые воспитывались все вместе и всю жизнь поддерживали тесную связь с друг с другом.
Ольга Алексеевна Жемчужникова, ур. Перовская (1798—1833), внебрачная дочь А. К. Разумовского.
Спустя шесть недель после родов, мать Алексея Толстого навсегда покинула супруга и перебралась к братьям, которые и помогли ей воспитать и «поставить на ноги» сына. Причина, по которой мать будущего писателя оставила мужа, до сих пор остается неясной.
Тема
В центре повествования — описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.
Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей
Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.
Детство
Никто не знает, как сложилось бы детство Алексея, останься мать и отец вместе. Но то, что в действительности получилось – получилось очень недурно.
Большое участие в судьбе юного графа принимал брат матери Алексей Перовский. Именно его перу принадлежит первое в русской литературе авторское произведение для детей — сказка «Черная курица», она написана специально для любимого племянника (вспомните, главного героя там как раз зовут Алёша).
К. П. Брюллов. Портрет писателя Антония Погорельского. 1836
Мальчик получил разностороннее домашнее образование, с подачи дяди-писателя с детства пристрастился к чтению и в целом к литературе, в совершенстве знал несколько иностранных языков, чему способствовали многочисленные зарубежные поездки вместе с матерью и дядей.
Высокое положение их фамилии и талант членов семьи открывали многие двери. Так, Алексей еще в юности лично познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, во время путешествия по Германии общался с Гёте, в Италии был представлен художнику Карлу Брюллову. Когда сыну исполнилось десять, Анна Перовская-Толстая вместе с братом возвращаются в Петербург, где Алёша был представлен императорской семье и тотчас подружился с цесаревичем – будущим императором Александром II. Эта дружба сохранилась на всю жизнь.
Егор Ботман. Портрет Александра II (фрагмент). 1856. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Алексей Константинович Толстой
Толстой Алексей Константинович (1817/1875) — русский писатель, поэт,
публицист. Основные произведения Толстого нередко посвящены важным
историческим событиям Российского государства и связаны с проблемой власти
(« Князь Серебряный», «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Борис» и др.). Многими
поэтическими сочинениями Толстого были увлечены русские композиторы, которые
писали на их основе свои романсы. Литературная деятельность выдуманного
автора Козьмы Пруткова (над образом и творчеством которого также работали
братья Жемчужниковы) принадлежит по большей части именно Толстому.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 297.
Краткая хроника жизни
24 августа (5 сентября) 1817 — А. К. Толстой родился в
Петербурге в семье графа К. П. Толстого. После
развода родителей вместе с матерью и дядей жил в
их родовом имении в Черниговской губ.
1827 — совершил путешествие за границу,
посещение Гете.
1834 — служба в Московском архиве Министерства
иностранных дел. Знакомство с Гоголем
(у Жуковского).
1837 — служба в русской миссии при германском
сейме во Франкфурте-на-Майне.
1840 — служба в отделении Его Императорского
Величества канцелярии, которое занималось
вопросами законодательства. 1843 — придворное
звание камер-юнкера.
1841- издание фантастической повести «Упырь»
под псевдонимом «Краснорогский». Повесть
заслужила благожелательный отзыв
Белинского.
Начало 50-х гг. — возникновение Козьмы
Пруткова — созданной Толстым и его двоюродными
братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми
сатирической маски тупого и самовлюбленного
бюрократа Николаевской эпохи.
1851- постановка комедии А. К. Толстого и Алексея
Жемчужникова «Фантазия», впоследствии
включенной в собрание сочинений Пруткова.
Зима 1850-51 — знакомство А. К. Толстого с Софьей
Андреевной Миллер (брак — 1863 год, после
официального развода Софьи Андреевны с мужем).
Начало 50-х — сближение с Тургеневым,
Некрасовым, Анненковым, Панаевым,
Писемским и др.
Конец 50-х — написано около 2/3 всех лирических
стихотворений, работа над драматической поэмой
«Дон Жуан» и «Князем Серебряным».
1857 — отход от «Современника», сближение
со славянофилами, дружба с
И. С. Аксаковым. (Впоследствии отрекся от
славянофилов и неоднократно высмеивал их
претензии на представительство подлинных
интересов русского народа.)
1861 — отставка.
1863-69 — написание драматической трилогии
(«Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор
Иоаннович», «Царь Борис»).
1867 — выход сборника стихов, подводившего
итог более чем 20-летней творческой работы.
1875 27 сентября — А. К. Толстой умер в своем имении.
Другие биографические материалы:
Воспитывался матерью и ее братом (Русские
писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).
В нём рано пробудились литературные интересы (Энциклопедический
словарь Русской цивилизации).
Его прадед — последний малороссийский гетман
Кирилл Разумовский (Большая энциклопедия русского народа).
Первую свою книгу он выпустил в под псевдонимом
Краснорогский (Сурмина И.О., Усова Ю.В. Самые знаменитые
династии России. Москва, «Вече», 2001).
Зовет ли обратно он прежний покой Иль совесть
навеки хоронит? (Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,
сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013).
Далее читайте:
Николай БОГДАНОВ.
«В
одну любовь мы все сольемся вскоре…». (Михаил Булгаков и граф Алексей Константинович Толстой).
— 11.12.2007
Сочинения:
Полн. собр. соч. Т. 1—4. СПб., 1907—08;
Стихотворения. , 1936;
Собр. соч. Т. 1—4. М., 1963—64;
Собр. соч. Т. 1—4. М., 1969.
4. Тема истории России
Основными жанрами в исторической лирике А.К.Толстого являлись баллады, былины, поэмы, трагедии. В этих произведениях развернута целая поэтическая концепция русской истории.
Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).
Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой нравственностью и религиозностью. Высок был и международный престиж Руси.
Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой» образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.
9 стр., 4343 слов
От Руси к России (XIII-XVII вв.)
… что лишило Орду возможности непосредственно регламентировать внутреннюю жизнь русских княжеств. Вместе с тем, несмотря на отдельные уступки, степень зависимости Руси от золотоордынских ханов оставалось еще очень сильной. Последствия … точки зрения. Они полагают, что начало нового периода мировой истории следует отнести к рубежу XV — XVI веков. В это время в жизни европейского общества происходили …
Монголо-татарское нашествие повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести, возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.
Все эти процессы он относил в первую очередь к периоду правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.
XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому и современные российские порядки подвергались критике со стороны поэта.
Толстой включал в свои произведения образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)
Любимым жанром поэта была баллада
Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ — это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»).
Эпоха правления этого царя — это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.
Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.
3. Сатира и юмор
Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Толстого. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга.
Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова — самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара. Толстой и Жемчужниковы составили биографию вымышленного горе-литератора, выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.
От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.
Афоризмы Пруткова пошли в народ.
Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми сатирическими жанрами А.К. Толстого были: пародии, послания, эпиграммы.
Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством. Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н. Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая…» и др.), и на государственный порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).
Самым известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868).
В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра II. Алексей Константинович дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:
Земля наша богата
Порядка ж снова нет.
Алексей Константинович Толстой — личная жизнь
Алексей Константинович был богат, здоров и вполне симпатичен, поэтому успехом у дам он пользовался всегда. В юности у писателя были непродолжительные романы, которые, однако, ничем серьезным не оканчивались. И только в 1951 году, когда графу шел 35-й год, его сердце поразила стрела Амура. Он влюбился в Софью Андреевну Миллер-Бахметьеву. Молодая женщина ответила ему взаимностью.
София Андреевна Бахметева (1827-1895) — супруга графа А. К.Толстого
Однако на пути влюбленных было много препятствий. Во-первых, Софья Андреевна была замужем, однако это был обычный для тех времен «необходимый брак», когда молодую девушку родители выдавали замуж за состоятельного мужчину, особо не спрашивая ее согласия. Во-вторых, матушка графа Толстого была против такого семейного союза сына
Хотя, впрочем, она вообще не особо жаловала невест Алексея, предпочитая не делить внимание любимого сына ни с кем.
В итоге влюбленные долгое время вынуждены были видеться лишь урывками. И только спустя 12 лет после знакомства, когда у Алексея Константиновича ушла в мир иной мать, они обвенчались. По воспоминаниям современников, союз Алексея Толстого и Софьи Бахметьевой был счастливым с первого и до последнего дня.
Краткий анализ
История создания
— Стих написан в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.
Тема стихотворения
– Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви. Композиция
– Композиция произведения простая, состоит из двух частей
В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части — читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви
Композиция
– Композиция произведения простая, состоит из двух частей. В первой части описаны эмоции лирического героя после знакомства с очаровательной молодой женщиной, во второй части — читатели узнают, насколько сильными были переживания лирического героя, готового сделать признание в любви.
Жанр
– Любовная лирика.
Стихотворный размер
– Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.
Эпитеты
— «шумный», «мирской», «звонкий
».
Олицетворения
— «тайна покрывала
».
Сравнения
– «дивно звучал, как звон отдаленной свирели
».
Инверсия
– «часы одинокие», «стан тонкий
».
Ранняя жизнь и профессиональная карьера
Толстой Алексей Константинович родился в 1883 году в богатой знатной семье. Его отец был московским производителем шампанского, а мать — дочерью купца. С детства Алексей был очень творческим и увлекался живописью. В конце 1800-х годов он поступил в Московскую живописную академию, где занимался под руководством выдающихся мастеров своего времени.
Несмотря на успехи в живописи, Толстой вскоре начал проявлять интерес к другим видам искусства. Он увлекался литературой, музыкой и театром. Свой первый роман он написал в 1908 году и получил за него приз на литературном конкурсе. В ближайшие годы он продолжал писать и выпускал книги регулярно.
- 1908 год — «Боярин Карамзин»
- 1911 год — «Тысяча душ»
- 1914 год — «Охота на кабана»
- 1919 год — «Семья без билетов»
Но помимо литературной деятельности, Толстой продолжал заниматься и другими видами искусства. Он обучался в Учебно-исследовательском институте киноискусства и работал на студии «Мосфильм». В 1932 году он стал действительным членом Академии художеств СССР и был удостоен множества наград и званий.
Творческий путь Толстого был долгим и интересным. Он оставил после себя огромный вклад в историю не только литературы, но и живописи и киноискусства.