Краткая биография сергея прокофьева для детей

Биография прокофьева

Самое экстравагантное сочинение Прокофьева

Определенно, это Кантата “К XX-летию Октября”, написанная для гигантского состава (симфонический оркестр, военный оркестр, оркестр аккордеонов, оркестр шумовых инструментов).

В либретто, составленное П. П. Сувчинским и самим композитором, вошли тексты классиков марксизма-ленинизма – Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина (последнее имя, естественно, не указано в Нотографическом справочнике под редакцией Семена Шлифштейна, вышедшем в 1962 году, в разгар антисталинской кампании Никиты Сергеевича Хрущёва).

Прокофьев, во-первых, несколько “улучшил” (для более благозвучного произнесения) тексты, на которые полагалось дышать и молиться; во-вторых, оперировал обычным для себя современным музыкальным языком. Бродящий по Европе призрак коммунизма (1-я часть) напоминает об “Огненном ангеле”, “Философы” (2-я часть) вызывают ассоциации с кантатой “Семеро их”. И так далее.

Зря, конечно, Прокофьев так поступил, – сочинение было воспринято как издевательство и легло на полку. Не вдаваясь в историю редактирования и создания версий сочинения, укажем, что самая полная состоит из 10 номеров (6 – для хора и оркестра, 4 симфонических эпизода) и заканчивается “Конституцией” (фрагменты речи Сталина 1936 года).

Премьера в усеченном виде (без двух “сталинских” частей, но с повторением в качестве 9-й части хора “Философы” – такова была изначальная идея Прокофьева) под управлением Кирилла Кондрашина прошла в апреле 1966 года; полной версии – в 1984 году.

Балеты прокофьева.

Балеты зарубежного периода

Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1915–1920) начал создаваться в России и был завершен за рубежом. Либретто написано композитором. Это шесть картин по русской народной сказке, взятой из сборника А.Н. Афанасьева. По жанру это комедийный балет в народном духе. Претворение в музыке национальной образности не привело композитора к использованию народных мелодий: он без «цитирования» воспроизводит русские народные жанры – плясовые и хороводные. Музыкальные характеристики персонажей русской сказки плакатны, как в народном балагане. Отдельные ситуации стремительно раскручивающегося сюжета представляются музыкой изобразительного характера, иногда даже с элементами натурализма. Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1921).

Балет «Трапеция» (1924) отражает тенденцию французского искусства 20-х годов ХХ в. к демократизации академических жанров, к сближению с жизнью индустриального города. Отсюда и слияние «академического» балета с «площадным» цирком. Опыт Прокофьева в этом плане ( трапеция – акробатический снаряд) близок балетным произведениям Д. Мийо. Музыка «Трапеции» вошла в Квинтет оп. 39.

Балет «Стальной скок» (1925) воплощает тему индустриализации Советской России. И этот балет создавался по инициативе Дягилева. Замысел принадлежит художнику Якулову, который наблюдал процесс социалистического строительства. Он совместно с композитором написал либретто.

По жанру «Стальной скок» – агитационный плакатный дивертисмент, несущий на себе печать театрализованных представлений с музыкой, характерных для Советской России начала 20-х годов. В балете 11 номеров, которые группируются в две картины (№ 1–6 и 8–11). Они соединяются сценой, которая делает частью спектакля то, что обычно скрывают от зрителей. Эта сцена называется «Перемена декораций».

Действие 1-й картины происходит на вокзале. На сцене – мешочники, продавцы ирисок и папирос, комиссары и оратор, наконец, появляются два ведущих персонажа – Матрос в браслете и Работница.

Во 2-й картине отражена индустриальная романтика. Главные номера в ней «Фабрика» и «Молоты» – яркий образец урбанизма в музыке. Современников поражала их ликующая токкатность и звончатость, основанная на остинатности «вращающихся» фигур. Возникала иллюзия работающих механизмов.

Музыкальные характеристики персонажей несколько шаржированы. Основные жанровые прототипы музыки – частушки и фабричные песни. По мнению Асафьева, в музыке «Стального скока» великолепно схвачено и отражено все жизненно сильное и волевое, что можно услышать в русских плясовых напевах песенно-лирической и частушечной формаций в ее лучших образцах.

Балет был впервые поставлен труппой Дягилева в Париже (1927). На основе музыки балета сделана оркестровая сюита, в которую вошли четыре номера: «Явление участников», «Комиссары», «Матрос в браслете и Работница», «Фабрика».

Балет «Блудный сын» (1928) написан по мотивам евангельской притчи (общеизвестная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»). В музыке этого балета появляются новые черты: некоторая экономия средств – «графичность» письма, использование лейтмотивов (как и в завершенной одновременно опере «Огненный ангел»), создание поэтичного, изысканного лирического образа (№ 3 – «Красавица»). Балет был поставлен в Париже (1929). Музыка этого балета использована композитором в его Четвертой симфонии.

Последний балет зарубежного периода творчества – «На Днепре» (1930) – памяти Дягилева. Основа либретто, написанного после создания музыки, – драма «треугольника», которая раскрывается в 2-х картинах, включающих танцевальные и мимические сцены. Балет был поставлен в Париже (1932).

Все балеты Прокофьева зарубежного периода творчества – одноактные. Почти все они написаны на либретто, созданные композитором или при его самом активном участии (за исключением «Блудного сына»). Все балеты различны по жанровому наклонению: народно-сказочный и грубовато-комедийный «Шут», «цирковая» «Трапеция», «индустриальный» «Стальной скок», лирико-драматический «Блудный сын».

Болезнь и смерть

Возвращение Прокофьева стало его триумфом и трагедией. С одной стороны, СССР и лично Сталин сразу подняли его на флаг пропаганды. Он шесть раз становился лауреатом Сталинской премии (из них трижды – в течение 1946 года). Он пишет музыку к историческим кинофильмам Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», которые имеют бешеную популярность.

Но в 1948 году Сергей Прокофьев вместе с целым рядом других виднейших советских композиторов (Шостаковичем, Мясковским, Поповым, Шебалиным, Хачатуряном), обвиненными в так называемом «формализме в искусстве», становится объектом политических гонений. На Первом съезде композиторов СССР 1948 года Сергей Прокофьев подвергся жесткой критике, причем главными обвинителями выступали близкий друг музыканта Борис Асафьев и композитор Тихон Хренников.

Такая травля подорвала здоровье композитора, страдавшего гипертонией. В последующие годы он много и тяжело болел, почти не выходя из квартиры или не покидая дачи. Но при этом, даже до смерти, он продолжал писать музыку.

Сергей Прокофьев скончался в 61 год. Композитор умер во время работы над произведением в день смерти Сталина — 5 марта. Следовательно, новость о его смерти появилась позже

Поговаривают, что даже в этом Прокофьеву не удалось быть первым, ведь все внимание было направлено на прощание с вождем

Творческое наследие композитора – это 130 музыкальных произведений, среди которых 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов для оркестра, которые вошли в сокровищницу мировой музыки.

Лучшие произведения и мировое признание

С 1918 до 1936 года биография композитора Прокофьева повествует о его американском периоде жизни. Сергей Сергеевич воспринял Октябрьскую революцию спокойно, так как никогда не принадлежал ни к белому, ни к красному движению. Он эмигрировал в поисках нового вдохновения.

Добившись признания по ту сторону океана, композитор возвращается на родину. Во время Великой Отечественной войны он не прекращает работу, его лучшими произведениями на этот момент становится балет «Золушка», опера «Война и мир» и «Пятая симфония». «Пятая», наравне с «Седьмой симфонией» Шостаковича, считаются важнейшими произведениями, созданными в период Отечественной войны. Отрывок из «Пятой симфонии» Прокофьева в исполнении симфонического оркестра можно увидеть ниже.

В 1948 году Сергей Прокофьев, наравне с другими авангардными композиторами, такими как Шостакович и Хачатурян, был раскритикован за «формализм и футуризм» Комитетом по делам искусств, после чего были запрещены многие произведения Сергея Сергеевича. Но к счастью, Иосиф Сталин очень интересовался творчеством и биографией Прокофьева, а потому в 1949 году, по личному приказу вождя, запрет был снят, а действия Комитета — строго осуждены.

Краткая биография сергея прокофьева самое главное для детей. Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Прокофьев – знаменитый русский композитор . Родился Сергей Сергеевич 11 апреля 1891 года, в селе Красное. Сегодня это село часть Донецкой области.

Отец его — Сергей Алексеевич был ученым агронимом. Мать — Мария Григорьевна была родом из крепостных Шереметева. Хорошо играла на пианино.

Музыкой Сергей Прокофьев начал заниматься с раннего детства. Он даже сочинял произведения: пьесы, вальсы, песенки. А в 10 лет написал две оперы: «На пустынных островах» и «Великан». Родители Прокофьева стали брать частные уроки музыки для сына.

Будучи тринадцатилетним мальчиком, Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию. Учителями Сергея Прокофьева в столице, стали такие известные музыкальные деятели, как Римский-Корсаков , Есипова, Лядов.

В 1909 году Прокофьев окончил консерваторию, как композитор, а отучившись еще пять лет — получил образование пианиста, золотую медаль и премию Рубенштейна.

В 1908 году Прокофьев начал выступать как пианист, через три года появились его первые нотные публикации, а еще через два года Прокофьев отправился на зарубежные гастроли.

Музыкальные критики называли Сергея Сергеевича музыкальным футуристом. Дело, в том, что он был сторонником шокирующих средств выразительности.

Музыка Сергея Прокофьева, на раннем этапе его творчества, обладает всесокрушающей радостной энергией. Однако этому творчеству не чужда и простая, стеснительная лирика.

Во многих своих произведениях, Сергей Прокофьев старается отобразить, так называемую общительность музыкального языка, показать богатство контрастов.

Творчество композитора представляет собой симбиоз лирики, юмора, иронии. Прокофьев пишет музыку для балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», а так же несколько романсов на слова Анны Ахматовой .

В начале 1918 года Сергей Прокофьев покидает свою Родину . Четыре года композитор жил в Америке, потом уехал в Париж. В эмиграции композитор плодотворно и кропотливо работал. Плодами его трудов стали опера «Любовь к трем апельсинам», концерт номер 3 для фортепьяно с оркестром, соната номер пять для фортепьяно и многие другие.

В 1927 году Прокофьев дает гастроли в СССР. Концерты в Москве, Киеве, Харькове и Одессе имели огромный успех. После этого, гастроли Прокофьева в «бывшей Родине» участились.

В 1936 году Сергей Сергеевич возвращается в Россию, композитор остался жить в Москве. В этом же году закончил работу над балетом «Ромео и Джульетта». В 1939 году Прокофьев представил публике кантату «Александр невский». На 60-летие Сталина, он написал кантату – «Здравица».

В годы Великой Отечественной Войны , композитор написал балет «Золушка», а также несколько потрясающих симфоний. Особое место занимает опера по роману Л.Толстого «Война и мир».

Не стало Великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева 5 марта 1953 года. Умер знаменитый деятель культуры в один день с товарищем Сталин ым, поэтому его смерть прошла для общества почти не заметно. В 1957 году Прокофьеву, посмертно, была присуждена Ленинская премия.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из самых известных русских композиторов 20 века.

Николай Андреевич Римский-Корсаков Николай Римский-Корсаков – один из величайших русских композиторов 19 века. Имя его имеет

Сергей Васильевич Рахманинов В 19 веке Российская Империя бурно развивалась. Активно проходили реформы Александра II, общество

Помните! Через века, через года помните! Прокофьев Александр Николаевич Помните! Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придет никогда, — помните!

Санкт-Петербургская Консерватория Консерватория в Санкт-Петербурге является одним из старейших музыкальных учебных заведений России.

Эмиграция и возвращение в СССР

Революцию 1917 г. Прокофьев не принял, кратко заявив, что это дичь и резня, и уехал в длительное мировое турне. Большой славы за рубежом он не снискал, но в эти годы им было написано много важных произведений:

  • балет «Шут»;
  • концерты № 3 и № 5 для ф-но с оркестром;
  • балет и симфоническая сюита «Блудный сын»;
  • опера и симфоническая сюита «Любовь к трём апельсинам»;
  • балет и симфоническая сюита «На Днепре»;
  • оперы «Огненный ангел», «Игрок»;
  • балет и симфоническая сюита «Стальной скок» и другие.

В 1923 г. в Германии композитор женился на каталонской певице Лине Кодине. В 1924-м в семье появился на свет сын Святослав, а в 1928-м — Олег.

В 1936 г. по просьбе руководства СССР Прокофьев с семьёй вернулся в Москву, где ему было предоставлено жильё класса люкс с прислугой. Появилось огромное количество заказов. Были созданы:

  • Второй концерт для скрипки с оркестром;
  • цикл детских пьес для ф-но;
  • симфоническая сказка «Петя и волк»;
  • музыка к фильмам «Пиковая дама», «Александр Невский», «Котовский»;
  • музыка к спектаклям «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Гамлет»;
  • опера и симфоническая сюита «Семён Котко»;
  • балет «Золушка»;
  • опера «Война и мир»;
  • Пятая симфония и другие.

Кроме музыкального таланта, Сергей Прокофьев имел талант писателя, о чём свидетельствуют его дневники, рассказы, либретто и автобиография. Также современники отмечали яркие способности Прокофьева-шахматиста. Он с удовольствием разыгрывал партии со знаменитыми гроссмейстерами, а однажды выиграл у самого Касабланки

Важное место в жизни Прокофьевых занимала «христианская наука», в которой композитор находил внутреннюю опору

В 1938 году Сергей Прокофьев познакомился с литератором Мирой Мендельсон, а в 1941 женился на ней. Для Лины Ивановны сообщение о разводе обернулось трагедией. В 1949 году она был репрессирована как одинокая иностранка в СССР и вышла на свободу только в 1956. Всё это время их сыновья были предоставлены самим себе.

Прокофьев интересные факты. Сергей Прокофьев — интересные факты из жизни

Сергей Прокофьев с детства воспитывался на музыке. Его мать часто исполняла при нем произведения Шопена и Бетховена. Его первым наставником по музыке была его мать, она хорошо играла на пианино. Представляем интересные факты о Прокофьеве.

Биография

Есть некая путаница, связанная с датой рождения композитора. Сам он утверждал, что родился 23 апреля. Однако, по официальным источникам известно, что день его рождения 27 апреля 1981 года. Был единственным сыном у родителей. Первую пьесу сочинил, когда ему было 5 лет. В семье родители активно занимались образованием Сергея: отец обучал его математике, а мать – немецкому и французскому языкам. Был учеником Н. А. Римского-Корсакова. Будучи студентом консерватории, изучал композицию, музыкально-теоретические дисциплины, фортепиано и дирижирование

Чуть позже получал уроки по классу органа

По словам некоторых знакомых, Сергей всегда любил привлекать к себе внимание и мог странно одеваться. Отличался резкостью и дерзостью высказываний, не боялся сказать правду в лицо. Временами мог резко высказываться о других композиторах

Его творчеством восторгался Маяковский. Любил шахматы и литературу

Временами мог резко высказываться о других композиторах. Его творчеством восторгался Маяковский. Любил шахматы и литературу

Играл в шахматы с именитыми личностями, как Э. Ласкер (немецкий шахматист), Д. Ойстрах (скрипач и дирижёр), Х. Р. Капабланка (кубинский шахматист), М. Эльман (советский скрипач) и С. Тартаковер (шахматист). Прокофьев утверждал, что игра в шахматы помогает ему в написании его произведений. Был лично знаком с Рахманиновым и Стравинским. Прокофьев немного злился из-за популярности Стравинского в Европе, а о Шостаковиче всегда высказывался резко. Первым шагом к популярности стало выступление на концерте клуба «Вечера современной музыки» — критики широко оценили творчество композитора, отметив, что он от части является «модернистом». На одном из вечеров представил свои произведения К. Дебюсси, который тогда посещал Россию. Довольно быстро заработал популярность. В свой первый заграничный тур он отправился спустя, буквально, 5 лет после своего первого выступления. Продолжая свою карьеру в качестве исполнителя, не раз сталкивался с жесткой критикой. Так, его Второй фортепианный концерт вызвал жесткий общественный резонанс и грубые высказывания в адрес композитора. Еще более жесткую критику получило его произведение «Скифская сюита». В определенный период своей жизни решает, что стоит ехать в Америку, чтобы продолжать там заниматься творчеством и давать концерты. В те времена он считал, что Америка — это то место, где жизнь бьет ключом, в то время, как в России полный застой. И он отправился. Гастролировал в Америке, Европе. Побывал с концертами в Японии. Одно из его первых выступлений во Франции окончилось полным провалом. Публика была недовольна. За рубежом больше выступал, как пианист, и меньше как дирижер. Первой его женой была Лина Кодина. В браке у них родилось двое сыновей: Олег и Святослав. Так как брак был заключен не на территории СССР, и не был заверен в консульстве – советской властью такой брак позже был признан недействительным. Второй его женой стала Мира Мендельсон. На ней он женился уже в СССР. За период его гастролей и путешествий он теряет советское гражданство в связи с окончанием срока командировочного удостоверения. Не служил в армии. Лишь спустя почти 20 лет странствий он с супругой вернулся на территории СССР, однако продолжал давать выступления за границей, но не часто. Наравне с другими известными композиторами (Шостакович, Мясковский, Хачатурян и др.) был обвинен советской властью в «формализме». Умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. По его завещанию, архивы о нем можно открыть и изучить только спустя 100 лет после его смерти – в 2053 году. Некоторые критики и исследователи в области музыки сравнивают творчество и деятельность Прокофьева с Чайковским, Моцартом и прочими именитыми личностями.

Интересные факты

  1. Редакция оперы «Игрок», написанная для Мариинского театра в 1916 году, так никогда и не была поставлена на его сцене. Премьера второй редакции состоялась только в 1991 году.
  2. При жизни Прокофьева в СССР были поставлены только 4 его оперы. При этом – ни одной в Большом театре.
  3. У Сергея Прокофьева остались две законных вдовы. За месяц до ареста Л. Прокофьевой, не дававшей ему развод то ли из соображений собственной безопасности, то ли по причине того, что искренне не хотела отпускать любимого человека, композитор женился повторно. Ему посоветовали воспользоваться юридическими нормами указа о воспрещении браков с иностранцами, признававшего церковный брак с Линой Ивановной, заключенный в Германии, недействительным. Прокофьев поспешил узаконить отношения с М. Мендельсон, тем самым подставив бывшую жену под удар советской репрессивной машины. Ведь она росчерком пера и против своей воли из жены Прокофьева превратилась в одинокую иностранку, поддерживающую отношения с другими иностранцами Москвы. По возвращении из лагеря, первая жена композитора в судебном порядке восстановила все свои супружеские права, в том числе на значительную часть наследства.
  4. Композитор был блестящим шахматистом. «Шахматы – это музыка мысли» — один из его самых известных афоризмов. Однажды ему даже удалось выиграть партию у чемпиона мира по шахматам Х.-Р. Капабланки.
  5. С 1916 по 1921 год Прокофьев собирал альбом автографов своих друзей, которые отвечали на вопрос: «Что вы думаете о солнце?». Среди ответивших – К. Петров-Водкин, А. Достоевская, Ф. Шаляпин, А. Рубинштейн, В. Бурлюк, В. Маяковский, К. Бальмонт. Творчество Прокофьева часто называют солнечным, оптимистичным, жизнерадостным. Даже место его рождения в некоторых источниках называют Солнцевкой.
  6. В биографии Прокофьева отмечается, что в первые годы выступлений композитора в США, его там  называли «музыкальный большевик». Американская публика оказалась слишком консервативной для понимания его музыки. Кроме того, у нее уже был свой русский кумир – Сергей Рахманинов.
  7. По возвращении в СССР Прокофьеву предоставили просторную квартиру в доме на Земляном валу, 14, где, в частности, проживали: летчик В. Чкалов, поэт С. Маршак, актер Б. Чирков, художник К. Юон. А также позволили привезти с собой синий «Форд», купленный за рубежом, и даже обзавестись личным водителем.
  8. Современники отмечали умение Сергея Сергеевича со вкусом одеваться. Его не смущали ни яркие тона, ни смелые сочетания в одежде. Он любил французские духи и дорогие аксессуары – например, галстуки, хорошие вина и изысканные блюда.
  9. Сергей Прокофьев 26 лет вел подробный личный дневник. Но после переезда в Советский Союз решил, что разумнее больше этого не делать.
  10. После войны Прокофьев в основном жил на даче в подмосковном поселке Николина гора, которую купил на деньги пятой сталинской премии. В Москве его домом были три комнаты в коммунальной квартире, где помимо композитора с супругой проживал и отчим Миры Абрамовны.
  11. Композитор часто включал в свои произведения фрагменты и мелодии более ранних работ. Среди примеров: — музыка балета «Ала и Лоллий», от постановки которого отказался С. Дягилев, переработана Прокофьевым в Скифскую сюиту; — музыка Третьей симфонии взята из оперы «Огненный ангел»; — Четвертая симфония родилась из музыки балета «Блудный сын»; — тема «Степь татарская» из картины «Иван Грозный» легла в основу арии Кутузова в опере «Война и мир».
  12. «Стальной скок» впервые увидел российскую сцену только в 2015 году, через 90 лет после его создания.
  13. Работу над дуэтом Катерины и Данилы из балета «Сказ о Каменном цветке» композитор закончил за несколько часов до своей смерти.
  14. Жизни С.С. Прокофьева и И.В. Сталина оборвались в один день, из-за чего о кончине композитора было объявлено по радио с опозданием, а организация похорон значительно затруднена.

Детство и учёба в консерватории

В конце 19 века была в Российской империи Екатеринославская губерния, а в ней Бахмутский уезд. Вот в этом уезде 23 апреля в 1891 году в селе, или, как тогда было принято называть, имении Сонцовка родился Сергей Прокофьев (ныне его родина больше известна всему миру, как Донбасс).

Его папа Сергей Алексеевич учёный-агроном, на момент рождения сына работал управляющим в имении у помещика. В семье до этого были рождены две девочки, но они умерли в младенческом возрасте

Поэтому мальчик Серёжа был очень долгожданным ребёнком и родители отдали ему всю свою любовь, заботу и внимание. Воспитанием практически полностью занималась мама мальчика Мария Григорьевна

Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне)

Мария Григорьевна тоже была пианисткой

Она из крепостного рода Шереметовых, где детей с раннего возраста обучали музыке и театральному искусству (причём не просто так, а на самом высоком уровне). Мария Григорьевна тоже была пианисткой.

Это и повлияло на то, что маленький Серёжа уже в 5 лет занимался музыкой, и постепенно в нём стал проявляться дар сочинительства. Он придумывал музыку в виде пьес и песенок, рондо и вальсов, а мама писала за ним. Как вспоминал композитор, самым сильным детским впечатлением для него оказалась поездка в Москву с мамой и папой, там они были в театре и слушали «Князя Игоря» А. Бородина, «Фауста» Шарля Гуно. Увидев «Спящую красавицу» П.Чайковского, мальчик вернулся домой просто одержимым скорее написать что-то подобное. Уже в десять лет он пишет два произведения под названиями «Великан» и «На пустынных островах».

Второй московский приезд Серёжи был в начале зимы 1901 года. Его слушал профессор консерватории Танеев С. Опытный педагог заметил талант у ребёнка и порекомендовал заниматься музыкой со всей серьёзностью и систематичностью. Летом в село Сонцовку приехал в будущем известный композитор Рейнгольд Глиэр. Он недавно окончил консерваторию, получил золотую медаль и по рекомендациям Танеева прибыл в имение. Он обучал маленького Прокофьева музыкальным теориям импровизации, гармонии, композиции, стал помощником в написании произведения «Пир во время чумы». Осенью Глиэр вместе с Марией Григорьевной, мамой Серёжи, снова повезли ребёнка в Москву к Танееву.

По поводу талантливого мальчика было принято решение, и Сергей становится учеником Петербургской консерватории. Его учителя – А.Н.Есипова, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, Н.Н. Черепнин. В 1909 году он заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 году как пианист. По окончании консерватории Прокофьев получил золотую медаль. А на выпускных экзаменах комиссия единогласно присудила ему премию им. А. Рубинштейна – рояль «Шредер». Но он не ушёл из консерватории, а продолжил заниматься по классу органа до 1917 года.

С 1908 года солировал, исполнял собственные произведения. После окончания консерватории Прокофьев впервые поехал в Лондон (такой подарок обещала ему мама). Там он знакомится с Дягилевым, который в то время устраивал во французской столице «Русские сезоны». С этого момента молодому музыканту открылась дорога в популярные европейские салоны. Его вечера с фортепиано имели в Неаполе и Риме огромный успех.

С детства характер Сергея не был простым, это даже нашло отражение в его ранних произведениях. Во время учёбы в консерватории он частенько эпатировал окружающих своим внешним видом, всегда старался захватить лидерство и находиться в центре внимания. Люди, знавшие его в те годы, отмечали, что он всегда выглядел особенно. У Прокофьева был отменный вкус, он очень красиво одевался, позволяя себе при этом яркие цвета и броские сочетания в одежде.

Много позже о нём скажет Святослав Рихтер:

«Однажды солнечным днём я гулял на Арбате и встретил необычайного человека, который нёс в себе силу и вызов, прошёл мимо меня как явление. Он был в ботинках ярко-жёлтого цвета и красно-оранжевом галстуке. Я не удержался, обернулся и посмотрел ему вслед. Это был Сергей Прокофьев».

Сказки С.Прокофьева для детей

Композитор обладал не только редким музыкальным даром, но и ребяческим видением окружающего мира. Поэтому значительная часть его сочинений написана по мотивам сказок.

На создание детских композиций Прокофьева вдохновляли известные литературные произведения, среди которых:

  • «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци;
  • «Золушка» Шарля Перро;
  • «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок» П. П. Бажова и др.

Чтобы достучаться до сердца ребенка, Прокофьев использовал различные музыкальные жанры.

Основные из них:

  • опера;
  • балет;
  • симфония.

Несмотря на серьезную классическую форму, «сказочная» музыка Прокофьева вполне доступна для детского восприятия.

«Любовь к трем апельсинам»

Юного наследника престола охватил тяжкий недуг – он утратил способность радоваться жизни. Бедного юношу не могли исцелить даже лучшие врачи королевства.

Тем временем враги принца, мечтавшие о троне, задумали коварный план. К воплощению замысла подключаются злые колдуны и ведьма.

Магические чары пробуждают в юноше любовь к 3 апельсинам, которые растут в саду волшебницы-великанши.

Принц добывает желанные плоды. Открыв один из них, он встречает свою возлюбленную.

Несмотря на присутствие «темных» персонажей, основной мотив оперы – веселый, оптимистичный, отражающий мировосприятие автора.

«Золушка»

Главная героиня, Золушка, все свое время проводит за работой. При этом терпит нападки со стороны сестер и злой мачехи.

Имея отзывчивое сердце, она помогает нищенке, которая оказывается доброй Феей. В знак благодарности волшебница отправляет девушку на бал в королевский дворец.

Там в Золушку влюбляется принц, и спустя некоторое время бедная служанка становится принцессой.

Музыкальный фон, как и сам сюжет – яркий, динамичный, пронизан светлым жизнеутверждающим мотивом.

Произведение живо перекликается с историческими событиями того времени. Оптимистичные ноты звучат, как призыв к возрождению после Великой Отечественной войны.

«Петя и волк»

Это симфоническая сказка, в которой музыкальное оформление переплетается с рассказом чтеца.

Главное действующее лицо – пионер Петя. Он спасает птичку от кошачьих лап и помогает охотникам поймать злого волка.

Каждый персонаж озвучен определенным музыкальным инструментом. Автор использует следующую раскладку:

  • Петя – струнная группа;
  • Птичка – флейта;
  • Утка – гобой;
  • Кошка – кларнет;
  • Волк – валторны;
  • Дедушка – фагот;
  • Охотники – большой барабан, литавры.

Построенная на простом сюжете, сказка повествует о дружбе и взаимопомощи. Героический поступок Пети – пример того, как должен поступать каждый человек.

Кроме музыкального таланта, Прокофьев имел бесценный дар – смотреть на жизнь глазами ребенка. Такое видение мира отразилось на всем его творчестве – добром и лучезарном, как детская улыбка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: